Свободное использование произведений и срок действия авторского права

Свободное использование произведений и срок действия авторского права

Понятие «использование произведения»

В Законе содержится указание на то, что «автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом» (п. 1 ст. 16 Закона), т. е. формально для любого использования произведения требуется согласие автора или иного лица, к которому перешли соответствующие исключительные права, относящиеся к тому или иному виду использования.

Закон не ставит решение вопроса о необходимости получения разрешений от правообладателей и заключения с ними договоров в зависимость от того, осуществляет ли пользователь предпринимательскую деятельность, преследует ли он какую-либо коммерческую цель, приносит ли использование произведений доход или прибыль.

Следует учитывать ряд обстоятельств, значительно ограничивающих область применения данного правила.

Во-первых, речь идет только о так называемых охраняемых произведениях, т. е. таких, которые получают охрану на территории Российской Федерации в соответствии с внутренним законодательством и международными договорами. Охрана имущественных прав на произведения в любом случае ограничена (см.: Сроки действия авторского права).

Во-вторых, несмотря на приведенную выше формулировку, возможности автора или его правопреемников по определению условий использования произведений ограничены действием иных положений Закона, существованием других законодательных актов, общими требованиями гражданского законодательства о добросовестности и разумности (например, автор не может требовать, чтобы на его произведение смотрели только левым глазом).

В п. 2 ст. 16 Закона приводится перечень отдельных видов действий (воспроизведение, распространение экземпляров, публичное исполнение, перевод и т. д.), для совершения которых необходимо получать разрешение у автора или его правопреемников. Некоторые предоставленные правообладателям права разбросаны также по иным статьям Закона.

Несмотря на бурные теоретические споры на практике обычно исходят из того, что имущественные авторские права распространяются только на эти специально предусмотренные Законом действия. Однако для описания таких действий в Законе использованы столь широкие формулировки, что существует возможность в той или иной мере подвести под них почти любой случай использования произведения. Сам Закон предусматривает ряд весьма существенных ограничений авторских прав и исключений из них.

С учетом анализа положений Закона можно выделить следующие случаи законного использования произведений:

1) использование произведений на основании разрешения обладателей исключительных прав в отношении соответствующих способов использования;

2) использование произведений на основании лицензионных соглашений, заключаемых с организациями по коллективному управлению авторскими правами (см.: Коллективное управление авторскими и смежными правами);

3) использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения – в случаях, специально предусмотренных Законом;

4) свободное использование произведений, т. е. их использование без получения разрешения от правообладателей и без выплаты им вознаграждения – в случаях, когда Законом установлены соответствующие ограничения авторских прав или когда произведения не охраняются (например, в связи с истечением срока действия авторских прав на них).

Использование произведения с согласия правообладателя и с выплатой вознаграждения

Согласно общему правилу правомерное использование произведений должно осуществляться с согласия обладателей исключительных прав, относящихся к соответствующему способу использования произведения.

Такое согласие (разрешение) желательно оформлять путем заключения договора в письменной форме с соблюдением всех требований, установленных для авторских договоров (см.: Переход и передача авторских прав).

Использование произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения

В специально установленных Законом случаях допускается использование произведения без согласия правообладателей, но предусматривается необходимость выплаты им особого вознаграждения.

(См. подробнее: Право на дополнительное вознаграждение.)

В настоящее время в подавляющем большинстве случаев дополнительное вознаграждение в России не собирается, что объясняется как невозможностью эффективного воздействия на неплательщиков (например, в виде запрета использования произведений, поскольку сам Закон разрешает осуществлять такое использование без согласия правообладателей), так и отсутствием необходимых организационных усилий по созданию и поддержке систем реализации таких прав на коллективной основе.

Использование произведения без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения (свободное использование произведений)

Из буквального толкования Закона следует, что использование любых охраняемых в соответствии с ним произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения допускается только в специально предусмотренных законодательством случаях ограничений исключительных прав. Основные ограничения установлены ст. 18–25 Закона, положения которых далеко не всегда могут быть истолкованы однозначно.

Интересно отметить, что, если в Закон не будут внесены новые изменения, то большинство установленных Законом ограничений авторских прав после 1 сентября 2006 г. оказываются неприменимыми при использовании произведений в Интернете или иных цифровых сетях в связи с вступлением в силу положений, относящихся к новому праву на доведение до всеобщего сведения, к которому рассматриваемые ограничения не применяются.

Для практических целей может быть предложен следующий перечень допускаемых Законом случаев свободного использования охраняемых произведений.

Данное ограничение авторских прав не применяется в случаях, указанных в п. 2 ст. 18 Закона. Так, не допускается без согласия правообладателей:

• копирование гражданами полностью книг и нотных текстов (разумеется, отследить случаи подобного копирования чаще всего невозможно);

• «копирование» (строительство) зданий без согласия обладателей прав на произведение архитектуры;

• воспроизведение компьютерных программ и баз данных, кроме случаев, специально предусмотренных ст. 25 Закона.

Допускается только при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 19 Закона. Так, обязательно должны указываться имя автора и источник.

Многие понятия (например, «цитирование», «иллюстрация» и др.) не имеют общепризнанных определений. Объемы допускаемого свободного использования отчетливо в Законе не определены, судебная практика не развита. Представляется возможным рекомендовать придерживаться ограниченного толкования любых установленных Законом ограничений авторских прав.

Ограничения авторских прав распространяются только на отдельные случаи копирования произведений библиотеками, архивами и образовательными учреждениями (п. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона). Во всех остальных случаях использование произведений должно осуществляться ими на общих основаниях, т. е. в соответствии с договором, заключенным с правообладателем, или лицензионным соглашением, заключенным с организацией по коллективному управлению авторскими правами.

Данное ограничение авторских прав действует в отношении произведений архитектуры, скульптур, картин и иных произведений изобразительного искусства, которые постоянно расположены на улицах, в парках и иных местах, открытых для свободного посещения, и могут случайно попасть в объектив кинокамеры или фотоаппарата. Иной подход формально сделал бы невозможным почти любую кино– или фотосъемку в современном городе.

Однако данное ограничение не применяется, если охраняемый авторским правом объект является основной частью изображения или его изображение используется для коммерческих целей. В этих случаях для использования произведения необходимо получать согласие от правообладателей.

На практике подобное ограничение применяется в отношении любых действий, совершаемых в рамках гражданского или уголовного судопроизводства, а также для целей рассмотрения административных дел.

В подобных случаях действие публичного права подавляет действие частного права. Правоохранительные органы в соответствии с регламентирующими их деятельность законодательными актами могут воспроизводить или иным образом использовать произведения при выполнении своих функций.

Радио– и телевещательные организации, получившие право на передачу в эфир каких-либо произведений, вправе, уже не спрашивая согласия у правообладателей, делать для своих передач так называемые записи краткосрочного пользования, «эфемерные записи», таких произведений. Предполагается, что создание подобных «эфемерных записей» произведений является необходимым для нормального осуществления вещания. Отсутствие такого исключения сделало бы незаконным преобразование формата записи, отложенную трансляцию и т. д.

Хотя в Законе речь идет только об организациях эфирного вещания, на практике подобные действия часто совершают и организации кабельного вещания.

Дополнительно можно отметить, что создание и хранение российскими вещательными организациями записей передач является обязательным в силу действия законодательства о средствах массовой информации и законодательства об обязательном экземпляре документов.

Особые ограничения авторских прав устанавливаются в отношении компьютерных программ и баз данных. Допускается, в частности, внесение в компьютерную программу изменений, необходимых для ее функционирования, а также создание резервной копии такой программы.

Вопросам охраны прав на компьютерные программы посвящен также отдельный Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который предусматривает аналогичные исключения.

Особенности использования произведений при коллективном управлении имущественными авторскими правами

При некоторых видах использования произведений вместо договора с каждым из правообладателей могут заключаться особые лицензионные соглашения с организациями по коллективному управлению авторскими правами (авторскими обществами).

Закон предусматривает возможность применения системы так называемых расширенных лицензий, при которых такие организации могут действовать от имени всех правообладателей, независимо от наличия у них договора с каждым из них. В таких случаях фактически имеет место использование произведения с подразумеваемым согласием правообладателя и выплатой вознаграждения через организацию по коллективному управлению.

(См. подробнее: Коллективное управление имущественными авторскими и смежными правами.)

Срок действия авторского права (срок охраны авторского права)

Под сроком действия авторского права понимают срок действия имущественных прав на произведение, т. е. срок, в течение которого для использования произведения должно получаться разрешение от правообладателя.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что срок действия авторских прав всегда определяется в календарных годах, т. е. при его определении имеет значение только год, в котором произошло то или иное событие, послужившее началом для отсчета срока, вне зависимости от того, в какой день и в каком месяце оно имело место. Его окончание всегда будет приходиться на 31 декабря последнего года срока действия авторских прав. После истечения такого срока произведения переходят в так называемое общественное достояние и могут свободно использоваться всеми желающими.

Понятие «срок действия авторского права» – условно, поскольку отдельные личные неимущественные права (моральные права) действуют бессрочно. Даже после перехода произведения в общественное достояние при его использовании должно указываться имя его автора, авторство не должно присваиваться другими лицами, в произведение не должны вноситься искажения, способные нанести ущерб чести и достоинству умершего автора.

После смерти автора его имущественные права реализуют его наследники или иные правопреемники.

Охрану личных неимущественных прав после смерти автора вправе осуществлять специально назначенное автором лицо, наследники автора или специально уполномоченный орган Российской Федерации, который в настоящее время не определен.

Осуществление расчета сроков действия имущественных авторских прав, особенно после внесения последних изменений в Закон (в 2004 г.), оказывается очень непростой задачей ввиду наличия большого числа оснований, в связи с которыми срок может оказаться больше или меньше стандартного.

Можно рекомендовать следующий алгоритм определения срока охраны имущественных авторских прав, который для удобства разбит на несколько частей, в зависимости от вопросов, на которые необходимо найти ответы. Предлагаемый алгоритм, разумеется, имеет упрощенный характер и не может охватывать абсолютно все случаи (так, из рассмотрения исключается ряд случаев, относящихся к необнародованным произведениям), но на практике он представляется вполне применимым.

1. Следует учитывать дополнительные сложности, которые могут возникать в тех случаях, когда произведения могут одновременно претендовать на охрану как непосредственно на основании закона, так и в соответствии с международным договором. Например, если произведение российского автора впервые было опубликовано за рубежом в одной из стран – членов Бернской конвенции, то именно та страна будет считаться страной происхождения такого произведения. В связи с этим появится возможность сразу двух вариантов подсчета срока. Как представляется, применяться должен наиболее длительный из них, однако судебная практика по данному вопросу пока отсутствует.

2. Особый порядок подсчета срока действия авторских прав установлен для созданных в период существования СССР аудиовизуальных произведений и ряда иных произведений, авторские права на которые в соответствии с действовавшим до 1992 г. законодательством закреплялись за государственными организациями.

1. Срок охраны авторских прав на российские произведения

В соответствии с общим правилом имущественные авторские права на произведение действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. До внесения в 2004 г. изменений в Закон срок действия авторских прав составлял время жизни автора и 50 лет после его смерти, что полностью соответствовало требованиям Бернской конвенции.

Установленный в настоящее время более длительный срок отражает общую тенденцию увеличения срока действия авторских прав в развитых странах мира, в том числе в странах ЕС, США, Японии.

Наряду с общим правилом в российском законодательстве существует множество оснований для применения более длительных или более коротких сроков.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ все приведенные далее правила исчисления и продления срока применяются только в тех случаях, когда на день вступления в силу указанного Федерального закона (26 июля 2004 г.) не истек ранее предоставлявшийся 50-летний срок действия авторских прав. Таким образом, если какие-либо произведения по состоянию на указанную дату уже не охранялись, то их охрана не восстанавливается, даже если формально из приведенных далее правил расчета срока действия авторских прав следует иное.

В свою очередь, определение того, истек ли срок действия авторских прав на произведение к 2004 г., требует отдельной проверки, алгоритм которой приведен далее.

Для проверки того, охранялось ли произведение в 2004 г., необходимо проверить, не истек ли по состоянию на 2004 г. ранее предоставлявшийся срок действия авторских прав, который определялся точно так же, но вместо упоминания о 70 годах в ст. 27 Закона содержалось указание на 50 лет.

Таким образом, срок действия авторских прав на произведение в 2004 г. продлевался, если по состоянию на 1 января 2004 г. было верно хотя бы одно из следующих утверждений:

• не прошло 50 лет после года смерти автора;

• произведение было обнародовано анонимно или под псевдонимом, и не прошло 50 лет после года обнародования;

• произведение было создано в соавторстве, и не прошло 50 лет после года смерти последнего из соавторов;

• произведение было впервые опубликовано после смерти автора, и не прошло 50 лет после года первого издания или иного опубликования произведения;

Смотрите так же:  Кадастровый паспорт срок действия 2018

• автор был репрессирован, затем реабилитирован посмертно и после года его посмертной реабилитации не прошло 50 лет;

• автор работал в 1941–1945 гг., в связи с чем срок охраны его прав увеличивался на 4 года и такой увеличенный срок охраны не истек к 2004 г.

2. Срок охраны авторских прав на иностранные произведения

Иностранные правообладатели оказались в настоящее время в несколько более привилегированном положении по сравнению с наследниками российских авторов.

Охрана прав на иностранные произведения предоставляется в России на основании международных договоров, в частности Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой участвует подавляющее большинство стран мира. При этом права на иностранные произведения в большинстве случаев охраняются на протяжении 70 лет после смерти авторов произведений, если в стране их происхождения не установлены более краткие сроки охраны.

3. Срок охраны авторских прав на созданные в период существования СССР (до 1992 г.) фильмы, научные сборники, энциклопедические словари, журналы и другие периодические издания

В соответствии с законодательством, действовавшим в период существования СССР, особые авторские права в отношении таких произведений закреплялись за государственными организациями и действовали бессрочно, переходя к правопреемникам таких организаций, а в случае их ликвидации – к государству.

С 1993 г. срок действия авторских прав юридических лиц был ограничен 50 годами со дня (года) обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, то со дня создания произведения. В 2004 г. этот срок был продлен до 70 лет после года обнародования произведения или года его создания, если оно не было обнародовано.

Некоторые примеры расчетов

Автор романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков умер в 1940 г. Роман впервые был опубликован уже после смерти писателя в 1966–1967 гг. (издание осуществлялось частями в виде журнальных публикаций), следовательно, срок действия авторских прав на это произведение истекает только в 2037 г. Срок действия авторских прав на некоторые другие произведения М.А. Булгакова истечет еще позже, поскольку только после смерти писателя были опубликованы его произведения «Собачье сердце» (1987), «Театральный роман» (1965) и др.

Писатель И.Э. Бабель, автор сборников новелл «Конармия» (1926), «Одесские рассказы» (1931), пьес «Закат» (1928), «Мария» (1935), был репрессирован и погиб в 1940 г., а затем посмертно реабилитирован в 1954 г. Поскольку авторские права на его произведения по состоянию на 2004 г. еще не перешли в общественное достояние (к 2004 г. не закончились 50 лет с момента реабилитации), то его авторские права до сих пор охраняются и будут действовать до 31 декабря 2024 г.

Проиллюстрировать разницу в подходах можно на примере охраны авторских прав писателя А.Н. Толстого, умершего в 1945 г. Его произведения в соответствии с ранее действовавшим законодательством перестали охраняться еще в период существования СССР. Однако согласно установленным Законом в 1993 г. новым правилам исчисления сроков авторские права А.Н. Толстого должны были охраняться до конца 1999 г. с учетом предусмотренного законом в то время общего правила об окончании срока действия авторских прав через 50 лет после смерти автора и продления срока их действия в данном случае на 4 года в связи с работой автора в период Великой Отечественной войны. Наследникам А.Н. Толстого в середине 1990-х гг. удалось успешно отстаивать свои права в судебном порядке.

При отсутствии сделанной при последнем продлении сроков оговорки о том, что истекшие к 2004 г. сроки охраны не восстанавливаются, авторские права А.Н. Толстого действовали бы до 2019 г. Принятая оговорка привела к тому, что, поскольку срок действия авторских прав на его произведения истек еще в 1999 г., они по-прежнему находятся в общественном достоянии.

Произведения умершего в 1956 г. английского писателя Алана Милна, автора книг о Винни-Пухе и его друзьях, будут охраняться в России, как минимум, до 2026 г.

Срок охраны в России авторских прав на произведения шведского писателя Яльмара Сёдерберга (Hjalmar Soderberg), умершего в 1941 г., истечет только в 2011 г.

По окончании срока действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние, т. е. могут использоваться любыми лицами без получения согласия от наследников или иных правопреемников авторов и без выплаты им вознаграждения.

Закон предусматривает возможность установления Правительством Российской Федерации особых отчислений за отдельные случаи использования перешедших в общественное достояние произведений, однако в настоящее время размер и формы таких отчислений не установлены.

Вечное бремя. Рисунок Оноре Домье. 1867

Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях

Развитие российского сегмента сети Интернет и иных цифровых сетей обусловило попытку описать с правовой точки зрения новые виды использования произведений и объектов смежных прав, которые стали возможны в новых технологических условиях.

Следует сразу отметить, что использование произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, с точки зрения российского законодательства, не может рассматриваться как их распространение, поскольку под распространением экземпляров произведений в законе понимается только передача уже созданных, конкретных экземпляров на материальных носителях, например, продажа отдельной книги или всего выпущенного тиража издания, сдача в прокат видеокассеты и т. д.

Все эти примеры подразумевают передачу конкретного материального носителя, а не сообщение произведений с помощью передачи сигналов по каким-либо сетям. При таком сообщении на принимающей стороне создается новая копия произведения и не происходит передачи (распространения) ранее существовавшего экземпляра.

Разумеется, огромное влияние на развитие охраны авторских и смежных прав в российском Интернете и иных цифровых сетях оказали разработанные Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС / WIPO) и принятые в 1996 г. новые международные договоры – Договор ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Отчасти благодаря их влиянию на протяжении последних лет широкое признание получил подход, основанный на выделении трех этапов процесса использования произведений и объектов смежных прав в цифровых интерактивных сетях.

Каждому из этих этапов соответствовало вполне определенное правомочие, законодательно закрепленное за правообладателем в Законе.

Затрагиваемые на каждом из этапов использования произведения в цифровой сети виды исключительных прав приведены в таблице.

В большинстве случаев на этапе загрузки произведения на компьютер представителя публики имеет место воспроизведение в личных целях, которое вообще не подпадает под действие предусмотренных законом исключительных прав.

До принятия в 2004 г. изменений к Закону контроль за использованием произведений в цифровых сетях, в том числе в Интернете, осуществлялся преимущественно на основании имеющейся у правообладателей возможности разрешать или запрещать воспроизведение охраняемых объектов, а также их сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Аналогичный подход имел место и в отношении смежных прав. При всех недостатках такого подхода он вносил какую-то определенность в складывающиеся правоотношения.

В 2004 г. в Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми авторам, исполнителям и производителям фонограмм предоставлено особое исключительное право на доведение до всеобщего сведения, призванное отразить особенности использования произведений и объектов смежных прав в интерактивном режиме в Интернете и иных цифровых сетях. Все относящиеся к данному праву положения Закона вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Право на доведение до всеобщего сведения должно стать аналогом предусмотренного ст. 8 Договора ВОИС об авторском праве 1996 г. (ДАП / WCT) права делать произведения доступными для публики («the making available to the public of their works»), являющегося одной из разновидностей общего права на сообщение произведения для всеобщего сведения по проводам или беспроводными средствами, которому, собственно, и посвящена ст. 8 ДАП («any communication to the public of their works, by wire or wireless means»).

В отношении исполнений и фонограмм аналогичное право предусмотрено ст. 10 и 14 Договора ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ / WPPT). Россия готовится присоединиться к этим международным договорам, что, возможно, повлечет внесение новых изменений в Закон.

В настоящее время возникают весьма серьезные споры относительно случаев, к которым применимо право на доведение до всеобщего сведения лиц, которым оно принадлежит, возможных ограничений данного права, порядка его реализации и т. д.

Коллеги, к чему спорить за стенами суда? Рисунок Оноре Домье. 1845

Свободное использование произведений и срок действия авторского права

По общему правилу использование произведения автора другими лицами допускается только с разрешения автора и с выплатой ему вознаграждения.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:

1. Воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;

2. Воспроизведения баз данных или их существенных частей;

3. Воспроизведения программ для ЭВМ, кроме следующих случаев:

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных (пользователь), вправе без разрешения автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения:

1) внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;

2) изготовить копию программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования. При этом копия программы для ЭВМ или базы данных не может быть использована в иных целях, чем цели, указанные в пункте 1, и должна быть уничтожена, если владение экземпляром таких программы или базы данных перестало быть правомерным.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения изучать, исследовать или испытывать функционирование такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ.

Лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ) или поручить иным лицам осуществить эти действия, если они необходимы для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, при соблюдении следующих условий:

1) информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;

2) указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;

3) информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, не может передаваться иным лицам, за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами, а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ.

Использование вышеперечисленных прав не должно наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.

4. Репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов. Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.

5. Видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Решая вопрос о том, относятся ли лица к обычному кругу семьи, необходимо учитывать родственные отношения и личные связи, периоды общения, характер взаимоотношений и другие значимые обстоятельства.

6. Воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

В случае, когда воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений осуществляется исключительно в личных целях, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и аудиовизуальных произведений имеют право на вознаграждение. Такое вознаграждение имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках;

5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) воспроизведение без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами.

Смотрите так же:  Через сколько можно купить дом за материнский капитал

В случае, когда библиотека предоставляет экземпляры произведений, правомерно введенные в гражданский оборот, во временное безвозмездное пользование, такое пользование допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли:

1) правомерно опубликованного произведения — библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;

2) отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) — библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение:

· сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях;

· публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии;

· воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Организация эфирного вещания вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер.

Произведения, перешедшие в общественное достояние по истечении срока действия авторского права, а также произведения, ставшие общественным достоянием по другим причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Свободное использование объектов авторского права

«Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ», 2008, N 7

У каждого произведения, охраняемого авторским правом, есть свой правообладатель, которому принадлежит исключительное (имущественное) право. Только это лицо вправе распоряжаться данным произведением. При этом не всегда именно автор произведения является его правообладателем. К примеру, правообладателем служебного произведения является не его автор, а работодатель.

Правообладатель, согласно ГК РФ, может использовать произведение сам, разрешать или запрещать другим лицам его использование, а может передать свое исключительное право другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или передать право использования произведения (лицензионный договор). Учтите, что действие исключительного права на произведение ограничено вполне конкретным сроком.

Возможно ли использование охраняемых произведений без согласия правообладателя, без заключения с ним договора и без выплаты вознаграждения? ГК РФ предусматривает ряд ситуаций и условий, при которых можно «без разрешения» пользоваться авторскими произведениями, не нарушая при этом права правообладателя, и, следовательно, не нести ответственности.

Внимание — контрафакт!

Перед тем как мы расскажем о случаях безопасного использования авторских произведений, поясним, что такое контрафакт (сокращение от «контрафактный»). В ГК РФ используется именно понятие «контрафактный» (ст. 1252 ГК РФ). В буквальном смысле контрафакт — незаконный экземпляр.

Фрагмент документа. Пункт 4 статьи 1252 Гражданского кодекса РФ

Подробно о контрафактных экземплярах произведений сказано в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15. В частности, контрафактными могут признаваться и законно изготовленные экземпляры в том случае, если их использование происходит с нарушением авторского права (например, нарушены условия договора, заключенного с правообладателем).

Позднее в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 судьи определили, что под экземпляром произведения понимается его копия, изготовленная в любой материальной форме, в том числе в виде информации на машиночитаемом носителе (в частности, CD- и DVD-диске).

Еще одной категорией контрафактных экземпляров произведений являются те, в которых одновременно с «законными» объектами авторского права используются и «незаконные». Например, в каталоге несколько эскизов опубликованы с согласия правообладателя, а часть — без такового. Подобные экземпляры перестают быть контрафактными при удалении из них неправомерно используемых произведений.

Следовательно, когда предприниматель без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения изготавливает, распространяет или использует экземпляры охраняемых произведений и при этом данные действия не подпадают под указанные далее законные случаи их свободного использования, то такие экземпляры будут признаны контрафактными.

За нарушение авторских прав действующее законодательство предусматривает наступление административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Контрафактные экземпляры по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой-либо компенсации (ст. 1252 ГК РФ).

Переход в общественное достояние

Одним из самых распространенных случаев свободного использования объектов авторского права является их использование после перехода в общественное достояние.

Действия, которые включены в понятие «использование произведения», перечислены в ст. 1270 ГК РФ. В частности, свободное использование произведения означает возможность его воспроизведения (например, копирование произведения полностью или в части), распространения, публичного показа, проката, публичного исполнения и т.д.

Что нужно для перехода произведения в общественное достояние? На первый взгляд может показаться, что определенную роль в данном случае играет общественная значимость произведения. Это мнение является ошибочным. Переход произведения в общественное достояние происходит тогда, когда истек срок действия исключительного права на него у законного правообладателя (ст. 1282 ГК РФ). Художественная, научная или иная ценность произведения не имеет значения. Не важно также, было это произведение обнародовано или нет (например, рукопись пролежала в столе).

Однако если исключительное право в отношении такого произведения уже не действует, то личные неимущественные права автора (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения) сохраняются. Это означает, что:

  • переход произведения в общественное достояние не отменяет факт существования автора данного произведения;
  • необходимо указывать имя автора тем способом, который определил сам автор (например, подписав произведение псевдонимом);
  • нельзя использовать такое произведение под своим именем (плагиат);
  • не допускается вносить в произведение сокращения или дополнения без согласия автора.

Справка. Законодательство предусматривает наступление уголовной ответственности за нарушение авторских прав путем присвоения авторства (плагиата) (п. 1 ст. 146 УК РФ). Нарушителю грозит штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты (иного дохода) за период до 18 месяцев. Либо преступнику придется посвятить от 180 до 240 часов общественным работам или его арестуют на срок до полугода.

Это нарушение может проявляться в следующих действиях:

  • объявление себя автором чужого произведения;
  • выпуск чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем;
  • издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имен (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14).

В случаях, когда произведение, перешедшее в общественное достояние, не было до настоящего момента обнародовано, любой человек вправе его обнародовать. Но должно выполняться следующее условие: автор в своих завещаниях, письмах, дневниках (то есть в любой письменной форме) не писал, что он запрещает обнародовать данное произведение

Кстати, для перехода произведения в общественное достояние не требуется соблюдения каких-либо формальностей (например, уведомления органов государственной власти, направления заявлений и пр.). Этот переход происходит автоматически. Главное, чтобы закончился срок действия исключительного права на произведение. Указанный срок и исключения из него устанавливает ст. 1281 ГК РФ.

Так, по общему правилу исключительное право на произведение действует в течение жизни автора плюс 70 лет после его смерти. Течение указанного семидесятилетия начинается с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

В некоторых случаях данный срок начинает исчисляться по-иному:

  • для произведений, созданных в соавторстве, — с 1 января года, следующего за годом смерти автора, пережившего других соавторов;
  • для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, — с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования.

Однако если в течение этого срока автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений (например, найдут документальное подтверждение того, что автором был конкретный человек), то исключительное право будет действовать по общему правилу — в течение жизни автора плюс 70 лет после его смерти;

  • для произведений, обнародованных после смерти автора, — с 1 января года, следующего за годом его обнародования (если обнародование произошло в течение 70 лет после смерти автора);
  • для произведений, созданных авторами, которые были репрессированы и посмертно реабилитированы, — с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора;
  • для произведений, созданных авторами, работавшими в годы ВОВ, общий срок (70 лет) увеличивается на 4 года.

Указанные сроки применяются во всех случаях, когда к 1 января 1993 г. не истек установленный ранее 50-летний срок действия авторского права (ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ). Использовать произведение можно как полностью, так и частично (фрагменты, отрывки и др.).

Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения

Еще один случай свободного использования произведения предусматривает ст. 1272 ГК РФ, согласно которой допускается дальнейшее распространение произведения (или его экземпляров) без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения. При этом произведения (его экземпляры) должны быть:

  • правомерно опубликованы;
  • введены в гражданский оборот на территории нашей страны путем их продажи или иного отчуждения.

Исключением являются случаи последующей продажи произведений изобразительного искусства (например, картин) и авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

В отношении указанных видов произведений действует так называемое право следования. Это право означает, что при каждой последующей публичной перепродаже автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентов от цены перепродажи (ст. 1293 ГК РФ). При этом имеется в виду не всякая перепродажа, а только та, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация.

Следовательно, перепродажа картины без участия указанных организаций означает, что дополнительных отчислений автору не полагается.

Размер процентных отчислений, а также условия и порядок их выплаты определяются Правительством РФ. Правила выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. N 285. В качестве Приложения к Постановлению утвержден и размер вознаграждения. К примеру, если цена перепродажи до 100 тыс. руб. включительно, то автору полагается 5% от этой цены.

Право следования неотчуждаемо (то есть автор картины не может передать это право третьему лицу). Оно даже может переходить к наследникам автора. Однако только на срок действия исключительного права на произведение.

Воспроизведение в личных целях

В некоторых случаях возникает необходимость использования охраняемого законом произведения в каких-либо личных целях. Например, сделать копию понравившейся картины и повесить ее в кабинете или отксерокопировать часть текста книги и т.п. Нужно ли каждый раз искать автора и просить его согласия на эти действия? К счастью, нет. Статья 1273 ГК РФ допускает свободное воспроизведение произведения в личных целях.

Воспроизведение — это изготовление одного или более экземпляров произведения (ст. 1270 ГК РФ). Кстати, о количестве экземпляров, которые можно изготовить в личных целях, в ГК РФ ничего не сказано. Значит, можно изготовить любое количество экземпляров.

Свободное изготовление экземпляра допускается только при соблюдении следующих условий:

  • произведение уже было обнародовано (стало доступным широкой аудитории с согласия автора);
  • экземпляры изготавливает гражданин (следовательно, для юридических лиц такое воспроизведение в личных целях недопустимо);
  • экземпляры делаются исключительно в личных целях.

Изготовленные в личных целях экземпляры произведения не должны попасть в оборот путем каких-либо сделок (продажи, договора о безвозмездном использовании, мены, аренды, сдачи в прокат, дарения), поскольку в данном случае их использование будет выходить за рамки личных некоммерческих целей. Экземпляр, изготовленный в личных целях, но затем, например, проданный, будет являться контрафактным.

Пример 1. Если предприниматель Иванов П.Л. запишет радио- или телепередачу для семейного просмотра, перепишет музыкальную композицию с лазерного диска на свой mp3-плеер или распечатает текст книги для чтения в дороге, перед нами — типичные примеры воспроизведения в личных целях. Но если телепередача будет издана на диске для продажи на своем лотке, переписанную с диска мелодию предприниматель предложит клиентам за деньги «закачать» в мобильный телефон, а распечатанный рассказ будет перепродаваться, то налицо коммерческие цели. А это запрещено законом, так как в указанных выше «незаконных» случаях экземпляры охраняемых произведений, воспроизведенные в коммерческих целях, будут контрафактными.

Однако и для воспроизведения в личных целях есть ограничения. Так, нельзя:

  • строить здания и сооружения, которые по форме повторяют произведения архитектуры;
  • полностью репродуцировать книги и нотные тексты (частичное репродуцирование разрешено).

При этом под репродуцированием понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания (например, изготовление копий на копировальном аппарате — ксероксе). Воспроизведение произведения или его хранение в электронной, цифровой, оптической или машиночитаемой форме не считается репродуцированием. Под запретом репродуцирования книг полностью понимается изготовление копии всей книги с обложкой. Частично копировать содержание книги можно.

Смотрите так же:  Заявление о принятии гражданства рф ребенку

Кстати, если следовать закону дословно, то фактически копирование книги без обложки уже не будет копированием книги полностью. По мнению некоторых специалистов (это мнение встречается в юридической литературе), частичное репродуцирование представляет собой до 50% объема. Однако с этим можно поспорить. Кроме того, по данному вопросу нет судебной практики;

  • осуществлять видеозапись аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (например, запись фильма на цифровую или видеокамеру при его просмотре в кинотеатре. Именно таким путем производится значительная часть «пиратской» или, другими словами, контрафактной видеопродукции);
  • воспроизводить аудиовизуальное произведение с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Программы для ЭВМ и базы данных

Что касается воспроизведения в личных целях программ для ЭВМ и баз данных (или их существенных частей), то по общему правилу их воспроизведение запрещено (ст. 1273 ГК РФ). Однако есть исключения, которые предусмотрены ст. 1280 ГК РФ. Рассмотрим их подробнее.

Если предприниматель (пользователь) правомерно владеет экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных, то он вправе:

  • внести изменения в программу или базу данных;

Речь идет только об изменениях в целях функционирования компьютерных программ и баз данных на технических средствах пользователя. Грубо говоря, пользователь может «подогнать» программу или базу данных под свои технические возможности;

  • осуществлять необходимые действия для функционирования компьютерных программ или баз данных, в том числе записывать и хранить в памяти компьютера (одной ЭВМ или одного пользователя сети).

Пример 2. Предприниматель купил для установки на компьютере руководителя отдела продаж лицензионную программу с правовой базой. Однако эта программа требуется не только данному сотруднику, но и всему офису. Что делать? Если он просто скопирует данную программу на все остальные ЭВМ, то это будет нарушением авторских прав. Поэтому выходом из такой ситуации может стать покупка сетевой версии программы;

  • исправлять явные ошибки (если иное не предусмотрено договором с правообладателем);
  • изготовить копию программы или базы данных, когда правомерно приобретенный экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования.

Пример 3. Предположим, у предпринимателя из предыдущего примера вышел из строя компьютер с установленной лицензионной программой. Тогда можно на новый установить копию данной программы. Получается, что данному предпринимателю не нужно в описанной ситуации покупать еще одну лицензионную программу.

Копия программы, сделанная взамен утраченного или уничтоженного экземпляра (при условии, что он приобретен законно), не будет контрафактной;

  • изготовить копию программы или базы данных для архивных целей;
  • изучать, исследовать или испытывать функционирование программы (путем вышеперечисленных действий);
  • декомпилировать программу (т.е. воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст).

Информационные, научные, учебные или культурные цели

Согласно ст. 1274 ГК РФ можно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения использовать любое произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях. При этом необходимо указывать имя автора используемого произведения и источник. Само произведение должно быть ранее правомерно обнародовано.

Итак, в перечисленных выше целях допускается:

  • цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.

Обратите внимание, что нельзя цитировать чужое произведение с целью художественного воздействия. То есть создавая новое произведение, его автор может включить туда отрывки «творений» иных авторов только с их согласия.

Например, можно включить отрывок романа в речь без согласия автора романа в том случае, если речь произносится в научных, полемических, критических или информационных целях. Что касается эпиграфа, то согласно ГК РФ требуется согласие автора, если эпиграф использован в целях, не предусмотренных ст. 1274 ГК РФ. Использование в качестве слогана цитаты для рекламной кампании — только с согласия автора цитаты (правообладателя), поскольку это уже использование явно в коммерческих целях. То же самое касается использования названий и изображений литературных героев в качестве названий;

  • использование произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера.

Напомним, что произведениями являются все объекты авторского права, в том числе изобразительного искусства и музыкальные. Например, возможно цитирование не только литературных текстов, но и музыкальных произведений и отрывков картин, рисунков.

Пример 4. Предприниматель написал учебник по бизнесу и записал к нему учебный видеокурс. При этом он включил в свои книгу и видеозапись отрывки чужих произведений. В качестве некоторых иллюстраций он использовал фотографии, карикатуры и комиксы. А в видеокурс он вставил фрагменты известных кинофильмов;

  • публикация в прессе, сообщение в эфир или по кабелю журнальных или газетных статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам. Кроме того, можно таким образом обнародовать публично произнесенные политические речи, обращения, доклады и другие аналогичные произведения. При этом за авторами докладов (обращений, речей) сохраняется право на их опубликование в сборниках;
  • воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения авторских работ в обзорах текущих событий. Эти произведения становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. Подобное воспроизведение может быть осуществлено путем сообщения в эфир или по кабелю, а также средствами фотографии или кинематографии. Речь идет о случаях, когда авторское произведение не используется как информационный повод, а является сопутствующей частью. Нередко в данной ситуации охраняемые произведения используются случайно. Например, в сюжете о каком-либо событии на заднем плане показана картина, попавшая в объектив фотокамеры.

Пример 5. В обзоре текущих событий (к примеру, фотохронике дня) на заднем плане фотографий могут быть использованы охраняемые законом произведения (картина, архитектурное сооружение). В видеохронике — фоном использовано музыкальное произведение;

  • воспроизведение каких-либо произведений для слепых рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами. При этом данные произведения ранее правомерно опубликованы и не были предназначены для изготовления специальными способами. Естественно, воспроизведение осуществляется не в целях извлечения прибыли.

Примером может быть изготовление копии опубликованной книги рельефно-точечным шрифтом в подарок слабовидящему человеку. Использование произведений (как правило, литературных) в библиотеках также подпадает под действие ст. 1274 ГК РФ. Так, библиотеки вправе предоставлять экземпляры произведений во временное безвозмездное пользование без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения. Эти экземпляры не должны быть контрафактными.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ «О библиотечном деле» библиотека — это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Что касается документов, хранящихся в библиотеках, то согласно указанному Закону документ — материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения. Следовательно, под понятие библиотека также подпадают фонотеки.

Допустим, произведение содержится в цифровой форме (к примеру, на диске). Его можно легко скопировать. Поэтому ГК РФ специально оговаривает, что экземпляры произведений в цифровой форме могут предоставляться только в помещениях библиотек. Причем у пользователя не должно быть возможности создать цифровую копию. Однако он всегда может сделать в личных целях бумажную копию. Нередко произведения, охраняемые авторским правом, лежат в основе каких-либо пародий или карикатур. Является ли обязательным согласие автора (правообладателя) такого произведения на подобное преобразование? Как отмечается в ст. 1274 ГК РФ, создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) произведения и использование этой пародии либо карикатуры допускаются без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

А если, допустим, предприниматель хочет использовать изображение, например, мультипликационного героя в качестве логотипа? Для этого ему потребуется согласие его правообладателя. Правообладателем может выступать как автор персонажа, так и киностудия. Объем прав автора персонажа зависит от договора (и его условий), заключенного между автором и киностудией.

Репродуцирование

Допускается свободное репродуцирование произведений (т.е. изготовление факсимильных копий не в целях издания) (ст. 1275 ГК РФ). Необходимые условия:

  • следует указывать имя автора и источник заимствования;
  • копия изготавливается в единственном экземпляре;
  • репродуцирование осуществляется не для извлечения прибыли;
  • произведение является правомерно опубликованным.

При соблюдении указанных условий допускается:

  1. изготовление библиотеками и архивами копий целых произведений для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров, а также для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;
  2. изготовление библиотеками и архивами копий отдельных статей и малообъемных произведений, опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, а также коротких отрывков из опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) для использования в учебных или научных целях (по запросам физических лиц).

Например, предприниматель, оказывающий услуги по обучению (курсы, семинары, тренинги), вправе обратиться в библиотеку или архив за получением копий перечисленных документов. Согласия автора документа (произведения) и выплаты ему вознаграждения не требуется;

  1. изготовление образовательными учреждениями (школами, колледжами, институтами — как государственными, так и негосударственными) копий отдельных статей и коротких отрывков из опубликованных письменных произведений для аудиторных занятий.

Таким образом, очень четко определены субъекты, которым позволено свободное копирование (репродуцирование), и цели копирования.

Использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения

Можно свободно использовать постоянно находящиеся в месте, открытом для свободного посещения:

  • фотографии;
  • архитектурные сооружения;
  • произведения изобразительного искусства.

К месту, открытому для свободного посещения, относятся парки, музеи, выставки. Частный земельный участок или домовладение не относятся к местам, открытым для свободного посещения.

При этом указанные произведения могут быть использованы только определенными способами:

  • путем воспроизведения (к примеру, фотография памятника);
  • посредством сообщения в эфир или по кабелю (телепередача).

Пример 6. Предприниматель оказывает фотографические услуги на различных торжественных мероприятиях. Он решил сделать свадебную фотосессию на фоне частных домов. Согласие правообладателя в этом случае является обязательным.

Исключительное право использовать произведение архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства принадлежит его автору (архитектору). Вместе с тем собственником здания может являться другое лицо. Собственнику в соответствии со ст. 209 ГК РФ принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Как поступить в данном случае предпринимателю, желающему произвести фотосъемку? Как правило, на практике для осуществления фотосъемки достаточным будет согласие собственника здания.

Пример 7. Предприниматель владеет туристическим агентством. Он нанял телеоператора для съемки познавательного сюжета о российских городах, в которые можно купить путевку через турагентство. Сюжет был показан в телеэфире и был посвящен выдающемуся архитектурному ансамблю, на территории которого проходила выставка картин современных художников. Некоторые из работ данной выставки непреднамеренно попали в кадр. В подобном случае согласия правообладателя и выплаты ему гонорара не требуются.

Исключением являются случаи, когда:

  • изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения
  • либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях.

В этих ситуациях необходимо согласие автора (правообладателя) и заключение с ним договора.

Судебная практика. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ было рассмотрено дело по заявлению М. об отмене регистрации кандидата в депутаты. Так, М., являющийся кандидатом в депутаты краевого Законодательного собрания по одномандатному избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации А. в депутаты по тому же избирательному округу. Заявленные требования М. обосновал тем, что А. в ходе проведения предвыборной агитации допускал существенные нарушения положений избирательного законодательства.

В частности, М. сообщил о нарушении законодательства РФ об интеллектуальной собственности. Поводом для этого явилось помещение на агитационных материалах изображения памятника и здания городской администрации. Автором фотографий указанного объекта являлся некий С., письменно выразивший свое согласие на использование его работ в агитационных материалах.

Судьи отметили, что памятник и здание находятся в местах, открытых для свободного посещения, а их фотоснимки приведены только для иллюстраций текстов статей. В связи с этим в Определении суда указано, что оснований для вывода о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности не имеется (Определение Верховного Суда РФ от 6 марта 2008 г. N 51-Г08-12).

Публичное исполнение музыкального произведения

Допускается публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ). Для использования музыкального произведения (отрывка) при проведении похорон согласно указанной статье ГК РФ согласия автора не требуется. Но объем должен быть оправдан характером церемонии. То есть использование должно иметь место в разумных пределах с учетом того, что это именно церемония похорон.

Официальная церемония бракосочетания или вручения какой-либо музыкальной или кинопремии не подпадает под действие указанной статьи. В данном случае имеются в виду церемонии, организуемые на государственном уровне или уровне субъектов РФ.

Для целей правоприменения

В соответствии со ст. 1278 ГК РФ допускается воспроизведение произведения в целях:

  • осуществления производства по делу об административном правонарушении;
  • производства дознания;
  • проведения предварительного следствия;
  • осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью.

Что интересно, в ранее действовавшем Законе об авторском праве допускалось воспроизведение только для судебного производства. Однако если произведение будет использовано в большем объеме, то автор не сможет узнать об этом (если только такое использование не стало известным значительному числу лиц).

ГК РФ четко определяет случаи бездоговорного и бесплатного использования объектов авторского права. В том случае, если необходимо использовать охраняемые законом результаты творческого труда автора (или группы авторов), с правообладателем произведения нужно заключать договор об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионный договор об использовании произведения.

Пользоваться «чужими» произведениями без заключения соответствующего вида договора необходимо крайне аккуратно, строго в рамках, предоставляемых действующим законодательством. При этом следует иметь в виду, что ст. 1253 ГК РФ предусматривает особый вид ответственности для индивидуальных предпринимателей за нарушение исключительных прав. В частности, если предприниматель неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, его предпринимательская деятельность может быть прекращена по решению или приговору суда.

Для любых предложений по сайту: [email protected]