Содержание:
Дидактическое пособие для развития фонематического слуха у дошкольников
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» Воронежской области
Назначение: материал будет интересен логопедам, воспитателям и заинтересованным родителям.
Цель: развитие фонематического слуха на материале неречевых звуков.
Задачи:
— развивать зрительное и слуховое внимание
— обогатить словарный запас детей
Наша речь имеет звуковую и смысловую стороны. К смысловой стороне речи относят лексико-грамматический строй речи и связную речь. Звуковая сторона включает в себя звукопроизношение и фонематические процессы. Именно про фонематические процессы хочется поговорить подробнее.
Установлено, что для усвоения правильного звукопроизношения необходимо не только иметь хорошую артикуляционную базу и сохранный физиологический слух. Важно также умение слышать звуки окружающей природы и звуки речи, уметь вычленять эти звуки из речевого потока. К сожалению, сейчас много детей, которые не дифференцируют, т.е. не различают между собой глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные. Процесс постановки и автоматизации звуков у таких детей очень длительный, часто недостаточно эффективный. Поэтому работу по постановке звуков начинают с развития фонематического слуха и восприятия на материале неречевых звуков и только потом переходят к фонемам.
Вашему вниманию предлагается презентация, которую специалисты могут использовать на своих занятиях, чередуя с традиционными способами.
На каждой картинке установлен триггер. При нажатии на неверную картинку она исчезает. Если ребенок правильно определяет, какой предмет звучит, картинка увеличивается в размере.
Авторские дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников с ФФН
Разделы: Логопедия
Бесспорно, что игровая деятельность является ведущей для дошкольников. Почему же так часто на своих занятиях, стремясь достичь высоких результатов, мы забываем об этом и заставляем детей выполнять однообразные и скучные упражнения? Неэффективно, и отбивает интерес к учению у будущих первоклассников.
Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи.
Во время игры на занятии воцаряется приподнятая, радостная атмосфера. Игра захватывает ребёнка целиком, у него горят глаза, он тянет руку, выпрыгивая со своего места. Как малыш старается быть первым и лучшим! Дух соревнования, присущий игре, заставляет работать даже самых ленивых.
Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.
Многолетний личный опыт логопедической работы показывает, что усвоение и закрепление сложнейшего логопедического материала происходит легче и прочнее в условиях различных игровых ситуаций.
Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка: формируются терпение, настойчивость, сопереживание, умение работать в команде; сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость; создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия.
Представленные ниже авторские дидактические игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников и могут использоваться логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса.
Авторские дидактические игры:
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.
Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.
Задание: завяжи столько узелков, сколько раз услышишь заданный звук.
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику. Оборудование: наглядное пособие для развития мелкой моторики “Застёжки”.
Задание: застегни столько пуговиц, сколько раз услышишь заданный звук.
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать артикуляционную моторику.
Задание: щёлкни язычком столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.
5. Подуй на вертушку.
Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать длительный плавный выдох.
Оборудование: вертушка для развития дыхания.
Задание: подуй на вертушку столько раз, сколько раз услышишь заданный звук.
Цель: научить детей придумывать слова на заданный звук.
Ход игры: дети становятся в круг.
Задание: придумай слово на заданный звук, позвони в колокольчик, передай колокольчик по кругу.
Цель: научить детей дифференцировать звуки [р]- [л].
Оборудование: силуэты машин из картона с наклеенными на них картинками: рак, жираф, радуга, роза, корова, пила, лампа, ландыш, лодка, лыжи. Счётные палочки для изготовления гаражей”, на одном “гараже” буква Р, на другом – Л.
Задание: возьми машинку, назови картинку, скажи какой звук есть в названии этой картинки: [ р] или [л]. Помести машинку в “гараж” с соответствующей буквой.
8. Птички на дереве.
Цель: научить детей дифференцировать звуки [ ш] -[с].
Оборудование: два дерева из картона с буквами Ш и С, птички из картона с приклеенными на них картинками: шуба, мышь, кошка, душ, крыша, собака, коса, сапоги, нос, сыр.
Ход игры: ребёнок берёт одну птичку, называет картинку, которая приклеена на ней и говорит, какой звук есть в названии этой картинки [ш ] или [с]. Если в названии картинки есть звук [ш], то он помещает её на дерево с буквой Ш, если в названии картинки есть звук С, то он помещает её на дерево с буквой С.
Цель: научить детей определять позицию звука в слове, работать над просодикой.
Оборудование: фигурки трёх медведей из картона или игрушечные, предметные картинки со звуком [к] в разных позициях: кот, крот, удочка, рак, цыплёнок, лягушка, полка, мак, клевер, щётка, сок, собака.
Ход игры: ребёнок берёт картинку и называет её. Если звук [к] в начале слова, то эту картинку надо подарить Михайло Потаповичу; если звук [к] в середине слова, то эту картинку надо подарить Настасье Петровне; если звук [к] в конце слова, то эту картинку дарим Мишутке. Медведи говорят : “Спасибо!”, соответствующими им голосами.
10. Выложи домик.
Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.
Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.
Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.
11. Наряди ёлку (1 вариант).
Цель: научить детей определять позицию звука в слове.
Оборудование: трёхярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.
Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.
12. Наряди ёлку (2 вариант).
Цель: учить детей дифференцировать звуки [ш]- [с], развивать зрительное восприятие.
Оборудование: ёлка из зелёного картона, “ ёлочные украшения”: самолёт, кошка, слон, клюшка, собака, шар, сумка, шишка и т.д. По полю ёлки – силуэты этих предметов чёрного цвета.
Ход игры: ребёнок берёт “ёлочное украшение”, называет картинку и какой звук в ней:
[ш] или[с], находит на ёлке соответствующий картинке силуэт и помещает её на это место.
Цель: научить детей определять позицию звука в слове, развивать зрительное восприятие.
Оборудование: предметные картинки: кот, собака, мак. Силуэты к ним.
Задание: подобрать к каждой картинке соответствующий ей силуэт. Назвать слово и определить позицию звука [к] в этом слове.
Оборудование: игровое поле разделено на 9 квадратов, в каждом квадрате картинка: шапка, астра, шуба, маска, слон, кошка, шкаф, сыр, мышка; кубик ; красные, синие, зелёные фишки для звукового анализа.
Ход игры: ребёнок бросает кубик на игровое поле, называет картинку, на которую он попал и делает звуковой анализ этого слова.
Дидактические пособия, как средства развития фонематических процессов у дошкольников
В статье раскрывается практическое применение дидактических пособий, как средства развития умения узнавать неречевые звуки, различать звуки речи, слоги, формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, количество звуков в слове, место звука в слове.
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.). Воспитание звуковой культуры речи тесно связано с развитием фонематических процессов.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — ЭТО:
- фонематический слух;
- фонематическое восприятие;
- фонематические представления.
- способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет;
- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
- умение определять линейную последовательность звуков в слове;
- умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;
- осознание или подсчёт количества звуков в слове.
- это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.
Для того, чтобы формирование фонематических процессов у дошкольников проходило в интересной и увлекательной форме, я в своей работе использую самостоятельно – изготовленные игровые пособия. Одно из них хочу представить:
«Фонематический калейдоскоп»
Цель: развитие фонематического слуха и восприятия.
Пособие изготовлено в виде панно, на котором расположена тучка (из ткани), к ней на атласных лентах прикреплены капельки («киндер сюрпризы»), наполненные различными сыпучими материалами (крупы, сахар, песок, мука, гвоздики и т.д.); вязанное солнышко, лучики которого также сплетены из атласных лент, закреплены резиночками, которые застегиваются на пуговицы; ёжики (аппликация из ткани), у которого на спине пристегиваются капельки (стеклянные камешки); также изображены цветы (вяжутся крючком), к которым можно пристёгивать бабочек; в центре панно яблонька (аппликация из ткани) с крючками на которые можно вешать яблочки.
«Тучка с капельками» направлена на развитие умения определять не речевые звуки. Ребёнок по звучанию должен догадаться, что внутри капельки. Можно сделать пары капелек с одинаковым наполнением, ребенку предлагается найти капельки, которые звучат одинаково.
«Солнце с лучиками», «Ёжик с капельками на спине», направлены на развитие умения определять количество слогов в слове. Ребёнок на каждый слог слова застегивает (отстёгивает) лучик, или прикрепляет (снимает) капельку.
«Яблонька» — на развитие умения определять количество слов в предложении. Проговаривая слова в предложении, ребёнок на каждое слово снимает с яблоньки яблочко. Сколько яблочек снял, столько слов в предложении.
«Бабочки на цветах» — определение места звука в слове (начало – середина – конец).
Необходимо найти звук в словах. Если звук в начале слова, ребёнок садит бабочку на первый цветок, если в середине на второй цветок, если в конце – на третий. Цвет бабочки меняется в зависимости от заданного звука: гласный – красная бабочка, согласный твёрдый – синяя, согласный мягкий – зелёная.
Из опыта работы могу заметить, что использование различных игровых пособий, способствует повышению познавательной и речевой активности дошкольников.
Учебно-методическое пособие на тему:
Игры на развитие фонематического восприятия
Материал пособия предназначен для занятий родителей с детьми.Чаще всего низкие оценки по родному языку родители объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка,либо недобросовестным отношением к учебе.Ошибки при чтении и на письме могут быть обусловлены тем,что у ученика недостаточно развито фонематическое восприятие,вследствие чего ребенок не представляет себе звуковой состав слова и не чувствует звуковой ткани языка.Представленные игры и игровые упражнения помогут ребенку развить фонематическое восприятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эти упражнения использую на каждом уроке русского языка.
В работе озвучены этапы формирования фонематьического восприятия, раскрыты упражнения , способствующие формированию фонематического восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта, в качестве .
Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф.
Презентация на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью».
Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать разные игры.
Игры на развитие фонематических процессов.
Игры на развитие фонематического слуха на уроках обучения грамоте, русскому языку и чтению с целью предупреждения нарушений устной и письменной речи у младших школьников.
Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у дошкольников с ОНР III-го склонения
Разделы: Логопедия
Роль фонематического восприятия в речевом развитии ребенка.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку.
На сегодняшний день перед логопедами все чаще встают вопросы, связанные с тем, что большая часть детей с ОНР имеют задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь. Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема развития фонематического восприятия.
На становление речевой системы в целом – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции влияет элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова. Это было подтверждено в исследованиях ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Д. Н. Богоявленский, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Г. А. Тумакова и др.).
Т. Б. Филичева и Н. А. Чевелева выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дошкольники намного лучше воспринимают и различают приставки, общие суффиксы, окончания слов, выделяют предлоги в предложении и т.п.
Необходимо также отметить, что без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа.
По данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста, что проявляется в виде стойкой фонематической дислексии и акустической дисграфии (Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова и др.).
Традиционно в логопедии термином «фонематический слух» обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение системы в целом, приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия. Однако не всегда на практике уделяется должное внимание развитию фонематических процессов в целом и фонематического восприятия в частности.
Система коррекционно-логопедических занятий по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР.
Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии.
Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений.
Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.
Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.
Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) предполагает постепенное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.
Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.
Традиционно коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает интенсивное развитие импрессивной стороны речи и состоит из взаимосвязанных блоков: семантического, синтаксического и фонологического. За развитие фонематического восприятия, овладения звукопроизношением и слоговой структурой слова отвечает фонологический блок.
Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Развитое слуховое внимание и память являются обязательной базой для формирования правильного фонематического восприятия дошкольника. Поэтому работа по формированию фонематического восприятия представляет собой два взаимосвязанных этапа – подготовительный и основной.
A. Подготовительный этап.
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и работа по развитию речевого слуха.
1. Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:
- восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий;
- дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы. );
- дифференциация по темпу (быстро – медленно);
- дифференциация по ритму (ритмические рисунки);
- дифференциация по силе звучания (громко – тихо).
2. Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
- дифференциация по тембру;
- дифференциация по силе голоса;
- дифференциация по интонации;
- дифференциация по высоте.
Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.
B. Основной этап.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:
- дифференциация слов, близких по звуковому составу;
- дифференциация слогов;
- дифференциация фонем;
- развитие элементарного звукового анализа.
Рассмотрим содержание методики обучения на каждом этапе.
A. Подготовительный этап.
1. Развитие восприятия неречевых звуков.
Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их различению и восприятию, а затем к использованию в качестве сигнала к действию.
После этого учим различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному, например: под барабан – шагать, под гармонь – танцевать. Учим различать более близкие по звучанию инструменты, осуществляя выбор из двух-трех инструментов, развиваем слухо-зрительное восприятие. Обучение различению на слух темпа, громкости, силы, высоты, ритма звучания проводится с использованием специальных игр на протяжении не только подготовительного периода, но и всего обучения в ходе физкультминуток, игровых пауз.
2. Развитие речевого слуха.
В старшем дошкольном возрасте работа по совершенствованию речевого слуха направлена на обучение детей умению определять и устанавливать различные изменения голоса (по силе, высоте, тембру). Эта работа является частью общеречевой подготовки. На занятиях следует учить детей различать на слух разные виды интонации, просьбу или приказ, вопрос или повествование, предварительно объяснив, чем они отличаются. Определяя на слух виды интонации, дети лучше и точнее воспринимают содержание произведения, что помогает им в дальнейшем успешно менять тон, силу, тембр голоса при пересказе, драматизации, например, сравнить, как говорит лиса в сказках “Колобок”, “Теремок”, “Лиса и козел”, “Снегурочка и лиса”. Развитию речевого слуха способствует и выразительное чтение художественных произведений взрослыми. Дети, слыша интонационно выразительную речь, сами стремятся при пересказе подражать голосам героев. Развивает речевой слух прослушивание магнитофонных записей сказок, рассказов, стихов, прочитанных мастерами художественного слова.
B. Основной этап.
В данный период проводятся упражнения для развития фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Эти упражнения готовят детей к умению выделять ударный гласный в начале слова, запоминать и воспроизводить сочетания из двух-трех гласных, определять количество произнесенных звуков и их последовательность.
1. Различение близких по звуковому составу слов.
В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Дидактическая игра “Лишнее слово”.
Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
- канава, канава, какао, канава;
- утенок, котенок, утенок, утенок;
- ком, ком, кот, ком;
Педагог произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:
- мак, бак, так, банан;
- сом, ком, индюк, дом;
- лимон, вагон, кот, бутон;
- каток, моток, дом, поток и т. д.
Дидактическая игра “Мое слово”.
Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое название предмета с картинки похоже по звучанию на произнесенное педагогом:
- картинки: мак, дом, ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка);
- картинки: ложка, точка, паук (слова для сравнения: часы, кошка, бочка, сундук);
- картинки: печка, огонь, рубашка (слова для сравнения: конь, черепашка, свечка, забор)
2. Дифференциация слогов.
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
Работа со слоговыми таблицами включается в структуру занятий и проводится в игровой форме.
Дидактическая игра “Телефон”.
Дети сидят в ряд друг за другом. Педагог называет слог или серию слогов (например: су–су–со, па–па–са и т. д., состоящих из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
3. Дифференциация звуков.
Работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.
Данная работа начинается обязательно с дифференциации гласных звуков. Как показано в исследованиях Н.Х. Швачкина, различение звуков, развитие фонематического восприятия происходит в определенной последовательности. Вначале формируется различение гласных, затем согласных. На данном этапе вводятся графические обозначения звуков . Это подготавливает к последующему этапу обучения – обучению грамоте.
Символы гласных звуков схематично изображают артикуляцию данного звука. Символ, в отличие от буквы предельно конкретен, содержит черты изобразительного знака, переход от знака к его звуковому значению облегчен тем, что “читающий” имеет возможность “увидеть” звук и дублировать его в произнесении.
Символы гласных звуков изображались красным цветом, что подготавливало ребенка к восприятию традиционного условного обозначения гласных звуков (красный квадрат или кружок) в графической звуковой схеме слова.
С целью расширения объема зрительной памяти используются следующие виды заданий:
1. Запоминание и воспроизведение последовательности символов.
2. Запоминание последовательности символов и нахождение “поломки” в заданной последовательности. В ходе игры, для повышения мотивации, используется сказочный персонаж. Он все время прячет от детей карточку-символ из заданной последовательности символов. Задача детей – угадать, какая карточка выбыла из предложенной последовательности символов.
3. Запоминание и воспроизведение порядка расположения символов в заданной последовательности.
Работа по дифференциации согласных проводится аналогично дифференциации гласных. Используются разнообразные упражнения.
“Угадай, кто (что) это был(о)”.
Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Педагог длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.
“Различай и повторяй”.
Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.
4. Развитие элементарного звукового анализа.
Задачей этого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного фонематического анализа. Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, работа проводится в следующей последовательности:
- Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
- Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). Дидактическая игра “Цепочка слов” .
После этого приступают к анализу согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно определять наличие звука в слове, затем учить выделять последний согласный звук в слове, ребенку это легче сделать, если в конце слова стоит глухой взрывной согласный (кот, танк, мак и т.д.) и только затем в начале и в середине слова.
Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий. Только в результате такого обучения дети с ОНР могут приблизиться по уровню развития языковой способности к показателям нормально развивающихся детей. Формирование фонетико-фонематической системы необходимо проводить комплексно, опираясь на системы языковых ориентировок. В процессе коррекционно-логопедической работы уделять внимание развитию двигательной, коммуникативной, интеллектуальной, ритмической и символической способностей и перенос их по аналогии на языковой материал.
Применение предложенных игровых приемов позволит детям значительно повысить интерес к речевому общению и сформировать осознанное восприятие языковых процессов. Все это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]. – М. Педагогика. 1991. – 480 с.
- Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л Кабыльницкая. – М., 1974.
- Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л.А. Головчиц. – М.: ООО УМИЦ “ГРАФ ПРЕСС”, 2003. – 160 с.
- Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (Библиотека журнала “Логопед”).
- Каше, Г.А., Филичева, Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]. – М., 1978.
- Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст]: Избранные труды /Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224с.
- Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Волосовец Т.В. – М.: 2007. – 224 с.
- Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст]. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2000. – 246 с.
- Тумакова, Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А.Сохина. – М., Просвещение,1991. – 128 с.: ил.
- Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР [Текст]. – М.: 1993.
«Звукозаврики». Дидактическое пособие для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Алена Дучко
«Звукозаврики». Дидактическое пособие для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Цель. Развитие у детей старшего дошкольного возраста фонематического слуха и фонематического восприятия.
Описание. Вот таких «Звукозавриков» мы сделали, чтобы играть со звуками. Сделали мы их из бумаги способом оригами. Название для них придумали вместе с детьми.
Схема построения «Звукозаврика»
У каждого «Звукозаврика» ротики разных цветов: красный, синий, зеленый.
На первом этапе проходят игры на определение гласных и согласных звуков.
«Поймай звук»
Воспитатель называет уже знакомые детям звуки, дети должны правильно определить гласный или согласный звук назван: если гласный звук, ротик открывает «Звукозаврик» с красным ротиком — «ловит звук», если звук произносится согласный, ротик открывает «Звукозаврик» с синим ротиком.
«Поймай первый звук в слове»
Воспитатель называет слова, дети должны выделить первый звук в слове и определить, какой он. Если звук гласный, дети «ловят» его «Звукозавриком» с красным ротиком, если согласный — то «Звукозавриком с синим ротиком.
«Поймай последний звук в слове»
Воспитатель называет слова, дети должны выделить последний звук в слове. Правила те же.
На втором этапе проходят игры на определение согласных твердых и мягких звуков.
«Поймай мягкий и твердый звук»
Принцип игры тот же. Только понадобятся «Звукозаврики» с синим и зеленым ротиками. Воспитатель произносит согласные звуки твердые и мягкие, а дети должны правильно «поймать» звук соответствующим «Звукозавриком».
«Поймай мягкий и твердый звук в слове»
Воспитатель дает установку на определенный согласный звук, произносит слова. Дети «ловят» «Звукозавриками» мягкий и твердый звуки.
«Ловим» гласный звук.
«Ловим» согласный звук.
Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ОНР ΙΙΙ уровня Родительское собрание. Цель: познакомить родителей с этапами развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в форме игровых.
Лэпбук «Путешествие по сказкам». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическое пособие «Лэпбук «Путешествие по сказкам» представляет собой картонную папку-передвижку формата А3. На страницах.
Дидактическое пособие для развития речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста «Бабочки летают» » Бабочки летают» Цель :Развивать правильное речевое дыхание, умение поддерживать нормальную громкую речь, чётко соблюдать паузы, сохранять.
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Откуда пришел хлеб?» Подготовила: Владыкина Ирина Валерьевна. Цель: формирование у детей представления о тружениках села. Хлеб-наш ежедневный продукт питания.
Дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возраста Хочется поделиться с вами простым изготовлением пособия «Веселая азбука». За основу взято пособие Н. А. Буренко «Дома и сказки для букв.
Дидактическое пособие «Звуковой конструктор» для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста Я представляю вашему вниманию пособие «Звуковой конструктор». Пособие выполнено на основе кубиков блочного конструктора. На 2 грани блоков.
Лэпбук «Знакомство с телом». Дидактическое пособие по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель. — Формировать у ребенка представление о себе, строении своего тела, назначении отдельных органов. Задачи: — Расширить знания детей.
Музыкально-дидактическое пособие «Поющие часики» для детей старшего дошкольного возраста Музыкально – дидактическое пособие «Поющие часики». для детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: — Способствовать.
Программа развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр Цель — развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Игровая программа включает в себя следующие задачи: Задачи:.
Сенсорно-дидактическое пособие для развития речи детей дошкольного возраста «Волшебная шляпа» Практическое применение (игры, задания) Игра «Один – много». Цель: Формирование сенсорной культуры, повышение речевого уровня детей.
Дидактическое пособие «Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков»
Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков.
Цель: развитие фонематического слуха.
1. Дифференциация оппозиционных звуков,
2. Расширение, уточнение словарного запаса.
3. Формирование грамматического строя речи.
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие фразовой речи.
Данное пособие может применяться на логопедических занятиях с воспитанниками подготовительной группы детского сада, младшими школьниками.
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. При поступлении ребенка в школу на первом плане стоит развитие устной речи – звукопроизношения, сформированности фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Однако многие ученики в процессе овладения письменной речью испытывают трудности. Они допускают ошибки, в основе которых лежат серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Пропуски гласных и согласных букв или слогов, появление лишних букв или слогов, их перестановки обусловлены несформированностью фонематического восприятия, а также связанного с ним анализа и синтеза слова.
Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка (смешивают гласные первого и второго ряда, звонкие и глухие согласные, согласные, различающиеся по способу и месту образования и т.п.).
Данное пособие направлено на развитие фонематического слуха, однако наряду с этим предусматривает работу над слоговой структурой слов, фонематическим восприятием, формированием грамматических категорий, развитием фразовой речи.
Пособие состоит из коробки, листов-карточек с картинками, в названии которых представлены дифференцируемые звуки, набора фишек, кубика, белой фишки для закрытия картинки.
Игра 1. «Догадайся, о чем я говорю». Логопед описывает картинку, ребенок называет ее, определяет, какой звук из заданной пары есть в названии этой картинки.
Игра 2. «Дорожки». Можно играть с несколькими детьми. Каждый ребенок берет себе фишку. Дети по очереди бросают кубик и передвигают свою фишку по дорожкам справа налево сверху вниз на столько картинок, сколько точек выпало на кубике. Называют последнюю картинку, определяют звук из заданной пары. Вариант игры: назвать это слово во множественном числе. Вариант игры: образовать новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Игра 3. «Чего нет?». Ребенок называет картинку на заданный звук, затем закрывает ее белой фишкой, говорит фразу: «Нет … », называя картинку в родительном падеже.
Игра 4. «Хлопну – посмотри, слово подбери». Логопед предлагает разделить все слова на карточке на слоги хлопками. При этом хлопок на ударный слог должен быть более сильным, после него – небольшая пауза. Далее логопед хлопает и предлагает ребенку выбрать слово по количеству хлопков (сперва без привязки к ударению, затем с выбором ударного слога). На третьем этапе ребенок должен выбрать слово на заданный звук и на заданное количество слогов. В игре можно использовать слоговые схемы.
Игра 5. «От слова к предложению». Логопед предлагает ребёнку выбрать картинку на заданный звук, поставить на нее фишку. Это слово для составления предложения. Затем бросить кубик, сосчитать количество точек и придумать предложение с таким же количеством слов. При выпадении одной точки – переброс. В игре можно использовать схемы предложения.