Содержание:
В Трудовом кодексе планируется закрепить порядок самоконтроля работодателей
Не исключено, что в будущем работодатели смогут избежать надзорных мероприятий в сфере труда, проводя процедуру самоконтроля. Предполагается, что они будут заполнять проверочные листы, размещенные на портале онлайнинспекция.рф и указывать, соблюдены ими обязательные требования или нет. Такие листы необходимо будет направлять в Роструд, и при условии отсутствия несчастных случаев и профессиональных заболеваний инспекторы не будут проводить надзорные мероприятия в течение пяти лет. Причем по истечении данного срока работодатель сможет снова пройти такую процедуру, и в случае отсутствия нарушений проверка в отношении него также проводиться не будет. Как именно будет проверяться достоверность направленных работодателем сведений, пока не уточняется. Планируется, что процедура самоконтроля работодателей будет прописана в Трудовом кодексе. О данной инициативе рассказал начальник управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов в ходе конференции «Актуальные вопросы трудового права-2017», организованной ИД «Коммерсантъ».
В то же время напомним, что госорганы вправе проводить внеплановые проверки по различным основаниям, например, в случае обращения работника организации (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; далее – Закон № 294-ФЗ). Логично предположить, что введение процедуры самоконтроля работодателей не повлияет на проведение таких проверок.
Отметим, что уже сегодня на портале онлайнинспекция.рф есть возможность самоконтроля для работодателей – на нем размещены проверочные листы по различным тематикам (онлайнинспекция.рф/inspector/prechecks?category_id=popular). Однако пока по итогам такой проверки можно лишь получить заключение интерактивного сервиса и попытаться самостоятельно устранить нарушения.
Представитель Роструда также поделился мнением, что в контексте внедрения риск-ориентированного подхода речь идет не столько о снижении административной нагрузки на бизнес, сколько об оптимизации этой нагрузки – ее распределяют между бизнесом и государством.
Он привел три гипотетических варианта такого распределения:
- жесткий и всеобъемлющий надзор за всеми работодателями без каких-либо исключений;
- полное саморегулирование как наиболее либеральный вариант, когда надзорные органы выполняют скорее консультирующую функцию;
- надзор, в ходе которого властные органы выполняют функцию внешнего наблюдателя, который может вмешаться только в случае необходимости, в то время как в основном работодатели занимаются саморегулированием, но по правилам, изначально заданным государством.
Егор Иванов сообщил, что Роструд считает наиболее оптимальным третий вариант, в том числе основываясь на опыте международного сотрудничества. Инициатива о процедуре самоконтроля как раз является одним из проявлений такого подхода.
Как предотвратить неправомерные действия инспектирующих органов? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт «Советы экспертов. Проверки, налоги, право» .
Отойти от жесткого регулирования планируется и в сфере охраны труда. Директор департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж сопоставил текущую ситуацию и планируемые изменения. «Сегодня мы либо реагируем на различные печальные происшествия в виде несчастных случаев либо профессиональных заболеваний, либо жалоб работников на те или иные условия труда. Вот этот акцент нужно менять и как один из основных принципов обеспечения жизни и здоровья работников на производстве ввести принцип профилактики, принцип предупреждения», – поделился эксперт. Предполагается, что общие нормы, закрепляющие такие принципы, будут введены в ТК РФ, а уже в подзаконных актах определят, как выявлять опасности, предупреждать их и как оценивать риски. Эксперт подчеркнул, что нормы в подзаконных актах будут носить рекомендательный характер.
По словам специалистов, жесткое регулирование было характерно для советского периода, когда применялась единая система планирования и одинаковое оборудование. «Сейчас ситуация совершенно другая и мы не видим целесообразности и необходимости создавать дополнительную нагрузку на бизнес, поэтому нормы и вводим», – указал представитель Минтруда России. Устаревшими он назвал и нормы, в соответствии с которым женщинам категорически запрещается осуществлять отдельные виды работ. «Подход такой лобовой – нельзя и все – он тоже, наверное, уже несколько устарел. В каком возрасте нельзя, в каких условиях нельзя, в каких факторах нельзя и так далее – на эти вопросы надо отвечать», – заявил эксперт, добавив, что данная проблема требует деликатного решения в условиях кризиса трудовых ресурсов.
Реформа контрольно-надзорной деятельности также предполагает устранение ситуаций, когда разные ведомства обладают сходными функциями, в связи с чем проверки по сути дублируются. Валерий Корж сообщил, что в Правительство РФ планируется внести законопроект, в соответствии с которым Роспотребнадзор должен будет согласовывать с Минтрудом России издаваемые первым СанПиНы, если они касаются условий труда.
Но существует и кардинально иной подход к необходимости снижения нагрузки на работодателей при проведении проверок. В ходе мероприятия заведующий кафедрой трудового права и права соцобеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Никита Лютов напомнил, что трудовое право создавалось для защиты экономически более слабой стороны – работника, но не работодателя. Более того, по его мнению, Закон № 294-ФЗ прямо противоречит Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле. В соответствии с международным документом, инспектор труда имеет право посещать любую организацию, которая находится в сфере его компетенции, в любое время и по собственному усмотрению (подп. «а» п. 1 ст. 12 Конвенции). Никита Лютов напомнил, что данная конвенция ратифицирована нашим государством, а следовательно, является составной частью правовой системы страны. А если федеральный закон противоречит международному договору, применяется последний (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Договор о самоконтроле
Вопросы для самоконтроля
1. Фактическое приступление к работе является заключением трудового договора
2. Установление испытытельного срока — обязательное условие трудового договора
3. При приеме на работу работодатель вправе требовать документ о дополнительной квалификации.
4. Работники, работающие сверхурочно, имеют право на дополнительный отпуск
5. Соглашение сторон является основанием для расторжения трудового договора
6. Близким родственникам и свойственникам запрещается работать в подчинении друг друга в частной фирме
7. Работник, который не согласен с направлением его в частично оплачиваемый отпуск, может обратиться в комиссию по трудовым спорам
8. Правила внутреннего трудового распорядка содержат условие о месте для отдыха и приема пищи
9. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор из-за утраты доверия, если работник разгласил коммерческую тайну
10. Работодатель расторгает договор с работником со дня,следующего за днем самовольного ухода с работы
11. Оплата за сверхурочную работу производится в размере 50% от почасовой ставки работника
12. За работу в праздничные дни предоставляется отгул, как за обычный рабочий день
13. Доплата выплачивается и за высокую результативность работы
14. К работе в ночное время запрещено привлекать работников, имеющих детей до 14 -летнего возраста
15. Накануне праздника — Дня восстановления независимости, рабочий день сокращается на 3 часа
16. Отпуск по уходу за ребенком заканчивается не позднее, чем на следующий день по достижении ребенком 3-летнего возраста
17. В случае задержки выплаты отпускных работник вправе требовать увеличения продолжительности отпуска на 2 недели
18. После удержания из заработной платы сумм по всем требованиям. на руках (или банковском счете) работника должна остаться сумма в размере не менее 50% его заработной платы
Самоконтроль работодателем соблюдения требований трудового законодательства
Роструд ввел процедуру добровольной оценки компаниями и предпринимателями соответствия своей деятельности нормам трудового права. Для использования в работе разработаны Методические рекомендации по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства.
Роструд вводит процедуру добровольной оценки соответствия своей деятельности нормам трудового права всеми работодателями (физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности).
С этой целью разработаны и направлены для использования в работе Методические рекомендации работодателям по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства, который включает:
- создание в организации службы внутреннего контроля;
- использование сервиса “Электронный инспектор” для самопроверки работодателями соблюдения требований трудового законодательства.
Ежегодный внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения трудового законодательства проводится на основании локального нормативного акта работодателя.
Сервис «Электронный инспектор»
Сервис “Электронный инспектор” –это бесплатный онлайн-ресурс для системы внутреннего контроля, позволяющий работодателю:
- самостоятельно проверить соответствие деятельности отдельным требованиям трудового законодательства;
- при выявлении несоответствий получить рекомендации по их устранению до проведения проверки, с приложением правового обоснования и необходимых форм документов.
Обратите внимание: проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника, а не организации в целом.
Самоконтроль соблюдения трудового законодательства осуществляется через Интернет – по “проверочным листам” по типовым трудовым ситуациям. Проверочные листы размещены на сайте Роструда в информационно-аналитической системе сервисов для работников и работодателей “Онлайнинспекция.рф” и представляют собой список критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно оценивает соответствие своей деятельности требованиям трудового законодательства.
При работе с сервисом “Электронный инспектор” можно проверить типовые ситуации:
- прием на работу;
- изменение и прекращение трудового договора. Ответственность сторон трудового договора;
- защита персональных данных;
- рабочее время и время отдыха;
- оплата труда;
- гарантии и компенсации;
- подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;
- охрана труда;
- особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
- иные вопросы.
Результаты проверки с системной отметкой об отсутствии допущенных нарушений направляются в Роструд. После чего добросовестных работодателей ждет поощрение, а допустившим нарушение трудового законодательства предлагается перечень мер и инструментов для устранения нарушений с предоставлением образцов необходимых документов. Устранять нарушения следует незамедлительно.
Работать с сервисом “Электронный инспектор” может (только после электронной регистрации на сервисе) должностное лицо организации из состава кадровой службы или службы внутреннего трудового контроля, ответственное за самопроверку соблюдения требований трудового законодательства, и имеющее:
- высшее образование (юридическое или экономическое);
- опыт кадровой работы;
- знания трудового законодательства.
Перечень «высокорисковых» работодателей
Категорий риска установлено пять, от них зависит периодичность плановых проверок Роструда. Чем выше категория риска, тем чаще проверяют работодателя.
В отношении организации или предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, размещены на сайте Роструда по ссылке: https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=10283.
Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»
Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.
Договор о самоконтроле
Метод самоконтроля основан на способности человека к самонаблюдению, самооценке и самоконтролю. В качестве самостоятельной и главной техники самоконтроль применяется тогда, когда само ошибочное поведение разворачивается в ситуации, не доступной прямому вмешательству психотерапевта, например, в супружеских отношениях, определенных циклических постоянных действиях (например, прием пищи). Чаще всего проблемное поведение, при котором применяется самоконтроль, возникает в результате противоречия кратковременных и долговременных последствий. Например, кратковременные последствия приема алкоголя преимущественно положительные, долговременные же — отрицательны. Кратковременные последствия механической тренировки (например, скорочтение и работе на клавиатуре «слепым» методом) чаще всего негативны, долговременные же — положительны. Методика самоконтроля позволяет (хотя бы частично) выровнить силу кратковременных и долговременных последствий и избавиться от вредных привычек или приобрести привычки полезные (в долговременном их измерении).
Использование самоконтроля в поведенческой психотерапии предполагает, что сама терапия становится процессом, выходящим за рамки терапевтических сеансов. Эта особенность метода самоконтроля еще раз подчеркивает необходимость активного участия клиента в процессе терапии на основе осознанных и принятых им терапевтических целей.
Методика самоконтроля последовательно включает несколько этапов.
(1) Анализ проблемы и определение целевого поведения
На этом этапе в процессе тщательного поведенческого анализа определяется конкретное ошибочное поведение, которое должно быть устранено, и поведение, при выполнении которого цель самоконтроля будет считаться достигнутой. Если при некоторых нарушениях (например, привычке грызть ногти или курении) определить целевое и ошибочное поведение — дело простое, то в иных случаях первый этап самоконтроля может потребовать значительных усилий и времени. Скажем, за фразой «Я излишне агрессивна с мужчинами и отпугиваю их своей активностью» может скрываться целый ряд особенностей поведения, связанных с очень трудно конкретизируемыми стимулами. К примеру, привычка подшучивать над внешним видом тех мужчин, которые нравятся, и прилюдно давать самой себе негативные оценки — эти привычки уже в большей степени позволили бы выстроить программу самоконтроля.
(2) Анализ стимулов
На этом этапе детально анализируется ситуация, в которой срабатывает ошибочное поведение, или ситуация, препятствующая целевому поведению. От точности такого рода анализа в существенной мере зависит успех всей программы самоконтроля. Ключевое значение в этом анализе имеют стимулы, предшествующие появлению (или непоявлению) поведения. Если запою всегда предшествует получка, а в компании близкой подружки трудно удержаться от порции наркотика, то это — те стимулы, которые должны контролироваться и анализироваться на следующем этапе — этапе разработки программы самоконтроля.
(3) Разработка программы самоконтроля.
К этому этапу мы должны иметь четкое описание целевого (или ошибочного) поведения и знать стимулы, которые тормозят целевое и запускают ошибочное поведение. Это знание поможет терапевту в активном диалоге с клиентом составить план самоконтроля, включающий в той или иной комбинации три важнейших его механизма: самоподкрепление, самонаказание и контроль стимулов.
Из предшествующих разделов уже ясно, что долговременное и быстрое изменение поведения едва ли возможно, если не подкреплять желательное поведение. Поскольку в теории Бандуры человек — существо, активно воздействующее на действительность, то помимо внешнего подкрепления ему доступно самоподкрепление во всех его формах — вербальное подкрепление во внутренней речи, жетонное или материальное подкрепление. Например, человек сам может взять за правило разрешать себе немножко покутить в дорогом ресторане, но только после выполнения взятых на себя обязательств. Поскольку сам человек лучше всех знает, что ему приятно, то он может принять некоторое правило подкрепления, которому сам же будет следовать.
При нарушении оговоренных с психотерапевтом правил, клиент вполне в состоянии сам назначить себе наказание, например, выполнить неприятную работу по дому. Нужно только сказать, что все негативные моменты, связанные со штрафами и наказанием, вполне применимы и к самонаказанию. Поэтому в работе с зависимостями, страхами и тревожностью предпочтительным все же является самоподкрепление.
Контроль стимулов представляет собой третий компонент программ самоконтроля. Предшествующий анализ часто позволяет обнаружить вполне конкретные материальные или нематериальные стимулы, «запускающие» ошибочное поведение или препятствующие целевому. Часто эти стимулы вполне может контролировать сам клиент, например, реже встречаясь с друзьями, любящими выпить, или курящими подружками. Четкое определение стимулов, которых следует избегать или которые нужно переструктурировать — это тоже одна из частей программы самоконтроля.
Обсудив с клиентом выполнимость программы, оговорив сроки ее осуществления и форму контроля, психотерапевты обычно придают ей форму письменного терапевтического контракта и оговаривают возможность привлечения к ее выполнению третьих лиц, со стороны которых также будет следовать поощрение или наказание.
Когда такой контракт составлен, можно перейти к следующему пункту (4) и установить условия, при которых контракт будет выполнен. Не следует устанавливать планку достижений слишком высоко. Далекие цели мотивируют исполнение терапевтических контрактов весьма условно. Ничто не мешает после выполнения мини-программы поставить новые цели и сделать новый шаг.
Сфера применения программ самоконтроля довольно широка. В первую очередь здесь нужно назвать переедание, курение, алкоголизм и иные формы зависимостей, вспыльчивость и, наоборот — тревожность, проблемы с концентрацией на работе или учебе, специфические симптоматические нарушения типа тиков, навязчивых действий. Широкое применение программы самоконтроля нашли также в семейной и сексуальной терапии.
Пример. Мать девочки-подростка обращается к психотерапевту в связи с тем, что ее дочь грызет ногти до крови, часто заносит инфекцию. Пальцы девочки выглядят довольно неопрятно и раны бывают довольно болезненными. Мать ничего понять не может, поскольку сама она тщательно ухаживает за ногтями, да и девочка часто восхищается ее маникюром и охотно смотрит, как мама его делает. Борьба с кусанием ногтей длится уже не один год — мать пробовала уговаривать, бить по рукам, мазать руки горькими отварами — ничего не помогает.
В разговоре с мамой выясняют, что девочка любит и чего не любит делать. Она любит гулять во дворе (а мама это часто запрещает) и очень не любит мыть клетку морской свинки, хотя это и обещала, когда свинку покупали девочке. Приходится заставлять. С мамой договариваются, что в целях терапии та разрешит дочке гулять столько, сколько она захочет, и сама помоет клетку, если дочь скажет, что она целый день не грызла ногти. Если же были срывы, то мама сделает что-то одно — на выбор.
В отдельной беседе с девочкой составляется программа самоконтроля. Ей объясняют, что если она может кусать ногти, то сможет и не кусать. Что это возможно, но потребует некоторых усилий. Нужно будет контролировать себя, особенно в тех ситуациях, когда ногти кусаются чаще — вечером за телевизором, или если кто-либо обидит. Зато психотерапевт обещает, что достаточно будет один день не грызть ногти, сказать об этом маме, и та отпустит погулять и вымоет клетку морской свинки.
Девочке это удается, хоть и с трудом. Через неделю мама говорит, что в первый раз подстригла дочке ногти ножницами. С мамой договариваются, что если так пойдет и дальше, то она позволит дочери пользоваться ее маникюрным набором и даст ей деньги на лак для ногтей.
Договор о самоконтроле
Федеральная служба по труду и занятости (далее — Роструд) в целях реализации пунктов 22 и 23 Примерного ведомственного плана мероприятий по снижению производственного травматизма, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 февраля 2018 года № 71, сообщает следующее.
Рострудом проведен ряд мероприятий по внедрению системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — система внутреннего контроля).
Указанная работа проводилась в соответствии с Методическими рекомендациями для работодателей по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденными директором Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Коржом В.А. 28.12.2016 и одобренными ученым советом ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России (далее — Методические рекомендации).
Сервис «Электронный инспектор», предлагаемый в Методических рекомендациях для системы внутреннего контроля, размещен на электронном портале «Онлайнинспекция.рф» на сайте Роструда, и его использование наряду с другими интерактивными сервисами «Онлайнинспекции.рф» является бесплатным.
Направляем для использования в работе Методические рекомендации, а также Методику апробации системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Дополнительно сообщаем, что перечни работодателей, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска, размещены на сайте Роструда по ссылке: https://www.rostrud.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=10283.
Утверждены
Директор Департамента условий
и охраны труда Минтруда России
В.А.КОРЖ
28 декабря 2016 г.
Одобрены
Ученым советом ФГБУ «ВНИИ труда»
Минтруда России
(Протокол № 4 от 26 декабря 2016 г., п. 3)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПО ДОБРОВОЛЬНОМУ ВНУТРЕННЕМУ КОНТРОЛЮ
(САМОКОНТРОЛЮ) СОБЛЮДЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ
ТРУДОВОГО ПРАВА
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по добровольному внутреннему контролю (самоконтролю) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — Методические рекомендации) рекомендованы для всех работодателей (физических лиц и юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности).
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Внутренний контроль (самоконтроль) — добровольная оценка работодателем соответствия своей деятельности обязательным требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством организационных мер, процедур, инструментов.
Проверочные листы — список критериев (показателей) в тестовой форме, по которым работодатель сможет самостоятельно осуществлять оценку соответствия требованиям трудового законодательства.
Сервис «Электронный инспектор» — электронный онлайн-ресурс, позволяющий работодателю самостоятельно осуществить проверку соответствия отдельным требованиям трудового законодательства и в случае выявленных несоответствий получить рекомендации по их устранению до проведения проверки государственной инспекцией труда, с приложением правового обоснования и необходимых форм документов.
Оператор сервиса «Электронный инспектор» — уполномоченное структурное подразделение Федеральной службы по труду и занятости.
Пользователь сервиса «Электронный инспектор» — работодатель в лице службы внутреннего трудового контроля либо при численности работников предприятия не более 50 человек уполномоченного им должностного лица, ответственного за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель добровольно принимает решение о проведении внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводится ежегодно на основании локального нормативного акта работодателя, разработанного в соответствии с порядком проведения внутреннего контроля (самоконтроля) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и принятого в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, заключение и рекомендации по его результатам, информационные материалы по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, взаимодействие с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в электронном виде.
Работодатели, применяющие внутренний контроль (самоконтроль), информируют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о результатах проведенной оценки соответствия, планах и сроках устранения выявленных нарушений в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Информация о проведенном внутреннем контроле (самоконтроле) хранится у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в специализированном банке данных по каждому работодателю.
Формы взаимодействия работодателя, применяющего внутренний контроль, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, механизмы признания результатов проведенной оценки соответствия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Целями внедрения системы внутреннего контроля являются:
обеспечение соблюдения работодателем обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
формирование инструментов «самооценки» соблюдения работодателями обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
подтверждение соответствия деятельности работодателя требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение открытости принятия управленческих решений внутри организации работодателя;
прогнозирование мероприятий по обеспечению соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также планирование мер по их недопущению.
Принципы внедрения системы внутреннего контроля:
Принцип законности внутреннего контроля предполагает четкое следование при проведении мероприятий внутреннего контроля требованиям законодательства и принятым на его основе положениям внутренних организационно-распорядительных документов.
Принцип оперативности внутреннего контроля означает, что при помощи мероприятий внутреннего контроля можно своевременно выявить и предотвратить нарушения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Принцип эффективности внутреннего контроля заключается в возможности на внутреннем уровне результативно, со знанием специфики работы соответствующей организации проводить мероприятия внутреннего контроля и принимать на их основе взвешенные и оптимальные решения.
Принцип экономичности внутреннего контроля означает, что осуществление мероприятий внутреннего контроля и выполнение принятых по его итогам предписаний требует от работодателя гораздо меньших временных, трудовых и материальных ресурсов, чем могут возникнуть по результатам внешнего контроля.
Принцип достоверности внутреннего контроля предполагает, что выводы, сделанные в результате осуществления мероприятий внутреннего контроля, основаны на анализе достаточного количества проверяемых фактических данных, позволяющих сделать однозначный вывод о соблюдении (несоблюдении) работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Принцип объективности внутреннего контроля подразумевает, что выводы мероприятий внутреннего контроля соответствуют реальному состоянию дел на предприятии и могут быть перепроверены.
Принцип профессионализма внутреннего контроля заключается в том, что мероприятия внутреннего контроля осуществляют должностные лица (работники) организации работодателя, обладающие достаточным уровнем профессиональной компетенции для проведения анализа соблюдения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Варианты внедрения системы внутреннего контроля:
при помощи создания внутри организации работодателя службы внутреннего контроля и\или назначения контролера (руководителя службы внутреннего контроля) при условии численности работников организации свыше 250 человек;
«самоинспектирование» с использованием интерактивного сервиса «Электронный инспектор».
2. Создание внутри организации работодателя службы
Возможно формирование на предприятии службы внутреннего контроля, подразделенной на два отдела — по контролю за соблюдением требований по охране труда (инженеры по охране труда, трехступенчатая комиссия) и по контролю за соблюдением иных требований трудового законодательства (внутренние контролеры-инспекторы).
При этом представили двух названных отделов организуют работу комиссии по соблюдению трудового законодательства (включая охрану труда), состоящую из представителей руководства предприятия, профсоюзов и выборных представителей работников.
Формирование и характеристика инструментов «внутреннего контроля».
В рамках формирования инструментария для проведения внутреннего контроля (самооценки) соблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателем рассматривается возможность создания в организации работодателя службы внутреннего контроля.
При этом можно как организовывать две службы по охране труда и внутреннему контролю в качестве самостоятельных структурных подразделений, так и объединить соответствующий функционал в рамках одного структурного подразделения, занимающегося вопросами охраны труда и внутреннего контроля. В этом отношении основное инструменты внутреннего контроля будут соответствовать функциям структурного подразделения, ответственного за реализацию мероприятий внутреннего контроля. При этом следует учитывать, что не у всех организаций имеется возможность создания отдельной самостоятельной службы контроля, в этом случае может быть учреждена должность контролера, проводящего постоянный мониторинг состояния законности внутри предприятия.
Основные задачи службы внутреннего контроля:
определение фактического состояния организации (объекта контроля);
сравнение фактических данных с требованиями действующего трудового законодательства;
оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации, оценка последствий выявленных отклонений;
выявление причин зафиксированных отклонений, разработка плана мероприятий по устранению отклонений (нарушений);
мониторинг реализации плана, фиксация приведения деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с требованиями действующего трудового законодательства;
организация профилактической работы по предупреждению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
информирование и консультирование руководства и рядовых сотрудников организации о порядке исполнения отдельных предписаний трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
изучение и внедрение положительного опыта предупреждения нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
повышение эффективности и улучшение качества управления предприятием посредством внедрения инструментов внутреннего контроля.
Основные направления деятельности службы внутреннего контроля:
учет и анализ состояния и причин нарушений работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
участие в проведении специальной оценки условий труда;
согласование разрабатываемой в организации проектной, конструкторской, технологической и другой документации в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по выявлению и предупреждению нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;
обеспечение структурных подразделений локальными нормативными правовыми актами организации, учебными и методическими материалами по тематике надлежащего исполнения требований законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
доведение до сведения работников содержания предписаний действующих законодательных актов;
рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, затрагивающих вопросы соблюдения работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных нарушений.
Сведения о результатах мероприятий внутреннего трудового контроля могут быть формализованы в следующем табличном виде (Приложение № 1).
3. Использование сервиса «Электронный инспектор»
для осуществления работодателями проверки (самопроверки)
соблюдения требований трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы
Внутренний контроль (самоконтроль) соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется по «проверочным листам», представляющим собой специальные интернет-сервисы информационно-аналитической системы электронных сервисов для работников и работодателей «Онлайнинспекция.рф».
Сервис «Электронный инспектор» обеспечивает определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, разъясняет требования, которые предъявляются государственными инспекторами труда в ходе проверок, обеспечивает понимание пользователями технологии инспекторской работы.
Принципы работы сервиса «Электронный инспектор»:
реализация принципа сетевого взаимодействия между участниками сервиса;
вариативность (удовлетворение потребностей пользователей на предоставление и получение информации о нарушениях трудового законодательства и рекомендуемых способах их устранения);
единое визуальное и технологическое пространство для всех пользователей;
создание комфортных и понятных пользователям сервиса инструментов информационного взаимодействия;
обеспечение возможности эффективной и оперативной «обратной связи» между оператором сервиса и его пользователями;
обеспечение возможности персонализации интерфейсов пользователей (использование развернутого паспорта пользователя и создание индивидуального рабочего кабинета).
Осуществление работодателями предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
Перед началом работы пользователя на сервисе «Электронный инспектор» производится его электронная регистрация.
При регистрации указываются:
полное и сокращенное наименование пользователя и его ОГРН/ИНН, позволяющие однозначно идентифицировать работодателя;
наименование структурного подразделения или ФИО должностного лица пользователя, уполномоченного на осуществление деятельности по предварительной проверке (самопроверке) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
местонахождение (почтовый адрес) и номера телефонов пользователя;
электронный адрес пользователя (скрытый от иных пользователей и используемый сервисом для отправки приватных сообщений).
Рабочий кабинет пользователя представляет собой пространство, доступное только пользователю и оператору сервиса. В нем содержится информация о паспорте пользователя и уведомления о сообщениях, поступивших на имя данного пользователя.
Процесс работы с сервисом «Электронный инспектор» представляет собой заполнение «проверочных листов» по типовым трудовым ситуациям, представляющих собой список критериев (показателей), по которым работодатель самостоятельно осуществляет оценку соответствия своей деятельности требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Исчерпывающий перечень видов типовых трудовых ситуаций, используемых для проверок соблюдения работодателем требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, которые может пройти пользователь при работе с сервисом «Электронный инспектор»:
прием на работу,
изменение и прекращение трудового договора. Ответственность сторон трудового договора,
защита персональных данных,
рабочее время и время отдыха,
гарантии и компенсации,
подготовка и дополнительное профессиональное образование работников,
особенности регулирования труда отдельных категорий работников,
Участниками процесса использования сервиса для осуществления работодателями предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются оператор сервиса «Электронный инспектор» и пользователи сервиса «Электронный инспектор».
Процедуры осуществления пользователем самопроверки при работе с сервисом «Электронный инспектор».
Работодатель своим локальным актом назначает уполномоченное должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из состава кадровой службы или службы внутреннего трудового контроля.
Должностное лицо, ответственное за осуществление предварительной проверки (самопроверки) соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, должно иметь высшее образование (юридическое или экономическое), иметь опыт кадровой работы и обладать знаниями трудового законодательства.
При определении предмета и вида проверки учитывается, что данная процедура не предусматривает проверку соблюдения требований трудового законодательства в отношении лиц, находящихся на государственной службе Российской Федерации, муниципальной службе Российской Федерации, службе в органах внутренних дел и других правоохранительных органах Российской Федерации.
При выборе проверочного листа учитывается, что проверке подлежит соблюдение трудовых прав каждого конкретного работника, а не организации работодателя в целом.
Форма проверочного листа приводится в Приложении № 2.
По результатам заполнения «проверочного листа» осуществляются следующие системные мероприятия.
В случае отсутствия допущенных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, автоматически формируется системная отметка об отсутствии соответствующих нарушений.
Результаты проверки с системной отметкой об отсутствии допущенных нарушений направляются в Федеральную службу по труду и занятости в целях принятия мер поощрения добросовестного работодателя.
В случае обнаружения допущенных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателю предлагается перечень мер и инструментов для устранения допущенных нарушений с предоставлением образцов необходимых документов.
Работодатель, допустивший нарушения, обязан их незамедлительно устранить и привести свою организационно-распорядительную документацию в соответствие с требованиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По окончании проверки сервисом «Электронный инспектор» формируется Акт проверки соблюдения работодателем трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий следующие сведения:
полное и сокращенное наименование работодателя;
даты начала и окончания проверки;
общая продолжительность проверки;
перечень допущенных работодателем нарушений трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо указание на отсутствие выявленных нарушений.
Форма Акта проверки соблюдения работодателем трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приводится в Приложении № 3.
В случае выявления нарушений трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сервис «Электронный инспектор» предоставляет пользователю рекомендации по устранению допущенных нарушений.
По итогам проведения проверки пользователь сервиса «Электронный инспектор» имеет возможность:
распечатать акт, историю проверок либо полученные по итогам проведения проверки рекомендации по устранению допущенных нарушений;
вернуться к списку типовых трудовых ситуаций для проведения проверок;
пройти следующую проверку по какой-либо иной из представленных для выбора типовых трудовых ситуаций.
Подраздел сервиса «Электронный инспектор» «Банк типовых документов» обеспечивает пользователя образцами документов, необходимыми для приведения деятельности работодателя в соответствие с требованиями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Подтверждение результатов самопроверок с использованием сервиса «Электронный инспектор»
Оператор сервиса «Электронный инспектор» осуществляет мероприятия по подтверждению результатов самопроверок с использованием сервиса «Электронный инспектор».
Порядок подтверждения результатов самопроверки соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с использованием сервиса «Электронный инспектор»:
а) проверка соответствия указанного наименования работодателя и ОГРН/ИНН сведениям, содержащимся в базе ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
б) проверка правильности выбора типовой трудовой ситуации и заполнения «проверочного листа»;
в) проверка дат начала и окончания проверки;
г) формальная проверка правильности выявления допущенных нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (определение содержания нарушенных норм материального права и фактически допущенных их нарушений);
д) выдача документа (удостоверения о соблюдении установленной процедуры самопроверки), подтверждающего достоверность результатов самопроверки.
По итогам работы по подтверждению результатов проверки формируется специализированный банк данных, содержащий сведения о предприятиях (организациях), прошедших самопроверку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с использованием сервиса «Электронный инспектор».