- Экономика предприятия
- Принципы организации производственного процесса
- Производственный цикл
- Маркетинг на фирме
- Уставный капитал
Картель представляет собой союз предпринимателей на основе картельного соглашения, в котором устанавливаются обязательные для всех участников условия: по объему производства, ценам, доле на рынке сбыта и др. Участники картеля сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность и осуществляют свою деятельность на основе картельного договора.
Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.
Что касается организационного строения, то картели никогда не имеют ярко выраженного доминирующего звена. Соглашения достигаются в результате встреч и договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность. Макроструктуры картельного типа имеются во всех странах мира. Однако из-за развития антимонопольного (антикартельного) законодательства уже не осталось таких картелей, которые были образованы в начале XX в. Сейчас соглашение об образовании картеля практически не оформляется договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме «джентльменских соглашений». Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Речь идет о распространении скрытой формы картелей.
Для картеля характерно наличие следующих признаков:
- договорный характер объединения (сговор группы производителей с целью полного или частичного уничтожения конкуренции между ними и получения монопольной прибыли);
- сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;
- объединение ряда компаний, как правило, одной отрасли;
- совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться в определенной степени и на ее производство;
- наличие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям.
В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения, за исключением отдельных отраслей (прежде всего сельского хозяйства), запрещены и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.
Запрет на создание картелей может быть снят для:
- картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5 % производства определенного продукта и средний ежегодный оборот участвующих в соглашении компаний не превышает 200 млн. экю);
- картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
- картелей, приносящих пользу экономике всей страны, например способствующих техническому прогрессу;
- «кризисных» картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.
В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на «желательные» и «вредные», насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.
В мировой практике выделяются следующие виды картелей:
1. Денежный картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи Цен).
2. Долевой картель:
- квотный картель (картель продукции), выделяющий каждому его участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями. Целенаправленное регулирование предложения через квоты позволяет картелям контролировать цены на рынке товаров;
- территориальный картель, выделяющий каждому предприятию территории сбыта и исключающий взаимную конкуренцию.
3. Закупочный картель — монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и так далее в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
4. Калькуляционный картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и об одинаковом содержании расчетов.
5. Кондиционный картель, определяющий условия реализации товара.
6. Контингентированный картель, устанавливающий для его участников соответствующие квоты (контингенты).
7. Кризисный картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.
8. Патентный картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
9. Производственный картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.
10. Региональный картель, определяющий области сбыта.
11. Ценовой картель, устанавливающий для участников цены товара.
Более совершенная форма картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).
Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.
Модель картеля — крайний случай кооперированной олигополии
Модель картеля — представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.
Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке. Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:
- принципа установления цен;
- раздела рынков сбыта;
- квот производства и сбыта участников;
- обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.
Картели могут иметь как национальный характер (т.е. объединять предприятия одной страны), так и международный характер (объединение предприятий разных стран, так называемые товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья). Среди наиболее известных картелей второго типа можно назвать ОПЕК (Организацию стран-экспортеров нефти). На внутреннем рынке во многих странах в настоящее время картели являются незаконными, и если образуются, то действуют нелегально.
Основная цель образования картеля заключается в получении ее участниками монопольной прибыли путем сговора.
Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели. Введем несколько упрощающих допущений.
На рынке конкурируют две фирмы (ситуация дуополии), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2). С учетом этих допущений модель картеля может быть представлена, как на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Модель картеля
Если фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то наименьшая возможная цена равна конкурентной цене (Рс) и определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС. При цене Рс дуополисты (подобно совершенным конкурентам) будут иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль.
Если же рассматриваемые фирмы сформируют картель и ограничат свой выпуск для максимизации общей прибыли объемом Qm, то оптимальная цена картеля (монопольная цена) составит Pm. Это максимально возможная цена при данном рыночном спросе за предлагаемый объем, которая обеспечивает участникам картеля монопольную прибыль.
Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель предприятий выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Вместе с тем после заключения картельного соглашения любой картель сталкивается с проблемами внутреннего и внешнего характера.
Первая группа проблем (внутренних) касается согласования противоречивых интересов между членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) и контроля за соблюдением соглашения. Вторая группа проблем (внешних) затрагивает проблему конкуренции с фирмами-производителями, не являющимися членами картеля.
Рассмотрим последовательно данные проблемы. При организации картеля все фирмы-участники несут издержки заключения сделки. Существует целый ряд факторов, который затрудняет заключение подобных соглашений (о них будет сказано ниже). Однако на многих рынках потенциальная прибыль картеля может быть столь значительна, что стимулирует к его заключению.
Вместе с тем как только картельное соглашение достигнуто и установлена монопольная цена, каждый участник соглашения заинтересован в скрытом нарушении установленных правил игры, ибо это повышает его индивидуальную прибыль. Другими словами, основная трудность картельного соглашения не в его заключении, а в его выполнении. Если все члены картеля будут нарушать установленные цены и квоты, это приведет к падению рыночной цены до конкурентного уровня и, как следствие, к распаду картеля. Успех картеля зависит от возможности выявления и пресечения обмана. Вот почему любое картельное соглашение обязательно предусматривает целый ряд мер по выявлению и предотвращению обмана между его участниками.
Основные меры контроля:
- ограничение точек отгрузки продукции картеля;
- работа с небольшим количеством крупных покупателей;
- штрафы (уровень штрафов должен быть достаточно высок, чтобы предупреждать обман, и в то же время, достаточно низок, чтобы не отпугнуть фирмы от картеля);
- ограничение квоты производства;
- формирование пула доходов (которые распределяются между всеми членами картеля на основе специально выработанной формулы);
- наказание натурой (когда в ответ на обман участники картеля немедленно увеличивают объемы своего производства и снижают цены). Данная мера считается эффективной, если только удается быстро выявить обман. В противном случае, фирма-нарушитель успевает получить значительную прибыль до того, как понесет издержки от наказания.
Но даже если все фирмы-участники будут вести себя честно (что маловероятно), остается угроза конкуренции со стороны:
- внешних фирм, производящих аналогичную продукцию;
- новых товаров-заменителей продукции картеля.
На реальных олигопольных рынках существует целый комплекс факторов, препятствующих и благоприятствующих образованию картеля.
Факторы, определяющие эффективность картеля:
- Эффективность действующего в стране антимонопольного законодательства.
В условиях, когда картели являются незаконными, фирмы не могут заключать явных соглашений, а вынуждены вести секретные переговоры. Тем самым увеличивается риск присоединения к картелю и вероятность неприсоединения к картелю определенного количества фирм. Если же картели являются законными и фирмы могут открыто встречаться и обсуждать взаимные проблемы, риск снижается, а число неприсоединившихся фирм сокращается до минимума.
- Количество продавцов и производителей продукции.
Чем меньшее количество фирм действует на рынке, тем им легче договориться. И, наоборот, по мере расширения числа олигополистов, возрастают издержки формирования картеля, увеличивается вероятность того, что одна или две фирмы не присоединятся к соглашению, а это снижает монопольную власть образуемого картеля.
- Однородность выпускаемой продукции и сопоставимость издержек.
Если фирмы выпускают однородную продукцию и их издержки идентичны, им легче принять соглашение об образовании картеля. Напротив, сильная дифференциация продукции и разница в издержках затрудняет выработку согласованных решений.
- Стабильность и предсказуемость спроса.
Стабильность и предсказуемость спроса облегчает фирмам принятие картельного решения. Значительное и непрогнозируемое изменение объемов спроса дестабилизирует рыночную ситуацию и затрудняет переговоры.
- Взаимоотношения между участниками картеля.
Чем в более дружеских и доброжелательных отношениях находятся руководители фирм, тем им легче прийти к согласию. И наоборот, разногласия между участниками рынка затрудняют достижения соглашения (Так, в силу политических разногласий не было заключено в свое время соглашение между ЮАР и СССР по экспорту золота.)
Содержание:
Картель — это что такое? Понятие и виды
И в курсе школьного обществознания, и в специализированной экономической литературе нередко встречается такой термин, как «картель». Не всем до конца он может быть понятным, исходя и из того, что может быть многозначным. Разберемся с ним основательно в этом материале.
Понятие слова «картель»
Картель — это союз на основе договора между несколькими компаниями, производящими продукцию одного типа. Отличительное условие — члены соглашения полностью независимы (и экономически, и юридически). В рамках союза они разграничивают сферы влияния, рынок, договариваются об уровне цен. Цель — обеспечить для всех членов максимально возможную прибыль.
Немного о происхождении. «Картель» — это заимствованное слово мужского рода. Источники его выявляются по следующей цепочке:
- франц. cartel — «поединок, вызов»;
- франц. cartello — «объявление»;
- итал. carta — «бумага»;
- лат. charta — «лист бумаги»;
- др. греч. χάρτης — «лист папируса».
У многих у нас со школы отложилось в памяти перечисление «картель, синдикат, трест, концерн». Приведем краткие определения и обозначенных понятий:
- Трест — монополия, при которой все объединяющиеся предприятия теряют свою экономическую и юридическую независимость, подчиняются единому центру.
- Синдикат — этим термином первоначально именовались профессиональные союзы (трейд-юнионы). Лишь потом, по ходу истории, понятие стало определять монополистический союз, при котором теряется коммерческая самостоятельность членов, но сохраняется их юридическая и экономическая независимость. Важно отметить, что в синдикате и распределение заказов, и сбыт готовых изделий осуществляется по указанию центра.
- Концерн — главным отличием этого союза-монополии является то, что состав его участников, в отличие от упомянутых групп, неоднороден. К примеру, в него могут входить металлообрабатывающие, энергетические предприятия, автозаводы и дилерские центры. Члены сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность, но их действия координирует главное управление.
Особенности картеля
Картель — это прежде всего картельный договор, на основе которого и осуществляется деятельность членов данной монополии. Он определяет обязательные для всех пункты: цены, объемы производства, долю на рынках сбыта, ассортимент, условия найма работников, обмен патентами и проч. Картели выделяются и тем, что не имеют ярко определенного доминирующего центра. К какому-то общему решению здесь приходят не в форме приказания, а путем соглашений, переговоров участников.
В современном мире практически нигде не осталось тех исконных форм картелей, что были характерны для этапа их зарождения — начала XX века. «Виной» тому — антимонопольные законодательства. Конечно же, они не смогли полностью отменить картели, те просто перешли от света к тени — существуют в виде негласных объединений, без оформления письменного договора, в форме устных «джентльменских» соглашений. При таком скрытом картеле также сохраняется юридическая, финансовая, производственная самостоятельность членов.
Стоит отметить, что не все виды картелей сегодня запрещены — в сельскохозяйственной деятельности они, напротив, поощряются. Законодательство многих стран запрещает те картели, тресты, синдикаты, которые устанавливают фиксированные цены, разделение рынка сбыта, а также ограничения на мощность производства и объем изготовляемой продукции.
Картель — это объединение, для которого характерен ряд признаков:
- Существование системы принуждения — применение определенных санкций к нарушителям договора.
- Совместная работа по реализации продукции. Иногда может затрагивать и производство.
- Объединенные компании принадлежат к одной отрасли производства.
- Каждый из участников является безоговорочным собственником своего независимого от других членов предприятия.
- Объединение носит договорной характер.
Рассмотрим в таблице виды существующих или существовавших картелей.
Картели в экономике: история и современность
Картель – один из методов создания монополистических структур по общим признакам, таким как: сфера влияния, ценообразование, использование патента, способ производства, условия сбыта продукции, порядок найма рабочих или иным.
На вопрос что такое картель определение, данное профессором Игорем Владимировичем Липсицом в учебнике по экономике, дает наиболее наглядное разъяснение:
«Картель— это метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из участников соглашения. В картельном сговоре могут быть согласованы единые для всех его участников уровни цен и условия продаж потребителям. Такой метод монопольного завышения цен сейчас широко распространен среди торговых предприятий».
При этом каждый из участников соглашения сохраняет производственную и финансовую независимость от остальных.
Экономическая природа
Картельное соглашение или сговор распространяет свое действие, как правило, в рамках определенной отрасли. Создается с целью господства на рынке и получения максимальных прибылей.
И хотя практически во всем мире картельные соглашения, подпадая под действие антимонопольного законодательства, запрещены, в некоторых странах они поощряются: считается, что они помогают реструктуризировать промышленность, ограничивают конкуренцию между мелкими фирмами, способствуют стандартизации материалов и комплектующих.
Однако, в энциклопедическом словаре 1953 года есть утверждение о том, что международным картелям принадлежит ведущая роль в развязывании, а также подготовке 2-й Мировой войны, в период которой они извлекли огромные прибыли.
Примечательно, что австрийский экономист Фридрих Август фон Хайек придерживается мнения, что проблемы картелей и монополий в современной экономике не существует. А благодаря завышенным картельным ценам другие игроки рынка создают усовершенствованные товары и/или услуги в данной отрасли. Яркие примеры этого явления: развитие интернет-изданий, мобильной связи, грузовых автомобильных перевозок.
Отличие от других форм монополистических союзов
Картель – наиболее простая форма монополистических образований. Отличие ее от более устойчивых структур см. таблицу 1
Главные пункты соглашений
- о квотах продаж
- об уровне цен
- о разделе рынков
финансовая и производственная
- о торговых квотах и ценах
- о совместном сбыте продукции и закупках сырья
- полное объединение предприятий
теряют всякую самостоятельность
Немного истории: Оловянный сговор
Имеющий место быть факт в истории: существование в период с 1931 по 1946 гг. Оловянного картеля – международного монополистического объединения, которое контролировало большую часть добычи олова капиталистических стран.
Весьма интересный ход был предпринят в 1931 году участниками Оловянного картеля с целью получения сверхприбылей. В его основу лег способ, который называется корнер и был изобретен немецкими купцами еще в XVI веке. А заключается он в тайном соглашении о временном изъятии или скупке того или иного товара с целью создания ажиотажа и вызова повышения цен. На этом и сыграли участники вышеупомянутой группировки. Они скупили грандиозное количество олова, что вызвало дефицит и резкий скачек цен. Спустя год, они продали свои запасы по баснословно высоким ценам, что и позволило им получить сверхприбыли.
Этот исторический факт очень напоминает недавний ажиотаж в России с солью, чуть позже с гречкой, когда цены на эти продукты неожиданно взлетели в несколько раз. Организовывали ли корнер «гречневые» и «солевые» картели или действительно был дефицит вышеуказанных продуктов? Остается только догадываться.
В настоящее время широкую известность получили Тихоокеанский картель – Синалоа – крупнейший мексиканский наркокартель и другие подобные группировки.
Запрет на соглашения, ограничивающие конкуренцию
В России на действие картелей распространяется безусловный запрет, несмотря на это такие группировки существуют. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с 2010 г. по 2013 г. в России выявлено 1057 соглашений, нарушающих данный запрет (см. рис. 1).
Рисунок 1: Нарушения запрета на создание соглашений, ограничивающих конкуренцию, ед.
Источник: ФАС России
Самыми распространенными нарушениями в данной сфере в России являются сговоры на торгах по государственным закупкам. За несколько последних лет ФАС вынесла множество решений по крупнейшим объединениям, охватившим целые отрасли: это «содовый», «соляной» картели, сговоры на торгах по закупкам медикаментов, вещевых, мясных поставок для нужд отдельных ведомств. О масштабах подобных дел можно судить хотя бы по размерам и количеству штрафов (см. рис. 2), которые были наложены в 2013 году – речь идет о сумме около 4 млрд. рублей.
Рисунок 2. Количество штрафов, наложенных за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, ед.
Источник: ФАС России
Современность: лекарственный сговор
19 августа 2016 года в прессе появилось сообщение о выявлении ФАС в Москве и Подмосковье противозаконной деятельности картеля, состоящего из семи компаний, специализирующихся на поставке лекарственных средств. Участники соглашения препятствовали снижению цен на лекарства и медицинскую технику, помогая друг другу поддерживать их высокий уровень.
Схема сговора такова: при участии в тендерах на поставку медицинской техники и лекарств в учреждения здравоохранения, они лишь создавали видимость конкуренции, государственные контракты доставались участнику по начальной стоимости – остальные лишь искусственно обозначали борьбу. Сумма сговора при проведении торгов составила чуть меньше 1,5 млрд. рублей.
В этот же период был выявлен самый массовый российский картель, специализирующийся на объединении участников тендеров на поставку для нужд отдельных ведомств (МВД, таможенных органов, ФСБ) вещевого имущества.
Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое «КАРТЕЛЬ» в других словарях:
картель — я, м. cartel m.1. В турнирных играх означает порядок, коему должны следовать сражающиеся. Ян. 1804. В турнирах порядок, которому должны следовать сражающиеся. Чудинов 1902. 2. устар. Соглашение, договор. БАС 1. Принуждены при пароле их обнадежить … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАРТЕЛЬ — (фр. cartel, от лат. charta бумага). 1) письменный вызов на поединок. 2) договор о выкупе и размене пленных. 3) в турнирах, порядок, которому должны следовать сражающиеся. 4) договор между воюющими державами. 5) договор о беспрепятственном… … Словарь иностранных слов русского языка
картель — 1. КАРТЕЛЬ [тэ], я; м. [франц. cartel]. Устар. Письменный вызов на дуэль. * То был приятный, благородный, Короткий вызов иль картель: Учтиво, с ясностью холодной Звал друга Ленский на дуэль (Пушкин). 2. КАРТЕЛЬ [тэ], я; м. [нем. Kartell от итал.… … Энциклопедический словарь
КАРТЕЛЬ — одна из форм объединения предприятий на договорной основе.Участники КАРТЕЛИ, сохраняя финансовую и производственную самостоятельность, определяют общую политику ценообразования, обмениваются патентами и технологиями, расширяют сферы влияния на… … Финансовый словарь
Картель — (cartel) Объединение независимых компаний, созданное с целью регулирования цен и условий сбыта их товаров или услуг. Картель может быть национальным или международным, хотя в некоторых странах, включая Великобританию и США, существует… … Словарь бизнес-терминов
Картель — вызовъ на поединокъ. Ср. Посылай скорѣе лошадей мнѣ нанять, хочу еще сегодня поднести картель другу моему Степѣ Говорилову. Маркевичъ. Бездна. 2, 17. Ср. То былъ пріятный, благородный, Короткій вызовъ, иль картель; Учтиво, съ ясностью холодной… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КАРТЕЛЬ — [тэ], картели, жен., и картеля, муж. (франц. cartel). 1. Соглашение, договор (полит. устар.). 2. Крупнокапиталистическое промышленное объединение, союз нескольких однородных предприятий, отказавшихся от взаимной конкуренции в целях совместного… … Толковый словарь Ушакова
картель — синдикат; монополия, письмо, вызов на дуэль, договоренность, вызов, пул, объединение Словарь русских синонимов. картель см. вызов на дуэль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
КАРТЕЛЬ — (франц. cartel итал. cartello, от carta бумага, документ), в экономике форма экономического объединения, участники которого заключают соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники картеля… … Большой Энциклопедический словарь
КАРТЕЛЬ — (cartel) Формальное или неформальное соглашение между несколькими фирмами какой либо отрасли об ограничении конкуренции (competition). Картельные соглашения могут касаться установления минимально допустимых цен, ограничения объемов производства… … Экономический словарь
картель — картель, м., род. картеля и устарелое картель, ж., род. картели. Произносится [картэль] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Словарь финансовых терминов .
Финансовый словарь Финам .
Смотреть что такое «КАРТЕЛЬ» в других словарях:
картель — я, м. cartel m.1. В турнирных играх означает порядок, коему должны следовать сражающиеся. Ян. 1804. В турнирах порядок, которому должны следовать сражающиеся. Чудинов 1902. 2. устар. Соглашение, договор. БАС 1. Принуждены при пароле их обнадежить … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАРТЕЛЬ — (фр. cartel, от лат. charta бумага). 1) письменный вызов на поединок. 2) договор о выкупе и размене пленных. 3) в турнирах, порядок, которому должны следовать сражающиеся. 4) договор между воюющими державами. 5) договор о беспрепятственном… … Словарь иностранных слов русского языка
картель — 1. КАРТЕЛЬ [тэ], я; м. [франц. cartel]. Устар. Письменный вызов на дуэль. * То был приятный, благородный, Короткий вызов иль картель: Учтиво, с ясностью холодной Звал друга Ленский на дуэль (Пушкин). 2. КАРТЕЛЬ [тэ], я; м. [нем. Kartell от итал.… … Энциклопедический словарь
Картель — (cartel) Объединение независимых компаний, созданное с целью регулирования цен и условий сбыта их товаров или услуг. Картель может быть национальным или международным, хотя в некоторых странах, включая Великобританию и США, существует… … Словарь бизнес-терминов
Картель — вызовъ на поединокъ. Ср. Посылай скорѣе лошадей мнѣ нанять, хочу еще сегодня поднести картель другу моему Степѣ Говорилову. Маркевичъ. Бездна. 2, 17. Ср. То былъ пріятный, благородный, Короткій вызовъ, иль картель; Учтиво, съ ясностью холодной… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КАРТЕЛЬ — [тэ], картели, жен., и картеля, муж. (франц. cartel). 1. Соглашение, договор (полит. устар.). 2. Крупнокапиталистическое промышленное объединение, союз нескольких однородных предприятий, отказавшихся от взаимной конкуренции в целях совместного… … Толковый словарь Ушакова
картель — синдикат; монополия, письмо, вызов на дуэль, договоренность, вызов, пул, объединение Словарь русских синонимов. картель см. вызов на дуэль Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык … Словарь синонимов
КАРТЕЛЬ — (франц. cartel итал. cartello, от carta бумага, документ), в экономике форма экономического объединения, участники которого заключают соглашение о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции, найма рабочей силы. Участники картеля… … Большой Энциклопедический словарь
КАРТЕЛЬ — (cartel) Формальное или неформальное соглашение между несколькими фирмами какой либо отрасли об ограничении конкуренции (competition). Картельные соглашения могут касаться установления минимально допустимых цен, ограничения объемов производства… … Экономический словарь
картель — картель, м., род. картеля и устарелое картель, ж., род. картели. Произносится [картэль] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Картельные соглашения: технологии доказывания и защиты
Участники картельных соглашений могут нести не только имущественную и административную, но и уголовную ответственность. В нормы, регулирующие последнюю, депутаты намерены внести изменения — на рассмотрении Госдумы сейчас находится законопроект № 260190-6 с поправками в ст. 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции». В частности, предполагается сузить основания для освобождения от уголовной ответственности, в связи с чем для коммерсантов остро встанет вопрос: как защищаться от обвинений?
Заместитель руководителя и статс-секретарь ФАС России Андрей Цариковский в своем выступлении на девятом Юридическом форуме газеты «Ведомости» заявил: «Картель для Федеральной антимонопольной службы — это как переезд дороги на красный свет. Думаю, никто не будет пытаться объяснить инспектору ГИБДД, что ехал на красный, потому что была ночь и перекресток был пуст. На красный свет ехать нельзя! Так и картели — они запрещены законом сами по себе, и вступать в них нельзя по определению».
Законодательное понятие картеля было введено третьим антимонопольным пакетом в 2011 г. (п. 8 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 401-ФЗ). Картель — это запрещенное законом соглашение между конкурентами:
- о ценах;
- участии в торгах;
- разделе рынка;
- создании дефицита;
- бойкоте определенных покупателей (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее — Закон о защите конкуренции).
При доказывании существования картеля антимонопольные органы исходят из того, что это противозаконное соглашение (сговор) между конкурентами, которое приводит или может привести к последствиям, наиболее опасным для экономики.
В российском антимонопольном законодательстве много норм, запрещающих не конкретные действия, а эффект, который может образоваться на рынке в результате определенной последовательности действий. Порой это вызывает сложности для участников рынка, связанные с невозможностью оценить степень риска тех или иных действий, поскольку установить их последствия заранее бывает сложно. Однако с картелями дело обстоит проще: законом запрещено само заключение картельных соглашений, поэтому антимонопольным органам достаточно доказать (а участникам картеля — осознавать) сам факт создания картеля. Подтверждать, что создание картеля действительно привело к негативным последствиям в экономике, антимонопольный орган не обязан. В отличие от других соглашений, упомянутых в ст. 11 Закона о защите конкуренции, для квалификации которых обязательно доказывать, что имеет место ограничение конкуренции.
Для квалификации картеля необходимо:
- определить географические и продуктовые границы товарного рынка, чтобы доказать, что участники соглашения продают товар на одном товарном рынке;
- доказать, что производители или продавцы товара находятся в конкурентных отношениях;
- доказать факт наличия соглашения, приводящего к пяти перечисленным выше видам последствий.
А вот для привлечения участников картеля к уголовной, а не административной ответственности, уполномоченным органам необходимо доказать наличие последствий в виде причинения гражданам, организациям или государству крупного ущерба (согласно той самой, уточняемой законопроектом, ст. 178 УК РФ).
Охота за прямыми уликами больше не работает
В картельных делах используются две категории доказательств: прямые и косвенные. Первая представляет собой документы (договоры, соглашения, протоколы, заявления, письма и т.д.) и свидетельские показания, которые прямо указывают на факты допущенного нарушения. Основной способ получения прямых доказательств — внезапная проверка. По словам начальника Управления по борьбе с картелями ФАС Александра Кинева, вплоть до 2008 г. в ходе подобных ревизий проверяющим нередко попадались документы, содержащие явно антиконкурентные соглашения и подписи их участников.
В последние годы антимонопольные органы все реже находят документы, открыто свидетельствующие об образовании картелей. Попадаются бумаги, по содержанию которых можно сделать вывод, что речь в них идет об антиконкурентных соглашениях, но свои подписи их участники уже скрывают за псевдонимами.
В связи с этим все большее значение в антикартельных расследованиях отводится сбору косвенных доказательств, которые указывают на побочные факты, находящиеся в причинно-следственной или иной связи с фактами нарушения. Чтобы их получить, проводится анализ поведения хозяйствующих субъектов, анализ рынка, математическая экспертиза, результаты которых, собственно, и являются косвенными доказательствами.
А. Цариковский пояснил, что антимонопольная служба выработала для себя некую «красную черту» для случаев, когда прямых доказательств у представителей власти нет. Решение о привлечении к ответственности за создание картеля выносится, если экономическая экспертиза показывает невозможность сложившейся на рынке ситуации в нормальных условиях и если есть еще одна-две (пусть и слабые) дополнительные улики. Какие именно, статс-секретарь ФАС России публично озвучить не захотел, чтобы не информировать потенциальных нарушителей о том, на что антимонопольный орган реагирует, а на что нет.
Судьи не воспринимают экономические доказательства
Анализируя рынок и поведение хозяйствующих субъектов в ходе расследования картельных сговоров, антимонопольный орган имеет целью доказать:
- что хозяйствующие субъекты действуют синхронно и единообразно в отсутствии на то объективных экономических причин;
- и (или) что деятельность хозяйствующих субъектов направлена против их собственных интересов;
- и (или) что действия хозяйствующих субъектов не могли иметь место ни при каких иных условиях, кроме как при условии наличия сговора между ними (доказывание «от обратного»).
В странах с развитым антимонопольным законодательством, как правило, существуют практические руководства по расследованию и доказыванию противозаконных соглашений, в том числе картелей. Такие руководства обычно содержатся не в законах и подзаконных актах, а вырабатываются на основе судебной практики, которая как раз и формирует критерии применимости доказательств в таких делах. Но российское антимонопольное законодательство существует еще не так давно, а потому судебная практика его применения не так богата, как зарубежная. К тому же сложные антимонопольные дела, как правило, рассматривают те же судьи, которые выносят вердикты по иным делам об обжаловании ненормативных актов органов власти. Отсутствие специализации, которая позволила бы судьям видеть в картельных делах не только юридическую, но и экономическую подоплеку, лишает смысла доказательства, представляемые заподозренными в противозаконном сговоре субъектами. Судьи, не рассматривая их, доверяют мнению представителей органов антимонопольной службы.
Отчасти, наверное, это становится причиной обогащения отечественного антимонопольного регулирования руководствами в форме подзаконных актов. Первым из них стал приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка анализа состояния конкуренции на товарном рынке», разъясняющий, например, как определять продуктовые и географические границы товарного рынка. В настоящее время ведется работа по созданию подобного документа по вертикальным соглашениям и определению величины ущерба.
Картельное расследование часто выливается в битву математических моделей
Оксана Мигитко, ведущий юрист юридической фирмы «Пепеляев групп», рассказывая на Юридическом форуме о мировой практике доказывания организации картеля, выделила в ней четыре стадии:
- выявление непоследовательного, нелогичного поведения хозяйствующего субъекта на рынке;
- выявление «срыва» в поведении субъекта (например, он продавал товар по 10 руб. за штуку и внезапно стал продавать его в пять раз дороже);
- выявление отличий в поведении субъектов, подозреваемых в картеле, от поведения конкурентов;
- доказывание вероятного существования картеля.
Первые две стадии могут и сливаться в одну, но антимонопольные органы, как правило, в ходе их осуществления применяют для доказывания разные методы. ФАС России регулярно применяет обе стадии, возбуждая те или иные картельные дела, реагируя на события на рынке. Хрестоматийный пример — знаменитое внезапное удорожание гречки.
О. Мигитко отмечает, что применяемые на первых двух стадиях экономические модели, как правило, не закрепляются в практике, а нарабатываются со временем: каждый год появляются новые модели и опровергаются старые. При рассмотрении дел между антимонопольным органом и противоположной стороной (участниками картеля) происходит спор по поводу того, обоснована ли модель, применяемая антимонопольным органом, или нет.
Для доказательства отличий в поведении подозреваемых в картеле субъектов от поведения их конкурентов также разработан целый ряд эконометрических методов и методов, основанных на сборе данных. Но методы, применяемые на третьей стадии, более детализированы. Описание экономических моделей обычно начинается с условий, при которых они могут применяться. Антимонопольный орган должен сравнить их с фактическими обстоятельствами и выбрать ту модель, которая точнее под них подпадает.
Сравнение действий лиц, подозреваемых в картеле, с действиями их конкурентов активно применяется ФАС России, но в зарубежной антимонопольной практике это обязательная стадия рассмотрения любого картельного дела, а не инструмент, который в одном деле может применяться, а в другом нет.
По итогам первых трех стадий и у антимонопольных органов, и у сторон возможного картеля аккумулируется огромное количество данных, поступивших от этих сторон, потребителей, статистических служб и других источников. Используя их на четвертой стадии, антимонопольный орган должен решить, картель существует или же картеля нет. Обычно антимонопольный орган выбирает для этого одну математическую модель и доказывает, почему он ее применяет. А обвиняемые в создании картеля лица доказывают, почему модель, применяемая антимонопольным органом, не применима в этой ситуации.
Как пояснил А. Кинев, в практике ФАС России не бывает дел, где доказательством является один лишь подписанный участниками картеля документ. Экономический анализ проводится вне зависимости от того, требуется это или нет по формальным основаниям. И хотя приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 не требует от антимонопольной службы делать анализ рынка, он проводится, например, чтобы определить, каким образом картельное соглашение оказало влияние на рынок, и определить размер ущерба.
Среди классических картельных дел можно отметить два наиболее громких — о содовом и минтаевом картелях. В первом предприятия химической промышленности организовали картель по установлению цен и разделу рынка жидкой каустической соды (более 20 участников). В итоге размер административных штрафов, наложенных на виновных лиц, достиг 1,6 млрд руб. без учета налоговых доначислений. При этом большую часть доказательственной базы удалось сформировать в ходе внеплановых проверок. Второй, минтаевый, картель, был образован несколькими дальневосточными компаниями (число ответчиков превышало 50) для установления цен, регулирования объемов добычи минтая и реализации продукции из него. Инициировало расследование Правительство РФ, и сбор доказательств также осуществлялся в ходе совместных проверок с ФСБ России.
Анна Нумерова, партнер АБ «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры»:
«Суд не должен отдавать предпочтение заключению антимонопольного органа»
Экономическими доказательствами в антимонопольных делах являются все те материалы или документы, которые содержат обоснованные заключения, как минимум о продуктовых и географических границах рынка, на котором было совершено антимонопольное нарушение, временной интервал исследования товарного рынка и состав хозяйствующих субъектов, действующих в пределах определенных границ рынка.
К экономическим доказательствам можно отнести аналитический отчет антимонопольной службы, заключение эксперта по итогам проведенной экспертизы, устные или письменные пояснения экономистов, участвующих в административном или судебном производстве в статусе эксперта, специалиста или свидетеля.
С учетом действующего законодательства, ФАС России не обязана проводить анализ состояния конкуренции (то есть готовить аналитический отчет, предписанный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220) при расследовании картеля. Но, по мнению многих юристов, с которыми антимонопольная служба соглашается, анализ рынка все равно должен проводиться. Это нужно, чтобы определить рынок или рынки, охваченные потенциальным картелем, и период его существования для последующего расчета и наложения «оборотного» штрафа, а также установления факта, являются ли участники соглашения (устного или письменного) конкурентами на этом рынке (определение картеля в ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции содержит указание на то, что участники соглашения должны быть конкурентами). Таким образом, экономические доказательства должны иметь место в картельных делах.
ФАС освобождена от обязанности представлять аналитический отчет с выводами о границах рынка при рассмотрении дела о картеле. Тогда решение комиссии ФАС, которое содержит заключение о нарушении хозяйствующими субъектами ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, либо решение ФАС в рамках административного производства о наложении штрафа может стать экономическим доказательством, требующим исследования в арбитражном суде на предмет правильности определения границ рынка. По моему мнению, ключевым вопросом здесь становится следующее: если в материалах дела находится заключение экономиста (не имеет значения, независимого или нанятого сторонами), вывод которого содержит информацию, противоречащую выводам ФАС, должен ли суд проверять исходные данные либо методы, которые были использованы ФАС или экономистом в своих заключениях?
Не вдаваясь в подробности порядка определения границ, необходимо отметить, что наиболее частыми методами, которые используют регуляторы в зарубежной и российской практике, являются тест гипотетического монополиста и анализ цен. Если оба метода были применены правильно, то логично предположить, что заключения будут идентичны. Если ФАС, например, применяя тест гипотетического монополиста, пришел к выводу о границах рынках в пределах одного субъекта РФ, а экономист, представляющий сторону, используя анализ динамики цен, определил границы рынка шире (в пределах более, чем двух субъектов РФ или даже в пределах РФ), то очевидно, что кто-то из них ошибся. В этом случае, по моему мнению, суд не должен отдавать предпочтение заключению ФАС со ссылкой на ее исключительную компетенцию и не рассматривать заключения экономистов как «мнение юридического лица», как это имело место, например, в деле № А34-2313/2011 (замечу, что нарушением являлось злоупотребление доминирующим положением, однако в целях настоящего комментария это не имеет значения).
Арбитражный суд вправе проверить правильность применения методов, чтобы в итоге получить достоверную информацию о границах рынках и участниках, действующих на нем. Стандарт доказывания соответственно повысится, а правоприменительная практика только улучшится, что позволит ФАС сконцентрироваться на действительно опасных картелях.
Виталий Пружанский, PhD, старший эксперт компании RBB Economics:
«Необходимо проверять предположения, на которых основаны математические модели»
Для экономического анализа в делах о картелях могут использоваться различные математические модели, описывающие, как должны действовать участники рынка при нормальных условиях и в случае, если рынок картелирован. Несмот-ря на многообразие таких моделей, практически все они основаны на одной и той же логике: создание картеля позволяет его участникам повысить цены по сравнению с конкурентным уровнем и тем самым получить сверхконкурентную прибыль.
Но модели — это только условное описание реальности. По этой причине предположения, на которых они основаны, всегда необходимо проверять. В частности, в случае спора о том, существовал или нет картель, необходимо ответить на два ключевых вопроса. Во-первых, привел ли картель к повышению прибыли за счет завышенных цен? Про этот вопрос иногда вообще забывают на практике. Однако давайте вспомним, почему картели запрещены сами по себе? Потому что предполагается, что они всегда приводят к повышению цен, от чего страдают потребители. Именно это предположение должны проверять экономисты. Ведь может выясниться, например, что маржа прибыли участников рынка на самом деле снизилась в период времени, когда по подозрениям антимонопольного органа действовал некий картель. Это может если не полностью опровергнуть, то хотя бы бросить тень сомнения на выводы ФАС России. Во-вторых, в достаточной ли мере прозрачен исследуемый товарный рынок? Чтобы картель имел место, участники рынка должны иметь возможность понять, что делают их конкуренты. Ясно, что если только один участник рынка повысит цены в соответствии с предполагаемым сговором, он просто потеряет потребителей, так как последние переключатся на товары конкурентов. Если в прозрачности рынка можно по каким-то причинам сомневаться (например, потому что цены не объявляются на веб-сайте, а фиксируются в ходе переговорного процесса с клиентами), то можно сомневаться и в существовании картеля. По крайней мере, задача усложняется: экономистам необходимо доказать, каким именно образом участники рынка обменивались информацией и как именно они отслеживали действия друг друга.
К сожалению, пока российские антимонопольные органы не всегда дают четкие ответы на поставленные выше вопросы. В моей практике я сталкивался с тем, что ФАС России не проверяет предположения, на основе которых выдвигает обвинения. Зачастую антимонопольный орган руководствуется прямолинейной логикой: если поведение участников рынка слишком сложно или подозрительно, значит, там наверняка действует картель. Тем не менее с помощью экономических выкладок, если они представляют собой достаточно весомые доказательства, можно не доводя до суда убедить ФАС России, что картеля нет. Поэтому компаниям стоит проводить экономическое исследование уже на ранних стадиях антикартельного расследования. Ведь суд может не принять результаты экономической экспертизы, и трудно предположить заранее, захочет ли он сам ее назначить. А если экономический отчет уже будет в материалах дела, то суд обязательно с ним ознакомится, даже если антимонопольный орган не принял его во внимание.