Закон осаго фз 40

Статья 18. Право на получение компенсационных выплат

1. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие:

а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности;

в) неизвестности лица, ответственного за причиненный потерпевшему вред;

г) отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, из-за неисполнения им установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию.

2. Компенсационная выплата в счет возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего, осуществляется в случаях, если страховое возмещение по обязательному страхованию не может быть осуществлено вследствие:

а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);

б) отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности.

2.1. Компенсационная выплата в счет возмещения страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в счет страхового возмещения, осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 14.1 настоящего Федерального закона.

3. На территории Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на получение компенсационных выплат наравне с гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами.

4 — 5. Утратили силу с 1 марта 2008 года. — Федеральный закон от 01.12.2007 N 306-ФЗ.

6. Иск по требованию потерпевшего или страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, об осуществлении компенсационной выплаты может быть предъявлен в течение трех лет.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 18 Закона об ОСАГО

1. Понятие компенсационных выплат содержится в абз. 13 ст. 1 комментируемого Закона. По своей правовой природе компенсационные выплаты представляют собой гарантийные платежи, назначаемые в пользу потерпевших в тех случаях, когда выплата страхового возмещения в силу ряда объективных причин не представляется возможной.

Значение компенсационных выплат не может быть сведено к созданию гарантийных механизмов в рамках профессионального объединения страховщиков. В случаях, предусмотренных подп. «в» и «г» п. 1 комментируемой статьи, профессиональное объединение страховщиков (Российский союз автостраховщиков, сокращенно — РСА), созданное в силу прямого указания Закона, выступает в качестве субъекта, осуществляющего самостоятельную деятельность по возмещению вреда потерпевшим. Действительно, страховые организации не производят выплат при причинении вреда транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности, а также при неизвестности причинителя вреда, следовательно, назначение компенсационных выплат по данным основаниям преследует социально значимые цели, направлено на решение проблем материальной защищенности пострадавших в результате ДТП в целом.

В то же время обязательство РСА перед потерпевшим является самостоятельным, профессиональное объединение не может рассматриваться как правопреемник страховой организации, неспособной осуществить выплату страхового возмещения по причине введения процедур банкротства или отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, — ни в материально-правовом, ни в процессуально-правовом смысле. Обязанности страховщика по выплате страхового возмещения не переходят к РСА — напротив, РСА несет самостоятельную обязанность в части компенсационных выплат. Как следует из п. 3.3 Устава РСА, Союз не отвечает по обязательствам своих членов, а члены РСА несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример: П. обратился в суд с заявлением о замене ответчика на стадии исполнения судебного решения о взыскании с ЗАО СК «РСТ» страховой выплаты в счет возмещения утраченного заработка и дополнительных расходов на лечение. Заявление было мотивировано невозможностью исполнения решения суда по причине ликвидации должника. Определением суда произведена замена ЗАО СК «РСТ» на РСА — суд полагал, что, поскольку у потерпевшего возникло право на получение компенсационной выплаты, РСА следует рассматривать в качестве правопреемника указанной страховой компании.

Отменяя данное Определение на основании частной жалобы РСА, судебная коллегия исходила из того, что, хотя в случае банкротства страховой компании потерпевший действительно имеет право обратиться в профессиональное объединение страховщиков, возникающие при этом отношения не могут быть охарактеризованы как правопреемство. ЗАО СК «РСТ» не была реорганизована в форме преобразования, выделения либо слияния с РСА либо путем присоединения к нему. Указанные организации являются самостоятельными, не находятся в подчинении друг друга, не являются филиалом либо представительством одного из них и существуют в той форме, в которой были созданы первоначально. П. не обращался в РСА за компенсационной выплатой. В то же время РСА не получал документов по аварии, обязательств по выплате страхового возмещения перед истцом не имел, не является страховщиком и не обладает лицензией на осуществление страховой деятельности (см. подробнее Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 6 августа 2013 г. по делу N 33-6399/2013).

2. Пункты 1 и 2 комментируемой статьи содержат основания, при наличии которых производятся компенсационные выплаты. Общими основаниями для всех видов страховых рисков являются отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности и применение процедур банкротства.

Как следует из ст. 32.8 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела», решение об отзыве лицензии принимается Банком России в двух случаях — как разновидность санкции при осуществлении страхового надзора, а также как процедурная мера на основании заявления страховщика, отказавшегося от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

В качестве санкции отзыв лицензии применяется:

— при неустранении страховщиком в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

— при неоднократном (в течение года) непредставлении или нарушении более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности, предусмотренной для страховых организаций;

— в случае если страховщик в течение трех месяцев со дня ограничения действия лицензии по соответствующему основанию не восстановил членство в РСА;

— в случае если страховщик в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной такой лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

— в случае если страховщик не выполнил требование об увеличении уставного капитала согласно измененному минимальному размеру уставного капитала для страховых организаций.

Решение об отзыве лицензии подлежит опубликованию в Вестнике Банка России в течение 10 рабочих дней со дня его принятия и вступает в силу со дня опубликования. Для страховой организации, в отношении которой принято решение об отзыве лицензии, основным правовым последствием является прекращение права заключать новые договоры страхования, а также вносить в действующие договоры изменения, влекущие за собой увеличение обязательств страховщика. Кроме того, принятие решения об отзыве лицензии налагает на страховщика ряд дополнительных обязанностей:

— принять решение о прекращении страховой деятельности;

— уведомить страхователей об отзыве лицензии (в течение месяца);

— исполнить обязательства, возникающие из договоров страхования, в том числе произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям (в течение шести месяцев);

— осуществить передачу обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) расторжение договоров страхования.

Системный анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что до истечения шести месяцев после вступления в силу решения об отзыве лицензии потерпевшему надлежит обращаться с заявлением о страховой выплате к соответствующему страховщику и лишь по истечении указанного срока — с заявлением о компенсационной выплате к РСА. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Пример: Р. обратилась в суд с иском к РСА о взыскании компенсационных выплат. Требования были мотивированы тем, что в результате ДТП, произошедшего по вине Б., ее автомобилю был причинен ущерб. Ответственность Б. была застрахована в ОАО «Страховая группа РА», у которого на момент обращения за страховой выплатой была отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности. В связи с указанными обстоятельствами Р. направила в РСА заявление о компенсационной выплате, однако получила, как полагает, необоснованный отказ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что на момент обращения Р. в РСА не истек шестимесячный срок, в течение которого ОАО «Страховая группа РА» обязано было произвести страховые выплаты по наступившим страховым случаям, в том числе и в пользу Р. Об иных обстоятельствах, влекущих за собой возникновение права на компенсационные выплаты (в частности, свидетельствующих о применении процедур банкротства в отношении ОАО «Страховая группа РА»), суду не заявлено. Истец не лишен права обратиться в РСА с требованием о компенсационной выплате по истечении установленного срока. Вышестоящей инстанцией решение оставлено в силе (см. подробнее Апелляционное определение Омского областного суда от 14 ноября 2012 г. по делу N 33-7162/2012).

Одновременно с отзывом лицензии Банк России назначает временную администрацию страховой организации по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Временная администрация инициирует применение процедур банкротства в отношении страховщика, а также предпринимает меры по обеспечению сохранности его имущества. Исключение из этого правила составляют случаи, когда процедуры банкротства введены в отношении страховщика до принятия решения об отзыве лицензии при наличии на то предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ оснований.

Банкротство страховой организации представляет собой неспособность таковой удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков:

1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам (включая требования о страховых выплатах и о выплате страховой части премии в связи с досрочным прекращением договора страхования) в совокупности составляет не менее чем сто тысяч рублей, и эти требования не исполнены в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения;

2) имеется не исполненное в течение четырнадцати дней с даты вступления в законную силу решение суда о взыскании со страховой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;

3) стоимость имущества (активов) страховой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств таковой перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;

4) платежеспособность страховой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.

При рассмотрении дела о банкротстве страховой организации применяются следующие процедуры:

— наблюдение — процедура, направленная на обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов;

Смотрите так же:  Заявление о выдаче уведомления о применении усн

— конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

— мировое соглашение — процедура, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Таким образом, в отношении страховщиков установлен сокращенный перечень процедур банкротства (исключаются финансовое оздоровление и внешнее управление). Кроме того, в случае возбуждения дела о банкротстве по заявлению временной администрации в связи невозможностью восстановления платежеспособности такой организации процедура наблюдения не применяется.

Следует иметь в виду, что перечень оснований для назначения компенсационных выплат, сформулированный в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Как отметил Верховный Суд РФ, ликвидация страховой организации или исключение ее из РСА порождают для потерпевших такие же правовые последствия, как и отзыв у страховщика лицензии, а именно невозможность получения страховой выплаты непосредственно со страховщика. На этом основании ликвидация страховой организации или исключение ее из РСА должны рассматриваться в качестве основания для производства компенсационных выплат применительно к подп. «б» п. 1 и подп. «б» п. 2 ст. 18 комментируемого Закона, т.е. как компенсационные выплаты в связи с отзывом лицензии у страховой организации (подлежит применению п. 1 ст. 6 ГК РФ об аналогии закона) (см. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10 апреля 2013 г.).

3. Согласно ст. 184.3 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации временная администрация изымает бланки строгой отчетности по всем видам деятельности и передает их на хранение в профессиональное объединение или иную имеющую возможность обеспечения их сохранности организацию. В абз. 2 п. 7.1 ст. 15 комментируемого Закона установлена ответственность страховщика за несанкционированное использование бланков страховых полисов в виде возмещения вреда, причиненного потерпевшему, за счет собственных средств в размере, определяемом по аналогии с размером страховой выплаты.

Как отмечалось выше (см. п. 1 комментария к данной статье), страховщику, у которого отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности, запрещается заключать новые договоры ОСАГО со дня вступления в силу соответствующего решения. Аналогичный запрет распространяется и на страховщиков, действие лицензий которых приостановлено (п. 4 ст. 32.6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1).

На практике актуальным остается вопрос о правовых последствиях нарушения страховщиками этих требований, сопровождающихся несанкционированным использованием бланков полисов ОСАГО, с точки зрения определения оснований для назначения потерпевшим компенсационных выплат.

Пример: Т. обратилась в суд с исковым заявлением к РСА о взыскании компенсационной выплаты. Ссылалась на то, что принадлежащему ей на праве собственности транспортному средству был причинен вред в результате ДТП, произошедшего по вине М., ответственность которого была застрахована в страховой организации ЗАО «СО «ЛК-СИТИ» (лицензия на осуществление страховой деятельности отозвана).

В ходе рассмотрения дела по существу было установлено, что ЗАО «СО «ЛК-СИТИ» в нарушение существующего запрета оформило Т. страховой полис после приостановления лицензии на осуществление страховой деятельности. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что заключенный договор ОСАГО не соответствует требованиям закона и является ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ, а следовательно, не порождает правовых последствий, связанных с осуществлением профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат (см. подробнее Апелляционное определение Московского городского суда от 28 июля 2014 г. по делу N 33-29980).

Таким образом, обязанность РСА произвести компенсационную выплату на основании подп. «б» п. 2 комментируемой статьи возникает лишь тогда, когда гражданская ответственность лица, ответственного за причинение ущерба, была застрахована по договору ОСАГО лицом, обладающим правовым статусом страховщика, при этом страховая выплата не может быть произведена. Между тем следует полагать, что в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевший не лишается права требовать назначения компенсационной выплаты по другому основанию — в соответствии с подп. «г» п. 1 комментируемой статьи, поскольку обязанность по страхованию своей гражданской ответственности причинителем вреда фактически не исполнена.

4. Новеллой комментируемой статьи является возложение на профессиональное объединение страховщиков обязанности осуществлять компенсационные выплаты в пользу страховщиков, исполнивших обязанность по прямому возмещению убытков. Вопросы участия профессионального объединения страховщиков в системе прямого возмещения убытков урегулированы в ст. 14.1 комментируемого Закона (см. также комментарий к данной статье).

5. Определенные особенности установлены в отношении реализации права на компенсационные выплаты в переходный период (с 22 июля 2014 г. до 1 января 2014 г.) функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя:

1) требования о компенсационных выплатах могут быть заявлены к РСА физическими лицами (выгодоприобретателями), имеющими место жительства на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, по страховым случаям, произошедшим до 16 марта 2014 г., но не урегулированным до указанной даты, а также произошедшим начиная с 16 марта 2014 г., в двух случаях — при неисполнении страховой организацией обязательств, вытекающих из договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, заключенного по законодательству Украины, а также в случае прекращения деятельности такой организации в переходный период;

2) РСА всегда приобретает право обратного требования к причинителю вреда или к вышеуказанной страховой организации;

3) компенсационные выплаты при причинении вреда имуществу потерпевшего производятся по основанию, предусмотренному подп. «г» п. 1 комментируемой статьи, — в связи с отсутствием договора страхования гражданской ответственности лица, причинившего такой вред.

6. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает специальный срок исковой давности для исков по требованию потерпевшего или страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков (три года). Однако в силу сложившейся практики данный срок не применяется в отношении потерпевших, заявляющих требования о компенсационной выплате в счет возмещения вреда жизни или здоровью, — суды распространяют на такие требования положения абз. 4 ст. 208 ГК РФ, согласно которому на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, исковая давность не распространяется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 6 ноября 2012 г. по делу N А40-130082/11-14-601).

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»»

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 17 марта 2017 года

Одобрен Советом Федерации 22 марта 2017 года

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293) следующие изменения:

а) в абзаце восьмом слова «(осуществить страховую выплату)» заменить словами «(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства)»;

б) в абзаце одиннадцатом слова «страховую выплату» заменить словами «страховое возмещение»;

в) в абзаце тринадцатом слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение», слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

г) в абзаце четырнадцатом слова «страховых выплатах» заменить словами «страховом возмещении», слова «по осуществлению выплат» заменить словами «по осуществлению страхового возмещения»;

д) в абзаце шестнадцатом слова «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты» заменить словами «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания»;

е) дополнить абзацем следующего содержания:

«договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

2) в пункте 5 статьи 4 слова «страховой выплаты по обязательному страхованию» заменить словами «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона,»;

3) в пункте 2 статьи 5:

а) в подпункте «г» слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда»;

б) дополнить подпунктом «е» следующего содержания:

«е) требования к организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (далее — требования к организации восстановительного ремонта), а также порядок взаимодействия потерпевшего, страховщика и станции технического обслуживания в случае выявления недостатков такого ремонта.»;

а) в абзаце втором пункта 1 слова «страховых и компенсационных выплат» заменить словами «страхового возмещения и компенсационных выплат»;

б) в пункте 5 слова «осуществленных страховых выплатах» заменить словами «осуществленном страховом возмещении», слова «уровне страховых выплат» заменить словами «уровне страхового возмещения»;

а) в подпункте «б» пункта 2 слова «страховых выплат, произведенных» заменить словами «страхового возмещения, осуществленного»;

б) в абзаце третьем пункта 3 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

6) в пункте 4 статьи 10 слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

а) в абзаце втором пункта 2 слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

б) в пункте 3 слова «страховую выплату» заменить словами «страховое возмещение», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в) в пункте 5 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

8) в статье 11 1 :

а) в пункте 4 слова «страховой выплаты, причитающейся» заменить словами «страхового возмещения, причитающегося»;

б) в пункте 5 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения», слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение»;

в абзаце первом слова «получивший страховую выплату» заменить словами «которому осуществлено страховое возмещение»;

в абзаце втором слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда»;

в абзаце первом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце втором слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце третьем слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении», слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце пятом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце шестом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце первом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

Смотрите так же:  Полномочия конституционного суда российской федерации рф

в абзаце третьем слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце первом слова «страховую выплату» заменить словами «страховое возмещение», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце втором слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце третьем слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце первом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце втором слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце четвертом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце пятом слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце шестом слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

е) в пункте 12 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце первом слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце втором слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

з) в пункте 14 слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«15. Страховое возмещение вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего (за исключением легковых автомобилей, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации), может осуществляться по выбору потерпевшего:»;

в абзаце втором слово «договор» заменить словами «договор на организацию восстановительного ремонта»;

абзац четвертый признать утратившим силу;

к) дополнить пунктами 15 1 — 15 3 следующего содержания:

«15 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16 1 настоящей статьи) в соответствии с пунктом 15 2 настоящей статьи или в соответствии с пунктом 15 3 настоящей статьи путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).

Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 настоящей статьи.

При проведении восстановительного ремонта в соответствии с пунктами 15 2 и 15 3 настоящей статьи не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), если в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства требуется замена комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов). Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

В случае выявления недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства их устранение осуществляется в порядке, установленном пунктом 15 2 или 15 3 настоящей статьи, если соглашением, заключенным в письменной форме между страховщиком и потерпевшим, не выбран иной способ устранения указанных недостатков.

Претензия потерпевшего к страховщику в отношении результатов проведенного восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства рассматривается с учетом особенностей, установленных статьей 16 1 настоящего Федерального закона.

15 2 . Требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:

срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);

критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);

требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).

Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.

Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.

15 3 . При наличии согласия страховщика в письменной форме потерпевший вправе самостоятельно организовать проведение восстановительного ремонта своего поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, с которой у страховщика на момент подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта. В этом случае потерпевший в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков указывает полное наименование выбранной станции технического обслуживания, ее адрес, место нахождения и платежные реквизиты, а страховщик выдает потерпевшему направление на ремонт и оплачивает проведенный восстановительный ремонт.»;

л) дополнить пунктом 16 1 следующего содержания:

«16 1 . Страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется путем выдачи суммы страховой выплаты потерпевшему (выгодоприобретателю) в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет потерпевшего (выгодоприобретателя) (наличный или безналичный расчет) в случае:

а) полной гибели транспортного средства;

б) смерти потерпевшего;

в) причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего в результате наступления страхового случая, если в заявлении о страховом возмещении потерпевший выбрал такую форму страхового возмещения;

г) если потерпевший является инвалидом, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, и в заявлении о страховом возмещении выбрал такую форму страхового возмещения;

д) если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред при условии, что в указанных случаях потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт станции технического обслуживания;

е) выбора потерпевшим возмещения вреда в форме страховой выплаты в соответствии с абзацем шестым пункта 15 2 настоящей статьи или абзацем вторым пункта 3 1 статьи 15 настоящего Федерального закона;

ж) наличия соглашения в письменной форме между страховщиком и потерпевшим (выгодоприобретателем).»;

абзацы первый — третий изложить в следующей редакции:

«17. Если в соответствии с абзацем вторым пункта 15 или пунктами 15 1 — 15 3 настоящей статьи возмещение вреда осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, потерпевший указывает это в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.

Изменение объема работ по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства, срока и условий проведения восстановительного ремонта должно быть согласовано станцией технического обслуживания со страховщиком и потерпевшим.»;

в абзаце шестом слова «В направлении на ремонт страховщиком» заменить словами «В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 настоящей статьи,»;

дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

«В случае, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15 2 или 15 3 настоящей статьи, превышает установленную подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 настоящей статьи все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.»;

абзац седьмой считать абзацем восьмым и его после слов «абзаца второго пункта 15» дополнить словами «или пунктов 15 1 — 15 3 «;

абзац восьмой считать абзацем девятым;

абзац девятый считать абзацем десятым и признать его утратившим силу;

н) дополнить пунктом 17 1 следующего содержания:

«17 1 . В случае выявления Банком России неоднократного (два и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре в соответствии с пунктами 15 1 — 15 3 настоящей статьи на срок до одного года (далее — решение об ограничении). Страховщик, получивший решение об ограничении, в отношении потерпевших, обращающихся с заявлением о страховом возмещении вреда или прямом возмещении убытков после даты принятия решения об ограничении, осуществляет возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в форме страховой выплаты, за исключением случая, когда потерпевший, уведомленный страховщиком о принятии в отношении его решения об ограничении, подтверждает свое согласие на возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, в натуре. В этом случае страховщик осуществляет организацию и (или) оплату восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства в соответствии с пунктами 15 1 — 15 3 настоящей статьи и направляет копии документа, подтверждающего уведомление потерпевшего о принятии решения об ограничении, и заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков, содержащего указание на возмещение вреда, причиненного транспортному средству, в натуре, в профессиональное объединение страховщиков в течение трех рабочих дней со дня получения такого заявления.

Смотрите так же:  Административный штраф челябинск

Потерпевшим, которым на дату принятия Банком России решения об ограничении выданы направления на ремонт, страховщик организует и (или) оплачивает проведение восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств в соответствии с пунктами 15 1 — 15 3 настоящей статьи.

Порядок принятия решения об ограничении устанавливается Банком России.

Информация о принятии Банком России решения об ограничении размещается на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия Банком России соответствующего решения.»;

о) в абзаце втором пункта 19 слова «(в том числе в случае возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном абзацем вторым пункта 15 настоящей статьи)» заменить словами «(за исключением случаев возмещения причиненного вреда в порядке, предусмотренном пунктами 15 1 — 15 3 настоящей статьи)»;

п) в пункте 20 слова «страховой выплате или ее» заменить словами «страховом возмещении или его»;

абзац первый изложить в следующей редакции:

«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15 3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.»;

в абзаце втором слова «возмещения причиненного вреда в натуре» заменить словами «срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства», слова «размера страховой выплаты» заменить словами «размера страхового возмещения», дополнить предложением следующего содержания: «При возмещении вреда на основании пунктов 15 1 — 15 3 настоящей статьи в случае нарушения установленного абзацем вторым пункта 15 2 настоящей статьи срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный абзацем вторым пункта 15 2 настоящей статьи срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.»;

в абзаце третьем слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце четвертом слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в абзаце пятом слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения», слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

в абзаце первом слова «страховые выплаты» заменить словами «страховое возмещение»;

в абзаце втором слова «страховую выплату» заменить словами «страховое возмещение»;

т) в пункте 24 слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

у) в пункте 25 слова «произвести страховую выплату» заменить словами «осуществить страховое возмещение», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении», слово «ее» заменить словом «его»;

10) в статье 12 1 :

а) подпункт «д» пункта 3 дополнить предложением следующего содержания: «Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

б) в пункте 6 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

а) в абзаце первом пункта 1 слово «выплатившему» заменить словом «осуществившему», слова «произведенной потерпевшему страховой выплаты» заменить словами «осуществленного потерпевшему страхового возмещения»;

б) в пункте 2 слова «произведенной страховой выплаты» заменить словами «осуществленного страхового возмещения»;

12) в статье 14 1 :

а) подпункт «б» пункта 1 после слова «двух» дополнить словами «и более»;

б) в абзаце втором пункта 4 слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

в) в пункте 5 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

г) в пункте 6 слова «введения в отношении такого страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации процедур, применяемых в деле о банкротстве,» заменить словами «принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)»;

д) в пункте 7 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

е) в пункте 9 слова «введения в отношении такого страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации процедур, применяемых в деле о банкротстве,» заменить словами «принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

а) дополнить пунктом 3 1 следующего содержания:

«3 1 . В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.»;

б) в абзаце втором пункта 7 1 слова «выплатить за счет собственных средств компенсацию в счет возмещения причиненного потерпевшему вреда в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона» заменить словами «за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения», второе предложение исключить;

в) в абзаце первом пункта 10 слова «осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах» заменить словами «осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении», слова «страховых выплатах» заменить словами «страховом возмещении»;

г) в пункте 10 1 слова «страховых выплат» заменить словами «случаев страхового возмещения»;

д) абзац первый пункта 11 изложить в следующей редакции:

«11. Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования, форма документа, содержащего сведения о страховании, форма заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и форма бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.»;

14) в пункте 1 статьи 16 1 :

а) в абзаце первом слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения», слова «страховой выплате» заменить словами «страховом возмещении»;

б) абзац второй после слов «страховой выплаты» дополнить словами «, несоблюдения станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, нарушения иных обязательств по проведению восстановительного ремонта транспортного средства»;

в абзаце первом слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение», слово «осуществлена» заменить словом «осуществлено»;

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);»;

в абзаце первом слова «страховая выплата» заменить словами «страховое возмещение», слово «осуществлена» заменить словом «осуществлено»;

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);»;

в) в пункте 2 1 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

16) в пункте 5 статьи 19 после слов «пункта 15» дополнить словами «и пунктов 15 1 — 15 3 «, слова «в счет страховой выплаты» исключить;

а) в пункте 2 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения»;

б) в пункте 3 слова «возмещения в счет страховой выплаты» заменить словами «выплаты в счет страхового возмещения»;

18) в пункте 1 статьи 21 слова «страховых выплатах» заменить словами «страховом возмещении», слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

19) в пункте 2 статьи 22 слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

20) в пункте 1 статьи 26:

а) в подпункте «а» слова «страховых выплатах» заменить словами «страховом возмещении», слова «указанных страховых выплат» заменить словами «указанного страхового возмещения»;

б) в подпункте «в 1 » слова «и в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховщика» заменить словами «и в случае принятия арбитражным судом решения о признании страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве)»;

в) в подпункте «м» слова «страховых выплат» заменить словами «страхового возмещения»;

21) в абзаце втором пункта 1 статьи 26 1 слова «средних сумм страховых выплат, определенных» заменить словами «среднего размера страхового возмещения, определенного»;

22) в абзаце втором пункта 6 статьи 30 слова «страховой выплаты» заменить словами «страхового возмещения».

Абзацы сорок первый и пятьдесят первый пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4224) признать утратившими силу.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 настоящего Федерального закона.

2. Подпункт «а» пункта 12 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Положения подпункта «б» пункта 1 статьи 14 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к отношениям, возникшим в результате дорожно-транспортных происшествий, произошедших после дня вступления в силу подпункта «а» пункта 12 статьи 1 настоящего Федерального закона.

4. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (в редакции настоящего Федерального закона) применяется к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Для любых предложений по сайту: [email protected]