Содержание:
Дорогие посылки: почему покупки в интернете хотят обложить налогом
Прямо сейчас в России действует один из самых высоких в мире порог беспошлинной трансграничной торговли. Это означает, что без уплаты пошлин российские покупатели в месяц могут приобретать в иностранных интернет-магазинах товары на сумму до €1000 (76 тысяч рублей по текущему курсу ЦБ) или весом до 31 кг.
Такой порог установили в 2010 году и с тех пор не меняли. Покупки на сумму выше €1000 облагаются пошлиной в размере 30% от суммы покупки. Для сравнения, в Евросоюзе порог установлен на уровне €22, в Белоруссии — те же €22, в Китае — €7, а в некоторых странах любые покупки облагаются пошлинами. Россия готова последовать примеру других стран и либо ввести налог на добавленную стоимость (НДС) для зарубежных онлайн-площадок, либо заметно снизить порог беспошлинного ввоза.
Китайское превосходство
В правительстве уже как минимум пять лет обсуждает тему снижения порога беспошлинной торговли. Глава комитета Госдумы по бюджету Андрей Марков в январе этого года оценил потери российского бюджета от высокого порога в 130 млрд рублей за 2017 год. В феврале премьер-министр Дмитрий Медведев рассказал, как именно планируется снижать порог беспошлинной торговли. По словам политика, с 1 января 2019 года стоимость бесплатно ввозимых в России товаров снизят до €500, а с 2020 года до €200.
Замминистра финансов Илья Трунин позднее уточнил, что речь идет о взимании пошлин за каждое почтовое отправление, а не за объем покупок в месяц. А в апреле СМИ написали, что Минфин предлагает не дожидаться нового года, а снизить порог беспошлинной торговли до €500 уже с 1 июля 2018 года.
По идее, эти меры призваны помочь российским интернет-магазинам конкурировать с зарубежными. Тем не менее, снижение порога беспошлинной торговли до 500 или даже до €200 вряд ли кардинально изменит ситуацию. По данным Ассоциации компаний интернет-магазинов (АКИТ), 61,4% интернет-покупок в зарубежных интернет-магазинах не превышает €22, еще 22,2% приходятся на покупки в диапазоне €22-50. На покупки дороже €150 приходится менее 5%.
Если учесть, что в средняя зарплата по России составляет чуть больше 35000 рублей до вычета подоходного налога, то становится понятно, что даже за один месяц траты в €500 (более 38 тысяч рублей по курсу ЦБ) на зарубежные товары для подавляющего большинства российских покупателей останутся недоступными. Иными словами, предложенные пошлины почти не затронут отрасль и не приведут к существенным поступлениям в бюджет.
Российские покупатели могут вздохнуть спокойно: при снижении порога беспошлинной торговли даже до €200 (15000 рублей по текущему курсу ЦБ) за одно почтовое отправление большинство россиян по-прежнему смогут покупать дешевые товары из Китая без уплаты дополнительных пошлин. Не говоря уже о том, что китайского продавца всегда можно попросить указать нужную цену, чтобы не платить пошлины.
Выравниванию конкурентных условий для российских и зарубежных онлайн-магазинов это тоже не поможет. Интернет-магазин в России, как и любая компания, зарегистрированная в РФ, платит НДС в размере 18%, а также несет расходы в виде взносов в пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования за каждого сотрудника (всего порядка 30% от оклада каждого работника), платит таможенные пошлины (в среднем 10%), содержит колл-центры в регионах и несет другие издержки. Кроме того, товары, продающиеся на территории России, подлежат обязательной сертификации, то есть покупатель, как минимум, может рассчитывать на какие-то гарантии качества и безопасности продукта и может быть уверен, что сможет вернуть товар, если не будет доволен его качеством.
Зарубежные интернет-магазины не платят никакие налоги и пошлины в России, не платят зарплаты российским сотрудникам. А товары, купленные в Китае, могут не иметь никаких сертификатов. Это приводит к заметной экономии иностранных игроков и, в конечном итоге, помогает им держать низкие цены.
Почему НДС – это не только цена
Ключевой вопрос для трансграничной торговли – это не снижение порога беспошлинной торговли, а введение НДС на товары, купленные в иностранных интернет-магазинах. Тема активно обсуждалась в прошлом году, и та же АКИТ, в которую входят крупнейшие российские интернет-ретейлеры, в сентябре 2017 года предлагала ввести НДС. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму, но решение еще не принято.
С точки зрения российских игроков, введение НДС кажется логичным. Это хоть как-то уравняет конкурентные условия для отечественных и зарубежных компаний. Скорее всего, иностранным интернет-магазинам придется повысить цены на 18% (то есть величину налога), что вряд ли понравится покупателям. После ожидаемого повышения цен в иностранных магазинах цены в российских станут конкурентоспособными – а именно цена является для покупателя определяющим фактором при выборе магазина.
Сейчас разница в ценах в российских и китайских магазинах не такая значительная. При этом сервис в России уже сейчас значительно лучше, чем у зарубежных магазинов: отечественный предприниматель вынужден выпрыгивать из штанов, чтобы в сложившейся ситуации хоть как-то конкурировать с иностранцами.
Но если спросить «среднестатистического россиянина», то вряд ли он одобрит введение НДС, которое спровоцирует рост цен и при этом поддержит российские компании, которые платят налоги, создают рабочие места и гарантируют качество товара. Скорее всего, рядовой покупатель товаров в интернете ответит, что низкие цены, конечно, лучше, а китайское качество его вполне устраивает. Обывателя можно понять: своя рубашка ближе к телу, а рассуждения об экономике и конкуренции слишком абстрактные материи.
Удивительно другое: аналогичную позицию можно услышать и от некоторых игроков рынка, считающих, что покупатель должен голосовать рублем. Что плохого в низких ценах? И посмотрите, как при таком положении вещей выросли с точки зрения качества сервиса российские интернет-магазины! Для покупателя вроде бы все отлично.
И все же, это не так. При сохранении статус-кво экономические реалии приведут к тому, что все больше российских интернет-магазинов будет закрываться. Особенно это коснется средних и мелких игроков, которые продают большое количество мелких товаров. Неравные условия, в которых одни игроки получают преференции, а другие вынуждены выживать, в итоге приведут к вымыванию игроков, появлению монополии и отсутствию конкуренции — а значит, и к снижению качества сервиса с повышением цен.
Если останутся только крупные российские интернет-магазины, в которых цены все-таки выше, чем в небольших, и китайские гиганты, то как долго последние будут держать низкие цены? У них не будет для этого никаких причин, и довольно скоро они поднимут цены до российских среднерыночных. Ситуацию можно сравнить с операторами связи: когда Tele2 вышел на федеральный уровень, тарифы поползли вниз, снова началась конкуренция за абонентов. А теперь представьте, какими были бы тарифы, если бы на рынке был всего один оператор связи.
Поэтому НДС — вместе со снижением порога беспошлинной торговли — необходим, и необходим не только как протекционная мера, но и для поддержания здоровой ситуации на рынке, выгодной и продавцам, и покупателям. Правда, иногда можно услышать мнение, что поступить нужно еще жестче: беспошлинный порог максимально снизить или убрать вообще, налоги для иностранных магазинов сделать максимально высокими. Но тогда мы опять возвращаемся к проблеме конкуренции, которая неизбежно в таком случае снизится — со всеми негативными последствиями для покупателей. Кроме того, моментально расцветут черные схемы.
Самое главное — у покупателей должен быть выбор, который он должен делать исходя из собственных предпочтений, а не тот, к которому его подталкивают искусственно сформированные условия. А компании, российские и зарубежные, должны конкурировать за покупателей в равных условиях. Только в этом случае в России будет формироваться по-настоящему рыночная экономика.
Россиян могут заставить платить налог 20% на все покупки в иностранных интернет-магазинах
Госбюджет сможет получать дополнительно 25 млрд рублей в год
Федеральная таможенная служба (ФТС) выдвинула на рассмотрение вопрос о том, чтобы ввести пошлину на абсолютно все покупки в иностранных интернет-магазинах.
С соответствующей идеей ФТС обратилась в Министерство финансов Российской Федерации (Минфин), направив комплексное предложение по совершенствованию трансграничной интернет-торговли. Информацию подтвердили два федеральных чиновника, о чем сообщает издание «Ведомости». Это нововведение должно сделать интернет-торговлю в России куда более конкурентоспособной, а также добавить в госбюджет 25 млрд рублей в год.
Согласно положениям действующего законодательства, в России сегодня не облагаются посылки из зарубежных интернет-магазинов на общую месячную сумму до 1000 евро и массой до 31 кг. При превышении лимита устанавливается пошлина 30%, но не менее 4 евро с 1 кг.
Партнеры России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) договорились с 2019 года снизить беспошлинную плану до 500 евро, с 2020 года — до 200 евро. Министерство финансов Российской Федерации хотело понизить планку до 500 евро еще летом прошлого года, но правительство идею не утвердило.
В новом предложении ФТС говорится о том, что ставка налога составит 20%, но платиться он будет со всех покупок в магазинах за пределами нашей страны. Также рассматривается ставка не менее 1 евро за 1 кг. Если система будет одобрена, то она начнет работать с 2020 года.
В России хотят ввести налог на покупки в зарубежных интернет-магазинах
Москва, 17 июля. Для россиян, совершающих покупки в зарубежных интернет-магазинах, могут ввести налог, о чем сообщается в соответствующих поправках в закон «О таможенном регулировании». Комитет Государственной думы по бюджету уже одобрил их и рекомендовал к принятию.
Согласно документу, правительство РФ получит право устанавливать платеж в отношении товаров, которые граждане приобретают в зарубежных интернет-магазинах в рамках международной электронной торговли, передает «Интерфакс».
На данный момент пошлину можно не уплачивать, если объем покупок в зарубежных интернет-магазинах не превышает 1000 евро и общим весом не более 31 килограмма на человека в месяц. Сверхнормативные покупки облагаются 30-процентной пошлиной.
Ранее заместитель министра финансов РФ Илья Трунин сообщал, что каждая покупка, сделанная в зарубежных интернет-магазинах стоимость от 500 евро будет облагаться пошлиной с 2019 года, с 2020 года — от 200 евро.
Налог на интернет-покупки захотели ужесточить
Министерство финансов снова предлагает изменить схему введения пошлин на покупки в зарубежных интернет-магазинах. Об этом сообщает РБК со ссылкой на источники на рынке электронной коммерции.
Взимать пошлины теперь предлагается за посылки суммарной стоимостью дороже 500 евро в месяц и весом более 31 килограмма с 1 июля 2018 года. Через год беспошлинный порог составит уже 100 евро за одно отправление и 200 евро суммарно в месяц на одно физическое лицо. Отмечается, что документ должен быть согласован до 1 июля.
Сейчас порог беспошлинного интернет-шопинга составляет тысячу евро в месяц, при этом вес товаров не должен превышать 31 килограмм. При превышении этих значений размер пошлины составит 30 процентов от стоимости покупки.
Власти не могут определиться со схемой введения пошлин на интернет-покупки еще с апреля. Изначально предполагалось, что порог беспошлинного ввоза товаров будет снижен в два раза с 1 июля. Дальнейшее снижение до 200 евро планировалось с 1 января 2019 года или с 1 июля 2019 года.
Однако потом стало известно, что снижение порога с тысячи евро до 500 евро в месяц хотят отложить до 1 января 2019 года. Власти также обещали не облагать пошлинами все покупки россиян в иностранных интернет-магазинах до 2020 года.
Почему вырастет цена на интернет
Налог на интернет может увеличить цены на интернет в разы
Цены на интернет в России могут вырасти в разы в ближайший год. Это стало ясно в ходе обсуждения законопроекта о введении налога на интернет между чиновниками, правообладателями и представителями интернет-отрасли, на котором побывал корреспондент «Газеты.Ru».
Сам законопроект уже существует и, несмотря на яростное сопротивление интернет-отрасли и правообладателей, даже сумел по-пластунски проползти нулевую стадию рассмотрения и выйти на общественное обсуждение, на котором побывал корреспондент «Газеты.Ru». Несмотря на то что он подвергается шквалу критики, а Главное контрольное управление администрации президента РФ дало отрицательный отзыв, противники проекта все равно серьезно опасаются его внезапного принятия.
Как противники, так и защитники законопроекта аргументируют свои позиции, ссылаясь на интересы и права пользователей. Обычным же пользователям непросто разобраться во всех нюансах закона и его юридических хитросплетениях.
В Венгрии проходят акции протеста, вызванные инициативой введения налога на интернет
С развитием высокоскоростного интернета с «безлимитным доступом», потокового видео и торрентов телеканалы и кинопроизводители ощутили существенное падение своих доходов и аудитории. Теле- и киноиндустрия проворонили рынок интернета, так называемой цифровой дистрибуции, и остались как без каналов распространения, так и без навыков получения денег в интернете, поэтому самым очевидным для них решением стало изменить законы и взять эти деньги с выросших и разбогатевших интернет-компаний и поддержать свои неэффективные отрасли за счет быстрорастущего инновационного сектора экономики.
Наибольшую активность в деле перераспределения доходов от цифровой дистрибуции проявил Российский союз правообладателей (РСП), президентом которого является известный киноактер и кинорежиссер Никита Михалков. Эта общественная организации защищает права авторов и производителей интеллектуальной собственности, осуществляет коллективное управления правами и известна тем, что добилась введения 1-процентного налога на любое ввозимое в РФ оборудование для персонального воспроизведения видео и музыки (CD, DVD, флешки), известного как «болваночный сбор».
Однако сейчас, когда эпоха CD и DVD канула в Лету, доходы от «болваночного сбора» оказались под угрозой. По словам ректора Российской государственной академии интеллектуальной собственности Ивана Близнеца, на принятие законодательных норм, регулирующих сбор возмещения на выплату вознаграждений правообладателям с материальных носителей, потребовалось 13 лет. За это время их актуальность сильно снизилась.
Блокировки крупных сайтов с пиратским контентом, конечно, дают определенный эффект, но решить проблему не могут, достаточно создать множество копий пиратских сайтов в сети, и поисковики очень скоро начнут их находить. Пользователям даже не надо особо напрягаться.
Поэтому РСП выступил со столь же «изящной» инициативой, как и «болваночный сбор»: обложить всех пользователей интернета «налогом» за пользование им, и чтобы от него невозможно было уклониться, начислять его на абонентскую плату за доступ.
Законопроект готовит не РСП, а Министерство культуры РФ, при этом ведомство отрицает, что выработало какую-либо позицию по этому вопросу.
Как работает налог на интернет
Упрощенно и кратко схема работы налога: на абонентскую плату за доступ в интернет устанавливается наценка, которая является оплатой «глобальной лицензии» для пользователя, то есть «весь» контент в сети после ее уплаты автоматически становится легальным. Провайдеры доступа в интернет обязаны заключить с некой аккредитованной Министерством культуры РФ организацией по коллективному управлению правами договора, по которым будут перечислять ей собранные с пользователей платежи за «глобальную лицензию». Аккредитованная организация затем считает, сколько причитается каждому правообладателю за его произведения, и раздает им деньги.
Интересно, что проектом предусмотрена только одна такая организация, и конкуренции не предвидится, хотя, возможно, правообладателям хотелось бы выбирать ту организацию, которая защищала бы их права лучше.
Чтобы посчитать, кому и сколько надо заплатить денег, провайдеры должны предоставить аккредитованной организации техническую возможность анализировать сетевой трафик и определять, сколько какое произведение в нем встречается. Само собой, для провайдеров это связано с большими затратами, поэтому, чтобы снизить их сопротивление законопроекту, предполагается, что аккредитованная организация возьмет все расходы на себя, то есть обеспечит мониторинг трафика пользователей за счет самих пользователей и правообладателей. Так что, по мысли авторов проекта, претворение его в жизнь не потребует никаких затрат ни от государства, ни от бизнеса.
Почему в России не удастся эффективно реализовать запрет анонимайзеров и сети Tor
Однако, по мнению руководителя проектов ОАО «Гипросвязь», которое занимается технической проработкой вопроса, Алексея Иванова, оборудование, которое потребуется для решения подобной задачи, не просто очень дорогое, а вообще не существует, и его надо будет создать. Гораздо проще реализовать мониторинг трафика на стороне пользователя, но это нарушает конфиденциальность личной жизни пользователя.
Кроме того, 30% российского интернет-трафика уже передается по зашифрованному протоколу https или через торренты, а скоро такого трафика будет 50%. Если учесть, какая ситуация складывается в России вокруг персональных данных и анонимайзеров, то становится совсем непонятно, как авторы законопроекта планируют решать задачу учета.
Разработчики закона предполагают, что денег хватит на все. Однако, если заглянуть в сводный отчет к проекту, опубликованному на едином портале для размещения разрабатываемых законопроектов, и заключение, данное Общественной палатой РФ, можно увидеть, что только закупка необходимого оборудования (без его доработки) потребует затрат, в несколько раз превышающих поступления от налога на интернет за год.
А это значит, что в случае принятия закона цены на доступ интернет могут повыситься не на 5–10%, а в разы.
Законопроект не учитывает также такие «мелочи», как нарушение им прав потребителей — ведь не все пользователи интернета смотрят видео и слушают музыку, многократное обложение части пользователей, которые выходят в интернет с разных устройств, и нарушение международных обязательств, взятых на себя Россией, например Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений.
Почему все боятся законопроекта
Казалось бы, если законопроект настолько слабый и далекий от реальности, почему отраслевые специалисты его так сильно опасаются? Проблема кроется в современных реалиях российского законотворчества. Дело в том, что закон определяет только базовые принципы регулирования в какой-либо области. В данном случае законопроект предусматривает существование «глобальной лицензии», то, что деньги должны собираться некой аккредитованной Минкультом организацией, а трафик — мониториться и учитываться. Как конкретно это будет происходить, будет определяться уже после принятия закона на уровне подзаконных актов, которые вместе с отраслью будут писать вовлеченные ведомства, сталкиваясь со всевозможными трудностями реализации действия закона и подвергаясь давлению со стороны разных заинтересованных сторон. Но не отменить, не изменить закон, чтобы сделать его более соотносящимся с реальностью, уже будет нельзя.
Большая активность инициаторов законопроекта и Министерства культуры РФ может быть связана с тем, что комитет Государственной думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству по поручению президента РФ готовит проект поправок в Гражданский кодекс (ГК) РФ, который включает дясять крупных блоков (восемь из них уже согласовано), и изменения в области авторского права — это всего лишь один из них. Однако речь не идет о том, что поправки будут приняты в соответствии с проектом Минкульта. Заместитель руководителя аппарата комитета Ольга Рузакова считает, что механизм «глобальной лицензии» — это далеко не лучший вариант.
Почему никто не успевает блокировать нелегальный контент
Однако если законопроект попадет в общий пакет поправок к ГК РФ, вероятность его принятия значительно возрастает, с чем и может быть связана спешка его защитников и нежелание подождать до конца 2016 года.
В самом законе нет подробностей, и он внешне может выглядеть простым, логичным и действенным, тем более что в проекте всячески преподносится тот позитивный эффект, который он окажет на телевизионную и киноотрасль и на доходы бюджета, при этом интернет не пострадает.
Однако самой простой и быстрореализуемой частью введения закона в действие будет организация сбора денег с пользователей интернета (собственно, это и прописано наиболее подробно в документации), а вот что касается учета потребления произведений и распределения денег правообладателям, то эта часть может сильно затянуться.
Даже у представителей регулирующих органов такая реализация закона вызывает большие опасения. Заместитель начальника правового управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Владимир Моченов считает, что для Роскомнадзора (РКН) изменение законодательства означает увеличение нагрузки в пределах той же численности и того же финансирования. Уже сейчас количество судов по авторскому праву, в которых участвует РКН, возросло на порядок, а в случае принятия столь спорных поправок в ГК РФ это количество вырастет еще на порядок.
Чиновник считает, что авторское право в нашей стране и так сверхгарантировано, хоть и не сверхзащищено. Правообладатель сможет получать более высокие доходы, если будет строить отношения напрямую с потребителем объектов своего права.
Он советует обратить внимание на Kickstarter, где можно за считаные часы собрать $500 тыс., если потребителям нужно то, что предлагается произвести. Пользователи платят за то, что удобно.
Директор департамента интернета и канальных ресурсов МТС Ольга Макарова считает, что проблема не в конкуренции западных производителей и не в угрозе интернет-компаний США отечественному рынку интеллектуального продукта, а в нежелании отечественных правообладателей учиться продавать свою продукцию в новых условиях или плохое качество контента.
СМИ: В России могут ввести налог для AliExpress и Amazon
Как пишет газета «Коммерсантъ», в список входят китайский интернет-магазин AliExpress, Amazon и eBay.
Отмечается, что сайты компаний, которые откажутся платить налог, могут быть заблокированы Роскомнадзором.
По данным издания, в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) считают, что «компании вроде AliExpress, Amazon и eBay сейчас имеют конкурентное преимущество перед национальными поставщиками в виде освобождения от НДС».
Предлагается внести в Налоговый кодекс и закон «Об информации» поправки, которые обяжут иностранные компании, продающие электронный контент через интернет в России, встать на учёт в налоговой службе и «платить НДС 18% наравне с российскими компаниями».
Ранее эксперт Игорь Моржаретто рассказал НСН, какие последствия может повлечь введение экологического налога на автомобили в России.
Депутаты Госдумы России одобрили налог на интернет-покупки
В Государственной думе России одобрили в первом чтении поправки в закон «О таможенном регулировании». В связи с этим россияне вскоре начнут платить дополнительные пошлины за покупки, совершенные в зарубежных интернет-магазинах.
Новая редакция закона приблизит российское законодательство к нормам, по которым работает Таможенный кодекс Евразийского экономического союза 2017 года. В данный момент подобного рода покупки облагаются пошлинами только в случае превышения месячного лимита в тысячу евро или при весе товара больше 31 килограмма. Об этом сообщает «360».
Напомним, ранее в комитете Госдумы РФ по охране здоровья поддержали законопроект изменений пенсионного законодательства. В первом чтении он может быть рассмотрен уже 19 июля.