Судебно-портретная экспертиза презентация

Содержание:

Портретные экспертизы

Портретная экспертиза (габитоскопия) — род криминалистической судебной экспертизы, целью которой является идентификация лица или установление его отдельных характеристик (пол, возраст и т.д.) по внешности, запечатленной на фотографии или на видеозаписи.

Что исследует эксперт-габитоскопист?

  • фотоснимки живых лиц и трупов;
  • видеозаписи, содержащие изображение внешности человека;
  • рентгенограммы головы;
  • посмертные маски;
  • череп.

В каких случаях необходимо проведение портретной экспертизы?

Портретная экспертиза проводится по уголовным (о хищениях имущества, краже денег из банкоматов, разбойных нападениях, терроризме) и гражданским делам, в ситуациях, когда необходимо установить тождество или различие признаков внешности лиц:

  • при установлении тождества или различия признаков внешности разыскиваемого преступника и лица, вызвавшего подозрения;
  • при установлении тождества или различия признаков внешности без вести пропавшего лица и с признаками, запечатленными на фотоснимках трупов или живых лиц;
  • при установлении тождества или различия признаков внешности без вести пропавшего лица и скрывающегося преступника;
  • при установлении тождества или различия признаков внешности лиц на фотоснимках в нескольких документах, которые оформлены на разных лиц;
  • при установлении личности трупов неопознанных лиц;
  • в других ситуациях

Какие материалы необходимо предоставить для производства портретной экспертизы?

Для проведения судебной портретной экспертизы или внесудебного исследования необходимо предоставить следующие материалы: фотографии или видеозаписи с изображением внешности неизвестного лица, сравнительные образцы (фотографии или видеозаписи, на которых запечатлена внешность проверяемого лица).

В ходе проведения исследования экспертом могут быть запрошены дополнительные сведения: информация о наличии у проверяемого лица братьев или сестер, медицинские сведения (о заболеваниях, операциях, травмах и т.д.).

Изображения, представленные на экспертизу, проверяются на пригодность. Пригодность зависит от наличия и степени проявленности признаков внешности сравниваемых лиц. По этой причине результативность исследования (категоричность, вероятностность вывода или же невозможность ответить на поставленные вопросы) зависит от качества предоставленных объектов: рекомендуется предоставлять оригинал фотографии или качественно выполненные копии.

Изображения лиц, подлежащих сравнению, должны быть сопоставимы по ряду признаков: возраст, ракурс.

Объектом портретной экспертизы не являются необъективные изображения (портреты, рисунки, скульптура, словесное описание).

Использование специальных знаний в процессе раскрытия и расследования преступлений В процессе раскрытия и расследования преступлений используются специальные. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемsdo.bsu.edu.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Использование специальных знаний в процессе раскрытия и расследования преступлений В процессе раскрытия и расследования преступлений используются специальные.» — Транскрипт:

1 Использование специальных знаний в процессе раскрытия и расследования преступлений В процессе раскрытия и расследования преступлений используются специальные знания из различных областей науки, техники, искусства и ремесла. Одна из основных форм использования таких знаний – судебная экспертиза. Как показывает практика, ни одно из преступлений не может быть раскрыто без назначения и проведения той или иной экспертизы. Вопросам судебной экспертизы и посвящен данный спецкурс

2 2 Общие сведения по дисциплине Название «Использование специальных знаний в процессе раскрытия и расследования преступлений» Читается для специальностей – «Юриспруденция» Данная дисциплина в большой степени способствует установлению истины в уголовном судопроизводстве Сфера профессионального использования – уголовное судопроизводство

3 3 Краткое описание дисциплины Курс посвящен изучению теоретических и методологических основ использования специальных знаний в процессе раскрытия и расследования преступлений, а также получению практических навыков по назначению и оценке различных родов и видов судебных экспертиз

4 4 Цели и задачи преподавания дисциплины Основной целью дисциплины является формирование у студентов системы знаний о современных возможностях судебных экспертиз различных классов, родов, видов и подвидов

5 5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Данная дисциплина требует предварительного изучения курсов уголовного права, криминалистики, уголовного процесса, судебной медицины В то же время дисциплина является одной из базовых дисциплин для дисциплины судебная экспертиза.

6 6 Начальные знания Для успешного освоения курса требуется знание основ уголовного права, криминалистики, уголовного процесса, криминологии, судебной медицины

7 7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны иметь ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: о истории развития судебной экспертизы; о проблемах становления и развития общей теории судебной экспертизы; о возможностях использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве; о перспективах развития судебной экспертизы. В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: о понятии и основных формах использования специальных знаний; о правах и обязанностях судебного эксперта; о классификации судебных экспертиз; о основаниях назначения, структуре и оценке заключения эксперта. В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: использования помощи специалиста при проведении следственных действий; взаимодействия со сведущими лицами в процессе раскрытия и расследования преступлений; назначения судебных экспертиз, формулировки вопросов; оценки заключения эксперта.

8 8 Содержание лекционного курса Общая часть: Тема 1. Общие положения специальных знаний. Тема 2. Сущность судебной экспертизы, ее предмет, задачи и объект. Тема 3. Судебный эксперт: понятие, процессуальный статус и компетенция. Тема 4. Назначение судебной экспертизы, заключение эксперта. Тема 5. Экспертные вывода. Особенная часть: Тема 6. Судебно-техническая экспертиза документов. Тема 7. Судебно-речеведческие экспертизы. Тема 8. Судебные компьютерно-технические экспертизы. Тема 9. Судебно-портретная экспертиза. Тема 10. Судебно-видеофонографическая экспертиза. Тема 11. Судебные экспертизы веществ и материалов. Тема 12. Судебно-биологические экспертизы. Тема 13. Судебно-почвоведческая экспертиза. Тема 14. Судебная строительно-техническая экспертиза. Тема 15. Судебная автотехническая экспертиза.

9 9 Общая часть В общей части спецкурса рассматриваются следующие вопросы: общие положения специальных знаний, понятие специальных знаний, формы их использования в судопроизводстве; понятие судебной экспертизы, классификация экспертиз и государственных экспертных учреждений РФ; понятие судебного эксперта, его права и обязанности; порядок назначения экспертизы, стадии экспертного исследования, заключение эксперта; экспертные выводы, оценка заключения эксперта следователем и судом, экспертные ошибки.

10 10 Особенная часть Вторая, особенная часть спецкурса, целиком посвящена рассмотрению различных, наиболее востребованных классов, родов, видов и подвидов судебных экспертиз. Здесь освещены предмет, объекты и задачи, а также основные вопросы судебно-технической экспертизы документов, судебно-речеведческих экспертиз, судебных компьютерно-технических экспертиз, судебно-портретной экспертизы, судебно-видеофонографической экспертизы, некоторых экспертиз веществ и материалов и т.д.

11 11 Практикум семинарский Семинарское занятие 1 (по теме 1-5). Общие положения назначения и производства судебных экспертиз. Семинарское занятие 2 (по теме 6-7). Экспертное исследование документов.

12 12 Контрольные мероприятия Текущий контроль Ответы на вопросы для самоконтроля по изученным темам; Ответы в форуме по вопросам практикума (семинарского). Итоговый контроль Выполнение итогового теста в режиме реального времени; Зачет.

13 13 Глоссарий Глоссарий – обеспечивает толкование и определение основных понятий, необходимых для адекватного осмысления материала. Например: 1. Документ – материальный объект, на котором с помощью знаков, символов и т.п. элементов естественного или искусственного языка зафиксированы сведения о фактах; 2. Огнестрельное оружие – оружие, предназначенного для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

14 14 Список литературы Основная Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. – М., Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. 2-е изд. доп. – М., Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. – М.: НОРМА, 2005.

15 15 Список литературы Дополнительная Вещественные доказательства: Информационные технологии процессуального доказывания / Под общ. ред. В.Я. Колдина. – М., Зинин А.М., Майлис Н.П. Судебная экспертиза. Учебник. – М.: Право и закон; Юрай-Издат, Современные возможности судебных экспертиз. (Методическое пособие для экспертов, следователей и судей) / Под ред. Ю.Г. Корухова. – М., 2000.

16 16 Самостоятельная работа Темы рефератов 1. Участие специалиста в обыске и выемке. 2. Система экспертных учреждений РФ и Белгородской области. 3. Структура заключения эксперта. 4. Субъекты экспертной деятельности. 5. Предмет, объекты и задачи компьютерно- технической экспертизы. 6. Видеофонографическая экспертиза: предмет, объекты, типичные вопросы. 7. Возможности судебно-портретной экспертизы.

17 17 Сведения об авторе ФИО: Фесенко Николай Петрович Место работы: Белгородский государственный университет Должность: старший преподаватель Кафедра: уголовного процесса и криминалистики Контактная информация: Адрес г. Белгород, ул. Победы 85, корп. 13, кабинет 3-6. Рабочий телефон:

Портретная экспертиза

Портретная экспертиза — это разновидность криминалистической экспертизы, проводящаяся при расследовании уголовных дел и решении гражданских споров, и заключающаяся в установлении тождества человека по фотографиям, репродукциям, ксерокопиям и видеоизображениям.

Портретная экспертиза может понадобиться для портретной идентификации преступников, пропавших без вести, трупов, установления принадлежности документов лицам и т.д. Помимо записей и фотографий объектами исследования могут выступать рентгеновские снимки, портреты, гравюры, посмертные маски, скульптура и т.д.

В портретной экспертизе используется масса приемов и методов для идентификации личности: сравнительных (сопоставление, наложение, совмещение и т.д.), измерительных, математических, графических. При проведении экспертизы оцениваются признаки внешности (головы, носа, ушей, глаз и т.д.), а также используются квадратные сетки для сопоставления изображений.

Задачи, которые могут быть выведены на экспертизу, делятся на два типа: идентификационные и диагностические.

Идентификационные задачи:

  • выявление идентичности лиц, изображенных на двух снимках, двух видеозаписях или снимке и видеозаписи;
  • выявление тождества лиц, изображенных на фото- и видеоносителях, конкретному человеку;
  • поиск человека с контрольной фотографии на представленных фотографиях и т.д.

Диагностические задачи:

  • какова половая принадлежность человека;
  • к какому типу телосложения относится лицо;
  • какого возраста человек на снимке;
  • в каких возрастах представлен человек на нескольких снимках — одном или разных.

В нашей компании работают эксперты, обладающие опытом в области портретной экспертизы и соответствующим образованием. Мы проводим независимые экспертизы для частных и юридических лиц, например: почерковедческую экспертизу, независимую экспертизу документов, лингвистическую экспертизу и др. Чтобы получить консультацию специалиста или заказать услугу, позвоните или напишите нам.

Судебная экспертиза. Основные положения. — презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАня Гунбина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Судебная экспертиза. Основные положения. » — Транскрипт:

1 Выполнили: Студенты 2 курса СПО Гунбина А. Афанасьева М. 2015

2 1. ФЗ «О судебно-экспертной деятельности» 2. Конституция РФ 3. ГПК, КоАП, УПК, ТПК, НК, АПК 4. ФЗ «О полиции», 5. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 6. ФЗ «Об оружии» 7. Международные акты и тд. 22 курс СПО 2015

3 — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу 2 курс СПО 20153

5 осуществляется при условии точного исполнения требований Конституции Российской Федерации и иных НПА, составляющих правовую основу этой деятельности. *Нарушение закона при осуществлении судебно- экспертной деятельности недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. 2 курс СПО 20155

7 осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта привели к ограничению прав и свобод гражданина либо прав и законных интересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия (бездействие) 2 курс СПО 20157

Смотрите так же:  Пособие ветеранам пермского края

8 Эксперт он не может находиться в какой- либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров и тд. 2 курс СПО 20158

9 Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. 2 курс СПО 20159

10 – это компетентность эксперта, наличие у него профессиональных знаний и опыта в конкретной экспертной специальности. Обеспечение этого условия отражено в ст. 13 Федерального закона — высшее профессиональное образование, последующая подготовка по конкретной экспертной специальности, аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз и другие; это беспристрастность эксперта, его непредвзятость, личная незаинтересованность в исходе дела. Это означает прежде всего, что само исследование должно быть проведено экспертом объективно, а его результаты изложены точно, последовательно, а не поверхностно, предвзято и неверно. 2 курс СПО

11 — фактические данные (обстоятельств дела), имеющие значение для его разрешения, устанавливаемых на основе экспертного исследования. 2 курс СПО

12 Объектами экспертизы являются материализованные, определенные законом источники информации Экспертному исследованию могут подвергаться не только конкретные предметы, но и различные процессы (события, явления, действия), на основании которых эксперт познает другие факты, являющиеся предметом экспертизы. 2 курс СПО

13 Родовой (видовой) объект совокупность объектов, обладающих общими признаками. Родовой (видовой) объект играет существенную роль при разграничении отдельных родов (видов) экспертиз. Конкретным объектом именуется индивидуальный и неповторимый объект, определяющий специфику конкретного экспертного исследования. Непосредственный объект исследования выделяется в связи с тем, что один и тот же материальный носитель информации может быть объектом различных видов экспертиз. 2 курс СПО

14 — фактические данные (обстоятельств дела), имеющие значение для его разрешения, устанавливаемых на основе экспертного исследования. В литературе различаются понятия предмета конкретной экспертизы и родового (видового) предмета. Предмет экспертизы по конкретному делу определяет круг вопросов, поставленных перед экспертом. Он обусловливает выбор эксперта и его полномочия при проведении экспертизы. 2 курс СПО

15 1. криминалис­тические, 2. медицинские и психофизиологические, 3. инженерно-транспортные, 4. судебно-бухгалтерские 5. финансово-экономические, 6. биологические, 7. инженерно-технические, 8. инженерно-технологические, 9. сельскохозяйственные, 10. экологические. 2 курс СПО

16 почерковедческую, технико- криминалистическую экспертизу документов, фототехническую, портретную, трасологическую, баллисти­ческую, экспертизу холодного оружия. И др. 2 курс СПО

Презентация по административному праву «Судебная экспертиза»

Презентация предназначения для изучения темы «Судебная экспертиза» по дисциплине Административное право

Просмотр содержимого документа
«Презентация по административному праву «Судебная экспертиза»»

Сидерякова Надежда Васильевна

ГАПОУ МЦК-ЧЭМК, г.Чебоксары

« Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, и которые поставлены перед экспертом судом, судьёй, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем [ или прокурором ] [1] , в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу » .

— Федеральный закон №-73 от 31 мая 2001 « О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ »

Судебный эксперт занимается проведением исследований и выдачей заключений по вопросам, которые поставлены перед ним судом, следователем или органом дознания. Цель таких исследований — установление обстоятельств, требующих доказательств по делу, рассматриваемому в суде.

12 классов судебных

Класс 1 Криминалистические:

автороведческая, баллистическая , почерковедческая , портретная, технико-криминалистическая экспертиза документов, экспертиза холодного оружия и трасологическая.

видеофонографическая (видеофоноскопическая, экспертиза видео- и звукозаписей), взрывотехническая, фототехническая, экспертиза восстановления уничтоженных маркировочных обозначений

экспертиза объектов волокнистой породы, лакокрасочных материалов и покрытий, нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, стекла, металлов, сплавов, полимерных материалов, наркотических и психотропных веществ, спиртосодержащих жидкостей, парфюмерных и косметических средств.

Класс 2 Судебно-медицинские, судебно-психиатрические и психофизиологические

судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа, судебно-медицинская экспертиза и судебно-медицинское обследование потерпевших, обвиняемых и иных лиц, судебно-медицинская экспертиза и исследование вещественных доказательств.

Класс 3 Судебные инженерно-технические:

пожарно-техническая, строительно-техническая, электротехническая, компьютерно-техническая, экспертиза электробытовой техники и экспертиза по технике безопасности.

Класс 4 Судебные инженерно-транспортные:

автотехническая, авиационно-техническая, железнодорожно-техническая, иные.

Класс 5 Судебные инженерно-технологические:

технологическая и товароведческая.

Класс 6 Судебные экономические:

бухгалтерская, финансово-экономическая, инженерно-экономическая.

Класс 7 Судебно-биологические:

ботаническая, зоологическая, микробиологическая, энтомологическая, ихтиологическая, орнитологическая, запаховых следов (одорологическая).

Класс 8 Судебно-почвоведческие:

минералогическая и почвоведческая.

Класс 9 Сельскохозяйственные:

агробиологическая, агротехническая, зооветеринарная, ветеринарно-токсикологическая

Класс 10 Судебно-экологические:

экспертиза экологии и экологии среды биоценоза.

Класс 11 Экспертиза пищевых продуктов.

Класс 12 Искусствоведческие экспертизы.

Экспертизы в судебном процессе

Первичная экспертиза — экспертиза проводится первый раз для выяснения обстоятельств и фактов, необходимых для расследования дела, а также принятия правильного судебного решения, поскольку заключение эксперта по действующему законодательству является доказательством по делу.

Дополнительная — экспертиза, назначаемая в случаях недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта, а также при необходимости исследования новых объектов и/или получения ответов на дополнительные вопросы. Поручается тому же или иному эксперту (экспертам).

Повторная экспертиза может быть назначена в случае наличия сомнений в правильности или обоснованности экспертного заключения, а также в случае существования противоречий между несколькими экспертными заключениями. Производство повторной экспертизы в любом случае поручается другому эксперту или группе экспертов.

Комплексная экспертиза назначается судом, если для установления обстоятельств, имеющих значение для данного дела необходимо одновременное проведение исследований с использованием различных областей знания или различных научных направлений в пределах одной области знания.

Комиссионная экспертиза назначается группе (комиссии) экспертов — специалистов в одной и той же области знаний. По результатам проведенных исследований они формулируют общее заключение.

Криминалистика и право

Тема 9. НИП портретной экспертизы

Видео к теме 9. НИП портретной экспертизы

Вопрос 1. Задачи портретной экспертизы

Портретная экспертиза — это процессуальное действие, состоящее в научном исследовании портретов и иных объективных отображений внешности человека, осуществляемое экспертом в целях отождествления личности на основании соответствующего процессуального документа и завершающееся заключением эксперта [1] .

Задачи портретной экспертизы

  • установление личности по фото (рис. 1), видеоизображениям,

Рис. 1. Фотоизображение, представленное на исследование

  • установление личности по рентгеноснимкам, посмертным маскам, слепкам, черепам (рис. 99) неизвестных преступников, неопознанных трупов, свидетелей, обвиняемых, подозреваемых;
  • установление принадлежности документов их владельцам;
  • получение новой информации по делу;
  • установления отцовства;
  • установление имени пропавшего, но затем найденного ребенка;
  • установление по фотографиям из-за отсутствия документов.

Эти задачи решаются при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, ведении криминалистических учетов, проведении экспертиз и исследований. В расследовании преступлений используются различные отображения признаков внешности человека. Наиболее часто встречается описание. Оно содержится в протоколах следственных действий, рапортах, справках, ориентировках, составляемых в ходе оперативно-розыскных мероприятий, в заявлениях, письмах граждан, в документах различных организаций.Составляя описание при допросе, необходимо стремиться к максимальному сохранению первичного впечатления очевидца внешности устанавливаемого лица [2] .

ВОПРОСЫ, РЕШАЕМЫЕ ПОРТРЕТНОЙ ЭКСПЕРТИЗОЙ:

  • Одно или разные лица изображены на отождествляемых объектах?
  • Одному или разным людям принадлежат изображенные на представленных эксперту предметах части головы, лица, тела?
  • В одной и той же, или разной одежде сфотографированы лица на представленных снимках?
  • В одном или разном возрастах сфотографировано лицо на представленных снимках? Какой снимок является более ранним?

[1] Экспертизы на предварительном следствии: краткий справочник / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2002. – 120 с.

[2] Топорков А.А.Словесный портрет: Практич.пособие.-М.:Юристь,1999.-112с.

§ 3.2. Особенности раздельного и сравнительного исследования при проведении портретной экспертизы по материалам видеозаписи

В предыдущем параграфе мы выяснили, что в криминалистической литературе, в которой рассматриваются вопросы, связанные с экспертной технологией, т.е. организацией и проведением судебных экспертиз, большинство ученых, рассматривая структуру исследования, выделяют четыре стадии: подготовительную, аналитическую, сравнительную и синтезирующую, или оценочную [204] .

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что практически всеми вышеупомянутыми учеными говорится о процессе криминалистической идентификации как о системе последовательно сменяющих друг друга стадий экспертного исследования, и у каждого из них есть свои, безусловно заслуживающие внимания аргументы в пользу предлагаемого деления этого процесса на стадии.

Наряду с этим, нам представляется, что непосредственный процесс портретной идентификации, т.е. установление тождества объекта самому себе по отображениям внешности человека на различных носителях, начинается на стадии раздельного исследования, на которой происходит обнаружение, анализ групповых и индивидуальных признаков сравниваемых объектов, а также их последующее сопоставление при проведении сравнительного исследования, в ходе которого устанавливается комплекс совпадающих или различающихся признаков, достаточный для установления наличия или отсутствия тождества.

Основная задача раздельного исследования портретной экспертизы по материалам видеозаписи заключается в выявлении качественных (описательных) и количественных (измерительных) признаков элементов внешнего облика человека, отобразившихся на исследуемых объектах и образцах для сравнительного материала.

Первостепенную роль при идентификации личности человека играют анатомические элементы внешнего облика: крупные (голова, туловище, конечности), а также средние и мелкие части (элементы) лица (брови, глаза, нос, подбородок, ушные раковины и т.д.), которые характеризуются следующими признаками: наличие (отсутствие элементов), форма (контур, конфигурация); величина; положение (взаиморасположение, местоположение, направление); цвет (тон); количество; наличие (отсутствие); степень симметрии (асимметрии); степень выраженности; особенности [206] . При этом признаки могут быть как индивидуальными, так и групповыми, совокупность которых и обозначит в дальнейшем форму вывода в заключении эксперта. Достоверность совпадения или различия признаков, которое может быть полным или мнимым, определяется с учетом их отображения на исследуемом видеоизображении и сравнительном материале. При достоверном полном совпадении или различии признак элемента внешности, зафиксированный на исследуемой видеозаписи, целиком находит (или не находит) свое отображение в образце, и сначала оценивается так, как признак запечатлен на видеозаписи, а затем выявляется его значение в соответствии с характеристикой положения головы проверяемого лица по правилам опознавательной фотосъемки. В связи с тем, что на видеоизображениях зачастую положение головы человека отличается от сигналетического, «оно может быть проверено путем ориентации его к условным вертикальной и горизонтальной линиям» [207] . В тех случаях, когда признаки элементов внешнего облика отличаются ввиду воздействия на них различных факторов (условий съемки, эмоционального выражения лица и др.), хотя в действительности на сравниваемых портретах может быть зафиксировано изображение одного и того же лица, при составлении таблицы- разработки в разделе «Результат сравнения» необходимо отметить, что конкретный признак отобразился «недостоверно». Указанное различие является мнимым, и не может быть положено в основу вероятного или категорического отрицательного вывода.

В экспертной практике встречаются ситуации, когда:

— признаки элементов внешности на исследуемом и сравнительном видеоматериале совпадают в результате воздействия на них технических характеристик видеокамеры (например, в зашумленном цветном изображении появившиеся короткие вспышки могут восприниматься как родинки или бородавки), а фотоизображения отождествляемого человека отсутствуют, в результате чего невозможно выявить достоверную природу этих совпадений;

— совпадающие признаки одного элемента внешности могут иметь и различия по другим признакам (например, густота, цвет, вид волосяного покрова совпадает, а длина существенно различается).

Указанные выше совпадения нельзя включать в индивидуализирующий комплекс, достаточный для вероятного или категорического положительного вывода.

Таким образом, на стадии раздельного исследования эксперт при выявлении признаков элементов внешнего облика должен анализировать их происхождение, условия отображения и действительное значение [208] .

А. М. Зинин и И. Н. Подволоцкий отмечают, что довольно часто в заключениях экспертов при производстве портретных экспертиз вместо степени выраженности конкретных признаков указывается только их перечень, причем демонстрируется «нечеткое знание системы и терминологии, принятой при криминалистическом описании внешнего облика человека» [209] [210] . В результате этого можно наблюдать неверную характеристику многих признаков элементов внешнего облика, например, таких как форма лица, контуры бровей, глазных щелей , в связи с чем их оценка после стадии сравнительного исследования получается неубедительной.

Смотрите так же:  Договор дкб

Ограничиваясь зачастую изучением преимущественно групповых признаков, эксперты не выявляют и не исследуют признаки, индивидуализирующие внешний облик конкретного человека (это не только «особые приметы»: родинки, шрамы, татуировки и др., но и форма, степень выраженности, ассиметрия мелких элементов лица человека: брови, глаза, ноздри и т.д.), что, в конечном счете, на сравнительной стадии исследования приводит к ограниченному количеству сопоставляемых признаков с небольшим коэффициентом идентификационной значимости.

При изучении элементов внешнего облика человека, эксперт должен, прежде всего, учитывать воздействие на их отображение различных факторов, которые приводят к искажению многих признаков. Поскольку оценка достоверности признаков элементов внешнего облика, отобразившихся на видеоизображениях, под воздействием факторов, при которых осуществляется видеозапись (направление и характер освещения, расстояние до объекта съемки, ракурс, масштаб изображения головы человека и размещение ее в кадре, положение запечатлеваемого объекта относительно видеокамеры), происходит по общим правилам, что и на фотоизображениях, предлагаем рассмотреть степень влияния на характер отображения признаков внешности технических характеристик видеокамеры и факторов, при которых осуществляется запись с камеры на носитель видеоинформации (более подробно см. параграф 1.2. настоящей монографии).

В результате проведенного исследования, нами было установлено, что в зависимости от типа камеры могут достоверно отображаться или не отображаться совсем следующие признаки: морщины и складки на коже, особенности кожного покрова (родинки, шрамы, бородавки, пигментные пятна), мелкие и средние элементы лица (контур, высота и длина бровей, контур и тон (цвет) глаз, форма и выраженность подглазных мешков, высота, ширина и выступание носа в целом, глубина и ширина переносья, контур, длина и ширина спинки носа, складка крыльев носа, величина и контур ноздрей, ширина и контур носогубного фильтра, высота верхней губы), элементы ушных раковин. При кодировании видеосигнала, а также оптических искажений, вызванных объективом видеокамеры, претерпевают изменения преимущественно размерные характеристики и конфигурация элементов внешности, например, высота и форма головы, высота, ширина и величина лба, степень выступания скул, форма щек, высота и ширина носа в целом, размер и контур рта и др. Эксперт тщательным образом осуществляет оценку выявленных признаков, и, в том случае, если они, по его мнению, носят условный (недостоверный) характер отображения, не должен включать их в индивидуализирующий комплекс, обозначая их как мнимые совпадения или различия.

Одной из важных особенностей раздельного исследования видеоизображений является анализ элементов лица отождествляемого человека с учетом их различного состояния при видеосъемке, т.к. контуры, форма, величина, степень выраженности и симметрии его подвижных элементов в значительной степени зависят от выражения лица и мимических изменений. Так, А. М. Зининым, А. Б. Зотовым, В. А. Снетковым и другими учеными отмечается, что «наиболее простым общим чувствам и переживаниям человека соответствует определенное (с некоторыми индивидуальными отклонениями) выражение лица, значительное влияние на которое могут оказывать различного рода эмоции (эмоциональные состояния) в момент запечатления человека, поскольку любое эмоциональное выражение создается изменением формы, размеров и относительного положения некоторых частей лица, а также образованием, усилением, ослаблением или устранением его ямок, складок и морщин. Данные изменения могут происходить не только в области глаз и рта, но и в прилегающих к ним участках лица, и рассматриваются относительно нормальных (привычных, постоянных) форм (контуров), размеров и т. д. В некоторых случаях следует учитывать и другие изменения состояния внешнего облика человека» [211] . Ввиду того, что на исследуемой видеозаписи лицо человека в большинстве случаев зафиксировано в динамике, мы полагаем, что эксперт имеет возможность проанализировать, в каком эмоциональном состоянии он находился, и, в зависимости от этого, может осуществлять действия по выделению идентификационно-значимых признаков с учетом воздействия на их отображение эмоционального состояния и мимики, поскольку даже короткое по времени видеоизображение позволяет проследить смену эмоциональных состояний и соответствующее изменение черт внешнего облика. При изучении подобного рода видеоматериалов, эксперту необходимо выбирать те кадры, где, по его мнению, выражение лица приближено к спокойному, т.е. на которых признаки элементов внешности не претерпели мимического искажения.

Следует также отметить, что человек на исследуемой видеозаписи запечатлевается преимущественно в одежде, которая скрывает многие элементы внешности (лоб, брови, щеки, нос, ушные раковины и др.), что, в конечном счете, затрудняет процесс раздельного и сравнительного исследования. В этом случае эксперту необходимо запрашивать образцы внешности человека для сравнения по возможности именно в той одежде, которая имеется на идентифицируемом лице.

При проведении раздельного исследования необходимо решить вопрос о суммировании видеоинформации, под которым, по нашему мнению, следует понимать как совокупность видеокадров, на которых отобразилось отождествляемое лицо (в одном или нескольких вариантах ракурса), так и комплекс отдельно взятых признаков элементов его внешнего облика из различных кадров одной записи, которые составляют единый образ человека. Для сравнительного исследования и демонстрации выявленных признаков на иллюстрационной таблице эксперт может производить выборку изображений идентифицируемого человека, где на одном видеокадре будет отмечена одна часть признаков, а на другом — другая. Так, во время изучения видеозаписи по факту совершения кражи денежных средств из банкомата, нами было установлено, что человек, внешность которого подлежала исследованию, постоянно осуществлял движения головой и руками [212] , которые не позволили зафиксировать в иллюстрационной таблице комплекс признаков элементов внешности на одном видеокадре. Путем выборки статичных изображений мы отразили выявленные признаки на нескольких кадрах (см. приложение №5 рис. 14, где приведен фрагмент иллюстрационной таблицы к заключению эксперта).

По окончании данной стадии эксперт составляет таблицу-разработку, в которой он указывает наименование выявленных им признаков элементов внешности, их идентификационную значимость и характеристики признаков, отобразившихся на исследуемой видеозаписи и на сравнительном материале.

Известную сложность вызывает описание анатомических признаков внешнего облика при проведении многообъектных портретных экспертиз, т.к. требуется большое количество таблиц, загромождающих заключение эксперта. По нашему мнению, необходимо использовать одну общую таблицу, в которой будут указаны номера исследуемых объектов и проверяемого лица (лиц), в которых отобразились конкретные признаки внешности, учитывая устойчивость, достоверность отображения и индивидуальность выявленных признаков элементов внешнего облика.

В настоящее время в рамках научно-исследовательской работы (НИР) ООО «БАРС-Интернешнл» разработана система «ДИНА-2», являющаяся автоматизированным рабочим местом эксперта и представляющая собой комплекс математических, программных и технических средств, необходимых для решения задач ввода и обработки объектов для проведения портретных экспертиз по фотоизображениям. С помощью данной системы возможно выполнять следующие функции:

— ввод изображений с фотографий на непрозрачной и прозрачной основе, обработка изображения с целью улучшения качества (яркость, контраст, краевая резкость), кадрирование и приведение изображения к требуемому масштабу;

— простановка антропометрических точек по изображению на экране дисплея с возможностью их уточнения и корректировки;

— вычисление абсолютных и относительных антропометрических характеристик.

На наш взгляд, «ДИНА-2» может оказать помощь при проведении раздельного исследования по материалам видеозаписи при выявлении признаков элементов внешнего облика, т.к. в 2013 году в данной системе была включена возможность обработки видеоизображений для создания статичного

Необходимым условием сравнительного исследования является установление совокупности совпадающих и (или) различающихся признаков элементов внешности человека, необходимой для формирования определенного вывода, выявленных в ходе раздельного исследования. На данной стадии для сравнения используются следующие группы методов [213] :

1) сопоставление (визуальное сопоставление; сопоставление с помощью маскирования, сопоставление черт внешности с помощью композиций (метод аппликации); сопоставление одноименных относительных величин — размерных соотношений; сопоставление с помощью координатной сетки);

2) совмещение (совмещение по сагиттально-медиальной линии; совмещение по ломаной линии; совмещение для анализа биологической асимметрии лица);

3) наложение (наложение негативных и позитивных изображений друг на друга).

Наряду с вышеуказанными сравнительными методами могут применяться:

1) вероятностно-статистический метод и 2) экспериментальный метод.

Вероятностно-статистический метод, основанный на применении заранее вычисленных вероятностей встречаемости определенных, сведенных в специальные перечни, таблицы вариантов признаков элементов внешнего облика, состоит в выделении, сравнении и оценке этих вариантов с учетом их значимости при решении вывода о тождестве [214] . Расчеты частоты встречаемости совпадающих вариантов признаков приемлемы в качестве предварительного количественного показателя их идентификационной значимости. Данный метод является лишь вспомогательным средством для метода визуального сопоставления, поскольку количественные совпадения без оценки их качества недостаточны для вывода о наличии тождества сравниваемых лиц.

Экспериментальный метод заключается в моделировании ракурса съемки и других факторов, влияющих на отображение признаков внешности на видеоизображении. Если существует необходимость проверить, как влияют те или иные факторы на отображение признаков элементов внешности (освещение, ракурс, дистанция, оптические искажения и др.), данный метод, по нашему мнению, необходимо применять. Так, если на исследуемом видеоизображении не просматривается определенный признак элемента внешности, например, вызванный дисторсией объектива видеокамеры, эксперт может проверить это путем видеофиксации другого человека (или если есть возможность — проверяемое лицо) для подтверждения того, что выявленные различия с исследуемой видеозаписью и образцом могут объясняться оптическими искажениями видеокамеры (например, наличие дисторсии).

При проведении сравнительного исследования, совпадающие или различающиеся признаки (сопоставление одноименных признаков элементов внешности; установление их различия и совпадения по форме, величине, положению, цвету (тону), количеству, наличию (отсутствию), степени симметрии (асимметрии), степени выраженности, особенностям) можно описать несколькими способами, используя метод визуального сопоставления:

а) методом визуального сопоставления лиц, изображенных на объектах №№ было установлено, что они совпадают по следующим признакам внешности с лицом, изображенным на объекте №__ (см. иллюстрационную таблицу к заключению эксперта № от 01.01.2013 по материалам уголовного

дела №123456 — иллюстрации №№_ , где красящим веществом красного цвета

отмечены совпадающие признаки), где идет перечисление всех совпадающих признаков:

— общей конфигурации лица: прямоугольное, объекты №№ ;

— полноте лица: полное, объекты №№_ ;

— чертам лица в целом: средние, объекты №№_ и т.д.;

б) методом визуального сопоставления лиц, изображенных на объектах №№__ было установлено, что они совпадают по следующим признакам

внешности с лицом, изображенным на объекте №__ (см.

№1, а также иллюстрационную таблицу к заключению эксперта №_____ от

01.01.2013 по материалам уголовного дела №123456 — иллюстрации №№ , где

красящим веществом красного цвета отмечены совпадающие признаки), где идет перечисление совпадающих тех признаков, которые будут отмечены на иллюстрациях:

— положению глазной щели — косонаружное (отм.1);

— контуру носогубного фильтра — треугольный (отм.2);

— высоте подбородка — высокий (отм.3) и т.д.;

в) методом визуального сопоставления лиц, изображенных на объектах №№ было установлено, что они совпадают по следующим признакам

внешности с лицом, изображенным на объекте №__ (см. таблицу-разработку

№2, а также иллюстрационную таблицу к заключению эксперта №__ от

01.01.2013 по материалам уголовного дела №123456 — иллюстрации №№ , где

красящим веществом красного цвета отмечены совпадающие признаки), где идет перечисление всех совпадающих признаков, а также тех, которые будут отмечены на иллюстрациях.

Разметка признаков на иллюстрационной таблице может осуществляться как от руки, так и с помощью графических и текстовых редакторов, отмечая преимущественно особенности, а не групповые признаки элементов внешности (разметка осуществляется снизу слева вверх направо по часовой стрелке). В обязательном порядке необходимо помещать в иллюстрационной таблице контрольные изображения сравниваемых лиц. Иллюстрации можно вставлять в тексте заключения или дать отдельно в иллюстрационной таблице. Наряду с совпадающими признаками необходимо указать имеющиеся и различающиеся признаки (при различии указать совпадения).

Особенностью стадии сравнительного исследования портретной экспертизы по видеоизображениям является возможность широкого использования цифровых средств обработки изображений и их наложения, поскольку современные программные средства их обработки позволяют, например, проводить совмещение разноименных половин лица двух видеопортретов как по средней вертикальной (медиальной) плоскости, так и по любой линии в плоскости кадра.

Результаты метода визуального сопоставления могут подтверждаться применением метода наложения изображений. В данном случае для усиления визуализации к исследуемому объекту в программе Adobe Photoshop может быть применен фильтр-имитация «неоновый свет», который позволит усилить контур профиля лица, а также конвертировать световые блики, расположенные на лице.

Смотрите так же:  Дача взятки ук рф наказание

Указанные методы обладают определенной наглядностью и в значительном числе случаев позволяют судить не только о сходстве, но и о пропорциях и размерных характеристиках сравниваемых лиц.

Далее, если будет возможным в зависимости от качества видеозаписи, ракурса, освещения и других факторов, влияющих на отображение признаков внешнего облика, экспертом используются другие методы сравнительного исследования для подтверждения своего вывода (методы совмещения по ломаной и медиальной линии, маскирования, аппликации и др.).

На практике эксперты при производстве портретных экспертиз, в конечном итоге, работают со статичным материалом, выбирая из всей видеозаписи несколько, по их мнению, наиболее удачных кадров для проведения идентификации. Поскольку экспертом применяются единые методы сравнительного исследования, что и при производстве фотопортретной экспертизы, проиллюстрируем их на конкретных полученных нами экспериментальных образцах, т.к. в большинстве случаев из-за произвольного ракурса не удается применять и наглядно демонстрировать нижеперечисленные приемы к видеопортретам, представленных на экспертизу.

Совмещение является особым методом сравнения и заключается в выявлении различий и совпадений признаков элементов внешности на исследуемом видеопортрете и сравнительном материале, расположенных таким образом, чтобы элементы внешнего облика на отождествляемом видеоизображении могли рассматриваться как продолжение одноименных элементов внешности на образце.

Метод совмещения по сагиттально-медиальной (медиальной) линии может использоваться при наличии доброкачественных видеоизображений преимущественно анфас, по которым можно осуществлять точные измерения, причем лица должны быть запечатлены в совпадающем положении головы и одинаковом ракурсе, а также с незначительной разницей в возрасте. При выборе одноименных величин для измерений используются те из них, которые подвержены наименьшей изменчивости вследствие воздействия различных факторов [215] .

Метод совмещения по ломаной линии (монтаж одного изображения с частью другого) заключается в изготовлении комбинированного изображения из разноименных частей видеопортретов, соединенных по ломаной линии. Оценка цельности и естественности полученного изображения заключается в выявлении продолжения элементов внешности одного лица продолжением элементов другого [216] [217] .

Нарушение порядка применения данного приема имеет место, если «ломаная линия вычерчивается без пересечения границ элементов лица, таких как линия роста волос, бровь, глазная щель, спинка носа, линия смыкания губ, подбородок, т.к. при отсутствии пересечений в указанных элементах с положительным успехом сопоставляться могут и совершенно разные лица» . В большинстве случаев применение методов совмещения по медиальной и ломаной линии в отношении всего погрудного изображения из-за различия в ракурсе нецелесообразно, т.к. в этом случае сопоставление возможно по линии разделения какого-либо элемента внешности.

Метод маскирования заключается в закрывании мешающих сопоставлению частей исследуемого видеоизображения и образцов для сравнительного исследования, и применяется в случаях, когда одни черты внешности затрудняют или не позволяют правильно воспринять контуры, относительное положение или размеры других черт.

Сопоставление признаков элементов внешнего облика с помощью композиций (метод аппликации), составленных из изображений различных частей лица, заключается в «подклеивании» (добавлении) головных уборов, волосяного покрова и т. д.

Методы маскирования и аппликации могут применяться только в качестве вспомогательных приемов и лишь при наличии видеопортретов, на которых лица изображены анфас.

Метод сопоставления с помощью координатных сеток состоит в том, что на исследуемое видеоизображение и сравнительный образец накладывается («вычерчивается») изображение координатной сетки с ценой деления 5 мм (основная горизонтальная ось проходит через центры зрачков, а вертикальная ось — по медиальной линии лица). С помощью данного метода можно судить о взаимном расположении отдельных элементов и антропометрических точек на сравниваемых изображениях, а также о совпадении или различии размеров головы или лица в целом.

Метод сопоставления биологической асимметрии лица заключается в изготовлении комбинированных портретов, каждый из которых состоит из соединения прямого и зеркального изображения одной и той же стороны лица — правых или левых половин, разделенных строго по медиальным линиям. Основной ошибкой применения данного метода будет являться то, что для сопоставления могут быть использованы изображения лиц, запечатленных в различном (произвольном) ракурсе, а также с поворотом головы влево или вправо относительно видеокамеры, что заведомо может привести к неверному результату, «поскольку по законам построения перспектив изображений та часть лица, которая повернута к объективу, всегда будет шире противоположной» 1 .

Ввиду того, что зачастую добиться получения изображения лица человека строго анфас, запечатленного на видеозаписи, затруднительно, метод сопоставления биологической асимметрии применяется крайне редко.

Метод сопоставления относительных величин состоит в том, что на исследуемом видеопортрете и образце высокого качества выбираются и измеряются одноименные абсолютные величины элементов лица конкретного человека анфас [218] , расположенные в одинаковой плоскости, подверженные наименьшей изменчивости в результате воздействия различных факторов, которые разбиваются попарно, после чего меньшая делится на большую, при этом не рекомендуется брать расстояния с малыми значениями. Далее происходит сравнение полученных пар одноименных относительных величин, используя правило: если разница измерений находится в промежутке от 0 до 0,05, то лица тождественны.

Результаты сравнительного исследования также возможно осуществлять с помощью программного обеспечения. В системе «ДИНА-2» имеется такая функция. Для проведения экспертизы необходимо сформировать список учетных карт [219] , участвующих в экспертизе. В левом списке находятся отобранные учетные карты, по которым необходимо получить протокол сравнения. Работа со списком учетных карт, отобранных на экспертизу, осуществляется посредством группы кнопок. Если необходимо сформировать протоколы сравнения для двух, отмеченных флажком учетных карт в списке, то необходимо нажать кнопку «Добавить пару». Если необходимо сформировать протоколы попарного сравнения для всех учетных карт из списка, то нажать кнопку «Добавить все». В правом списке появится набор протоколов сравнения, для получения данных по которым необходимо нажать кнопку «Протокол» (см. приложение №3 рис.7).

Описав совпадающие (различающиеся) признаки, эксперту необходимо объяснить причины, по которым он не применял другие методы сравнительного исследования (совмещение по ломаной и медиальной линии, маскирования, аппликации и др.): например, исследуемые объекты, зафиксированные на видеозаписи (ях), низкого качества, часть информации о внешности исследуемых лиц скрыта (шапкой, рукой и др.), некоторые элементы внешнего облика имеют засвеченные и затемненные стороны из-за различного источника освещения и т. д., что, в свою очередь, не дает возможности точно локализовать антропометрические точки, и, следовательно, произвести точные измерения и выявить четкие контуры элементов. На основании вышеуказанных причин применение других методов и приемов сравнительного исследования не представляется возможным.

Распространенной ошибкой экспертов заключается в использовании всех вышеперечисленных методов сравнения, в то время как некоторые из них применять нецелесообразно в связи с вышеуказанными причинами.

Анкетирование экспертов в области производства портретных экспертиз [220] показало, что в большинстве случаев при работе с видеоизображениями используются методы визуального сопоставления и наложения негативного на позитивное изображение, т.к. остальные имеют меньшую практическую значимость ввиду отображения внешнего облика в произвольном ракурсе.

Приведенные методы сравнительного исследования в большей степени приемлемы для изучения признаков анатомических элементов внешнего облика. Что же касается функциональных элементов, то здесь мы видим главную проблему, связанную с тем, что они зачастую не отображаются на образцах, т.к. имеются определенные тактические нарушения в их получении. Наиболее приемлемый способ их сравнения при проведении портретной экспертизы, на наш взгляд, состоит в их визуальном сопоставлении, причем для каждого элемента предлагаем отдельный прием:

1) особенности отображения элементов внешности под воздействием мимики и артикуляции наряду с разметкой метода сопоставления, если будет возможно, осуществлять наложение негативного и позитивного изображений для подтверждения положительного (категорического или вероятного вывода о тождестве) вывода при наличии совпадающих признаков — например, совпадение при наложении опускающихся углов рта при грустном выражении лица; количеству, положению, взаиморасположению и контуру подглазничных морщин при веселом выражении лица и др.;

2) особенности походки, жестикуляции, манеры поведения необходимо демонстрировать на иллюстрационной таблице, осуществляя раскадровку видеоизображения.

В ситуациях, когда на видеозаписи не запечатлено лицо преступника, единственное, что можно установить достоверно — это его рост. При визуальном сопоставления роста идентифицируемого человека с размерами изображения другого человека, запечатленного на видеозаписи перед той же камерой, представленного в качестве образца, погрешность измерения роста составляет несколько сантиметров, что не дает возможности сузить круг подозреваемых или опознать преступника.

Разработанный ООО «Лаборатория Цифрового Зрения» фотограмметрический комплекс «Бертильон» [221] предназначен для проведения метрологических измерений по видеозаписи с фиксированной камеры, и предоставляет возможность эксперту-портретисту проводить подобные измерения с точностью до 0.5 — 2 см в тех условиях, в которых проводилась исследуемая запись. При этом можно измерять не только рост человека, но и его ширину плеч, длину ног и рук, размер головы и т.п. относительно тех объектов, которые имеются на видеозаписи, с заранее известными размерами (например, стол, стул и т.д.). Измерения, проведенные с такой точностью, на наш взгляд, в комплексе с другими признаками элементов внешнего облика человека могут оказать помощь в проведении сравнительного исследования, результаты которого будут соответствующим образом оценены при формулировании вывода экспертом на завершающей стадии портретной экспертизы (см. приложение №3 рис. 8).

Испытания показали, что точности системы при качественной калибровке [222] напрямую зависит от масштаба одного пикселя и точности выделения размеров объектов, с помощью которых происходит сравнение с ростом человека. При достаточном количестве калибровочной информации комплекс не дает систематической погрешности измерений, которая может быть связана только с точностью выделения границ объектов.

Следует отметить, что недостатки проведения раздельного и сравнительного исследования при производстве портретной экспертизы по видеоизображениям нередко предопределяют ошибки, в результате чего эксперт может прийти к ошибочной форме вывода при оценке выявленных признаков.

Таким образом, по нашему мнению, непосредственный

идентификационный процесс в рамках судебно-портретной экспертизы по видеоизображениям происходит на стадиях раздельного и сравнительного исследования. Обобщая все вышеизложенное, предлагаем следующие определения раздельного и сравнительного исследований портретной экспертизы по материалам видеозаписи:

раздельное исследование — это процесс всестороннего изучения идентифицируемого и идентифицирующего объектов каждого в отдельности, в рамках которого происходит выявление и последующий тщательный анализ групповых и индивидуальных признаков элементов внешнего облика лиц (с выделением качественно-количественного критерия), запечатленных на исследуемом видеоизображении и сравнительном образце, достаточных для идентификации, с учетом воздействия на них различных факторов;

сравнительное исследование — это процесс изучения выявленных на стадии раздельного исследования групповых и индивидуальных признаков элементов внешнего облика лиц, с помощью методов сопоставления, совмещения и наложения, в ходе которого устанавливается совокупность индивидуальных совпадающих признаков или несколько различных совокупностей, достаточных для решения задачи о наличии или отсутствии тождества.

Подводя итог всему вышеизложенному, к особенностям стадии раздельного исследования видеоизображений следует отнести:

— анализ элементов лица отождествляемого человека с учетом их различного состояния при видеосъемке, т.к. контуры, форма, величина, степень выраженности и симметрии его подвижных элементов в значительной степени зависят от выражения лица и мимических изменений;

— необходимо решить вопрос о суммировании видеоинформации, под которым, по нашему мнению, следует понимать как совокупность видеокадров, на которых отобразилось отождествляемое лицо (в одном или нескольких вариантах ракурса), так и комплекс отдельно взятых признаков элементов его внешнего облика из различных кадров одной записи, которые составляют единый образ человека;

— при завершении раздельного исследования составляется рабочая таблица-разработка, в которой, кроме описания выявленных признаков и их идентификационной значимости, указываются и их характеристики, т.е. как они отображены на исходном видеоизображении и на сравнительном материале.

Необходимым же условием сравнительного исследования является установление совокупности совпадающих признаков и (или) несколько различных совокупностей признаков элементов внешности человека, необходимых для формирования определенного вывода, выявленных в ходе раздельного исследования путем применения разработанных методов и средств. Обязательным этапом сравнительного исследования также будет являться указание экспертами результатов использования данных методов. Для сравнительного исследования и демонстрации выявленных признаков на иллюстрационной таблице эксперт также может производить выборку изображений идентифицируемого человека, где на одном видеокадре будет отмечена одна часть признаков, а на другом — другая.