Единый налог законодательная база

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ТЕМА 12. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Законодательная база единого налога на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее в данной теме — единый налог) взимается на основании Закона РФ от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Налог вводится в действие нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и обязателен к уплате на их территории. Органам власти субъектов РФ предоставлено право вводить регламент формирования вмененного дохода и конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также устанавливать долевое распределение налога между региональными и местными бюджетами.

Со дня введения единого налога на вмененный доход с его плательщиков не взимается большинство действующих федеральных, региональных и местных налогов и сборов за исключением следующих налогов:

1) государственной пошлины;

2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;

3) лицензионных и регистрационных сборов;

4) налога с владельцев транспортных средств;

5) земельного налога;

6) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

7) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с доходов, которые образуются за пределами сферы взимания единого налога;

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) имеет принудительный («вмененный») характер. На ЕНВД переводится не налогоплательщик, а вид деятельности. Соответственно, обязанность по применению ЕНВД вменяется предпринимателю только в случае осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД.

Перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на ЕНВД, отражен в пункте 2 статьи 346.26 Налогового кодекса.
Обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня, вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом, нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т.е. выборочно). Статья 346.26 Налогового кодекса также устанавливает ограничения не позволяющие применять ЕНВД. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕНВД, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с действующим законодательством (пункт 5 статьи 346.26 Налогового кодекса).

Перечень налогов, которые позволяет не уплачивать система ЕНВД, установлен пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса. Он такой же, как и при использовании специальных налоговых режимов – УСНО и ЕСХН. Если Вы осуществляете виды деятельности, подлежащие переводу на ЕНВД, Вы помимо «обычной» постановки на учет в налоговом органе, дополнительно обязаны встать в налоговом органе по месту осуществления деятельности на учет в качестве налогоплательщика – ЕНВД, представив в этот налоговый орган отдельное заявление. При осуществлении таких видов деятельности, как оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозную или разносную розничную торговлю, размещение рекламы на транспортных средствах, отдельное заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 346.28 Налогового кодекса)).

В случае прекращения осуществления вида деятельности, переведенного на ЕНВД, в налоговый орган так же подается заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД.

Заявление подается в течение пяти дней с момента начала (окончания) осуществления вида деятельности, подлежащего переводу на ЕНВД. ЕНВД уплачивается Вами в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД. Объектом налогообложения при применении ЕНВД является не фактически полученный доход от предпринимательской деятельности, а вмененный доход налогоплательщика (статья 346.29 Налогового кодекса).

Вмененный доход – это потенциально возможный доход, налогоплательщика, который рассчитывается с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на его получение (статья 346.27 Налогового кодекса).

Рассчитать вмененный доход можно следующим образом:

Базовая доходность – это условный доход предпринимателя в рублях за месяц на единицу физического показателя. Размер базовой доходности установлен Налоговым кодексом (статья 346.29) для каждого вида предпринимательской деятельности, к которой применяется ЕНВД и не зависит от фактического размера получаемого дохода или прибыли.

Физический показатель. Для каждого вида деятельности используется «свой» физический показатель (пункт 3 статьи 346.29 Налогового кодекса). Это может быть, например, количество работников (при оказании бытовых услуг), общая площадь стоянки (при оказании услуг по хранению автотранспортных средств), площадь торгового зала (при розничной торговле), количество посадочных мест (при оказании услуг по перевозке пассажиров) и т.п.

Размер физического показателя определяется его фактическим значением, имеющим документальное подтверждение (например, фактическая площадь торгового зала или фактическое количество работников и т.п.). Поскольку ЕНВД исчисляется и уплачивается ежеквартально, а в течение квартала возможно изменение физических показателей (например, увеличение численности или сокращение площади), то при расчете ЕНВД используется физический показатель за каждый месяц квартала отдельно.

Корректирующие базовую доходность коэффициенты К1 и К2:

– К1 – коэффициент-дефлятор. Коэффициент, корректирующий условный (вмененный) доход на размер инфляции;
– К2 – корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товаров, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга.

Рассчитать налог можно путем умножения вмененного дохода на ставку ЕНВД, равную 15%. Налоговым периодом по ЕНВД установлен квартал (статья 346.30 Налогового кодекса).

Порядок и сроки уплаты единого налога установлены статьей 346.32 Налогового кодекса. ЕНВД уплачивается по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего квартала. Здесь можно акцентировать внимание на том, что сумма ЕНВД, исчисленная за налоговый период, уменьшается на сумму уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование, обязательное медицинское страхование и пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50%.

Организации, перешедшие на ЕНВД, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке в налоговый орган по месту их нахождения. Так как ЕНВД вводится нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга, то перечень видов деятельности, для которых применяется ЕНВД, в каждом муниципальном образовании может быть различен.

Правовая база налоговой системы

Правовая база (основа) налоговой системы включает (рис. 12.1): правовую систему налогообложения (рис. 12.3), систему налогов и сборов, специальные налоговые режимы.

Общая характеристика системы налогов и сборов

В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, региональные и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными и местными признаются налоги, устанавливаемые НК РФ и соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Региональные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, а местные налоги – на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении каждого регионального и местного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному налогу. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и местного самоуправления могут также предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Другие элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.

Смотрите так же:  Развод по-египетски

Рис. 12.4. Примерный алгоритм реализации налоговых правоотношений:

1, 2, 3, …, 27 – примерная (возможная) последовательность действий; КГН – консолидированная группа налогоплательщиков

По уровням бюджетов налоги и сборы распределяются следующим образом.

I. Федеральные налоги и сборы:

  • 1) налог на добавленную стоимость;
  • 2) акцизы;
  • 3) налог на прибыль организаций;
  • 4) налог на доходы физических лиц;
  • 5) государственная пошлина;
  • 6) налог добычу полезных ископаемых;
  • 7) сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  • 8) водный налог.

II. Региональные налоги:

  • 1) налог на имущество организаций;
  • 2) транспортный налог;
  • 3) налог на игорный бизнес.

III. Местные налоги:

  • 1) земельный налог;
  • 2) налог на имущество физических лиц.

Следует отметить, что налоги за пользование природными ресурсами относятся как к числу федеральных (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог), так и к числу местных (земельный налог). Распределяются по уровням и налоги на имущество: налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц – к местным. По-видимому, при распределении налогов по уровням бюджетов законодатель исходил из возможности обеспечения финансирования бюджета и собираемости налогов. Очевидно, например, что земельный налог и налог па имущество физических лиц будут в большей степени собираемы, когда они относятся к местным налогам, так как в этом случае обеспечивается наиболее полный учет объектов налогообложения, сокращаются расходы на сбор налогов и повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сборе налогов.

Общие условия установления налогов и сборов

Налог как комплексное экономико-правовое явление включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. НК РФ введено правило, согласно которому налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствующим законодательством определены налогоплательщики и все следующие существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Пока остается не определенным хотя бы один из указанных элементов, налог не может считаться установленным и не может взиматься. При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй ПК РФ.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения но региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных кодексом.

Налоговую базу по итогам каждого налогового периода исчисляют:

  • • организации – на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением;
  • • индивидуальные предприниматели – на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
  • • остальные налогоплательщики – физические лица – на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Правила определения налоговой базы, предусмотренные для организаций и индивидуальных предпринимателей, распространяются также на налоговых агентов.

Для организаций установлено особое правило по внесению исправлений в налоговую базу. Так, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым периодам, все исправления касаются только периода совершения ошибки и не относятся к налоговой базе текущего периода.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период организаций, существующих неполный календарный год (созданных, реорганизованных или ликвидированных в течение года), определяется по правилам, рассмотренным в табл. 12.2.

Порядок исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако обязанность по исчисле-

Правила определения налогового периода (ст. 55 НК РФ)

Налоговая база ЕНВД

Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговая база ЕНВД (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Налоговая база ЕНВД

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Налоговая база ЕНВД

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Налоговая база ЕНВД

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Относительно осуществления расчетов плательщиками единого налога

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ

от 17.09.2013 г. № 3112-13/32401-14

Относительно осуществления расчетов плательщиками единого налога

Согласно пункту 291.6 статьи 291 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) плательщики единого налога должны осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) исключительно в денежной форме (наличной и/или безналичной).

В соответствии с пунктом 1.4 главы 1 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Национального банка Украины от 21.01.2004 № 22, безналичные расчеты — это перечисление определенной суммы средств со счетов плательщиков на счета получателей средств, а также перечисление банками по поручению предприятий и физических лиц средств, внесенных ими наличными в кассу банка, на счета получателей средств. Данные расчеты проводятся банком на основании расчетных документов на бумажных носителях или в электронном виде.

Смотрите так же:  Налог на землю в городе москве

Таким образом, исходя из особенностей специального режима налогообложения физические лица — плательщики единого налога не могут осуществлять расчеты за отгруженные товары (выполненные работы, предоставленные услуги) через электронные платежные системы.

Вместе с тем указываем, [что] если физическое лицо — плательщик единого налога будет использовать в своей деятельности электронные деньги, то оно обязано уплачивать налог по ставке 15 % как применяющее иной способ расчетов (подпункт 3 пункта 293.4 статьи 293 Кодекса).

Вместе с тем следует отметить, что распоряжением Кабинета Министров Украины от 15.05.2013 № 386-р одобрена Стратегия развития информационного общества в Украине, которая определяет в качестве одной из приоритетных государственных целей — развитие электронной экономики в перспективе до 2020 года, что в дальнейшем позволит устранить существующие законодательные ограничения.

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Смотрите так же:  Поменять белорусское гражданство на российское

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)”, главы 26.2, 26.3, от 05.08.2000 N117-ФЗ (ред. от 30.12.2012 с изм. и доп., вступающими в силу 01.01.2013).

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012 N 243-ФЗ)

ПисьмоФедеральной Налоговой Службы от 29 Декабря 2012 Г. N ЕД-4-3/[email protected] «О применении норм Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ»

Письмо Минфина России от 27.12.2012 N 03-02-07/2-183

Малым предприятиям можно работать на общем налоговом режиме, но специально для них существуют еще два налоговых режима:

1) Упрощенная система налогообложения (УСН);

2) Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Организация может перейти на один из видов налоговых режимов добровольно, т.е. даже те предприятия, которые попадают под условия налогообложения, например ЕНВД, имеют право выбора, остаться на общем режиме или перейти.

ЕНВД(глава 26.3 НКРФ)

— это система налогообложения отдельных видов препринимательской деятельности

Примечание. Изменения в ЕНВД с 2013 года можно посмотреть по видео:

Полный перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится налог установлены п.2 ст. 346.26 НКРФ

Некоторые из представлены здесь:

— оказание бытовых, ветеринарных услуг;

— реклама с использованием внутренних поверхностей транспортных средств;

— ремонт мототранспорта и оказание услуг по проведению техосмотров (услуги по заправке транспортных средств, по хранению автомототранспортных средств на платных стоянках и штрафных стоянках);

— оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и ИП, имеющих соответствующую площадь помещений не более 500 квадратных метров;

— размещение наружной рекламы;

Не вправе переходить на ЕНВД:

1) численность работников налогоплательщика превысила 100 человек;

т.е. того, чтобы применять ЕНВД средняя численность работников не должна превышать 100 человек (вкл. совместителей и работающих по гражданско-правовым договорам лиц (сторожей, уборщиц и других)).

2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, кроме организаций с полным уставным капиталом общественных организаций инвалидов, среднесписочной численностью инвалидов не менее 50% и их долей в общем фонде оплаты труда – не менее 25%;

3) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания.

Уплата ЕНВД заменяет:

— налог на прибыль;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на имущество;

Организации и ИП на ЕНВД могут не использовать контрольно-кассовую технику.

— на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности;

— на сумму выплаченных вознаграждений работникам;

— на сумму уплаченных “за себя” взносов в ПФР и ФОМС в пределах исчисленных сумм за налоговый период, т.е. на 100% страховых взносов. Иными словами, сколько предприниматель перечислил за себя страховых взносов, на эту же сумму он и делает вычет

— при наличии сотрудников налог по ЕНВД можно уменьшить также на сумму страховых взносов по добровольному медицинскому страхованию работников, но не более чем 50 % от суммы налога. Однако в этом случае ИП уже не сможет уменьшать налог по ЕНВД на сумму взносов “за себя”.

Порядок расчета ЕНВД:

размер вмененного налога с 2013 года рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления деятельности (формула для расчета в ст. 346.29 НК РФ).

Объектом налогообложения является вид деятельности.

ЕНВД = Базовый доход * К1 * К2 * ставка налога, 15%

Базовый доход = Базовая доходность*Физический показатель (например, количество м 2 , для бытовых услуг – численность работников)

Параметры базовой доходности и физического показателя установлены здесь –

К1 – коэффициент-дефлятор (который предусматривает, например, изменение уровня потребительских цен на товары и т.д.), корректируется на уровень инфляции. Устанавливается ежегодно Минэкономом развития.

Именно на эту цифру плательщики ЕНВД будут обязаны умножать величину базовой доходности.

К2 – корректирующий коэффициент, который устанавливается органами местного самоуправления, т.е. его нужно искать или спрашивать в своих регионах и муниципальных образованиях! [0, 005 — 1].

Желающие перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение 5 дней со дня начала применения системы налогообложения.

Пример 1. В кафе “Рассвет” работает 4 официанта – по 4 часа в день. За каждый рабочий день работник учитывается как 0,5. В феврале: 2 официанта отработали 19 дн., 3-й официант – 15 дн., 4-й – 8 рабочих дней. Определить среднесписочнуую численность работников за февраль.

(0,5*19*2 + 0,5*15*1 + 0,5*8*1) / 28 = 1 чел.

Пример 2. Рассчитать ЕНВД за квартал 2013 года, если К1 = 1,569, К2 = 0,4, ставка налога 15%. Физический показатель – площадь торгового зала в квадратных метрах, 40 м 2 . Страховые взносы на работников составили 3000 руб.

1) Используя ст. 346.29 НК РФ, рассчитаем сначала базовый доход:

БД = Физический показатель * Базовая доходность (мес.)

БД = 1800*40*3 = 216 000 руб.

2) ЕНВД = Базовый доход * К1 * К2 * ставка налога, 15%

ЕНВД = 156000*1,569*0,5*0,15 = 18 357,3 руб.

3) ЕНВД к уплате в бюджет = 18357,3 – 3000 = 15357,3 руб.

Пример 3.Рассчитать ЕНВД за квартал 2013 года, если К1 = 1,569, К2 = 0,5, ставка налога 15%. Физический показатель – площадь зала обслуживания посетителей общественногопитания, в квадратных метрах, 52 м 2 .

1) Рассчитаем базовый доход (таблица, ст. 346.29 НК РФ):

БД = Физический показатель * Базовая доходность (мес.)

БД = 1000*52*3 = 156 000 руб.

2) ЕНВД = Базовый доход * К1 * К2 * ставка налога, 15%

ЕНВД = 216000*1,569*0,4*0,15 = 20 334,24 руб.

Учесть вычеты (пособие по временной нетрудоспособности, соц вычеты), но не более 50%.

Для любых предложений по сайту: [email protected]