Гражданский кодекс накладная

Подтверждение факта приемки товаров товарными накладными

По общему правилу гражданского законодательства (ст.458 Гражданского кодекса РФ) право собственности на товар переходит от продавца в момент передачи покупателю или другому уполномоченному лицу.

Факт передачи можно фиксировать различными документами, поскольку не установлено законом специальных видов и форм документов. Такими документами могут быть: акт, расписка, товарная накладная, товарно-транспортная накладная, инвентаризационная опись, квитанции о приемке грузов к перевозке и другие документы.

Доказательством сдачи-приемки товаров можно считать письменные документы на бумажном носителе указанные выше, содержащий наименование, количество и цену передаваемого груза, другие обязательные реквизиты, а также полномочия ответственных лиц продавца и покупателя и личные подписи указанных лиц с расшифровкой.

Для целей бухгалтерского учета, на практике, документально факт приема и факт сдачи товара от покупателя продавцу оформляется товарными накладными (форма №ТОРГ-12) или товарно-транспортными накладными (ТТН) если используется сторонний перевозчик. Хотя, существует мнение налоговых чиновников, что для целей фиксации приемки должен использоваться другой документ – акт приемки, унифицированная форма №ТОРГ-1.

Товарная накладная – форма №ТОРГ-12, является первичным учетным документом для списания с учета, а у покупателя служит основанием для принятия товара на учет. Иными словами, у торговых организаций товарная накладная может выступать как расходным документом, так и приходным.

Юридическую силу первичный учетный документ приобретает с момента его правильного оформления всех его реквизитов и подписания уполномоченными лицами.

При возникновении задержки с оплатой полученного товара продавец может взыскать плату в судебном порядке. В суде покупатель должен будет доказать факт передачи товара. В качестве доказательств передачи товара суды учитывают в основном накладную по форме №ТОРГ-12 с подписью уполномоченного лица и печатью покупателя.

Пока суды становятся на сторону налогоплательщиков, использующих форму №ТОРГ-12.

Эксперты рекомендуют зафиксировать в учетной политике организации форму №ТОРГ-12 для фиксации факта передачи товара, поскольку в этом случае налоговики не смогут предъявить претензий.

В судебно-арбитражной практике имеются различные позиции по отношению признания достоверным доказательством передачи товара накладной, которая подписана неуполномоченным работником покупателя, но имеет оттиск печати последнего.

1-я Позиция судов. Товарная накладная, которая подписана работником покупателя, не имеющим соответствующей доверенности, но имеет оттиск печати покупателя, является достаточным и достоверным доказательством передачи, если полномочия работников следовали из ситуации передачи товара.

Если от лица покупателя документы о приемке товара подписал работник покупателя, исходя из его полномочий по трудовому договору (кладовщик, заведующий складом, и т.д.) с учетом обстоятельств передачи, то такой документ может быть признан судом, как одобрение сделки покупателем (абзац 2 пункта 1 статьи 182 ГК РФ).

2-я Позиция судов. Товарная накладная, подписанная работником покупателя без доверенности, но имеющая оттиск печати покупателя, не является достоверным доказательством передачи товара, при отсутствии заключенного единого договора купли-продажи.

Закон (ст.160 ГК РФ) определяет заключение сделки и прием товара с волеизъявлением лица, наделённого полномочиями действовать от имени покупателя.

Если имеется товарная накладная, подписанная лицом, должностное положение которого и полномочия, действовать от имени юридического лица, документально не подтверждены доверенностью, но заверенная оттиском печати покупателя, то такая товарная накладная не является достаточным доказательством в подтверждение передачи товара и заключения разовой сделки купли-продажи.

Товарная накладная, с оттиском факсимиле вместо живой подписи руководителя покупателя, может быть признана судом достоверным доказательством передачи товара, только если возможность использования факсимиле стороны заранее предусмотрели в договоре поставки. Без договора такая товарная накладная не подтвердит факт заключения сделки купли-продажи и передачи товаров.

Накладные, оформленные не по форме, предусмотренной договором, не подтверждают передачу товара покупателю. Если в договоре стороны указали, что передача товара оформляется товарными накладными по форме №ТОРГ-12, то накладные в другой форме уже не могут быть доказательствами передачи товара.

Однако, факт передачи может быть установлен судом на основании совокупности доказательств (переписки сторон, актов сверки, инвентаризационных описей, счетов-фактур, свидетельских показаний), подтверждающей получение товара.

Таким образом, допустимым доказательством, подтверждающим факт получения покупателем товара, будет являться товарная накладная, с подписью полномочного лица покупателя (генерального директора, работника уполномоченного на прием товара, иного лица по доверенности на получение ТМЦ, выданной в бухгалтерии) о получении товара и оттиском фирменной печати покупателя.

Статья 785 ГК РФ. Договор перевозки груза

Новая редакция Ст. 785 ГК РФ

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Комментарий к Ст. 785 ГК РФ

1. Договор перевозки груза является основным транспортным договором, обеспечивающим перемещение товаров. Договор является возмездным — размер и порядок провозной платы определяется сторонами, а плата за перевозку грузов (а также пассажиров и багажа) транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

2. По юридической природе договор перевозки грузов является:

Реальность договора перевозки груза обусловливается тем, что договор считается заключенным только после передачи груза перевозчику.

3. У двустороннего договора перевозки грузов три субъекта — грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) — профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии. Субъектный состав договора перевозки грузов квалифицирует это соглашение как договор в пользу третьего лица — грузополучателя.

Грузополучатель, не являясь стороной в договоре перевозки, тем не менее обладает правами и обязанностями:

— правом требования к перевозчику о выдаче груза;

— требованием о возмещении ущерба вследствие утраты, недостачи или повреждения груза;

— обязанностью принять груз от перевозчика.

4. Договор перевозки груза требует письменной формы. Наименование и реквизиты оформляемых договоров регламентируются соответствующими транспортными уставами и кодексами.

5. Предмет договора перевозки грузов вытекает из основной обязанности перевозчика — в установленный срок доставить вверенный груз в пункт назначения и передать управомоченному лицу (грузополучателю). Правовое положение грузополучателя, его основные права и обязанности были рассмотрены ранее.

Между тем исходя из содержания пункта 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации стороной по договору перевозки является и грузоотправитель. Следовательно, в соответствии с положениями части пятой статьи 27 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров для перевозки конкретных грузов должна быть определена грузоотправителем. Возможность предъявления железной дорогой регрессного требования к грузоотправителю положениями Транспортного устава железных дорог Российской Федерации не предусмотрена (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2004 N 1901/04).

Другой комментарий к Ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор перевозки груза — реальный, возмездный, двусторонне обязывающий. Предмет данного договора — действия перевозчика по доставке груза в пункт назначения и выдаче его грузополучателю. Стороны договора перевозки — грузоотправитель и перевозчик. Грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице, однако чаще — это разные субъекты.

Грузополучатель не является стороной договора перевозки, он — третье лицо (ст. 430 ГК РФ). Поэтому по общему правилу перевозчик не вправе требовать от него исполнения обязанностей по договору перевозки (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 6 февраля 2002 г. N 803/01). Исключение составляют случаи, когда это допускается законом. Так, по договору морской перевозки груза получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы перевозчика за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки либо в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которого перевозился груз, а в случае общей аварии обязан внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение (ст. 160 КТМ). Данное право прекращается, если перевозчик выдал груз до уплаты фрахта, не реализовав предоставленную ему законом возможность обеспечить уплату фрахта путем удержания груза (п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации; информационное письмо ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81 (Вестник ВАС РФ. 2004. N 10. С. 91)).

2. Договор перевозки груза считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Передачу груза перевозчику удостоверяют перевозочные документы, предусмотренные законодательством, — транспортная накладная, коносамент, чартер. Комментируемая статья не содержит исчерпывающего перечня видов перевозочных документов. Их виды и порядок оформления определяются транспортными уставами и кодексами. Составление документов, не отнесенных соответствующим транспортным уставом или кодексом к числу перевозочных, может повлечь признание договора перевозки груза незаключенным (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 марта 2004 г. по делу N А56-868/03). Применение последствий в виде признания договора незаключенным объясняется тем, что транспортные уставы и кодексы определяют виды документов, составляемых в подтверждение договора, исчерпывающе (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ). Однако п. 2 ст. 117 КТМ устанавливает, что наличие и содержание договора морской перевозки груза может подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Данная норма представляется более соответствующей подходу к подтверждающим заключение договора документам как особому способу письменного оформления договора. Несоблюдение письменной формы сделки по общему правилу влечет не материально-правовые, а процессуальные последствия (ст. 162 ГК РФ).

Смотрите так же:  Как оформить подписку на коммерсант

Транспортная накладная — основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки. Она заполняется грузоотправителем и передается перевозчику. За достоверность сведений накладной отвечает грузоотправитель. Транспортная накладная сопровождает груз на всем пути следования. В ней указываются сведения о грузе (наименование, количество, способ определения веса и др.), отправителе, получателе, расстояние перевозки, ее стоимость.

На воздушном транспорте составляется не транспортная, а грузовая (при перевозке почты — почтовая) накладная (п. 1 ст. 105 ВК), на автомобильном — товарно-транспортная накладная (ст. 47 УАТ). Число экземпляров транспортной накладной определяется по числу участников отношений по перевозке. На основании транспортной накладной перевозчик выдает грузоотправителю квитанцию о приеме груза (п. 2 ст. 67 КВВТ, ст. 25 УЖТ).

При перевозке на внутреннем водном транспорте и по железной дороге на основе транспортной накладной перевозчик оформляет дорожную (железнодорожную) ведомость, отражающую сведения о грузе и расстоянии перевозки. Она сопровождает груз на всем пути следования; грузополучатель расписывается в ней в подтверждение получения груза. Дорожная (железнодорожная) ведомость как документ учета работы транспорта остается у перевозчика (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами (ст. 117 КТМ). Коносамент выдается перевозчиком по требованию отправителя. Он составляется на основании подписанного отправителем документа, в котором указываются отправитель, получатель, необходимые характеристики груза (наименование, качество, количество, особые свойства). Коносамент является товарораспорядительной ценной бумагой, т.е. закрепляет право ее владельца на распоряжение грузом (ст. 143 ГК РФ). Он может быть именным, ордерным или предъявительским (ст. 146 КТМ).

Отправитель вправе потребовать от морского перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной или иного подтверждающего прием груза для перевозки документа (ст. 143 КТМ). При линейной перевозке груза (перевозке судами, осуществляющими регулярные рейсы в установленные расписанием сроки и по предусмотренным им направлениям, с заходом в определенные порты) коносамент одновременно является и товарораспорядительным документом, и документом, подтверждающим заключение договора. При фрахтовании отношения сторон определяются в письменном договоре (чартере), а коносамент в этом случае выполняет лишь функции товарораспорядительного документа, регулирующего отношения между перевозчиком и третьим лицом — получателем груза. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.

3. Законодатель не устанавливает требования о заключении договора перевозки путем оформления единого письменного документа.

Хотя, исходя из положений гл. 9 ГК, договор перевозки груза в большинстве случаев должен заключаться в письменной форме, стороны могут ограничиться составлением перевозочных документов, которые не рассматриваются как письменная форма договора перевозки груза, но служат доказательством его заключения.

При наличии договора между участниками отношений по перевозке об электронном обмене документами перевозочные документы могут оформляться в электронном виде. Возможность использования электронных перевозочных документов предусмотрена, в частности, Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 39 «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом» (БНА. 2004. N 5).

Статья 785. Договор перевозки груза

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Комментарий к статье 785 Гражданского Кодекса РФ

1. Определение договора перевозки грузов см. также в п. 2 ст. 103 ВК, ст. 115 КТМ, ст. 67 КВВТ. Термин «вверенный груз» в п. 1 ст. 785 означает «ранее переданный груз», что подчеркивает традиционный для российского права реальный характер договора перевозки грузов.

Пункт 1 ст. 785 подчеркивает сложный субъектный характер отношений по перевозке — наличие «грузоотправителя», «перевозчика», «грузополучателя». Под грузоотправителем понимается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе (ст. 2 УЖТ, ст. 2 УАТ). С отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, именно между ними возникает соответствующее обязательство по перевозке.

Перевозчиком (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) может быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. При этом все перевозки, за исключением автомобильных перевозок, подлежат обязательному лицензированию (п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании). На всех видах транспорта, кроме железнодорожного, перевозчиками могут быть и частные лица.

Предполагается, что грузоотправитель и получатель груза (грузополучатель) не совпадают в одном и том же лице. Стороны исходят из молчаливого согласия грузополучателя с условиями договора, что, по мнению ряда авторов, не соответствует основным началам гражданского права (см., например: Гражданское право: Учеб.: В 2 т. Т. II. Полутом 2. 2-е изд. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2005. С. 41 (автор главы — Г.П. Савичев)). В российской правовой науке преобладает мнение, что перевозка груза осуществляется на основании договора в пользу третьего лица, а получатель представляет собой третье лицо в таком договоре. Нельзя при этом не отметить, что — в некотором противоречии с конструкцией договора в пользу третьего лица — грузополучатель приобретает и определенные обязанности перед перевозчиком (ст. 792, 796 ГК, п. 2 ст. 103 ВК, ст. 72, 73 и др. КВВТ, ч. 2 ст. 17 УАТ и др.).

2. Гражданский кодекс не содержит специальной нормы о форме договора перевозки, а лишь указывает на то, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом. Среди этих документов — грузовая накладная (ст. 105 ВК), транспортная накладная, заказ, заявка (ст. 8 УАТ), транспортная железнодорожная накладная (ст. 25 УЖТ), коносамент, морская накладная или иной подтверждающий прием груза для перевозки документ (ст. 142, 143 КТМ), транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки (п. 2 ст. 67 КВВТ).

Ст. 785 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 785. Договор перевозки груза.

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и сообщает следующее.

О применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по перевозке грузов, осуществляемой с использованием не более 20 единиц автотранспортных средств, часть из которых арендована по договорам аренды транспортного средства с экипажем (или без экипажа), заключенным с физическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.

О порядке подтверждения затрат организации на перевозку груза

Об учете в целях налогообложения прибыли организаций затрат по перевозке груза автомобильным транспортом

О применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов и услуг по предоставлению в аренду транспортных средств с экипажем.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения налогом на прибыль организаций и сообщает следующее.

Об уплате ЕНВД при оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов и координационных логистических услуг.

В соответствии с разъяснениями ФНС России, изложенными в письме от 21.03.2012 г. N ЕД-4-3/[email protected] «По вопросу документального подтверждения затрат на перевозку грузов автомобильным транспортом», в целях исчисления налога на прибыль для подтверждения затрат по перевозке груза автомобильным транспортом достаточно наличие надлежащим образом оформленного одного из документов: либо транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом) либо товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т. Аналогичная позиция была изложена в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22.12.2011 г. N 03-03-10/123. С 01.01.2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» с 01.01.2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). В соответствии с указанными разъяснениями с 01.01.2013 г. товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78, не является первичным учетным документом, обязательным к применению в целях учета расходов по налогу на прибыль. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи указанных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Смотрите так же:  Приказ на распоряжение денежными средствами находящимися на счете

Таким образом, согласно положениям ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ с 01.01.2013 г. формы и состав первичных учетных документов, в том числе подтверждающих транспортные расходы организации, определяются непосредственно руководителем хозяйствующего субъекта (организации). До настоящего времени какие-либо иные разъяснения о формах и содержании указанных первичных учетных документов налоговыми органами не приведены. На основании изложенного, просим дать письменные разъяснения по следующему вопросу: Будет ли являться достаточным (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ) для подтверждения организацией затрат (расходов) по перевозке груза автомобильным транспортом в целях исчисления налога на прибыль оформление организацией только товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78, без оформления товарной накладной по форме ТОРГ-12 и транспортной накладной (Приложение N 4 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом)?

Разница в накладных

Если в накладных, отданных покупателю и оставшихся у поставщика, содержится разная информация о количестве и окончательной цене уже проавансированного товара, то, как только это разночтение обнаружится, отношения между партнерами почти сразу достигнут «точки кипения». Так какой же накладной отдать в такой ситуации предпочтение?

Наверное, каждому известно, что товарная накладная формы ТОРГ-12 – это важный первичный документ. Он служит подтверждением факта передачи продукции покупателю. Юридическую силу бумага приобретает при правильном оформлении всех ее реквизитов и подписании уполномоченными лицами. Кроме того, факт передачи товара может подтвердить товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (Постановление Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. № 78). Она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Ее товарный раздел содержит те же сведения, что и ТОРГ-12, и она тоже составляется в нескольких экземплярах. Правда, при оформлении формы № 1-Т есть одно существенное «но»: некоторые арбитры считают, что эта накладная является лишь документом для учета работ в автомобильном транспорте, а для операции по реализации товара ее нельзя считать полноценным первичным документом (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 4 апреля 2008 г. № А52-954/2007 и от 6 февраля 2007 г. № А56-15455/2006). Другие же судьи придерживаются мнения, что накладные 1-Т и ТОРГ-12 содержат совершенно одинаковую информацию, характеризующую товар, поэтому обе бумаги являются полноценной «первичкой» (Постановление ФАС Поволжского округа от 21 декабря 2007 г. № А12-9522/07).

При этом начиная с 2013 года у бизнесменов есть возможность разработать собственный бланк накладной, взяв за основу, например, ту же форму № ТОРГ-12. Однако в данном случае необходимо, чтобы разрабатывающая собственную накладную компания выполнила два условия.

«Нестандартные» документы следует согласовать с контрагентами, которым предстоит на его основании принимать товар. Например, удобнее, если предложенная компаньоном форма накладной будет оформлена как приложение к договору поставки.

Первое – документ должен обязательно содержать реквизиты, которые установлены частью 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Сюда относятся название документа и дата его составления, наименование продавца (организации, составившей накладную), содержание процедуры, в связи с выполнением которой составлен документ, количество и стоимость товара (они должны совпадать с данными счета-фактуры), должность лица, совершившего сделку, и его подпись с указанием Ф. И. О. Или можно воспользоваться универсальным передаточным документом, который изначально объединяет в себе и накладную, и ТТН, и акты (Письмо ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/[email protected]). Есть и другое обязательное требование для компаний, сделавших выбор в пользу самостоятельно разработанной накладной: форма такого документа должна быть утверждена приказом руководителя и значиться в учетной политике предприятия.

Кроме того, из собственного опыта могу порекомендовать, что такие «нестандартные» документы следует согласовать с контрагентами, которым предстоит на его основании принимать товар. Например, удобнее, если предложенная компаньоном форма накладной будет оформлена как приложение к договору поставки.

Но вернемся к нашему вопросу разночтения в документах. Что греха таить, на практике довольно часто складывается такая ситуация, когда продавец отгрузил товаров меньше, чем он заявил в накладной. Впрочем, если сам поставщик это признает, то в этом нет ничего страшного (покупатель может попросить партнера исправить «первичку», либо самостоятельно зафиксировать расхождения в акте ТОРГ-2). Но если поставщик намерено искажает данные в накладных, причем не в обеих, а лишь в той, которая находится у него, и все для того, чтобы скрыть недопоставку уже проавансированного покупателем товара, то на мирное решение вопроса рассчитывать не приходится. Скорее всего, урегулированием инцидента придется заниматься арбитражным судьям. Именно так произошло с двумя компаниями из Санкт-Петербурга, подписавшими контракт о поставке стройматериалов.

Оплаченная недопоставка

Между двумя предприятиями был заключен договор поставки, по условиям которого продавец принимал на себя обязательства по заказу покупателя передать в собственность последнего строительные материалы, а покупатель должен был принять этот товар и оплатить его. Согласно одному из пунктов контракта, поставка осуществлялась отдельными партиями, за которые заказчик должен был вносить предоплату (не позднее 5 банковских дней с даты получения счета).

Чуть позже во исполнение договора и одного из допсоглашений к нему покупатель перечислил поставщику предварительную оплату на сумму более 5 000 000 рублей. Но, получив заказ, был неприятно удивлен: продукция явно не «покрывала» сумму аванса. Тем не менее, поставка была принята, документально оформлена, и покупатель еще какое-то время продолжал ожидать недостающий товар.

Однако, поскольку по прошествии приличного промежутка времени допоставки так и не последовало, заказчик направил в адрес компаньона претензию с требованием возвратить около четырех с половиной миллионов аванса. И когда время, отведенное поставщику для ответа, истекло, заказчику ничего не оставалось, как обратиться в арбитражный суд с иском о взыскании излишне перечисленного аванса, а также процентов за пользование чужими деньгами.

Доказательной силы не имеет

В зале суда представитель истца представил арбитрам платежные поручения, товарные накладные, оформленные по форме № ТОРГ-12, а также акты сверок, составление которых предусмотрено договором. Согласно указанным документам, заказчик перечислил поставщику более девяноста семи миллионов рублей, а последний передал покупателю товар на значительно меньшую сумму. В свою очередь, ответчик-продавец ссылался на «свои» накладные: согласно документам, в адрес покупателя был поставлен товар на сумму гораздо большую, чем аванс, около ста десяти миллионов рублей.

Внимательно проверив все документы, арбитры сочли, что представленная ответчиком «первичка» не соответствует требованиям бухгалтерского учета. Судьи напомнили, что в силу пункта 1 статьи 9 Закона о бухучете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению документом, на которых, собственно, и ведется учет. Согласно правилу, изложенному в пункте 1.2 Постановления Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132, к таким документам относится и товарная накладная по форме № ТОРГ-12, к оформлению которой предъявляются четкие требования, несоблюдение которых, по сути, делает бумагу недействительной и, соответственно, ничего не доказывающей.

Судьи напомнили, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению документом, на которых, собственно, и ведется учет. К таким относится и товарная накладная по форме № ТОРГ-12, к оформлению которой предъявляются четкие требования, несоблюдение которых, по сути, делает бумагу недействительной.

А в рассматриваемом случае ответчиком представлены так называемые объединенные накладные: первый лист товарной накладной, оформленной по форме № ТОРГ-12, без подписи и печати грузополучателя, и первый лист товарно-транспортной накладной, оформленной по форме 1-Т. В этой связи следует отметить, что товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (см. Постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78). И применяется она в случае привлечения третьего лица – грузоперевозчика. Но при фактическом исполнении сделки никакого грузоперевозчика не было. Поэтому судьи признали частичное использование накладной 1-Т некорректным, а «самодельную» накладную ответчика с суммой, превышающей внесенный заказчиком аванс, и составленный на ее основании односторонний акт – недостоверными. А вот документ, оформленный по форме № ТОРГ-12, а также составленные именно на его основании счета-фактуры арбитры сочли допустимыми доказательствами, и решили, что поданный покупателем иск следует удовлетворить полностью – и в плане взыскания задолженности за непоставленный товар, и в плане уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 августа 2014 г. по делу № А56- 7618/2014).

Недовольный таким решением, представитель продавца подал апелляцию. Но и в этой инстанции ответчика ожидало фиаско. Апелляционные арбитры полностью поддержали позицию коллег, подчеркнув, что, подписав товарные накладные и направив счета-фактуры на суммы иные, чем указаны в «его» документах, поставщик все-таки согласился с тем, что товар фактически им поставлен на меньшую сумму (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 декабря 2014 г. по делу № А56-7618/2014).

Смотрите так же:  Договор дарения в одинцово

Покупатель всегда прав

Впрочем, провал в первых двух инстанциях не охладил пыл ответчика, и представители продавца решили обратиться в кассацию. В оформленной им жалобе было указано на отсутствие у покупателя задолженности перед истцом. Они утверждали, что факт приема товара на спорную сумму подтвержден подписями и печатями истца на товарно-транспортных накладных, составленных по форме № 1-Т, тогда как накладная формы № ТОРГ-12 в данном случае выступает только как приложение, поэтому поставщик и счел возможным объединить их в один документ. И, согласно этой «сводной» накладной, истец получил от поставщика товар, стоимость которого превышает сумму предоплаты по договору поставки.

Но, проверив выводы своих коллег из первой и апелляционной инстанций, окружные арбитры подтвердили их правоту. Они напомнили, что в соответствии с пунктом 3 статьи 487 Гражданского кодекса в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок, покупатель вправе потребовать передачи продукции или возврата суммы предварительной оплаты за непереданный товар. Более того, согласно пункту 4 статьи 487 Гражданского кодекса, если продавец затягивает с поставкой уже оплаченной продукции, то на сумму «неотработанной» предоплаты поставщик должен за- платить еще и проценты.

Поддержали федеральные арбитры и вывод коллег о несостоятельности довода ответчика о доказанности поставки товара, превышающем сумму аванса. Судьи еще раз указали, что в рассматриваемом случае надлежащими и достаточными доказательствами приема-передачи по договору поставки являются документы первичного бухгалтерского учета, а именно – товарные накладные (форма № ТОРГ-12), оформленные в соответствии с требованиями законодательства.

Вместе с тем кассационные арбитры подчеркнули, что поставщик просто подогнал сумму в документах под его размер, и при этом в суде настаивал на том, что факт поставки товара на сумму аванса доказан. Но судьи признали, что, по их мнению, подписав товарные накладные и направив счета-фактуры на меньшую сумму поставки, продавец сам косвенно сознался в обмане. Кассационные арбитры подтвердили, что требования, выставленные не получившим свой заказ покупателем, вполне законны и должны быть удовлетворены полностью (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 7 мая 2015 г. № Ф07-2051/2015 по делу № А56- 7618/2014).

Анна Мишина, для журнала «Расчет»

Бухгалтерия.ру рекомендует

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>

Консультации / Законодательство в сфере ЭДО

Добрый день, у Вас был такой ответ по поводу перевода ТТН в электронный вид: «Что касается бухгалтерской первички, исходя из практики, в бумаге остается товарно-транспортная накладная, которая передается с водителем. Перевести ТТН в электронный вид можно, но достаточно затратно». В то же время на сайте Synerdocs есть другая информация: «Документы, которые разрешено применять исключительно на бумаге (копия счета-фактуры, предоставляемая агентом принципалу, товарно-транспортная накладная (ТТН), декларация соответствия и др.). «

Все-таки есть законодательно подкрепленное обоснование того, что ТТН можно перевести в электронный вид и подписать ЭП, пусть и с высокими затратами? Спасибо.

Ульяна Коровкина:

Здравствуйте! Прямого запрета по переводу ТТН в электронную форму не существует. Есть ограничения практической реализации такого перевода. Например, ТТН необходима водителю для представления по требованию в соответствующие органы. Напомним, что ТТН также необходима для подтверждения заключения договора перевозки груза (согласно Гражданскому кодексу РФ и Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта). Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается (за некоторым исключением).

Нормально ли, что в конце переходного периода контрагент подписывает документы следующим месяцем (мы – продавец, документы, например, 30.09, а контрагент подписал их 15.10)?

Могут ли принять НДС к вычету, если нет счета-фактуры?

Будет ли документ, подписанный только с одной стороны электронной подписью, принят налоговой инспекцией?

Как реализовать подписание Приказа руководителем в СЭД с помощью ЭП и допустимо ли это с точки зрения действующего законодательства?

Порядок использования электронных версий УПД в различных статусах.

Статья 785 ГК РФ. Договор перевозки груза (действующая редакция)

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 785 ГК РФ

1. Договор перевозки грузов традиционно относится к числу реальных договоров. Указание в определении на то, что перевозчик должен доставить груз, который ему уже вверен, свидетельствует о том, что передача груза осуществляется еще до заключения договора. Однако из этого правила существуют исключения, которые касаются порядка заключения договора на морском транспорте, и в некоторых случаях на автомобильном транспорте. На указанных видах транспорта договор перевозки грузов может быть заключен по консенсуальной модели.

Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и отправитель. Получатель груза в заключении договора не участвует и является выгодоприобретателем по договору. Таким образом, к рассматриваемому договору применима юридическая конструкция договора в пользу третьего лица.

Доставка груза в пункт назначения является основной обязанностью перевозчика, вытекающей из договора перевозки груза. Если пункт назначения в транспортной накладной либо коносаменте не указан, то договор перевозки груза будет беспредметным, а следовательно, не заключенным. Вместе с тем законодательством допускается возможность переадресовки груза отправителем в пути следования. Надлежащее исполнение перевозчиком обязанности по доставке грузов подразумевает соблюдение сроков перевозки. Со сроками доставки связаны: основания и размер ответственности перевозчика, возможность или невозможность исполнения обязательства по перевозке в натуре, а в отдельных случаях и размер провозной платы. Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки. Это правило содержат все транспортные уставы и кодексы (ст. 25 УЖТ РФ, ст. 67 КВВТ РФ, ст. 103 ВзК РФ, ст. 150 КТМ РФ).

В целях обеспечения сохранности груз должен быть надлежащим образом промаркирован, упакован либо затарирован. Отправительская маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи. Сохранности перевозки служит правило о пломбировании транспортных единиц и контейнеров. В целях предупреждения споров об обеспечении сохранности грузов большое значение имеет определение массы отдельных грузов, предъявляемых к перевозке. Оно направлено на индивидуализацию предмета перевозки и может производиться различными способами: по обмеру, по объемному весу, расчетным путем (например, грузы правильной геометрической формы). Масса или объем груза нетоварного характера определяется по замеру или контрольному взвешиванию по соглашению сторон. В целях обеспечения сохранности груза он может следовать в сопровождении охраны или проводника. Еще одной важной обязанностью перевозчика является выдача груза получателю в пункт назначения.

Указание на обязанность отправителя уплатить установленную плату характеризует договор перевозки грузов как возмездный. Плата может быть установлена соглашением сторон. Однако в силу того, что большая часть грузов перевозится транспортом общего пользования на основании публичного договора (ст. 426 ГК РФ), тарифы на перевозку разрабатываются перевозчиками и утверждаются Федеральной службой по тарифам России.

2. Вне зависимости от способа оформления договорных отношений между отправителем и перевозчиком в подтверждение заключения договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом). Перечисленные документы могут существовать наряду с договором перевозки грузов, заключенным в простой письменной форме. На автомобильном транспорте перевозки грузов товарного характера оформляются транспортной накладной (п. 1 ст. 8 УАТиНГЭТ). На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов состоит из: железнодорожной накладной, квитанции о приеме груза, дорожной ведомости и корешка дорожной ведомости. Формой договора воздушной перевозки является грузовая накладная (ст. 105 ВзК РФ). Корешок грузовой накладной хранится в делах аэропорта отправления. В соответствии со ст. 67 КВВТ РФ составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная, а также оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза. Договор морской перевозки груза может быть заключен в простой письменной форме. После его заключения может быть выдан коносамент, который может быть бортовым или небортовым.

3. Применимое законодательство:

4. Судебная практика:

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 08АП-1634/11;

— Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.07.2012 N Ф03-2410/12 по делу N А24-5504/2011;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 N 17АП-180/13;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 N 08АП-4014/2009;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2009 N 08АП-678/2009;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2014 N 09АП-32553/14;

— Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2012 N 08АП-5614/12;

— Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2011 N 17АП-6696/11;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 09АП-6489/11.

Для любых предложений по сайту: [email protected]