Ведущий на телевидении требования

Ведущий на телевидении требования

Его Величество случай?

Если сравнить биографии популярных телеведущих, станет очевидно, что у каждого свой путь в профессию. Телевидение придирчиво отбирает лучших, и право попасть в эфир нужно заслужить. Для начала придется минимум 2-3 года поработать на ТВ в любом качестве. Иван Демидов, например, был осветителем, Алексей Пиманов пришел на телевидение видеоинженером, потом получил второе высшее журналистское в МГУ им.М.В.Ломоносова. Теперь он не только ведущий программ «Человек и закон» и «Кремль,9», но и генеральный директор телекомпании «Останкино». Вряд ли этим людям просто повезло. Они умели добиваться поставленной цели. Хотя роль случая со счетов списывать тоже не стоит. Валдиса Пельша на концерте группы «Несчастный случай» приметил Влад Листьев и пригласил в «Угадай мелодию». Евгений Ревенко («Вести недели», телеканал «Россия») никогда не думал о профессии телеведущего, а на ТВ попал по счастливому стечению обстоятельств. У Тимура Кизякова, тогда еще студента Московского энергетического института, заболел приятель, который писал сценарные сюжеты для телепрограммы «С утра пораньше» друга надо было выручать.

Сколько программ столько путей.

Впрочем, начинать карьеру телеведущего с позиции оператора или видеоинженера на ТВ — не лучший вариант, а счастливый шанс можно безрезультатно ждать всю жизнь. Должность корреспондента или редактора более верный путь.

  • Практически все ведущие информационных и информационно-аналитических программ прошли его: Михаил Антонов, Елена Мартынова, Мария Ситтель («Вести» канала «Россия»), Ольга Белова и Евгений Борковский («Сегодня» на НТВ) и многие другие. Изучив все нюансы подготовки информационных выпусков и выхода в эфир, можно претендовать и на должность ведущего.
  • В развлекательных программах ситуация иная. Здесь успешно работают как вчерашние корреспонденты, так и актеры, певцы, спортсмены словом, узнаваемые, известные люди: Николай Фоменко («Русские гвозди, «Форс-мажор», «Проще простого»), Дмитрий Назаров («Кулинарный поединок»), Петр Кулешов («Своя игра»).
  • Комментировать соревнования и матчи, вести спортивные передачи могут не только журналисты, но и бывшие спортсмены: Мария Киселева, Иоланда Чен, Ольга Богословская, Владимир Маслаченко, Николай Писарев.
  • У авторских программ своя «история». Здесь обычно работают суперпрофессионалы неважно, в какой области. Владимира Познера в 1986 году пригласили вести телемост, потому что никто лучше него не разбирался в русско-американских отношениях. Александр Ильин, автор «Армейского магазина», был офицером для особых поручений в секретариате главнокомандующего войсками Западного направления. Николай Дроздов («В мире животных») — автор 20 книг и двух сотен статей о живой природе и один из пятнадцати консультантов Генерального секретаря ООН по экологии.

Какое же образование нужно получить, чтобы стать телеведущим? Не идти же, в самом деле, в Московский инженерно-строительный институт по специальности «теплогазоснабжение», которую в свое время окончил Леонид Якубович. Журналистика — то, что нужно. Только эта специальность даст необходимые знания и оптимально адаптирует к дальнейшей работе на телевидении. «Профессии телеведущего в чистом виде сегодня не существует считает Татьяна Шамарина, ректор Останкинского института телевидения и радиовещания. — Раньше дикторы только читали текст, а большинство современных ведущих выполняют и журналистскую работу: сами собирают информацию, готовят материал к эфиру».

Идеально, если в рамках специальности «журналистика» есть специализация «телерадиожурналистика». Это значит, что с третьего курса (иногда и раньше) вы будете досконально изучать особенности работы на ТВ, да и практика предстоит соответствующая. В подготовке теле- и радиожурналистов из государственных вузов преуспели Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ), Московский государственный институт международных отношений (университет МИД России) (МГИМО), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), из негосударственных Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина (ГИТР), из специализированных Останкинский институт телевидения и радиовещания, Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО).

Конкурсы на журналистику всегда очень высоки. В РГГУ почти 14 человек на место, в МГУ около 5. Такая разница в цифрах вполне объяснима: в МГУ бюджетных мест в несколько раз больше, поэтому даже при огромном количестве абитуриентов есть шанс поступить. Но, разумеется, свои силы и знания нужно оценивать адекватно требованиям вуза. Можно поступить и в любой другой институт на факультет журналистики только в Москве их около 25. Но устроиться на практику на ТВ в этом случае сложнее.

Выпускники каких вузов пользуются спросом у работодателей?

Большинство телеведущих оканчивали журфак МГУ: Андрей Малахов, Михаил Антонов, Алексей Пиманов и др. Спросом пользуются и выпускники МГИМО. Благодаря широкому кругозору и блестящему знанию иностранных языков они успешно ведут различные программы: Сергей Брилев, Ксения Собчак и др. У ведущих развлекательных передач образование может быть самым разным, здесь роль играют другие факторы. Например, Максим Галкин окончил лингвистический факультет РГГУ, но свою карьеру на ТВ начал благодаря таланту пародиста и выступлениям на сцене. Большинство ведущих телепрограмм о путешествиях учились в лингвистических вузах: Михаил Кожухов, Дмитрий Захаров и др.

За место под софитами

При поступлении на факультет журналистики вас, в первую очередь, ждут творческие испытания. В каждом вузе они проходят по-своему, но везде им придают очень серьезное значение. В МГУ абитуриенты сразу ориентируются на конкретную специализацию. Хорошо, если у вас есть опыт создания телерепортажей. А наличие, как минимум, пяти работ (тексты предоставляются в письменном виде) обязательное условие. Второй этап — творческое сочинение. Дается пять тем, причем формулировка может быть самой неожиданной, от «За окном идет дождь» до «Каким должен быть президент моей страны». Грамотность второстепенна, главное — показать свой стиль, оригинально раскрыть тему, удивить экзаменаторов блестящей эрудицией. Третий этап творческого конкурса собеседование с профессиональными журналистами и преподавателями. Они уже ознакомились с вашими материалами и теперь зададут вопросы о том, как вы снимали репортаж, почему решили поступать на журфак, что знаете о Гиляровском или Герцене и т. д. Ваша задача — непринужденно, но убедительно показать свое умение общаться с людьми и способность легко обсуждать любые темы. В МГИМО схожая система. Только здесь вы сначала пишете сочинение: «Журналистика — профессия или призвание?», «Мое первое интервью (репортаж, заметка)», «Мой кумир в журналистике» и т. п. Его оценивают по 15-балльной шкале за содержание и по 5-балльной за грамотность. Второй тур — просмотр имеющихся публикаций. В РГГУ абитуриентам демонстрируется информационный телевизионный материал обычно специальный репортаж одного из центральных каналов (8-12 минут). После просмотра нужно написать рецензию. Оценивается знание материала, умение мыслить, неординарный подход к изложению. В Останкинский институт телевидения и радиовещания поступить проще, если знать один секрет: нужно окончить подготовительные курсы при вузе. По словам ректора, 99 % выпускников зачисляются без экзаменов. В противном случае придется проходить собеседование и сдавать контрольное тестирование по русскому, литературе, истории и английскому. Выполнение творческих заданий — возможность испытать свои силы и проверить правильность выбора. Но это только первый пробный камень на пути в профессиональную журналистику. В государственных вузах предстоит еще сдавать экзамены по русскому и иностранному языкам, литературе, реже — истории, а в коммерческих — пройти тестирование по этим предметам.

Скучать не придется

В некоторых вузах специализации на факультетах журналистики начинаются рано. В МГУ, например, углубленно заниматься тележурналистикой можно уже с первого курса. РГГУ наряду со специализацией «тележурналистика» предлагает и более узкую «ведущий телевизионных и радиопрограмм». Петр Шульцман, заместитель директора института Масмедиа РГГУ: «Все первокурсники проходят кастинг в съемочном телевизионном павильоне читают тексты перед камерой. Причем тексты предлагаем «тяжелые», со сложноподчиненными предложениями, и смотрим, как кто справится. По итогам кастинга формируем две группы: тележурналистов и телеведущих. В течение первых двух лет обучение мало отличается, поэтому можно перейти в другую группу. А с третьего курса, когда появляются спецдисциплины, у каждой свой учебный план». В вузе есть телестудия, и еженедельно в эфир выходит телепрограмма, подготовленная силами студентов. В Останкинском институте телевидения и радиовещания, напротив, считают, что ранняя специализация ни к чему. «В рамках тележурналистики много различных направлений: ведущий, сценарист, продюсер, редактор, корреспондент, — рассказывает Татьяна Шамарина. — На первых порах студент должен попробовать себя во всех амплуа. Многие выбирают «телеведущих», просто не представляя специфику других профессий. В процессе учебы некоторые меняют мнение и решают стать редакторами, сценаристами, тележурналистами. Универсальная подготовка это плюс и при трудоустройстве». Студенты ГИТР на первом курсе изучают основы журналистской работы в печатных изданиях, на втором — на радиостанциях, а на третьем — на телеканалах. Ирина Давыдова, и. о. декана медиафакультета ГИТР: «Начиная с третьего курса проводим так называемый пресс-класс. Приглашаем в учебную телестудию интересного человека, а ребята выступают в роли телеведущих. У нас побывали самые разные люди: доктора наук, психологи, артисты. Снимаем, потом смотрим, что получилось, обсуждаем ошибки». Учебные теле- и фотостудии, где студенты могут оттачивать свое мастерство, есть и на факультете международной журналистики МГИМО.

После первого года обучения будущие журналисты направляются в различные периодические издания, на радиостанции и телеканалы. Они учатся писать тексты, работать с авторами, готовить материалы к эфиру и т.д. Самые инициативные находят здесь не только будущих руководителей диплома, но и работу. В РГГУ налажены тесные связи с РТР, НТВ, Первым каналом, кабельным ТВ. Некоторые студенты предпочитают радио, газеты, журналы, Интернет-издания. Студенты Останкинского института телевидения и радиовещания и МИТРО имеют преимущество перед другими вузами, поскольку учатся в здании телецентра. Уже со второго курса они выполняют отдельные задания для различных каналов: пишут сценарии, готовят репортажи, берут интервью. Выпускники работают на Первом канале, ТВЦ, Культура, Столица. Многие студенты совмещают учебу и работу, хотя преподаватели этого не одобряют. Но специфика профессии диктует свои условия: хочешь быть востребованным позаботься о будущем заранее. Например, Дана Борисова (ведущая с Еленой Хангой «Принцип Домино») стала ведущей программы «Армейский магазин» еще студенткой первого курса журфака МГУ.

Смотрите так же:  Завещание лермонтов изобразительно выразительные средства

Однако поступить в престижный вуз удается не всем. Есть и другой вариант: получить диплом государственного образца по специальности «журналистика» любого института, а потом пройти курсы повышения квалификации или профпереподготовки. В Москве несколько учебных заведений предлагают дополнительное образование. В Государственном институте повышения квалификации работников телевидения и радиовещания предусмотрены несколько программ. Для тех, кто уже работает на ТВ или радио, но имеет непрофильное высшее образование это курсы разной продолжительности. Двухгодичная программа рассчитана на людей без опыта работы. Форма обучения заочная. Занятия слушатели посещают только во время сессий (4 раза в неделю по 4 часа). Правда, прежде чем вас зачислят, нужно пройти кастинг. Отбор строгий. Сначала собеседование с преподавателями кафедры риторики и дикторского мастерства. Ко второму туру дается задание, например, поработать с текстом, чтобы суметь прочитать его перед камерой. Выпускники получают государственный диплом о профессиональной переподготовке. Учиться можно и не имея высшего образования, но в этом случае выдается только государственное свидетельство о пройденном курсе. Школа телевидения Останкино предлагает две программы: (9 и 18 месяцев). Предварительно нужно пройти несложное тестирование по литературе, русскому языку, истории, культурологии. Практические занятия начинаются с первых недель обучения, стажировки на телеканалах в последние два месяца. Работать телеведущими, журналистами, редакторами устраиваются около 50 % выпускников. Отличное образование можно получить и в Институте подготовки телеведущих. Это негосударственное учебное заведение, где преподает известнейший в профессиональных кругах специалист по технике речи Светлана Макарова. За сорок с лишним лет работы она научила «говорить» множество телезнаменитостей. «Сначала проводится собеседование, — рассказывает Светлана Макарова, — опыт у наших педагогов большой, поэтому сразу видим, есть у человека потенциал или нет. Затем второй тур: поступающие читают тексты на заданную тематику, рассказывают эпизоды из своей жизни. Приятная внешность и хорошая дикция это еще не все требования. Прежде чем начать работать перед камерой, нужно научиться работать над собой». Обучение в институте некий симбиоз факультета журналистики с актерской школой. Занятия проходят ежедневно по будням, 3 раза в неделю — работа в учебной студии. Стажировку слушатели проходят в программах «Доброе утро, Россия», «Вести», «Утро на НТВ», «Прогноз погоды», «Цивилизация», «Деловая Москва», «Новости культуры». И хотя трудоустройство выпускникам не обещают, большинство находит работу, в том числе на центральных каналах: РТР, НТВ, Первый канал, ТВЦ. Единственный минус высокая стоимость обучения.

Рассказывает Ольга Абрахамян, слушательница курсов Института подготовки телеведущих. Окончила МГУ, правда, не журфак, а факультет истории искусств. Второе образование получила на факультете иностранных языков МГУ (преподаватель, переводчик). Но по специальности поработать не успела. У меня всегда было желание стать телеведущей. Решила попробовать осуществить мечту. На собеседовании рассказала о своем образовании, поделилась идеей вести собственную передачу об искусстве. Имея диплом МГУ, можно было свободно говорить об этом. Учиться оказалось несложно, потому что очень интересно. Технику речи отрабатываем не только скороговорками, специальными упражнениями, но и с микрофоном. Осваиваем исполнительское мастерство: умение читать чужие тексты, подавать рекламу. Пробуем себя в разных телевизионных жанрах: интервью, комментарии, репортажи, рецензии, обозрения, дискуссии, круглые столы и т. д. Три раза в неделю работаем перед камерой. Сначала страшновато, а потом привыкаешь. Скоро предстоит стажировка на телеканалах. Каждому преподаватели стараются найти место по способностям: один лучше читает новости, другой хорошо импровизирует, третьему больше нравится журналистская работа.

Внештатные ситуации — почти в каждом выпуске.

Схема работы ведущих информационных программ примерно одинакова: придумать интересные подводки (вступительные слова к сюжету), ознакомиться с собранными группой подготовки материалами и, конечно, запастись интересными фактами, которые можно будет использовать в экстренных случаях. Каждая фраза, каждая отбивка (рабочая картинка или заставка, разграничивающая различные сюжеты) должны идти в свое время, с точностью до секунды. Но внештатные ситуации происходят часто. Елена Мартынова, ведущая дневных выпусков новостей на телеканале РТР: «Новости — штука непредсказуемая. В моей практике была и трагедия с Курском, и пожар на Останкинской телебашне, и теракт 11 сентября. А о том, что захватили школу в Беслане, стало известно буквально за 20 минут до выпуска. В прямом эфире следили за событиями и тут же рассказывали зрителям о происходящем. Не исключены и технические накладки: неожиданно лопаются лампы, отказывает звук. Эта профессия для тех, кто умеет в считанные секунды собраться, сосредоточиться, а если случилась беда — не поддаться панике».

Зрителю должно казаться, что читать новости телеведущему так же легко, как и дышать. Конечно, тексты не учатся наизусть. Во время эфира их читают с экрана-суфлера, расположенного над камерой. Ведущему приходится одновременно читать текст, следить за выражением своего лица и слушать «ухо» (крохотное устройство связи с аппаратной), по которому каждую минуту поступают указания от режиссера и шеф-редактора.

Если до 1990-го года на территории Советского Союза действовала одна государственная телерадиокомпания, то сегодня только в России их более 1000. Но искать вакансию телеведущего в газетах объявлений и на интернет-сайтах бесполезно. Не найдете. Даже в кадровом агентстве Штаты.RU, специализирующимся на подборе медиаспециалистов, говорят, что подобные заявки бывают очень редко. Прийти на эту позицию «с улицы» нереально, желающих занять ее слишком много и внутри телекомпаний. Размер заработной платы может отличаться в разы в зависимости от рейтинга передачи и популярности ведущего. У рядового ви-джея, например, она составляет $ 1500 в месяц, у Авроры с Муз-ТВ около $ 2500. Андрей Малахов за «Большую стирку» получал $ 5000, Дмитрий Нагиев за «Окна» порядка $ 10000, Максим Галкин столько же за «Кто хочет стать миллионером». А Леонид Якубович соглашается вести программу «Поле Чудес» за $ 15 000.

7 вопросов телеведущей

Дарья Спиридонова, телеведущая программы «Доброе утро, Россия!»

Не страшно появляться в эфире перед миллионной аудиторией?

Сейчас уже нет. В будние дни по 4 часа съемки, привыкаешь. А поначалу, мне кажется, любой человек перед камерой чувствует себя неуверенно. Вроде бы ты нормально говоришь, ты молодец, ты можешь, а включается камера и. смотришь с ужасом на результат.

С одной стороны, надо быть естественной, с другой — нельзя быть абсолютно естественной. Не потому что не получится, а потому что не нужно. Телеведущий не может вести себя, как на собственной кухне. Это прямой эфир, огромная аудитория, и легкий мандраж необходим. Если совсем расслабиться и чувствовать себя, как дома, это кратчайший путь к непрофессионализму. Очень важны отношения с операторами. Мы делаем одно дело, и во время съемок они единственные наши реальные зрители, которые находятся непосредственно в студии. Если за камерой стоит человек, который тебе приятен и симпатичен, ты гораздо лучше выглядишь.

В утренней программе интересно работать?

Обычно в это время телевизор не смотрят специально, а включают фоном, пока собираются на работу. И сюжеты должны быть легкие, но с зерном любопытной информации. У нас есть проект «Страны мира», в рамках которого мы ездим в разные страны и снимаем ряд сюжетов. Обычно 7 штук, на каждый день недели. Это очень увлекательно. Стараемся, чтобы были красивые истории, которые могут зацепить зрителя с утра, когда он не настроен воспринимать серьезную информацию. В идеале, стремимся к тому, чтобы человек, посмотрев программу, пришел в офис и сказал: «Вы слышали? Интересная новость. »

Телеведущий это больше диктор или журналист?

Бывает по-разному. В программе «Доброе утро, Россия» ведущие пишут. Мы переделываем подводки к сюжету, можем включить в эфир дополнительную информацию, если она покажется интересной. До этого работала в «Утре» НТВ — там давали готовые тексты, которые нужно было просто озвучить. Мне это всегда не нравилось. Я сама люблю писать, считаю, что невозможно работать в кадре, если не владеешь языком как устным, так и письменным. На канале «Россия» у меня появилась возможность совмещать работу ведущей и журналиста.

Необходим ли в этой профессии актерский талант?

Трудно сказать однозначно. У меня нет актерского образования, а, например, в «Утре» частенько приходилось разыгрывать «сценки из жизни». Один из ведущих говорит: «Скажи, Дарья, что ты сегодня ела на завтрак?» Я говорю: «Мед». Он: «Правда? А ты представляешь, что пчелы. » И потом показывают сюжет о пчелах. Такие спектакли по типу «Здравствуй, Бим, здравствуй, Бом!» мне всегда было сложно изображать. Есть люди, у которых это получается талантливо. Хотя многое зависит от сценария. Бывает, он сделан хорошо и фразы ложатся естественно, а бывает наоборот.

Есть ли качества, особенно необходимые ведущему?

Из врожденных — сентиментальность. Телеведущие это люди, которые плачут, когда смотрят кинофильмы или читают грустные истории. Они могут экстраполировать на себя чужие эмоции, сопереживают. Да и камера «чувствует» тебя. Если ты равнодушен к тому, о чем говоришь, до зрителя не дойдут твои слова.

Смотрите так же:  Трудовой кодекс отпуск за отработанное время

Кто создает Ваш экранный образ?

Ведущие информационных программ более самостоятельны в этом отношении, в отличие, например, от ведущих шоу. Они должны играть определенную роль, поддерживать сложившийся имидж, и им нужно беспрекословно выполнять указания стилиста. А мы представляем сами себя. И разногласий со специалистами по внешности у меня практически не бывает. На грим уходим за 1,5 часа до эфира (как шутим между собой на «ритуальные услуги»). Стилисты подбирают одежду, визажисты наносят грим, парикмахеры делают прическу. Мы долгое время работаем вместе, масса шуток, разговоров. Атмосфера как будто попала на вечеринку. Такой перерыв непосредственно перед выходом в эфир (после напряженной подготовки программы) очень помогает, создает «эффект нового дня». Сбылась мечта слава, деньги, поклонники? Как ни странно, большинство телеведущих приходят не за этим. Здесь другое: потребность быть всегда в курсе последних событий, любопытство, желание общаться с интересными людьми и возможность самореализоваться через все это.
Евгений Колодин

Ведущий как лицо информационных передач

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ

Дата публикации: 06.02.2016

Статья просмотрена: 742 раза

Библиографическое описание:

Захидова Ю. К. Ведущий как лицо информационных передач [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 138-141. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9673/ (дата обращения: 21.12.2018).

“Здравствуйте, в эфире информационная программа. С важными событиями дня для вас. ” Эти слова всем очень знакомы и звучат каждый день на телеканалах, которые имеют блоки новостей. Теленовостная программа заметно отличается от других сообщений средств массовой информации своим влиянием и воздействием на аудиторию. При том высоком ритме жизни, в который вступила планета в информационный период, новостные программы приобрели особое значение для удовлетворения спроса зрителей.

“Наибольшая категория зрителей, включая телевизор, ожидают в первую очередь развлечений, именно поэтому телевидение, следуя этим желаниям зрителя, выбирает события с простой структурой, с конфликтом в центре события, с большой степенью привязки к той или иной персоне.” [1]

Анализируя новостные блоки различных каналов, можно сказать, что подача информации стало всё более изощренной. Общее правило таково, что новости излагаются коротко и лаконично, растет мастерство журналистов. При том основным личностью, оказывающей решающее влияние на телезрителей, считается ведущий. Он ведет новости, исходя из своих знаний и жизненного опыта, журналисткого мастерства и богатства речи. По словам заслуженнего работника культуры Республики Узбекистан Галины Мельниковой, чтобы быть опытным журналистом или ведущим, недостаточно иметь золотое перо — главное, он должен любить свою Родину.

Телеведущий должен быть физически здоровым, привлекательным, иметь красивый внешний вид, интеллект, обладать приятным голосом, правильно произносить фразы. Он также должен понимать жизнь и психологию людей, уметь выходить из трудной ситуации, нередко возникающей во время прямого эфира.

По РЕН ТВ в эфир выходит информационное шоу “Свободное время”. Это новостная программа, которую ведут известные тележурналисты — Юлия Панкратова и Алексей Егоров, собирает весьма внушительную аудиторию. Ведущим удалось создать передачу, которая являет собой абсолютно новый формат новостей, комментируя их они намеренно занимают прямо противоположные позиции в обсуждении тех или иных актуальных событий. Импровизируют, спорят, отстаивают свои взгляды, делают это яростно, искренне, но в то же время корректно и уважительно. “Мы с Юлей изначально по-разному видим мир, — сказал Алексей в одном интервью. — А это хорошо для программы и зрителей — в нашем споре рождается истина”. [2, c.56]

В книге «Телеведущие и журналистские традиции: как журналисты адаптируются к технологиям» упоминается, что журналист идеализируется для зрителей как рецептор, с помощью которого реальность события ретранслируется для общественности, которые не могут испытать событие сами. Вооружившись переданной информацией, люди могут затем сформировать свои собственные мнения. Поэтому журналисту следует быть беспристрастным, справедливым, иными словами, максимально свободным от своих чувств. Именно в этом формировании должны работать телевизионные журналисты. [3, p.97]

Для ведущего информационной программы важно быть красноречивым и искренним. Доказано, что искренность ведущего магнетизирует внимание зрителей. Самоотверженность, терпеливость и настойчивость ведущего играет большую роль в его воздействии на аудиторию. Следует добавить, что слишком красивый внешний вид отвлекает зрителя от принятия информации. В таких ситуациях подаваемая новость не имеет особого значения, а внешний вид исполнит первостепенную роль. Поэтому руководители ТВ должны серьёзно подумать обоблике ведущих, перед тем как поставить их в кадр. Устраивает лизрителей внешний вид ведущего — этот вопрос стоит перед руководством всегда. При ошибке информационная программа не будет иметь ожидаемую аудиторию. К примеру, полный ведущий на экране выглядит ещё полнее. По мнению телевизионных специалистов, он в кадре выглядит на 5 кг больше. Это действительно так. Поэтому ведущий должен следить за фигурой, контролировать внешний вид. Кроме этого, он должен произносить все слова четко и внятно, читать в хорошем темпе для обеспечении динамичности и оперативности информации. Данные требования касаются прежде всего тех людей, которые ведут новостные блоки.

Телевидение очень сложная и ответственная сфера. Поэтому ведущий должен быть готовым к разным ситуациям, которые могут произойти в прямом эфире, он должен преодолеть это своими знаниями, реакцией и мастерством. Как известно, опытные журналисты с большой ответственностью относятся к своему чтению, добавляя от себя в устную речь новую гармонию, тон, интонацию. Согласно исследованию выяснилось, что аудитория в основном хочет, чтобы передачу вёл ведущий-мужчина. Потому что, если женщина-ведущая появится на экране, зрители будут обращать внимание на её внешний вид, костюм, прическу и украшения, а не на новость.

Профессиональный ведущий, если он мастер своего дела, считается настоящим творческим человеком. Он хорошо осведомлён о событиях, которые происходят в стране и за рубежом. Понимает суть информации и в эфире правильно показывает своё объективное отношение к происходящему — своим голосом, представляя свою позицию и подход. Тогда новость получается ещё интереснее, так как она привлекает зрителей. По существу, вести передачу — это и исскуство, и талант.

Важно учесть следующее — ведущий становится первым, заинтересованным зрителем самого себя и всей информационной программы. При этом ему важно действовать не только с авторско-режиссёрской позиции, но и в аспекте авторско-зрительской работы, уже нацеленной на осуществление и переживание жизни зрителей своей программы. В противном случае, ведущий не сможет подняться выше персонифицируемого средства ведения передачи, исполнителя чужой воли и “оживляющего” воплощением механизмов закадровой игры. [4, c.225]

Каждого человека формирует та телевизионная и зрительская атмосфера, в которой он живет. Он должен иметь свой голос, стиль и индувидуальность. Вслушиваясь в каждый голос, зритель представляет себе интеллектуальный потенциал, физическое и психологическое состояние человека, отражающего событие. Если человек уверен в себе, тогда голос в звучит убедительно, а ведущий своей психологией и настроением может повлияет на других. Важным правилом для узбекского телевидения является правило избегания диалектов — произношение должно отвечать требованиям и нормам литературного языка. Каждая буква, каждая фраза при произношении характерезует значение как события, так и ведущего. Иначе он потеряется индивидуальность.

Правильное дыхание — основа хороший речи. Если ведущий соблюдает это правило, тогда его речь, скорее всго, достигнет цели. Неопытного ведущего от профессионального отличает одаренность управления своим голосом. Чтобы показать важность информации надо действовать мимикой и естественной интонацией. Если ведущий читает текст с пониманием, реальный тон приходит само по себе. Надо отметить, опытный ведущий ведет себя свободно в прямом эфире, а это обеспечивает эффективность и повышает уровень воздействия передачи.

Специалист по PR-технологиям, главной задачей которого является формирование общественного мнения, должен ответить в своей публикации на три основных вопроса: «Кто?», «Что?», «Как?».

Кто? — Кто будет или уже есть как потребитель нашей информации? Кому мы интересны?

Что? — Что привлекает целевую аудиторию на нашем канале и в событии?

Как? — Как передать в ключевом сообщении, в данном случае телевизионном, нужные аудитории характеристики? [1]

Ведущему телевизионных новостей необходимо иметь приятный, хорошо поставленный голос и обладать совокупностью коммуникационных навыков. Он должен суметь передать ощущение интеллекта и понимания истории. Более того, его способность соединиться через эфир с обычным человеком является высшим среди дорогих атрибутов коммуникабельности. Идеальный ведущий, также должен быть в правильном возрасте — не слишком молод или слишком стар. [2, p.100]

Журналистам часто необходимо быстро реагировать на экстренные сообщения, так как они работают во внеурочные часы и в некомфортных условиях. В получении новостей могут помочь различные организации, с которыми необходимо установить связи и отношения.

Поскольку наличие информативного мультимедийного контента выросло, актуальное значение приобретает образовательное видео. Создатели телевизионных новостей наблюдают за производством выпуска новостей и ответственны за нахождение сюжетов, создавая сегменты и экстренные сообщения. Они работают как часть команды, которая включает ведущих, операторов, сценаристов, обозревателей и редакторов. Для производителей телевизионных новостей важно иметь основательные журналистские навыки, часть из которых они могут получить в ходе обучения по программе бакалавра.

Так же, как и обучение, опыт в этой области жизненно важен для получения места продюсера. Большинство производителей начинают свою карьеру в интернатуре, и им дают возможность проложить себе путь по карьерной лестнице.

Общие требования: лидерство, управленческие навыки и творческий потенциал; сильный журналистский инстинкт, вербальная коммуникация и навыки письменного общения, способность выполнить работу в срок. Ведущий новостей — профессионал, который специализируется на представлении новостей в среде устно-визуального вещания. Телевидение, радио, информационные службы, интернет-трансляции используют ведущих, чтобы представить аудитории новости и комментарии. Эту должность считают чрезвычайно высокой, так как этот человек — лицо телеканала.

Смотрите так же:  Как встать на учет в фнс

В основном ведущий новостей просто читает новости дня. Многие ведущие могут также добавить комментарий к прочитанному, а некоторые репортеры или журналисты активно ищут новости и сочиняют собственные сюжеты. В некоторых случаях этот человек может провести интервью или репортаж для важного экстренного сообщения. Эти передачи могут быть в записи или живые; если это прямой эфир, ведущий должен быть абсолютно уверен в информации, поскольку он сам свидетель происходящего. Он должен ответить на экстренное сообщение быстро и профессионально, предлагая комментарий, интерпретацию и информацию для зрителей или слушателей.

Почти все ведущие тренируют голос, они изучают, как модулировать его, так, чтобы он мог быть понятен большинству людей. В телевизионной среде этот человек должен также быть осведомлен о своей внешности, и некоторые ведущие тратят много энергии на личный уход, чтобы быть уверенными в себе и хорошо выглядеть в эфире.

Быть ведущим — это очень увлекательно. Высокий статус дает возможность взаимодействовать с известными людьми, и они могут быть в центре исторически важных событий. Если ведущего новостей считают достаточно профессиональным, он или она может получить отдельную информационную программу, что предоставляет ему больше свободы для представления интересных тем. Широкая публика считает ведущих ценными источниками информации.

ТВ-ведущий — мужчина или женщина — сообщает о новостях, как правило, в прямом эфире. Он или она обычно читает по суфлеру. Ведущие пишут подводки и комментарии к сюжетам, снятым на местах, к информации о погоде, сообщениям спортивных журналистов. Профессионалы работают на камеру очень четко и доброжелательно. Многие ведущие в США работают вместе с исследователями и редакторами, чтобы придумать идеи для сюжетов и писать сценарии для передач.

Информационные передачи, как правило, готовятся, следуя достаточно стандартной процедуре. Большинство программ начинают один или два ведущих, читающих анонс программы. Может быть включена видеозапись со стороны в то время, когда ведущий читает текст зрителям. Ведущие также обеспечивают плавные переходы с живых репортажей полевых корреспондентов в другие части трансляции, например, к сюжету о спорте или о погоде.

ТВ-ведущий должен иметь возможность читать и интерпретировать информацию очень быстро, поэтому он может представить ее аудитории в четкой, сжатой, информативной форме. Сроки имеют важное значение для ведущих новостей, и профессионалам часто приходится делать звонки для уточнения, как можно сократить или удлинить репортаж, чтобы соблюдать хронометраж. Ведущий программы новостей, вероятно, одно из самых престижных и труднодостижимых уровней в журналистике. Часто профессионалы удерживают свои позиции в течение многих лет и люди доверяют узнаваемым лицам.

Словом, идеальный ведущий должен обладать определенными “косметическими преимуществами” — голосом, хорошим внешним видом, отображать соответствущее количество реальных эмоций. Наконец, ведущий должен быть “командным игроком”, который может отражать собственный образ народа в рамках новостной организации. ТВ служит народу, поэтому любую информацию надо донести людям простыми словами, чтобы было понятно. Цель одна, обеспечить аудиторию объективными новостями. Для этого иногда нужно использовать опыты зарубежных СМИ, а это даёт возможность ведущему наиболее полно проявить свою индивидуальность и соответствовать ожиданиям различных групп зрительской аудитории.

Требования к ведущему теленовостей

Функции ведущего информационной программы: «подача» новостей, «лицо канала». Телеведущий — участник диалога со зрителем. Примеры разнопрофильных информационных программ. Условия популярности ведущего теленовостей. Особенности создания имиджа телеведущего.

Подобные документы

Ведущий информационных телевизионных выпусков: поведение ведущего в кадре и отличие от простого чтеца. Основные требования к ведущему: четкая дикция и выразительная интонация, телевизионный талант, эрудиция, умение «сохранить лицо» в любых ситуациях.

реферат, добавлен 09.04.2010

Рассмотрение основных понятий имиджа и имиджелогии. Определение особенностей создания имиджа телеведущего. Характеристика эталонной модели имиджа телеведущего. Изучение технологии «строительства внешности» телеведущего и её влияния на восприятие.

реферат, добавлен 04.03.2016

Воздействие на массы через визуальные образы. Теоретические подходы к определению имиджа телеведущего. Особенности и способы формирования экранного имиджа телеведущего. Сопоставительный анализ имиджа ведущих канала НТВ Лилии Гильдеевой и Ксении Чепенко.

курсовая работа, добавлен 13.05.2017

Ведущий теленовостей: позиция в кадре и за кадром. Его деятельность в информационной службе телевидения, язык и стиль сообщений как профессиональная черта. Оценка профессионализма ведущих телевизионной службы новостей на примере украинского канала 1+1.

дипломная работа, добавлен 05.12.2013

Институциональный анализ СМИ. Производство теленовостей как сумма институционально оформленных профессиональных интеракций. Описание системы отношений в рамках профессионального сообщества тележурналистов, занимающихся производством теленовостей.

статья, добавлен 29.09.2018

Интеллигентность, телевизионный талант, эрудиция и умение «сохранить лицо» в любых ситуациях как составляющие профессионализма телеведущего. Основные элементы стилистического единства имиджа журналиста. Роль невербальных средств в работе диктора.

реферат, добавлен 28.11.2014

Основная функция новостных телепрограмм — превращение фактического материала в информацию о событиях. Сущность фрагментации (дробления) и декомпозиции телеинформации. Рассмотрение профессионального поведения ведущего и оценка ролевого поведения.

курсовая работа, добавлен 06.11.2017

Радиоинтервью как коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слушателем. Технология создания интервью, классификация в соответствии с жанровыми особенностями, профессиональные требования к ведущему. Внесение творческого «я» в материал.

курсовая работа, добавлен 26.10.2016

Основная функция новостных телепрограмм. Возможность управления своим личным впечатлением на зрителя. Обязующий характер профессионального поведения телеведущих. Оценка ролевого поведения. Использование коммуникативной функции глаз для воздействия.

реферат, добавлен 30.10.2014

Специфика работы радиоведущего и факторы формирования его профессионального имиджа. Построение эфира развлекательной (или авторской) программы. Личностные характеристики ведущего эфира. Манера поведения у микрофона. Взаимодействие журналиста и аудитории.

Профессия телеведущий

Телеведущий — это работник телекомпании, который ведет передачи, общается со зрителями, экспертами, звездами и гостями, подает информацию «под нужным соусом» и развлекает зрителей. Характер общения и работы зависит от направления программы: ведущему приходится вести диалог, монолог, импровизировать, готовить еду вместе с гостями, вести опросы на улицах, брать интервью и так далее.

Телеведущий — это публичное лицо, поэтому он «обязан» хорошо одеваться, быть эмоционально открытым и развитым, уметь разрешать конфликты, вовлекать зрителя в диалог, уверенно держаться на публике и быть готовым к перекусам в перерывах между съемками.


Игорь Кириллов, с июля 1957 года работал на телевидении, более 30 лет вел программу «Время».

Телеведущий занимается ведением политических, развлекательных, новостных, религиозных, детских и другие программ. Популярный телеведущий может работать на нескольких каналах, но это скорее исключение, чем практика.

История профессии

Первый диктор в России вышел в эфир на Шаболовке в 1936 году. Работников кадра в советское время называли комментаторами, а первая компания такого плана именовалась Гостелерадио. Расцвет профессии телеведущего в СССР принято относить к концу 50-х годов XX столетия. В это время в эфир помимо новостей и трансляций парадов стали выходить популярные передачи о медицине, музыке, сельском хозяйстве и детские развлекательные программы.

Обязанности телеведущего

Задачи и обязанности телеведущего слегка зависят от специфики передачи, но чаще всего, типичны:

  • Участие в съемках и репетициях программ.
  • Взаимодействие со съемочной группой (оператором, режиссером, сценаристом), участниками программ с целью подготовки к эфиру, обсуждения сценария.
  • Общение с аудиторией и телезрителями.

Требования к телеведущему

Требования к телеведущим можно условно разделить на профессиональные (часто просто нужен опыт работы) и личностные. К профессиональным требованиям относится:

  • Высшее образование (приоритетно: журналистика, PR или что-то близкое шоу бизнесу).
  • Безупречный внешний вид.
  • Хорошая дикция.
  • Умение держаться в кадре и участвовать в съемках. Иногда нужен опыт работы.

Личностные требования к ведущим такие:

  • Чувство юмора.
  • Хорошая память.
  • Умение импровизировать.
  • Стрессоустойчивость.
  • Харизматичность и обаяние.


Тина Канделаки — начала свой путь на грузинском телевидении в начале 90-х годов. В 1995 переехала в Москву, работала на многих радиостанциях, а в 2002 году попала на телеканал СТС.

Как стать телеведущим?

Чтобы стать телеведущим недостаточно заявить о своем желании работодателю. Путь к карьере звезды прайм-тайма тернист и сложен и начать его лучше с получения образования. Абитуриент, окончивший вуз по специальности «телерадиожурналистика», имеет больше шансов попасть в эфир — как минимум, потому что у него будет понимание сферы и нужные знакомые.

Большинство студентов журфака с третьего — четвертого курса подрабатывает на телеканалах. Как правило, их берут на самые низкооплачиваемые должности, но это даст шанс примелькаться в телевизионных кругах и завести полезные знакомства.

Повысить шансы на трудоустройство поможет личностное развитие: театральное мастерство, ораторские выступления, пение и развитие голоса. Одним словом, то, что связано со сценой.


Екатерина Андреева — в 1991 году пришла работать на телевидение. Была диктором программы «Доброе утро», вела новостные передачи, а с 1997 года стала ведущей программы «Время».

Риски профессии

Основной риск профессии — публичность. Однако многие именно за этим идут в профессию, у публичности есть и плюсы. Слава, слухи, сплетни, негатив в соцсетях, назойливые фанаты — это вас ждет в случае успешной карьеры. Однако вместе с этим придут заказы на участие в ТВ-рекламе, предложения стать лицом бренда, серьезные гонорары и интересные знакомства.

Зарплата телеведущего

Вынуждены вас разочаровать, не все телеведущие зарабатывают огромные деньги. Есть масса маленьких телеканалов, небольших передач, узконишевых интернет-СМИ, где у ведущих «обычный» доход. Зарплата телеведущего сильно зависит от популярности канала — чем серьезнее канал, тем выше и нет ничего удивительного в том, что телезвезда НТВ или СТС получает в разы больше ведущего частного кабельного канала.

К сожалению, нам не удалось проанализировать заработки ведущих, слишком мало информации в открытых источниках.

Для любых предложений по сайту: [email protected]