Содержание:
Статья 29 ТК РФ. Представители работников
Текущая редакция ст. 29 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом .
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками .
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов .
Комментарий к статье 29 ТК РФ
1. Комментируемая статья посвящена общим положениям о представителях работников в социальном партнерстве.
Представителями работников в социальном партнерстве являются:
— профессиональные союзы и их объединения;
— иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;
— иные представители, избираемые работниками (см. комментарий к ст. 31 ТК РФ).
Согласно ФЗ «О профсоюзах» профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
При этом выделяются в зависимости от территориальной сферы деятельности общероссийские и межрегиональные профсоюзы, а также территориальные организации профсоюзов и первичные профсоюзные организации.
Общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности.
Межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации.
Территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района.
Первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку:
— общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
— межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
— территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.
Так, Устав Общественной организации Федерации Независимых Профсоюзов России принят Учредительным съездом профсоюзов РСФСР 23 марта 1990 года.
2. Далее в комментируемой статье определяется компетенция различных профсоюзных организаций.
Первичная профсоюзная организация и иные представители, избираемые работниками, представляют интересы работников при:
— проведении коллективных переговоров;
— заключении или изменении коллективного договора;
— осуществлении контроля за его выполнением;
— реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.
Профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов и, соответственно, объединения территориальных организаций профсоюзов представляют интересы работников при:
— проведении коллективных переговоров;
— заключении или изменении соглашений;
— разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений;
— осуществлении контроля за их выполнением;
— формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Другой комментарий к ст. 29 ТК РФ
1. Трудовой кодекс предусматривает, что работников в отношениях социального партнерства могут представлять две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов); 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.
Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социального партнерства исключительно на уровне организации.
При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключение — случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ст. 36 ТК и комментарий к ней). О легальном финансировании профсоюзов работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления см. ст. 377 ТК и комментарий к ней.
2. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя, в отношениях социального партнерства могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей какого-либо профессионального союза. Вместе с тем на практике в конкретной организации работниками зачастую создается не первичная профсоюзная организация, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.
Конвенция N 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г.) обязывает государство признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают собственные уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.
3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять свою деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства. Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: на практике они не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ст. 39 ТК и комментарий к ней); они не деликтоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.
4. Иные (непрофсоюзные) представители могут избираться работниками только в случаях, предусмотренных ТК (см. ст. 31 ТК и комментарий к ней).
5. На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства интересы работников могут представлять исключительно профессиональные союзы и их организации и объединения. Иные объединения работников не вправе участвовать в отношениях социального партнерства на данных уровнях.
Консультации и комментарии юристов по ст 29 ТК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 29 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Статья 29. Основания прекращения трудового договора (контракта)
Основаниями прекращения трудового договора (контракта) являются:
1) соглашение сторон;
2) истечение срока (пункты 2 и 3 статьи 17), кроме случаев, когда трудовые
отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;
3) призыв или поступление работника на военную службу;
4) расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника
(статьи 31 — 32), по инициативе администрации (статья 33) либо по требованию
профсоюзного органа (статья 37);
5) перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение,
организацию или переход на выборную должность (в ред. Указа Президиума Верховного
Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988,
6) отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с
предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы
в связи с изменением существенных условий труда (в ред. Указа Президиума Верховного
Совета РСФСР от 5 февраля 1988 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1988,
7) вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден
(кроме случаев условного осуждения и отсрочки исполнения приговора) к лишению
свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию,
исключающему возможность продолжения данной работы. (в ред. Указа Президиума
Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1988 — Ведомости Верховного Совета РСФСР,
1988, N 6 ст. 168);
Передача предприятия, учреждения, организации из подчинения одного органа
в подчинение другого не прекращает действия трудового договора (контракта).
При смене собственника предприятия, а равно его реорганизации (слиянии, присоединении,
разделении, преобразовании) трудовые отношения, с согласия работника, продолжаются;
прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе администрации
возможно только при сокращении численности или штата работников (в ред. Закона
Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных
депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992,
Комментарий к статье 29 КЗоТ РФ
§1. Трудовой договор может быть прекращен лишь по основаниям, указанным
в законе, и в порядке, установленном законодательством по каждому основанию.
Прекращение трудового договора прекращает действие трудовых правоотношений
работника с работодателем. Этим оно отличается от отстранения работника от
работы, когда лишь приостанавливается выполнение работником его трудовой функции
по трудовому договору (контракту), с приостановкой, как правило, выплаты за
время отстранения заработной платы (см. ст. 38 КЗоТ и комментарий к ней).
Прекращение трудового договора означает одновременно увольнение работника.
Они имеют единый порядок и основание. Поэтому они синонимы, но термин «прекращение»
относится к трудовому договору, а термин «увольнение» — к работнику.
Прекращение трудового договора, а следовательно увольнение работника
возможно, когда есть для этого законные основания.
Основаниями, т.е. причинами прекращения трудового договора, увольнения
работника являются такие жизненные обстоятельства, которые закон закрепил
как юридический факт для прекращения трудового договора. Все эти юридические
факты делятся на два вида: 1) волевые действия сторон или третьего лица, имеющего
право требовать увольнения (суд, профсоюзный орган не ниже районного, военкомат),
проявляют инициативу прекратить трудовой договор. При одностороннем волеизъявлении
законодатель говорит о расторжении трудового договора; 2) события, например,
смерть работника или истечение срока договора, окончание обусловленной работы.
Наличие предусмотренных законом оснований увольнения и порядка увольнения
по каждому основанию является важной юридической гарантией права на труд.
Прекращение трудового договора (контракта) правомерно лишь в том случае, если
одновременно есть следующие три обстоятельства: 1) есть указанные в законе
основания увольнения; 2) соблюден порядок увольнения по данному основанию;
3) есть юридический акт прекращения трудового договора.
Ст. 29 КЗоТ закрепляет общие для всех работников основания прекращения
трудового договора. Для некоторых категорий работников трудовое законодательство
(ст. 254 КЗоТ и некоторые специальные акты) предусматривает еще и дополнительные
основания увольнения (см. ст. 254 КЗоТ и комментарии к ней).
§2. Пункт 1 ст. 29 КЗоТ предусматривает такое основание, как соглашение
сторон. Оно отражает договорный характер труда: по соглашению сторон возникает
трудовой договор и по их соглашению он прекращается в любое время.
При достижении договоренности между работником и администрацией на прекращение
трудового договора по п. 1 ст. 29 КЗоТ (соглашение сторон) договор прекращается
в срок, определенный сторонами, разъясняет п. 14 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16. Аннулирование такой договоренности может
иметь место лишь при взаимном согласии администрации и работника.
§3. По пункту 2 ст. 29 КЗоТ прекращаются срочные трудовые договоры по
истечении их срока, а также сезонная и временная работа по ее окончании. Но
из этого общего правила ч. 2 ст. 250 КЗоТ сделала исключение для работников
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, закрепив, что для
этих работников администрация не вправе без согласия соответствующего выборного
профсоюзного органа отказать по истечении срока договора (контракта) в заключении
договора (контракта) на новый или неопределенный срок, если численность или
штат работников не сокращается. Споры в связи с отказом администрации в перезаключении
такого срочного договора подведомственны непосредственно суду.
При рассмотрении спора о заключении трудового договора (контракта) на
основании ч. 2 ст. 250 КЗоТ следует иметь в виду предусмотренное в ней правило.
В случае удовлетворения иска, указывает п. 3 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 22 декабря 1992 г. N 16, суд в резолютивной части решения должен
обязать администрацию заключить с работником трудовой договор (контракт) с
первого рабочего дня, следующего за последним днем действия срочного трудового
§4. Если же работник по окончании сезонной или временной работы, а также
истечении срока срочного трудового договора продолжает работать, то такой
трудовой договор трансформируется в договор с неопределенным сроком и работника
администрация может уволить лишь если для этого есть другие основания увольнения.
С согласия же работника и в этом случае можно применить п. 2 ст. 29 КЗоТ.
§5. Пункт 3 ст. 29 КЗоТ — призыв или поступление на военную службу —
это увольнение по инициативе третьего лица, не являющегося стороной трудового
договора — военкомата, предписание которого обязательно и для работника и
для администрации. Если в течение первых трех месяцев со дня призыва работник
был освобожден от службы в армии, то он подлежит восстановлению на прежнем
месте работы. Вновь принятый на его место может быть уволен по пункту 6 ст.
33 КЗоТ (см. п. 6 ст. 33 КЗоТ и комментарий к ней).
§6. Пункт 4 ст. 29 КЗоТ отсылочный. Он отсылает к другим статьям. О расторжении
трудового договора по инициативе работника см. ст.ст. 31 и 32 КЗоТ и комментарий
§7. О расторжении трудового договора по инициативе администрации см.
ст.ст. 33 и 254 КЗоТ и комментарий к ним.
§8. О расторжении трудового договора по требованию профсоюзного органа
см. ст. 37 КЗоТ и комментарий к ней.
§9. Пункт 5 ст. 29 КЗоТ, закрепляющий такое основание увольнения, как
перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию,
применяется лишь когда есть ясно выраженные в письменной форме три воли: администрации
нового места работы, приглашающей его на работу, самого работника перейти
с одного места работы на другое в порядке перевода и администрации прежнего
места работы отпустить данного работника в порядке перевода на другое предприятие,
в учреждение, организацию. Тогда с ним трудовой договор прекращается по старому
месту работы по п. 5 ст. 29 КЗоТ. На новом месте ему уже не могут отказать
в приеме на работу. См. ст. 18 КЗоТ и комментарий к ней.
Пункт 5 ст.29 КЗоТ содержит и второе основание прекращения трудового
договора — переход на выборную должность. Для этого основания необходим акт
избрания данного работника на освобожденную от производственной работы выборную
должность. Эти два самостоятельных основания увольнения работника, как видим,
значительно отличаются друг от друга. Поэтому в приказе об увольнении и в
трудовой книжке работника должна быть ссылка не просто на п. 5 ст. 29 КЗоТ,
а с уточнением по какому из этих двух оснований увольняется работник.
§10. Пункт 6 ст. 29 КЗоТ имеет тоже два отличающихся друг от друга основания
прекращения трудового договора: 1) отказ работника от перевода на работу в
другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией и 2) отказ
работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий
При переезде в другую местность (т.е. в другой населенный пункт) учреждения,
предприятия, организации администрация приглашает переехать не всех работников,
а, как правило, основных работников, и если такой работник не дает согласия
на переезд, то он увольняется по п. 6 ст. 29 КЗоТ в связи с отказом от переезда
вместе с предприятием, учреждением, организацией на работу в другую местность.
Здесь работник отказывается от предложенного перевода в другую местность вместе
с данным предприятием, учреждением, организацией.
При отказе же от продолжения работы в связи с изменением существенных
условий труда необходимо иметь такое основание их изменений, как изменения
в организации труда или производства. О чем см. комментарий §5 к ст. 25 КЗоТ.
§11. Основание прекращения трудового договора, закрепленное в пункте
7 ст. 29 КЗоТ, — это увольнение работника по инициативе третьего лица, не
являющегося стороной трудового договора. И оно применяется, если есть вступивший
в законную силу приговор суда, которым работник осужден к лишению свободы
или иному наказанию (кроме условного осуждения и отсрочки исполнения приговора),
исключающему возможность продолжения данной работы. Это основание применяется
как по преступлению, связанному с работой, так и по преступлению, не связанному
с работой. До вступления в законную силу приговора суда нельзя применять это
основание, так как приговор может быть отменен в кассационном порядке.
Если мера наказания приговором определена условно или с отсрочкой исполнения
приговора, то данное основание увольнения применять нельзя. Не применяется
это основание также и в тех случаях, когда мера наказания, определенная приговором,
вступившим в законную силу, не исключает возможность продолжения работником
данной работы. Например, штраф или исправительные работы по месту работы.
Исключает такую возможность продолжения работы, если наказание определено
такой мерой, как лишение свободы, лишение права занимать определенные должности,
увольнение должностного лица, условное осуждение к лишению свободы с обязательным
привлечением к труду не по месту основной работы.
При применении пункта 7 ст. 29 КЗоТ, если работник был отстранен от работы
или заключен под стражу до его осуждения, датой увольнения указывается последний
день работы работника перед отстранением или заключением под стражу.
§12. Если работник, совершивший преступление, признан в законном порядке
невменяемым и направлен на принудительное лечение, то для его увольнения применяется
не пункт 7 ст. 29 КЗоТ, а п. 5 ст. 33 КЗоТ (по истечении четырех месяцев со
дня помещения его на лечение) или п. 2 ст. 33 КЗоТ (несоответствие по состоянию
здоровья). См. ст. 33 КЗоТ и комментарий к ней.
§13. Часть 2 ст. 29 КЗоТ имеет большое значение как гарантия права на
труд работников при переподчинении или смене собственника или реорганизации
(слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) предприятия, учреждения,
организации. В этих случаях закон предусмотрел, что трудовые отношения с согласия
работника продолжаются. Прекратить их администрация может по ее инициативе
только, если при этих случаях есть одновременно и сокращение численности или
штата работников, то есть по основаниям п. 1 ст. 33 КЗоТ (см. комментарий
к ней) с соблюдением порядка увольнения по сокращению штата или численности.
При смене собственника или переподчинении производства трудовые отношения
всех работников данного производства сохраняются, лишь в их трудовых книжках
отмечается новое название предприятия, учреждения, организации.
При реорганизации же в зависимости от ее формы, например, слияния возможно
сокращение одного или двух руководителей, их заместителей, если два-три производства
сливаются в одно и требуется лишь один руководитель и его заместители. При
преобразовании, так же, как и при других формах реорганизации, тоже возможно
сокращение штата и численности. Поэтому часть 2 ст. 29 КЗоТ в части сокращения
штата и численности относится к формам реорганизации производства.
§14. С момента подачи заявки на приватизацию предприятия, подразделения
и до момента возникновения права собственника производства у покупателя его
(либо до проведения первого собрания акционеров при преобразовании предприятия
в акционерное) администрация предприятия, согласно Указу Президента Российской
Федерации от 2 апреля 1992 г. N 322 (Ведомости РФ, 1992, N 15, ст. 825) не
имеет права проводить реорганизацию, ликвидацию, изменение структуры, штатного
расписания и увольнение работников по ее инициативе без вины работника. Это
дополнительная гарантия права работников на труд в период приватизации государственных
и муниципальных предприятий. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня
1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных
предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур» (см. Ведомости
РФ 1992, N 25, ст. 1419) предусмотрел, что новый собственник, приобретающий
такое предприятие по конкурсу, вправе назначать и увольнять работников, в
том числе руководителей предприятия. При этом количество рабочих мест не может
быть сокращено им более чем на 30 процентов.
Статья 29. Представители работников
СТ 29 ТК РФ.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Комментарий к Ст. 29 Трудового кодекса РФ
1. Трудовой кодекс предусматривает, что работников в отношениях социального партнерства могут представлять две группы представителей: 1) профсоюзные представители (профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских или межрегиональных профсоюзов); 2) иные представители, не относящиеся к профессиональным союзам.
Универсальными представителями работников, имеющими право представлять интересы работников в рамках социально-партнерского взаимодействия любого уровня, являются профсоюзные представители. Иные представители вправе представлять работников в отношениях социального партнерства исключительно на уровне организации.
При проведении коллективных переговоров работников не вправе представлять организации или органы, которые созданы или финансируются работодателями, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, политическими партиями (исключение — случаи финансирования, предусмотренные законодательством), а также лица, представляющие работодателя (см. подробнее ст. 36 ТК РФ и комментарий к ней). О легальном финансировании профсоюзов работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления см. ст. 377 ТК РФ и комментарий к ней.
2. Часть 2 комментируемой статьи конкретизирует представительство работников на локальном уровне. Интересы работников, занятых у конкретного работодателя, в отношениях социального партнерства могут представлять либо первичная профсоюзная организация, либо иные представители, избираемые работниками.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Соответственно, первичная профсоюзная организация не обладает полной организационной самостоятельностью, а является структурной единицей какого-либо профессионального союза. Вместе с тем на практике в конкретной организации работниками зачастую создается не первичная профсоюзная организация, а самостоятельный профессиональный союз. Вопрос о том, имеет ли он возможность представлять интересы работников в отношениях социального партнерства, следует разрешать на основании норм международного права, действующих в Российской Федерации.
Конвенция N 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (принята в г. Сан-Франциско 9 июля 1948 г.) обязывает государство признавать право трудящихся и работодателей без какого бы то ни было различия создавать по своему выбору организации без предварительного на то разрешения, а также право вступать в такие организации на единственном условии подчинения уставам этих организаций. Соответствующие организации самостоятельно вырабатывают собственные уставы и административные регламенты, свободно выбирают своих представителей, организовывают свою деятельность. Государственные органы обязаны воздерживаться от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению. Соответственно, именно работники, объединяющиеся в профессиональный союз, решают вопрос о юридической личности профессиональной организации, создаваемой для представительства их интересов перед работодателем.
3. Профессиональный союз, профсоюзные организации могут осуществлять свою деятельность, не приобретая прав юридического лица (ст. 8 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Профсоюзные организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе представлять интересы своих членов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и в отношениях социального партнерства. Процедура коллективных переговоров с участием таких представителей обладает определенной спецификой: на практике они не в состоянии привлекать к работе над проектом коллективного договора экспертов и специалистов, поскольку их труд оплачивается приглашающей стороной (см. ст. 39 ТК РФ и комментарий к ней); они не деликтоспособны и не могут быть привлечены к юридической ответственности за неисполнение обязанностей, которые несут участники коллективных переговоров.
4. Иные (непрофсоюзные) представители могут избираться работниками только в случаях, предусмотренных ТК РФ (см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней).
5. На федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства интересы работников могут представлять исключительно профессиональные союзы и их организации и объединения. Иные объединения работников не вправе участвовать в отношениях социального партнерства на данных уровнях.
Статья 29. Представители работников
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Комментарий к Ст. 29 ТК РФ
1. Представителями работников на всех уровнях социального партнерства являются прежде всего профсоюзы и их объединения, действующие в соответствии с уставами через свои органы (см. ст. 3 ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148).
2. Представлять интересы работников могут и иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК.
3. Представителями работников у данного работодателя являются первичные профсоюзные организации и иные представители, избираемые работниками.
4. Кроме локального уровня, на всех иных уровнях социального партнерства интересы работников представляют только соответствующие профсоюзы и их объединения.
Второй комментарий к Статье 29 Трудового кодекса
1. В связи с формированием федеральных округов, в которые входит несколько регионов (субъектов РФ), система профсоюзных органов пополнилась межрегиональными профсоюзами, имеющими свои уставы. Поэтому ч. 1 ст. 29 дополнена упоминанием об этих профсоюзах и их уставах. Редакционные коррективы ч. 2 и 3 незначительны.
2. Стороны социального партнерства — работники и работодатели — вступают в соответствующие отношения через своих представителей.
Легитимность представителей зависит от соблюдения процедур их определения, объема и содержания полномочий, которыми их наделяют стороны социального партнерства.
3. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» относил к представителям работников органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им (см. ч. 3 ст. 2).
Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» разделил их представительские полномочия в зависимости от того, индивидуальные или коллективные интересы работников уполномочены представлять профсоюзы. Пункт 1 ст. 11 этого Закона предусматривает, что профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов — указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке.
В случае нарушения законодательства о труде профсоюзам было предоставлено право по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры (см. ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Представительство в суде при разрешении индивидуальных трудовых споров регулируется ст. 48, 49, 53, 54 ГПК РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2003 г.
4. Статья 29 ТК РФ устанавливает, что представителями работников в социальном партнерстве являются:
профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов,
или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Кодексом.
Органы общественной самодеятельности в качестве представителей работников не упоминаются (см. ст. 31).
5. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 48).
Основываясь на этом понимании, ряд предпринимателей создали профсоюз «Лига свободы». Двойственное положение предпринимателей, состоящих в трудовых отношениях, позволяет им состоять в профсоюзе как работникам и в объединении работодателей, когда они выступают именно в этом качестве.
Конституция РФ (ч. 1 ст. 30) закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Право работников на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов, включено в число основных прав работников Трудовым кодексом (см. ст. 21).
Каждый достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов (ч. 1 п. 2 ст. 2 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения (ч. 2 того же пункта).
Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (см. п. 5 ст. 2 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
6. Все профсоюзы пользуются равными правами (ч. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
7. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны (п. 1 ст. 5 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать осуществлению их уставной деятельности (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
8. Права профсоюзов как юридических лиц возникают с момента их государственной (уведомительной) регистрации в органах Министерства юстиции РФ (см. п. 1 ст. 8 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Права профсоюзов по представительству и защите интересов работников не зависят от наличия или отсутствия у них прав юридического лица.
9. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о профсоюзах, другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ (п. 1 ст. 6 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Законы о профсоюзах приняты во многих субъектах РФ.
Законодательство субъектов РФ не может ограничить права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
10. В своей деятельности профсоюзы руководствуются законодательством и принятыми ими самими уставами.
Помимо Конституции РФ, Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» (с учетом введения в действие Кодекса), профсоюзы используют Федеральный закон «Об общественных объединениях» (СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018), имея в виду установленные для профсоюзов особенности (см. ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
Существенные изменения в объеме, содержании прав профсоюзов, формах их реализации, внесенные Кодексом, требуют приведения в соответствие с ним ранее принятых актов, а до тех пор — применения только тех норм, которые не противоречат Кодексу.
11. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру, образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия (п. 1 ст. 7 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
12. Если международными договорами РФ, конвенциями МОТ, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международных договоров и конвенций (см. п. 3 ст. 6 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Свободе ассоциации и защите права на организацию и ведение коллективных переговоров представителями трудящихся посвящены Конвенции МОТ N 87, 98, 135.
МОТ напомнила, что все государства-члены, даже те из них, которые не ратифицировали ее Конвенции, признанные в качестве основополагающих как в самой Организации, так и за ее пределами, свободно вступая в МОТ, взяли на себя обязательство добиться реализации всех ее целей, соблюдать, укреплять и реализовать принципы, касающиеся основополагающих прав, среди которых свобода ассоциации и реальное признание права на ведение коллективных переговоров (см. Декларацию МОТ об основополагающих принципах и правах в мире труда 1998 г. // РГ. 1998. 16 дек.).
Следует обратить внимание на то, что судебные органы в обоснование своих решений все чаще ссылаются на конвенции МОТ, в том числе и не ратифицированные Россией, но обязательные для нее в силу Декларации 1998 г. Примером служит Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. по запросу Первомайского районного суда г. Перми о проверке конституционности части первой ст. 374 ТК РФ, которым он, сославшись на Конвенции МОТ N 87, 98 и 135 (нератифицированную), отказал в рассмотрении вопроса, не усмотрев нарушения прав работодателя нормой этой статьи, предусматривающей дополнительную защиту выборных профсоюзных работников организации.
13. Правильное представление о структуре профсоюзов и их органах, верное понимание используемых в профсоюзной системе терминов имеет существенное практическое значение. Поэтому Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» поясняет значение основных профсоюзных терминов:
первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом или на основании положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза;
общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей деятельности;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории РФ или на территориях более половины субъектов РФ;
межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов РФ;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов — добровольное объединение организаций профсоюзов, действующее, как правило, на территории одного субъекта РФ либо на территории города или района;
территориальная организация профсоюза — добровольное объединение членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующее на территории одного субъекта РФ, либо на территориях нескольких субъектов РФ, либо на территории города или района;
профсоюзный орган — орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации;
профсоюзный представитель (доверенное лицо) — профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;
член профсоюза — лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации (см. ст. 3 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности»).
14. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от названных в Конституции РФ обстоятельств, в том числе независимо от принадлежности к общественным объединениям (см. ч. 2 ст. 19).
Федеральный закон «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» запрещает дискриминацию граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам. В соответствии со ст. 9 этого Закона принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.
15. В последние годы на некоторых предприятиях, в учреждениях, организациях, где ранее не было первичной профсоюзной организации, создаются и действуют профорганизации, не входящие в отраслевые территориальные, региональные и общероссийские профсоюзные структуры. Такие самостоятельные профорганизации пользуются, как правило, правами, которыми законодательство наделяет первичные профсоюзные организации, входящие в вышестоящие структуры профсоюзов (отраслевой профсоюз, территориальное объединение и др.).
16. В соответствии с ч. 2 ст. 29 ТК РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Помимо этого в Кодексе имеется значительное число статей, в которых предусматривается участие профсоюзов в решении работодателем вопросов, затрагивающих интересы работников (см., например, ст. 82, 84, 99, 101, 103, 105, 113, 116, 123, 135, 147, 154, 159, 162, 180, 219, 221, 228, 229, 230, 230.1, 293, 325, 326, 329, 352, 370, 371, 372, 373, 374, 375, 376, 377, 391).
17. Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и изменении соглашений, решении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профсоюзов (ч. 3 ст. 29 ТК РФ).
18. О представителях интересов работников, не являющихся членами профсоюзов, см. ст. 30 и комментарий к ней.
19. Об иных представителях работников см. ст. 31 и комментарий к ней.
20. В тексте Кодекса используется различная терминология: представители работников (ст. 29, 88), представительные органы работников (ст. 8 и др.). Изменения, внесенные в Кодекс в этой части, имеют целью внести единообразие в обозначение профсоюзных представителей, имеющихся на локальном уровне. Они именуются «орган первичной профсоюзной организации».
Представляется, что, когда в ТК РФ упоминаются выборные или соответствующие профсоюзные органы, работодатель правомочен решать тот или иной вопрос только с их участием.
В случаях, когда упоминаются представители работников, представительные органы работников или представительные органы работников организации, работодатель может решать определенные вопросы с теми представителями, которых работники на это уполномочили в установленном порядке.