Приказ о размере накладных расходов

Содержание:

Работа с накладными расходами: приказ на утверждение

Накладные расходы представляют собой дополнительные к основным расходам затраты на управление, организацию и обслуживание производства (См. «Что включают в себя накладные расходы?»). Как утвердить размер накладных расходов и на что опираться? Об этом читайте в этой статье.

Вводная информация

Кроме прямых материальных затрат и расходов на оплату труда в себестоимость тех или иных товаров или услуг включаются также накладные расходы. Накладные расходы прямо не связаны с расходованием материальных ресурсов на выпуск или закупку продукции, которые бизнес несет, например, чтобы обеспечить нормальное функционирование производственных процессов. То есть, накладные расходы это, так сказать, «косвенные» расходы.

Есть ограничения

Стоит помнить, что в объем накладных расходов не следует включать некоторые группы денежных средств, в частности:

  • амортизационные отчисления;
  • налоги и сборы;
  • проценты, включаемые в себестоимость;
  • расходы на оплату труда;
  • лизинговые платежи.

Переменная величина

Накладные расходы могут быть условно постоянными (т.е. не зависящими от объема производства и других факторов). Также накладные расходы бывают условно переменными (т.е. зависящими от объема производства).
Также накладные расходы могут зависеть разных величин: выручки, стоимости потребляемых ресурсов, заработной платы, стоимости оборудования и т.п.

Таким образом, накладные расходы и их размер могут зависеть от очень многих факторов и величин. И тогда ту или иную часть накладных расходов следует определять как % от какой-то величины. Также можно установить коэффициент накладных расходов и с помощью коэффициента определять нормы расходов.
Если же в вашем случае накладные расходы – это условно постоянная величина, которую можно задавать и утверждать в определенной сумме в год.

Утверждение накладных расходов

Для утверждения величины накладных расходов можно применять стандартную процедуру – издать приказ. Этот документ и будет устанавливать сумму или % процент накладных расходов на определенный период. Так, к примеру, можно сгруппировать определенные накладные расходы (например, «затраты на производство») и указать в приказе сумму таких расходов.

Скачать форму приказа об утверждении накладных расходов в формате Word.

Приказ 12 Об утверждении норматива накладных расходов на обеспечение процесса организации и проведения государственной экологической экспертизы

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
от 15 января 2007 г. N 12

Об утверждении норматива накладных расходов на обеспечение процесса организации и проведения государственной экологической экспертизы

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», с изменениями принятыми Федеральными законами от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2007 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. N 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы», постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 942 «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе» и приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Службы) от 12 октября 2004 г. N 129 «О порядке определения стоимости и оплаты государственной экологической экспертизы», Госкомэкологии России от 22 апреля 1998 г. N 238 «Об утверждении «Положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации» (зарегистрировано в Минюсте России 1 июня 1998 г., N 1533) приказываю:

1 . Утвердить с 1 января 2007 года норматив накладных расходов на обеспечение процесса организации и проведения государственной экологической экспертизы (далее — норматив) в размере 209% от суммы затрат на оплату труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы с начислениями, исчисляемых в расчете на 1 рубль указанных затрат.

2. Управлению государственного экологического надзора (Лещенко В.В.) и руководителям территориальных органов Службы:

2.1. При определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы применять норматив, указанный в пункте 1 настоящего Приказа.

2.2. Осуществлять оформление сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы по прилагаемой форме ( приложение 1).

3. Признать утратившими силу:

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 октября 2005 г. N 804.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

И.о. руководителя К.Л. Чайка

Смета расходов на проведение государственной экологической экспертизы
по _________________________________________________________
(наименование представленных на экспертизу документации или материалов)

Какой процент накладных расходов от прямых затрат?

Процент накладных расходов от прямых затрат — величина, позволяющая определить расчетным путем размер накладных расходов в сметном расчете (калькуляции) и необходимая для оценки уровня конечной (продажной) стоимости продукции (работ, услуг). Рассмотрим, каким может быть этот процент и как его определяют.

Состав затрат на производство

Расходы, осуществляемые при производстве продукции (работ, услуг), делятся на 2 вида:

  • прямые, которые возможно однозначно увязать с процессом создания конкретного вида продукции или определенного объекта;
  • накладные, прямую связь которых с объектами производства установить сложно, но эти расходы обеспечивают функционирование как самого производства, так и предприятия в целом.

Накладные расходы, в свою очередь, тоже делятся на 2 вида:

  • общепроизводственные — обеспечивающие работу производственных подразделений, непосредственно участвующих в создании продукции;
  • общехозяйственные — связанные с обеспечением работы организации в целом, и в том числе с управлением ей.

Начиная свою деятельность, организация для каждого вида производимой продукции (или объекта) составляет плановую калькуляцию (смету), целью которой является:

  • определение состава и количественных объемов прямых затрат на производство единицы продукции (одного объекта);
  • оценка количественных объемов накладных расходов в целом и с разбивкой по видам;
  • установление стоимости прямых затрат, накладных расходов и общей величины затрат на производство единицы продукции (объекта);
  • определение продажной стоимости единицы продукции (объекта) с учетом плановой прибыли и НДС.

В процессе работы этот расчет будет корректироваться, приближаясь к реальным показателям деятельности, полученным при анализе фактических данных. Соответственно, более близким к реальности станет и соотношение между прямыми и накладными расходами, что позволит в дальнейших экономических расчетах ориентироваться как на процентное содержание накладных расходов в общей сумме затрат на производство, так и определять объем накладных расходов путем расчета от суммы прямых затрат.

О существующих способах калькулирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».

Структура прямых и накладных расходов по статьям

Прямые расходы чаще всего состоят из затрат:

  • на материалы, необходимые для создания конкретной продукции;
  • зарплату персонала, непосредственно задействованного в создании этой продукции;
  • страховые взносы, начисляемые на зарплату персонала, создающего продукцию.

Состав накладных расходов, обычно разбиваемых на 2 основных вида, значительно шире и характеризуется существенным сходством перечней, имеющих место для общепроизводственных и общехозяйственных затрат. В эти перечни, как правило, входят расходы:

  • на оплату труда руководства и иного персонала производственного или общехозяйственного подразделения;
  • страховые взносы, начисляемые на оплату труда этого персонала;
  • материальное обеспечение текущей работы подразделений (малоценное оборудование, канцелярские и хозтовары, расходные материалы для малоценного оборудования);
  • амортизацию используемых основных средств;
  • содержание и эксплуатацию основных средств, в т. ч. на их текущее техническое обслуживание, обеспечение необходимыми ресурсами (ГСМ, сменно-запасные части, электроэнергия, вода, тепло, газ), текущие и капитальные ремонты;
  • аренду имущества;
  • страхование имущества и персонала;
  • получение разрешительной документации;
  • обеспечение качества выпускаемой продукции;
  • охрану труда;
  • информационно-консультационное и юридическое обеспечение;
  • командировки;
  • представительские мероприятия;
  • подбор персонала.

Подробнее о составе расходов общехозяйственного назначения читайте в статье «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».

Из-за невозможности прямого соотнесения с конкретными видами создаваемой продукции (объектами) накладные расходы являются распределяемыми. Базу для этого распределения организация выбирает самостоятельно. Это может быть один из видов прямых расходов (материалы или оплата труда) или их общая сумма.

Расчет процента накладных расходов от прямых затрат

Для вопросов прогнозирования и принятия решений по ценам важен такой показатель, как соотношение прямых затрат и накладных расходов, точнее, та величина, умножив на которую имеющиеся прямые затраты (или сумму какого-то одного их вида), можно получить сумму накладных расходов, относящуюся к этим прямых затратам. Сам расчет этого соотношения достаточно прост: сумму накладных расходов делим на сумму прямых затрат или на величину одного из видов прямых расходов. Для выражения величины соотношения в процентах частное от деления умножают на 100%.

Первый такой расчет делается по плановой калькуляции (смете). В дальнейшем его результаты уточняются по мере накопления фактических данных. Для определения устойчивой величины соотношения прямых затрат и накладных расходов, обеспечивающих высокий уровень достоверности прогнозных расчетов, необходимо обработать фактические данные за достаточно продолжительный период.

Нормирование накладных расходов

Величина соотношения прямых затрат и накладных расходов законодательно не устанавливается. Каждая организация руководствуется особенностями собственного производственного процесса и собственными данными для расчета этого соотношения.

Однако для ряда отраслей существуют укрупненные нормативы накладных расходов, на которые организациям следует ориентироваться хотя бы при составлении плановых калькуляций с правом дальнейшего уточнения соотношения. Применять подобные нормативы рекомендуется при оценке затрат:

  • в строительстве (постановление Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, приказ Минрегиона РФ от 16.11.2010 № 497, письма Минстроя РФ от 13.11.1996 № ВБ-26/12-367, Госстроя РФ от 18.10.1993 № 12-248, Росстроя от 08.07.2004 № АП-3462/06);
  • при планово-предупредительных ремонтах производственных зданий и сооружений (постановление Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279);
  • для проведения экспертиз безопасности объектов и видов деятельности в области атомной энергетики (приказ Ростехнадзора от 24.03.2014 № 114);
  • при реставрации, консервации и ремонте памятников истории и культуры (приказ Минкультуры СССР от 25.01.1984 № 35);
  • для проведения экспертизы культурных ценностей (приказ Минкультуры России от 14.01.2003 № 22);
  • в химической промышленности (приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2);
  • при добыче и обогащении угля или сланца (инструкция, утвержденная Минтопэнерго РФ 25.12.1996);
  • для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и оценок (приказ Роспотребнадзора от 17.09.2012 № 907).

В большинстве этих документов определение процента накладных расходов рекомендуется осуществлять от фонда оплаты труда, входящего в состав прямых затрат. При этом он может устанавливаться разным для разных видов и условий осуществления работ.

Смотрите так же:  Договор сборки оборудования

Установление процента накладных расходов важно для определения цен реализации продукции и осуществления прогнозов экономического характера. Первый такой расчет основывается на плановых данных. В дальнейшем соотношение расходов уточняется по мере получения фактических цифр. Пропорция между прямыми затратами и накладными расходами может устанавливаться от разных показателей прямых затрат (общей их суммы, общего объема какого-либо вида затрат, величины затрат, сформированных по конкретному объекту, его части или месту осуществления работ), что дает дополнительный материал для анализа и уточнения смет (калькуляций).

Расчет накладных расходов

Расчет накладных расходов

Похожие публикации

Накладные расходы – это дополнительные затраты, не относящиеся напрямую к основному производству, не входящие в оплату труда основного персонала и в стоимость сырья. Для предприятия такие затраты важны не меньше, чем прямые расходы, поскольку позволяют обеспечить работу всего предприятия. Что включается в накладные расходы, каким образом они распределяются и нормируются, расскажем в нашей статье.

Что входит в накладные расходы

В отличие от прямых затрат, состоящих из:

  • расходов на сырье, комплектующие и материалы для производства,
  • зарплаты основного производственного персонала и
  • начисляемых на нее страховых взносов,

накладные расходы включают в себя более широкий перечень общепроизводственных и общехозяйственных затрат:

  • амортизация основных средств, расходы на их содержание, техобслуживание и ремонт (здания, сооружения, транспорт и т.п.);
  • аренда офиса и иных непроизводственных помещений;
  • зарплата административно-управленческого аппарата и начисления на нее;
  • канцтовары, расходные материалы для офисной техники, хозяйственные товары и т.п.;
  • услуги связи и интернет;
  • расходы на страхование имущества и сотрудников;
  • представительские расходы;
  • командировочные затраты;
  • обеспечение нормальных условий труда, техники безопасности;
  • подбор персонала;
  • обучение и переподготовка сотрудников;
  • реклама и информационно-консультационные услуги,
  • услуги охраны и противопожарное обеспечение.

Законодательство о бухучете и Налоговый кодекс конкретный состав накладных расходов не определяют, поэтому каждая компания составляет свой собственный перечень подобных затрат.

Распределение накладных расходов

Специфика накладных расходов такова, что их невозможно сразу отнести на какой-то конкретный вид производимой продукции, или оказываемых услуг, но игнорировать их нельзя, поскольку это может привести к ошибкам в ценообразовании. Поэтому, чтобы определить затраты на единицу продукции, накладные расходы в калькуляции подлежат распределению:

  • пропорционально зарплате основного персонала,
  • пропорционально стоимости сырья и материалов,
  • пропорционально выручке, объемам продаж и т.д.

Каким образом будет происходить это распределение, организация решает сама:

  • если в компании большая численность основного производственного персонала, имеет смысл рассчитывать производственные накладные расходы в пропорции к ФОТ работников основного производства;
  • при небольшом количестве основных рабочих (например, при полностью автоматизированном производстве) накладные расходы лучше распределять в пропорции к объемам продаж, либо ко времени работы производственного оборудования (машино-часам);
  • базой для распределения может быть и отношение прямых расходов, произведенных на единицу продукции, к общей сумме расходов. Такой способ удобен предприятиям, где прямые затраты значительно превышают косвенные расходы;
  • методы расчета накладных расходов могут применяться комбинированно, что применимо на больших предприятиях, выпускающих очень широкий ассортимент товаров, или оказывающих множество различных услуг.

Коэффициент накладных расходов

При определении цены реализации и для дальнейшего планирования важно определить величину, позволяющую увидеть соотношение прямых и накладных расходов, то есть вычислить процент накладных расходов от прямых затрат.

Для этого сумма накладных расходов делится на сумму прямых расходов (или на сумму одного из видов прямых затрат), а результат умножается на 100%. Чем продолжительнее будет период, за который берутся данные для вычисления, тем точнее будет полученное соотношение.

Пример

Общая сумма накладных расходов на предприятии за 2016 год составила 25500 тыс. руб., а зарплата основных рабочих за тот же период – 23100 тыс. руб. Процент накладных расходов составил:

25500 тыс. руб. / 23100 тыс. руб. х 100 = 110,4%

В 2017 г. решено снизить накладные расходы до 70%, для чего проведено сокращение непроизводственного штата. В результате годовая сумма накладных затрат предприятия, при том же размере ФОТ основного персонала, составит 16170 тыс. руб. (23 100 тыс. руб. х 70%).

Нормы накладных расходов

Определять способ распределения накладных расходов организации следует с учетом своей специфики и масштабов производства. Для ряда отраслей существуют определенные нормативы и рекомендации, которые организации учитывают при оценке своих затрат. Например,

  • накладные расходы в строительстве нормируются постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1, разъясняются письмами ведомства, а также специальными методическими указаниями Госстроя (МДС);
  • накладные расходы в химической промышленности – приказ Минпромнауки РФ от 04.01.2003 № 2;
  • при добыче угля или сланца по нормированию накладных расходов ориентируются на положения инструкции Минтопэнерго РФ от 25.12.1996.

Перечень и способы распределения накладных расходов будут различаться в зависимости от отраслевой принадлежности организации, численности ее персонала, объектов калькулирования и прочих факторов. При неправильном учете накладных затрат, как следствие, возникает их перерасход, завышение/занижение себестоимости продукции или услуг, снижается уровень прибыли. Нормирование и контроль расходов позволяет осуществлять их эффективное планирование, а значит и улучшить экономическое положение компании.

Проект Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Об утверждении Методики определения величины накладных расходов в строительстве» (подготовлен Минстроем России 10.04.2018)

Досье на проект

В соответствии с пунктом 33 статьи 1, пунктами 75 и 79 части 1 статьи 6, частями 3 и 4 статьи 83 Градостроительного кодекса Российской Федерации (2005, N 1, ст. 16; 2014, N 19, ст. 2336; 2016, N 27, ст. 4302; 2017, N 31, ст. 4740; 2018, N 1, ст. 91), подпунктами 5.4.5 и 5.4.23(1) пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст. 6117; 2016, N 47, ст. 6673, 2017, N 52 ст. 8137), приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Методику определения величины накладных расходов в строительстве (далее — Методика).

2. Признать не подлежащими применению Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004), утвержденные постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 12 января 2004 г. N 6, со дня введения в действие Методики.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Методика определения величины накладных расходов в строительстве

1 Общие положения

1.1 Настоящая Методика определения величины накладных расходов в строительстве (далее — Методика) разработана во исполнение части 3 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации как Методика, необходимая для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, (далее — сметная стоимость строительства) и определяет порядок определения величины накладных расходов при подготовке сметы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (далее — строительство) в составе проектной документации.

1.2 Положения настоящей Методики применяются в обязательном порядке при определении сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо средств собственников помещений в многоквартирном доме и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

1.3 Накладные расходы, как часть себестоимости строительства, представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.

1.4 Нормативы накладных расходов, предусмотренные настоящей Методикой, предназначены для исчисления величины накладных расходов при определении сметной стоимости строительства и разработаны по принципу усреднения на основании анализа данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) в целом по отрасли с учетом структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ (далее — строительно-монтажные работы).

1.5 Нормативы накладных расходов, предусмотренные настоящей Методикой, выражены в процентах от фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат и дифференцированы по видам строительно-монтажных работ, а также в зависимости от территории, на которой осуществляется строительство, отдельно для районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей и остальной территории Российской Федерации.

1.6 Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые затраты организаций, осуществляющих строительство, на покрытие административно-хозяйственных расходов, расходов на обслуживание работников, организацию работ на строительных площадках и других, относящихся на себестоимость строительства и учтенных нормативами накладных расходов согласно положениям настоящей Методики.

1.7 Учет затрат, не включенных в нормативы накладных расходов, осуществляется согласно положениям соответствующих методических документов.

1.8 В составе настоящей Методики предусмотрены общие положения по определению величины накладных расходов, нормативы накладных расходов, требования о порядке их разработки и применения, положения о статьях затрат и структуре накладных расходов, а также сведения об отнесении территории Российской Федерации к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

1.9 Настоящая Методика разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании положений нормативных правовых и методических документов по бухгалтерскому учету, налогообложению, ценообразованию и сметному нормированию в области градостроительной деятельности.

1.10 Предусмотренные настоящей Методикой нормативы могут быть пересмотрены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленным порядком в связи с изданием новых законодательных и нормативных актов, а также по результатам наблюдений и анализа фактических затрат по накладным расходам строительных организаций и изменения структуры затрат в составе сметной стоимости строительства.

2 Порядок разработки нормативов накладных расходов

2.1 Нормирование накладных расходов осуществляется расчетно-аналитическим методом по видам строительно-монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат с учетом разработки отдельных нормативных показателей для применения при определении сметной стоимости строительства, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и на остальной территории Российской Федерации.

2.2 Сведения об отнесении территории Российской Федерации к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям представлены в приложении 1 к настоящей Методике.

2.3 Нормативы накладных расходов разрабатываются на основании общеотраслевого показателя величины накладных расходов в целом по строительству, сформированного от фонда оплаты труда по данным федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) на всей территории Российской Федерации за исключением районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей за период не менее одного года, с дальнейшим его пересчетом по видам строительно-монтажных работ исходя из отклонений структуры сметных прямых затрат в сметной стоимости отдельных видов работ согласно действующим сборникам сметных норм относительно общеотраслевой.

Смотрите так же:  Приказ школы о пропускном режиме

2.4 Нормативы накладных расходов по видам строительно-монтажных работ для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исчисляются исходя из отношения данных федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) в районах Крайнего Севера и отдельно в приравненных к ним местностях к данным, сформированным в соответствии пунктом 2.3 настоящей Методики для остальной территории Российской Федерации за соответствующий период.

2.5 Данные федерального государственного статистического наблюдения о затратах на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг) формируются в разрезе деления Российской Федерации на районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности и остальную территорию, по статьям затрат, относящихся на себестоимость строительной продукции, исключая расходы непроизводственного характера.

2.6 Перечень статей затрат, относящихся на накладные расходы, приведен в приложении 2 к настоящей Методике.

2.7 При нормировании накладных расходов в составе нормативных показателей не учитываются статьи затрат V раздела «Затраты, не учитываемые в нормативах накладных расходов, но относимые на накладные расходы».

Указанные затраты подлежат отдельному учету в главе 8 «Временные здания и сооружения» и главе 9 «Прочие работы и затраты» сводного сметного расчета стоимости строительства при наличии соответствующего обоснования.

3 Порядок применения нормативов накладных расходов

3.1 Величина накладных расходов при разработке сметной документации в составе проектной документации исчисляется от фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат на основании нормативов накладных расходов, предусмотренных приложением 3 к настоящей Методике, в текущем уровне цен без учета налога на добавленную стоимость.

3.2 Установленные настоящей Методикой нормативы накладных расходов учитывают затраты согласно перечню, предусмотренному приложением 2 к настоящей Методике.

3.3 Выбор нормативов накладных расходов осуществляется по видам строительно-монтажных работ в соответствии с обозначением сборников сметных норм согласно предусмотренной графой 6 приложения 3 к настоящей Методике области применения нормативных показателей, а также в зависимости от отнесения территории, на которой осуществляется строительство, к районам Крайнего Севера, приравненным к ним местностям или остальной территории Российской Федерации.

3.4 При определении сметной стоимости ремонтных работ в жилых и общественных зданиях, аналогичных технологическим процессам в новом строительстве (в том числе возведение новых конструктивных элементов в ремонтируемом здании), с использованием сборников сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН) нормативы накладных расходов следует применять с коэффициентом 0,9. Указанный коэффициент не применяется при определении сметной стоимости работ по капитальному ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, улиц и дорог общегородского, районного и местного значения, мостов и путепроводов, а также объектов производственного назначения.

3.5 Нормативы накладных расходов на работы по капитальному ремонту объектов производственного назначения принимаются в размерах, установленных для строительных и специальных строительных работ.

3.6 При определении сметной стоимости строительства объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности к категории особо опасных и технически сложных, за исключением объектов использования атомной энергии, к нормативам накладных расходов применяются следующие коэффициенты:

3.6.1 Строительство (кроме реконструкции и капитального ремонта) особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, за исключением объектов использования атомной энергии — 1,1.

3.6.2 Капитальный ремонт особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, за исключением объектов использования атомной энергии — 1,11.

3.6.3 Реконструкция особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства за исключением объектов использования атомной энергии — 1,2.

3.7 При строительстве (включая реконструкцию и капитальный ремонт) объектов использования атомной энергии к нормативам накладных расходов, кроме предусмотренных пунктами 6.2, 7.2, 9.1, 49.1, 55 и 84 приложения 3 к настоящей Методике нормативов для работ по устройству сборных, монолитных и металлических конструкций, монтажу электротехнических установок и оборудования, а также пусконаладочных работ на технологическом оборудовании объектов использования атомной энергии, применяется коэффициент 1,2.

3.8 При определении величины накладных расходов при производстве работ по капитальному ремонту оборудования в жилых и общественных зданиях с использованием сметных норм отдела 03 сборника ГЭСНмр 81-06-01-2001 нормативы накладных расходов принимаются с коэффициентом 0,9.

3.9 Затраты, связанные с эксплуатацией производственного оборудования (контрольно-измерительных приборов, стендов для испытаний, электронно-вычислительной техники и др.), используемого при производстве пусконаладочных работ, учтены в составе нормативов накладных расходов на пусконаладочные работы, за исключением затрат на эксплуатацию передвижных испытательных лабораторий, учитываемых в сметной документации отдельной строкой.

3.10 Определение величины накладных расходов при разработке сметной документации производится путем начисления норматива накладных расходов по каждому виду работ в соответствии с применяемой сметной нормой по отдельным позициям локальной сметы с использованием формулы (1) с последующим указанием суммы начисленных накладных расходов по итогам разделов локальной сметы при их наличии и локальной сметы в целом.

Н i — величина накладных расходов по i-му виду работ по соответствующей позиции локальной сметы, руб.;

З i — величина фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат по соответствующей позиции локальной сметы, руб.;

Н нрi — норматив накладных расходов по i-му виду строительно-монтажных работ согласно приложению 3 к настоящей Методике по соответствующей позиции локальной сметы, %.

3.11 Определение величины фонда оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат осуществляется по формуле (2):

ОТ рi — размер средств на оплату труда рабочих (пусконаладочного персонала) по i-му виду работ, определенный в соответствии с Методикой применения сметных цен строительных ресурсов, по соответствующей позиции локальной сметы, руб.;

ОТ мi — размер средств на оплату труда машинистов по i-му виду работ, определенный в соответствии с Методикой применения сметных цен строительных ресурсов, по соответствующей позиции локальной сметы, руб.

3.12 При определении сметной стоимости изготовления изделий, материалов, полуфабрикатов в построечных условиях (на базах подрядных организаций) нормативы накладных расходов принимаются в размере 74 % к фонду оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат.

3.13 При определении сметной стоимости затрат по перевозке строительных грузов автомобильным транспортом нормативы накладных расходов принимаются в размере 110 % к фонду оплаты труда машинистов.

При определении сметной стоимости погрузочно-разгрузочных работ нормативы накладных расходов принимаются в размере 100 % к фонду оплаты труда работников в составе сметных прямых затрат.

Гибкое планирование накладных расходов

Накладные расходы не входят непосредственно в продукт, товар или услугу, но жизненно необходимы для производства, продажи, управления организацией и выхода на рынок. Современная тенденция в части изменения структуры затрат вне зависимости от вида бизнеса состоит в том, что доля накладных расходов постоянно возрастает в общей сумме затрат при одновременном желании компаний уменьшить их долю и при усилении внимания к обоснованности их распределения между отдельными объектами калькулирования, видами деятельности, сметными нормативами, группами договоров.

ПОНЯТИЕ НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ И ИХ ВИДЫ

Задачей учета накладных расходов является обеспечение контроля за соблюдением установленного лимита, правильным отражением указанных расходов по статьям номенклатуры и их распределением.

Обратите внимание! Особенностью накладных расходов является то, что они как таковые не поименованы в НК РФ, а их структура в налоговом законодательстве не определена. В бухгалтерском учете также отсутствует дифференциация накладных расходов.

В целом накладные расходы делятся на четыре группы:

  • на содержание аппарата управления;
  • обслуживание рабочих;
  • организацию и производство работ;
  • непроизводительные расходы.

Часть из них регламентируется законодательно (в отрасли строительства, медицины), часть — устанавливается в компании самостоятельно.

Рассмотрим вопросы нормирования накладных расходов в установленных законодательством случаях, а также при самостоятельном определении их норм.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНО

Основной отраслью, где нормирование расходов имеет приоритетное значение, является строительство. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает необходимые среднеотраслевые затраты, входящие в состав цены на строительную продукцию.

Особенностью нормирования расходов в строительной отрасли является внесение изменений в нормы. Так, с 1 января 2011 г. введены новые нормативы накладных расходов и сметной стоимости.

К сведению. Нормативы накладных расходов приведены в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 6 (в ред. от 31.08.2004) (далее — МДС 81-33.2004) и Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве, осуществляемом в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, МДС 81-34.2004, утвержденных Постановлением Госстроя России от 12.01.2004 № 5 (далее — МДС 81-34.2004). При определении норматива должен применяться коэффициент 0,85. Однако к таким видам строительно-монтажных работ, как автомобильные дороги и монтаж оборудования, он не применяется. Разъяснения даются в письме Минрегиона России от 06.12.2010 № 41099-кк/08 и от 21.02.2011 № 3757-КК/08.

Данными документами установлены следующие укрупненные нормативы накладных расходов по основным видам строительства (табл. 1).

Таблица 1. Нормативы накладных расходов по основным видам строительства

Вид строительства

Размер накладных расходов от фонда оплаты труда рабочих-строителей и механизаторов, %

Область применения

в базисном уровне цен

в текущем уровне цен с коэффициентом 0,85

Объекты производственного назначения для всех отраслей народного хозяйства, кроме объектов энергетического и сельскохозяйственного строительства

Объекты жилищно-гражданского назначения для всех отраслей

Объекты сельского хозяйства производственного назначения, за исключением водохозяйственного строительства

Объекты железнодорожного, морского, речного, автомобильного и воздушного транспорта

Объекты мелиорации, включая сельхозводоснабжение

ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ и другие объекты

Объекты с ядерными реакторами, включая атомные электрические станции

Капитальный ремонт жилых и общественных зданий

Работы по реставрации памятников истории и культуры

Пример 1

Компания ООО «Стройка» занимается жилищным строительством. Фонд оплаты труда (ФОТ) рабочих-строителей установлен в размере 2 000 000 руб. Определим размер накладных расходов. В соответствии с нормативами накладные расходы должны составлять 95 % от ФОТ. Таким образом, они будут равняться 1 900 000 руб. (по укрупненному показателю).

Аналогичные нормативы установлены в части накладных расходов для монтажных и пуско-наладочных (приложение 4 к МДС 81-33.2004), а также ремонтно-строительных работ (приложение 5 к МДС 81-33.2004).

Таким образом, размер накладных расходов зависит от районов, а также от различных отраслей.

Обратите внимание! Нормативы накладных расходов по видам строительных и монтажных работ следует применять на стадии разработки рабочей проектно-сметной документации, а также при расчетах за выполненные работы.

Кроме того, установлены нормативы накладных расходов на отдельные виды работ. Росприроднадзором приказом от 30.12.2005 № 369 утвержден норматив накладных расходов при определении стоимости проведения государственной экологической экспертизы в федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Примером законодательного нормирования накладных расходов является медицинская отрасль.

К сведению. В приказе Минздравмедпрома России от 14.03.1995 № 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее — приказ Минздравмедпрома России № 60) четко установлено, что в себестоимости медицинской помощи должны быть учтены все виды затрат (прямые и накладные расходы), осуществляемых поликлиникой в течение года.

Смотрите так же:  Штраф за реснички на фарах

Соответственно, в себестоимости медицинской помощи учитываются следующие виды затрат:

  • заработная плата медицинского персонала;
  • начисление на заработную плату;
  • расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  • амортизация (стоимость годового износа оборудования по 013 и 016 субсчетам), а также накладные расходы, в которых учтены:

o заработная плата административно-хозяйственного и прочего общеполиклинического персонала;

o канцелярские и хозяйственные расходы;

o расходы на приобретение мягкого инвентаря;

o расходы на проведение капитального ремонта.

В приказе Минздравмедпрома России № 60 утверждаются нормативы накладных расходов. Там же дается пример расчета коэффициента накладных расходов, который может быть принят за основу. Приведем выдержку из документа (табл. 2).

Таблица 2. Расчет коэффициента накладных расходов

Вид медицинских услуг

Годовой фонд заработной платы, руб.

Накладные расходы (коэффициент 1,5), руб.

Путем вычисления коэффициента накладных расходов эти затраты перенесены на себестоимость оказания медицинской помощи по лечебным и параклиническим подразделениям поликлиники. Себестоимость отдельных видов медицинских услуг определяется исходя из годовых затрат соответствующего подразделения и годового бюджета рабочего времени медицинского персонала.

При этом отличием планирования накладных расходов в строительстве является тот факт, что накладные в строительных организациях меньше, чем в медицинской отрасли.

Между тем нормирование накладных расходов осуществляется и в коммерческих организациях, в которых оно даже более ценно, поскольку компания планирует нормативы самостоятельно.

НАКЛАДНЫЕ РАСХОДЫ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Вне зависимости от того, устанавливаются ли накладные расходы законодательно или самостоятельно, исходя из потребностей организации, они нормируются в процентах от ФОТ рабочих (работников основного производства) в составе прямых затрат.

Пример 2

ООО «Транспорт» осуществляет доставку грузов. ФОТ составляет 30 000 000 руб. в год. В 2010 г. накладные расходы планировались с коэффициентом 85 % и составляли 25 500 000 руб. Однако в том же году были произведены реструктуризация активов и сокращение штата с целью снижения накладных расходов до 60 %. Соответственно, в 2011 г. при сохранении ФОТ работников основного производства (грузчики, водители, упаковщики грузов и т. д.) он составит 18 000 000 руб.

Величина накладных расходов указывается:

· индивидуальных планах структурных подразделений.

Индивидуальные нормы накладных расходов разрабатываются в следующих случаях:

· когда нормы не установлены законодательно;

· когда фактическая величина накладных расходов превышает сметную.

Пример 3

Рассмотрим пример индивидуального нормирования в коммерческой организации, в которой законодательно не установлены нормы накладных расходов с учетом планируемой из предыдущего примера суммы накладных расходов — 19 700 000 руб. Индивидуальные нормы накладных расходов устанавливаются по статьям, приведенным в табл. 2.

Таблица 3. Пример статей бюджета для планирования накладных расходов

Вид расходов

Плановая сумма, руб.

I. Административно-хозяйственные расходы

1. Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала (работников аппарата управления, линейного персонала, работников, занятых хозяйственным обслуживанием аппарата управления).

Плановая сумма включает страховые взносы и взносы на страхование от травматизма в размере 34,2 %

2. Почтово-телеграфные расходы, оплата услуг связи, в частности оплата международных и междугородних телефонных переговоров, переговоров с использованием радиотелефонов, сотовой связи, сообщений, передаваемых по пейджинговой связи, расходы на содержание и эксплуатацию телефонных станций, коммутаторов, сети Интернет

3. Расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям)

4. Расходы на содержание и эксплуатацию вычислительной техники, которая используется для управления и числится на балансе организации

5. Расходы на типографские работы, содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники

6. Расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализацию и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю

7. Расходы на оплату лицензионных, юридических и информационных услуг

8. Расходы на оплату консультационных и иных аналогичных услуг

9. Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке

10. Расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ

11. Расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, отчетности и других документов, периодических изданий, необходимых для целей производства и управления им, на приобретение технической литературы, переплетные работы

12. Расходы на проведение всех видов ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) основных фондов, используемых административно-хозяйственным персоналом

13. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

14. Расходы, связанные со служебными разъездами работников административно-хозяйственного аппарата в пределах пункта нахождения организации

15. Расходы на содержание и эксплуатацию служебного легкового автотранспорта, числящегося на балансе строительной организации и обслуживающего работников аппарата управления этой организации

16. Расходы на наем служебных легковых автомобилей

17. Расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах норм, установленных Правительством РФ

18. Расходы на служебные командировки, связанные с производственной деятельностью административно-хозяйственного персонала, включая работников, обслуживающих служебный легковой автотранспорт, исходя из норм

19. Представительские расходы[*], связанные с деятельностью организаций: расходы по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества

20. Расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктурного рынка, сбор и распространение информации, непосредственно связанной с производством и реализацией работ (услуг)

21. Оплата услуг банка

22. Другие административно-хозяйственные расходы (оплата услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению производством)

Итого

12 500 000

II. Расходы на обслуживание работников

1. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров

2. Расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий

3. Расходы на охрану труда и технику безопасности

Итого

350 000

III. Расходы на организацию работ

1. Износ и расходы по ремонту инструментов и производственного инвентаря

2. Износ и расходы, связанные с ремонтом

3. Содержание пожарной и сторожевой охраны

4. Расходы, связанные с изобретательством и рационализаторством

5. Расходы на содержание производственных лабораторий

6. Расходы по благоустройству

Итого

2 650 000

IV. Прочие накладные расходы

V. Иные затраты, относимые на накладные расходы

1. Расходы на создание страховых фондов (резервов), а также фондов, связанных с развитием производства

2. Расходы на сертификацию продукции и услуг

3. Суммы комиссионных сборов и иных подобных расходов за выполненные сторонними организациями работы (предоставленные услуги)

4. Пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений

5. Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю, сделок с указанными объектами, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах

6. Затраты по перевозке работников, проживающих от места работы на расстоянии более трех километров, к месту работы и обратно автомобильным транспортом

7. Приобретение форменной одежды

Итого

4 200 000

Всего

19 700 000

В зависимости от отрасли накладные расходы могут различаться, например структура расходов почтовой связи будет отличаться от накладных расходов при производстве фильмов.

ВОПРОСЫ ПОГРЕШНОСТИ НАКЛАДНЫХ И ГИБКОЕ НОРМИРОВАНИЕ

Встречаются различные виды взаимосвязи показателей накладных расходов. Отличия основываются на следующем:

· нахождение компании в городе, поселке или деревне;

· наличие филиальной сети, управление группой компаний, взаимосвязь с конкурентами;

· стадии бизнес-процессов, разработка новых проектов.

При этом накладные расходы будут различаться также в зависимости от объекта калькулирования:

Соответственно, накладные различных заказов, изделий, целого предприятия или направления бизнеса будут иметь различия.

Можно выделить следующие способы расчета накладных расходов:

способ прямого счета (удельных издержек);

нормативный (исходя из нормы, утвержденной на предприятии или законодательно);

расчетно-аналитический (когда в компании в процессе деятельности проводятся расчеты норм накладных с учетом сложившейся практики, показателей экономической деятельности, балансовых показателей);

способ исключения затрат (характерен для компаний, которые хотят сэкономить за счет сокращения накладных расходов);

коэффициентный (в компании устанавливается единый усредненный коэффициент на отдельные операции, виды работ, направления бизнеса);

комбинированный (состоит из использования нескольких способов планирования).

Обратите внимание! При определении накладных расходов возможны погрешности, но они не должны составлять более 5–10 % от общего размера накладных расходов.

Существенным отличием гибкого плана от обычного является возможность задания интервала, внутри которого могут изменяться объем базового показателя и возможность расчета планируемого объема накладных затрат для любой точки этого интервала. Это очень удобно использовать для сравнения планируемых и реальных накладных расходов в конце периода.

По окончании планируемого периода реальные накладные затраты могут существенно отличаться от исходных, рассчитанных теоретически, причем по различным видам накладных затрат может быть как положительное (реальные расходы не превысили плановых), так и отрицательное сальдо (реальные расходы выше плановых). Общее отклонение по накладным затратам складывается из отклонений по переменным и постоянным затратам. Аналогично могут изменяться расходы на прямые материалы и заработную плату основного персонала.

Получив различия по материалам, труду или накладным затратам, необходимо проанализировать причины их возникновения. За цену прямых материалов отвечает управляющий по снабжению, за расход материалов и объем затраченного труда — менеджер по производству, за изменение тарифа заработной платы — отдел заработной платы.

В случае субъективности причин появления отклонений в расходах необходимо определить, под чьей ответственностью они находятся, усилить контроль в этой области и сделать выводы по дальнейшей работе.

РЕЗЮМЕ

Неправильный учет и неэффективный контроль за накладными расходами приводят к нежелательным результатам: перерасходу накладных затрат, завышению и (или) недооценке себестоимости продукции, что, в свою очередь, выливается в завышенную цену продукции, снижение конкурентоспособности предприятия, потерю рынков сбыта, снижение прибыли предприятия.

Использование гибкого плана накладных затрат позволяет своевременно выявлять изменения в их структуре и вносить коррективы в планы предприятия, зависящие от этих изменений.

В заключение следует еще раз обратить внимание на необходимость планирования накладных расходов. Входя в себестоимость продукции, накладные затраты могут сильно исказить реальную картину и свести к нулю все усилия менеджмента по планированию прибыли. Выходом из положения может оказаться гибкое планирование. Его применение обеспечивает максимальное соответствие планов действительности, способствует усилению контроля и облегчает учет издержек производства, следовательно, именно контроль за накладными расходами позволяет осуществить эффективное планирование, а значит, вывести компанию на передовые экономические позиции на рынке.

[*] Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 % от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Е. В. Шестакова,
генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», канд. юрид. наук

Для любых предложений по сайту: [email protected]