Подъезд к дому транспортных средств требования снип

Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по СНИП?

Согласно российскому законодательству придомовая территория — это участок земли, непосредственно окружающий многоквартирный жилой или частный дом.

И вся его площадь принадлежит жильцам этого дома и может использоваться по их коллективному усмотрению.

Но для того, чтобы работа по благоустройству не переросла в нарушение закона, необходимо знать основные правила, касающиеся придомовых зон.

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 110-05-29 . Это быстро и бесплатно !

Как узнать границы придомовой территории?

Поскольку все придомовые территории проходят специальную регистрацию в государственных органах, то узнать их границы можно, воспользовавшись соответствующими базами данных. Самой доступной из них является Публичная Кадастровая Карта, доступная на сайте Росреестра.

Более точную информацию можно найти в кадастровом паспорте, который должен храниться у председателя домоуправления. Другой вариант — подать запрос в государственный единый реестр прав на недвижимости. Он поможет узнать не только внешние границы участка, но и его площадь, дату регистрации в реестре и другие полезные сведения.

Далее поговорим о нормах СНИП, касающихся размеров придомовой территории.

Как рассчитываются её размеры согласно СНИП?

По общепринятому стандарту площадь придомовой территории рассчитывается, исходя из формулы: Sтер=Sж*Уп, где Sтер — площадь придомовой территории, Sж — суммарная площадь всех жилых помещений дома, а Уп — удельная величина земельной доли. Все нормативы придомовой территории многоквартирного дома отражены в СНИП, то есть из правил нормирования строительства. Величина двора многоквартирного жилого помещения зависит от многих факторов — количества этажей в здании, количества квартир и других факторов, а также от того, в каком году дом принят в эксплуатацию.

Что входит в состав участка вокруг многоквартирного дома?

Согласно жилищному кодексу РФ в ее состав могут входить следующие объекты инфраструктуры:

  1. земельный участок, на котором возведен дом;
  2. зеленые зоны и иные элементы озеленения и благоустройства;
  3. детские и спортивные площадки;
  4. места для парковки и коллективной стоянки транспортных средств;
  5. оборудованные места для сушки белья;
  6. электрические подстанции и трансформаторы;
  7. индивидуальные гаражи и погреба, а также специальные проезды для пожарной техники.

Все означенные выше объекты должны находиться внутри территории придомовой зоны.

Как принято проводить озеленение?

К разрешенным видам деятельности по озеленению придомовых территорий относятся:

  • устроение цветочных клумб, газонов, посадка низкорослых кустарников и уход за ними;
  • изготовление железных ограждений для зеленой зоны;
  • обустройство балконов ящиками с цветами (при этом они должны соответствовать проекту дома;
  • установка дополнительных креплений возможна лишь с разрешения).

При проведения озеленения запрещаются:

  1. посадка;
  2. пересадка;
  3. спиливание и кронирование многолетних деревьев, а также сухостоя.

Работы по озеленению на территориях, находящихся в долевой собственности, проводятся на деньги владельцев долей.

Каковы особенности благоустройства?

Кроме озеленительных работ, в благоустройство придомовых территорий входит обустройство детских и спортивных площадок, установка ограждений, уборка снега и мусора и другие работы. При этом следует знать, что размещение детских и спортивных площадок должно быть выполнено как можно ближе к самому дому, но при этом не должно мешать свободному проезду машин, а также не закрывать проезды для пожарной и иной спецтехники.

Ограждения на придомовой территории допускается возводить следующих видов:

  • зеленая изгородь высотой до полутора метров;
  • декоративные ограды из железа, камня или дерева;
  • а также установка шлагбаумов для частичного ограничения проезда.

Кроме этого, допускается установка сплошных заборов вокруг детских площадок, мест складирования отходов и других целевых объектов, а также устройство временных заборов при проведении строительных работ.

Сколько составляет ширина проезда?

Ширина основной дороги для проезда автомобильного транспорта внутри придомовой территории должна равняться 3 метрам, а переулки и дороги второстепенного значения должны иметь ширину 2,75 метра.

Но следует учесть, что обязаны выделяться и специальные проезды для машин пожаротушения. Согласно СНиП их ширина напрямую зависит от высоты строения. При этом, их минимальная ширина должна быть не менее 6 метров, а максимальная — не более 16 метров.

В некоторых случаях допускается считать их ширину вместе с тротуаром, примыкающим к подъезду. Кроме этого, если дорога в придомовой зоне заканчивается тупиком, то в нем обязательно должна находиться разворотная территория для пожарной спецтехники с размерами не менее 15 метров Х 15 метров.

Стоянка машин в проездах или их длительное перегораживание категорически запрещаются.

Руководствуясь описанными выше правилами, жильцы любого дома могут выполнять благоустройство и возведение разрешенных объектов на своей придомовой территории.

Стоит знать, что такие решения должны приниматься коллективно советом жильцов, а для возведения крупных объектов или озеленения с помощью деревьев нужно получить разрешение в органах самоуправления.

Границы участка определяются выпиской из кадастрового учета, где будут подробно указаны все владельцы, а также границы территории.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 110-05-29 (Москва)
+7 (812) 385-58-40 (Санкт-Петербург)

Бесконечные войны с администрациями

Автор: Николаева Е. Ю.

Бесконечные войны с администрациями

Николаева Екатерина Юрьевна,e-mail: [email protected]

старший юрист консалтинговой фирмы ООО «Верона»

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно распоряжаться принадлежащим ему имуществом, но, реализуя свои полномочия, нарушает права отдельных граждан и даже не задумывается о последствиях.

К числу муниципальных образований относится сельское поселение, которое согласно ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Как правило, «вся власть» в сельском поселении принадлежит администрации и главе администрации. Проблема заключается в том, что доступ жителей сельского поселения в администрацию ограничен, а если она нарушила права и законные интересы одного конкретного гражданина, то и вовсе становится недосягаемой. Что же делать тем, кто желает восстановить нарушенное право?

Попытки вступить в переговоры с главой администрации не увенчаются успехом, путь в кабинет преграждает секретарь. Вести переписку с администрацией тоже нет смысла, так как на все запросы приходят формальные ответы, читая которые, понимаешь, что предоставлять нужную информацию просто не желают, или что поступающую в администрацию корреспонденцию просто не просматривают. Так одна из администраций сельского поселения Ленинского района Московской области уже почти год «дает непонятные ответы» гражданину А., права и законные интересы которого нарушены незаконными действиями органа местного самоуправления. Дело в том, что глава администрации передал в частную собственность часть противопожарного проезда, находящегося в муниципальной собственности, соседу обратившегося с жалобой гражданина. Единственный противопожарный проезд к его дому в результате был сужен до 3,5 м. Причина обращения гражданина А. заключается в том, что сужение полосы проезда влечет невозможность подъезда к его дому пожарной техники и машин скорой медицинской помощи. Но на его обращения должного внимания администрация не обращает, напротив, пытается его уличить в недобросовестности. На просьбу гражданина А. о предоставлении ему документа­основания или письменного разъяснения правомерности сужения проезда, администрация ответила, что площадь участка, принадлежащего его соседу, не соответствует указанной в свидетельстве о праве собственности (площадь участка меньше, чем площадь, указанная в свидетельстве).

На повторное обращение гражданина А. администрация ответила, что проезд соответствует требованиям СНиП 2.07.01­89*.

Переписка между гражданином А. и администрацией продолжалась 8 месяцев. Осознав, что один он в поле не воин, гражданин А. обратился за юридической помощью. Была подготовлена претензия, в которой сообщалось, что СНиП 2.07.01­89* не соответствует ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123­ФЗ, что ширина проезда должна быть не менее 6 м, иначе пожарная техника не пройдет.

Указано было и то, что Земельный кодекс РФ не содержит статьи об увеличении находящегося в частной собственности земельного участка за счет противопожарного проезда, что если площадь земельного участка не соответствует площади указанной в свидетельстве, то в новом свидетельстве должна быть указана действительная площадь участка (свидетельство 1993 г. и подлежит обмену, поэтому и проводили кадастровые работы, в результате которых были обнаружены несоответствия). На претензию администрация ответила, что «ознакомьтесь с нормативным актом – постановлением Сельского совета от 1992 г. (оно прилагалось к письму)» о том, что администрация выдает свидетельства о праве собственности на землю. Данный факт вовсе выбил гражданина А. из равновесия.

Все хорошо только на бумаге!

Согласно действующему законодательству передача земельного участка или его части в собственность осуществляется на основании решения соответствующего органа, в идеале оно должно существовать в письменной форме. Если применить аналогию закона и предположить, что увеличение земельного участка, находящегося в частной собственности, возможно за счет противопожарного проезда, получается, что должно быть решение о передаче части земельного участка в письменной форме. Такое решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, но проблема в том, что такое решение гражданин А. получить не может, да и вообще думается, что оно не существует, а если и существует, то срок исковой давности давно истек (как показывает практика, суды считают неуважительной такую причину пропуска срока исковой давности, как невозможность получения решения). Обратиться в суд с заявлением о принуждении администрации к предоставлению гражданину А. решения об изменении границ земельного участка довольно сложно. Для оспаривания действий администрации по передаче части противопожарного проезда в частную собственность нужно восстановить срок исковой давности, такая причина, как долгое и бесполезное ведение переписки с администрацией, не является уважительной, по мнению суда. Так, как бороться с подобными явлениями? Почему закон не предусматривает возможность защиты или восстановления нарушенных прав в подобных случаях. С одной стороны, администрацию нельзя обвинить в том, что она не дает ответы на обращения граждан; а с другой стороны, она предоставляет ненужную и не интересующую заявителя информацию. Как быть юристам в такой ситуации? Что можно сделать, когда все сроки исковой давности уже истекли, и где оно право на пожарную безопасность в Конституции РФ или Гражданском кодексе РФ? А может быть, нужно принять кодекс пожарной безопасности, в котором будут отражены права граждан на обеспечение пожарной безопасности, перечислены меры пожарной безопасности, права и обязанности государственной пожарной инспекции, а главное – ответственность за сужение противопожарного проезда, парковку транспортных средств на противопожарных проездах и т. д. Думается, что введение кодекса пожарной безопасности помогло бы решить множество проблем, в том числе разрешить описанную выше ситуацию. Гражданин А. не вел бы долгую и бессмысленную переписку с администрацией сельского поселения, а просто обратился бы с претензией о том, что нарушено его право на обеспечение пожарной безопасности, да и было бы с чем в суд обращаться. Если принятие столь радикальной меры не имеет смысла, то думается, что стоит внести изменения в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Смотрите так же:  Нпф доверие пенсия маркет

Статья 14 указанного Закона относит к вопросам местного значения поселения обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, при этом перечень таких мер в ней не установлен. Логично предположить, что к таким мерам стоит относить и наличие нормальных, полноценных противопожарных проездов, а не только наличие «пожарного пруда», огнетушителей и т. п. Думается, что обеспечение мер пожарной безопасности является обязанностью администрации, за неисполнение которых виновные должны быть наказаны.

Вопрос заключается только в том, кто привлечет администрацию к ответственности? Кроме того, невозможно точно установить вид ответственности. Думается, что контроль за исполнением администрацией сельсовета обязанности по принятию мер пожарной безопасности должно осуществлять МЧС, так как именно оно осуществляет надзор за исполнением юридическими лицами правил пожарной безопасности (например, контролирует исполнение образовательным учреждением обязанности по установки автоматической системы пожаротушения).

В случае обнаружения нарушения выдает предписания, обязательные для исполнения. Конечно, МЧС не будет по собственной инициативе осуществлять проверку исполнения обязательства органом местного самоуправления по обеспечению мер пожарной безопасности, поэтому основанием такой проверки должна служить жалоба гражданина (граждан), проживающего (проживающих) в том или ином сельском поселении. В случае установления факта не принятия мер пожарной безопасности, следует привлечь главу администрации к административной ответственности – ведь его тоже можно считать должностным лицом. Проблема заключается в том, что КоАП не предусматривает ответственность за сужение проезда к зданиям и сооружениям, установленным для пожарных машин и техники, поэтому возможно привлечение к административной ответственности только за нарушение требований пожарной безопасности. Думается, что стоит дополнить ст. 20.4 КоАП положением об ответственности за сужение проезда. Например, «7. Ширина проезда к зданию или сооружению должна быть не менее 6 м.

Сужение ширины единственного проезда к зданию или сооружению в муниципальном образовании влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере…».

Все же есть вариант…

Дача администрацией формальных ответов, пропуск срока исковой давности из­за невозможности получения основания изменения границ соседнего участка, отсутствие санкций за сужение проезда для пожарной техники делает невозможным защиту прав и законных интересов гражданина, но не все так безнадежно.

Согласно ст. 77 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы прокуратуры РФ вправе осуществлять надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и т. п. Кроме того, как известно, прокуратура наделена действующим законодательством рядом полномочий, позволяющих обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Поэтому в случае, подобном тому, который произошел с гражданином А., единственным способом защитить права и законные интересы является обращение с жалобой или заявлением в прокуратуру. При этом к прокурору можно обратиться с просьбой о принятии мер прокурорского реагирования по факту не соблюдения действующего законодательства органами местного самоуправления или по факту не соблюдения им прав гражданина. Например, если администрация не предоставляет необходимую информацию, то в заявлении можно указать, что орган местного самоуправления не соблюдает положения ст. 24 Конституции РФ и не обеспечивает возможность ознакомления заявителя с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы (в нашем случае с документами, на основании которых сузили противопожарный проезд).

В заявлении могут быть перечислены конкретные права гражданина, которые были нарушены. Например, право на ознакомление с документами, затрагивающими его права и свободы и т. п.

Конечно, есть и другие варианты. Например, в описанном выше случае, проезд пожарной техники и машин скорой помощи невозможен, поэтому можно обратиться в суд с требованием установить право ограниченного пользования соседним земельным участком (сервитута), который, согласно абз. 2 ст. 274 ГК РФ, может устанавливаться для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, но возможно ли использование фактически? Каким образом будет осуществляться проезд пожарной техники через огороженный забором участок? Думается, что это невозможно.

Нормы современного пожарного проезда

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Смотрите так же:  Страховка автомобиля новокузнецк

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.

Пожарный проезд: нормы и требования

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Необходимость пожарного проезда

Знак “Пожарный проезд”

Говоря о многоквартирных, высотных домах, многоэтажных общественных зданиях, не следует забывать и о частном жилом секторе как в черте крупных населенных пунктов, так за городом в многочисленных поселках.

Особенно в дачных кооперативах, садово-огородных товариществах, в деревнях, районных центрах, где наличие подъезда к зданиям, строениям частных дворов для специальной автотехники, стоящей на вооружении подразделений МЧС России; а также ширина пожарного проезда в условиях, как правило, стесненной, часто хаотичной, самовольной застройки; не менее важны, чем наличие противопожарных разрывов, уберегающих собственников от быстрого, а при наличии сильных порывов ветра стремительного, зачастую ураганного распространения огня по всей территории населенного пункта, дачного поселка.

Сказать, что проблема эта нова, нельзя. Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая противопожарные разрывы, обеспечивая пожарный проезд.

Ведь он нужен не только для возможности в любое время суток спецтехнике подразделений МЧС России вплотную добраться до зданий, строений для подачи стволов на тушение, организации немедленной разведки сложившейся обстановки, экстренной эвакуации людей.

Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:

Знак Пожарный проезд установленный в дворе дома

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Пожарные проезды – нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008. Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

В чем причины такого решения автору статьи не доводили, а понять мотивы ему не удалось.

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

Смотрите так же:  Адвокат в москве зарабатывает

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это СП 4.13130.2013, в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Минимальная ширина пожарного проезда

А также четко определена минимально необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

Подъезд к дому транспортных средств требования снип

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

FIRE SAFETY OF BUILDINGS AND WORKS

Дата введения 1998-01-01

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом комплексных проблем строительных конструкций и сооружений им. В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им. Кучеренко), Центром противопожарных исследований и тепловой защиты в строительстве ЦНИИСК (АО «ЦПИТЗС ЦНИИСК»), Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом промышленных зданий и сооружений (АО «ЦНИИпромзданий») и Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) при участии территориальных органов Государственного пожарного надзора МВД России

2 ВНЕСЕНЫ Управлением технормирования Минстроя России.

3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 1998 г. постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. № 18-7

5 Настоящие строительные нормы и правила представляют собой аутентичный текст Межгосударственных строительных норм МСН 2.02-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»

В СНиП 21-01-97* внесено изменение № 1, принятое постановлением Госстроя России от 3 июня 1999 г. № 41 и введенное в действие с 1 июля 1999 г.

Настоящие нормы и правила разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94, рекомендациями международных организаций по стандартизации и нормированию и являются основополагающим документом комплекса 21 «Пожарная безопасность» Системы нормативных документов в строительстве.

Основными отличиями этого комплекса и настоящих норм и правил от СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы» и связанных с ними документов по обеспечению пожарной безопасности в строительстве являются:

приоритетность требований, направленных на обеспечение безопасности людей при пожаре, по сравнению с другими противопожарными требованиями;

применимость противопожарных требований к объектам защиты на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, включая реконструкцию, ремонт и изменение функционального назначения;

изложение главных требований к противопожарной защите зданий и сооружений в форме целей этой защиты;

максимально возможное сокращение описательных требований к средствам и способам обеспечения пожарной безопасности;

существенное развитие классификационной основы противопожарного нормирования для более объективного и дифференцированного учета функционального назначения зданий и сооружений, реакции находящихся в них людей, а также конструкций и материалов, из которых они построены, на возникновение и развитие пожара и для расширения вариантности и повышения адекватности выбора средств и способов противопожарной защиты угрозе пожара.

В настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой «как правило» и с условиями, при которых допускаются отступления.

Опробованные на практике средства и способы обеспечения противопожарных требований, приведенные в настоящих нормах, излагаются в разрабатываемых в настоящее время сводах правил, в первую очередь в СП 21-101 «Обеспечение безопасности людей» и в СП 21-102 «Предотвращение распространения пожара».

Обновление системы нормативных документов в строительстве происходит не одновременно. Многие из действующих СНиП и других нормативных документов содержат противопожарные требования и правила, основанные на положениях СНиП 2.01.02-85. Поэтому при введении в действие настоящих норм установлено, что те положения СНиП 2.01.02-85, на которых основаны требования строительных норм и правил на конкретные виды строительной продукции — здания, сооружения, инженерные системы, конструкции и материалы, продолжают действовать до пересмотра указанных строительных норм и правил.

В переходный период в технической документации на эти виды строительной продукции могут быть одновременно приведены пожарно-технические характеристики, регламентируемые как СНиП 2.01.02-85, так и настоящими нормами.

Не исключается возможность использования документов комплекса 21 и настоящих норм для тех видов продукции, нормы на которые были введены в действие ранее. При этом необходимо учитывать, что как система противопожарной защиты зданий и сооружений, основанная на положениях настоящих норм, так и система, основанная на положениях СНиП 2.01.02-85, должна применяться комплексно для объекта в целом, а не для отдельных его частей или отдельных средств и способов защиты.

Необходимо также отметить, что введение новых стандартов на методы определения пожарно-технических показателей строительной продукции в большинстве случаев позволяет компетентным (аккредитованным в Системе сертификации ГОСТ Р) организациям устанавливать эти показатели в соответствии с классификацией, принятой в СНиП 2.01.02-85.

Настоящие нормы разработаны ЦНИИСК им. Кучеренко (ответственный исполнитель, руководитель темы канд. техн. наук В.Н. Зигерн-Корн), ВНИИПО (ответственный исполнитель д-р. техн. наук И.С. Молчадский), ЦНИИпромзданий (ответственный исполнитель канд. техн. наук Т.Е. Стороженко), ЦПИТЗС ЦНИИСК (ответственный исполнитель канд. техн. наук М.Я. Ройтман) под руководством Управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Минстроя России (Г.М. Хорин, Н.Н. Поляков) и Главного управления государственной противопожарной службы МВД России (Е.Е. Кирюханцев, Ю.М. Кондрашин, В.Е. Татаров).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.

1.2 Разделы 6, 7 и 8 не распространяются на здания специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, подземные сооружения метрополитенов, горных выработок).

1.3 Нормативная и техническая документация на здания, строительные конструкции, изделия и материалы должна содержать их пожарно-технические характеристики, регламентируемые настоящими нормами.

1.4 Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм.

Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке.

1.5* Для зданий, на которые отсутствуют противопожарные нормы, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м*, зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м и зданий с числом подземных этажей более одного, а также для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований настоящих норм, должны быть разработаны технические условия, отражающие специфику их противопожарной защиты, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий. Указанные технические условия должны быть согласованы с органом управления Государственной противопожарной службы МВД России и с Госстроем России и утверждены заказчиком.

* Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, высота здания определяется высотой расположения верхнего этажа, не считая верхнего технического этажа, а высота расположения этажа определяется разностью отметок поверхности проезда для пожарных машин и нижней границы открывающегося проема (окна) в наружной стене.

1.6 Разрешение на отступления от требований настоящих норм по конкретным объектам в обоснованных случаях производится Госстроем России при наличии мероприятий, компенсирующих эти отступления, согласованных органом управления Государственной противопожарной службы МВД России.

1.7* При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

Необходимость приведения существующих зданий в соответствие с настоящими нормами определяется 8.5 СНиП 10-01-94.

2* НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:

Для любых предложений по сайту: [email protected]