Дисциплинарная ответственность учащихся и ее виды

Дисциплинарная ответственность

  • Трудовое право
  • Предмет трудового права
  • Функции трудового права
  • Субъекты трудового права
  • Принципы трудового права
  • Источники трудового права

Дисциплинарная ответственность

Наряду с мерами поощрения трудовое законодательство устанавливает и меры дисциплинарных взысканий, применяемых к нарушителям трудовой дисциплины. Под нарушением трудовой дисциплины понимается неисполнение и ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Это нарушение влечет за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных (дисциплинарных, уголовных) мер, предусмотренных законодательством.

Дисциплинарная ответственность работников является одним из видов юридической ответственности наряду с другими ее видами: уголовной, административной, гражданско-правовой и материальной.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести взыскание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное противоправное поведение.

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный поступок.

Дисциплинарный проступок — неисполнение или ненадлежащее исполнение работником но его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Нарушение трудовой дисциплины предполагает наличие вины в действиях работника. В противном случае к нему не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания. Например, если продавец продал телевизор со скрытым дефектом, а администрация наказала продавца, то действия администрации будут неправомерны, поскольку наличие дефектов произошло не по вине продавца и он не мог знать о них.

Другим обязательным условием ответственности работника является неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, т. е. обязанностей, возложенных на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка (нарушил распорядок рабочего дня, небрежно исполнил свои трудовые обязанности, появился на работе в нетрезвом виде и пр.). Отсутствие хотя бы одного из этих условий служит основанием освобождения работника от дисциплинарной ответственности.

Действующее трудовое законодательство предусматривает два вида дисциплинарной ответственности работников:

Общая дисциплинарная ответственность предусматривается Трудовым кодексом РФ и правилами внутреннего трудового распорядка; специальная —уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников.

Дисциплинарное взыскание

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за нарушение трудовой дисциплины работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

Перечень мер, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, является исчерпывающим, т. е. он не может быть дополнен правилами внутреннего трудового законодательства. Только федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине дня отдельных категорий работников могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться: тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду до применения дисциплинарного взыскания.

Увольнение в качестве дисциплинарного взыскания может быть применено за систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного воздействия.

Учитывая большую роль соблюдения трудовой дисциплины в народном хозяйстве, трудовое законодательство предусматривает ряд других мер правового воздействия, которые не относятся к числу дисциплинарных. Это меры материального, социального и общественного воздействия. Так, руководители предприятий имеют право лишать злостных нарушителей трудовой дисциплины льгот на получение путевок в санатории и дома отдыха, менять время предоставления отпусков, переносить очередь на получение жилой площади и др.

В положениях о премировании и положениях о премировании по итогам годовой работы, действующих на предприятиях, предусмотрено сокращение или лишение полностью премий или вознаграждений по итогам годовой работы за нарушение трудовой дисциплины.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а но результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения (в указанные сроки не включается время производства по уголовному делу).

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 193 ТК РФ).

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарною взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарною взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарною взыскания имеет право снять ею с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или предегавительною органа работников (ст. 194 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность обучающихся


Дисциплинарная ответственность обучающихся

Поступление в образовательное учреждение является правом каждого гражданина (статья 43 Конституции РФ, статья 5 и 10 Закона РФ «Об образовании»). Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (статья5о Закона РФ «Об образовании»).

Помимо прав на обучающихся возлагаются определенные обязанности. Одной из них является выполнение правил поведения в школе. Следствием неисполнения обязательных велений школьной администрации обучающимися является применение мер воспитательного характера или дисциплинарных мер взыскания.

Администрация образовательного учреждения наделена определенного рода полномочиями по отношению к обучающимся.

Цель и задачи дисциплинарного и воспитательного воздействия

Целью применения дисциплинарных мер воздействия является упорядочивание внутришкольных взаимоотношений, регламентации поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса. Помимо этого дисциплина признана способствовать умственному и физическому развитию ребенка, формированию положительных черт его личности. Содействовать усвоению им честных правил и нравственных норм, выработке добрых привычек.

Для достижения цели меры дисциплинарного и воспитательного характера решают следующие задачи:

— уважение прав и свобод других лиц;

— обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся;

— формирование правового, позитивного поведения обучающегося;

— предупреждение совершения новых дисциплинарных проступков как самим обучающимся, так и другими учениками.

Нормативно – правовая основа применения мер дисциплинарного и воспитательного характера

Правовую основу дисциплинарной ответственности обучающегося в сфере образования составляют:

— международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г ., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. и др.);

— нормативно- правовые акты федерального уровня(Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,);

— локальные акты образовательного учреждения (Декларация прав обучающихся, Правила поведения обучающихся, Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся, Дисциплинарный устав, иные локальные акты образовательного учреждения).

Основания и условия наступления дисциплинарной ответственности

Дисциплина в образовательном учреждении – это строгое и точное соблюдение всеми обучающими порядка и правил, установленных законодательством , уставом, локальными актами и приказами руководителя образовательного учреждения, а также соблюдение положений письменного соглашения между администрацией образовательного учреждения и обучающимися, их родителями (законными представителями).

Дисциплинарный проступок обучающегося – это противоправное, виновное нарушение обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством и локальными правовыми актами образовательного учреждения.

Признаками дисциплинарного проступка являются:

— противоправность деяния (запрет совершать определенные деяния);

— виновность обучающегося (умысел или неосторожность);

— наказуемость деяния (возможность применения дисциплинарных взысканий);

— отсутствие признаков преступления либо административного правонарушения;

— достижение возраста наступления дисциплинарной ответственности (11 – 12 лет).

Выделяют 4 признака дисциплинарного проступка:

2) субъективная сторона;

4) объективная сторона.

Субъект дисциплинарного проступка – обучающийся. Нарушивший порядок дисциплины в образовательном учреждении и не страдающий психическим расстройством, исключающим его вменяемость.

Субъективная сторона дисциплинарного проступка – психическое отношение обучающегося к совершенному проступку и наступившим последствиям. Характеризуется виной (осознанием и пониманием совершенного деяния), мотивом и целью.

Объект проступка – то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется либо может быть причинен вред.

Объективная сторона состоит в нарушении установленного законодательством и локальными актами образовательного учреждения порядка поведения.

Только при наличии всех четырех признаков состава дисциплинарного проступка в совокупности возможно привлечь обучающегося к дисциплинарной ответственности.

Исключение из образовательного учреждения . Грубое нарушение Устава образовательного учреждения.

На сегодняшний день единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности является исключение из образовательного учреждения.

Дисциплинарное взыскание применяется в порядке, установленном уставом и правилами внутреннего распорядка учреждения после получения от учащегося письменного объяснения. Применение мер дисциплинарного взыскания к учащимся в период их каникул и освобождения от занятий по уважительной причине не допускается.

Пункт 7 статьи 19 Закона РФ «Об образовании» и пункт 58 Типового положения об общеобразовательном учреждении частично регламентирует процедуру применения крайней меры дисциплинарного характера в отношении обучающегося – исключение из образовательного учреждения.

Смотрите так же:  Договор дкб

Основанием для исключения служит совершение обучающимся, достигшим 15-летнего возраста, неоднократно грубого нарушения устава образовательного учреждения. Решение о

применении данной меры дисциплинарного характера принимает орган управления образовательным учреждением.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения должно применяться, если иные меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание ученика оказывает негативное влияние на других детей, нарушает права, свободы и законные интересы других учеников и педагогических работников, подрывает нормальную деятельность образовательного учреждения.

При решении вопроса об исключении обучающегося, не получившего основного общего образования, необходимо учитывать мнение родителей, а также получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К грубым нарушениям дисциплины может быть отнесено:

— распространение сведений, затрагивающих частную жизнь. Честь и достоинство других учащихся, педагогических работников и иных граждан;

— появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а равно потребление им наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков и других одурманивающих веществ;

— обращение предметов, запрещенных в обращении на территории образовательного учреждения ( оружие, патроны и др.);

— причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, учащимся или посетителям образовательного учреждения;

— угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников. посетителей образовательного учреждения;

— опоздание на урок без уважительной причины или самостоятельный уход с урока без разрешения педагогических работников;

— систематическое (более 2-3 раз) невыполнение домашнего задания без уважительной причины, а равно отказ от выполнения классного и иного самостоятельного задания в рамках образовательного процесса без уважительной причины;

— нарушение правил пожарной. санитарно-эпидемиологической безопасности. приведшие к негативным последствиям;

— недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении( нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся);

— организация незаконных митингов, шествий, пикетирование на территории образовательного учреждения;

— совершение в образовательном учреждении административных правонарушений или уголовных преступлений.

Процедура применения меры дисциплинарного взыскания

Администрация образовательного учреждения не может оставаться безразличной к нарушениям дисциплины.

Процессуальная часть дисциплинарной ответственности играет немаловажную роль в воспитании ребенка. Обнаружение виновного, предание гласности совершенного проступка. Рассмотрение дела в присутствии родителей, педагогов. Потерпевших – несомненно влияет на виновного ребенка, заставляет его более внимательно вникнуть в последствие произошедшего.

Вместе с тем такое рассмотрение успокоительно воздействует на других обучающихся, укрепляет в сознании принцип неотвратимости наказания – любой проступок неминуемо влечет «наказание».

Любое решение о применении дисциплинарной меры в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме правовым локальным актом руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует ознакомить виновного обучающегося и его родителей под роспись с вручением копии приказа.

Дисциплинарные и воспитательные меры взыскания должны применяться прежде всего ради достижения полезности. Чтобы другим неповадно было поступать аналогичным образом.

Сведения о дисциплинарном взыскании заносятся в личное дело обучающегося.

Виды дисциплинарной ответственности. порядок наложения дисциплинарных взысканий

Главная > Реферат >Государство и право

Глава I. Понятие и принципы дисциплинарной ответственности, основания ее наступления 7

§ 1. Понятие и принципы дисциплинарной ответственности 7

§ 2. Дисциплинарный проступок как основание привлечения к дисциплинарной ответственности 18

Глава II. Виды дисциплинарной ответственности. Порядок наложения дисциплинарных взысканий 32

§ 1. Общая дисциплинарная ответственность 32

§ 2. Специальная дисциплинарная ответственность 46

§ 3. Порядок и сроки применения дисциплинарной ответственности 55

Список использованных источников и литературы 65

Актуальность выбранной темы настоящего исследования обусловлена следующими положениями.

С 1 февраля 2002 года в России вступил в силу Трудовой кодекс РФ. Он был принят Госдумой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря и 31 декабря подписан президентом России.

Трудовой кодекс РФ основан на принципах свободы труда, равенства прав и возможностей работников, праве на справедливые условия труда и справедливую заработную плату.

Что касается прав и обязанностей работодателя, то он, в частности, имеет право привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности.

Совместный труд — это отличительный предметный признак трудовых отношений, он предполагает и требует организации процесса труда, слаженности и дисциплинированности его участников. Поэтому под трудовой дисциплиной понимается определенный порядок поведения работников в процессе производства.

Включение работников в отношения собственности в связи с переходом к рынку безусловно способствует созданию заинтере­сованности в результатах своего труда. Однако игнорировать значение тех специфических методов, с помощью которых обеспечивается соблюдение трудовой дисциплины, не следует, ибо дисциплина предполагает наличие правовой основы для разделения труда, его организации, а также закрепления трудовых обязан­ностей для каждого из работников.

Правила внутреннего трудового распорядка (а в некоторых отраслях хозяйства уставы о дисциплине) конкретизируют эти обязанности с учетом специфики отрасли и задач предприятия, учреждения или организации.

Объем обязанностей, которые должен выполнять каждый работник, принятый на основе трудового договора, может быть определен также с помощью Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и слу­жащих, Основными положениями о порядке проведения атте­стации, должностными инструкциями, а также и самим трудовым договором.

Понятие трудовой дисциплины обычно используется как синоним производственной или технологической. Между тем это не так. Трудовая дисциплина — понятие более широкое и включает и производственную, и технологическую. Производст­венная связана непосредственно с организацией производственного цикла — сюда не входят нормы, устанавливающие соблюдение рабочего времени, бережное отношение к собственности предприятий и т.д. Технологическая — еще более узкое понятие, заключающееся в точном соблюдении регламентации производст­венных процессов и режимов.

Нормы, устанавливающие и производственную, и технологиче­скую дисциплину, могут быть только техническими, а не правовыми, если они регламентируют только процесс труда, а не трансформируются в виде соответствующих юридических обязан­ностей работника. Например, норма, определяющая расстояние между станками, правовой не является, а соответствующая обязанность работника смонтировать станок с соблюдением установленных параметров уже будет юридической.

Таким образом, четкое распределение обязанностей между членами трудового коллектива, их закрепление и доведение до сведения конкретного работника — залог надлежащей организации труда. 1

Правовой институт дисциплины труда как совокупность правовых норм, направленных на обеспечение соблюдения опре­деленного порядка на предприятиях, в учреждениях, организациях, включает не только нормы, закрепляющие разг­раничение трудовых обязанностей, но и способы или средства, с помощью которых это соблюдение обеспечивается.

Прежде всего дисциплина труда обеспечивается созданием администрацией соответствующих организационных условий для продуктивной работы, а кроме того, и известными всему миру средствами поощрения за качественный, производительный труд и применением мер воздействия к работникам, нарушающим эту дисциплину.

Роль этого правового института в условиях рыночной эко­номики или даже перехода к ней безусловно уменьшится. Соблюдение трудовой дисциплины будет прежде всего обес­печиваться вовлечением работников в отношения собственности в расчете на то, что хозяин у себя плохо не работает.

Целью исследования является проведение анализа проблем правового регулирования дисциплинарной ответственности работника по трудовому праву.

В соответствии с поставленной целью при проведении исследования были поставлены следующие задачи:

— проанализировать правовую природу дисциплинарной ответственности, определить место дисциплинарной ответственности в общей системе юридической ответственности;

— сформулировать концептуальные положения, касающиеся определения дисциплинарного проступка;

— исследовать общие положения о дисциплинарной ответственности по трудовому законодательству РФ;

— выявить особенности специальной дисциплинарной ответственности в современных условиях;

— исследовать порядок и сроки применения дисциплинарной ответственности.

Теоретическая и методологическая основа исследования. В ходе исследования использовались такие научные методы, как юридико-технический, метод толкования правовых норм и комплексного анализа законодательства.

Помимо законодательных и иных нормативных актов к исследованию привлечен широкий круг других источников — официальных, научных и литературных, касающихся трудовых отношений.

Глава I. Понятие и принципы дисциплинарной ответственности, основания ее наступления


§ 1. Понятие и принципы дисциплинарной ответственности

Дисциплинарная ответственность представляет собой достаточно сложную систему, которая включает в себя:

— ответственность работников по правилам внутреннего трудового распорядка, в порядке подчиненности, по специальным уставам и положениям, ответственность работников отдельных общественных организаций (артели старателей, коллегии адвокатов);

— ответственность учащихся школ, профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений;

— ответственность военнослужащих, работников системы МВД, ФСБ и других органов, где дисциплина устанавливается применительно к воинской;

— ответственность лиц, отбывающих уголовное наказание;

— ответственность несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях 1 .

К сожалению, во многих учебниках по теории государства и права дисциплинарная ответственность сводится лишь к дисциплинарным взысканиям, предусмотренным трудовым законодательством, что нарушает общетеоретический подход исследования видов и подвидов юридической ответственности 2 .

Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок — виновное нарушение правил дисциплины и других обязанностей, возложенных на лицо в связи с его работой, учебой и иной трудовой (служебной) деятельностью в данной организации. Основаниями дисциплинарной ответственности выступают также административные правонарушения, аморальные поступки, а военнослужащие отвечают в дисциплинарном порядке и за некоторые воинские преступления, совершенные при смягчающих обстоятельствах.

Смотрите так же:  Пособие по ремонту chery tiggo

Мерами дисциплинарной ответственности выступают замечание, выговор, строгий выговор, увольнение, исключение из членов организации, лишение осужденного свидания, снятие со стипендии, понижение в звании, должности, классном чине.

В российском законодательстве отсутствует единый правовой акт, устанавливающий основные гарантии и правила дисциплинарной ответственности, охватывающие все ее виды.

Что касается дисциплинарной ответственности в трудовых отношениях, то она определяется по общему правилу в разд. VIII (ст. 192) Трудового кодекса РФ 1 и зависит от дисциплины труда, также регламентированной этим разделом 2 . В частности, в ст. 189 «Дисциплина труда и трудовой распорядок» ТК РФ установлено следующее: «Дисциплина труда — обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором» (ч. 1). При этом работодатель обязан создавать условия, которые необходимы для соблюдения работниками дисциплины труда (ч. 2).

Режим работы в любой организации или у индивидуального предпринимателя определяется трудовым распорядком, т.е. правилами внутреннего трудового распорядка. Последние определяют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя 1 .

В связи с вышеизложенным следует отметить, что именно правила внутреннего трудового распорядка устанавливают трудовой режим организации: предписывают, каким должно быть поведение людей, координируют совместный труд участников трудового процесса в интересах укрепления дисциплины, установления четкой организации труда, рационального использования рабочего времени, отражают специфические условия труда, присущие данному производству, особенности трудовых прав и обязанностей сторон трудового договора.

В контексте нашей работы представляет интерес рассмотрение вопроса о соотношении понятий «внутренний трудовой распорядок» и «дисциплина труда». Оно состоит в том, что объективной стороной внутреннего трудового распорядка является его нормативная основа, то есть совокупность норм права, регулирующих внутренний трудовой распорядок, которая включает в себя в том числе и нормы такого института, как дисциплина труда. Субъективной же стороной внутреннего трудового распорядка является совокупность юридического и материального содержания трудовых правоотношений и иных производных от них правоотношений, а субъективная сторона дисциплины труда будет составной частью субъективной стороны внутреннего трудового распорядка.

Дисциплина, как указывала Ц.А. Ямпольская, имеет две стороны — объективную и субъективную. Объективная — это «определенный порядок в организации и деятельности какого-либо коллектива и особенности этого порядка», а субъективная — это «соблюдение указанного порядка членами данного коллектива» 2 .

В науке трудового права дисциплина труда рассматривается и в качестве одного из основных принципов трудового права. «Трудовая дисциплина, — пишет Н.Г. Александров, — не может быть сведена к одному из разделов трудового права: она является руководящим принципом всей системы трудового права» 1 . Это определяет содержание и структуру всех норм, регулирующих трудовые отношения, в смысле соблюдения работающими единого порядка в процессе общего труда, в том числе и норм, регулирующих рабочее время и время отдыха, вознаграждение за труд и т.д. 2

Большинством авторов дисциплина труда в субъективном смысле трактуется как обязанность, либо как совокупность обязанностей субъектов трудового правоотношения — работников, либо как совокупность обязанностей и поведения субъектов трудового правоотношения 3 . Трудовая дисциплина является важным элементом трудового правоотношения. Правовая конструкция обязанности соблюдения дисциплины состоит, по мнению А.В. Пятакова, из трех элементов, к числу которых он относит: во-первых, общую обязанность работника по концентрации своих личных усилий по выполнению комплекса конкретных обязанностей, вытекающих из принятой им по трудовому договору трудовой функции, в целях достижения производственного результата (элемент интеграции трудовых обязанностей); во-вторых, обязанности работника согласовывать свою трудовую деятельность с деятельностью других участников производственного процесса в пределах предусмотренных для них прав и обязанностей (элемент координации); в-третьих, обязанности работника подчиняться в своей деятельности распоряжениям администрации (элемент субординации) 4 .

Таким образом, можно сделать выводы.

Внутренний трудовой распорядок включает в себя дисциплину труда, он шире ее. Рассмотрение дисциплины труда в субъективном качестве и с субъективной стороны внутреннего трудового распорядка позволяет нам считать, что дисциплина труда является составной частью внутреннего трудового распорядка. Дисциплина труда охватывает как юридическое содержание (обязанность исполнения трудовой функции соответственно внутреннему трудовому распорядку), так и материальное содержание (поведение, заключающееся в соблюдении обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовыми договорами). Материальное содержание, в свою очередь, может проявляться как в правомерном поведении, так и в неправомерном. Что касается объективной стороны внутреннего трудового распорядка, то дисциплина труда, при ее рассмотрении в качестве института трудового права, является составной частью совокупности норм, регулирующих внутренний трудовой распорядок.

Отношения по дисциплинарной ответственности по нормам трудового права имеют свои принципы. В переводе с латинского языка слово «принцип» означает «основа» или «первоначало». В словаре русского языка «принцип» означает основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки и т.п. 1

Дисциплинарная ответственность учащихся

П.В. Гулидов,
юрист, консультант информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), а также Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее – Типовое положение) предусматривают лишь одну меру дисциплинарного взыскания для учащихся – исключение из общеобразовательного учреждения (далее – учреждение).

Согласно п. 7 ст. 19 Закона об образовании и п. 58 Типового положения по решению органа управления учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава учреждения допускается исключение из данного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение в данном случае применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения.

Напомним, что решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

При этом учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления, которые совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство исключенного несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

Между тем на практике нередко встречаются случаи, когда со стороны учащегося допускаются дисциплинарные нарушения, однако об исключении говорить еще рано. Здесь лишь само учреждение вправе решать, каким образом будет осуществляться наказание по отношению к виновным учащимся и какими могут быть виды таких наказаний.

Согласно подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании любое образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с уставом учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Исходя из данной нормы, а также общих основ ст. 32 Закона об образовании, можно сделать вывод о том, что установление дополнительных наказаний, не предусмотренных действующим законодательством, находится в компетенции самого учреждения, но лишь при условии соблюдения обязательных требований закона о защите прав и свобод учащихся. Это означает, что любые наказания, установленные учреждением, не могут быть связаны с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, поскольку это прямо запрещено Конвенцией о правах ребенка и иными нормативно-правовыми актами в области защиты прав детей (как международными, так и российскими).

Как следует из указанного выше подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании, дополнительные виды наказаний для учащихся (правильнее всего их назвать дисциплинарными взысканиями, поскольку все они, так или иначе, связаны с нарушением внутришкольной дисциплины) должны быть предусмотрены в уставе учреждения. Там же должен быть оговорен и порядок их применения.

Хотя, по нашему мнению, во избежание излишней «перегрузки» устава лучше всего оформить все, что касается дисциплинарных взысканий в отношении учащихся (далее – дисциплинарные взыскания), отдельным локальным актом учреждения (например, Положением о дисциплинарных взысканиях) и зарегистрировать данный акт в качестве дополнения к уставу, что предусмотрено п. 3 ст. 13 Закона об образовании.

В этом случае указанный локальный акт можно будет постоянно совершенствовать (путем внесения изменений и дополнений), а также, за ненадобностью, отменить, не затрагивая при этом устав учреждения. Кроме того, знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с таким локальным актом будет гораздо проще и эффективней, поскольку документ, посвященный каким-либо одним правоотношениям (в отличие от устава, где, как правило, написано обо всем, но понемногу), всегда воспринимается легче и лучше запоминается.

Впрочем, каким бы локальным актом не были урегулированы вопросы дисциплинарных взысканий, документ этот, в силу своего новаторства, должен быть достаточно подробным и проработанным. С нашей точки зрения, при установлении системы дисциплинарных взысканий целесообразней ориентироваться на то, что уже установлено для лиц, работающих по трудовому договору (работников) Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ).

Смотрите так же:  Льготы если в семье 2 инвалида

Это, по меньшей мере, позволит решить сразу две задачи:

  • во-первых, за основу будет взята уже апробированная система дисциплинарных взысканий, что априори уже будет свидетельствовать об ее законности и правомерности;
  • во-вторых, система дисциплинарных взысканий, предусмотренная в ТК РФ, построена по принципу постепенного ужесточения мер до наказания, связанного с прекращением трудового договора по инициативе работодателя (увольнением с работы), что в нашем случае соответствует исключению из школы. Таким образом, систему наказаний в учреждении можно будет построить аналогичным образом: от незначительного до исключения.

Кстати, в этом случае гораздо легче будет разобраться с такими категориями, как «неоднократность» и «грубость» нарушений устава учреждения, если, например, привязать их к какому-либо из видов дисциплинарного взыскания. К примеру, когда уставом или локальным актом учреждения будет предусмотрено, что за грубые нарушения устава на виновного учащегося налагается дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора или просто выговора, то в дальнейшем будет еще проще: получил в течение года два (или более) строгих выговора (просто выговора) – будь готов к отчислению и т. д.

А поскольку дисциплинарные взыскания не могут быть связаны не только с насилием над личностью учащегося, но и с какими-бы то ни было штрафами (денег за допущенные нарушения дисциплины, не связанные с причинением вреда имуществу школы, с учащихся брать категорически запрещено), систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу «от простого к сложному», делая упор на усилении воспитательных мер. Вот, например, как может выглядеть такая система:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • исключение из учреждения.

Для того чтобы данная система была максимально демократичной и не позволяла администрации учреждения «гнобить» неудобных им учеников, необходимо как можно тщательнее прописать в уставе (локальном акте) принципы наложения того или иного взыскания. К примеру:

  • за шумное поведение на уроке и за срыв урока – замечание;
  • за опоздание на урок – выговор;
  • за драку – строгий выговор и т. д.

При этом, естественно, не нужно забывать и принцип рецидива, когда за один и тот же проступок, совершенный в течение определенного времени (установленного уставом или локальным актом), наказание ужесточается. Например, от одного до пяти прогулов за четверть – выговор, более пяти – строгий выговор и т. д.

Для того чтобы, как указано выше, подвести грубые нарушения устава учреждения учеником под его исключение, необходимо в самом уставе перечислить, какие нарушения признаются грубыми. Затем в том же уставе (либо в специальном локальном акте) установить, что за грубые нарушения устава учащемуся объявляется строгий выговор или применяется иная мера дисциплинарного взыскания. Главное, чтобы эта мера применялась только за грубые нарушения. Тогда учащийся и его родители (законные представители) будут знать, что, получив два и более таких взыскания (в этом и заключается принцип неоднократности) в течение определенного времени (учебного года, четверти и т. д.), такой учащийся (естественно, достигший 15-летнего возраста) рискует быть исключенным из учреждения.

Поскольку в учреждении дисциплинарные взыскания применяются к несовершеннолетним, а воспитательный процесс происходит в коллективе под контролем взрослых, достаточно эффективным будет использование при наложении взысканий и элементов общественного порицания. Причем в отдельных случаях это может превратиться в самостоятельное наказание. Например, поведение учащихся, получивших дисциплинарные взыскания, можно рассмотреть на классном или общешкольном собрании, на совете школы и т. д. Только при этом нельзя допустить нарушения прав ребенка на неприкосновенность частной жизни, т. е. выносить на общественное рассмотрение можно лишь сам проступок, не затрагивая ничего, что не относится к делу.

Кроме того, любая мера дисциплинарного взыскания, связанная с общественным порицанием, может рассматриваться как более строгая. К примеру, между выговором и строгим выговором может располагаться такое наказание, как объявление выговора с вынесением рассмотрения поведения учащегося на классном (общешкольном) собрании и т. д.

Не следует игнорировать и иные – дополнительные – наказания, например: исключение из органов школьного самоуправления, лишение внутришкольного (внутриклассного) звания (староста класса, председатель дружины, лучший ученик и т. д.), лишение права нахождения фотографии провинившегося учащегося на доске почета учреждения и др.

Такие наказания могут применяться как в качестве самостоятельных (тогда круг дисциплинарных взысканий будет гораздо шире), так и в качестве второстепенных (в совокупности с основными): например, объявление выговора с одновременным исключением из совета школы и т. д.

Думается, что такой порядок позволит усилить воспитательное воздействие дисциплинарных взысканий, поскольку для многих учащихся их общественный статус в классе и в школе значит не мало. Тем более обидно, когда не ты добровольно отказываешься от специального положения, а тебя его лишают за совершенный проступок. Для многих подростков это достаточно серьезное наказание.

Принцип дисциплинарной ответственности, предусмотренный ТК РФ, предполагает полное освобождение от нее по прошествии определенного времени (в настоящее время – одного года). Поскольку дисциплинарные взыскания для учащихся должны служить исключительно воспитательным целям, а не применяться для подавления личности обучающегося, уставом (локальным актом) учреждения также должна быть предусмотрена возможность полного освобождения учащегося от наложенного взыскания.

Проще всего для этого установить определенный временной отрезок: например, ученик, получивший выговор и в течение четверти ни разу не нарушивший дисциплину, полностью освобождается от наказания и считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Немаловажной является и общественная составляющая: можно, например, по аналогии с ТК РФ предусмотреть возможность освобождения от дисциплинарного взыскания по ходатайству класса (совета школы, совета старшеклассников и т. д.), естественно, при условии, что после наложения этого взыскания ученик ни разу не нарушил дисциплину и активно участвовал в жизни класса и школы.

Дисциплинарные взыскания (еще один элемент демократии) должны налагаться на учащихся в том же порядке, что и аналогичные взыскания для работников учреждения, предусмотренные ТК РФ. То есть до применения взыскания от ученика необходимо затребовать письменное (либо устное с одновременным занесением в акт опроса) объяснение. Непосредственное наложение взыскания производится приказом по учреждению. Несправедливость представителей администрации учреждения (иных уполномоченных лиц) в данном вопросе может навсегда породить у ребенка недоверие к лицам, вершащим правосудие. А поскольку речь в данном случае идет о несовершеннолетних, применение дисциплинарного взыскания по отношению к учащемуся требует от работников учреждения большого педагогического такта и выдержки. Процесс этот ни в коем случае не должен носить «инквизиционный» характер, поскольку главная его цель – не наказание, а предупреждение подобных нарушений в будущем.

Конечно, рассматриваемые в данной статье дисциплинарные взыскания не подлежат обжалованию в судебном порядке, однако если в учреждении будут созданы условия для пересмотра несправедливо наложенного взыскания, это окажет хорошее воспитательное действие. И ничего что приказ директора о наложении взыскания будет отменен решением совета школы, ведь директор принимал его на основании данных, предоставленных ему педагогическими работниками, которые не всегда могут поступать объективно и справедливо. Однако для реализации этого необходима хорошо развитая система внутришкольного самоуправления, что на сегодняшний день, к сожалению, встречается не так часто, как хотелось бы.

Последнее, о чем бы хотелось упомянуть, касается круга лиц, уполномоченных налагать дисциплинарные взыскания. По общему правилу данное право в силу закона принадлежит руководителю учреждения. Однако в целях развития внутришкольного демократизма неплохо было бы предусмотреть случаи, когда право принимать решение о наложении дисциплинарных взысканий передается органам внутришкольного самоуправления (совету школы, совету старшеклассников и т. д.). В этом случае руководитель учреждения своим приказом просто утверждает решение уполномоченного органа о наложении дисциплинарного взыскания. Единственное, что при этом необходимо, это, как уже отмечалось выше, развитая система внутришкольного самоуправления: жизнеспособная и эффективная.

Вообще же, любые дисциплинарные взыскания – не самоцель. Тем более что до достижения 15-летнего возраста учащийся (за исключением несовершеннолетних с девиантным поведением или отклонениями в развитии) имеет прочную позицию, подкрепленную положениями Конституции РФ об обязательном общем образовании. И это не позволяет администрации учреждения в течение многих лет прибегать к крайней мере, т. е. к исключению, а потому несправедливые дисциплинарные взыскания могут привести сначала к отчуждению, а впоследствии – и к затяжному конфликту между педагогическим коллективом и учеником, от которого в большей степени будут страдать сами педагоги.

Поэтому любое дисциплинарное взыскание должно иметь в первую очередь воспитательный характер. Наличие таких взысканий в учреждении уже само по себе дисциплинирует поведение учащихся, однако от педагогических работников требуется умение сделать так, чтобы учащиеся не испытывали страха перед возможным наказанием, а рассматривали его в качестве серьезного повода для пересмотра своего негативного поведения в прошлом.

Для того, чтобы получить доступ к дополнительным материалам, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться

Для любых предложений по сайту: [email protected]