Содержание:
Занятие вежливость залог успеха
В рамках недели вежливости в подготовительной и старшей группах прошли разнообразные мероприятия. Вежливое слово, как добрый волшебник дарит настроение, радует и даже лечит людей.
В подготовительной группе «Мишки-топтыжки» прошло занятие «Вежливость — залог успеха». Целью этого занятия было повторить вежливые слова, акцентировать внимание детей на необходимость активного использования вежливых слов в своей речи.
К ребятам в гости пришел сказочный герой Карлсон, который не умел говорить вежливые слова. В игровой форме ребята пригласили Карлсона совершить путешествие в гости к волшебной Фее Вежливости, чтобы научиться вежливо говорить и хорошо вести себя в общественном месте. В гостях у Феи дети и Карлсон играли в игру «Словарь вежливых слов», посмотрели сценку: «Лисенок и зайчонок», Фея рассказала как нужно вести себя в гостях, рассмотрели значимость вежливых слов.
Рассмотрев пословицы о вежливых словах, сравнили их с солнышком, они ведь тоже согревают человека. Фея вежливости угостила детей сладкими угощениями, пожелала детям быть всегда вежливыми, соблюдать правила этикета независимо от того, где они находятся, зная, что вежливость- это залог успеха.
В старшей группе «Добрый сармик» дети своими руками изготовили пальчиковый театр «Теремок» для детей второй младшей группе, и во вторую половина дня пошли в гости к малышам для показа пальчикового театра. Малыши были в восторге от просмотра сказки «Теремок». Их внимание привлекло необычный пальчиковый театр сделанные руками старших воспитанников. Ведь сказка людей во всем мире учить доброте и вежливости. Потом все вместе пили чай с пирогом.
Вот так прошел день вежливости у наших воспитанников в «Теремке».
Воспитатель старшей группы Окотэтто М.Н.
Воспитатель подготовительной группы Окотэтто В.Н.
План-конспект занятия (подготовительная группа) по теме:
конспект занятия на тему «Доброта и вежливость»
путешествие в страну вежливости и доброты,выполнение различных заданий,загадки,встреча с разными героями
Предварительный просмотр:
занятия по области
На тему «Доброта и вежливость»
для детей подготовительной группы
Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.То,что заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью, жизнью общества. Дошкольный возраст-период активного познания мира и человеческих отношений. Занятие построено таким образом, что дети активно участвуют, называют не только правила поведения, но и объясняют их значения, оценивают поведение и пытаются обосновать свою оценку, разъясняют отрицательные результаты поведения.
Тип занятия: путешествие, закрепление ранее изученного материала
Время занятия:35 минут
Цель занятия: Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
Задачи: Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать., культуру общения., показать необходимость употребления в речи «вежливых слов»
Предварительная работа: беседа о вежливости, о значении вежливых слов, чтение художественных произведений, разучивание физминутки и стихов.
Оборудование: Карта города вежливости и доброты, изображения мест зданий сказочного города, книга Г.Остера «Вредные советы», изображение сердца, разрезанное на части.
Доброе утро, дорогие ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут помощниками на нашем занятии.
-Что по-вашему значит быть вежливым человеком? (ответы детей)
-Вежливый человек добрый или злой? (добрый)
-Ребята, вежливость и доброта, неразделимые понятия. Добрый и вежливый человек всегда поможет другому. Если у друга удача добрый человек поздравит его, а если беда — добрые слова помогут утешить и успокоить.
Приклеиваю на доску картинку-
Посмотрите, что изображено на картинке?(карта волшебного города)Сегодня ребята мы с вами посетим сказочный город Добра и Вежливости. Поедем мы туда на поезде. Давайте встанем, возьмем друг друга за плечи, и за мной поедем в этот город.
1 .( сели на места, вешаю картинку №1 )
Посмотрите на картинку. Мы с вами очутились во «Дворце вежливых слов»
Нас встречает принцесса(достаю куклу),и она проверит, хорошо ли мы знаем вежливые слова. Я прочитаю загадки, а вы должны будите досказать правильное слово, Дослушайте загадку внимательно до конца, а потом скажите ответ:
-Растает даже ледяная глыба, то слова теплого…(спасибо)
-Когда виноваты, сказать поспешите, прошу вас, пожалуйста, вы…(извините)
-Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече…(здравствуйте)
-И во Франции, и в Дании, на прощанье говорят … (до свидания)
-Неуклюжий песик Костик, мышке наступил на хвостик, поругались бы они, но сказал он…(извини)
-Толстая корова Лула, ела сено и чихнула, чтобы не чихала снова, мы ей скажем…(будь здорова)
Ребята, а какие вы еще знаете вежливые слова?(приятного аппетита, доброе утро, спокойной ночи, и т. д)
Принцесса говорит что мы молодцы, и дарит нам вот такой кусочек открытки. мы узнаем что это, когда поедем дальше.
Говорим принцессе до свидания, садимся в поезд и едем дальше.
2 .Посмотрите, ребята мы приехали к мышиному домику( картинка 2 )
Мышка( беру игрушку-мышку ) проверит нашу смекалку и внимание.
Слушайте внимательно, не отвлекайтесь. если вы согласны- отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья».Если не согласны- просто промолчите.
-Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?
-кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
-кто из вас, в маршрутке тесной, уступает старшим место?
-кто из вас молчит как рыба, вместо доброго «спасибо»?
-кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
А сейчас встаньте, я прочитаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.
Настроение упало( опускают руки вниз )
Дело валится из рук( качают головой, встряхивают кистями рук )
Но неважны нам печали( махи руками )
Если есть хороший друг( поворачиваются друг к другу, протягивая руки )
С делами справимся вдвоем( пожимают руки )
С облегчением вздохнем( глубокий вдох-выдох )
Настроение поднимем ( нагибаются и медленно выпрямляемся )
И друг друга мы обнимем.( обнимаются все )
Молодцы, Мышке было очень весело и интересно на нас смотреть, и она дарит нам второй кусочек открытки. Скажем Мышке досвидания
Едем дальше? садитесь в поезд.
3. Ребята, мы приехали в «Умную башню» и нас встречает Улитка ( достаю игрушку)
Ребята, как вы понимаете что такое доброта?(ответы детей)
А что такое вежливость? (ответы детей)
Ребята, Мудрая Улитка открыла толковый словарь, и прочитала там что:
-Доброта, это стремление человека сделать счастливым других людей. Понять и исполнить желанье другого- одно удовольствие, честное слово.
-а вежливость-это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, знать, как себя вести, соблюдать правила поведения.
Вы согласны с этими определениями?
Сейчас я буду называть вежливые или невежливые поступки. Когда назову вежливый поступок- вы хлопайте, когда невежливый не хлопайте. приготовьте ваши ладошки и будьте внимательными.
-Уступить в транспорте место
-поздороваться при встрече
-толкнуть и не извиниться
-помочь поднять упавшую вещь
-не заплатить за проезд
-помочь открыть дверь
-обозвать другого человека
Ребята, вы такие молодцы! Мудрая улитка дарит нам третий кусочек открытки, говорим спасибо, досвидания. Садимся на поезд и едем дальше.
4 .Мы ехали ехали и добрались до «избушки народной мудрости»( картинка 4 )
Нас встречает девочка- Даренка.
В народе всегда относились к доброте по особому. придумано множество пословиц и поговорок. Давайте послушаем и попробуем объяснить их смысл.
-доброе слово и кошке приятно,
-жизнь дана на добрые дела
-как аукнется так и откликнется.(объяснения детей)
Мы с вами выучили стихи о вежливых словах, давайте вспомним их и расскажем. Кто хочет рассказать?
Добрый день, тебе сказали,
Добрый день, ответил ты,
как две ниточки связали
теплоты и доброты.
Нам желают доброго пути,
Будет легче ехать и идти,
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Здравствуйте, ты скажешь человеку,
Здравствуй, улыбнется он в ответ,
И наверно, не пойдет в атаку,
И здоровым будет много лет.
А сейчас давайте поиграем. я буду говорить вам команды, а выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова. Даренка посмотрит, насколько вы внимательны.
-будьте добры, похлопайте в ладоши,
-будьте так любезны, потопайте ногами,
-тихо сядьте, пожалуйста.
Какие вы молодцы, девочка Даренка дарит вам четвертый кусочек открытки. Говорим Даренке до свидания и едем дальше.
Ребята, куда мы попали? На болото вредных советов!
Послушайте стихотворение Григория Остера, и подумайте, согласны ли вы с ним?
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»,
Никому не говори.
Отвернись, и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя,что ты болтун.
Ребята, что по вашему неправильного в этом совете? молодцы, и мы получаем последний, пятый кусочек открытки.
Садимся на поезд и возвращаемся к нам в группу.
Итак, ребята, мы вернулись домой. попробуйте соединить эти кусочки друг с другом. Что у вас получилось?
Мы с вами сегодня говорили, что доброта и вежливость неотрывны друг от друга, а живут они, ребята, в нашем сердце.
Где мы с вами путешествовали? Что нового вы узнали?
Что такое доброта?
Что такое вежливость?
Будем ли мы с вами добрыми и вежливыми?
Хорошо. а напоследок я хочу прочитать вам такие замечательные стихи:
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме:
Конспект ООД на тему: «Учимся быть вежливыми». Старшая группа.
Цель: сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета.
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
Задачи:
Воспитательные:
— формирование нравственного воспитания.
— закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;
— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
Развивающие:
— развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь.
— развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать;
Образовательные:
— обогащение словаря новыми словами
— формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Работа над словарем: приветствовать, счастливого пути, благодарю.
Методические приемы: беседа, чтение стихотворения, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, малоподвижная игра, иллюстративный материал, использование песни.
Материал к занятию: иллюстрации, таблички со словами, игрушка (персонаж), ПК.
Деятельность детей в ООД: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Образовательные области: коммуникация, развитие речи, музыка.
Предварительный просмотр:
Конспект ООД на тему: «Учимся быть вежливыми».
Цель: сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета.
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
— формирование нравственного воспитания.
— закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах;
— воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
— развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь.
— развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать;
— обогащение словаря новыми словами
— формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Работа над словарем: приветствовать, счастливого пути, благодарю.
Методические приемы: беседа, чтение стихотворения, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, малоподвижная игра, иллюстративный материал, использование песни.
Материал к занятию: иллюстрации, таблички со словами, игрушка (персонаж), ПК.
Деятельность детей в ООД: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Образовательные области: коммуникация, развитие речи, музыка.
1. Вводная часть – 10 мин. Организационный момент, дыхательная гимнастика, чтение стихотворения «Доброе утро», беседа, сюрпризный момент, игра «Повторюшки», «Эмоции», Физкультминутка.
2. Основная часть – 12 мин. Пальчиковая гимнастика, Д/и «Правильно – неправильно», Сюжетно-ролевая игра «В магазине», М/и «Вежливое слово», Игра «Подскажи словечко».
3. Заключительная часть – 3 мин. Поведение итогов ООД, песня «От улыбки», оценка деятельности детей.
Длительность ООД – 25 мин.
- Вводная часть. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Доброе утро, дети! Я рада вас всех видеть! Как ваше настроение?
Дети: Доброе утро! Хорошее! Мы тоже очень рады Вас видеть!
Воспитатель: Очень хорошо!
«Сердитый ёжик». Вдох, сесть на корточки обхватив себя руками, голову опустив и произнести «пых-пых-пых» -сердитый ёжик, встать вдохнуть и выдохнуть «фыр-фыр-фыр» -довольный ёжик. (3-5 раз).
Воспитатель: Ребятки, сели на свои места я прочту вас стихотворение, внимательно послушайте.
При встрече здороваться:
Солнцу и птицам
И каждый становится
Пусть доброе утро.
Длится до вечера!
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Воспитатель: Какие слова вам из стихотворения запомнились больше всего? Ответы детей. Что это за слова? Ответы детей. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить? Ответы детей. Правильно! Теперь посмотрите друг на друга и покажите, как бы вы поприветствовали друг друга? (пример ответа: Доброе утро\день\вечер! Здравствуй!).
Воспитатель: Кто же это к нам пришел. Давайте посмотрим.
В группу влетает Пчелка Майа.
Воспитатель: Здравствуй! Детки, а кто это?
Дети: Пчелка Майа.
Воспитатель: Ребята, а что мы скажем нашей гостье?
Воспитатель: Умнички! Сегодня мы вместе с Пчелкой Майей будем учиться быть вежливыми. Покажем пчелке, какие мы вежливые дети. Будем вести себя хорошо, слушать внимательно, отвечать, чтобы Майе понравилось у нас, и она снова прилетела к нам в гости?
Воспитатель: Ребятки, Пчелка Майа хочет с вами поиграть. Посмотрите, что вы видите на столе?
Дети: Солнышко, облака, звезды, цветы.
Воспитатель: Ой, ребята, а здесь что-то написано, послушайте. Что это за слова? Ответы детей. Поиграем в игру «Повторюшки». Я буду читать, а вы повторяете за мной.
Воспитатель: Детки, а сейчас Майа предлагает нам поиграть в игру, которая называется «Эмоции». Посмотрите на доску, что вы видите?
Дети: ответы детей (на доске мы видим разные эмоции, разное выражение лица).
Воспитатель: Что вы можете о них сказать? (У них разное настроение: кто-то улыбается, кто-то сердится, кто-то смеется, кто-то плачет). Скажите, пожалуйста, с каким выражением лица вы бы сказали вежливое слово? Почему? (Пример ответа: потому что вежливые слова – это хорошие, добрые, радостные слова, поэтому произносим мы их с веселым выражением лица).
Воспитатель: Почему вежливые слова еще называют волшебными?
Дети: Потому что…. (услышав вежливое слово грустный человек становится веселым, злой-добрым и т.д.)
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь немного отдохнем, сделаем зарядку вместе с Майей.
Настроение упало ( опускают руки вниз )
Дело валится из рук ( качают головой, встряхивают кистями рук )
Но неважны нам печали ( махи руками )
Если есть хороший друг ( поворачиваются друг к другу, протягивая руки )
С делами справимся вдвоем ( пожимают руки )
С облегчением вздохнем ( глубокий вдох-выдох )
Настроение поднимем ( нагибаются и медленно выпрямляемся )
И друг друга мы обнимем. ( обнимаются все )
Дидактическая игра «Правильно-неправильно».
(воспитатель предлагает детям сесть за стол)
Пальчиковая гимнастика «Дом»:
Я хочу построить дом ( руки над головой «домиком»)
Чтоб окошко было в нём (руки перед глазами, пальцы рук сомкнуты в окошко)
Чтоб у дома дверь была (ладони сомкнуты боковыми частями)
Рядом чтоб сосна росла (пальцы растопырены, руки тянутся вверх)
Чтоб вокруг забор стоял (руки перед собой кольцом, пальцы соединить)
Пёс ворота охранял (собака лает)
Солнце было (скрестить кисти рук, пальцы растопырены)
Дождик шёл, (стряхивающие движения)
И тюльпан в саду расцвёл. (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)
Воспитатель: Ребятки, посмотрим на столе у вас появились разрезанные картинки, вам нужно их собрать и ответить, правильно или неправильно ведут себя герои на картинке и сказать почему вы так думаете.
(дети собираю картинку и по очереди отвечают).
Сюжетно-ролевая игра «В магазине».
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомни, как правильно разговаривать в магазине.
(воспитатель приглашает двух детей или более детей разыграть диалог, используя вежливые слова, помогает, если ребенок затрудняется)
Воспитатель: Вы справились очень хорошо. Молодцы!
Малоподвижная игра «Вежливые слова»
Воспитатель: Детки, а давайте поиграем в игру «Вежливые слова».
(Встаем в круг и под музыку передаем мяч, музыка останавливается и тот, у кого мяч называет вежливое слово).
Игра: «Подскажи словечко»
(за правильные ответы воспитатель раздает цветы, звездочки).
В: а сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно.
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь … (добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем … (до свидания)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее …(извинить).
До чего ж оно красиво
Слово доброе …(спасибо).
Когда виноваты, сказать спешите
-Прошу вас, пожалуйста (извините).
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше … (не перебивай).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… ( добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь …(здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим… ( простите, пожалуйста)
Воспитатель: И вот пришла пора Пчелке Майе возвращаться домой. Поблагодарим Майю за такие интересные игры. Скажем ей …
Дети: спасибо, благодарим тебя, до свидания, до скорых встреч
Воспитатель: да, и споем песенку «От улыбки».
Ребята, вам понравилось занятие?
Чему мы научились сегодня?
Чем мы сегодня помогли друг другу?
Оценка деятельности детей.
Воспитатель: Ребятки, вы все сегодня хорошо поработали, мне очень понравилось, как вы отвечали, умнички!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В данном занятии детям даётся представление о том,какую роль играют деревья в нашей жизни.Как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья. Говориться о том,что надо бережно относ.
Воспитатель Тихненко Ирина Ивановна МДОУ Детский сад КВ 156 г. СаратоваI. Образовательные задачи.1. Закрепить знания детей об основном документе «Конвенция о правах ребенка», о документе «Свидетельств.
Конспект Нод на тему «Зелёный огонёк» в старшей группеПрограммное содержание:Цель: закреплять знания детей о Земле – нашем общем доме.Задачи:1. Показать богатства земли, которые знают дети.
Конспект ООД на тему: «Космос» для детей средней группы.
Конспект развлечения на тему:»Космическое путешествие» в старшей группе.
Цели: Учить детей называть воздушный транспорт, приучать слушать ипонимать стихотворные строки, закреплять умение рисовать предметы,состоящие из нескольких частей.Развивать восприятие, эстетическое от.
Занятие вежливость залог успеха
Наверное, ни одной маме не придет в голову заявить: «Я хочу, чтобы мой ребенок рос нахалом и невежей!». Правильно? Едва только наш кроха начинает говорить, мы стараемся научить его первым вежливым словам: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте»…
Только вот для чего мы это делаем? Для того, чтобы малыш с пеленок имел представление о вежливости? Или для того, чтобы все окружающие видели, какое у нас воспитанное чадо?Ведь очень часто дело доходит до курьезов.
Вот, например, один из них: двухлетнего Ваню мамина приятельница угощает конфетой. Ваня, поспешно отправив конфету в рот: «Тетя, дай еще!». Мама, заливаясь краской от негодования: «Как тебе не стыдно! Что надо сказать тете Наташе? Я тебя спрашиваю, что надо сказать?! Так, иди отсюда и больше ничего не получишь!».
Это абсолютно неправильный подход к воспитанию, ведь слова благодарности ребенок должен говорить не по указке родителей, а искренне и без напоминания. Но как научить ребенка вежливости?
Сегодня сайт для мам supermams.ru предлагает поговорить о том, как должны проводиться уроки вежливости в семье.
Самое волшебное слово
Продавца в магазине несложно «натаскать» на вежливое обслуживание клиентов, если пообещать ему повышение зарплаты. Пока вы будете выбирать товар в магазине, вам обеспечены и ослепительные улыбки работника прилавка, и участливые расспросы обо всех ваших проблемах. Покупатель вышел за дверь – продавец о нем забыл. С детками же все намного сложнее! 😉
Казалось бы, зазубрить с ребенком классический набор вежливых слов несложно. От малыша-то ведь много не требуется. Получил подарок или гостинец – говори «Спасибо!». Встал из-за обеденного стола – поблагодари. Просишь о чем-нибудь – обязательно начни со слова «Пожалуйста!». При встрече с кем бы то ни было произноси: «Здравствуйте!», а на прощание: «До свидания!». Все, джентльменский набор в версии «мини» освоен.
Взрослое общество поминутно смахивает слезы умиления: «Надо же, какой у вас благовоспитанный малыш! Просто чудо!». Чудо, тем временем, на глазах у взрослого общества подходит к маме и начинает бесцеремонно дергать ее за руку: «Мам, я кататься хочу! Мам, пошли на карусель! Мам, пошли! Кататься. А-а-а! У-у-у!»…
Интересно, сумеет ли мама объяснить ему, что сейчас не до карусели, что дома лежит больная бабушка, нужно срочно сбегать в аптеку и купить ей лекарства? Похоже, не сумела… Он уже валяется на полу, дрыгает ногами и истошно вопит: «Кататься-а-а-а. ». Ну и где ваши «спасибо» и «пожалуйста»? 🙂
Истинная вежливость начинается со слова «нельзя». Вспомните, сколько раз вы говорили малышу: «Нельзя, упадешь! Нельзя, обожжешься! Нельзя, животик будет болеть!». Вы повторяли ему это слово сотни раз, чтобы он усвоил: оно защитит его от боли. А теперь постарайтесь, чтобы он усвоил и другое: оно должно защищать от боли не только его, но и других людей. Нельзя делать того, что неприятно другому человеку. В этом заключается чуткость или, как еще говорят, сердечный слух.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Можно быть вежливым, но при этом начисто лишенным чуткости. Ребенок научится чувствовать вас лишь тогда, когда вы научитесь чувствовать его. И объясните ему, как важно чувствовать любого, кто бы ни оказался рядом, как важно понимать других людей.
Дети в песочнице. Аленка нечаянно задела лопаткой построенные Аней куличи. Те рассыпались. Аня – в слезы и уже через минуту выталкивает Аленку из песочницы: «Уходи отсюда, не хочу с тобой дружить!». Та бежит с жалобами к маме: «Аня со мной играть не хочет!». Мама самолюбиво поджимает губы: «Ну, не хочет – и не надо! Вон Миша с мячиком вышел. Пойдем, с ним поиграешь».
Этим необдуманным поступком мама может усложнить дочери всю дальнейшую жизнь. Ведь достаточно было Аленке просто сказать: «Анечка, извини, я не хотела!». И веселая девчачья игра продолжалась бы дальше. А с легкой маминой руки Аленка усвоит: «Я всегда права, и не виновата в том, что кому-то это не нравится!».
* Учите ребенка извиняться. Ведь любое его действие, даже самое безобидное, на первый взгляд, может причинять дискомфорт окружающим. Невзначай кого-то толкнул, наступил на ногу, позволил себе обидное слово – извинись!
* Постарайтесь донести до ребенка, что извиниться или попросить прощения первым – это не значит признать себя «плохим». Это значит, что ничего плохого ты сделать человеку не хотел, и после твоих извинений он не будет относиться к тебе хуже.
И при малейшей возможности подсказывайте малышу, какими действиями он может завоевать у людей уважение и расположение. Едете в общественном транспорте – уступите место бабушке.
Объясните сыну-дочери, что пожилые люди плохо себя чувствуют, у них часто болят ножки, нужно их пожалеть и предложить им сесть. Купили ребенку сладости – предложите угостить всех домочадцев или друзей. И так далее. Ведь в общении мелочей, как известно, не бывает. Начните с себя
Маленький Саша играет с кубиками. Он очень увлечен своим занятием. Приходит мама, усаживается в кресло: «Сыночек, я так устала, принеси мне пульт от телевизора!». Саша приносит. Мама: «А теперь подай мне яблоко вон из той вазы!». Саша подает. «А теперь пойди в зал и скажи папе, что я его зову!» И так без конца.
Понятно, что мамой руководят лучшие педагогические порывы. Она-то думает, что именно так она воспитает из Саши трудолюбивого и заботливого сына.
А что видит перед собой тем временем Саша? Вечно усталую (и в самом ли деле?) маму, которая постоянно на что-то жалуется, постоянно чем-то недовольна, которая настолько «беспомощна», что неспособна самостоятельно справиться с какими-то пустяками. И Саша наверняка впоследствии будет себя вести точно так же, и постоянно будет просить других сделать то, что вполне может сделать сам.
В семье Насти мама и папа никогда не позволяют себе разговаривать на повышенных тонах. Просыпаясь, обязательно приветствуют друг друга: «С добрым утром! Как тебе сегодня спалось?». Перед сном обязательно целуют дочурку и желают ей: «Спокойной ночи!». Если члены семьи за столом, то обязательно прозвучит фраза: «Приятного аппетита!». Если кто-то кого-то нечаянно толкнул, непременно скажут: «Извини!»
А Настин ровесник Максим от своих родителей изо дня в день слышит совершенно другое. Вместо: «Дай, пожалуйста!» – «Отдай немедленно!» или «Давай сюда, кому сказано!». Вместо: «Приятного аппетита!» – «Живо
ешь, а то сейчас за шиворот тебе эту кашу натолкаю!». Вместо: «Спокойной ночи!» – «Спать! Быстро! И попробуй только рот открыть!». Увы, но во многих семьях такое поведение – норма, и в такой атмосфере неуважения друг к другу научить ребенка вежливости просто нереально!
Вы сами должны стать эталоном поведения для своего ребенка. Он унаследует от вас нормы общения так же, как цвет волос или походку. Поэтому следите за собой, не расслабляйтесь и не подавайте сыну или дочери дурной пример.
Обращайте внимание ребенка, когда кто-то другой проявляет вежливость по отношению к нему, и обязательно хвалите, когда он не забыл сказать “волшебные” слова. И тогда вежливость превратится для вас и вашего ребенка в настоящую семейную ценность!
Занятие по этикету в подготовительной группе «Правила этикета — залог успеха»
Наталья Маринина
Занятие по этикету в подготовительной группе «Правила этикета — залог успеха»
ТЕМА: Правила этикета – залог успеха
ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения.
Закреплять знания культурного поведения за столом.
Продолжать обогащать словарь детей другими формами слов – приветствий. Развивать творческие способности детей, выразительности речи. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку.
Дети находятся в зале. Гости входят в зал под музыку «Улыбка». Гости садятся на стульчики.
Вос-ль: — Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте их поприветствуем.
Вос-ль: — Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?
Дети: – Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.
Вос-ль: — Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет»? Ведь это тоже слово – приветствие?
Дети: — Не, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям (маме, бабушке, папе, дедушке, брату, сестре) или другу.
Вос-ль: — А Настя, например, может сказать Алеше «привет»?
Дети: — Да, потому что они друзья.
Вос-ль: — А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.
Вос-ль: — И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят». У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов. Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.
И так, на нашей передаче «Пусть говорят» мы обсуждаем невыдуманные истории, а только те, которые касаются непосредственно нас самих. И тема нашей передачи называется «Этикет». Зачем нам нужен этикет? Мы с вами много говорили про это слово. И у меня к вам первый вопрос: Что такое этикет?
Дети: — Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.
Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?
Дети:- Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т. д.
Вос-ль:- Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?
Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.
Ребята, а кто знает, что означает это слово?
Дети: — Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровье.
Вос-ль:- Действительно, когда знакомые люди встречаются друг с другом, каждый из них должен поздороваться, это слово приветствие, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же – пожелание здоровья – здравствуй, т. е. будь здоров, не болей.
— Ребята, а вы знаете, что существуют такие племена, где люди здороваются носами, локтями, а на Руси есть такое красивое слово «здравствуйте».
— А может быть кто – нибудь из вас нам расскажет стихотворение.
Дети:- Придумано кем-то
При встрече здороваться:
Солнцу и птицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Вос-ль: — Ребята, оказывается, правильно здороваться нас учат и наши русские народные сказки. Я вам предлагаю посмотреть и показать отрывок из русской народной сказки «Лиса и волк». А в этом мне помогут М. Кристина и Д. Алеша (дети инсценируют сказку, используя настольный театр).
Ребенок:- Встретились кума- лиса да серый волк. «Здравствуй, лисонька» — «Здравствуй, куманек».
Вос-ль: — Ребята, вы заметили, как лиса здоровалась?
Дети:- Хитренько, ласково.
Вос-ль:- А у нас есть еще одна сказка, а как называется, вы сами назовете. А поможет мне ее показать Сережа К. и Настя Р. (инсценировка сказки)
Дети:- По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает:
— Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?
— Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!
Вос-ль: — Ребята, как мачехина дочка отвечала?
Дети:- Грубо, невежливо
Вос-ль: — Вспомните, а как падчерица, Настенька отвечала Морозко?
Дети:- Здравствуй Морозко, здравствй батюшка. Ласково.
Вос-ль: — Ребята, эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех лет, когда люди еще не умели писать, чтобы записать саму сказку, она просто передавалась от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушке к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.
Вос-ль: — Но, а сейчас мы немного прервемся на небольшую музыкальную паузу (дети поют «Здравствуй — говори» и выполняют движения под музыку).
Вос-ль: — Мы немного отдохнули, а сейчас я предлагаю сесть на свои места.
— Ребята, у нас в студии накопилось много вопросов по этикету. Дайте поможем на них ответить.
1. –Ребята, один мальчик на улице увидел своего воспитателя, но она была на противоположной стороне дороги. Он на всю улицу закричал «Марья Ивановна, здравствуйте!» правильно ли он поступил?
2. – Ребята, мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил?
3. — Ребята, как мне быть, если я опоздала в театр.
4. – Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья, надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать?
5. – Однажды я пришла в гости к ребятам и увидела, как они безобразно вели себя за столом. Я ушла. Правильно ли я сделала?
Вос-ль:- Как раз по этому поводу у нас есть кое-что интересное. Я предлагаю всем внимательно послушать и посмотреть (рассказ воспитателя сопровождается картинками).
Вос-ль:- Почему Катя ушла?
Дети: — Ребята вели себя безобразно.
Вос-ль: — А, что они делали неправильно?
Дети: — На горячий суп дуть нельзя, а надо помешивать ложкой, чтобы скорее остывал. Локти на стол класть нельзя, на столе должны быть только запястья. От котлеты надо отламывать кусочки вилкой. Косточки от компота нужно класть на блюдечко. Нельзя разговаривать с полным ртом, если тебе задали вопрос, сначала нужно проживать и проглотить пищу, а потом отвечать.
Вос-ль: — А какие правила этикета вы еще знаете?
Дети: — Перед едой нужно мыть руки. Гарнир: картошка, котлета и другие овощи нужно кушать вилкой. Нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой руке. Выходя из-за стола сказать «Спасибо» и т. д.
Дети: — Ребята, ответьте мне теперь на вопрос, что было бы с людьми, если бы не было правил этикета.
Дети: — Ответы детей.
Вос-ль: — Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.
— К сожалению, наша передача подходит к концу и в заключение наши герои программы хотели бы дать несколько советов другим детям.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете,
Ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с бабушкой, и с дедушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Вос-ль: — Ребята, что нам нужно сказать нашим гостям.
Дети: — До свидания.
Вос-ль: — Берегите себя и своих близких.
Проект «Этикет» Подготовила воспитатель:Шилоносова С. И. Продолжительность проекта:1 неделя. Период выполнения:с 27.01.2014. по 31.01.2014. Цель проекта:повышение.
Проект «Первые шаги в мир хороших наук». Цель: Формирование навыков культурного поведения у детей и воспитание их нравственной личности; привлечение родителей к культурному воспитанию.
Конспект НОД «Вежливые слова»
Светлана Киселева
Конспект НОД «Вежливые слова»
Сформировать общую культуру личности: навыки общения, правила этикета.
Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости.
— развивать доброжелательность, терпимость, понимание, взаимопомощь.
Обогащать словарь вежливости;
— развивать монологическую речь, умение рассуждать, доказывать;
— формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, родителями и сотрудниками ДОУ;
— закрепить представления детей о том, что «волшебные» слова помогают человеку, вызывают у него добрые чувства к тем, кто говорит их;
— привлечь родителей к активному участию в развитии и воспитании детей;
— закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах; воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.
— расширять словарный запас детей по средствам художественной литературы: стихи, рассказы, сказки.
Под песню И. Лученок «Доброта», в зал входит сказочник.
Сказочник. Здравствуйте ребята.
Сказочник. Вы меня узнали? Я добрый сказочник. А я к вам в гости пришёл не просто так. У меня есть к вам предложение. А не хотели бы вы отправиться со мной в увлекательное и интересное путешествие.
Сказочник. А отправимся мы с вами на воздушных шарах, в страну «Вежливости и Доброты». Может из вас кто-нибудь слышал о такой стране.
Дети. Там говорят вежливо.
Сказочник. Правильно. Что же это за слова? Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а вежливыми они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.
Эти слова надо не только знать хорошо, но и уметь их произносить по -волшебному, а научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть. Почему эти слова называют «волшебные»? (дети отвечают: если скажешь «пожалуйста», сразу дают то, что просишь, когда говоришь «спасибо», тебе улыбаются, когда говоришь все эти слова, людям хорошо.)
Сказочник. Отправляемся в путешествие, не будем терять времени зря.
Дети держатся за воздушные шарики и говорят слова:
Кручу, верчу, лечу – домчаться хочу
В страну добрых и вежливых слов.
Дети проходят к плакатам с вежливыми словами.
Сказочник. Вот мы с вами и прилетели в страну, где живет доброта и вежливость. А ещё я хочу вам напомнить и предупредить, что в этой стране нельзя ругаться, обзываться, драться. Запомнили? Для того чтобы стать вежливым, воспитанным, надо усвоить несколько правил вежливости.
Итак – важно запомнить главные вежливые слова. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы их.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого….(спасибо)
Когда нас бранят за шалости,
Зазеленеет старый пень
Когда услышит….(добрый день).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы ….(спасибо).
И во Франции, и в Дании,
На прощанье говорим….(до свидания).
Мальчик вежливый и развитый,
Сказочник. Молодцы. Вот сейчас мы с вами и поиграем.
Поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Если вежливо хлопаем 2 раза, невежливо – 1 раз.
– Поздороваться при встрече.
– Толкнуть, но не извиниться.
– Перебивать во время разговора.
– Уметь соблюдать на уроке тишину.
– Уметь выслушать друга.
– Пропустить вперед девочек.
– Сказать, уходя из класса, домой «До свидания»
– Помочь поднять упавшую вещь.
– Обозвать обидным словом соседа.
– Сказать в столовой: «Приятного аппетита».
– Я вижу, что вы хорошо усвоили вежливые слова. Но ведь ваше внимательное и вежливое отношение должно проявляться не только в словах, но и в поступках.
Сказочник. Посмотрите, ребята, как и в любом городе, в нашей стране тоже есть улицы и у каждой своё название. Давайте я вам помогу их прочитать:
-улица Вежливости и Доброты
-улица Литературная Поляна.
Я вас приглашаю на улицу Дружбы. Дети подскажите мне, почему она так называется?
Сказочник. Правильно, потому что здесь все друг с другом дружат. Вспомните, что я вам говорил, перед тем как отправиться в страну «Вежливости» (дети отвечают: нельзя ругаться, драться, обзываться).
Сказочник. Ребята, в стране вежливости все жители любят слушать песни. Предлагаю спеть весёлую песню.
Дети поют знакомую песню, (включить фонограмму «Если добрый ты…»).
Сказочник. Вот умницы. А сейчас мы с вами немножко разомнёмся.
Здравствуй, здравствуй солнышко, (киваем головой)
Приходи поскорей. (сгибание рук к себе)
Чтобы наши ноженьки (имитация бега на месте)
Бежали по- быстрей.
Покажи, пожалуйста (руки на поясе, повороты в стороны)
Лучики тепла. (поднять руки вверх и опустить)
Принеси на лучиках (присесть, соединить ладони лодочкой)
Вежливые слова. (встать, ладони развернуть кверху).
Сказочник. Молодцы. А сейчас мы посетим улицу Вежливости и Доброты (сказочник и дети проходят к указателю ул. Вежливости и Доброты). Кто-нибудь из вас может сказать про себя, что он вежливый? (ответы детей)
-Места в транспорте вы пожилым людям уступаете?
— Всегда вы здороваетесь со взрослыми?
— Мальчишки, а девчёнок не обижаете?
— Старшим всегда помогаете и слушаетесь?
— Спасибо всегда говорите? (ответы детей)
Сказочник. Вот видите ребята, на этой улице нет номеров домов, а все дома названы вежливыми словами (к каждому дому прикреплена картинка, обозначающая вежливое слово, дети должны догадаться, что это за слово). Давайте рассмотрим название домов.
Дети рассматривают картинки, рассказывают, что они видят. И какое вежливое слово может подойти к этой иллюстрации.
Сказочник. Молодцы, а я думал, вы не догадаетесь. Вы наверно сами так всегда поступаете? (ответы детей).
Сказочник. А стихи вы знаете про вежливые слова? (дети читают стихи)
1. Добрые слова не лень
Повторять мне целый день.
Только выйду за ворота –
Всем идущим на работу:
Кузнецу, ткачу, врачу –
«С добрым утром!» — я кричу.
«Добрый день!» — кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
2. — Здравствуйте, — ты скажешь человеку.
— Здравствуйте, — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет
3. Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам
Солнце взошло и идет по делам.
4. Доброй ночи! – молвит тишина
Каждому сейчас она слышна
Говорит бесшумными словами:
— Спите, я всю ночь останусь с вами.
5. За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали сколько раз.
6. Нам желают. – Доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет конечно. Добрый путь
Тоже к доброму. Чему-нибудь.
7. Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброте все люди рады,
И взамен она не требует награды.
Сказочник. Доброта живет на свете
Только в добром сердце, дети.
Сказочник. Ребята, я хочу познакомить вас ещё с одной замечательной улицей – улица Литературная поляна и пригласить вас на неё. На этой улице много красивых цветов. И цветы здесь тоже волшебные. (Ребята вместе с рассказчиком идут на цветочную поляну).
Сказочник. Ой, смотрите, почему-то все цветочки поникли, спрятались. Наверно сегодня кто-то из ребятишек здесь ругался, дрался. Это не вы? Нужно срочно вылечить наши цветочки. Поможем ребята? Но вот в чём секрет. Каждый цветочек обозначает какое-то литературное произведение разных детских писателей. Вы наверно много читали дома, в садике про доброту вежливость, уважение (ответы детей).
Сказочник. Я сейчас буду читать вопросы, а вы будете мне отвечать про кого или про что говорится. Будьте внимательны.
Сказочник берёт свёрнутый цветок и задаёт вопросы, дети отвечают. На правильный ответ – цветок распускался.
— Как зовут мальчика, который повзрослел, и стал стесняться доброты? (Вовка – добрая душа. А. Барто)
— Какое волшебное слово помогло Павлику помириться с сестрой, бабушкой и братом? («Пожалуйста», В. Осеева «Волшебное слово»)
— Кого учили вежливости в стихотворении С. Я. Маршака «Урок вежливости»? (медведя).
— Какие слова, не лень повторять мне трижды в день? (добрые слова).
Сказочник. Ребята, какие вы умницы.
Посмотрите, как мы оживили нашу полянку, как стало здесь красиво и весело. Спасибо вам большое. Молодцы.
Ребята предлагаю вам поиграть ещё в одну игру и закрепить наши с вами знания о вежливых словах. Если я скажу волшебное слово «пожалуйста», выполняйте задание, не скажу – выполнять не надо.
— Пожалуйста, поднимите руку
— Попрыгайте… и т. д.
— Выйдите, пожалуйста, в круг и продолжим играть.
Сказочник. «Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день»
Значит, если мы хотим, чтобы добрые и вежливые слова надолго сохранились, мы должны их чаще произносить. Давайте их назовем. (Ответы детей.)
Сказочник. Ну, вот ребята, подошло к завершению наше путешествие. И нам пора возвращаться с вами в детский сад.
Дети подходят к воздушным шарам со словами:
Кручу, верчу, лечу – домчаться в садик я хочу.
Сказочник. С возвращением. Я надеюсь, что вы хорошо запомнили слова вежливости и не будите забывать их говорить. А если вдруг вы забыли как нужно вести себя в обществе, то надувайте воздушный шарик и прилетайте в страну «Вежливости и Доброты». Вам обязательно помогут.
Сказочник. Дарите всем по солнышку –
Частичку света, доброты,
Слова любви и нежности
Дарите людям, как цветы.
Ребята, большое спасибо вам за прекрасное путешествие. До новых встреч. Жду вас в гости.
«Вежливые слова» Конспект занятия для детей подготовительной группы. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие, «художественно-эстетическое развитие». Цель:Познакомить детей с вежливыми.
Акция «Вежливые слова» Цели: • Расширять запас «вежливых слов». • Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости. • Воспитывать доброе,.
Беседа на морально-этическую тему «Вежливые слова» Беседа на морально-этическую тему (Средняя группа) Тема: «Волшебные слова» Программные задачи: учить детей понимать (с помощью произведения.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Вежливые слова» Программное содержание: учить детей употреблять в своей речи этические выражения: здравствуйте, до свидания, доброе утро, добрый день и.
Конспект НОД коммуникативного развития во второй младшей группе на тему «Вежливые слова» МБ ДОУ №83 Конспект Непосредственной образовательной деятельности коммуникативного развития во второй младшей группе на тему «Вежливые.
Конспект занятия в первой младшей группе «Вежливые слова» Конспект занятия «Вежливые слова» Цель: учить детей понимать слова вежливости, знать для чего они нужны и когда их нужно говорить. Задачи:.
Конспект НОД «Вежливые слова» Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Вежливые слова». Цель: Познакомить детей с правилами приветствия. Задачи: 1) Познакомить детей, как.
Открытое занятие для детей от 5 лет «Вежливые слова» Занятие «Вежливые слова» Задачи: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, систематизировать и обобщить правила доброго, вежливого.
Занятие по социально-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Вежливые слова — залог хорошего воспитания» конспект занятия по социально- нравственному воспитанию подготовительной к школе группе Тема: «Вежливые слова-залог хорошего воспитания».
Интегрированное занятие «Вежливые слова» Открытое занятие на тему : Вежливые слова (подготовительная, средняя группы) Педагог – организатор Зайцева Е. С..