Ликвидация автомобиля на предприятии

Содержание:

Акт о списании автотранспортных средств

Оформление акта о списании автотранспортных средств происходит тогда, когда на предприятии возникает необходимость списать автомобили и другие средства передвижения. Обычно причинами списания является либо физический, либо моральный износ техники. В числе прочего, обстоятельствами, обосновывающими снятие транспортного средства с учета, могут быть неустранимые поломки, дефекты, не подлежащие ремонту, похищение автомобиля и т.д.

Кто составляет акт на списание авто средств

Оформлением данного документа занимается специалист бухгалтерского отдела. Связано это с тем, что любое списание основных средств предприятия подлежит бухгалтерскому и налоговому учету. Однако предварительно для удостоверения причин списания автотранспортного средства, в организации создается специальная комиссия. Приказ на ее формирование выписывает руководитель. В нее обязательно должен войти профильный специалист (механик, водитель и т.п.), а также сотрудники других структурных подразделений.

После заключения комиссии о невозможности дальнейшего использования автотранспортного средства, составляется акт о списании.

Как правило, на крупных предприятиях все действия комиссии подчинены определенному, строго установленному алгоритму.

Основные правила составления акта о списании авто средств

Данный документ не имеет унифицированного образца, обязательного к использованию, поэтому каждое предприятие вправе самостоятельно разработать собственный шаблон акта или же писать его в свободной форме. Главное требование – в нем должны содержаться сведения о предприятии, на балансе которого числится списываемый транспорт, а также подробная информация об объекте списания. Кроме того, документ должен иметь подписи всех членов комиссии и утверждающий автограф руководителя предприятия. В дальнейшем факт списания необходимо отразить в инвентарной документации.

Акт о списании принято создавать в одном экземпляре, который передается в бухгалтерию организации.

Инструкция по заполнению акта о списании

  • В начале документа нужно внести данные о компании – владельце автотранспортного средства: ее наименование с указанием организационно-правового статуса.
  • Затем вписывается номер документа по внутреннему документообороту, а также дата его составления.
  • В табличке справа указывается должность, фамилия, имя, отчество руководителя, который, после оформления акта его утвердит.
  • Далее идет информация, касающаяся непосредственно транспортного средства: его модель и номера (заводской, инвентарный, регистрационный).
  • Здесь же указывается причина списания и лица, несущие материальную ответственность, если таковые имеются.

Ниже в документе находится первая таблица, куда вносится дата выпуска и ввода в эксплуатацию, дата принятия к бухгалтерскому учету в данной фирме, а также сведения о последнем кап. ремонте, снятии с учета в ГИБДД и всего, что касается пробега.

Вторая таблица относится к финансовой части — тут нужно указать цену автомобиля на момент принятия его на учет, сумму амортизации с начала его использования и остаточную стоимость (т.е. разницу между начальной ценой и начисленной амортизацией).

В ней содержится краткая характеристика объекта.

  • Здесь отражаются все сведения о списываемом автомобиле (берутся из паспорта автотранспортного средства), включая наличие в составе драг. металлов.
  • Ниже, в специальных строках о прочих характеристиках можно вписать любую остальную необходимую информацию об автомобиле (на усмотрение собственника).
  • Далее комиссия вписывает в документ свое заключение о необходимости списания, а также указывают прилагаемые к акту документы. Затем все члены комиссии удостоверяют акт своими подписями.

Четвёртая таблица

В четвертую таблицу под названием «Сведения о принятии к учету демонтированных деталей» вносится все, что касается элементов и узлов, которые остаются после разбора автотранспортного средства и которые могут пригодиться в дальнейшей работе предприятия. Здесь вписывается их наименование, краткая характеристика и количество.

В пятой таблице указывается информация о расходах, понесенных в связи со снятием с учета автомобиля, и также стоимость товарно-материальных ценностей, поступивших на склад компании после разборки и поставленных на учет.

  • Общие затраты, понесенные в ходе списания, высчитываются через сложение остаточной стоимости списываемого объекта и трат на его разбор и вычитание из полученной суммы поступлений от материальных ценностей по списанию.
  • Далее отражается результат списания (плюсовой или минусовой) с точным указанием суммы.

Под заполненным документом главный бухгалтер предприятия ставит свою подпись, а затем акт передается руководителю для заверения.

1.6.4. Списание автомобиля в результате физического износа

Ликвидация автотранспортных средств отражается в бухгалтерском учете проводками:

Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01

— списана первоначальная стоимость автотранспортного средства;

Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств»

— списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 01 «Выбытие основных средств»

— списана остаточная стоимость ликвидируемого автотранспортного средства;

Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 20 (23, 25, . )

— списаны расходы, связанные с ликвидацией автотранспортного средства;

Дебет 10 Кредит 91-1 «Операционные доходы»

— оприходованы материалы, полученные от ликвидации автотранспортного средства.

На балансе предприятия ООО «Автомобилист» в составе основных средств числится старый легковой автомобиль. Его первоначальная стоимость составляет 20 000 руб., амортизация начислена в полном объеме. Автомобиль подвергался переоценке. Сумма дооценки автомобиля, отнесенная на добавочный капитал, составляет 9000 руб.

Руководитель предприятия принял решение о ликвидации автомобиля. Работы по ликвидации выполнены ремонтным цехом предприятия.

Стоимость выполненных работ составила 2000 руб. После ликвидации оприходованы запасные части, пригодные для дальнейшего использования, на сумму 3500 руб. (обратите внимание на то, что запчасти, полученные от разборки автомобиля и пригодные для дальнейшего использования или продажи, приходуются по рыночным ценам, сложившимся на дату списания автомобиля). Запчасти переданы на материальный склад. Они используются для ремонта других автомобилей.

В учете ООО «Автомобилист» будут сделаны следующие записи:

Дебет 01 «Выбытие основных средств» Кредит 01

— 20 000 руб. — списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие основных средств»

— 20 000 руб. — списана начисленная амортизация;

Дебет 83 Кредит 84

— 9000 руб. — сумма дооценки списанного автомобиля перенесена с добавочного капитала на нераспределенную прибыль;

Дебет 91-2 «Операционные расходы» Кредит 23

— 2000 руб. — списаны расходы ремонтного цеха по разборке автомобиля (эти расходы относятся к операционным, так как связаны с выбытием основного средства);

Дебет 10-5 «Запасные части» Кредит 91-1 «Операционные доходы»

— 3500 руб. — оприходованы на складе запасные части.

По мере отпуска запчастей со склада в ремонтный цех для ремонта автомобилей бухгалтер будет делать проводку:

Дебет 23 Кредит 10-5

— на сумму отпущенных со склада в ремонтный цех запчастей.

В целом от ликвидации легкового автомобиля у ООО «Автомобилист» образовалась прибыль в размере 1500 руб. (3500 руб. — 2000 руб.).

Списание автомобиля: согласование, оформление, учет

Автор: Ларцева Л. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

При наличии оснований для выбытия объектов нефинансовых активов, в том числе автотранспортных средств, они списываются с бухгалтерского учета. Такими основаниями могут быть физический износ автомобиля, его непригодность для дальнейшей эксплуатации и нецелесообразность восстановления, хищение (угон) транспортного средства, повреждение (порча) автомобиля в результате аварии (например, ДТП), стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.д.), безвозмездная передача автомобиля или другие случаи прекращения права оперативного управления на него. О порядке списания транспортных средств, документальном оформлении и согласовании данной операции, а также о правилах отражения выбытия автотранспорта в бухгалтерском учете читайте далее.

Общие правила списания

Имущество автономных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления (п. 1 ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться (в том числе списывать) особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем. Остальным имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Общие правила списания имущества, закрепленного за федеральными государственными учреждениями, определены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834 (далее – Положение № 834).

В соответствии с п. 3 Положения № 834 решение о списании федерального имущества принимается в случае, если:

имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

Для справки: с учетом немалой стоимости автомобилей и их значимости для ведения деятельности учреждений такие объекты обычно отнесены к особо ценному имуществу.

Решение о списании особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем, принимается таким учреждением по согласованию с учредителем. В отношении остального имущества (в том числе особо ценного имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности) решение о списании принимается автономным учреждением самостоятельно (пп. «и», «к» п. 4 Положения № 834, п. 2 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества учреждением создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – комиссия). Данная комиссия осуществляет следующие полномочия (п. 5, 6 Положения № 834):

1) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

2) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

3) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества;

4) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее – акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение.

К сведению: комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения.

В случае отсутствия в учреждении работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. По общему правилу эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе. Однако договором, заключенным автономным учреждением и экспертом, может быть предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта.

Комиссия вправе рассматривать предоставленные ей документы не более 14 дней. После этого принимается решение большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании.

Решение о списании федерального имущества принимается путем подписания комиссией акта о списании. Оформленный и подписанный комиссией акт на списание утверждается учреждением самостоятельно, а случаях, требующих согласования с учредителем, – после согласования учредителем в установленном им порядке. До утверждения акта о списании реализация мероприятий, предусмотренных в нем (утилизация, разборка), а также списание имущества в бухгалтерском учете не допускаются (п. 52 Инструкции № 157н, п. 11 Положения № 834).

Смотрите так же:  Заявление о приобщении к материалам дела в суде

После завершения мероприятий, закрепленных в акте о списании, утвержденный руководителем учреждения акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», направляются учреждением в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества (п. 13 Положения № 834).

Акт о списании, а также прочие документы, оформляемые при списании

Согласно Приказу № 52н при списании транспортных средств оформляется акт о списании (ф. 0504105). Такой акт составляется на каждый списываемый автомобиль.

К акту о списании в обязательном порядке прилагается копия инвентарной карточки списываемого объекта.

Ранее было указано, что при списании федерального имущества к акту дополнительно формируется пакет документов согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автономное учреждение.

К примеру, согласно Приказу Минкультуры РФ от 03.10.2011 № 956 для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры учреждениями на праве оперативного управления, учреждения, помимо акта о списании, формируют следующие документы:

1) технико-экономическое обоснование необходимости и целесообразности списания объектов федерального имущества, подписанное руководителем учреждения (уполномоченным им лицом), подготавливаемое учреждением в произвольной форме;

2) копию заключения о техническом состоянии объекта федерального имущества, подтверждающего отсутствие возможности восстановления и дальнейшего использования;

3) заверенную в установленном порядке копию инвентарной карточки списываемого объекта;

4) фотографию объекта имущества, предлагаемого к списанию, позволяющую однозначно идентифицировать такой объект.

Кроме того, для списания автотранспортных средств дополнительно к указанным документам оформляются:

копия технического паспорта транспортного средства;

копия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства;

заверенная в установленном порядке копия акта (протокола) о дорожно-транспортном происшествии в случае возникновения необходимости списания автотранспортного средства в результате аварии.

Помимо этого, дополнительно представляются:

а) при списании автомобиля, выбывшего вследствие аварии, стихийного бедствия и иных чрезвычайных ситуаций:

копия акта о повреждениях, причиненных автомобилю;

копия справки уполномоченных организаций, подтверждающей факт аварии, стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации;

б) при списании автомобиля, выбывшего вследствие хищения, утраты или порчи:

копия постановления о возбуждении уголовного дела, копия постановления о прекращении уголовного дела или иные документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов учреждения или возмещению причиненного ущерба (в случаях хищения или нанесения ущерба имуществу);

копии объяснительных записок руководителя и материально ответственных лиц учреждения о факте хищения, утраты или порчи имущества и т. п.;

копии документов, подтверждающие наказание виновных лиц (копия приказа учреждения о принятии мер в отношении виновных лиц (работников учреждения), допустивших повреждение объекта федерального имущества;

копия справки о возмещении ущерба виновными лицами.

Обратите внимание: копии документов должны быть заверены уполномоченным лицом организации и печатью.

Снятие с учета автомобиля

Юридические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах Гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством РФ порядке (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»).

Дата снятия автомобиля с учета проставляется в акте о списании в специально отведенном поле.

Отражение выбытия автомобиля в бухгалтерском учете

Основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения операций по выбытию транспортного средства служит акт о списании (ф. 0504105).

После принятия оформленного акта, утвержденного руководителем, бухгалтер (иное должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета) отражает в нем бухгалтерские записи, которыми отражены операции по списанию объектов в разд. «Отметка бухгалтерии о списании».

В соответствии с п. 12 Инструкции № 183н выбытие транспортных средств отражается следующими бухгалтерскими записями:

Перед бухгалтерией любого предприятия, имеющего транспортное средство, рано или поздно встает вопрос как списать машину с баланса.

Основания для списания транспортного средства

Причинами для снятия с баланса предприятия автомобиля могут быть:

  • физический износ транспортного средства;
  • повреждение автомобиля в результате ДТП, пожара или других непредвиденных обстоятельств;
  • угон.

Процедура списания автомобиля должна начинаться с подачи заявления в ГИБДД о снятии с учета транспортного средства. В госавтоинспекцию предоставляется пакет документов на машину и сдаются номерные знаки.

Порядок списания машины с баланса

Согласно действующему законодательству на предприятии должна быть создана комиссия, которая определяет целесообразность дальнейшей эксплуатации транспортного средства и оформляет свои выводы соответствующим актом. Акт составляется на основании экспертного заключения о техническом состоянии и остаточной стоимости автомобиля или на основании справки из следственных органов о прекращении дела об угоне.

Руководитель предприятия утверждает акт списания и издает приказ об утилизации автомобиля.

Отражение выбытия автотранспортного средства в бухучете

В бухгалтерском учете списание автомобиля отражается по кредиту 01 счета, проводки затрагивают дебет:

01 счета – первоначальная стоимость;

02 счета – сумма амортизации;

91/2 счета – остаточная стоимость.

Расходы, связанные со списанием машины с баланса, проводятся по Дт 91/2.

После оформления всех документов необходимо уплатить налог на транспортное средство. При расчете налога месяц выбытия автомобиля учитывается полностью.

Выбытие транспортного средства (ТС)

Когда ТС выбывает с баланса?

Традиционно обыватели связывают данную операцию с физическим выбытием ТС, например, в случае его продажи или возврата по договору аренды (лизинга) или при разборке и утилизации. Но есть и иное выбытие ТС из состава балансовых активов. Когда объект перестает приносить экономическую выгоду или теряет такую способность, это уже не актив, доходы от которого уменьшаются расходами, а имущество, стоимость которого следует списать, не ожидая соответствующих доходов. В частности, организация прекращает использовать автомобиль из-за его износа, хотя он, что называется, и на ходу, но уже не приносит той прибыли, которую приносил раньше. Более подробно ситуации выбытия объектов ОС, к которым относятся и ТС, описаны в п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». К сказанному автор добавил бы ликвидацию при аварии (ДТП), а также при угоне, который в части коммерческих автомобилей нечасто, но случается. Еще одна ситуация, когда ТС выбывает с баланса, — оно используется в инвестиционных целях, в частности передается в качестве имущественного взноса при оплате уставного капитала. Выбытие ТС в случаях дарения и мены тоже возможно, однако это менее распространено на практике. Следовательно, уделим внимание тому, что встречается чаще в работе бухгалтера транспортного предприятия.

Выбытие при продаже

В таком случае у транспортной организации возникают доходы и расходы от операции, разница по которым даст либо прибыль, либо убыток. В настоящее время нет четких рекомендаций того, как отражать выбытие ОС. Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н признан утратившим силу п. 84 Методических указаний по учету основных средств (Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н), в котором говорилось о порядке списания объекта ОС. В частности, в составе расходов подлежала признанию остаточная стоимость ОС, а в составе доходов — поступления вследствие выбытия объекта ОС. Это согласуется с нормами п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации», определяющими в составе прочих доходов поступления от продажи основных средств и иных активов, а также с нормами п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации», согласно которым прочими считаются расходы, связанные с продажей, выбытием и другим списанием основных средств. Расходы в виде остаточной стоимости целесообразно сформировать на счете учета ОС, списав на него сумму начисленной амортизации (Дебет 02 Кредит 01). Вводить для названной операции отдельный субсчет по выбытию ОС, как это практиковалось раньше, сейчас нет необходимости.

Исключение п. 84 из Методических указаний по учету основных средств можно расценивать и как его неактуальность ввиду дублирования норм бухгалтерских стандартов, имеющих большую силу. В таком случае корреспонденция счетов при выбытии ТС в связи с его реализацией будет выглядеть следующим образом:

Отражена реализация ТС покупателю

Начислен НДС при реализации ТС

Произведены расчеты за проданное авто

Списана сумма ранее начисленной амортизации

Списана остаточная стоимость автомобиля

Отражена прибыль, полученная от продажи ТС

Рассмотренный вариант учета выбытия ТС при его продаже не единственный. Обратимся к п. 18.2 ПБУ 9/99, согласно которому прочие доходы могут показываться в отчетности за минусом расходов, относящихся к этим доходам, если:

  • соответствующие правила бухгалтерского учета предусматривают или не запрещают такое отражение доходов;
  • доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными для характеристики финансового положения организации.

Данный подход конкретизирован в МСФО (IAS) 16 «Основные средства», согласно которому доходы или расходы, возникающие в связи со списанием объекта ОС, определяются как разница между чистыми поступлениями от выбытия, если таковые имеются, и балансовой стоимостью объекта. Применение МСФО в слабоурегулированных ситуациях предусмотрено п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В рассматриваемой ситуации доходы и расходы, связанные с выбытием объекта ОС, образуются в результате одного и того же события, а ПБУ 6/01 не запрещает показывать поступления, связанные с выбытием ОС, за минусом расходов в виде остаточной стоимости объекта. Следовательно, если сами по себе доходы и расходы несущественны для характеристики финансового положения организации, их можно показывать свернуто. С учетом этого корреспонденция счетов при продаже ТС будет выглядеть следующим образом:

Начислен НДС при реализации авто

Произведены расчеты за проданное авто

Списана сумма ранее начисленной амортизации

Списана остаточная стоимость автомобиля

Отражена прибыль, полученная от продажи ТС

В примере итоговый результат отражен последней записью, причем показаны не доходы, а именно итоговая прибыль, полученная от реализации авто. Привычной проводки, отражающей доходы от реализации, нет, так как в ней нет необходимости, сам факт передачи авто подтверждает списание ТС, а продажу — начисление НДС и расчеты по сделке. Согласитесь, второй вариант компактнее, чем первый, и менее загружен информацией.

Выбытие при утилизации

Данная операция отличается от предыдущей тем, что транспортная организация чаще получает убыток, а не прибыль. Кроме этого, может возникнуть необходимость в оприходовании запасных частей, которые могут быть использованы на других автомобилях или по иному назначению (в частности, сданы на металлолом). Последнее как раз и заменяет утилизация, которая включает демонтаж экологически опасных компонентов (их перечень установлен директивами ЕС), а также комплектующих, которые можно использовать для продажи как запасные части, плюс переработку металлолома.

Выделим две ситуации, характерные для утилизации. Первая — когда ТС утилизируется самостоятельно путем сдачи его на металлолом, а демонтированные запасные части, годные к использованию, приходуются по рыночной стоимости с учетом износа. При этом допускаем, что автомобиль в бухгалтерском учете полностью самортизирован, в связи с чем нужно списать сумму начисленной амортизации и первоначальной стоимости объекта ОС.

Корреспонденция счетов при самостоятельной утилизации выглядит таким образом:

Списаны с баланса начисленная амортизация и начальная оценка

Оприходованы запчасти, которые могут быть использованы

Отражены расходы, связанные с разборкой ТС

Смотрите так же:  Форма апелляционная жалоба на решение арбитражного суда

Произведены расчеты с персоналом и внебюджетными фондами

Отражены доходы, полученные от передачи авто на металлолом

Произведены расчеты с приемщиком металлолома

Отражен результат от утилизации автомобиля

В корреспонденции счетов автор исходит из того, что расходы, связанные с разборкой ТС, в виде заработной платы рабочих и страховых взносов превосходят ценность запасных частей, но меньше стоимости остатков автомобиля (в частности, кузова), сданных на металлолом.

Вторая ситуация аналогична первой, за исключением того, что утилизацией ТС занимается специализированная организация, за что получает определенное вознаграждение. При его расчете может учитываться стоимость запасных частей, которая является выгодой переработчика и тем самым снижает его вознаграждение.
Корреспонденция счетов при утилизации силами сторонней организации выглядит так:

Списаны с баланса начисленная амортизация и начальная оценка

Отражены расходы на оплату услуг по утилизации

Произведены расчеты по утилизации автомобиля

Отражен итоговый убыток, понесенный от утилизации ТС

Как видим, вариант проще, но он может быть менее выгоден для организации.

Выбытие при ДТП

В случае дорожно-транспортного происшествия выбытие автомобиля происходит с участием страховой организации, которая имеет на него право при выплате страхового возмещения. Также для расширения кругозора предложим читателю два варианта. Один основан на том, что в учете показываются оприходование остатков ТС после аварии и их передача страховщику. Другой подразумевает, что транспортная компания никакие остатки не приходует, а отказывается в пользу страховщика после известия о том, что ТС восстановлению не подлежит, от всего автомобиля, вернее от того, что от него осталось после ДТП.

В первом случае сначала списывается балансовая (остаточная) стоимость авто, после чего ставятся на учет его остатки по рыночной стоимости (из заключения независимого оценщика). Далее оприходованные в составе МПЗ остатки передаются страховщику, который обязуется выплатить страховое возмещение в полной сумме, предусмотренной договором.

Корреспонденция счетов при оприходовании и передаче остатков ТС будет следующей:

Списана сумма ранее начисленной амортизации

Списана остаточная стоимость автомобиля

Оприходованы годные запасные части в составе МПЗ

Отражена передача годных остатков ТС

Признан доход страхового возмещения

Произведены расчеты со страховой компанией

Отражен убыток, понесенный от всех взаимосвязанных операций

Доход признается в сумме полученного страхового возмещения за вычетом стоимости остатков автомобиля, переданных страховой компании. Данный подход отвечает определению совокупной прибыли (убытка), полученной от выбытия ОС, без отражения отдельно прочих доходов и расходов, связанных с ее (его) получением. Выбытие ОС в примере показано в составе прочих доходов, а оприходование остатков — как прочие доходы. Свернуть указанные суммы в силу их различия не удастся, поэтому автор не пытается этого сделать. Результат от всех операций в примере показан в виде убытка, так как автор не собирается обнадеживать читателя тем, что страховая компания возместит весь причиненный ущерб.

Во втором случае (когда в учете сразу отражается отказ в пользу ТС) осуществляются те же самые операции, за исключением оприходования остатков поврежденного ТС. Свернуть все операции и отразить одной проводкой прибыль не получится просто потому, что до момента аварии ТС имело одну рыночную стоимость, а после — другую. Причем то же самое можно утверждать и о балансовой стоимости, но как раз это справедливо в предыдущем рассмотренном варианте, где поврежденное ТС переведено в состав МПЗ.

Но сейчас автор предлагает не делать данную операцию, а отразить передачу ТС страховщику по той стоимости, по которой оно числилось в учете до ДТП. По идее это не совсем логично, однако сумма страхового возмещения выплачивается как раз исходя из стоимости авто до аварии с учетом износа, а не исходя из полученных остатков после ДТП. Следовательно, приведенный вариант также обоснован и имеет право на существование.

Корреспонденция счетов при передаче ТС в пользу страховщика будет следующей:

Списана сумма ранее начисленной амортизации

Списана остаточная стоимость автомобиля

Произведены расчеты со страховой компанией

Отражена разница между выбытием ТС и поступлением денег

В проводках разница между остаточной стоимостью и поступившими денежными средствами от страховщика показана в составе прочего расхода, так как на практике остаточная стоимость ТС редко превышает его рыночную стоимость, которую страховщики постараются снизить за счет самых разных аргументов. Проще говоря, надо быть готовым к тому, что страховая компания заплатит меньше балансовой стоимости авто до ДТП.

Выбытие ТС в случае хищения

В терминологии п. 29 ПБУ 6/01 ситуацию можно именовать как списание ОС при выявлении недостачи или порчи активов при их инвентаризации. Это мероприятие, конечно, не обязательно проводить, чтобы установить хищение (угон) автомобиля. Достаточно факта его отсутствия и заявления в органы, занимающиеся оперативно-разыскной деятельностью. Если ТС застраховано от угона, то действия бухгалтера аналогичны представленным выше, за исключением того, что страховая компания ничего не получает от страхователя, а выплачивает страховое возмещение исходя из возникновения страхового случая.
Корреспонденция счетов при угоне застрахованного ТС будет следующей:

Списана сумма ранее начисленной амортизации

Списана остаточная стоимость автомобиля

Признан доход в сумме причитающегося возмещения

Получены денежные средства на расчетный счет страхователя

Отражен убыток не покрытого возмещением ущерба

Если же ТС не было застраховано от угона, то в полной сумме причиненного ущерба признается убыток, понесенный от выбытия ТС. Корреспонденция счетов будет выглядеть так:

Списана сумма ранее начисленной амортизации

Списана остаточная стоимость автомобиля

Отражен убыток в виде стоимости угнанного ТС

Заметим, что если через некоторое время ТС будет найдено, то его следует учесть по стоимости с учетом его состояния в корреспонденции с прочими доходами. Считать это безвозмездно полученным имуществом и кредитовать на счет доходов будущих периодов нет оснований. К тому же, признавая прочие доходы, бухгалтер нивелирует тем самым прочие расходы, которые были отражены при списании ТС в связи с угоном. То есть в учете все возвращается на круги своя, за исключением того, что оценка ТС может быть иной.

Выбытие при передаче ТС в инвестиционных целях

Проще говоря, автор предлагает рассмотреть операцию по передаче ТС в качестве вклада в уставный капитал другой организации. Этому посвящены специальные нормы в ПБУ 6/01.

Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ) относятся к финансовым вложениям организации (абз. 1 п. 3 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»). Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 8 ПБУ 19/02).

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость таких активов устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов (п. 14 ПБУ 19/02).

При передаче ТС в качестве вклада в уставный капитал его стоимость вполне может считаться фактическими затратами передающей стороны по приобретению финансового вложения. У принимающей стороны ТС оценивается не по балансовой, а исходя из согласованной учредителями (участниками) организации денежной оценки имущества (п. 9 ПБУ 6/01).

Корреспонденция счетов у передающей стороны будет выглядеть следующим образом:

Списана сумма ранее начисленной амортизации ТС

Отражено финансовое вложение в размере остаточной стоимости

Такие же проводки следует сделать, если организация передает активы по договору о совместной деятельности. Не путайте его с договором о совместном использовании активов, когда они остаются на балансе, хотя стороны и объединяют имущество для ведения деятельности, при этом каждый из участников договора отражает долю расходов и обязательств, а также причитающуюся ему долю доходов от совместного использования активов (п. 9 ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»).

Влияет ли регистрация на списание ТС?

Согласитесь, это важный момент, так как при приобретении ТС регистрационные сборы включаются в первоначальную стоимость ТС. При выбытии автомобиля бухгалтеру не нужно ждать, когда он будет снят с учета и с него снимут номера. Почему? Потому что такого условия, ограничивающего осуществление данной операции, нет в п. 29 ПБУ 6/01. Для выбытия достаточно того, что актив уже не способен приносить экономические выгоды. Снятие его с учета это подтверждает, но в то же время не определяет момент, когда ТС уже больше не актив.

Судебных решений на данную тему немного. В распоряжении автора оказалось одно из них, в котором ревизоры решили предъявить претензии по поводу унифицированных документов, обязательных раньше для применения. В частности, до 2013 г. списание ТС оформлялось унифицированной формой ОС-4а (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7), в ней был предусмотрен реквизит «Дата снятия с учета в ГИБДД (ГАИ)». В Указаниях по применению унифицированной формы было сказано, что при списании автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом передается документ, подтверждающий снятие его с учета в ГИБДД (Госавтоинспекции). При отсутствии таких действий налоговики рассматривали это как преждевременное списание с баланса ТС. Но судьи с этим не соглашались (Постановление ФАС СЗО от 04.04.2008 N А26-4552/2007), указывая на то, что списание с баланса транспортного средства не должно зависеть от того, снято или не снято оно с регистрации в ГИБДД.

Хотя унифицированная первичка сейчас не обязательна, судебный спор большей частью касался не ее, а именно вопроса о взаимосвязанности выбытия и снятия с учета ТС. Поэтому вывод вполне можно принять к сведению. А представим другую ситуацию: ТС утилизировано. Именно после этого момента, а не до него ТС подлежит снятию с регистрационного учета, что подтверждают п. 43 Правил регистрации автомототранспортных средств (Утверждены Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001) и Письмо МВД России от 27.02.2010 N 13/5-430. То есть по отношению к снятию ТС с регистрационного учета утилизация является уже свершившимся фактом, и отражать утилизированное авто на балансе, дожидаясь сдачи регистрационных номеров и документов в ГИБДД, по меньшей мере неразумно, так как это может ввести пользователей бухгалтерской отчетности в заблуждение. По балансу объект есть, а на самом деле его нет, что считается свидетельством недостоверности учетной информации.

Подведем итог. Снятие с учета ТС непосредственно не влияет на отражение выбытия объекта в бухгалтерском учете, но косвенно данные события все же являются взаимосвязанными, поэтому при определении прибыли (убытка) при выбытии ТС бухгалтер вправе учесть расходы, связанные с регистрационными действиями (при условии, что указанные события приходятся на один отчетный период). В частности, ко всем описанным записям бухгалтер вправе добавить проводки по уплате пошлины за снятие с учета (Дебет 68, 60 Кредит 51) и включению ее в состав прочих расходов (Дебет 91 Кредит 68, 60), уменьшающих прибыль (увеличивающих убыток) при выбытии ТС в той или иной ситуации.

В завершение хотелось бы заметить, что рассмотренная на протяжении всего цикла статей методология учета ТС базируется на положениях отечественных и международных стандартов, а также на том опыте, который накоплен редакцией журнала за долгие годы. Поэтому надеемся, что материал будет полезен бухгалтеру организации, эксплуатирующей различные транспортные средства в своей повседневной деятельности.

Демонтаж и списание основного средства

В результате инвентаризации ваша фирма выявила основное средство, которое испорчено, морально устарело или физически изношено. Как правило, продать такой объект невозможно. Тогда его демонтируют и списывают с учета. Разберемся, как провести и задокументировать эту операцию, составить проводки, отразить в отчете о финансовых результатах, начислить налоги, в том числе выбрать приемлемую для вас позицию с восстановлением НДС.

Смотрите так же:  Гигиенические требования к водоснабжению предприятий

Основные средства, участвующие в процессе производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики. Под физическим износом понимается ухудшение
технико-экономических и социальных характеристик объекта под воздействием процесса труда (интенсивности, особенностей технологии использования, количества и качества ремонта, уровня агрессивности внешней среды и т. д.). Моральный износ (обесценивание) проявляется в том, что основное средство по своей конструкции, производительности, экономичности перестает соответствовать требованиям для выпуска продукции необходимого качества.

Вследствие физического или морального износа основного средства наступает
его неспособность приносить экономическую выгоду, а это уже является основанием
для его списания.

Составление документации при выбытии объектов

Для установления физического и морального износа и того, возможно ли восстановление объекта, будет ли оно эффективным и насколько целесообразно его дальнейшее использование, приказом руководителя организации создается комиссия. В дальнейшем она дает свое заключение и составляет документацию при выбытии объектов.

В состав комиссии входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии можно приглашать сторонних специалистов
(п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н, далее – Методические указания).

Комиссия должна (п. 78 Методических указаний):

  • осмотреть объект основных средств, подлежащий списанию, с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета;
  • выявить лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внести предложений о привлечении этих лиц к ответственности;
  • составить заключения на списание объе­кта основных средств.

Приказ о создании комиссии может выглядеть так.

Комиссия также решает, возможно ли дальше использовать отдельные узлы, детали, материалы, полученные при демонтаже выбывающего объекта (например, для текущего ремонта рабочего оборудования или на продажу), оценивает по количеству и по стоимости, исходя из рыночных цен, а также обеспечивает сохранность.

После принятия решения о списании объекта комиссия составляет заключение. Типовой формы для него нет. Поэтому можете разработать шаблон документа самостоятельно. Главное, чтобы в бланке были все необходимые реквизиты первичного документа. Утверждает форму руководитель приказом к учетной политике (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

Пример заключения ликвидационной комиссии.

Следующий шаг: руководитель организации издает приказ о ликвидации основного средства. Типовой формы документа нет, можно воспользоваться образцом.

После заключения комиссии и приказа руководителя надо составить акт о списании имущества. Можно использовать акт по типовой форме № ОС-4 (для автомобилей – № ОС-4а)
или самостоятельно разработанную форму. Во втором случае необходимо, чтобы в документе
были все необходимые реквизиты.

Как и любые другие первичные документы, которые используют в организации, выбранную форму утверждает приказом руководитель.

На основании актов о списании сделайте отметки о выбытии основных средств в инвентарных карточках, книгах, которые используете для учета хранения и движения основных средств. Так предусмотрено в пункте 80 Методических указаний. Как правило, применяют типовые бланки: инвентарную карточку по форме № ОС-6 (при учете имущества обособленно) или карточку по форме № ОС-6а (когда основные средства учитывают в составе групп объектов). Малые предприятия используют инвентарную книгу по форме № ОС-6б.

При демонтаже основного средства можно получить отдельные материалы, узлы и агрегаты, годные к использованию. Такое имущество надо оприходовать (п. 57 Методических указаний). Чтобы оформить поступление объектов, полученных при разборке основных средств, можно использовать типовую форму № М-35.

Как отразить демонтаж в бухгалтерском учете

При ликвидации ОС в результате демонтажа возникают как доходы, так и расходы. Рассмотрим, как отразить их в бухгалтерском учете.

Списание объекта

Сам объект спишите со счета 01. Отразите также все расходы, связанные с ликвидацией имущества. Со следующего за ликвидацией месяца прекратите начислять амортизацию
(п. 22 ПБУ 6/01).

Если срок полезного использования еще не истек, при ликвидации ОС его остаточную стоимость списывают на прочие расходы. Сделайте это в том периоде, когда составили ликвидационный акт и соблюли все необходимые формальности. Это следует из пункта 29 ПБУ 6/01 и пункта 11 ПБУ 10/99.

При списании остаточной стоимости проводки такие:

ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
— отражена сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации объекта;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств» КРЕДИТ 01
— отражена первоначальная стоимость ликвидируемого основного средства;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
— списана остаточная стоимость основного средства (на основании акта о списании).

Если остаточную стоимость списывают опционально, то без расходов на разборку и демонтаж
не обойтись.

Указанные траты отразите в составе прочих расходов того периода, к которому они относятся (п. 31 ПБУ 6/01, п. 11 ПБУ 10/99).

От того, кто проводит ликвидацию основного средства, зависит и оформление проводками затрат на эти работы. Возможны три варианта.

Вариант 1. Ликвидацию проводит специальное подразделение организации. Например, ремонтная служба. Тогда проводки такие:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 70 (68, 69. )
— отражены расходы на ликвидацию основного средства;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 23
— списаны расходы на ликвидацию основного средства.

Вариант 2. В организации нет специального подразделения, ликвидацию проводите без привлечения сторонних подрядчиков. Поэтому при списании расходов на ликвидацию основного средства в учете делайте проводку:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 70 (69, 68, 10. )
— учтены расходы на ликвидацию основного средства.

Вариант 3. Ликвидирует основное средство привлеченный подрядчик. Расходы, связанные с оплатой его услуг, отразите проводкой:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 60
— учтены расходы на ликвидацию основного средства, выполненную подрядным способом;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— учтен НДС, предъявленный подрядчиком, проводившим ликвидацию основного средства.

Учет материалов, полученных при демонтаже

А что делать с оставшимися материалами, например, вполне исправными запчастями и металлоломом? Все эти вещи приходуют по рыночной цене. В дальнейшем материалы можно использовать в производстве или реализовать.

Для поступления материалов при демонтаже ОС проводка такая:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1
— оприходованы материалы, полученные при ликвидации основного средства.

Реализацию материалов (лома) в бухучете отражают как прочие доходы. Себестоимость реализованных МПЗ списывают на прочие расходы. Проводки такие:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 91-1
— отражена выручка от реализации материалов (лома);

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10
— списана себестоимость материалов (лома).

Отчет о финансовых результатах и пояснения

В отчете о финансовых результатах списанную остаточную стоимость демонтированного ОС указывают по строке 2350 «Прочие расходы».

Кроме того, ее отражают в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах в разделе «Основные средства» по столбцу 6 «Выбыло объектов».

Другие затраты, связанные с ликвидацией основного средства (например, на его демонтаж, разборку и т. п.) также указывают по строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах.

После разборки или демонтажа оборудования могут остаться ценности (детали, узлы, агрегаты), которые можно использовать в производстве. Бухгалтер должен оприходовать их по рыночной стоимости (цене возможной реализации). Это правило применяют как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Сумму таких доходов указывают по строке 2340 «Прочие доходы» отчета о финансовых результатах.

Как учесть демонтаж при расчете налогов

Если вы демонтировали ОС, это имеет свои налоговые последствия.

Налог на прибыль

При расчете налога на прибыль расходы на ликвидацию основных средств учитывайте в составе внереализационных расходов. Это касается как остаточной стоимости демонтируемого ОС, так и расходов в связи с ликвидацией имущества. Основание – подпункт 8 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

При методе начисления расходы учтите в том периоде, в котором был подписан акт о выполнении работ по ликвидации основного средства. Это следует из подпункта 3 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса РФ.

При кассовом методе расходы на ликвидацию отразите по мере их оплаты при наличии акта о выполнении работ по ликвидации (п. 3 ст. 273 НК РФ). Как при методе начисления, так и при кассовом методе недоначисленную амортизацию списывают на дату оформления акта о списании основного средства.

Если после демонтажа будут оприходованы оставшиеся детали или материалы, то их стоимость отразите в составе внереализационных доходов на основании пункта 13 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Показать доход надо независимо от того, будете полученное имущество в дальнейшем использовать в деятельности, направленной на получение доходов, или нет (письмо Минфина России от 19.05.2008 № 03-03-06/2/58).

При методе начисления датой получения дохода будет считаться дата подписания акта о ликвидации основного средства (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ). Если применяете кассовый метод, отражайте доходы в виде стоимости сырья или материалов, полученных после ликвидации основного средства, на дату их оприходования в бухучете (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Стоимость, по которой сырье, материалы и т. п. отражают в налоговом учете, определяйте с учетом рыночных цен. В налоговом учете это будет внереализационный доход.

При отпуске материалов в производство или последующей реализации отразите их стоимость соответственно в составе материальных расходов или расходов от реализации. При этом стоимость, которую можно учесть при расчете налога на прибыль, определите как сумму, которая ранее была учтена в составе доходов (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).

Для фирм и предпринимателей на УСН с объектом «доходы» демонтаж основных средств никак не влияет на сумму единого налога (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» могут списать при налогообложении расходы на демонтаж ОС как своими силами, так и с участием подрядчика (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

На сумму ЕНВД демонтаж основных средств не влияет, потому что базой по единому налогу является вмененный доход (ст. 346.29 НК РФ).

Восстанавливать ли НДС?

Если подрядчик, который проводил демонтаж, является плательщиком НСД, то сумму предъявленного им налога можно принять к вычету по общим правилам в силу прямой нормы – пункта 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Однако чиновники считают, что у компании в связи с «досрочным» выводом ОС из эксплуатации появляется обязанность по НДС: если срок полезного использования объекта не истек, плательщик должен восстановить сумму входного НДС, приходящуюся на остаточную стоимость ОС. На это указывал Минфин России в относительно свежем письме от 17.02.2016
№ 03-07-11/8736. Поскольку ОС больше не используется в облагаемых НДС операциях –
права на вычет нет.

Если бухгалтер решит следовать этому указанию, он составит проводки:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 19
— включена в прочие расходы сумма входного НДС по услугам подрядчика;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— восстановлена сумма НДС по недоамортизированной части стоимости основного средства, подвергшегося демонтажу.

С требованием восстанавливать НДС с остаточной стоимости ОС можно и не согласиться. Закрытый перечень оснований, по которым надо восстанавливать НДС (п. 3 ст. 170 НК РФ)
не предусматривает такого основания, как вывод ОС из эксплуатации.

Данный вывод есть в прошлогодних письмах ФНС России от 17.06.2015 № ГД-4-3/10451
и от 21.05.2015 № ГД-4-3/8627. В обоих документах налоговая служба опирается на позицию
решение ВАС РФ от 23.10.2006 № 10652/06 и на письмо Минфина России от 07.11.2013
№ 03-01-13/01/47571.

Налоговый консультант Тамара Петрухина

Электронная версия журнала
«ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

Лучшее предложение для тех, кому нужен минимальный бюджет и практическая информация по учету и налогам.

Для любых предложений по сайту: [email protected]