Приказ no 1047

Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 11 января 2007 г. № 5 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный № 8806);

от 26 февраля 2007 г. № 69 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. № 5″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный № 9076);

от 23 апреля 2010 г. № 428 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 октября 2013 г.

Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 1047)

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — соответственно Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:

структуру федерального перечня учебников;

основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

форму экспертного заключения;

основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:

1 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3 часть — учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Каждая часть состоит из 3 разделов:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.

Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.

В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:

порядковый номер учебника;

наименование издателя (ей) учебника;

адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);

язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.

3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;

б) представленные в печатной форме, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие электронное приложение, являющееся их составной частью.

Наличие электронного приложения, дополняющего учебник и представляющего собой структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов, предназначенных для применения в образовательной деятельности совместно с учебником, обязательно до 1 января 2015 года. С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания.

4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (далее — учебник).

5. Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица обладающего правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее — заказчик экспертизы).

6. Заказчик экспертизы самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.

7. Научная и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной и педагогической экспертиз.

Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.

10. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.

13. К заявлению прилагаются:

учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;

методическое пособие для учителя.

В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования*.

14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.

15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее — эксперты). При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям №№ 1-4 к Порядку.

17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) соответствующего уровня общего образования;

в содержании учебника представлены ключевые теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник содержит сведения о передовых достижениях современной науки, техники, технологий в соответствующей предметной области и способствует формированию интереса к углубленному изучению предмета;

иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

17.2. При педагогической экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;

учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;

в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;

содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;

содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;

методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;

развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;

завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;

учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;

язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;

изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;

структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:

содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);

отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике;

качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой.

17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:

отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;

наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;

обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

19. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников, направляет в Минобрнауки России следующие материалы:

Смотрите так же:  Где учится на прокурора беларуси

заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;

учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;

методическое пособие для учителя;

положительные экспертные заключения по результатам педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;

положительные экспертные заключения по результатам научной экспертизы**.

20. Материалы, указанные в пункте 19 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.

21. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;

не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников.

22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;

не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;

установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

представлен неполный комплект материалов.

23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.

24. Федеральный перечень учебников утверждается приказом Минобрнауки России до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников не реже чем один раз в три года.

25. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:

при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей***;

при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению).

26. Обращение об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.

27. Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;

не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.

28. Решения Совета оформляются протоколом заседания.

29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

30. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России об утверждении федерального перечня учебников, о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет.

* Не является обязательным требованием.

** Положительные экспертные заключения по результатам научной экспертизы, выданные до вступления в силу Порядка, принимаются для рассмотрения включения в федеральный перечень учебников до 15 февраля 2014 года.

*** Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477).

Приложение № 1
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего
общего образования

Форма экспертного заключения
(научная экспертиза учебника)

(название, класс, авторский коллектив, издающая организация)

Распоряжение 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона \Технический регламент о .

Настоящее Положение устанавливает порядок взаимодействия государственных учреждений города Москвы инженерных служб районов с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Департаментом имущества города Москвы по вопросам представления интересов города Москвы, связанных с реализацией прав собственника в многоквартирных домах, в которых имеются жилые и нежилые помещения, находящиеся в государственной собственности города Москвы.

Распоряжение Правительства РФ от 21 июня2010 г. № 1047-р

«Об утверждении перечня национальныхстандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), врезультате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдениетребований Федерального закона «Технический регламент о безопасностизданий и сооружений»

В соответствии счастью 3 статьи 42 Федерального закона » Технический регламент о безопасности зданий исооружений » утвердить прилагаемый переченьнациональных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводовправил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечиваетсясоблюдение требований Федерального закона «Технический регламент обезопасности зданий и сооружений».

ПредседательПравительства Российской Федерации В.Путин

1. ГОСТ27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований».

2. ГОСТ 25100-95 «Грунты.Классификация». Разделы 3-5; приложение А.

3. ГОСТ30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата впомещениях». Раздел 3.

4. ГОСТР 51164-98 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования кзащите от коррозии».

5. ГОСТР 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях.Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданийи сооружений. Общие требования».

6. ГОСТР 52748-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативныенагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения». Разделы 4,5.

7. ГОСТ21.1101-2009 «СПДС. Основные требования к проектной и рабочейдокументации».

8. ГОСТ Р 53778-2010″Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга техническогосостояния».

9. СНиП II-58-75 «Электростанциитепловые». Разделы 1 (пункты 1.1, 1.3), 2 (пункты 2.1-2.19, 2.24-2.42), 3(пункты 3.1-3.9, 3.12, 3.13), 4 (пункты 4.1-4.24, 4.26-4.54, 4.56, 4.58-4.60,4.62-4.68, 4.70, 4.76, 4.79-4.83), 5, 6 (пункты 6.1-6.47, 6.58-6.62), 7.

10. СНиП II-26-76 «Кровли». Разделы 1, 2 (пункты2.1-2.22, 2.24-2.26, 2.28), 3-5.

11. СНиП II-35-76 «Котельные установки».Разделы 1 (пункты 1.1-1.22*), 2 (абзацы первый, второй, четвертый-шестой пункта2.4*, пункты 2.5, 2.6, 2.8-2.13), 3 (пункты 3.2-3.8, 3.12-3.15*, 3.17-3.30),4-7, 10, 14-16, 17 (пункты 17.1-17.4, 17.11-17.22*).

12. СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий». Разделы 1, 2, 3(пункты 3.1-3.19, 3.21-3.23, 3.25), 4 (пункты 4.1-4.4, 4.6-4.12, 4.17), 5, 6.

13. СНиПII-108-78 «Склады сухих минеральных удобрений и химических средствзащиты растений». Разделы 1 (пункты 1.1, 1.3-1.10), 2 (пункты 2.1, 2.2,2.5), 3 (пункты 3.1-3.4, 3.6-3.9, 3.11-3.16, 3.18-3.25), 4 (пункты 4.1, 4.2,4.4-4.7), 5, 6 (пункты 6.1, 6.2, 6.4-6.6).

14. СНиП II-25-80 «Деревянныеконструкции».

15. СНиП III-42-80* «Магистральныетрубопроводы». Разделы 4-6, 9, 11, 13.

16. СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий». Разделы 2, 3 (пункты3.1*, 3.3*-3.31, 3.38-3.42, 3.45, 3.48-3.51, 3.53-3.59, 3.62, 3.63, 3.65-3.86),4 (пункты 4.1, 4.4, 4.7-4.9, абзац первый пункта 4.11*, пункты 4.12-4.14,4.16-4.18, 4.20-4.22, 4.26, 4.27*).

17. СНиП II-94-80 «Подземные горныевыработки». Разделы 1-4, 5 (пункты 5.1-5.47, 5.50, 5.55-5.69).

18. СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования». Разделы1, 2.

19. СНиП II-22-81* «Каменные иармокаменные конструкции». Разделы 1-6.

20. СНиП II-23-81* «Стальныеконструкции».

21. СНиП2.06.04-82* «Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения(волновые, ледовые и от судов)». Разделы 1-5.

22. СНиП 2.02.01-83* «Основаниязданий и сооружений». Разделы 1, 2 (пункты 2.2-2.9, 2.12-2.18, 2.22-2.24,2.29-2.34, 2.39-2.53, 2.57-2.65, 2.67), 3 (пункты 3.4, 3.5, 3.8, 3.9,3.12-3.14), 4 (пункты 4.5, 4.6), 5 (пункты 5.2-5.5), 6 (пункты 6.4, 6.5), 7(пункты 7.3-7.6), 8 (пункты 8.4, 8.5), 9, 10 (пункты 10.2-10.7), 11 (пункты11.2-11.9), 12 (пункты 12.3-12.8), 13 (пункты 13.3-13.8), 14 (пункты14.4-14.8), 15 (пункты 15.4-15.7), 16 (пункты 16.3-16.10), 17 (пункты 17.3-17.14),18 (пункты 18.2-18.18); приложение 2.

23. СНиП2.03.04-84 «Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные дляработы в условиях воздействия повышенных и высоких температур». Разделы1-5.

24. СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Разделы 2 (пункты2.1-2.10, 2.26-2.28), 4, 6, 7 (пункты 7.1-7.17, 7.19-7.22), 8 (пункты 8.1-8.15,8.17-8.66), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.6-9.19, 9.21-9.26), 10, 12, 13 (пункты13.1-13.20, 13.22-13.55), 15 (пункты 15.1, 15.2, 15.5, 15.7-15.81,15.83-15.131*).

25. СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы». Разделы 1(пункты 1.4*-1.8*, 1.12-1.16*, 1.20*-1.90), 2 (пункты 2.1*-2.32*), 3 (пункты3.2-3.186), 4 (пункты 4.1-4.190), 5 (5.4-5.46), 6 (пункты 6.1-6.87), 7 (пункты7.1*-7.25); приложения 1-27.

26. СНиП 2.06.05-84* «Плотины изгрунтовых материалов». Разделы 1-5; приложения 1-6.

27. СНиП 2.06.09-84 «Туннелигидротехнические». Разделы 1-6.

28. СНиП2.10.02-84 «Здания и помещения для хранения и переработкисельскохозяйственной продукции». Разделы 1 (пункты 1.1, 1.3*-1.8*), 2(пункты 2.1-2.6, 2.9*-2.18, 2.20*-2.23), 3 (пункты 3.2*-3.13), 4.

29. СНиП2.10.03-84 «Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания ипомещения». Разделы 1 (пункты 1.1, 1.5), 2 (пункты 2.1-2.3, 2.9-2.16), 3(пункты 3.2*-3.20), 4 (пункты 4.2-4.13*), 5.

30. СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве». Разделы 1-4; приложения 1-11.

31. СНиП 2.01.07-85* «Нагрузки ивоздействия. Общие положения». Разделы 1-9; приложение 5 (карты 1-7,дополнения к картам 1, 4).

32. СНиП2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичныхпромышленных отходов. Основные положения по проектированию».

33. СНиП 2.02.02-85* «Основания гидротехнических сооружений». Разделы 3-8; приложения2-15.

34. СНиП 2.02.03-85 «Свайные фундаменты».Разделы 1, 2 (пункты 2.2, 2.6-2.11), 3-5, 6 (пункты 6.1-6.3), 7 (пункты 7.4-7.10),8 (пункты 8.2-8.15), 9 (пункты 9.4-9.7), 10 (пункты 10.2, 10.6-10.10, 10.14,10.15), 11 (пункты 11.2-11.12), 12 (пункты 12.5-12.9), 13 (пункты 13.3-13.8).

35. СНиП 2.03.06-85 «Алюминиевые конструкции».

36. СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии». Разделы 2-5;приложения 1, 11, 13.

37. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий». Разделы 2, 7-9, 10(пункты 10.4-10.10, 10.12-10.20), 12 (пункты 12.1-12.20, 12.24-12.27), 13(пункты 13.2-13.10, 13.12-13.19), 14.

38. СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения». Разделы 2-6, 8, 9.

39. СНиП 2.05.02-85* «Автомобильныедороги». Разделы 1 (пункты 1.8, 1.11-1.14*), 2-5, 6 (пункты 6.3,6.10-6.21, 6.25, 6.30-6.43, 6.48-6.55, 6.59-6.66), 7 (пункты 7.4, 7.8, 7.10,7.13, 7.16-7.25, 7.31, 7.33-7.53), 8 (пункты 8.3-8.5), 9 (пункты 9.3*-9.14,9.16-9.21), 10; приложение 1.

40. СНиП 2.05.06-85* «Магистральныетрубопроводы». Разделы 1, 2, 3 (пункты 3.1-3.15, 3.18-3.23, 3.25, 3.27), 4(пункты 4.1, 4.2, 4.4-4.22), 6 (пункты 6.1-6.7, 6.9-6.31*, 6.34*-6.37), 7-10,12 (пункты 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19,12.20, 12.30-12.33*, 12.35*).

41. СНиП 2.06.06-85 «Плотиныбетонные и железобетонные». Разделы 2-9.

42. СНиП2.06.14-85 «Защита горных выработок от подземных и поверхностныхвод». Разделы 1-6.

43. СНиП 2.09.03-85 «Сооружения промышленных предприятий». Разделы 1 (пункты 1.2-1.4,1.7, 1.9, 1.13-1.18, 1.21-1.25), 2, 3 (пункты 3.1, 3.3, 3.6-3.25), 4 (пункты4.1, 4.2, абзац первый пункта 4.3, пункты 4.4, 4.5-4.15, 4.21, 4.22,4.26-4.28), 5, 6 (пункты 6.3, 6.4, 6.12-6.15, абзац первый пункта 6.16, пункты6.17-6.52), 7-9, 10 (пункты 10.1-10.55, 10.57, 10.58, 10.60, 10.61), 11 (пункты11.1-11.14, 11.16), 12 (пункты 12.1-12.9, абзацы первый и третий пункта 12.12,пункты 12.18, 12.19), 13, 14 (пункты 14.1-14.5, 14.8-14.28), 15 (пункты15.1-15.11, 15.24, 15.28), 16, 17, 18 (пункты 18.1, 18.2, 18.5-18.20,18.24-18.31), 19.

44. СНиП 2.10.04-85 «Теплицы и парники».Разделы 1 (пункты 1.2-1.6), 2, 3, 4 (пункты 4.2-4.18), 5; приложения 1, 2.

45. СНиП2.10.05-85 «Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработкезерна». Разделы 1 (пункты 1.2-1.5, 1.7), 2 (пункты 2.3-2.5, 2.7, 2.8), 3(пункты 3.2-3.4, абзац первый пункта 3.5, пункты 3.5.1-3.6, 3.7, абзац первыйпункта 3.7.1, абзац первый пункта 3.11, пункты 3.12, 3.13, 3.17-3.19,3.21-3.23, 3.26-3.38, 3.40-3.46, 3.48-3.51, 3.53-3.56, 3.58-3.61, 3.61.2-3.62),4, 5, 6 (пункты 6.2-6.4, 6.14-6.33), 7.

46. СНиП 3.06.03-85 «Автомобильныедороги». Разделы 1-6.

47. СНиП 2.04.12-86 «Расчет на прочность стальных трубопроводов». Разделы 2-5.

48. СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний». Разделы 1-4;приложение 1.

49. СНиП 2.02.05-87 «Фундаменты машин с динамическими нагрузками». Разделы 1-13;приложения 1-4.

50. СНиП2.06.07-87 «Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные ирыбозащитные сооружения». Разделы 1-5; приложения 3-10.

51. СНиП2.06.08-87 «Бетонные и железобетонные конструкции гидротехническихсооружений». Разделы 1-7.

52. СНиП 2.09.04-87* «Административныеи бытовые здания». Разделы 1 (пункты 1.1*, 1.2, 1.4, 1.5, 1.8-1.11, 1.13),2 (пункты 2.1*-2.34, 2.37-2.52*), 3.

53. СНиП 2.11.02-87 «Холодильники». Разделы 1(пункт 1.4), 2 (пункты 2.4, 2.5, 2.7-2.20, 2.24, 2.25, 2.27-2.29, 2.31-2.44),3, 4.

54. СНиП 3.02.01-87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». Разделы 3 (пункты 3.2,3.11, 3.12, 3.14-3.17, 3.19, 3.20, 3.22), 7 (пункты 7.10, 7.11), 8 (пункт 8.1),9 (пункты 9.2, 9.5), 11 (пункты 11.4, 11.28); таблицы 1, 8.

55. СНиП 2.02.04-88 «Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах». Разделы 1, 2 (пункты2.5-2.8), 3 (пункты 3.2-3.19, 3.23, 3.27-3.32, 3.36, 3.37), 4 (пункты 4.1-4.12,4.14-4.17, 4.20-4.22, 4.25-4.45), 5-8, 9 (пункты 9.4-9.18); приложения 1, 3-5.

56. СНиП 2.03.13-88 «Полы». Разделы 1, 2 (пункты 2.1-2.5,2.6-2.9), 3-7.

57. СНиП2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских исельских поселений». Разделы 1-5, 6 (пункты 6.1-6.41, таблица 10*), 7-9;приложение 2.

58. СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные итроллейбусные линии». Разделы 1-5.

59. СНиП2.05.13-90 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городови населенных пунктов». Разделы 2, 3 (пункт 3.1), 4 (пункты 4.1-4.31,4.33-4.35), 6, 7.

60. СНиП2.01.09-91 «Здания и сооружения на подрабатываемых территориях ипросадочных грунтах». Разделы 1, 2.

61. СНиП 2.05.07-91* «Промышленныйтранспорт». Разделы 1 (пункты 1.9-1.13*), 2 (пункты 2.1-2.5*), 3 (пункты3.1*-3.126, 3.128*-3.142, 3.144-3.159, 3.161-3.168, абзац второй пункта 3.169,пункты 3.175-3.235, 3.237-3.253, 3.255-3.271, 3.273-3.276), 4 (пункты4.1-4.113, 4.116-4.132), 5 (пункты 5.1-5.114), 6 (пункты 6.1-6.51), 7, 8(пункты 8.1-8.23, 8.26, 8.28-8.37).

62. СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы». Разделы1-10; приложение 1.

Смотрите так же:  Доверенность на получение сим карты мтс

63. СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение». Разделы 4-6, 7 (пункты7.1-7.51, 7.53-7.73, 7.76, 7.79-7.81), 8-13; приложение К.

64. СНиП 32-01-95 «Железные дорогиколеи 1520 мм». Разделы 3, 4 (пункты 4.2-4.39), 5-9.

65. СНиП11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства». Основныеположения. Разделы 4 (пункты 4.9, 4.12, 4.13, 4.15, 4.19, 4.20, 4.22), 5(пункты 5.2, 5.7-5.14, 5.17), 6 (пункты 6.1, 6.3, 6.6, 6.7, 6.9-6.23), 7(пункты 7.1-7.3, 7.8, 7.10-7.14, 7.17, 7.18; таблица 7.2), 8 (пункты 8.2, 8.6,8.8, 8.9, 8.16-8.18, 8.28); приложения Б и В.

66. СНиП 32-03-96 «Аэродромы». Разделы 4 (пункты4.2-4.12), 5-9.

67. СНиП30-02-97* «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных)объединений граждан, здания и сооружения». Разделы 4 (пункты 4.1*-4.6*,4.9*), 5 (пункты 5.1*-5.6*, 5.10*-5.13*), 6 (пункты 6.1*-6.4*, 6.6*-6.13), 7, 8(пункты 8.1*-8.4*, 8.6-8.16*).

68. СНиП 32-04-97 «Тоннелижелезнодорожные и автодорожные». Разделы 3-5 (пункты 5.1-5.16, 5.18-5.41),6, 7 (пункты 7.1-7.34, 7.37-7.69), 9.

69. СНиП 21-02-99* «Стоянки автомобилей».Разделы 4 (пункт 4.2), 5 (пункты 5.2, 5.7, 5.10, 5.11, 5.23-5.30, 5.48), 6(пункты 6.10-6.13).

70. СНиП 23-01-99* «Строительнаяклиматология». Таблицы 1-5; рисунки 1, 3-6*.

71. СНиП34-02-99 «Подземные хранилища газа, нефти и продуктов ихпереработки». Разделы 3 (пункты 3.1-3.5, 3.7, 3.8, 3.10-3.13, 3.15), 4, 5(пункты 5.1, 5.2, 5.4-5.7), 6, 9.

72. СНиП12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве». Часть 1. Общиетребования. Разделы 4, 5, 6 (пункты 6.1.1, 6.1.2, 6.1.4-6.1.8, 6.2.1-6.2.3,6.2.6-6.2.23, 6.3.1-6.3.4, 6.4.1-6.4.12, 6.6.1-6.6.9, 6.6.12-6.6.24), 7 (пункты7.1.1-7.1.8, 7.1.10-7.1.14, 7.2.1-7.2.10, 7.3.1-7.3.24, 7.4.1-7.4.40), 8, 9(пункты 9.1.1-9.1.6, 9.2.1-9.2.7, 9.2.9-9.2.13, 9.3.1-9.3.6, 9.4.1-9.4.11);приложение Г.

73. СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные».Разделы 4, 5, 7-9.

74. СНиП 31-03-2001 «Производственныездания». Разделы 4 (пункты 4.2, 4.3, 4.5), 5 (пункты 5.2, 5.4, 5.6-5.8,5.10-5.16).

75. СНиП 31-04-2001 «Складские здания».Разделы 4 (пункты 4.5, 4.7), 5 (пункты 5.1-5.8, 5.10-5.20).

76. СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных группнаселения». Разделы 3 (пункты 3.1-3.37, 3.39, 3.52-3.72), 4 (пункты4.1-4.10, 4.12-4.21, 4.23-4.32).

77. СНиП12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве». Часть 2.Строительное производство. Разделы 3-9, 10 (пункты 10.1.1, 10.1.3, 10.1.4,10.2.1-10.2.9, 10.3.1-10.3.7), 11, 12 (пункты 12.1.1, 12.1.3-12.1.5,12.2.2-12.2.7, 12.3.1-12.3.10), 13 (пункты 13.1.1-13.1.4, 13.2.2-13.2.7, 13.3.1-13.3.5),14 (пункты 14.1.1, 14.1.3-14.1.6, 14.2.1-14.2.7, 14.3.1-14.3.6), 15, 16 (пункты16.1.1-16.1.3, 16.2.1-16.2.8, 16.2.10-16.2.13, 16.3.1-16.3.22, 16.4.1-16.4.8),17.

78. СНиП 42-01-2002 «Газораспределительныесистемы». Разделы 4, 5 (пункты 5.1.2-5.1.8, 5.2.1-5.2.4, 5.3.4, 5.3.5,5.4.1-5.4.4, 5.5.1-5.5.5, 5.6.1-5.6.6, 5.7.1-5.7.3), 6 (пункты 6.3.1, 6.4.1,6.4.2, 6.5.1-6.5.8), 7 (пункты 7.1-7.7, 7.9, 7.10), 8 (пункты 8.1.1-8.1.5,8.2.1-8.2.3, 8.2.6), 9 (пункты 9.1.2, 9.2.2, 9.3.2, 9.4.1-9.4.3, 9.4.5, 9.4.6,9.4.24-9.4.26), 10.

79. СНиП22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений отопасных геологических процессов. Основные положения». Разделы 4-14.

80. СНиП 23-02-2003 «Тепловая защитазданий». Разделы 4-12; приложения В, Г, Д.

81. СНиП 23-03-2003 «Защита от шума». Разделы4-13.

82. СНиП 31-01-2003 «Здания жилыемногоквартирные». Разделы 4 (пункты 4.1, 4.4-4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8(пункты 8.1-8.11, 8.13, 8.14), 9-11.

83. СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения». Разделы 4 (пункты4.5-4.9, абзац второй пункта 4.10, абзац второй пункта 4.12, пункты 4.13-4.18),5 (пункты 5.1-5.6, 5.8, абзацы первый и второй пункта 5.9, пункт 5.10), 7(пункты 7.1, 7.3-7.14), 8, 9.

84. СНиП 32-02-2003 «Метрополитены». Разделы 3(пункты 3.1-3.5, 3.14-3.16, 3.21), 4 (пункт 4.4), 5 (пункты 5.3-5.8.7,5.8.9-5.10.10, 5.10.12-5.15.15, 5.17.1-5.23.5, 5.25, 5.26), 6 (пункты 6.1-6.3,6.5-6.7, 6.10-6.14), 7.

85. СНиП 33-01-2003 «Гидротехнические сооружения. Общие положения». Разделы 4, 5;приложения А, Б, Г, Д, Е.

86. СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха». Разделы 4-6(пункты 6.1.1-6.4.4, 6.4.6, 6.4.7, 6.5.4, 6.5.5, 6.5.7-6.5.14, 6.6.2-6.6.26), 7(пункты 7.1.1-7.1.5, 7.1.8-7.1.13, 7.2.1-7.2.4, абзацы первый и второй пункта7.2.10, пункты 7.2.13, 7.2.14, 7.2.17, 7.3.1, 7.3.2, 7.4.1, 7.4.2, 7.4.5,7.5.1, 7.5.3-7.5.11, 7.6.4, 7.6.5, 7.7.1-7.7.3, 7.8.2, 7.8.6, 7.8.7, 7.9.13,7.9.15, 7.9.16, 7.10.7, 7.10.8, 7.11.18), 9-11, 12 (пункты 12.7-12.9,12.11-12.21), 13 (пункты 13.1, 13.3-13.5, 13.8, 13.9).

87. СНиП 41-02-2003 «Тепловые сети». Разделы 9,10, 12, 15, 16.

88. СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов». Разделы 2-4.

89. СНиП52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции». Разделы 3-8.

90. СНиП 12-01-2004 «Организациястроительства». Разделы 3 (пункты 3.8-3.10), 4 (пункты 4.8, 4.10, 4.11), 5(пункты 5.3, 5.6, 5.10, 5.11, 5.13-5.16), 6 (пункты 6.1.1-6.1.6, 6.2, 6.5).

91. СНиП 31-06-2009 «Общественныездания и сооружения». Разделы 3 (пункты 3.1-3.13, 3.15-3.20, абзац первыйпункта 3.21, пункты 3.22-3.25), 4, 5 (пункты 5.1-5.19, 5.30-5.32, 5.34-5.40),7-9.

Примечание. В отношении опасныхпроизводственных объектов наряду с соответствующими требованиями национальныхстандартов и сводов правил, включенных в настоящий перечень, применяютсятребования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативныхтехнических документов в области промышленной безопасности.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) и подпунктом 5.2.9 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 11 января 2007 г. № 5 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2007 г., регистрационный № 8806);

от 26 февраля 2007 г. № 69 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию», утвержденный приказом Минобрнауки России от 11 января 2007 г. № 5″ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 марта 2007 г., регистрационный № 9076);

от 23 апреля 2010 г. № 428 «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 июня 2010 г., регистрационный № 17623).

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 5 сентября 2013 г. № 1047

ПОРЯДОК
ФОРМИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМЕЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ
АККРЕДИТАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее — соответственно Порядок, федеральный перечень учебников), определяет:

структуру федерального перечня учебников;

основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

форму экспертного заключения;

основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

2. Федеральный перечень учебников состоит из 3-х частей:

1 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2 часть — учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3 часть — учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

Каждая часть состоит из 3 разделов:

начальное общее образование;

основное общее образование;

среднее общее образование.

Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.

Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.

В федеральный перечень учебников включаются следующие сведения об учебнике:

порядковый номер учебника;

наименование издателя(ей) учебника;

адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства);

язык издания (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации);

информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.

(Пункт 3 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

3. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации (далее — Совет), на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) , педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз и отвечающие следующим требованиям:

а) принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, представляющей собой совокупность учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне общего образования, построенной на единой методической и дидактической основе, отвечающей единым психолого-педагогическим подходам, использующей общую структуру изложения материала и имеющей единое художественно-эстетическое оформление;

б) представленные в печатной форме, полученной печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные, и электронной форме, представляющей собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника;

в) имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания;

г) имеющие инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

4. Объектом экспертизы является учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания (далее — учебник).

5. Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица, обладающего правами на учебник (автор учебника или физическое либо юридическое лицо, которому переданы авторские права) (далее — заказчик экспертизы).

(Пункт 6 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

6. Заказчик научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз самостоятельно определяет экспертные организации из числа организаций, соответствующих положениям пунктов 9, 10, 11 Порядка.

Научную историко-культурную экспертизу учебников истории России проводит уполномоченная организация.

(Пункт 7 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

7. Научная (научная историко-культурная для учебников истории России) и педагогическая экспертизы учебника проводятся одновременно или последовательно по выбору заказчика экспертизы.

(Пункт 8 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

8. Учебники проходят общественную, этнокультурную и региональную экспертизы при наличии положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз.

Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

9. Организации проводят научную и педагогическую экспертизы учебников на основании своих уставов, утвержденных Правительством Российской Федерации, в которых закреплены полномочия по проведению экспертизы учебников.

10. Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

11. В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

12. Для проведения экспертизы учебников заказчик экспертизы направляет в экспертную организацию заявление в произвольной форме.

(Пункт 13 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

13. К заявлению прилагаются учебник и материалы, соответствующие требованиям, указанным в пункте 3 Порядка.

В заявлении указывается, принадлежит ли завершенная предметная линия, в которую входит учебник, к системе учебников, представляющую собой совокупность завершенных предметных линий учебников, обеспечивающую достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы по всем учебным предметам на соответствующем уровне общего образования .

Не является обязательным требованием.

(Пункт 14 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

14. Для проведения общественной, этнокультурной и региональной экспертиз заказчик экспертизы в дополнение к материалам, указанным в пункте 13 Порядка, представляет в экспертную организацию положительные экспертные заключения по результатам проведения научной (научной историко-культурной для учебников истории России) и педагогической экспертиз или их заверенные в установленном порядке копии.

(Пункт 15 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

Смотрите так же:  Налог на землю в пермском крае 2018

15. К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников (далее — эксперты). При проведении экспертизы учебника должен быть исключен конфликт интересов между экспертом и заказчиком экспертизы учебника.

При педагогической и общественных экспертизах электронной формы учебника дополнительно привлекаются эксперты, имеющие опыт разработки учебников или учебно-методических пособий в электронной форме, учебно-обучающих программ или других электронных образовательных ресурсов.

Экспертная организация должна обладать кадровыми и материально-техническими ресурсами для проведения экспертиз.

(Пункт 16 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

16. Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами согласно приложениям № 1 — 5 к Порядку.

(Пункт 17 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

17. Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы:

17.1. При научной (научной историко-культурной для учебников истории России) экспертизе о том, что:

экспортируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС) соответствующего уровня общего образования;

в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;

учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;

иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

При научной историко-культурной экспертизе также о том, что:

учебник соответствует концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории;

изложение материала в учебнике отражает понимание истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, ее особенностей, места и роли в мировой истории и современном мире; историю населяющих ее народов и культур, историю регионов;

содержание учебника способствует формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности; ценностных ориентиров верховенства права, социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности.

17.2. При педагогической экспертизе о том, что:

экспертируемое издание является учебником;

наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;

учебник принадлежит к завершенной предметной линии учебников;

в содержании учебника не выявлены сведения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству;

содержание учебника обеспечивает выполнение требований ФГОС соответствующего уровня образования по формированию личностных, предметных результатов и формирование навыков самооценки и самоанализа учащихся, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, реализации системного подхода в обучении;

содержание учебника способствует формированию патриотизма, любви и уважения к семье, Отечеству, своему народу, краю, толерантному отношению к представителям различных религиозных, этнических и культурных групп, учит межнациональному и межконфессиональному диалогу;

методический аппарат учебника обеспечивает овладение приемами отбора, анализа и синтеза информации на определенную тему, наличие и достаточность проверки и самопроверки усвоения учебного материала; формирует навыки смыслового чтения и навыки самостоятельной учебной деятельности, умение использовать профессиональную терминологию;

развивает критическое мышление, способность аргументированно высказывать свою точку зрения; предоставляет возможность организации групповой деятельности учащихся и коммуникации между участниками образовательного процесса, применения полученных знаний в практической деятельности, индивидуализации и персонализации процесса обучения, установления межпредметных связей;

завершенная линия учебников принадлежит к системе учебников;

учебник содержит задания для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

текстовый материал соответствует нормам современного русского языка, государственных языков республик, языков народов Российской Федерации;

язык изложения понятен, соответствует возрастной группе, для которой предназначен учебник;

изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью, последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов;

структура и содержание методического пособия соответствует структуре и содержанию учебника;

в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки;

структура и содержание и художественное оформление электронной и печатной форм учебника соответствуют друг другу;

электронная форма учебника в полном объеме содержит иллюстрации (с учетом их адаптации и (или) изменения композиции в электронную форму), содержащиеся в печатной форме;

электронная форма учебника содержит:

педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и (или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и (или) иное);

средства контроля и самоконтроля.

17.3. При общественной экспертизе о наличии следующих свойств:

содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

использование учебника в образовательном процессе (не распространяется на учебники, впервые поданные на экспертизу для включения в федеральный перечень учебников);

отсутствие заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника;

качество учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, эстетическое восприятие, удобство и многократность использования, практичность, эстетичность и информативность обложки, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника, информационных положений и других элементов, стимулирующих чтение, объем материала, наличие материала или указаний в учебнике, помогающих работать с книгой;

электронная форма учебника:

представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участника образовательного процесса;

может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из которых для мобильных устройств;

должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и иное);

функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за исключением внешних ссылок) и «Интранет»;

реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

17.4. При этнокультурной и региональной экспертизе о том, что:

отражение в учебнике базовых национальных российских ценностей, региональных и этнокультурных особенностей субъекта Российской Федерации и многообразия, единства национальных культур и народов России, поликультурного характера российского общества;

наличие в учебнике материала из истории и культурного наследия субъекта Российской Федерации;

обеспечение прав на обучение на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке, соответствие языковой составляющей учебника современному литературному языку народов Российской Федерации.

18. Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:

учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников (положительное экспертное заключение);

учебник не рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

(Пункт 18.1 внесен приказом Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

18.1. Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» информацию о включении учебников (в том числе по отдельным учебным предметам (предметным областям) в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.

(Пункт 19 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

19. Для включения в федеральный перечень учебников заказчик экспертизы в срок до 15 февраля года формирования федерального перечня учебников направляет в Минобрнауки России следующие материалы:

заявление о включении учебника в федеральный перечень учебников;

учебник, соответствующий требованиям, указанным в пункте 3 Порядка;

методическое пособие для учителя;

инструкцию по установке, настройке и использованию электронной формы учебника;

положительные экспертные заключения по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз, выданных не ранее чем за 3 года до подачи заявления о включении учебника в федеральный перечень учебников;

20. Материалы, указанные в пункте 19 Порядка, рассматриваются Советом до 1 марта года формирования федерального перечня учебников.

21. На основании представленных материалов Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать включить учебник в федеральный перечень учебников;

не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников.

22. Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

материалы поступили в Минобрнауки России после 15 февраля года формирования федерального перечня учебников;

не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник, принадлежащий к завершенной предметной линии учебников;

установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

представлен неполный комплект материалов.

23. Решения Совета оформляются протоколами, которые направляются в Минобрнауки России в течение 10 рабочих дней после заседания.

(Пункт 24 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

24. Минобрнауки России включает учебники в федеральный перечень учебников до 1 апреля года формирования федерального перечня учебников.

Совет в период действия федерального перечня учебников принимает решение:

о включении учебников по учебному предмету (предметной области) в соответствии с настоящим Порядком в федеральный перечень учебников в случае отсутствия завершенной предметной линии учебников в федеральном перечне учебников по отдельным учебным предметам (предметным областям) (в том числе по которым организовано углубленное изучение (профильное обучение)), предусмотренным ФГОС,;

о проведении дополнительных или повторных экспертиз по учебникам, включенным в указанный перечень.

Заказчик представляет запрашиваемое(ые) положительное(ые) экспертное(ые) заключение(я) в Минобрнауки России в сроки, определенные Советом, но не ранее чем через один месяц.

(Пункт 25 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

25. Учебник исключается из федерального перечня учебников по следующим основаниям:

при выявлении в содержании учебника информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей ;

Статья 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477).

при отзыве учебника из обращения заказчиком экспертизы (по заявлению);

при обнаружении фактов не соответствия учебника требованиям пункта 3 Порядка;

при обнаружении в экспертном заключении выводов, не соответствующих содержанию учебника;

при непредоставлении в установленные сроки положительного экспертного заключения, предусмотренного в пункте 24.1 Порядка.

(Пункт 26 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

26. Вопрос об исключении учебника из федерального перечня учебников рассматривается на заседании Совета. Совет имеет право пригласить на заседание представителей экспертных организаций, заявителя и запросить у них дополнительные материалы. Отсутствие заказчика экспертизы, представителя экспертной организации, заявителя на заседании Совета не является препятствием к рассмотрению вопроса об исключении учебника из федерального перечня учебников.

27. Совет принимает одно из следующих решений:

рекомендовать исключить учебник из федерального перечня учебников;

не рекомендовать исключать учебник из федерального перечня учебников.

(Пункт 28 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

28. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений.

В федеральный перечень учебников вносятся изменения, связанные с изменением наименования правообладателя или изменением правообладателя по заявлению правообладателя с приложением документов, подтверждающих указанное изменение.

Указанные изменения вносятся в течение 1 месяца с момента предоставления заявления и документов, без проведения экспертиз, предусмотренных пунктом 3 Порядка, и без проведения заседания Совета.

29. Исключение учебника из федерального перечня учебников осуществляется путем внесения в федеральный перечень учебников соответствующих изменений.

(Пункт 30 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

30. Протоколы Совета и приказы Минобрнауки России о федеральном перечне учебников , о внесении изменений в федеральный перечень учебников публикуются Минобрнауки России в официальных печатных изданиях Минобрнауки России, размещаются на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет.

(Приложения № 1-4 в редакции приказа Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559)

Приложение № 1
к Порядку формирования
федерального перечня
учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации
имеющих государственную
аккредитацию образовательных
программ начального общего,
основного общего, среднего
общего образования

Для любых предложений по сайту: [email protected]