Литой асфальтобетон требования

Литой асфальтобетон

Литой асфальтобетон — это смесь битумного вяжущего, каменного наполнителя и минерального порошка, нагретых и перемешанных в горячем состоянии. Смотрите также «Литой асфальт».

Литая смесь называется так, поскольку она пригодна для литья. Смесь текучая, так как в ней содержится в большем количестве связующее вещество по сравнению с обычным уплотняемым асфальтобетоном.

Характерными особенностями литой асфальтобетонной смеси являются такие свойства как:

  • высокая морозостойкость и возможность укладки круглогодично, независимо от температуры воздуха (минимальная температура укладки определяется порогом до −10°С и связана с комфортностью производства работ человеком при отрицательных температурах);
  • срок эксплуатации может достигать 20-30 лет (в зависимости от интенсивности нагрузок);
  • не требует уплотнения (не требуется каток);
  • устойчив к соленой воде (соли) и химикалиям;
  • идеален для укладки на сложные геометрические поверхности и рельефы;
  • возможность изготовления цветных покрытий широкой цветовой гаммы;
  • повышенная прочность, износостойкость и теплостойкость;
  • наличие сертификата пожарной безопасности, отвечающего требованиям Г2, В2, РП1, Т1, позволяет применять литую асфальтобетонную смесь в качестве финишных напольных покрытий подземных и многоуровневых закрытых паркингов и полов промышленных сооружений (используется без специального противопожарного покрытия);
  • водонепроницаем (благодаря отсутствию пор не впитывает влагу и не разбухает);
  • экологичен, не содержит вредных для человека и окружающей среды примесей;
  • не восприимчив к грибкам и микроорганизмам (устойчив к гниению), возможно постоянное воздействие конденсата и влаги (применятся в сырых и влажных помещениях, например, напольных покрытиях душевых;
  • вязко эластичен и сдвигоустойчив, износостоек, обладает демпфирующей способностью;
  • обеспечивает хорошее сцепление с колесом движущегося автотранспорта даже при наличии влаги на покрытии;
  • не восприимчив к ограниченному воздействию топлива и масла (преимущество при применении на парковочных и складских площадях);
  • может использоваться как покрытие для обогреваемых поверхностей как на открытом воздухе, так и в помещениях при устройстве стяжек и финишных покрытий;
  • за счет уникальной внутренней структуры литой асфальтобетонной смеси, покрытия из нее практически не создает шума при движении по нему автомобилей;
  • может быть уложен на поверхностях с большим уклоном (преимущество при устройстве покрытий наклонных эстакад и пандусов);
  • легок в эксплуатации, прост в уборке, при необходимости литой асфальтобетон легко моется или подметается, для чистки покрытия из литой асфальтобетонной смеси не требуется специальных моющих средств или специального оборудования;
  • в случае необходимости покрытие легко восстанавливается;
  • воздействие нагрузки на покрытие возможно уже через 6-12 часов, в зависимости от заданных параметров и реологических свойств выбранного типа смеси;
  • заменяет цементно-бетонную стяжку;
  • создает меньше шума;
  • не способствует высечению искры при падении на него металлических и иных предметов;
  • идеально подходит для укладки ручным способом на сложные геометрические поверхности;
  • в отличие от бетонных покрытий, на поверхности покрытия, выполненного из литого асфальтобетона, в процессе эксплуатации не образуется пыли, то есть не требуется производить постоянного нанесения специальных составов для обеспыливания, что существенно экономит средства на содержание и уборку таких покрытий, не пылящая поверхность литого асфальтобетона обеспечивается благодаря особенности вяжущих компонентов, входящих в его состав.

Кроме того, применяемый в покрытии полов помещений и паркингов литой асфальтобетон обладает следующими физико-механическими характеристиками (при 20°С):

  • способен выдерживать сосредоточенную нагрузку без деформаций от 20 до 40 кг/см 2;
  • имеет относительную деформацию растяжения при изгибе от 0,04 до 0,07;
  • предел прочности при изгибе от 7 до 12 МПа при скорости деформации 3 мм/мин;
  • значения линейного коэффициента расширения литого асфальта составляют для температурной области от 20°С до 30°С — 30-35×10-6;
  • водонасыщение менее 0,2% по массе в течение 24 часов;
  • температура укладки от 180°С до 240°С.

В зависимости от ожидаемых нагрузок вследствие изменения температуры и транспортных нагрузок необходимо выбрать рациональный класс жесткости, разработанный в ОАО «АБЗ-1». Стандарт организации СТО 03218295-03.01-2007 «Смеси горячие асфальтобетонные дорожные литые и асфальтобетон на их основе. Технические требования» в части технических требований к покрытиям ориентированы на немецкие нормы, как, в прочем, и нормативы многих других Европейских стран. СТО согласован в ОАО «Санкт-Петербургский зональный научно-исследовательский и проектный институт жилищно-гражданских зданий» (СПбЗНИиПИ, ранее ЛенЗНИИЭП), а также в отраслевом органе государственной власти, Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга, получил положительные отзывы проектных и подрядных мостовых организаций.

Асфальтобетонные смеси новый ГОСТ: характеристики материала, технические требования и методы контроля

Асфальтобетонная смесь, как и любой другой строительный материал, контролируется при помощи технического стандарта. Он регулирует не только показатели качеств, но и методы их контроля.

В данной статье мы будем рассматривать характеристики данного материала в соответствии с указаниями стандарта. Также рассмотрим его основные виды и проанализируем эффективность испытаний.

Итак, асфальтобетонные смеси ГОСТ: что представляет собой документ, регламентирующий качество данного материала?

Понятие асфальтобетона

Давайте разберемся, что такое асфальтобетон, из чего состоит материал и какими основными свойствами обладает. Руководствоваться будем при этом исключительно технической документацией.

Что такое асфальтобетон, его состав, виды

Асфальтобетон изготавливается из смеси песка, щебня, битума и минерального порошка (его добавляют не всегда). Перемешиваются компоненты в нагретом состоянии при определенной температуре, которая зависит от вида асфальтобетонной смеси.

Асфальтобетонные смеси имеют несколько классификаций, основанных на тех или иных факторах. Рассмотрим подробнее, какие компоненты применяются при его производстве согласно ГОСТ на асфальтобетон.

В соответствии с типом минерального составляющего, выделяют смеси на:

ГОСТ на асфальтобетонные смеси предполагает разделение материала, в зависимости от температуры смеси при укладке и вязкости битума.

  1. Горячий. Укладывается при температуре не менее +110 градусов, готовится с применением жидких и вязких битумов;
  2. Холодный. Укладывается при температуре около +5 градусов. Готовится такая смесь с применением жидкого битума.

Асфальтобетонная смесь, в соответствии с размером зерна, разделяется на:

  1. Крупнозернистую, характеризующуюся размером зерна до 4-х см;
  2. Песчаную. Размер зерна в ней составляет около 1-го см;
  3. Мелкозернистую. Размер зерна в такой смеси не превышает 2-х см.

Величина остаточной пористости также легла в основу классификации.

В соответствии с этим, ГОСТ по асфальтобетону выделяет материал:

  • Высокоплотный. Остаточная пористость у него составляет 1-2.5%;
  • Высокопористый, характеризующийся остаточной пористостью до 10%;
  • Плотный. Для него характерна остаточная пористость, равная 2,5-5-ти%;
  • Пористый. Для него это значение колеблется в промежутке 5-10-ти%.

Гравийные и щебеночные горячие асфальтобетонные смеси, в соответствии с содержанием гравия или щебня подразделяются на типы:

  • А – характеризуется содержанием щебня в количестве 50-60%;
  • Б — Такой тип содержит 40-50% гравия или щебня;
  • В — содержит 30-40 % щебня или гравия.

Высокоплотная горячая смесь должна содержать не менее 50% щебня.

Высокопористые смеси, в свою очередь, разделяют на:

  1. Высокопористую песчаную смесь;
  2. Высокопористую щебеночную смесь.

Гравийная и щебеночная холодная смесь подразделяется на типы Вх и Бх. Холодную и горячую песчаную смесь разделяют на типы Г и Гх, Д и Дх.

Первый тип изготавливается на песке из отсева дробления, второй – на природном песке и смеси песка с отсевом дробления. Физико-механические свойства асфальтобетонной смеси также легли в основу классификации. В этом отношении материал разделяется на марки.

Рассмотрим при помощи таблицы.

Смеси асфальтобетонные ГОСТ: марки материала:

Основные требования к зерновому составу, и показатели разных видов асфальтобетона

А теперь давайте рассмотрим, какие же требования предъявляются к зерновому составу смеси в зависимости от слоя покрытия и вида асфальтобетона, а также проанализируем показатели физико-механических свойств. Для наглядности, воспользуемся таблицами.

Новый ГОСТ на асфальтобетонную смесь 9128-2013:

Новый ГОСТ на асфальтобетонные смеси:

Асфальтобетонная смесь ГОСТ:

Актуальным будет упомянуть про существование литого асфальтобетона, требования к которому указаны в ГОСТ 54401-2011. ГОСТ на литой асфальтобетон определяет существование трех его видов в зависимости от размера зерна минеральной части: 1, 2 и 3. Типы нумеруются латинскими цифрами.

Первый тип применяется при капитальном и ямочном ремонте, новом строительстве; второй – при том же, а также при устройстве тротуаров. Третий тип может быть применен при устройстве тротуара и велосипедной дорожки.

В соответствии с ГОСТ 31015-2002 существует также еще один вид асфальтобетона. Отличается он повышенной прочностью, может быть использован при строительстве особенно нагруженной магистрали. Называется он – щебеночно–мастичный.

Смотрите так же:  Возврат уплаченного налога на землю

Характеризуется он содержанием щебня горных пород, который способен образовывать каменный плотный скелет, препятствующий деформации. Также в состав сырья входят специализированные волокнистые добавки, которые выполняют функцию сдерживания битума от стекания.

Стандарт на асфальтобетон ЩМА – ГОСТ 31015, устанавливает ряд требований к техническим характеристикам материала и к качеству сырья.

Что касается сферы применения разных типов и видов асфальтобетонных смесей, то она достаточно широка.

Используют их при:

  • Ремонте и строительстве магистралей;
  • При устройстве дорог, съездов, тротуаров;
  • При строительстве парковок, площадок;
  • Применяется также при устройстве основания полов складских, промышленных помещений;
  • Строительстве полосы аэродрома.

Вышеперечисленные варианты использования материала, разумеется, не являются исчерпывающими, это лишь — краткий перечень.

Видео в этой статье: «Новые технологии асфальтирования», содержит информацию о новейших методиках асфальтирования дорог.

Кратко о процессе изготовления асфальтобетона

Стандарт качества на асфальтобетон – ГОСТ 9128 97 предполагает следующие этапы изготовления готовой смеси:

  • Первым этапом является оценка соответствия качества сырьевых компонентов, что является крайне важным. Ведь от этого во многом зависит качество будущей смеси, а, точнее, ее основные характеристики.
  • На следующем этапе производится обработка заполнителя. Он измельчается до нужной фракции.
  • Далее компоненты отправляются в бункер, оборудованный функцией подогрева. Там, под действием повышенной температуры, выпаривают лишнюю влагу и нагревают вяжущий компонент.
  • Следом все компоненты отправляются в смеситель, где тщательно перемешиваются. В процессе удаляются излишки воздуха и смесь приобретает необходимую консистенцию.
  • На последнем этапе готовый продукт подается в силосы, предназначенные для хранения.

Затем, готовый продукт подвергается контролю качества путем проверки его показателей.

Обратите внимание! При производстве асфальтобетонной смеси необходимо применение специализированного оборудования, поэтому изготовление своими руками не представляется возможным. Однако, при наличии небольшого бюджетного АБЗ, вполне можно организовать мелкий выпуск с целью последующей реализации. Цена на материал достаточно устойчива, поэтому прибыль будет гарантированной.

Основные методы контроля в соответствии с ГОСТ и правила приемки

Как и любой другой строительный материал, асфальтобетонные смеси подвергаются контролю и подчиняются определенным правилам приемки, которые мы и рассмотрим.

Приемка материала

Условия приемки партии товара – следующие:

  1. При приемке горячей смеси за партию принимается количество, не превышающее 1200 т. При этом партия должна иметь одинаковый состав. Изготовиться в одну смену и на одном оборудовании.
  2. Партия холодной смеси принимается за одну в количестве не более 300 т. Она также должна характеризоваться одинаковым составом и быть произведена в одну смену.
  3. Если смесь в последствии подлежит хранению, допускается ее перемешивание с продукцией того же состава.
  4. При отгрузке товара потребителю, за одну партию принимают продукцию, отгруженную одному покупателю за сутки.
  5. При транспортировке водным или железнодорожным транспортом, партией считают количество продукции, размещаемой в одном вагоне или барже.
  6. Взвешивание смеси производят при помощи весов.

Для контроля качества проводятся периодические и приемо-сдаточные испытания.

Контроль проводится по следующим показателям:

  • Температура смеси;
  • Проверка зернового состава;
  • Влагонасыщение;
  • Прочность на сжатие;
  • Водостойкость (для горячей смеси);
  • Проверка содержания вяжущего компонента.

Повторно испытания проводятся в соответствии с необходимыми требованиями ГОСТ либо при изменении технологии или состава материала.

Периодические испытания включают в себя контроль:

  • Пористости минеральной части и пористость остаточная;
  • Водостойкость при долговременном насыщении;
  • Прочность на сжатие при продолжительном водонасыщении;
  • Показателя сцепления битума с минеральной частью;
  • Однородность материала.

Каждая партия должна сопровождаться паспортом качества, который содержит необходимую информацию.

  1. Наименование и место расположение изготовителя;
  2. Номер партии;
  3. Количество отгружаемого материала;
  4. Дата документа;
  5. Номер стандарта, регулирующего положения;
  6. Марка, тип, вид материала;
  7. Водостойкость;
  8. Слёживаемость;
  9. Прочность на сжатие;
  10. Эффективность радионуклидов;
  11. Остаточная пористость смеси.

Испытания асфальтобетона

Рассмотрим при помощи таблицы основные методы испытаний асфальтобетона.

Нормативы для литых асфальтобетонов

В мае 2012 года ведены в действие согласованные с европейскими нормативами российские стандарты на литой асфальтобетон – ГОСТ 54400-2001 «Асфальтобетон дорожный литой горячий. Методы испытаний» и ГОСТ 54401-2011 «Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования».

В соответствии с новым ГОСТ Р 54401-2011 литой асфальтобетон представляет собой литьевую смесь с минимальной остаточной пористостью, состоящей из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками, или без них). Укладка смеси производится по литьевой технологии без уплотнения при температуре смеси не менее 190 °С. Основные достоинства материала – водонепроницаемость, эластичность, усталостная долговечность, экологическая безопасность.

При применении в составе модифицированного полимерами битума свойства литого асфальтобетона (полимерасфальтобетона) существенно улучшаются. Мировая практика показывает, что использование литого асфальтобетона из-за его упруго-эластичных свойств особенно эффективно для покрытий металлических настилов мостов. С этой целью производится не менее 50% литых асфальтовых смесей в Европе.

Российский опыт применения литого асфальтобетона имеет более скромную историю по сравнению с европейским. Первые масштабные объекты в России, на которых был использован литой асфальтобетон, появились в конце 1990-х годов благодаря финскому подрядчику LEMMIN­KAINEN и его сотрудничеству с российскими компаниями, мощности которых использовались для приготовления компонентов литых смесей.

Начало развития технологий отечественного производства литого полимерасфальтобетона европейского уровня качества можно отнести к началу 2000-х годов. Произошло это в Санкт-Петербурге, при реконструкции Троицкого моста, когда ГК «АБЗ-1» выполнила весь комплекс работ по устройству системы гидроизоляции с использованием произведенного ей же литого полимерасфальтобетона. С тех пор производство отечественного литого асфальтобетона увеличивается с каждым годом.

По данным ГК «АБЗ-1», члена Международной ассоциации производителей литого асфальтобетона, общий выпуск литого асфальтобетона в России в 2011 году можно оценить примерно в 50 000 т. В то же время в Европе ежегодно производится от 800 000 до 1 млн т литых асфальтобетонных смесей. Тем не менее рост объемов производства материала указывает на высокий потенциал российского рынка литых асфальтобетонов.

В Санкт-Петербурге на фоне объемов выпуска прочих видов асфальта – около 4,5 млн т – доля литых смесей составляет чуть более 0,5% (около 30 000 т).

– Расширение выпуска литого асфальтобетона зависит от многих факторов, – говорит заместитель генерального директора по технологии и качеству работ ЗАО «Экодор» (ГК «АБЗ-1») Алексей Покровский. – Прежде всего от востребованности материала и от осведомленности заказчика и проектировщика. Немаловажным обстоятельством, сдерживающим распространение литого асфальтобетона, является стоимость материала, которая как минимум вдвое превышает цены на традиционные асфальтовые смеси.

Надо учитывать также достаточно узкую, по крайней мере в России, нишу использования этого материала. Сюда можно отнести в основном мостовые сооружения. В Петербурге к сфере применения литых асфальтобетонов относят еще и покрытия в зоне трамвайных путей.

Высокие цены на литые асфальтобетон и полимерасфальтобетон определяет его состав с повышенным до 7,5–10% по массе содержанием битума и увеличенной до 20–30% долей минерального порошка и технология укладки, требующая специальной техники.

Отличия новых нормативов

За последние десятилетия в России разработан ряд документов, определяющих технические и технологические требования к материалу и способам проведения укладочных работ: стандарты организаций, технические условия, технические рекомендации, ведомственные строительные нормы.

Отсутствие государственного стандарта во многом затрудняло работу проектировщиков и производителей, вынужденных учитывать различия в классификации литых асфальтобетонов, отличающиеся требования технических условий и разные способы испытаний этих материалов. Известным документом, регламентирующим требования к литым асфальтобетонам в РФ, являлись ТУ 5718-002-04000633-2006.

В 2010 году в НИИ транспортно-строительного комплекса (НИИ ТСК) были подготовлены два проекта ГОСТ на литые асфальтобетоны. Консультантом работ выступило ОАО «АБЗ-1».

– Существующие до введения ГОСТов нормативные документы вызывали много вопросов у практиков, которые ежедневно занимаются выпуском и производством этого материала, – комментирует ситуацию Алексей Покровский. – Например, в ТУ 5718-002-04000633-2006 не был нормирован гранулометрический состав минеральной части композиции, хотя пористость минерального остова и конечные свойства материала зависят от пропорции и содержания щебня и песка.

Они содержали спорные положения и диапазоны показателей, которые никак не оправдывали их соблюдение при получении литых асфальтобетонов с оптимальными физико-механическими свойствами.

В принятых ГОСТах структурированы лояльные и вместе с тем необходимые и достаточные требования к исходным материалам, которые учитывают условия производства асфальтобетона и дорожных работ в разных регионах страны.

Поскольку максимальный экономический эффект от применения литых асфальтобетонов достигается при условии только высококачественных дорожно-строительных материалов, при разработке ГОСТов максимальное внимание было уделено как обязательным требованиям к материалам для производства литых смесей, так и физико-механическим свойствам литых асфальтобетонов.

Так, в нормативах приведены повышенные требования к физико-механическим свойствам фракционирования щебня и песка из отсевов дробления.

Смотрите так же:  Адвокат одесса суворовский район

Впервые заявлены требования к пыли уноса смесительных установок и ограничено применение пыли гранитов и кварцитов. Определена возможность замещения минерального порошка пылью горных пород в количестве не более 40% от общей массы минерального порошка.

В ГОСТ впервые включены требования к материалам поверхностной обработки, которая производится для обеспечения надлежащего сцепления шин с покрытием, а также для защиты верхнего конструктивного слоя от абразивного износа.

Разработчики ввели в норматив понятие дефлегматоров, или разжижителей для модификации смесей и снижения вязкости битумных вяжущих. Их применение позволяет снижать издержки при производстве.

В документе определены и требования к модифицированным полимерно-битумным вяжущим с приоритетом применения термоэластопластов, свойства которых должны соответствовать климатическим условиям эксплуатации будущего покрытия. Также введены ограничения для температурных режимов выпуска и хранения литых асфальтобетонных смесей на различных видах вяжущих. Это позволит ограничить перегрев смесей, снизить эмиссии вредных газов и деструкцию полимеров в асфальтобетоне.

Наконец, введена классификация литых асфальтобетонов, исходя из максимальной крупности минерального заполнителя и целей применения: I тип (новое и капитальное строительство, ямочный ремонт) – до 20 мм, II тип (новое и капитальное строительство, ямочный ремонт, тротуары) – до 15 мм, III тип (тротуары, велосипедные дорожки) – до 20 мм.

По гранулометрическому составу зерновых смесей литые асфальтобетоны практически соответствуют требованиям EN 13108-6:2006 с пересчетом на круглые сита по ГОСТ 9128-97.

Гармонизация нормативной базы

С позиций методов испытаний российские нормативы и европейские строительные нормы максимально гармонизированы. В качестве основного показателя реологических свойств асфальтобетона нормирована глубина вдавливания штампа. Методика испытаний на глубину вдавливания штампа по ГОСТ 54400-2001 соответствует EN 12697-20:2003.

Еще одно отличие введенного ГОСТа от существующих в России нормативов заключается в ужесточении и дифференциации требований к этому основному прочностному показателю в верхнем или нижнем конструктивном слое на конкретных сооружениях. Это, по замыслу разработчиков, позволяет более гибко вести практику подбора составов и давать четкие ориентиры гарантий качества выполненных работ.

В ГОСТе также приводится список обязательных и факультативных методов испытаний литых асфальтобетонов. К обязательным относятся: пористость минерального остова, остаточная пористость, водонасыщение, глубина вдавливания штампа при 40 °С в течение 30 минут, однородность литого асфальтобетона по показателю глубины вдавливания штампа. В то же время из перечня обязательных испытаний исключен метод одноосного сжатия образца при 50 °С, так как он не отражает реальных условий эксплуатации покрытий, а испытания на раскол при 0 °С включены в ГОСТ факультативно.

Перспективы использования литого асфальтобетона

Помимо транспортного строительства, сфера возможного применения литого асфальтобетона очень широка. Это эксплуатируемые кровли и покрытия паркингов, гидротехнические сооружения и покрытия на фермах и силосохранилищах, склады зерновых культур и гидроизоляция, покрытия обогреваемых полов и пандусов.

– В пользу применения литого асфальтобетона вне дорожного строительства свидетельствуют некоторые качественные показатели материала, превосходящие аналогичные данные бетонных полов, – поясняет Алексей Покровский. – По сравнению с бетоном он имеет меньшую в 1,5–2 раза теплопроводность, больший коэффициент звукопоглощения (7 дБ на 25 мм толщины), эластичен, обладает электроизоляционными свойствами.

В Европе асфальтовые покрытия можно обнаружить в медицинских учреждениях, театрах, ресторанах. Наш опыт укладки промышленных полов из литого асфальтобетона в продуктовых складских помещениях в 2003 году подтвердил его преимущества: после стольких лет активной эксплуатации на нем нет ни пыли, ни трещин. Бетонное покрытие вряд ли выдержало бы такую нагрузку.

Особое место литой асфальтобетон занимает в списке декоративных покрытий. Здесь можно упомянуть цветные асфальтобетоны, отшлифованные или отполированные покрытия с цветным щебнем, тисненные покрытия, имитирующие брусчатку, и многие другие.

Новые ГОСТы разработаны для применения литого асфальта исключительно в дорожном и мостовом строительстве. Возможно, что вслед за госстандартом на дорожные литые асфальтобетонные смеси появятся стандарты на напольные асфальтобетонные покрытия.

1 ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1 Основные параметры и характеристики (свойства)

1.1.1 Смеси асфальтобетонные литые и литой асфальтобетон должны соответствовать требованиям настоящих Технических условий и готовиться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

1.1.2 Основные параметры и размеры должны соответствовать значениям, указанным в таблице 1.

1.1.3 Проектирование составов смесей производят так, чтобы обеспечить характеристики смеси в соответствии требованиями таблиц 1, 3 и 4.

1.1.4 Продолжительность перемешивания смесей устанавливают в соответствии с техническими характеристиками используемой смесительной установки.

1.1.5 Допускаемая погрешность дозирования компонентов смеси не должна превышать ±3% по массе для каждого компонента минеральной части и ±1,5% по массе для битума.

1.1.6 Температура смеси при выпуске из смесителя принимается в соответствии с таблицей 2.

Коды и основные классификационные особенности смесей

Основные классификационные особенности смеси

фракций более 5 мм

Новое строительство и капитальный ремонт

Температура смеси при выпуске из смесителя

Температура смеси, °С

при температуре воздуха, °С

1.1.7 Физико-механические свойства литого асфальтобетона должны соответствовать данным таблицы 3.

Физико-механические свойства литого асфальтобетона

Пористость минерального остова, % по объему, не более

Водонасыщение, % объема, не более

Прочность на сжатие при температуре +50°С, не менее

Подвижность смеси при 200°С, не менее, мм

Глубина вдавливания штампа при температуре +40°С, мм, в пределах

Прочность на растяжение при расколе при температуре °С , МПа,

Показатель однородности, не более

Примечание — физико-механические свойства определяются по методикам, указанным в разделе 4

1.1.8 При проектировании состава устанавливают все показатели физико-механических свойств, приведенных в таблице 3. При контроле качества смеси на заводе — только по п.п. 2, 3, 4 показатели свойств литого асфальтобетона по п.п. 1, 2, 3, 6 определяют по методикам ГОСТ 12801-98, а по п.п. 4, 5 в соответствии с разделом 4 настоящих Технических условий.

1.2 Требования к сырьевым материалам

1.2.1 Для приготовления смесей применяют минеральные материалы:

щебень из природного камня, получаемый дроблением горных пород, щебень из гравия, гравий, отвечающие требованиям ГОСТ 8267-93 и таблицы 4 настоящих Технических условий.

Прочность и морозостойкость щебня и гравия

Марка по видам материала, не ниже

щебень из изверженных и метаморфических пород

гравий и щебень из гравия

Дробимость при сжатии

(раздавливании) в цилиндре

Износ в полочном барабане

Примечание — В смесях, предназначенных для текущего ремонта, допускается применение щебня марки по прочности не ниже 800.

По форме зерен щебень должен быть кубовидной формы, содержать не более 1% пылевидных и глинистых частиц, без посторонних примесей. Содержание зерен слабых пород не должно превышать 5% по массе.

Песок — из отсевов дробления и обогащенный из отсевов дробления; природный и обогащенный по зерновому составу не ниже средней группы, отвечающий требованиям ГОСТ 8736-93. Допускается использование смеси природного и дробленого песков в соотношении 1:1 или 1:2, а для смесей типа III , IV , V — песка не ниже мелкой группы.

Материалы из отсевов дробления горных пород для строительных работ, отвечающие требованиям специальных технических условий.

Применяют минеральный порошок, отвечающий требованиям ГОСТ Р 52129-2003.

В смесях, предназначенных для текущего ремонта, допускается замещение минерального порошка до 20% от его массы пылью уноса очистных сооружений смесительных установок. Содержание глинистых частиц в пыли уноса не должно превышать 1% по массе.

В качестве минерального порошка допускается применение (при технико-экономическом обосновании) порошковых отходов промышленности и измельченных основных металлургических шлаков, отвечающих техническим условиям на минеральные порошки для асфальтобетонных смесей.

1.2.2 Для приготовления смесей применяют нефтяные вязкие дорожные битумы, отвечающие требованиям ГОСТ 22245-90 и имеющие глубину проникания иглы при температуре +25°С в пределах 50-60 дмм, температуру размягчения не ниже 52°С и температуру хрупкости не выше -12°С.

Допускается применение улучшенных битумных вяжущих, модифицированных добавками поверхностно-активных веществ, полимеров, каучуков, резины, природных битумов, отвечающих требованиям специальных технических условий, согласованных с разработчиком настоящих Технических условий.

Допускается также применение нефтяных битумов, полученных компаундированием глубокоокисленных нефтяных битумов с глубиной проникания иглы менее 40 дмм при температуре +25°С с жидкими остаточными битумами (нефтяными гудронами), отвечающими требованиям специальных технических условий.

При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обязано каждую транспортную единицу, доставляющую смесь к месту работы, сопровождать накладной (паспортом), в которой должны быть указаны:

— тип и температура смеси;

— номер, дата и время выдачи накладной;

— наименование и адрес потребителя;

— обозначение настоящих Технических условий.

2 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.1 Обеспечение безопасности производства работ при строительстве и ремонте дорожных асфальтобетонных покрытий осуществляется на основе действующих документов, регламентирующих правила безопасного проведения работ.

Необходимо соблюдать требования:

— «Правил по охране труда в дорожном хозяйстве» (М. «Стройиздат», 1989);

— СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве»;

Смотрите так же:  Как оформить завещание на квартиру после смерти

— ГОСТ 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда, Общие положения»;

— ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) «ССБТ. Пожаровзрывобезопасность веществ. Номенклатура показателей и методы определения;

— ГОСТ 12.3.002-75 «ССБТ. Процессы производственные, Общие требования безопасности»;

— ГОСТ 12.4.011-89 «ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация»;

— ГОСТ 17.2.3.02-78 «Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями»;

— ТОИ Р 66-23-95 «Типовая инструкция по охране труда асфальтобетонщиков»;

— «Правил дорожного движения»;

— «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом».

При проведении работ следует руководствоваться положениями «Общих правил охраны труда для организаций г. Москвы», разработанных для городских условий. Воздух в рабочей зоне приготовления и укладки горячей асфальтобетонной смеси должен отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005-88, а применяемые материалы должны отвечать требованиям по содержанию токсических примесей.

2.2 При производстве горячих асфальтобетонных смесей следует учитывать, что основные компоненты смеси — песок, щебень и минеральный порошок относятся к четвертому классу малоопасных веществ в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76. ПДК в воздухе рабочей зоны составляет для минерального порошка, песка, щебня — б мг/м 3 силикатосодержащей пыли.

2.3 При изготовлении, контроле и транспортировании смесей должны соблюдаться требования СНиП 12-03-2001 и «Общих правил охраны труда для организаций г. Москвы».

2.4 Радиационная безопасность должна подтверждаться сертификатом на исходные материалы с указанием активности радионуклидов и класса материалов в соответствии с требованиями ГОСТ 30108-94 и ГОСТ 9128-97. Смесь должна иметь показатель суммарной удельной активности естественных радионуклидов Аэфф в применяемых минеральных материалах не более 740 Бк/кг.

2.5 Для персонала, занятого изготовлением и транспортировкой асфальтобетонной смеси, обязательно использование средств индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.103-83 (спецодежда, спецобувь, рукавицы или перчатки, каски и др.). В местах возможной загазованности и запыленности для защиты органов дыхания следует применять средства индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.034-2001 и ГОСТ 12.4.028-76, для защиты лица и глаз — по ГОСТ 12.4.153-85. Необходимо соблюдение правил личной гигиены.

2.6 Уровень шума и вибрации на рабочих местах не должен превышать величин, указанных соответственно в СН 2.2.4/2.1.8.566-96 и СН 2.2.4./2.1.8.562-96.

2.7 Производственный персонал должен проходить предварительный и периодический медосмотры согласно приказам Минздрава РФ № 90 от 14.03.96 г. и № 83 от 16.08.2004 г.

3 ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

3.1 Готовая смесь принимается отделом технического контроля предприятия-изготовителя.

3.2 Приемку смеси производят партиями.

Размер партии устанавливается в количестве 2-х сменной выработки одной смесительной установки при постоянном составе смеси, изготовляемой из одних и тех лее матери­алов и по одной и той же технологии.

3.3 Для проверки соответствия физико-механических свойств литого асфальтобетона требованиям настоящих Технических условий пробы отбирают в момент выгрузки смеси из смесителя в транспортные средства.

3.4 При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обязано сопроводить смесь паспортом, в котором указывают все данные согласно п. 1.3.

3.5 Потребитель имеет право производить контрольную проверку качества смеси, применяя для этой цели правила отбора и отбраковки в соответствии с ГОСТ 12801-98 и методы испытаний, предусмотренные настоящими Техническими условиями.

4 МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4.1 Контроль качества готовой продукции осуществляют в соответствии с техническими требованиями, указанными в технологической карте контроля процесса производства и выпуска продукции асфальтобетонными заводами.

4.2 Контроль качества:

Контроль качества литого асфальтобетона по показателям пористости минерального остова, водонасыщения, прочности при сжатии, трещиностойкости, однородности производится в соответствии с методиками ГОСТ 12801-98, а по показателям подвижности смеси и глубине вдавливания штампа согласно п. 4.3 и п. 4.4 настоящих Технических усло­вий.

4.3 Определение подвижности смеси.

Подвижность смеси определяют по величине осадки конуса (мм), сформованного из литой асфальтобетонной смеси, предварительно нагретой до температуры 200°С.

Для испытаний применяются:

— металлическая форма в виде усеченного конуса со шлифованной и ровной внутренней поверхностью, внутренними диаметрами 80 мм и 60 мм, высотой 70 мм и толщиной стенок 5 мм;

— металлический лист размером 300-200 мм;

— сушильный шкаф с термометром;

— измерительная линейка — 2 шт.;

4.3.2 Подготовка к испытанию,

Перед началом испытаний форму, металлический лист, линейки очищают и протирают сухой тканью, а конус нагревают до температуры 150-170°С.

Форму устанавливают на металлический лист, лежащий на плоской горизонтальной поверхности.

Форму плотно прижимают и заполняют в один прием литой смесью, предварительно

нагретой до температуры 210°С. Поверхность смеси выравнивают, срезая излишек смеси вровень с верхними краями формы.

4.3.3 Проведение испытания.

Форму снимают так, чтобы не разрушить отформованную смесь, и осторожно устанавливают рядом с оседающим конусом из смеси. Время, затрачиваемое на съем формы, должно составлять 3-5с. Под действием собственной массы литая смесь начинает оседать, По истечении одной минуты с момента снятия формы начинают измерение осадки конуса из смеси. На верхнее основание формы укладывают металлическую линейку, от нижнего ребра которой второй линейкой измеряют осадку конуса смеси с точностью 1мм. Осадку конуса определяют дважды — по двум порциям.

Общее время испытаний с начала наполнения формы литой смесью при первом определении и до момента измерения осадки конуса при втором определении не должно превышать 5 мин.

4.4 Определение глубины вдавливания штампа.

4.4.1 Изготовление образцов (смесь — тип I , V ).

Глубину вдавливания определяют на образцах-кубах с ребром 7,07 см или цилиндрах диаметром 7 и высотой 5 см. Образцы изготавливают в металлической форме и заполняют смесью (массой 750-800г), разогретой до температуры 220°С. Заполнение формы производят послойно в 3 приема. Каждый слой тщательно штыкуется. Поверхность образца выравнивается и заглаживается шпателем. Изготовленный образец в форме выдерживается до испытания при комнатной температуре в течение 24ч.

4.4.2 Изготовление образцов (смесь — тип II , III ). Определение глубины производят на образцах (см. п. 4.4.1), которые изготавливают в металлической форме. В поддон, закрепленный на вибрационном столе, помещают нагретую до температуры 120-140°С форму с установленной на ней разъемной коробкой. Форму закрепляют прижимным винтом, Навеску смеси (750-800г), разогретую до температуры 200°С, переносят в форму, штыкуют, равномерно распределяют и через разъемную коробку устанавливают пригруз. Уплотнение образца производится вибрированием с пригрузом (удельное давление 0,03 МПа) в течение 20 с при следующих параметрах вибрационного стола: частота колебаний 3000 кол./мин., амплитуда 0,35-0,40мм. Изготовленный образец в форме выдерживается до испытания при комнатной температуре в течение 24ч.

Применяют следующее оборудование:

— прибор для определения глубины вдавливания штампа;

— круглый металлический штамп площадью 5 см 2 ;

— термометр химический ртутный стеклянный с ценой деления шкалы 1°С;

— сосуд для термостатирования образцов емкостью 3-5л.

4.4.4 Подготовка образцов.

Перед испытанием образец в форме помещается в сосуд для термостатирования и выдерживается в нем в течение 1,5ч при температуре 40 + 2°С.

4.4.5 Подготовленный согласно п. 4.3.4 образец в форме помещают в термостатирующий сосуд прибора и вместе с ним подводят под шток. В течение всего испытания температура воды в термостатирующем сосуде поддерживается +40° С. На образец устанавливается штамп площадью 5 см 2 . Нагрузка на штамп от штока передается через шарик, установленный на штампе. Шток к шарику подводится поворотом рукоятки. В момент соприкосновения штока и шарика загорается контрольная лампочка. В этом положении штока производится установка на 0 стрелки связанного с ним индикатора часового типа. Дальнейшим поворотом рукоятки через штамп и шарик на образец передается нагрузка от штока. Величина нагрузки составляет 52,5 кг.

Глубина вдавливания штампа (мм) определяется по шкале индикатора через 30 мин действия нагрузки. За конечный результат принимается среднее арифметическое двух определений. Расхождение между результатами двух определений не должно превышать 15%.

5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5. 1 Смесь (тип I и V ) с завода к месту работ доставляют в специальных передвижных котлах, оборудованных обогревом и устройством для перемешивания. Смесь типа II , III допускается транспортировать автомобилями-самосвалами, как правило, большой грузоподъемности и оборудованными обогреваемыми кузовами.

5.2 Продолжительность транспортировки смеси в автомобилях-самосвалах не должна превышать 30-40 мин.

5.3 Смесь выгружают из транспортных средств в приемный бункер укладывающего или распределяющего механизма.

Смесь для устройства покрытий тротуаров и текущего ремонта допускается выгружать непосредственно на подготовленное основание.

Смесь хранению не подлежит и укладывается в дорож­ное покрытие сразу после ее доставки к месту работ.

6 УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

6.1 Применение литых асфальтобетонных смесей должно производиться в соответствии с Техническими Рекомендациями, утвержденными в установленном порядке.

7 ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1 Смесь должна быть принята техническим контролем предприятия-изготовителя.

7.2 Изготовитель гарантирует соответствие смеси и литого асфальтобетона требованиям настоящих Технических условий при соблюдении потребителем условий применения
и транспортирования.

Для любых предложений по сайту: [email protected]