Содержание:
Гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями
Знание гигиенических правил необходимо любому человеку, особенно людям, которые активно занимаются физкультурой и спортом. Строгое выполнение правил повышает эффективность оздоровительных занятий, укрепляет здоровье и формирует навыки культурного поведения. На основании изучения влияния разнообразных внешних факторов разрабатываются специальные нормативы и гигиенические правила при занятиях физическими упражнениями.
Санитарно-гигиенические нормы:
— соблюдение правил индивидуальной гигиены;
— гигиеническое состояние места, где проводятся занятия;
— наличие специального исправного спортивного инвентаря;
— гигиенические требования к погодным условиям;
— учёт экологического состояния в определённом районе;
— наличие специальной спортивной обуви и одежды;
— обязательное проведение водных процедур по окончании занятий.
Чтобы физкультура принесла человеку максимальную пользу, необходимо проводить её под контролем врача, соблюдая при этом основные правила гигиены, без которых занятия могут нанести вред. Выполняя физические упражнения, следует учесть состояние здоровья занимающегося человека, его анатомические и физиологические особенности.
Личная гигиена
Индивидуальная гигиена состоит из суточного рационального режима, ухода за полостью рта и телом, а также гигиены обуви и одежды. Строгое соблюдение определённых правил помогает укрепить здоровье, повысить физическую и умственную работоспособность, а также достичь спортивных достижений. В основе суточного рационального режима лежит правильное и ритмическое чередование отдыха, труда и дополнительных видов деятельности. В первую очередь суточный режим основывается на биологическом ритме человека, правильное соблюдение которого позволяет нормализовать функцию организма, что поможет более эффективно выполнять различные виды работ.
Организация суточного режима:
— подъём в определённое время;
— выполнение зарядки и процедур закаливания;
— выполнение работы в одинаковое время;
— регулярные занятия спортом;
— ежедневные прогулки на воздухе;
Важность ухода за телом
Индивидуальная гигиена тела способствует нормализации жизнедеятельности организма, улучшению обменных процессов, пищеварения, кровообращения, дыхания и развитию интеллектуальных и физических способностей. От состояния кожи зависит и здоровье человека, сопротивляемость организма многим заболеваниям и его работоспособность. Уход за телом должен включать в себя не только уход за кожными покровами и волосами, но и за ротовой полостью.
Гигиена обуви и одежды
Спортивная одежда и обувь должна соответствовать требованиям, которые предъявляет специфика занятий и правила проведения различных спортивных соревнований. Одежда не должна стеснять движений и по возможности быть лёгкой. Изготавливают спортивную одежду, как правило, из эластичной ткани, которая имеет высокую воздухопроницаемость, хорошо впитывает пот и способствует его испарению.
Спортивная обувь обязательно должна быть эластичной, лёгкой и хорошо вентилироваться. Также следует обращать внимание, чтобы водоупорные и теплозащитные свойства обуви соответствовали природным условиям и погоде. Таким требованиям лучше всего отвечает натуральная кожаная обувь, которая имеет хорошую эластичность, малую теплопроводимость и способность сохранять свою форму в случае намокания.
Спортивная обувь и одежда нуждаются в регулярном уходе. Бельё нужно стирать каждый раз после тренировки, намокшую или загрязнённую обувь необходимо очищать, сушить и смазывать специальным кремом. Хранить спортивную амуницию следует в хорошо проветриваемом месте.
Рациональное питание
Правила рационального питания построены на определённых научных основах, которые обеспечивают правильное формирование организма и его рост, способствуют более длительному сохранению здоровья, высокой интеллектуальной и физической работоспособности, а также продлевают творческое долголетие. При занятиях физическими упражнениями грамотное рациональное питание помогает быстрее восстановить силы после утомления и достичь значительных спортивных результатов.
Гигиенические правила содержания спортивных сооружений:
— необходимо проведение регулярного санитарного надзора спортивных помещений;
— соблюдение взаимосвязи таких служебных помещений, как гардеробные, раздевалки, душевые и туалеты;
— внутренняя отделка помещений должна быть ровной, без лепных украшений и выступов, обладать устойчивостью к ударам и допускать регулярную влажную уборку;
— создание в спортивном зале оптимального микроклимата, обеспечение необходимого воздухообмена при помощи системы вентиляции;
— установка равномерного рассеянного освещения согласно нормам;
— наличие медицинского пункта возле спортивного зала;
— поддерживание спортивного инвентаря в исправном состоянии;
— проведение ежедневной влажной уборки;
— проведение медицинского осмотра для лиц, посещающих бассейн.
Заключение
Причинами травматизма и заболеваний, которые могут возникнуть при занятиях физическими упражнениями, являются различные нарушения правильного обеспечения тренировок, нерациональная организация и методика занятий, неполноценное техническое и материальное обеспечение, а также неудовлетворительное здоровье занимающихся. Для профилактики таких отрицательных явлений рекомендуется придерживаться ряда необходимых условий. Заниматься физическими упражнениями следует в одно и то же время, однако не раньше, чем через 2 часа после приёма пищи. Сложные упражнения необходимо разучивать последовательно, равномерно увеличивая их количество и нагрузку.
Очень важно соблюдать гигиенические правила касательно спортивного инвентаря, обуви и одежды. Место, где проводятся спортивные занятия, также должно соответствовать санитарным нормам.
Гигиена физической культуры
Главная > Реферат >Физкультура и спорт
§1. Основы гигиены физической культуры…………………………………………………………………4
Необходимо со всей отчетливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья подрастающего поколения возможно только в том случае, когда человек наряду с правильной и достаточной по объему и интенсивности двигательной активностью будет систематически выполнять и остальные шесть заповедей сохранения здоровья (по М. Кенлехнеру): правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Полиевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. — М.: Медицина, 1989.
Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду и Н.А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. — Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.
А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным содержанием уроков физической культуры и гигиены.
Основными задачами современной гигиены являются научная разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке гигиенических основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода.
Знание гигиены необходимо для правильного решения вопросов по предупреждению заболеваний, повышения трудоспособности и сопротивляемости организма к неблагоприятным влияниям окружающей среды.
§1. Основы гигиены физической культуры
Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Ее главная задача — изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение здоровья и долголетия.
Одной из профильных гигиенических дисциплин является гигиена физической культуры и спорта. Она изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой. Цель такого изучения — разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.
§2. Личная гигиена
Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежды и обуви. Особенно оно важно для школьников и студентов, т.к. строгое их соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности и служит залогом спортивных достижений.
Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма. В основе его лежит ритмическое и правильное чередование труда и отдыха и других видов деятельности.
Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего школьники (студенты) могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.
Основные правила организации суточного режима:
подъем в одно и то же время
Выполнение УГГ и закаливающих процедур;
Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 — 5 раз в день);
Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время;
Не реже 3 — 5 раза в неделю по 1,5 — 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;
Выполнение в паузах учебной деятельности (3 — 5 мин) и физических упражнений;
Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 — 2 ч);
Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.
Гигиена тела содействует правильной жизнедеятельности организма, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, развитию физических и умственных способностей человека. От состояния кожного покрова зависит здоровье человека, его работоспособность, сопротивляемость различным заболеваниям. Уход за телом включает в себя ежедневный уход за кожей всего тела, уход за волосами, уход за полостью рта и зубами.
Гигиена одежды и обуви. Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений.
Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой.
Необходимо, чтобы и теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводимость, хорошую эластичность, а так же обладающая способностью сохранять форму после намокания
§3. Рациональное питание
Рациональное питание, построенное на научных основах, обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой умственной и физической работоспособности и продлению творческого долголетия. Для людей, занимающихся физической культурой и спортом, рациональное питание способствует повышению работоспособности, быстрейшему восстановлению после утомления и достижению высоких спортивных результатов.
Гигиенические требования к пище. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище следующие: (Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья: Методическое пособие. — Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000.)
оптимальное количество, соответствующее энергетическим затратам человека, в процессе жизнедеятельности;
полноценное качество, т.е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей), сбалансированных в оптимальных пропорциях;
разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения;
хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид;
доброкачественность и безвредность.
Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи. Повышение активности процентов обмена веществ и энергии при выполнении различной, главным образом мышечной, деятельности является решающим фактором при определении суточного расхода энергии. Чем интенсивнее выполняемая физическая работа, тем выше энергозатраты. Умственный или полностью автоматизированный труд требует небольших затрат энергии.
При расчете калорийности пищи и ее состава в сутки можно пользоваться данными таблицы 1.
Таблица 1. Состав и калорийность пищевых рационов для спортсменов в сутки, г на 1 кг массы тела.
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Гигиенические требования к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях — RSS
Гигиенические требования к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях
Гигиенические требования к организации и проведению уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях
В целях предупреждения снижения работоспособности и повышенной утомляемости, сохранения оптимального уровня работоспособностидетей во время учебного процесса необходимо соблюдать гигиенические требования к режиму образовательного процесса.
Требования к режиму образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях установлены в разделе X санитарно-эпидемиологических правил и нормативовСанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Согласно правилам для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, а заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).
Для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях дети распределяются на основную, подготовительную и специальную группы с учетом их состояния здоровья.
Учащимся основной физкультурной группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Занятия для подготовительной и специальной групп проводятся с учетом заключения врача и снижением физической нагрузки.
Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.
Так, в средней полосе Российской Федерации (в том числе и Республике Марий Эл) для обучающихся в возрасте до 12 лет занятия не проводятся при температуре воздуха -9 0 С (без ветра), -6 0 С (при скорости ветра 5 м/сек), -3 0 С (при скорости ветра 6-10 м/сек). Для обучающихся в возрасте 12-13 лет занятия не проводятся при температуре воздуха -12 0 С (без ветра), -8 0 С (при скорости ветра 5 м/сек), -5 0 С (при скорости ветра 6-10 м/сек), 14-15 лет: -15 0 С, -12 0 С, -8 0 С соответственно.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.
В образовательных учреждениях медицинские работники ведут контроль за организацией физической культуры.
Гигиенические требования к занятиям физкультурой
Используя тренажеры и другие технические средства, следует проверять их соответствие гигиеническим нормам.
Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года. Во избежание загазованности воздуха места занятий в лесу, лесопарке, скверах выбираются на удалении 300–500 м от автомобильных дорог и магистралей, от производственных зданий, учитывая направление и скорость движения воздуха.
При занятиях на спортивных сооружениях гигиенические условия обеспечиваются их администрацией.
Одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта.
При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной, трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимними видами спорта используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка.
Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной, хорошо защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий тем или иным видом физических упражнений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения.
Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости – две пары носков.
На соревнованиях и во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной обувью.
22. Гигиенические требования при проведении занятий (место занятий, одежда, обувь, инвентарь).
Гигиена мест занятий. При занятиях в помещении не допускается наличие в воздухе даже незначительного количества вредных веществ, пыли, увеличенного процентного содержания углекислого газа. Запрещается курение. Пол должен быть ровным, нескользким без выбоин и выступов. Температура воздуха плюс 15-18ºС, при хорошей освещенности.
Наибольший оздоровительный эффект дают занятия на открытом воздухе в любое время года. Во избежание загазованности воздуха места занятий в лесу, лесопарке, на скверах выбираются на удалении 300-500 м от автомобильных дорог и магистралей, от производственных зданий, учитывая направление и скорость движения воздуха.
Одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий той или иной системой физических упражнений или видом спорта.
При занятиях в летнее время одежда состоит из майки и трусов, в прохладную погоду используется хлопчатобумажный или шерстяной трикотажный спортивный костюм. Во время занятий зимними видами спорта используется спортивная одежда с высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье, шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная куртка.
Обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Она должна быть удобной, прочной, хорошо защищать стопу от повреждений и иметь специальные приспособления для занятий тем или иным видом физических упражнений. Важно, чтобы спортивная обувь и носки были чистыми и сухими во избежание потертостей, а при низкой температуре воздуха – обморожения.
Для занятий зимними видами физических упражнений рекомендуется непромокаемая обувь, обладающая высокими теплозащитными свойствами. Ее размер должен быть чуть больше обычного, что даст возможность использовать теплую стельку, а при необходимости две пары носков.
На соревнованиях и во время туристских походов следует пользоваться только хорошо разношенной обувью.
23. Социальная значимость физической культуры и спорта.
Физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.
Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического процесса.
Физическая культура охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям. Развитие физических способностей студента рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элементов культуры, особых личностных качеств. Гуманитаризация образовательного процесса подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы саморазвития, самовоспитания. Они отражают наиболее действенные и долговременные результаты образования по физической культуре.
Гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями
Оптимизация условий, режимов и содержания, основных форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к спортивным сооружениям. Оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Образовательный консорциум Среднерусский университет
Автономная некоммерческая организация
Высшего профессионального образования
«Московский областной гуманитарный институт»
по дисциплине: Физическая культура
на тему: Гигиенические требования при занятиях физическими упражнениями
Группы МПМ 01-12
Дубовицкая Екатерина Романовна
Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.
Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта.
Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:
— оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;
— оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
История возникновения гигиены физического воспитания и спорта насчитывает сотни лет. Уже в далекой древности делались попытки рассматривать физическое воспитание как средство оздоровления. Для этого кроме физических упражнений использовались различные общеукрепляющие гигиенические средства (баня, массаж, закаливание и др.).
В XVII в. в трудах К. Славинецкого и Я. Коменского впервые были поставлены вопросы взаимосвязи физического воспитания и гигиены. Физическое воспитание рассматривалось как система воспитания, в которой выделялись и формулировались специальные целенаправленные задачи укрепления здоровья и совершенствования физического развития занимающихся.
Впервые эта система получила научное обоснование в XVIII-XIX вв. в России. Основоположником теории физического образования и воспитания стал Петр Францевич Лесгафт. Его научно-педагогическая деятельность началась в стенах Петербургской медико-хирургической академии. Он защитил диссертацию доктора медицины (1865), а затем — доктора хирургии (1868). К числу наиболее крупных работ П.Ф. Лесгафта принадлежат «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребенка и его значение», «Об отношении анатомии к физическому воспитанию».
П.Ф. Лесгафт заложил медико-биологические основы учения о физическом воспитании, которые послужили предпосылкой не только для разработки теории и методики физического воспитания, но также физиологии и гигиены физических упражнений и спорта.
Ближайшим последователем Лесгафта был В.В. Гориневский, автор первых отечественных руководств по гигиене физических упражнений.
В дальнейшем научные исследования в области физической культуры и спорта, включая проблемы гигиены и спортивной медицины, велись в институтах физической культуры, где сосредоточились лучшие научные силы страны в данной области знаний, формировались новые идеи и направления, готовились кадры молодых ученых.
В результате многолетних научных исследований в области гигиены физического воспитания и спорта определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта: изучение влияния условий внешней среды на здоровье занимающихся физической культурой и спортом и их оздоровление; разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья занимающихся физическими упражнениями и спортом; повышение работоспособности, выносливости, обеспечение роста спортивных достижений.
Эти задачи и определили конкретное содержание курса гигиены физического воспитания и спорта как раздела науки и учебной дисциплины: гигиена воздушной среды, воды, почвы, гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений, личная гигиена, закаливание, питание спортсменов, гигиена тренировки, гигиеническое обеспечение занятий в отдельных видах спорта.
В последние годы получены ценные научные данные, позволяющие осуществлять гигиеническое обеспечение занятий физической культурой и спортом с учетом возрастных, половых и профессиональных функциональных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся, климатических и других внешних факторов.
Занятия физическими упражнениями, независимо от их формы и содержания, обязательно должны содействовать укреплению здоровья занимающихся, это полностью соответствует оздоровительной направленности всей системы физического воспитания.
Гигиенические требования к местам занятий физической культурой и спортом
Для того, чтобы понять какие требования предъявляются к местам занятий физической культурой и спортом, необходимо сначала познакомится с гигиеной физической культуры и спорта вообще.
Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой, играет важную роль в процессе физического воспитания. Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в физкультурном движении.
Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и требований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физического развития, сохранения и укрепления здоровья занимающихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.
Личная гигиена — это уход за кожей, гигиена одежды, обуви, закаливание и другие моменты повседневного быта. Личную гигиену необходимо соблюдать всегда и везде: в быту, на производстве, на отдыхе. Особенно она важна для занимающихся физкультурой и спортом. Ведь спортсмен выполняет большой объем физических упражнений.
Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа — не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий и играет большую роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. Для правильного выполнения кожей перечисленных функций необходимо содержать ее в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи мохнатым полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день — утром и вечером. Утром лучше умываться холодной водой, она придает бодрость, создает хорошее настроение, а также способствует закаливанию. Полезно ежедневно делать массаж головы специальной щеткой. Такой массаж одновременно усиливает приток крови к корням волос, что укрепляет их и улучшает питание. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях различными видами борьбы и боксом, требующими непосредственного соприкосновения полуобнаженных спортсменов.
Регулярного ухода требуют ноги. Под длинными ногтями скапливается грязь, в которой могут быть различные микробы.
Мозоли во время тренировок могут быть сорваны, нередко они осложняются трещинами или воспаляются. Для профилактики этих осложнений необходимо следить, чтобы руки перед началом тренировки были чистыми. После окончания занятий надо тщательно вымыть их теплой водой с мылом, насухо вытереть и смазать питательным кремом или глицерином. Один раз в месяц необходимо стирать пемзой поверхностные слои мозолей или срезать после местной горячей ванны.
Серьезного внимания требует профилактика повышенной потливости. Она нередко возникает из-за нарушения деятельности нервной системы и требует укрепления общего состояния организма путем закаливания и соблюдения правильного режима жизни.
Необходимо обратить внимание на профилактику грибковых заболеваний, особенно для занимающихся плаванием. Из грибковых заболеваний наиболее распространена эпидермофития, особенно межпальцевая. Начальные стадии этой болезни часто незаметны, выражаются в отторжении поверхностного рогового слоя кожи в глубине межпальцевых складок, обычно между третьим, четвертым и пятым пальцами. Некоторое время спустя ощущается зуд, боль, покраснение. В дальнейшем могут появляться трещины, образовываться мокнущие пузыри, поражаться ногти.
Личная профилактика эпидермофитии сводится к тщательному уходу за кожей стоп. После душа или купания необходимо хорошо осушить кожу, тщательно вытереть межпальцевые промежутки. В помещениях бассейна, душевых не следует ходить босиком; не рекомендуется систематическое ношение резиновой обуви. При малейшем подозрении на грибковое заболевание кожи необходимо начать лечение, используя раствор нитрофунгина и мазь микосептин.
Гигиенические требования к спортивным сооружениям
физический упражнение нагрузка гигиенический
Спортивные сооружения должны соответствовать установленным санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. К гигиеническим требованиям спортивных сооружений предъявляются особо высокие требования, так как от их санитарного состояния зависит оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями и спортом.
После сдачи спортивного сооружения в эксплуатацию работники санитарно-эпидемиологической станции и врачебно-физкультурных диспансеров, а также специалисты по физической культуре и спорту должны систематически проводить текущий санитарный надзор этих помещений. Замечания и предложения представителей органов санитарного надзора записываются в санитарный журнал, который должен иметься на всех спортивных сооружениях. Кроме того, на каждом спортивном объекте необходимо иметь правила внутреннего распорядка, согласованные с санитарно-эпидемиологической станцией. Ответственность за несоблюдение санитарно-гигиенических норм, правил содержания и эксплуатации спортивных сооружений несёт администрация данного сооружения. При нарушении санитарно-гигиенических норм и правил администрация привлекается к ответственности.
Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям. Спортивные помещения (залы, манежи, плавательные бассейны) могут размещаться в специальных или входить в состав общественных зданий (учебных заведений, клубов и др.). Служебные помещения в спортивном сооружении должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной для верхней одежды — раздевалки мужские и женские (с душевыми и туалетами) — спортивный зал. Подробное размещение исключает встречные потоки движения одетых и раздетых спортсменов.
Важное гигиеническое значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления должны быть расположены в нишах под окнами и укрыты защитными решётками. Дверные проёмы не должны иметь выступающих наличников.
При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние света на психофизиологические функции: зелёный цвет успокаивает и благоприятно действует на орган зрения; оранжевый и жёлтый бодрят и вызывают ощущение тепла; красный цвет возбуждает; синий и фиолетовый угнетают. При использовании масляной краски не рекомендуется покрывать ею стены и потолок полностью, так как это препятствует естественной вентиляции помещения.
Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, эластичным, легко моющимся.
Особое гигиеническое значение имеет создание в залах оптимальных микроклиматических условий: температура воздуха должна поддерживаться на уровне +15С, относительная влажность — 35-60%, скорость движения воздуха — 0,5 м/с. В залах для борьбы и настольного тенниса скорость движения воздуха не должна превышать 0,25 м/с, а в душевых, раздевальнях и массажных — 0,15 м/с. Для обеспечения необходимого воздухообмена предусматривается устройство центральной приточно-вытяжной вентиляции с расчётом на подачу наружного воздуха не менее 80 м3 в час на одного занимающегося и 20 м3 в час — на одного зрителя. Если нет такой возможности, устраивается децентрализованная искусственная вентиляция с максимальным проветриванием помещений через фрамуги и форточки.
Спортивные залы должны иметь по возможности прямое естественное освещение; искусственное освещение в залах осуществляется светильниками рассеянного или отражённого света. Освещение должно быть равномерным и обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещённости в соответствии с установленными нормами.
Медицинский пункт размещают в непосредственной близости от спортивного зала. На видных местах должны находиться указательные стрелки, показывающие месторасположения медицинского пункта.
Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определённым стандартам по форме, весу и качеству материалов. К ним также предъявляется ряд гигиенических требований, направленных на предупреждение спортивных травм, устранение загрязнения воздуха пылью, соответствие снарядов возрасту занимающихся. Всё это создаёт условия для нормального учебно-тренировочного процесса.
В спортивных залах необходимо ежедневно проводить влажную уборку, а один раз в неделю — генеральную уборку с мытьём полов, стен и чисткой оборудования.
Особый санитарно-гигиенический режим устанавливается для искусственных крытых плавательных бассейнов. Температура воздуха в них может колебаться от +24 до +27С, воды — от +26 до +29С (воздух всегда должен быть на 2-3 (выше температуры воды). Вода должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к питьевой. С этой целью каждые 2 часа берутся пробы воды, которые исследуются в лаборатории.
Для предупреждения возможного загрязнения воды в бассейн допускаются только лица, прошедшие предварительный медицинский осмотр.
В крытых спортивных сооружениях категорически запрещается курить, а также заниматься не в спортивной форме.
Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Эти сооружения, располагаемые на открытом воздухе, могут быть отдельными или комплексными. Открытые плоскостные спортивные сооружения должны иметь специальное покрытие с ровной и нескользящей поверхностью, не пылящейся в сухое время года и не содержащей механических включений, которые могут привести к травме. Травяное покрытие (зелёный газон), кроме того, должно быть низким, густым, морозостойким, устойчивым к вытаптыванию и частой стрижке, а также к засушливой и дождливой погоде. Покрытие должно иметь уклоны для отвода поверхностных вод. На территории открытых спортивных сооружений необходимо соорудить фонтанчики с питьевой водой (радиус обслуживания не более 75 м). Туалеты должны располагаться на расстоянии не более 150 м от открытых спортивных сооружений. При проектировании системы искусственного освещения на площадках для спортивных игр необходимо обеспечить оптимальную освещённость не только поверхности самой площадки (горизонтальная освещённость), но и пространства в пределах полёта мяча (вертикальная освещённость). Освещение должно быть равномерным.
Гигиенические требования к одежде, к обуви
Очень важно соблюдать правила личной гигиены в повседневной жизни и, особенно при занятиях физическими упражнениями. Всем известно, что соблюдение этих правил способствует не только предупреждению заболеваний, укреплению здоровья и нормальному развитию организма, но и повышению работоспособности, физическому совершенствованию.
Личная гигиена включает в себя уход за кожей, полостью рта, волосами, закаливание, а так же содержание в чистоте своей одежды и обуви.
Девушки и юноши должны тщательно следить за чистотой нижнего белья, верхней и спортивной одежды. Одежда должна быть удобной достаточно лёгкой, не слишком тёплой, не стеснять движений. Её размеры и покрой не должны стеснять дыхание и затруднять кровообращение.
По этой же причине не должны быть тугими воротнички, пояса и манжеты. Для занятий в помещении зимой и тренировки летом одежда должна соответствовать метеорологическим условиям и особенностям вида спорта. В тёплую погоду — спортивные трусы, майка, тренировочный костюм из хлопчатобумажной ткани; в прохладную — спортивный костюм шерстяной ткани.
Для занятий физическими упражнениями и спортом зимой на воздухе, одежда должна иметь три слоя: нижнее бельё, рубашка из фланели, шерстяной трикотажный костюм, шерстяная шапочка и варежки. Хорошо также поверх надеть для защиты от ветра лёгкую куртку.
Обувь нужно иметь прочную, эластичную, удобную, лёгкую и свободную, что обеспечит устойчивость походки и не будет препятствовать развитию плоскостопия. Неудобная, тесная обувь ухудшает кровообращение, не согревает стопы, она вызывает ссадины потёртости и мозоли.
Слишком свободная обувь также не удобна, она натирает кожу и вызывает ссадины. Зимой обувь должна быть на пол номера больше, следует надевать её на шерстяные носки.
Не допустимо, чтобы вы находились в помещении в спортивной обуви, помните, что нельзя постоянно в течение дня ходить в кедах: это может привести к плоскостопию.
Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё необходимо стирать после каждой тренировки. Загрязненную и намокшую обувь следует очистить, просушить и смазать специальной мазью или кремом. Хранить спортивную одежду и обувь нужно в проветриваемом месте.
Профилактика спортивного травматизма и заболеваний
Важными задачами предупреждения спортивного травматизма являются:
— знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений;
— разработка мер по предупреждению спортивных травм. Причины спортивных травм: — неправильная организация занятий;
— недочеты и ошибки в методике проведения занятий;
— неудовлетворительное состояние мест занятий и спортивного оборудования;
— нарушение правил врачебного контроля;
— неблагоприятные санитарно-гигиенические и метеорологические условия при проведении занятий.
— нарушение правил врачебного контроля, который имеет большое значение в профилактике травматизма.
— Существуют внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы — состояние утомления, переутомления, перетренировка, хронические очаги инфекций, индивидуальные особенности организма, возможные перерывы в занятиях.
Причинами заболеваний и травматизма, связанных с физическими упражнениями, являются нарушения их гигиенического обеспечения, нерациональная методика и организация занятий, неполноценное материально-техническое обеспечение и неудовлетворительное состояние здоровья занимающихся. Профилактика отрицательных явлений требует выполнения ряда условий. Например, заниматься физическими упражнениями желательно в одно и то же время суток, не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды (но не натощак), в соответствующей спортивной форме. Необходимо соблюдать постепенность в разучивании новых сложных упражнений и в увеличении их количества. Обувь, одежда, спортивный инвентарь, а также и место проведения занятий, должны соответствовать гигиеническим требованиям. Недопустимы занятия в период болезни, в состоянии значительного утомления или недомогания, особенно девушкам и женщинам. Очень важно соблюдать правила личной гигиены, особенно чистоту тела.
Рекомендуется занятия физическими упражнениями всегда проводить на открытом воздухе, полностью использовать факторы закаливания — солнце, свежий воздух.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Совместимость занятий физическими упражнениями с вредными привычками. Выбор направленности самостоятельных занятий, систем физических упражнений и видов спорта. Интенсивность физических нагрузок. Развитие общей выносливости.
реферат [17,1 K], добавлен 31.03.2007
Самоконтроль как метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Роль врачебного контроля и самоконтроля в сохранении здоровья. Основы методов антропометрических индексов и функциональных проб.
реферат [30,2 K], добавлен 01.05.2015
Основы организации и содержание врачебно-педагогического контроля за занимающимися физическими упражнениями, организация занятий и их соответствие основным гигиеническим и физиологическим нормам. Диагностика состояния тренированности организма.
курсовая работа [65,9 K], добавлен 13.04.2012
Актуальность самостоятельных занятий физическими упражнениями для студентов. Основные направления самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения на протяжении дня, самостоятельная спортивная тренировка. Профилактика травматизма.
презентация [535,1 K], добавлен 16.03.2014
Организация, содержание, средства и методы формирования положительного отношения учащихся к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Анализ динамики мотивационного отношения к занятиям физической культурой в процессе данного эксперимента.
дипломная работа [918,7 K], добавлен 26.05.2014
Гигиеническая направленность занятия физическими упражнениями. Тренировочная направленность занятий физическими упражнениями. Ходьба как лечебное средство широко используется для восстановления двигательных функций. Ходьба на лыжах.
реферат [10,8 K], добавлен 05.11.2003
Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями, спортом, его содержание и периодичность. Педагогический контроль и его содержание.
контрольная работа [34,6 K], добавлен 06.03.2010
Цели самостоятельных занятий физическими упражнениями. Организационные формы занятий физкультурой, их зависимость от пола, возраста, состояния здоровья. Методика выполнения упражнений гигиенической и тренировочной направленности, приемы самомассажа.
презентация [1,2 M], добавлен 11.01.2017
Наиболее распространенные заболевания органов зрения. Физические упражнения на различные группы мышц при заболеваниях органов зрения. Упражнения, выполняемые после пробуждения. Врачебный контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
реферат [33,1 K], добавлен 07.01.2008
Учебные занятия как форма физического воспитания. Урочные и внеурочные занятия физическими упражнениями. Спортивные соревнования и физкультурные праздники как массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Задачи общей разминки.
реферат [18,7 K], добавлен 29.01.2015