Учебник и учебное пособие как средства обучения

Учебник и учебное пособие как средства обучения

Средство обучения – это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Учебники и учебные пособия

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Основным видом учебной литературы является учебник. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.

В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;

– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.

Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.

При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.

В кабинете должны быть обеспечены все условия для демонстрации наглядных пособий: источники постоянного и переменного тока, заземление, затемнение, проекционная аппаратура, экраны, подставки, световая указка, стенды и т. д. Наглядные пособия необходимо иметь для каждой темы урока. Демонстрационное оборудование, печатные пособия не заменяют, а дополняют друг друга, обеспечивая различные дидактические цели.

Наглядные пособия выполняют следующие функции:

– ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе;

– ознакомление с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии;

– наглядное представление об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности;

– наглядное представление о сравнении или измерении характеристик явления или процесса;

– знаковое изображение этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия;

– ознакомление с историей науки и перспективами ее развития.

Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:

– объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т. п.);

– печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы и т. п.);

– проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.).

Технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.

Существуют следующие виды ТСО:

К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).

Частота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения, а также от этапа урока. Использование ТСО не должно длиться на уроке подряд более 20 мин.

1. Общие положения Учебник Учебное пособие Рабочая тетрадь Средства обучения и воспитания

2 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (статья 35); Законом Санкт Петербурга «Об образовании в Санкт Петербурге» от , (статья 7); Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от ; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от МД 1634/03; Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга 2586 р от «Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, учебнометодических материалов, средств обучения и воспитания»; -Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 338 Невского района Санкт-Петербурга Настоящее Положение определяет порядок и механизм предоставления в пользование учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (далее Положение) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 338 Невского района Санкт-Петербурга (далее ГБОУ школа 338) Настоящее Положение является локальным актом ГБОУ школы 338, рассматривается и принимается на заседании Педагогического совета, утверждается приказом директора ГБОУ школы 338. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в таком же порядке Понятия, используемые в Положении: Учебник учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида. Учебное пособие учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида. Рабочая тетрадь учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Учебно-методические материалы совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание данной дисциплины (атласы, контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие программы и т.д.). Средства обучения и воспитания оборудование образовательной организации, источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.

3 Канцелярские товары школьно-письменные принадлежности (тетради, карандаши, ручки, альбомы для рисования, папки, пеналы, картон, цветная бумага, клей, пластилин и др.), используемые обучающимися в ходе образовательного процесса. 2. Порядок предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания 2.1. К обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, в ГБОУ школе 338 относятся: обучающиеся, осваивающие программу начального общего образования; обучающиеся, осваивающие программу основного общего образования; обучающиеся, осваивающие программу среднего общего образования ГБОУ школа 338 самостоятельна в выборе и определении: комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); порядка предоставления в пользование обучающимся школы учебников и учебных пособий; порядка работы обучающихся школы с учебниками, учебными пособиями, учебнометодическими материалами; порядка организации работы по сохранению фонда учебной литературы библиотеки школы; — обучения и воспитания. Выбор средств обучения и воспитания определяется спецификой содержания и формой организации образовательного процесса ГБОУ школа 338 информирует родителей (законных представителей) обучающихся: о порядке предоставления в пользование обучающимся учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов; о правилах пользования учебниками, учебными пособиями и учебно-методическими материалами из фонда школьной библиотеки; о графике выдачи и сдачи учебников, учебных пособий и учебно-методических материалов, утвержденном руководителем школы. Информация осуществляется через размещение сведений на официальном сайте школы и стендах для родителей ГБОУ школа 338 бесплатно обеспечивает обучающихся школы учебниками и учебными пособиями в соответствии с Образовательной программой школы на текущий учебный год и учебно-методическому комплексу, составленному в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при реализации имеющих аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Обеспечение обучающихся указанными изданиями осуществляется за счет изданий, имеющихся в фонде школьной библиотеки.

4 2.5. Учебники и учебные пособия предоставляются обучающимися школы в личное пользование на срок изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) Учебная литература используется не менее 5 лет, но при соответствии Федеральному стандарту и Федеральному перечню учебников может использоваться до 10 лет (письмо Министерства образования и науки РФ от МД-1634/03) Выдача учебников осуществляется перед началом учебного года по графику, составленным библиотекарем школы Обучающиеся ГБОУ школы 338 получают учебники и учебные пособия из фонда библиотеки в начале учебного года при отсутствии задолженности за предыдущий учебный год как по художественной, так и по учебной литературе. Классные руководители 1-11 классов получают комплекты учебников для обучающихся в библиотеке. Выдача комплектов учебников фиксируется библиотекарем школы в «Журнале выдачи учебников» и подтверждается личной подписью классного руководителя. Классные руководителя 1-11 классов проводят беседу-инструктаж обучающихся своего класса о правилах пользования учебниками и выдают их им на руки В течение двух недель обучающиеся должны просмотреть все учебники и учебные пособия, выданные им в личное пользование. При обнаружении дефектов, мешающих восприятию учебного материала, обучающийся или его родители (законные представители) могут обратиться в библиотеку для замены его на другой. Учебник может быть заменен при его наличии в фонде библиотеки. По истечении указанного срока, претензии по внешнему виду учебников и учебных пособий библиотекой не принимаются Вновь прибывшие учащиеся в течение учебного года обеспечиваются учебниками из библиотечного фонда бесплатно При выбытии из ГБОУ школы 338 обучающийся или его родители (законные представители) должны сдать комплект учебников, выданный им в пользование библиотекой. В случае порчи или утери учебника, учебного пособия, предоставленных обучающемуся в личное пользование, родители (законные представители) обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник, или заменить другим учебником, признанным библиотекарем равноценным В конце учебного года, завершающего изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), и в случае перехода обучающегося из школы в течение учебного года в другую образовательную организацию, учебники, учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы, предоставленные ему в личное пользование, возвращаются в библиотеку ГБОУ школы Сдача учебников осуществляется перед окончанием учебного года по графику, составленным библиотекарем школы.

5 Учебники и учебные пособия, необходимые обучающимся 9, 11 классов для подготовки к государственной итоговой аттестации, могут быть сданы в библиотеку школы после окончания экзаменационного периода в индивидуальном порядке. Учебники, учебные пособия, рабочие тетради и учебно-методические материалы, выданные учителю-предметнику для работы на уроке, возвращаются учителямипредметниками в конце текущего учебного года или учебного года, завершающего изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в библиотеку Учебно-методические материалы и учебно-методические пособия (атласы, прописи, рабочие тетради и т.п.) образовательное учреждение определяет самостоятельно и предоставляет в пользование обучающимся бесплатно. При отсутствии пособия в библиотеке по решению педагогического совета допускается скачивание соответствующего пособия из открытых источников в сети Интернет и тиражирование его для обучающихся за счет школы Выдача учебников за предыдущие классы с целью повторения учебного материала выдается библиотекарем при наличии свободных экземпляров и фиксируется в читательских формулярах под личную подпись обучающихся. Учебники, учебные пособия и учебно-методические материалы (рабочие программы, поурочное планирование, методические пособия и т.п.) для личного пользования, учителя ГБОУ школы 338 приобретают самостоятельно. В случае наличия учебников в фонде библиотеки школы, учителя обеспечиваются ими в единичном экземпляре бесплатно ГБОУ школа 338 предоставляет обучающимся право бесплатного пользования средствами обучения и воспитания для работы в школе в ходе образовательного процесса. Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся на дому по основным общеобразовательным программам с использованием дистанционных образовательных технологий, на период получения образования предоставляются компьютерная техника, средства связи и программное обеспечение за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. 3. Ответственность участников образовательного процесса Директор ГБОУ школы 338 несет ответственность за обеспечение обучающихся, учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания учебниками Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за осуществление контроля использования педагогическими работниками в ходе образовательного процесса учебных пособий и материалов, учебников в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным ГБОУ школой Библиотекарь несет ответственность за достоверность информации об обеспеченности учебниками и учебными пособиями обучающихся ГБОУ школы 338, за организацию работы библиотеки по предоставлению и сбору учебников, учебных

Смотрите так же:  Нелегальный работник штраф

6 пособий, учебно-методических материалов обучающимся, за сохранность библиотечного фонда учебной литературы Классный руководитель несет ответственность за состояние учебников, учебных пособий обучающихся своего класса в течение учебного года, своевременную выдачу (сдачу) учебников, учебных пособий своего класса в библиотеку в соответствии с графиком, утвержденным директором школы Родители (законные представители) обучающихся следят за сохранностью полученных учебников и учебных пособий и возмещают их утрату или порчу библиотеке Обучающиеся несут ответственность за сохранность учебников и учебных пособий в течении учебного года, полученных из фонда школьной библиотеки.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов) — 40. Учебники и учебные пособия

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе (учебники, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т. д.). От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Основным видом учебной литературы является учебник — важный источник знаний для учащихся, одно из главных средств обучения. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской личности.

В учебнике систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры. Систематическое изложение учебного материла в учебниках должно осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованиями стабильности учебник должен иметь устойчивую основу. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Структура учебника включает в себя текст (тексты-описания, тексты-повествования и тексты-рассуждения) как главный компонент и нетекстовые вспомогательные компоненты (аппарат организации и усвоения).

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное участие учащихся в процессе обучения, полное основание учебного материала. В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

– мотивационную, выражающуюся в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение;

– информационную, позволяющую учащимся расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации;

– контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хрестоматии, сборники упражнений и задач, словари, справочники, книги для внеклассного чтения, атласы, исторические и географические карты и т. д. Отличительной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочного характера. Работая с учебными пособиями, ученики учатся излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего изложения и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы.

Наряду с традиционными применяются безбумажные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и т. д. Дидактические оценки этих новых средств обучения противоречивы, поэтому считается целесообразным применение их в комплексе с традиционными учебными материалами.

При изучении знаний, имеющих логическую структуру, эффективными оказываются компьютерные учебные материалы.

Средства обучения в школьной педагогической практике

Дата публикации: 10.12.2014 2014-12-10

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Хабарова Д. О. Средства обучения в школьной педагогической практике // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 698-700. — URL https://moluch.ru/archive/80/14207/ (дата обращения: 21.12.2018).

Статья посвящена роли и значению средств обучения в школьной педагогической практике их видам, особенностям, дидактическим свойствам и методике использования.

Ключевые слова:средства обучения, источник знания, учебник, педагогический процесс, дидактические свойства.

Средствами обучения в широком понимании следует считать совокупность экономических, правовых, организационных и иных мер общественного характера, обеспечивающих функционирование обучающей системы как составной части всего образовательного комплекса. В предметном смысле средствами обучения (или учебными средствами) являются источники знаний, а также приборы и инструменты, непосредственно включаемые в учебный процесс с целью эффективного решения образовательных и воспитательных задач. То есть, средства обучения — это различные виды источников знаний и техническое оборудование, обеспечивающие эффективную реализацию педагогического процесса.

К источникам знаний относятся включаемые в образовательный цикл учебная и программно-методическая литература, вспомогательные издания, пособия различного назначения и характера, в том числе современные телекоммуникационные продукты. Учебными средствами являются также школьные краеведческие музеи, спортивные площадки и специально выделенные на местности ландшафты (полигоны), где проводятся уроки, наблюдения за природой, самостоятельные и практические работы (для дисциплин естественнонаучной направленности). Средствами обучения могут быть хозяйственные и иные объекты во время экскурсионных занятий.

Учебные средства обладают определенными дидактическими свойствами и функциями. Дидактическими свойствами того или иного учебного средства считаются его качества, которые можно использовать в педагогическом процессе. Под дидактическими функциями понимаются внешние проявления свойств учебного средства. Ведущими дидактическими функциями учебных средств являются: образовательные, развивающие и воспитательные.

Количество, объем и масштабность средств, используемых сегодня в обучении весьма значительны. Исходя из функциональных особенностей, учебные средства делятся на наглядные (натуральные объекты, изображения объектов и явлений), печатно-информационные, технические (включая телекоммуникационные) и инструментальные. Важную роль в обучении играют также современные материалы, которые содержатся в разнообразных источниках информации и отражают текущие процессы и явления, происходящие в природе и обществе. К ним относятся сведения периодической печати, справочных изданий, документы актового характера, Интернет-материалы, телепередачи, кинофильмы и др. Особенностью учебных средств является комплексный характер их применения.

Существует нормативный перечень учебного оборудования для общеобразовательных учреждений страны. Он включает средства обучения, обеспечивающие базовый уровень овладения предметом в соответствии с обязательным минимумом содержания образования в конкретной предметной области. При отборе средств обучения учитывается национальная стратегия развития общего образования, специфика предмета, достижения новейших информационных технологий.

При этом основным и ведущим средством обучения является учебник. Учебник — это средство (печатное или электронное), в котором систематически излагаются основы знаний в определенной области на современном уровне достижений науки и культуры. Для каждого уровня и направления образования создаются специальные учебники, отвечающие целям и задачам обучения и воспитания.

В практике разработки учебника существуют необходимые принципы по содержанию и методическому конструированию, требования к языку, художественному оформлению, полиграфическому исполнению и гигиене издания. Знания в учебнике подаются в специальной методической обработке и построении, которые обусловливают приемы усвоения знаний учащимися и содействуют развитию их мышления и эмоций. Поэтому учебник должен иметь определенное (сбалансированное) соотношение внутренних компонентов.

Современный учебник обязан соответствовать государственному стандарту общего образования и дополняться программно-методическим сопровождением (в том числе электронным). В результате формируется учебно-методический комплекс (УМК), способствующий эффективному осуществлению педагогического процесса. Особое место в УМК занимают методические пособия, предназначенные для учителя. Как правило, они создаются наиболее опытными педагогами-методистами. Перспективным направлением является создание линии (серии) учебно-методических комплексов, отражающих весь цикл школьного образования.

На современном этапе существенно возросла роль технических средств обучения (ТСО). ТСО обладают выраженным интерактивным характером. Он заключается в том, что ТСО позволяют сочетать и комбинировать учебные информационные ресурсы в необходимых пропорциях и вариантах. Функционально ТСО могут использоваться для передачи учебной информации, управления, контроля знаний, тренинга и в других целях.

Таким образом, современные технические учебные средства стимулируют модернизацию процесса обучения, требуют переосмысления многих организационных вопросов. Решение этих и других проблем образования осуществляется с помощью национальных проектов и государственных программ.

1. Бахтин, Ю. К. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению алкоголя и курению табака / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). с. 456.

2. Бойков, А. Е. Профилактика информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности,2011.-№ 12.-С.42–45.

3. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.

4. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.

5. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе / Л. Г. Буйнов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

6. Буйнов, Л. Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости / Л. Г. Буйнов, Л. И. Сыромятникова // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3, с. 459.

7. Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). с. 104–110.

8. Макарова, Л. П. О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи / Л. П. Макарова, М. С. Матусевич, Ю. К. Бахтин, А. В. Соловьёв // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 941–943.

9. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

10. Соломин, В. П. Медицинская кафедра педагогического ВУЗа. К 50-летию кафедры медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // В сборнике: Здоровьесберегающее образование — залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения материалы VIII Международной научно-практической конференции. Челябинский государственный педагогический университет. СПб; Челябинск, 2013. с. 148–156.

11. Соломин, В. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6, с. 730–732.

12. Соломин, В. П. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова и др. // Молодой ученый. 2012. № 9. с. 337–345.

13. Сорокина, Л. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе как фактор повышения качества человеческого потенциала / Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков, Е. В. Смирнова // Здоровьесберегающее образование. 2013. № 1 (29), с. 111–114.

14. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63. 0

15. Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. с. 38–46.

16. Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. с. 114–116.

17. Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

18. Сорокина, Л. А. Экология здоровья и экологическая культура как перспективные направления в образовательной среде школы / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Астраханский вестник экологического образования. 2014. № 1 (27), с. 97–100.

19. Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30. 0

20. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

21. Хорошинина Л. П. Особенности липидного спектра у больных пожилого и старческого возраста с ИБС и жировым перерождением печени / Л. П. Хорошинина, Л. В. Турьева, В. Г. Радченко, Л. Г. Буйнов // Клиническая геронтология, 2014, т.20. № 5–6. С.9–14

Учебные пособия

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Учебные пособия» в других словарях:

учебные пособия — mokymo priemonės statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo proceso struktūros elementai, apimantys mokymo reikmenis, skirtus moksleivių pojūčiams, suvokimui, vaizdiniams, mąstymui ir sugebėjimams, praktinio darbo mokėjimams ir įgūdžiams… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Смотрите так же:  Коллегию адвокатов правовед

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ — в совр. пед. классификации все материальные средства обучения, используемые в уч. воспитат. процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого… … Российская педагогическая энциклопедия

Учебные пособия — в современной педагогической классификации все материальные средства обучения, используемые в учебно воспитательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и… … Педагогический терминологический словарь

Учебные пособия — обычно дополняют существующие учебники по даннойдисциплине, т. е. в них, как правило, рассматривается только часть учебногокурса, или они ориентированы на практическую сторону усвоения материала(Г); специально изготовленные и натуральные предметы … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Учебные пособия — 1) книги, излагающие основы научных знаний по определенному учебному предмету с определенных авторских позиций; 2) книги для учителей или учащихся, содержащие методические материалы, разъяснения, рекомендации по отдельным учебным предметам; 3)… … Педагогический словарь

Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ» — Основная статья: Оценка программ Учебники Учебники и учебные пособия по дисциплине «Оценка программ». Статья представляет собой обзор основных учебников и учебных пособий по дисциплине «Оценка программ и политик», изданные на английском и русском … Википедия

УЧЕБНЫЕ КАРТЫ — предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Большой Энциклопедический словарь

Учебные заведения — Учебное заведение прежнее название в дореволюционной России, а впоследствии и в СССР и Российской Федерации (до 1992 года) образовательного учреждения. В соответствии с действующим российским законодательством это учреждение, осуществляющее… … Википедия

учебные карты — предназначены в качестве пособия при изучении географии, истории и других предметов в начальной, средней и высшей школе; их содержание согласовано с программой и учебником соответствующего курса, а способы изображения и оформления отвечают… … Энциклопедический словарь

УЧЕБНЫЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ — применяются в преподавании естеств. науч. и обществоведч. дисциплин в ср. и высш. школе. Система У. к. п. включает карты, атласы, глобусы, репродукции аэро и космич. снимков и фотокарты. Карта образно знаковая модель, представляющая собой… … Российская педагогическая энциклопедия

§ 10. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: СМИРНОВ В. И.

УЧИТЕЛЬ И КНИГА

Учебная книга в системе дидактических средств

Требования к учебной книге и ее целевое назначение изменяются по мере усложнения задач и содержания образования– это естественно, как естественна и необходимость развития теории построения и применения в учебном процессе учебников, учебных пособий, иных печатных источников знаний и дидактических руководств. Для решения этой задачи большое значение имеет установление смыслового значения понятий, определяющих различные виды печатных учебных изданий, и их дифференциация.

В дореволюционный период понятие учебная книга применялось наряду с понятиями учебник, учебное пособие, руководство, наставление, курс, очерки, а также лекции, записки…

В современной специальной и справочной литературе для обозначения печатного средства обучения обычно применяются понятия учебник и учебное пособие. Эти понятия рассматриваются как самостоятельные, характеризующие различные виды учебной литературы: учебник – основное средство обучения, а учебное пособие – дополнительное или вспомогательное.

Впрочем, понятие учебник не имеет в справочной и педагогической литературе однозначного толкования. Более того, до сравнительно недавнего времени определением этого понятия совсем не занимались: в русских дореволюционных изданиях, например, нет ни одной дефиниции учебника, только с конца 40-

х гг. двадцатого столетия в отечественных изданиях стали появляться его определения.

На основе сопоставления определений понятия школьный учебник можно сделать вывод, что к числу наиболее существенных признаков учебника следует отнести:

представленность в тексте и внетекстовых компонентах совокупности редуцированных и систематизированных знаний в определенной области науки и сферы деятельности, а также ап-

парата организации усвоения знаний, практических умений и навыков, опыта познавательной деятельности, формирования эмоционально-ценностных отношений;

соответствие его содержания образовательным потребностям обучающихся, а также стиля и логики построения – их возможностям и целям обучения;

наличие в учебнике структурно-содержательных элементов, обеспечивающих деятельность преподавания и учения, контроль и самоконтроль; отражение в учебнике системы познавательной и практической деятельности.

По-разному (порой противоречиво) трактуются принадлежность учебника к определенной категории объектов и его целевое назначение. Если суммировать все трактовки, то следует, что учебник – это:

вид учебной литературы; средство обучения и самообразования; источник учебной информации;

модель процесса обучения, его сценарий.

В результате сравнительного анализа обобщающих характеристик учебника можно определить школьный учебник как печатное издание, в котором представлена совокупность редуцирован-

ных и систематизированных знаний в области определенной науки (учебно-научной дисциплины) или сферы деятельности и аппарат организации их усвоения; важнейший источник учебной информации, основное дидактическое средство, обеспечивающее деятельность учения и преподавания.

Существует ряд подходов к построению классификации видов учебных книг. Наиболее общие определения понятий, отражающих специфику различных учебных изданий, содержатся в таблице, построенной на основании выявления соответствия книг государственным книжным стандартам.

Термины и определения учебных изданий (по ГОСТ 7. 60-90)

научного или прикладного характера, изложенные в

форме, удобной для изучения и преподавания, и рас-

считанное на учащихся разного возраста и ступени обу-

Учебное издание, содержащее систематическое изло-

жение учебной дисциплины(ее раздела, части), соот-

ветствующее учебной программе и официально утвер-

жденное в качестве данного вида издания

Учебное издание, дополняющее или частично(полно-

стью) заменяющее учебник, официально утвержденное

в качестве данного вида издания

художественные, исторические и иные произведения

или отрывки из них, составляющие объект изучения

Учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь

изучению, преподаванию или воспитанию

Учебное издание, содержащее материалы по методике

преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части)

или по методике воспитания

Учебное издание, определяющее содержание, объем, а

также порядок изучения и преподавания какой-либо

учебной дисциплины (ее раздела, части)

Учебное издание, содержащее практические задания и

упражнения, способствующие усвоению пройденного

Заслуживает интереса следующий вариант их классификации: учебной литературы

Учебник – центральное звено системокомплекса дидактических средств обучения, содержание которого должно, во-первых, соответствовать требованиям государственного стандарта образования, во-вторых, иметь выверенный, апробированный педагогической теорией и образовательной практикой характер

Учебные пособия следующих видов:

учебно-теоретические пособия, заменяющие, дополняющие или развивающие учебник, предлагающие учебный материал ли-

бо по отдельной части учебной программы, либо в объеме, превышающем учебную программу, либо изложенный в субъективной авторской интерпретации. Поскольку по степени новизны, актуальности и оперативности представления учебно-научной информации теоретическое учебное пособие может опережать учебник, целесообразно использовать эту его особенность для распространения научно-теоретических сведений инновационного характера;

учебно-практические пособия (практикумы, сборники заданий

и упражнений), содержащие учебный материал прикладного характера, предназначенный для выработки практических умений и навыков, закрепления теоретической информации, контроля и самоконтроля;

учебно-методические пособия, предназначенные как для обучающихся (методика самостоятельной работы, выполнения определенных видов деятельности), так и для преподавателей(методика организации обучения);

учебно-справочные пособия, содержащие сведения учебного, научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для поиска информации (энциклопедические и толковые словари, справочники);

хрестоматии – представленные в определенной логике тексты или чаще фрагменты текстов научных, мемуарных, публицистических, художественных произведений, нормативно-правовых актов, инструкций и иных документов, которые обеспечивают реализацию определенных учебных целей.

Определения учебной книги не способны дать достаточно полного представления о ней, если не будут установлены её функции, т. е. её целевое назначение, характер и степень участия

в реализации потребностей обучения, обучающихся и обучающих. Функциональный анализ необходим не только для определения роли, педагогического потенциала и места учебной книги в системе средств обучения, но и для оценки её эффективности, для выявления основных противоречий, закономерностей и тенденций в едином и взаимосвязанном развитии процесса обучения

и средств его реализации.

В отечественной научно-педагогической литературе вопрос о функциональном назначении учебной книги обсуждается достаточно давно и активно.

Уже в дореволюционный период в ряде публикацийосу ществлены попытки охарактеризовать роль и назначение издаваемой учебно-педагогической литературы.

Интерес к проблеме, а вместе с тем и эволюция целевого назначения учебной книги в советский период были обусловлены изменением теоретических представлений о её роли и месте в системе средств обучения на разных этапах развития отечественной школы.

В 20-е – начале 30-х гг. XX в. острой критике подверглись использовавшихся в дореволюционной школе классические учебные книги, которые были признаны неприемлемыми для реализации новых целей обучения. Многие педагоги тогда считали, что главная задача учебной литературы состоит не в передаче учеб- но-научной информации, а в активизации познавательной деятельности обучающихся. С учетом этой установки вводились новые модели учебных изданий: «рассыпные» учебники, «рабочие» книги, журналы-учебники и даже газеты-учебники. Эти издания имели существенные недостатки – они не обеспечивали систематичности в изложении основ научных знаний; не в полной мере реализовывали свою информативную функцию. Применение таких учебных книг приводило к снижению качества знаний учащихся.

В середине 30-х гг. на основе постановления ЦК ВКП(б) от

12 февраля 1933 г. «Об учебниках для начальной и средней школы» началась работа по подготовке систематизированных -ста бильных учебников. Учебник приобретает статус основного средства обучения, что было обусловлено, в частности: 1) дефицитом других источников учебной информации, 2) стремлением к жесткой государственной регламентации содержания образования. Предметное содержание учебника становится обязательным для усвоения, причем акцент в обучении делался на запоминание и воспроизведение материала учебника. В этих условиях актуализируются такие функции учебника, как функции самообразования и контроля.

В 50-е годы учебник рассматривается главным образом в качестве пособия для домашней учебной работы, ориентированной на повторение и закрепление знаний, полученных на уроке.

В 60 –70-е годы усиливается информативная направленность обучения, и, как результат, создается новое поколение учебников, содержание которых было адекватно данной тенденции. В этот же период широкое распространение получают идеи программированного, а затем проблемного обучения, оказавшие заметное влияние на перестройку целевого назначения учебника. Так, программированные учебники и пособия содержали учебную информацию и задания по проверке ее усвоения и имели главной целью выработку умений и навыков выполнения системы специальных действий по закреплению учебной информации. Проблемное обучение ориентировало учебную книгу на стимулирование активной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и творческого мышления(самостоятельное видение проблемы, применение знаний, способов действия и т. д.).

В 80–90-е гг. приоритетным направлением в развитии учебника и определении его целей становится усиление развивающей и ценностно-ориентирующей функций учебной книги, ликвидация существующей диспропорции между научностью и доступностью.

Изменение функций учебника в этот период обусловлено актуализацией таких задач обучения, как: ориентация учащихся на самостоятельное добывание знаний, развитие у них творческого, продуктивного мышления, обеспечение дифференцированного подхода, предполагающего наличие в учебнике(как в основном тексте, так и в системе заданий) нескольких уровней содержания учебного материала и его изложения, проблемного подхода, раскрывающего борьбу научных идей и представлений.

Охарактеризуем в общих чертах функции учебной книги. Определяющими – системообразующими – функциями про-

цесса обучения являются образовательная, развивающая и воспитательная. Учебная книга выступает как одно из важнейших дидактических средств, обеспечивающих осуществление названных функций.

В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. П. Беспалько в число системообразующих функций наряду с образовательной, развивающей

и воспитательной вводят функцию, которую можно было бы наименовать технологической. В предлагаемом обозначении функции – технологическая – отражается, с одной стороны, совокупность способов и средств фиксации, систематизации, обработки, трансформации и предъявления учебной информации, а с другой – процессуальная сторона деятельности преподавания и учения.

Образовательная функция ориентирована на формирование когнитивного опыта личности, а также способов продуктивной, творческой познавательной и преобразующей деятельности(т. е. практического опыта).

Служебными – по отношению к образовательной– являются функции:

ориентационная: обеспечивает постановку и принятие обучающимися цели и задач изучения учебного предмета и конкретного учебного материала;

стимулирующе-мотивационная: направлена на стимулирование познавательной активности, развитие эмоциональномотивационной сферы обучающегося, формирование у него интереса и позитивного отношения к учебному предмету и изучаемому материалу;

информационная: учебная книга является основным источником необходимой для усвоения учебно-научной информации. В отличие от других средств обучения она передает эту информацию в соответственно упорядоченном с логической, предметной

Смотрите так же:  Пособие инвалидам в москве

и психологической точек зрения виде;

интерпретационная: учебная книга не только дает учебнонаучную информацию, но и интерпретирует, т. е. истолковывает, объясняет ее;

исследовательская: данная функция реализуется в учебной книге либо через описание путей и методов познания(образовательная функция), либо в форме вопросов и заданий, организующих самостоятельную деятельность учеников(технологическая функция);

формирования способов деятельности: учебная книга ориентирована не только на сообщение учебно-научной информации, но и на формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности;

систематизации: учебник (учебное пособие) призван обеспечивать строгую и последовательную систематизацию всех материалов, составляющих содержание обучения по данному учебному предмету, и учить пользователя приемам и методам научной систематики. Систематизирующая функция, по мнению исследователей, выполняет роль необходимой предпосылки для -осу ществления других функций учебника. В комплексе функций учебника систематизирующая функция активно служит формированию научных методов познания, развитию и воспитанию человека;

самообразования: учебник, будучи основным источником информации, используемой в целях и в процессе самообразования, вместе с тем ориентирует обучающегося на расширение и углубление знаний, формирует потребность в самообразовании.

Развивающая функция. Учебная книга призвана способствовать развитию мышления, речи, внимания, воображения, памяти, сенсорных восприятий, волевой, двигательной, интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер. В специальной литературе и психолого-педагогических исследованиях не выделяются конкретные служебные функции, обеспечивающие реализацию конститутивной развивающей функции.

Воспитательная функция учебника направлена на формирование мировоззрения, духовно-нравственных качеств и свойств личности, опыта эмоционально-ценностных отношений и поведения, адекватного социальным требованиям и моральным нормам. К числу служебных функций обычно относят мировоззренческую и ценностно-ориентирующую, раскрывать значение которых мы здесь считаем нецелесообразным в связи с очевидностью содержания, обусловленного наименованием функций.

Технологическая функция. Служебными по отношению к ней являются:

Функции, обеспечивающие организацию образовательного процесса:

проективно-методическая: учебник выступает как своеобразный сценарий или проект учебного процесса, содержащий методические рекомендации, с учетом которых педагог может проектировать и осуществлять процесс обучения;

организационно-методическая: учебник дает представление об организационных формах, методах и средствах обучения;

контрольно-оценочная: учебник содержит комплекс вопросов и заданий, выполнение которых позволит и ученику и учителю проконтролировать и оценить качество выполненной учебной работы, обоснованность выбора способов ее организации и -осу ществления, способность ученика применять приобретенные знания в практической деятельности;

закрепления: учебная книга должна обеспечивать прочное усвоение знаний, чему способствует включение в нее системы заданий и упражнений, служащих базой для осуществления воспроизводящего, тренировочного и творческого закрепления.

Функции, обеспечивающие организацию учебного материала: нормативно-содержательная: учебник содержит учебный материал, предусмотренный государственным образовательным

стандартом, учебными планами и учебными программами; структурно-содержательная: в отечественной дидактике пред-

ставлены различные теоретические подходы к поиску оптимального структурирования содержания учебника и его составных компонентов, выявлен набор тех элементов, которые позволяют создать целостность всей конструкции учебной книги, соответствующей исходно-заданным параметрам, которые чрезвычайно мобильны и вариабельны в зависимости от особенностей содержания учебного предмета, специфических требований методики его изучения. Общепринято структурное построение учебной книги в форме глав, параграфов, разделов; основными структурными компонентами учебника, учебного пособия) являются себя основные, дополнительные, пояснительные тексты, аппарат организации усвоения учебного материала(задания, вопросы, упражнения и т. п.) и аппарат ориентировки (предисловие, примечания, обобщающие формулировки, заключение, оглавление, библиографические материалы, указатели, приложения и .т п.) Все эти элементы взаимосвязаны с системой иллюстративных средств;

трансформационная: учебник призван обеспечивать трансформацию основ научных знаний в учебный материал, адаптированный для освоения учащимися определенного возраста, имеющими определенный уровень предварительной подготовки;

интегрирующая: учебник и учебное пособие призваны обеспечить реализацию образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения в их органическом единстве(первый уровень интеграции); учебник должен включать в себя всю совокупность идей, фактов, обобщений смежных наук в едином учебном материале учебного предмета (второй уровень интеграции).

синтезирующая (близкая по содержанию к интегрирующей): учебная книга на основе синтеза образовательной информации, выводов и обобщений из различных областей научных знаний, опыта познавательной деятельности и социально признанных ценностных установок, отраженных в учебном материале, призвана способствовать гармонизации представлений обучающегося об окружающем мире и о себе, следовательно, развитию целостного мировосприятия и целостной личности ученика, способного к продуктивной общественно полезной деятельности 108 .

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: ХУТОРСКОЙ А. В.

Учебники и учебные пособия. Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т. п.

Учебник выполняет две основные функции:

1) является источником учебной информации, раскрывающей

в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Учебник — своеобразная комплексная информационная моделью образовательного процесса, отображающая цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как поста-

108 Смирнов В. И. Учитель и книга… М., 2003. С. 7–22.

новка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа.

Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; второй – помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий – спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов – последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы – позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты.

В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Начиная с 1970-х г. в стране создаются учебнометодические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения в условиях массовой школы. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета и т. п.

С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету и классу. В 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в школах почти 1000 учебников.

Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника выступают: информативный, репродуктивный, творческий, эмоционально-ценностный.

Каждый компонент имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

Информативный компонент представлен с помощью вербальных средств, а также символики и иллюстраций (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

Главной формой учебника является текст.

Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный.

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

теоретико-познавательный: основные термины; ключевые понятия и их определения; основные факты, явления, процессы, события; опыты; описание основных законов, теорий, ведущих идей; выводы и т. п.

инструментально-практический: характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; составление набора задач, опытов, самостоятельных работ; обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает: документы; хрестоматийный материал; обращение к читателям; биографические и народоведческие сведения; статистические сведения; справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает: предметные введения к учебнику, разделам, главам; примечания, разъяснения; словари; алфавиты; определители; пояснения к картам, схемам, диаграммам; указатели.

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;

иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации

аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикатор, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

Личностная ориентация учебника. В личностноориентированной педагогике целевой и структурной основой конструирования учебников служат соответствующие качества личности учащихся, которые развиваются в ходе специально организуемой деятельности. Сверхзадача учебника – помощь в обеспечении личностного развития учащегося по отношению к изучаемому курсу.

Решать эту задачу можно на основе специальных средств, помощью которых организуется образовательная деятельность учеников. Это, прежде всего, исследовательская, творческая деятельность ученика, его участие в диалоге с автором или персонажами учебника, сопоставление разных точек зрения и подходов, включение оценочной позиции по отношению к материалу, рефлексивное осмысление прочитанного. Результатом такой деятельности, как мы выяснили ранее, должна служить создаваемая учеником образовательная продукция.

Таким образом, чтобы обеспечить личностную ориентацию учебника, необходимо предусмотреть в его структуре и содержании средства организации продуктивной деятельности учеников, относящейся к развитию их личностных качеств и специфике учебного курса. Критериями личностной ориентации учебника являются следующие отображенные в нем соотношения: информационный и деятельностный, продуктивный и репродуктивный компоненты; изучение реального мира и готовых знаний о нем.

Методика работы с учебником. Работа ученика с учебником происходит как в школе, так и дома. Чтобы эта работа была эффективной, учитываются следующие дидактические условия:

Самостоятельная и коллективная работа с учебником– необходимые элементы уроков, а не только домашней роботы.

Для организации деятельности учеников на уроке необходимо тщательно подбирать как фрагменты учебника, так и методы работы с ними. Время, отводимое на работу с учебником, зависит от возраста и подготовленности детей; в младших классах оно не должно превышать 10 мин. за урок.

Важнее научить детей анализировать и структурировать -со держание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть.

Учебник – не только текст. Эффективная работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т. п. ).

Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту учебника, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»).

Один из важнейших приемов работы с учебником – выделение главного. Эта работа требует от ученика анализа внутренней логики текста, выделения его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.

Виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте: подбор эпиграфов и заглавий к тексту; составление плана, тезисов, конспекта; создание знаковых моделей, схем; дидактические игры, конструирование выводов и обобщений.

Для учащихся средних и старших классов применяются следующие типы упражнений по работе с учебником:

подготовительные – для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала;

диагностирующие – для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника;

обучающие – формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;

творческие – по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;

рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;

праксиологические – учат применять знания и приемы работы в разных ситуациях;

контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.

Перспективы развития учебника. Один из путей конструирования учебника личностно-ориентированного типа заключается в совершенствовании традиционных учебников путем замены содержащихся в них информативно-теоретических заданий и — во просов на творческие и продуктивные. Материал учебника дополняется различными вариантами культурно-исторических решений рассматриваемых вопросов без явного предпочтения или выбора из них«правильного». Освещение изучаемых вопросов происходит с разных точек зрения и оставляет ученикам возможность выбора наиболее близкой позиции или собственного решения возникающего противоречия. Кроме того, содержание параграфов учебника приводится в соответствие с этапами образовательного процесса и различными ритмами: календарными, годовыми, недельными. Например, первый параграф по теме решает иные задачи, нежели заключительный; а главы учебника, изучаемые в начале учебного года, излагаются не так, как те, которые отнесены ко времени завершения обучения. Соответственно в учебник включаются творческие задания, блоки целеполагания, самоопределения, рефлексии.

Другой путь предусматривает принципиальное изменение структуры, содержания и формы учебника. Поскольку основой личностно-ориентированного обучения является разделение внешнего и внутреннего содержаний образования, то наряду с предлагаемым ученикам материалом, в учебник входит материал, создаваемый учащимися.

Включение в содержание образования создаваемого учениками личностного компонента требует изменения привычной формы учебника. Часть материала в таком учебнике– это работы

Для любых предложений по сайту: [email protected]