Содержание:
Пенсионный фонд РФ понятие, задачи и функции
Главная > Задача >Финансы
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ…………………………………4
Этапы развития Пенсионного фонда РФ…………………4
Функции и полномочия Пенсионного фонда РФ………..7
Бюджет Пенсионного фонда РФ………………………….9
Управление Пенсионным фондом РФ………………….12
Негосударственное пенсионное обеспечение………….16
ГЛАВА 2. ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА …..…………………………….20
2.1. Цели и задачи пенсионной реформы……………………. 20
2.2. Три кита пенсионной реформы……………………………21
2.3. Накопительная часть пенсии………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………28
Задача общества – поддержать существование лиц, нуждающихся в помощи. В этой связи существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и необходимость их концентрации на государственном и территориальном уровнях.
Наиболее известной формой организации государственных финансовых ресурсов выступает государственный бюджет (федеральный, территориальный и местные).
Вместе с тем ограниченность оборотных финансовых ресурсов вызывает необходимость параллельного накопления и использования целевых внебюджетных фондов для финансирования государственных расходов.
В зависимости от целевого назначения государственные внебюджетные фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды.
К государственным целевым социальным внебюджетным фондам относятся:
— Пенсионный фонд РФ;
— Фонд социального страхования РФ;
— фонды обязательного медицинского страхования.
В рамках данной курсовой работы рассмотрим структуру Пенсионного фонда РФ, его цели и задачи. Рассмотрим актуальный вопрос нашего времени – пенсионная реформа и роль Пенсионного фонда РФ в ней.
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ.
Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца. 1
Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ (России).
Денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд имеет в регионах РФ свои отделения.
Этапы развития Пенсионного фонда РФ.
Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран – в начале ХХ века и не получило широкого распространения. В период с 1920 по 1932 года — пенсионное обеспечение основывалось не на основе возраста, а на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Пенсиям по старости обеспечивались отдельные категории граждан — это преподаватели высших учебных заведений по достижении ими возраста 65 лет начиная с 1924 года, в 1928 году – рабочие текстильной промышленности, в 1929 – рабочие ведущих отраслей тяжёлой промышленности и транспорта.
В 1929 году впервые были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости, а также порядок выплаты пенсий продолжающим работать.
В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет – для женщин и 60 лет – для мужчин.
Конституция 1936 года закрепила всеобщие права на пенсионное обеспечение рабочих и служащих. На колхозников социальное страхование не распространялось.
Следующий этап развития системы государственного страхования начался в 1956 году с принятие Закона о государственных пенсиях. Закон увеличил размера назначаемых пенсий по отдельным группам пенсионеров в два раза. Данный Закон действовал до 1990 года, то есть 34 года.
Впервые в 1964 году был принят Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов в соответствии, с которым впервые с 1965 года колхозники приобрели право на пенсию: мужчины по достижении возраста 65 лет, а женщины – 60 лет. И лишь с 1968 года члены колхозов получили право на пенсию по старости наравне с рабочими и служащими с 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины. К середине 60-х годов в стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.
До 80-х годов пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых зависел от прошлого заработка. С началом рыночных преобразований в экономике и в целях стабилизации материального положения пенсионеров в 1990 году был принят Закон СССР, однако с изменением государственного устройства страны 20 ноября 1990 года был принят уже самостоятельный Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Российский пенсионный закон 1990г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.
В процессе перехода к рыночным отношениям, сопровождающегося кризисными явлениями в экономике и социальной нестабильностью, происходили систематические нарушения норм и правил, предусмотренных пенсионным и другими законодательствами.
В России были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечения сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.
История развития пенсионного страхования в Российской Федерации с 1990 по 2005 годы включает в себя три этапа реформирования российской пенсионной системы.
Первый этап пенсионной реформы начался с 1990 г. принятием нового российского закона «О государственных пенсиях в РСФСР».
В целях реализации норм Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. №442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в качестве органа, обеспечивающего формирование автономного от государственного пенсионного бюджета и осуществляющего управление этим бюджетом. Это стало вторым по важности мероприятием первого этапа реформы. Таким образом, к концу 1990г. из консолидированной системы социального обеспечения была выделена организационно — и финансово-самостоятельная ветвь – пенсионная система, которая постепенно стала приобретать черты страховой.
С 1995 г. начался второй этапа пенсионной реформы. В августе 1995 г. постановлением Правительства РФ №790 была утверждена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которая определила общие тенденции дальнейшего реформирования государственного пенсионного страхования и очертила контуры будущей пенсионной системы.
В развитие Концепции реформы пенсионного обеспечения был принят Федеральный закон « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
Одним из важнейших шагов по обеспечению более тесной увязки размера пенсии с трудовым вкладом работника явилось принятие Федерального закона « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».
С 1997 года вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», возникла настоятельная потребность в разработке принципиально новой модели, определяющей дальнейшее реформирование пенсионной системы, развивающей и уточняющей положения ранее утвержденной Программы пенсионной реформы, которая ознаменовала начало нового-третьего этапа пенсионной реформы.
В2001-2002годах был принят целый блок новых пенсионных законов- «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Это позволило уже с 2002 года начать практическую работу по реформированию пенсионной системы.
И к 2004-2005 года, после трёх лет пенсионной реформы, и система пенсионного обеспечения, и система Пенсионного фонда России потерпели качественные изменения.
Функции и полномочия Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФ – это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:
получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинение вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» предусмотрено:
закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий;
рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, Президент, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочиями по назначению и выплате государственных пенсий (до Указа эти полномочия принадлежали государственным органам социальной защиты – собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял лишь финансирование выплат пенсий).
14.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд пенсионного обеспечения населения.
Пенсия — это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.
Пенсионный фонд является самостоятельным финансовокредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 21221.
Согласно ст. 2 вышеуказанного Положения денежные средства этого фонда находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд имеет в регионах Российской Федерации свои отделения.
Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:
¦ получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
¦ организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
индивидуальный учет поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду дальнейшее увеличение размеров государственных пенсий за счет вносимых гражданами средств;
межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» предусмотрено:
закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий;
рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ в течение 2001 г. заключитьс Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, материальнотехнической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, Президент, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа это полномочие принадлежало государственным органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял лишь финансирование выплаты пенсий).
Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001 № 9П признал, что Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в части, закрепляющей Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречия Конституции РФ.
Пенсионный фонд РФ подотчетен Федеральному Собраний Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности.
Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляете правлением фонда и его исполнительной дирекцией. Состав правления Фонда утверждается Государственной Думой.
Для контроля деятельности исполнительной дирекции Пенсионного фонда РФ, его региональных органов образуется ревизионная комиссия.
В целях обеспечения взаимодействия органов Пенсионной фонда России с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах правление Пенсионного фонда приняло постановление от 9 октября 2000 г. создать управления Пенсионного фонда РФ во всех федеральных округах России.
Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:
¦ координация и контроль за деятельностью отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
¦ взаимодействие с органами Федерального казначейства, Федеральной налоговой службой, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам происхождения средств и обобщение сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.
Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет:
страховых взносов работодателейорганизаций и взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, которые поступают в Фонд в виде единого социального налога (страхового взноса) из госбюджета по установленным ставкам;
дотаций из федерального и республиканского бюджетов, добровольных взносов физических и юридических лиц;
минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения — по нормативу 60%.
Предприятия (организации)работодатели уплачивают единый социальный налог один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы.
При недостатке поступления средств в Пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.
Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Средства Пенсионного фонда РФ используются:
¦ на выплату государственных трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
¦ оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
выплаты пособий на погребение получателям пенсий;
финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
Размеры поступлений и расходов средств Пенсионного фонда РФ на 2007 г.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год1
Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда РФ на страховые взносы и налоговые платежи приходится 47,2% и на средства федерального бюджета — 52,2%.
В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 97% (с доставкой и пересылкой пенсий).
Начиная с 1993 г. в бюджете Пенсионного фонда РФ отдельной строкой указываются расходы на содержание органов Пенсионного фонда РФ из средств бюджета.
С 1 января 1997 г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».
Целями индивидуального учета являются:
создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
¦ развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В основе пенсионного обеспечения граждан России лежит пенсионное законодательство, которое включает следующие законы:
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
Государственные пенсии выплачиваются отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. Они выплачиваются гражданам за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45% среднемесячного заработка плюс 3% месячного заработка за каждый год стажа сверх 15 лет. Общий размер пенсии за выслугу’ лет не может превышать 80% среднемесячного заработка федерального государственного служащего.
Трудовая пенсия имеет следующие виды: по старости (по? возрасту); по инвалидности; по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее: 5 лет страхового стажа и достижения возраста мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из базовой, страховой, накопительной частей.
Средства для Пенсионного фонда (в части единого социального налога) направляются организациями в государственный бюджет, а оттуда передаются в Пенсионный фонд для выдачи пенсионерам «базовых пенсий».
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.
Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельство.
Работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.
Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект (Ерохина Т.В.)
Дата размещения статьи: 09.07.2016
Общественные отношения, складывающиеся в связи с пенсионным обеспечением населения, крайне важны, поскольку являются залогом уверенности граждан в завтрашнем дне, с одной стороны, и социальной стабильности в государстве — с другой . В силу столь высокой социальной значимости сферы пенсионного обеспечения исследование полномочий Пенсионного фонда Российской Федерации, являющегося основным органом государственного управления финансами названной сферы, представляется весьма актуальным.
———————————
Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд РФ: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4. С. 33.
Полномочия Пенсионного фонда РФ составляют основу его правового статуса. Толковый словарь русского языка определяет «полномочия» как официально предоставленные кому-нибудь права какой-нибудь деятельности, ведения дел . Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица: он в равной степени охватывает и права, и обязанности .
———————————
См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / РАН: Институт русского языка; Российский фонд культуры. М.: Азъ, 1993. С. 571.
См.: Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов: Учебное пособие. М.: Юрид. лит., 1982. С. 35; Старовойтов Н.Г., Авакьян С.А. Правовое регулирование деятельности Советов (Конституционные основы, теория, практика). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 22.
Таким образом, закрепленные в нормах права субъективные права и юридические обязанности Пенсионного фонда России составляют содержание его правового статуса. Как известно, Пенсионный фонд РФ является особым государственным учреждением, он наделен правом на осуществление государственно-властных полномочий. Следовательно, содержание правового статуса ПФР будут составлять его права и обязанности, реализуемые им в результате осуществления управленческих функций.
Общеправовая теория определяет права как материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами. А вот обязанности — это социально возможная необходимость определенного поведения субъекта, установленная государством.
Элементы правового статуса ПФР и его территориальных органов обладают некоторой особенностью, которая состоит в том, что закреплены они во многих нормативных правовых актах, имеющих различную юридическую силу. Так, общие полномочия установлены в Положении о Пенсионном фонде РФ , согласно которому фонд обеспечивает:
———————————
Постановление Верховного Суда РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» (вместе с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. Ст. 180.
— целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов средств ПФР;
— организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
— капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
— контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
— организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России;
— межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
— участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
— изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в органы государственной власти предложений по ее совершенствованию;
— проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
— разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
ПФР также может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Пенсионный фонд РФ выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном законодательством о банках и банковской деятельности.
Названные полномочия детализируются и конкретизируются в отдельных законах. Так, права, обязанности и ответственность ПФР как страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в РФ, закреплены в ст. 13 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» . Обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта управления средствами пенсионных накоплений закреплены установлены в ст. 10 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» . Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 16). В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ ПФР осуществляет полномочия в сфере дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Отдельные права и обязанности ПФР как страховщика и субъекта управления системой обязательного социального страхования содержатся также в ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .
———————————
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3028.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.
Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.
Анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод, что они регулируют деятельность фонда лишь как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Однако следует учитывать, что задачи, выполняемые в настоящее время ПФР, не ограничиваются пенсионным страхованием.
Сегодня Пенсионный фонд РФ осуществляет ряд социально-значимых функций. Так, ПФР ведет учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию; персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи (почти 63 млн. россиян). Фонд занимается назначением и выплатой пенсий, в том числе трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пенсий военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсий госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров. ПФР назначает и реализует социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др. При осуществлении своих функций ПФР осуществляет взаимодействие с работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц. К функциям ПФ РФ также относятся выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала, управление средствами пенсионной системы и реализация Программы государственного софинансирования пенсии .
———————————
О Пенсионном фонде // Пенсионный фонд Российской Федерации. URL: http://www.pfrf.ru/about/.
Пенсионный фонд наделен значительными полномочиями по проведению государственной политики в социальной сфере, хотя в систему федеральных органов исполнительной власти не входит. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 координацию деятельности Пенсионного фонда России осуществляет Министерство труда и социальной защиты РФ. Однако Пенсионный фонд близок к органам исполнительной власти по своему правовому положению. Например, важным полномочием Пенсионного фонда является принятие нормативных актов по вопросам, отнесенным к его компетенции. В 2001 г. была введена обязательная государственная регистрация и официальное опубликование документов Пенсионного фонда, имеющих нормативный характер и затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер. Регистрация таких документов осуществляется Минюстом России в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Более того, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий, именно законом. Такие полномочия. относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов .
———————————
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3528.
Постановление Конституционного Суда РФ от 25 июня 2001 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // СЗ РФ. 2001. N 27. Ст. 2804.
Для характеристики полномочий ПФР, реализуемых в сфере административно-правового регулирования, особый интерес представляют контрольные полномочия рассматриваемого государственного учреждения. Обращение к исследованию контрольных полномочий ПФР обусловлено особой значимостью контроля в системе управления обязательным пенсионным страхованием. Можно сказать, что контрольные полномочия ПФР являются частью государственного контроля (надзора), который в соответствии с ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности.
———————————
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
По справедливому замечанию Т.В. Зыряновой и Е.М. Кот «организация контроля. является обязательным элементом управления государственными (общественными) финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль. является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования. » .
———————————
Зырянова Т.В., Кот Е.М. Внешний и внутренний контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. N 16.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 18 июля 2008 г. N 10-П указал, что «контрольная функция государства по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения. » и что «. государство вправе и обязано осуществлять контрольную функцию. » . Контрольная функция, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П , присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления.
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2008 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова» // СЗ РФ. 2008. N 31. Ст. 3763.
Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СЗ РФ. 1997. N 50. Ст. 5711.
Изначально Пенсионный фонд РФ был наделен полномочиями по контролю с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств. Позднее Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на Пенсионный фонд России были возложены дополнительные контрольные полномочия. В частности, названный Закон закрепил за ПФР статус органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, а именно за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС. В связи с принятием данного Закона были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ, — она была дополнена обязанностью страховщика (ПФР) по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд России.
———————————
Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.
Как показывает практика, реализация названных полномочий Пенсионного фонда и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий ПФР по сравнению с налоговыми органами. Например, органы ПФР до сих пор не наделены правами на получение информации по счетам страхователя и на приостановление операций по счетам плательщиков, у него ограничены сроки проведения выездных проверок, отсутствует право на проведение повторной проверки, не установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах.
Таким образом, необходимо развивать действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в направлении расширения контрольных полномочий Пенсионного фонда России. Думается, что это позволит значительно сократить, а в идеале исключить возникновение задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, а также способствовать развитию социальных гарантий.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ
Подписка на новости
Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.
С 1 января 2010 года вступили в действие Федеральные законы от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ и № 213-ФЗ, согласно которым единый социальный налог заменен страховыми взносами в бюджеты фондов обязательного пенсионного, обязательного медицинского и социального страхования. Функция администрирования страховых взносов в Пенсионный фонд и Фонды обязательного медицинского страхования передана от налоговых органов Пенсионному фонду Российской Федерации.Главная цель передачи функций администрирования Пенсионному фонду – повышение эффективности осуществляемой государством социальной политики, создание условий для оказания гражданам социальных услуг на более высоком уровне.
2010 год будет переходным периодом, в течение которого сохранится действующая ставка взносов, то есть 20% в Пенсионный фонд, 2,9% — в Фонд социального страхования, и 3,1% — в фонды обязательного медицинского страхования.При этом установлена предельная сумма, с которой работодатель обязан оплатить взносы — 415 тысяч рублей в год (страхуемый заработок). Сверх этой суммы взносы не платятся. Территориальные органы ПФР получили право производить камеральные и выездные проверки по вопросам исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР и фонды обязательного медицинского страхования.В 2010 году страхователи будут представлять индивидуальные сведения каждые полгода, а с 2011 года – ежеквартально.
Расширились полномочия ПФР по взысканию недоимки по страховым взносам, пеням, штрафам. С 2010 года органы ПФР получили возможность списывать недоимку непосредственно с расчетного счета страхователя. В случае отсутствия средств на расчетном счете, недоимка будет взыскиваться судебными приставами на основании решения ПФР, а в отдельных случаях — по исполнительному листу на основании судебного решения. Все плательщики, не уплатившие страховые взносы в срок, находятся на контроле в органах ПФР.Наиболее тяжелое положение по уплате страховых взносов в регионе сложилось у предприятий сферы ЖКХ (35,9 млн. руб. или 12,9% от общей задолженности действующих организаций) и сельхозтоваропроизводителей (33,9 млн. руб. или 12,2% от общей задолженности действующих организаций).
По всем должникам работа по взысканию задолженности проводится в полном объеме и в установленные сроки. Руководители этих предприятий заслушиваются на заседаниях межведомственных комиссий при районных администрациях. Информация ежеквартально направляется в органы прокуратуры.
Каков объем полномочий ПФР с 2017 года
Что грамотно выстроить отношения с отделением Пенсионного фонда, важно знать полномочия ПФР с 2017 года. А они несколько изменились в связи с пертурбациями в налоговом законодательстве и нормативных актах о страховых взносах.
Основные функции
Официальные представители Пенсионного фонда России недавно проинформировали плательщиков страховых взносов о тех функциях, которые не перешли в ведение Федеральной налоговой службы РФ и остались за фондом после передачи функции по администрированию страховых отчислений на обязательную пенсионную и медицинскую страховку.
Так, ПФР сообщил, что ряд административных функций за его работниками все-таки сохранен. Полномочия ПФР с 2017 года включают в себя следующие пункты:
Имейте в виду: прием расчетов по взносам, контрольные мероприятия и принятие решений о возврате переплаты (излишне взысканного) остались в ведении ПФР за периоды 2010 – 2016 годов.
Наряду с этим, в полномочиях ПФР с 2017 года остался приём сведений по персональному учету застрахованных по форме СЗВ-М:
Напомним, что с января 2017 года эти данные необходимо сдавать раньше 15-го числа месяца, который идёт за отчетным.
Чтобы актуализировать информацию о рабочем стаже застрахованных граждан, сведения об этом должны быть представлены в ПФР за каждый год не позднее марта месяца следующего года.
Кроме того, не позже, чем на 20-й день после квартала ПФР осуществляет приём:
- списков застрахованных работников;
- копий документов о перечислениях дополнительных взносов на накопительную пенсию и сделанных работодателями взносах.
Имейте в виду: несоблюдение всех указанных сроков сдачи отчетности означает нарушение законодательства РФ в сфере пенсионного страхования граждан.