Механик на судне требования

Профессиональная траектория

Региональный центр содействия профессиональному самоопределению обучающихся Архангельской области

Профессиограмма «Механик маломерного судна»

Профессиональные кластеры / Морская техника и транспортные средства / Профессиограмма «Механик маломерного судна»

Область профессиональной деятельности
Руководство деятельностью экипажа по безаварийной эксплуатации маломерного судна и управление маломерным судном при перевозке грузов и пассажиров, техническая эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт главных двигателей, вспомогательных механизмов, систем и технических судовых устройств.

Объекты профессиональной деятельности

  • маломерные суда;
  • судовое навигационное оборудование;
  • судовое энергетическое оборудование;
  • вспомогательные механизмы, системы, технические средства и судовые устройства.

Основные виды работ

  • управление маломерным судном;
  • эксплуатация и техническое обслуживание двигателей, вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов;
  • обеспечение безопасности плавания.

Средства труда
Судоводитель-помощник механика маломерного судна управляет маломерным судном, используя навигационное оборудование, технические средства.

Знания, умения, навыки, необходимые для осуществления деятельности, компетенции/профиль компетенций

  • требования нормативных документов по обеспечению безопасности судна, людей, грузов, технической эксплуатации судна, судовой и водолазной техники; устав службы на судах;
  • правила плавания; — организацию штурманской службы на судах;
  • основные понятия и определения навигации и лоции;
  • назначение, классификацию и компоновку навигационных карт;
  • средства навигационного оборудования и ограждений;
  • определение направлений и расстояний на картах;
  • графическое и аналитическое счисление пути судна;
  • способы определения места судна;
  • выполнение предварительной прокладки пути судна на картах;
  • порядок маневрирование при швартовых операциях;
  • порядок маневрирование при съемке и постановке судна на якорь;
  • особенности плавания во льдах;
  • способы ведения радиолокационной прокладки;
  • принципы работы судовых двигателей, судовых вспомогательных механизмов;
  • технологию ремонта судовых двигателей, механизмов и устройств;
  • порядок действий при авариях;
  • мероприятия по обеспечению непотопляемости судна;
  • виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжения;
  • порядок действий при поиске и спасании.

  • управлять маломерным судном в различных условиях плавания;
  • выполнять процедуры постановки судна на якорь и швартовные бочки;
  • осуществлять швартовку судна к причалу, к судну на якоре или на ходу;
  • использовать технические средства судовождения, средства связи и радионавигационные приборы;
  • использовать навигационные карты;
  • определять местоположения судна различными способами;
  • выполнять проработку маршрута перехода судна;
  • обеспечивать безопасность членов экипажа судна и пассажиров;
  • вести судовую документацию;
  • обеспечивать техническую эксплуатацию судовых двигателей, вспомогательных механизмов, валопроводов и судовых систем маломерных судов;
  • действовать при различных авариях;
  • управлять коллективными спасательными средствами.

Иметь практические навыки:

  • управления маломерным судном;
  • определения местоположения судна различными способами;
  • эксплуатации технических средств судовождения, средств связи и радионавигационных приборов;
  • швартовки маломерного судна;
  • выполнения палубных работ;
  • действий по тревогам;
  • борьбы за живучесть судна.

Компетенции/профиль компетенций
Судоводитель-помощник механика маломерного судна должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

1. При управлении маломерным судном:

  • планировать и осуществлять переход в точку назначения, определять местоположение маломерного судна;
  • маневрировать и управлять маломерным судном;
  • обеспечивать использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения и судовых систем связи;

2. При эксплуатации и технического обслуживания двигателей, вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов:

  • эксплуатировать двигатели, вспомогательные механизмы и судовые системы маломерных судов;
  • выполнять техническое обслуживание двигателей, вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов;
  • осуществлять ремонт двигателей и вспомогательных механизмов и судовых систем маломерных судов.

3. При обеспечении безопасности плавания:

  • организовывать мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
  • применять средства по борьбе за живучесть судна;
  • организовывать действия членов экипажа судна при проведении тревог;
  • организовывать действия членов экипажа судна при аварии;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • организовывать членов экипажа судна при его оставлении, использовать коллективные и индивидуальные спасательные средства;
  • организовывать действия членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнений окружающей среды.

Эту профессию вы можете получить в:

Требования предъявляемые к экипажу судна

Экипаж состоит из капитана и других лиц, включенных в судовую роль. Штатное расписание утверждается судовладельцем и не должно противоречить Свидетельству о минимальном составе экипажа, изданному Государством флага.

Формирование экипажа должно выполняться на основании требований:

Конвенции ПДНВ-78/95 (Международ- ная Конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты) или STCW-78/95 — International

Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping for Seafarers, 1978, as amended in 1995;

Договора морской перевозки груза (Charter party).

Обычно подбор экипажа осуществляют береговые крюинговые компании,имеющие соответствующий договор с судовладельцем или его представителем.

Требования предъявляемые к экипажу судна

Конвенция ПДНВ-78/95 вводит следующие термины:

рабочее время означает время, в течение которого моряк обязан выполнять работу в интересах судна;

время отдыха означает время, находящееся за рамками рабочего времени;(этот термин не включает короткие перерывы);

моряк означает любое лицо, определяемое таким образом национальным законодательством или коллективными договорами, которое работает по найму в любом качестве на борту морского судна, к которому применяется настоящая Конвенция.

Конвенция ПДНВ- 78/95 вводит следующие понятия для лиц экипажа:

капитан означает лицо, командующее судном;

лицо командного состава означает члена экипажа, не являющегося капитаном, назначаемого таковым согласно национальному закону и правилами либо, за их отсутствием, согласно коллективному договору или обычаю;

помощник капитана означает лицо командного состава, имеющее квалификацию в соответствии с положениями Главы II Конвенции;

старший помощник капитана означает лицо командного состава, следующее по должности после капитана, на которое возлагается командование судном в случае неспособности капитана командовать судном;

механик означает лицо командного состава, имеющее квалификацию в соответствии с положением Главы III Конвенции;

старший механик означает старшего по должности механика, ответственного за двигательную установку, эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок на судне;

второй механик означает механика, следующего по должности после старшего механика, на которого возлагается ответственность за двигательную установку, эксплуатацию и техническое обслуживание механических и электрических установок судна в случае неспособности старшего механика нести такую ответственность;

лицо рядового состава означает члена экипажа судна, не являющегося капитаном или лицом командного состава.

Согласно Конвенции ПДНВ-78/95 пределы рабочего времени или времени отдыха должны устанавливаться следующим образом:

максимальная продолжительность рабочего времени не должна превышать;

14 часов в течение любого 24-часового периода и 72 часов в течение любой семидневки;

минимальная продолжительность времени отдыха не должна быть менее десяти часов в течение любого 24-часового периода; и

7.7 часов в течение любой семидневки;

время отдыха можно делить не более чем на два периода, продолжительность одного из которых должна быть, по крайней мере, равной шести часам, а интервал между периодами отдыха не должен превышать 14 часов;

сборы для осмотра и учения, учебная отработка действий по борьбе с пожаром и шлюпочные учебные занятия, а также учебные занятия, предписываемые национальным законодательством и международными актами, проводятся таким образом, чтобы свести к минимуму нарушение времени отдыха и не вызывать усталость;

в ситуациях, когда моряк находится в состоянии готовности, ему должен быть предоставлен в порядке компенсации адекватный период свободного времени,если нормальная продолжительность времени отдыха нарушается вызовами на рабочее место;

ничто в Конвенции ПДНВ-78/95 не должно рассматриваться как ущемляющее право капитана судна требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов для непосредственного обеспечения безопасности судна, лиц,находящихся на борту или груза, а также для оказания помощи другим судам или лицам, терпящим бедствие в море;

капитан может приостанавливать действие графика рабочего времени или времени отдыха и требовать от моряка, чтобы он работал необходимое количество часов до восстановления нормальной ситуации. Как только после восстановления нормальной ситуации появляется практическая возможность, капитан принимает меры к тому, чтобы моряку, работавшему в течение предусмотренного графиком времени отдыха, был предоставлен адекватный период времени отдыха.

Каждый член экипажа должен иметь действующие сертификаты, подтверждающие его компетентность.

Каждый моряк перед рейсом должен пройти медицинскую аттестацию и получить медицинский сертификат, свидетельствующий о возможности занятия этим лицом определенной должности на судне. Кроме того, моряк должен пройти наркологический тест (Drug and Alcohol test) и получить специальное заключение.

Как правило, такое обследование моряков выполняют специальные медицинские центры, имеющие соответствующие лицензии.

На судне моряку может быть оказана первая медицинская помощь. В случае необходимости организовывается консультация по радио по симптомам заболевания с привлечением береговых медицинских учреждений или запрашивается медицинская помощь у других судов.

На судне имеется специальная аптечка с медикаментами. Наркотические вещества должны храниться в сейфе капитана.

Согласно требованиям СУБ, обязанность на оказание первой медицинской помощи экипажу возложена на одного из помощников капитана.

Исходя из требований компании, на судне выполняется тестирование экипажа на наличие алкоголя в крови. Это тестирование может проводиться и медицинскими специалистами страны, в которую прибыло судно. Как правило, такой тест выполняется не менее двух раз в год по заявке компании.

Обычно компания устанавливает следующую предельную концентрацию алкоголя для каждого члена экипажа в любое время суток:

концентрация алкоголя в крови (ВАС) 40мг/100мл;

концентрация алкоголя в моче (UAC) 54 мг/100 мл;

концентрация алкоголя при выдохе (ВАС) 17 мг/100 мл.

Предельные нормы концентрации алкоголя приблизительно равны двум порциям алкоголя, выпитого в течение одного часа.

При этом одна порция алкоголя устанавливается следующим образом:

одна банка пива (33 cl) 1 порция алкоголя;

один бокал столового вина (12.5 cl) 1 порция алкоголя;

один бокал хереса/портвейна (6 cl) 1 порция алкоголя;

одна бутылка столового вина (0.75 с1) 6 порций алкоголя;

одна бутылка хереса/портвейна (0.75 с1) 12 порций алкоголя;

одна бутылка бренди/водки (0.50 с1) 18 порций алкоголя.

На каждом судне должна быть отлаженная система подготовки экипажа.

Компания возлагает на одно из лиц командного состава судна обязанность по руководству программой подготовки, контролю и наблюдению за процессом обучения на судне и выдачу необходимых указаний, если требуется, и обеспечение того,что все заинтересованные стороны выполняют свои функции.

Смотрите так же:  Адвокат симонов москва

Для учета выполнения запланированных тем обучения вводится книжка регистрации подготовки, которая, по рекомендации Конвенции ПДНВ должна включать для палубной команды следующие разделы:

системы управления рулем;

общая морская практика;

швартовка, постановка на якорь и портовые операции;

спасательные и противопожарные средства;

системы и оборудование;

работа с грузом;

работа на мостике и несение вахты;

ознакомление с машинным отделением.

Обучение и тренировки должны:

строго следовать процедуре и плану учебных тревог, таких как оставление судна, шлюпочных, ликвидации пожара, разлива нефти и др.;

проводиться в любое время суток;

выполняться с определенной частотой;

способствовать обучению экипажа и выработке в нем автоматизма;

дать практические навыки по использованию аварийных, спасательных и других средств.

Механик на судне требования

г. Самара, ул. Агибалова 48

На должность Третьего и Четвертого механика судна принимаются специалисты с имеющими морскими и речными дипломами по следующим требованиям к документам:

Речные документы:

1. Речной диплом IV (V группана судах типа 630 проекта и «К.Бармин») группы судов.

2. Свидетельство — по 14часовая программе противопожарной подготовке командного состава судов.

3. Свидетельство о правилах пользования приборами газового контроля.

4. Свидетельство — по программе «Подготовка персонала для работы в изолирующих дыхательных аппаратах на сжатом воздухе.

Морские документы (кроме судов типа «Ленанефть»):

1. Морской диплом — судового механика третьего разряда категории «А».

3. Танкерное подтверждение к диплому «Эксплуатация»

4. Специальные подготовки:

  • Начальная подготовка по безопасности.
  • Специалист по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам.
  • Борьба с пожаром по расширенной программе
  • Первая медицинская помощь и уход за больным.
  • Ознакомительная подготовка для работы на нефтеналивных судах.

5. УЛМ или Паспорт моряка (на конвенционных судах).

Общие документы:

  • Трудовая книжка;
  • Военный билет (Приписное свидетельство);
  • Мед.комиссия по плавсоставу (срок действия не менее 8 месяцев), СанМинимум (для 4-го механика);
  • ИНН;
  • СНИЛС (Пенсионное страхование);
  • Справка о сумме заработной платы или 2НДФЛ с последнего места работы за 2 года.
  • Характеристика с последнего места работы.

Судовой механик или инженер

В русскоязычной (также украиноязычной) версии Кодекса ПДНВ использованы следующие переводы понятий Правила I/1:

engineer office – механик;

chief engineer office – старший механик;

second engineer office – второй механик.

Перевод профессии «engineer» как «механик» допускается англо-русскими словарями, но в большей степени связан с тем, что традиционно технических специалистов на судах называют механиками. Ещё в постановлении Совнаркома СССР «О минимальном составе экипажа морских торговых судов» от 24.03.1926 было указано, что на паротеплоходе должно быть минимум два механика. Впоследствии профессия «механик» «перекочевала» в кодексы торгового мореплавания СССР и Украины.

К названию морской профессии «механик» привыкла морская общественность и, более того, профессия с таким названием стала пользоваться большим авторитетом. Можно назвать десятки фамилий судовых механиков, которые прославили эту профессию, внесли большой вклад в развитие морского флота и стали достойными наставниками молодёжи.

Но жизнь не стоит на месте, паротеплоходы давно списаны на металлолом, флот пополнился современными судами, на которых технические специалисты по содержанию выполняемых функций уже давно «переросли» профессию, в основе которой лежит эксплуатация только механических устройств.

Даже в квалификационной характеристике второго механика (судового), которая была утверждена Минтрансом Украины ещё в 2001 г., записано, что он должен обеспечить эксплуатацию и техническое обслуживание: средств пожаротушения; средств автоматизации; контрольно-измерительных приборов; электрического и электронного оборудования, включая диагностику неисправностей; рефрижераторной установки и кондиционеров.

В настоящее время судовые механики также выполняют следующие функции, которые непосредственно не вытекают из «механического профиля деятельности»:

дистанционное управление энергетическими установками, системами и устройствами из центрального поста управления;

выполнение комплексных командных действий в сложных условиях плавания и при авариях;

оценка рисков в принятии решений по выбору режимов эксплуатации энергетических установок и при выполнении работ;

настройка электронных систем управления и программирование контроллеров;

использование диагностических систем и идентификация неисправностей в условиях получения неполной информации;

аудит энергетической эффективности судна согласно плана управления энергетической эффективностью (резолюция МЕРС.213(63)).

Другими словами название профессии «механик (судовой)» уже давно не отражает её содержание. Об этом даже свидетельствуют действующие учебные планы подготовки судовых механиков, в которых основными базовыми дисциплинами определены не «теоретическая и прикладная механика», а «теплоэнергетика», «электротехника», «электроника» и «информатика».

Естественно, что может возникнуть вопрос: а какая разница, как называется профессия? Главное – ведь её содержание? Оказывается, что нет: разница очень существенная!

В Украине действует Классификатор профессий ДК 003:2010, который разработан на основе Международной стандартной классификации профессий – ISCO 88: International Standard Classification of Occupations/ILO, Geneva (вместо последней, датированной 1988 г., в настоящее время действует версия 2008 г. – ISCO-08, но она не была использована при подготовке Классификатора профессий ДК 003:2010). В этом классификаторе, как и в указанных международных классификаторах, все профессии разделены на 9 классификационных группировок (ниже названия группировок приведены в упрощённом виде):

  1. Руководители (в т.ч. законодатели, менеджеры, заместители руководителей, главные специалисты);
  2. Профессионалы (функциональные обязанности предусматривают творческую составляющую, и требуется полное высшее образование);
  3. Специалисты (на украинском – фахівці; функциональные обязанности предполагают работу по готовым инструкциям, и требуется уровень образования «младший специалист» или «бакалавр», а в случае управления сложными технологическими комплексами либо их обслуживания – «специалист»);
  4. Технические служащие (на английском – clerk; функциональные обязанности заключаются в секретарской, учётной работе и требуется уровень образования «младший специалист» или профтехоборазование или в ряде случаев полное среднее образование с профессиональной подготовкой на производстве);
  5. Работники сферы торговли и услуг (услуги, связанные с бытом, питанием, обслуживанием, охраной, торговлей; квалификационные требования аналогичны предыдущей группировке);
  6. Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыборазведения и рыбалки (требуется профтехобразование или в ряде случаев полное среднее образование с профессиональной подготовкой на производстве);
  7. Квалифицированные работники с инструментом (требуется профтехобразование или в ряде случаев полное среднее образование с профессиональной подготовкой на производстве, а для некоторых профессий – уровень образования «младший специалист»);
  8. Работники по эксплуатации сложного оборудования (квалификационные требования аналогичны предыдущей группировке);
  9. Наипростейшие профессии (функциональные обязанности связаны с охраной, уборкой, стиркой; требуется базовое среднее образование или начальное среднее образование с минимальной профессиональной подготовкой на производстве).

В этом классификаторе все механики всех видов экономической деятельности и технологий отнесены к классификационной группировке «специалисты» («фахівці»), предполагая, что при эксплуатации механического оборудования априори отсутствует творческая составляющая.

Другими словами сложилась ситуация, когда все судовые технические специалисты, независимо от фактически выполняемых на судах функций, из-за использования в наименовании их профессий слова «механик» не могут быть признаны профессионалами. А это, в свою очередь, означает, что при подготовке судовых специалистов не нужны все учебные дисциплины, которые связаны с проектированием, методами диагностики сложных рабочих процессов, оптимизацией режимов работы и выбором методов ремонта сложного оборудования.

Для того, чтобы попасть в классификационную группировку «профессионалы» необходимо, прежде всего, переименовать профессию «механик (судовой)» в «инженер (судовой)». Но и этого недостаточно. Необходимо ещё доказать, что профессия «инженер (судовой)» предусматривает творческую составляющую и связана с эксплуатацией сложного оборудования.

Наличие творческой составляющей в профессии любого инженера – это всегда дискуссионный вопрос, тем более, если профессия связана с эксплуатацией, а не проектированием оборудования. На флоте, действительно, МКУБ требует максимально широко использовать в работе судовых специалистов регламентные процедуры и чек-листы, которые минимизируют творческий подход. Но, вряд ли можно отрицать наличие творческого подхода в работе судовых инженеров при:

выборе эксплуатационных режимов главного двигателя на судах с ВРШ;

настройке программы нагружения главного двигателя и ограничительных устройств для обеспечения хорошей приёмистости главного двигателя и предотвращения его перегрузок;

диагностике рабочих процессов судовых технических средств и идентификации неисправностей;

выборе методов ремонта оборудования в условиях ограниченности ресурсов;

организации труда и технической учёбе машинной команды.

Для определения в какую классификационную группировку («профессионалы» или «специалисты» («фахівці»)) должен попасть «инженер (судовой)» можно использовать и метод аналогии, то есть посмотреть, где находятся аналогичные профессии.

В классификационной группировке «специалисты» («фахівці») в Классификаторе профессий ДК 003:2010 есть только профессии «инженер по безопасности движения», «инженер по техническому надзору» и «инженер-инспектор», которые явно работают только по готовым инструкциям.

А в классификационную группировку «профессионалы» включены все остальные профессии, имеющие в названии слово «инженер», в том числе: «инженер-энергетик»; «инженер по технической диагностике котельного и турбинного оборудования»; «инженер по топливно-смазочным материалам»; «инженер по вентиляции»; «инженер по ремонту». А ведь судовые механики выполняют функции всех этих профессий одновременно. Почему же тогда «инженер (судовой)» не имеет права находиться в этой группировке?

Да и вряд ли функции профессии «инженер (судовой)» можно считать менее творческими, чем профессий из группировки «профессионалы»: «инженер бортовой»; «инженер по управлению реактором»; «инженер по автоматизированным системам управления производством»; «инженер по мелиорации»; «инженер преобразовательного комплекса»; «инженер по звукозаписи»; «инженер по эксплуатации машинно-тракторного парка»; «инженер по инструменту»; «инженер по управлению турбиной атомной станции»; «инженер по эксплуатации нефтегазопроводов»; «инженер по эксплуатации оборудования газовых объектов»; «инженер по креплению»; «инженер по инвентаризации недвижимого имущества»; «инженер по контролю систем учёта газа».

Резюмируя изложенное, наверно надо заключить, что морская традиция именовать всех технических специалистов на судах механиками, переводить понятие Кодекса ПДНВ «engineer office» как «механик» и гордиться таким названием морской профессии – ничто иное как пережиток, который «опустил» эту профессию на самый низкий уровень.

Сергей Горб, ректор ИПО МРТ доктор технических наук, профессор

Если продолжать медлить с приведением профессии «механик (судовой)» в соответствиесаналогичными профессиями в других видах экономической деятельности и технологий, неизбежно по формальным признакам будет снижен уровень образования и срок обучения по этой профессии. А аргумент о том, что это может привести к ухудшению безопасности судоходства, вряд ли будет принят во внимание, так как срок обучения жёстко привязывается к уровню образования. Может даже возникнуть ситуация, когда для профессии «механик (судовой)» в соответствии с новой редакцией Закона Украины «О высшем образовании» будет предложен уровень высшего образования не «бакалавр», а «младший бакалавр».

Смотрите так же:  Отзыв на иск рб

«МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О ПОДГОТОВКЕ И ДИПЛОМИРОВАНИИ МОРЯКОВ И НЕСЕНИИ ВАХТЫ» (ПДМНВ/STCW) (Принята в г. Лондоне 07.07.78 на Международной конференции по подготовке и дипломированию моряков)

Правило III/3 Обязательные минимальные требования для дипломирования старших и вторых механиков судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью от 750 до 3000 кВт

1. Каждый старший и второй механики морского судна с главной силовой установкой пропульсивной мощностью от 750 до 3000 кВт должен иметь соответствующий диплом.

2. Каждый кандидат на получение диплома должен:

a) отвечать требованиям Администрации в отношении состояния здоровья, особенно в отношении зрения и слуха;

b) отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированному вахтенному механику; и

i) для получения диплома второго механика иметь не менее 12 месяцев одобренного стажа работы на судне в должности помощника механика или механика;

ii) для получения диплома старшего механика иметь не менее 24 месяцев одобренного стажа работы на судне, из которых не менее 12 месяцев при наличии диплома второго механика;

iii) пройти одобренный курс практической противопожарной подготовки;

iv) сдать соответствующий экзамен, отвечающий требованиям Администрации. В экзаменационные вопросы надлежит включать материал, изложенный в Приложении к настоящему правилу, однако Администрация может вносить изменения в экзаменационные требования для механиков судов, совершающих прибрежное плавание, принимая при этом во внимание типы автоматического и дистанционного управления таких судов и последствия такого изменения на безопасность всех судов, которые могут встретиться при таком плавании.

3. Подготовка для получения необходимых теоретических знаний и практического опыта должна учитывать соответствующие международные правила и рекомендации.

4. Уровень знаний, требуемых согласно различным разделам Приложения, может меняться в зависимости от того, выдается ли диплом старшего или второго механика.

5. Механик, получивший диплом второго механика судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью 3000 и более кВт, может работать в должности старшего механика судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью менее 3000 кВт при условии, что он имеет не менее 12 месяцев одобренного стажа работы на судне в качестве механика на руководящей должности.

Приложение
к правилу III/3

1. Ниже приводится программа экзаменационных требований, предъявляемых к кандидатам на получение дипломов старшего и второго механиков судов с главной силовой установкой пропульсивной мощностью от 750 до 3000 кВт. Принимая во внимание тот факт, что второй механик должен быть в любой момент готов принять на себя обязанности старшего механика, экзамены по указанным ниже вопросам должны выявить способность кандидатов усвоить всю доступную информацию, влияющую на обеспечение безопасной эксплуатации судовых машин.

2. Что же касается подпунктов «d» пункта 3 и «a» пункта 4, приведенных ниже, то Администрация может предъявлять к знаниям требования только в отношении тех силовых установок, которые указаны в выдаваемом дипломе. Такой диплом не действителен для работы на судах с силовыми установками, знание которых опущено из экзаменационных требований, пока механик не подтвердит свою компетентность в соответствии с требованиями Администрации. Любое такое ограничение должно быть отражено в дипломе.

3. Кандидат должен обладать достаточными элементарными теоретическими знаниями для понимания основ указанных ниже предметов:

a) процессов сгорания;

c) механики и гидродинамики;

d) i) судовых дизелей;

ii) судовых паросиловых установок;

iii) судовых газовых турбин;

e) систем рулевого устройства;

f) свойств топлива и смазочных материалов;

g) технологии материалов

h) веществ для пожаротушения;

i) судового электрооборудования;

j) автоматизации, контрольно-измерительных систем и систем управления;

k) устройства судна, включая борьбу за живучесть;

l) вспомогательных систем.

4. Каждый кандидат должен обладать по меньшей мере, достаточными практическими навыками по:

a) эксплуатации и обслуживанию:

i) судовых дизелей;

ii) судовых паросиловых установок;

iii) судовых газовых турбин;

b) эксплуатации и обслуживанию вспомогательных механизмов, включая рулевое устройство;

c) эксплуатации, проверке и обслуживанию электрического оборудования и приборов управления;

d) эксплуатации и обслуживанию грузовых и палубных механизмов;

e) обнаружению неисправностей механизмов, локализации дефектов и предотвращению повреждений;

f) организации грамотного обслуживания и ремонта;

g) методам и средствам предотвращения, обнаружения и тушения пожаров;

h) соблюдению правил, касающихся загрязнения морской среды, а также методов и средств предотвращения такого загрязнения;

i) оказанию первой помощи при травмах, типичных для личного состава машинного отделения, и использованию соответствующих средств;

j) использованию спасательных средств и знанию их назначения;

k) методам борьбы за живучесть, обращая особое внимание на меры, предпринимаемые в случае поступления воды в машинное отделение;

l) технике безопасности.

5. Кандидат должен обладать знаниями в области морского права в рамках международных соглашений и конвенций в той мере, в какой они касаются конкретных обязанностей машинной команды, особенно в отношении обеспечения безопасности и защиты морской среды. Объем знаний по национальному морскому законодательству остается на усмотрении Администрации, однако в него следует включать знание национальных мероприятий по выполнению международных соглашений и конвенций.

6. Кандидат должен уметь руководить личным составом, организовывать его работу и подготовку.

Механик на судне требования

Владельцы сайта

Каковы условия работы?

Рабочей средой судового механика является судно. Рабочее место команды машинного отделения – это в основном машинное отделение. Вахтенный механик работает посменно и в тяжелых условиях (масляная среда, тесное помещение машинного отделения, отсутствие естественного освещения). В быту в распоряжении членов команды судна обычно находятся каюты с санитарными узлами и помещения общего пользования: столовая, рабочие комнаты и комнаты отдыха, кинозал и т.д. Разумеется, все зависит от судна и целей его использования.

Судовому механику приходится часто находиться вдали от дома. Это подходит не всем людям. Продолжительность рабочего времени на судне может быть очень разной. На круизных судах, работающих на коротких маршрутах, работники находятся по две недели на работе и две недели – свободные, на торговых судах рейс порой продолжается полгода подряд. Типичная организация работы на морском судне: сутки разделены между тремя судовыми механиками таким образом, что каждый из них находится на вахте в машинном отделении четыре часа, после этого следует восьмичасовой перерыв.

Судовой механик носит рабочую одежду, в основном, это выполненный из устойчивого к погодным условиям материала комплект, состоящий из штанов и куртки (или комбинезон), к которому удобно прикреплять небольшие рабочие инструменты, необходимые в каждодневной работе.

А требования к здоровью?

Работа на судне предполагает физическую и психическую нагрузку и наличие способности переносить морские условия. Например, работе на судне могут мешать головные боли и приступы тошноты, вызванные морской болезнью.

Какие знания, умения и свойства характера нужны в этой профессии?

Судовые механики должны знать строение и принципы работы всех судовых механизмов, уметь их использовать, обслуживать и ремонтировать. Основные умения и знания судового механика относятся к таким областям как техническая термодинамика, электротехника и электроника, гидравлика, прикладная механика, техническое черчение, технология металлов и учение о материалах. Он должен знать различные металлы и сплавы, а также другие неметаллические материалы конструкций, их свойства и области использования, различные виды топлива и масел. Судовой механик должен уметь пользоваться спасательными средствами и оказывать первую помощь, и в рамках сферы своей ответственности обеспечивать безопасность мореплавания. Он должен знать, как предотвратить возникновение пожара и уметь правильно действовать, если на судне произойдет возгорание.

Так как на сегодняшний день многие механизмы управляются посредством компьютера, то судовому механику потребуется умение обращаться с компьютером. Кроме того, ему необходимо знание английского языка и умение общаться, чтобы, находясь в международных водах, справиться с передачей и приемом информации. Основными нужными чертами характера будут: способность концентрироваться и переносить физические, психические нагрузки и чувство обособленности, готовность к сотрудничеству и обучению, постоянство и точность.

Каковы требования в отношении образования, и каковы возможности обучения?

Выучиться на судового механика можно в Морской школе Эстонской морской академии. На базе основной школы можно учиться на судового механика (на суда общей мощностью головных машин до 750 kW), на базе средней школы – на вахтенного механика (на суда общей мощностью головных машин 750 kW и выше). Срок обучения соответственно 4 и 2,5 года, в обоих случаях приобретается среднее профессиональное образование.

Высшее прикладное образование по специальностям членов команды машинного отделения можно получить в Эстонской морской академии. На отделении «силовое оборудование судна» можно после третьего курса специализироваться на судового инженера-ремонтника. Вторая предлагаемая специальность – это холодильное оборудование. Срок обучения по каждой специальности составляет 4 года + 1 год морской практики.

Судовые механики должны через каждые пять лет проходить обязательные предусмотренные IMO (Международная Морская организация) курсы повышения квалификации и сдавать соответствующий экзамен в Департаменте водных путей.

Каковы возможности для карьерного роста и планов на будущее?

Основными местами работы судовых механиков являются судоходные фирмы, а также судоремонтные и судостроительные предприятия. На данный момент в Эстонии имеется около 1500-2000 судовых механиков. Наиболее крупными судоходными фирмами являются АО Tallink Grupp, AО Saaremaa Laevakompanii и АО Eesti Merelaevandus. Основная часть выпускников Эстонской морской академии отправляются на работу в зарубежные судоходные фирмы (так сказать “под флаг“); предполагается, что „под флагом“ работает 3000 эстонских моряков.

На береговых предприятиях, где также необходимы люди с техническими знаниями и умениями, судовые механики легко могут получить работу и работать на должности главного инженера, главного энергетика, руководителя проекта, руководителя предприятия.

Схожие профессии: инженер-судоремонтник, инженер-судостроитель, инженер-машиностроитель.

Доход и льготы

Команда машинного отделения, в общем случае, имеет конкретную заработную плату, установленную трудовым договором. Заработная плата зависит от од занимаемой должности. Судоходные фирмы могут доплачивать за выполнение специальных работ и за сверхурочные часы. Заработные платы растут из года в год и значительно превышают среднюю заработную плату в Эстонии. Заработные платы на эстонских судоходных фирмах, в свою очередь, значительно меньше по сравнению с теми, что выплачиваются за границей.

Смотрите так же:  Страховая компания сделать осаго

Питание на судне бесплатное. Периодическую проверку состояния здоровья членов экипажа судна, которую, в зависимости от возраста, следует проходить или каждый год или раз в два года, оплачивает, в общем случае, работодатель. Члены экипажа судна застрахованы как от постоянных связанных с работой повреждений здоровья, так и на случай смерти (обычно не менее 60 000 USD).

Глава III. Машинная команда

Глава III
Машинная команда

Правило III/1
Обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

1 Каждый вахтенный механик морского судна с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 18 лет;

.2 пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев как часть одобренной программы подготовки, включающей подготовку на судне, которая отвечает требованиям раздела A-III/1 Кодекса ПДНВ и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, или же пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 36 месяцев, из которых не менее 30 месяцев являются стажем работы на судне в составе машинной команды;

.3 в ходе требуемого стажа работы на судне выполнять обязанности по несению вахты в машинном отделении под руководством старшего механика или квалифицированного механика в течение периода не менее шести месяцев;

.4 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандартам компетентности, указанным в разделе A-III/1 Кодекса ПДНВ; и

.5 отвечать стандартам компетентности, указанным в пункте 2 раздела A-VI/1, пунктах 1-4 раздела A-VI/2, пунктах 1-4 раздела A-VI/3 и пунктах 1-3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ.

Правило III/2
Обязательные минимальные требования для дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более

1 Каждый старший механик и второй механик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированию вахтенного механика морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более и иметь одобренный стаж работы на судне в этой должности:

.1.1 для получения диплома второго механика — не менее 12 месяцев в должности квалифицированного механика, и

.1.2 для получения диплома старшего механика — не менее 36 месяцев; однако этот срок может быть сокращен не менее чем до 24 месяцев, если кандидат имеет стаж работы на судне в должности второго механика не менее 12 месяцев; и

.2 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/2 Кодекса ПДНВ.

Правило III/3
Обязательные минимальные требования для дипломирования старших механиков и вторых механиков судов с главной двигательной установкой мощностью от 750 до 3 000 кВт

1 Каждый старший механик и второй механик морского судна с главной двигательной установкой мощностью от 750 до 3 000 кВт должен иметь профессиональный диплом.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 отвечать требованиям, предъявляемым к дипломированию вахтенного механика, и:

.1.1 для получения диплома второго механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев в должности механика-стажера или механика, и

.1.2 для получения диплома старшего механика иметь одобренный стаж работы на судне не менее 24 месяцев, из которых не менее 12 месяцев — при наличии квалификации, требуемой для работы в должности второго механика; и

.2 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/3 Кодекса ПДНВ.

3 Каждый механик, имеющий квалификацию, требуемую для работы в должности второго механика судов с главной двигательной установкой мощностью 3 000 кВт или более, может работать в должности старшего механика судов с главной двигательной установкой мощностью менее 3 000 кВт, при условии соответственно подтвержденного диплома.

Правило III/4
Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава машинной вахты на судах с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

1 Каждое лицо рядового состава, входящее в состав машинной вахты на морском судне с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением и с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более, не являющееся лицом рядового состава, проходящим подготовку, и лицом рядового состава, чьи обязанности не требуют квалификации, должно быть надлежащим образом дипломировано для выполнения таких обязанностей.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 16 лет;

.2.1 одобренный стаж работы на судне, включая подготовку и приобретение опыта в течение не менее шести месяцев, или

.2.2 специальную подготовку либо на берегу, либо на судне, включая одобренный стаж работы на судне не менее двух месяцев; и

.3 отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/4 Кодекса ПДНВ.

3 Стаж работы на судне, подготовка и опыт, требуемые подпунктами 2.2.1 и 2.2.2, должны быть связаны с функциями по несению машинной вахты и включать выполнение обязанностей под непосредственным руководством квалифицированного механика или квалифицированного лица рядового состава.

Правило III/5
Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава в качестве моториста первого класса на судах с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением

1 Каждый моторист первого класса морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен быть надлежащим образом дипломирован.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 18 лет;

.2 отвечать требованиям к дипломированию лица рядового состава машинной вахты на судне с обслуживаемым или периодически не обслуживаемым машинным отделением;

.3 при наличии квалификации, требуемой для работы в качестве лица рядового состава машинной вахты, иметь одобренный стаж работы на судне в составе машинной команды:

.3.1 не менее 12 месяцев, или

.3.2 не менее 6 месяцев и пройти одобренную подготовку; и

.4 отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/5 Кодекса ПДНВ.

3 Каждая Сторона должна сравнивать требования к компетентности, которые она предъявляет к лицам рядового состава машинной команды для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе A-III/5 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

4 Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности в составе машинной команды не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны.

Правило III/6
Обязательные минимальные требования для дипломирования электромехаников

1 Каждый электромеханик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен иметь профессиональный диплом.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 18 лет;

.2 пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 12 месяцев, из которых не менее 6 месяцев являются стажем работы на судне как часть одобренной программы подготовки, которая отвечает требованиям раздела A-III/6 Кодекса ПДНВ и документально подтверждена в одобренной книжке регистрации подготовки, или же пройти общую практическую профессиональную подготовку и иметь одобренный стаж работы на судне не менее 36 месяцев, из которых не менее 30 месяцев являются стажем работы на судне в составе машинной команды;

.3 пройти одобренные обучение и подготовку и отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/6 Кодекса ПДНВ; и

.4 отвечать стандартам компетентности, указанным в пункте 2 раздела A-VI/1, пунктах 1-4 раздела A-VI/2, пунктах 1-4 раздела A-VI/3 и пунктах 1-3 раздела A-VI/4 Кодекса ПДНВ.

3 Каждая Сторона должна сравнивать стандарты компетентности, которые она предъявляет к электромеханикам для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе A-III/6 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

4 Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности на судне не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны, и отвечают стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/6 Кодекса ПДНВ.

5 Несмотря на вышеупомянутые требования пунктов 1-4, Сторона может считать, что надлежащим образом квалифицированное лицо способно выполнять определенные функции, указанные в разделе A-III/6.

Правило III/7
Обязательные минимальные требования для дипломирования электриков

1 Каждый электрик морского судна с главной двигательной установкой мощностью 750 кВт или более должен быть надлежащим образом дипломирован.

2 Каждый кандидат на получение диплома должен:

.1 быть не моложе 18 лет;

.2.1 одобренный стаж работы на судне, включая подготовку и приобретение опыта в течение не менее 12 месяцев, или

.2.2 одобренную подготовку, включая одобренный стаж работы на судне, составляющий не менее 6 месяцев, или

.2.3 иметь квалификацию, отвечающую компетентности в технических вопросах, указанной в таблице A-III/7, и одобренный стаж работы на судне, который составляет не менее 3 месяцев; и

.3 отвечать стандарту компетентности, указанному в разделе A-III/7 Кодекса ПДНВ.

3 Каждая Сторона должна сравнивать стандарты компетентности, которые она предъявляет к электрикам для получения дипломов, выдаваемых до 1 января 2012 года, с теми, которые указаны в разделе A-III/7 Кодекса ПДНВ для получения диплома, и определять необходимость требовать от этих членов персонала повышения квалификации.

4 Сторона может считать, что моряки отвечают требованиям настоящего правила, если они проработали в соответствующей должности на судне не менее 12 месяцев из последних 60 месяцев, предшествующих вступлению настоящего правила в силу для этой Стороны, и отвечают стандарту компетентности, указанному в разделе А-III/7 Кодекса ПДНВ.

5 Несмотря на вышеупомянутые требования пунктов 1-4, Сторона может считать, что надлежащим образом квалифицированное лицо способно выполнять определенные функции, указанные в разделе А-III/7.

Для любых предложений по сайту: [email protected]