Требования к выдаче алкогольной лицензии

Содержание:

Лицензия на алкоголь — требования для кафе в 2018 году

Розничная продажа алкоголя в точках общепита

В соответствии с положениями п. 4 ст. 18 закона «О госрегулировании…» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (далее — закон № 171-ФЗ) лицензия на продажу алкоголя в розницу (например, в магазине) и лицензия на алкоголь для общепита (в т. ч. для ресторанов, кафе и пр., см. статью «Правила оказания услуг общественного питания в 2017-2018 годах») выдаются отдельно.

При этом розничная лицензия на алкоголь для его реализации в точках общепита также предусматривает право организации, получившей такую лицензию, на осуществление нижеперечисленных видов деятельности в отношении соответствующей алкогольной продукции:

  • на закупку по договору поставки;
  • хранение (в т. ч. во вскрытой потребительской таре);
  • использование в целях приготовления алкогольных напитков, блюд;
  • продажу во вскрытой потреб. таре или в розлив при оказании услуг общепита.

При этом розничная продажа не всех видов такой продукции обязывает к получению данного разрешительного документа. Так, без лицензии могут совершаться в кафе продажи (п. 1 ст. 18 закона № 171-ФЗ):

  • пива и пивных напитков;
  • сидра;
  • пуаре;
  • медовухи;
  • спиртосодержащей продукции;
  • виноградного сусла, произведенного сельхозтоваропроизводителями.

ВАЖНО! В точках, осуществляющих реализацию алкогольной продукции в розницу, обязательно применение контрольно-кассовой техники. Данное правило не содержит исключений (например, для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, и т. д.), т. к. нормы закона № 171-ФЗ являются специальными по отношению к нормам закона «О применении контрольно-кассовой техники» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47, разъяснения Росалкогольрегулирования от 25.11.2016 № 2-9375/03-04).

Лицензия на алкоголь для кафе: требования к точке общепита

Выделим следующие требования, которые должны быть соблюдены в совокупности для того, чтобы кафе (см. ГОСТ 30389-2013 «Межгосударственный стандарт…» для определения классификационных признаков кафе как одного из видов объектов общепита) была выдана соответствующая лицензия на алкоголь:

  1. Организационно-правовая форма. Заниматься розничной торговлей алкоголем имеют право только юрлица. Аналогичная деятельность запрещена для ведения индивидуальными предпринимателями (см. п. 1 ст. 16 закона № 171-ФЗ). ИП могут продавать в кафе только пиво и пивные напитки, сидр, медовуху, пуаре.
  2. Помещение. Помещение кафе должно быть стационарным. Однако при оказании услуг общепита разрешается продавать алкоголь в вагонах-ресторанах, на воздушных, морских, речных судах и судах смешанного и внутреннего плавания (п. 4 ст. 16, абз. 7 п. 1 ст. 18 закона № 171-ФЗ).
  3. Вид вещных прав на помещение: собственность, хозведение, оперативное управление или аренда сроком более 1 года (абз. 8 п. 10 ст. 16 закона № 171-ФЗ).
  4. Территориальное расположение точки. У точек общепита требований к размещению относительно тех или иных объектов меньше, чем у розничных магазинов (например, кафе, в котором продается алкоголь, может быть размещено и на территории культурного объекта). Общие требования изложены в пп. 2, 4–6 ст. 16 закона № 171-ФЗ.
  5. Площадь точки не установлена.
  6. Наличие складского помещения необязательно.

Какие нужны документы

Разрешительный документ (лицензия на продажу алкоголя в точках общепита) выдается уполномоченным госорганом — Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулированием, п. 5.3.2 Положения… от 24.02.2009 № 154).

Список документов, которые должны быть представлены хозсубъектом в контролирующий орган для получения лицензии на продажу алкоголя в кафе, регламентирован:

  • п. 1 ст. 19 закона № 171-ФЗ;
  • пп. 14–23 Административного регламента. утв. приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335.

Так, в названный перечень документов входят:

  • заявление о выдаче соответствующего вида лицензии с указанием обязательных реквизитов;
  • надлежащим образом заверенные копии учредительной документации;
  • копия документа о госрегистрации заявителя, заверенная регистрирующим органом;
  • копии документов о постановке заявителя и его обособленных подразделений на учет в органах ФНС РФ (могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия);
  • копия документа о внесении госпошлины (также может быть запрошен в порядке межведомственного взаимодействия);
  • заключение компетентного органа о соответствии помещения для ведения деятельности всем установленным законом требованиям (также может быть запрошено в порядке межведомственного взаимодействия);
  • документация, подтверждающая, что заявителем оплачен уставный капитал.

Рекомендуем также к прочтению наши статьи:

Итак, при предоставлении населению услуг общепита может осуществляться также продажа алкогольной продукции. При этом необходимо наличие соответствующей лицензии. Без лицензии, тем не менее, может осуществляться продажа некоторых видов алкогольной продукции. По общему правилу продажа алкоголя, в т. ч. в точках общепита, может вестись только юрлицами, хотя это правило не распространятся на те виды алкоголя, которые могут продаваться без лицензии.

Лицензия на алкоголь для кафе, баров и другого общепита

Для розничной продажи алкоголя в кафе и барах, в обязательном порядке требуется получение лицензии на алкоголь, исключительно на данном основании владельцам предоставляется законное право на торговлю алкоголем. Юристы компании «Правовая сфера» помогут вам получить лицензию на алкоголь для кафе, бара, ресторана или клуба для работы в Москве и Московской Области.

Праздничные условия! Выезд специалиста включён в стоимость услуги!

  1. Лицензия на розничную торговлю алкоголем в закрытой таре (как в магазинах)
  2. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции во вскрытой таре при оказании услуг общественного питания (кафе, рестораны, буфеты, столовые, кейтеринг и т.п.)

Особенности реализации алкоголя в кафе, барах и ресторанах в 2018-2019 годах:

  1. После получения лицензии обязательно подключение к ЕГАИС в котором необходимо отмечать процесс закупки алкоголя.
  2. Запрещено закупать алкоголь в розничных магазинах.
  3. Бары при кафе и ресторанах больше не могут продавать алкоголь в закрытых бутылках.
  4. Алкогольные коктейли расцениваются в качестве услуги по приготовлению продукта, а не как производство нового алкогольного напитка.

Изменения ЕГАИС в отношении ресторанов и другого общепита в 2018 — 2019 годах

В 2018 году требования к заведениям общепита, которые продают алкоголь на разлив, становятся более строгими. Теперь специальные акты списания, которые ведутся в таких заведениях при реализации алкоголя, дополнены новым полем, где указывается значение штрих-кода, нанесенного на бутылку. Фиксировать штрих-код необходимо при вскрытии бутылки алкоголя.

  1. С 15 января 1 июля 2018 года был переходный период при котором применялся смешанный учёт.
  2. С 1 июля 2018 года — Применяется только помарочный учёт, заведения общепита должны списывать алкоголь поштучно по новым правилам.

С 1 июля 2018 года также должна фиксироваться специальная 2D-марка единицы алкоголя.
__________________

Специальное оборудование ООО «Правовая сфера» помогает свои клиентам решить данный вопрос.

ВАЖНО при продаже алкоголя:

Сверяйте фактически пришедшую алкогольную продукцию с данными из ЕГАИС. Никто не даст гарантии, что поставщик не ошибся при занесении акцизных марок в систему.

Подтверждение прихода без проверки влечёт за собой следующие риски: пересорт, отказ ЕГАИС в реализации несуществующего индивидуального штрихкода и многое другое, в плоть до штрафов.

ПРИГЛАШАЕМ НА БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ

по адресу г. Москва Ленинский проспект, дом 2А, офис 738
(5 метров от м. Октябрьская)

Задать вопрос о требованиях, сроках и стоимости лицензии на алкоголь для кафе, бара, ресторана или клуба:

Проконсультируйтесь не отрываясь от дел
Переписка в WhatsApp / Viber:

Юридическая услуга оформления лицензии на алкоголь для бара или кафе оказывается нашими юристами на основании договора, в котором чётко прописаны стоимость и срок исполнения услуги. Работая с нашей юридической компанией, вы можете быть уверены в исполнении всех обязательств и соблюдении сроков.

При оформлении алкогольной лицензии для розничной продажи алкоголя мы корректно подготовим все необходимые документы кафе или бара к предстоящей проверке.

ВСЁ СДЕЛАЕМ ЗА ВАС!

Расчёт цены алкогольной лицензии:

Оплата поэтапно:

Поможем подготовиться к оформлению лицензии:

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ
ДОГОВОР АРЕНДЫ

Список документов для получения лицензии на алкоголь для кафе и баров:

  • Диск с цветными сканированными копиями всех документов, каждый документ отдельно (названия файлов должны соответствовать содержанию), (можем подготовить мы)
  • Устав
  • Свидетельство о создании (ОГРН)
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН)
  • Свидетельства обо всех изменениях (при наличии)
  • Квитанция об оплате государственной пошлины;
  • Приказ о назначении Генерального директора и Главного бухгалтера;
  • Выписка из ЕГРЮЛ
  • Справка из банка о величине уставного капитала
  • Зарегистрированный Договор аренды (субаренды) торгового помещения, свидетельство о собственности
  • БТИ: поэтажный план, экспликация, Форма 5
  • Оригинал справки из налоговой инспекции, свидетельствующей об отсутствии у предприятия задолженностей перед бюджетом (действительна в течение 10 дней);
  • Карточка регистрации ККМ
Смотрите так же:  Приставы по пролетарскому району саранск

Требования для получения алкогольной лицензии для кафе, ресторанов и баров:

  • Наличие складского помещения.
  • Общая торговая площадь вместе со складским помещением в городском поселении должна быть не меньше 50 кв. метров, в сельском поселении — не менее 25 кв. метров.
  • Наличие зарегистрированного договора аренды/субаренды.
  • Наличие зарегистрированного кассового аппарата.
  • Наличие оплаченного уставного капитала в размере не менее 10 000 руб.

Проходите ли Вы под требования для выдачи алкогольной лицензии?

  • Заключение СЭС НЕ требуется в соответствии со статьей 8 Федерального закона 25.06.2012 N 93-ФЗ !
  • Заключение пожарной инспекции (МЧС) НЕ требуется !

Ограничения для Москвы:

  • Расстояние от точки торговли алкоголем в Москве: не менее 100 метров от детских, образовательных организаций, студенческих общежитий, библиотек, осуществляющих образовательный процесс, оптовых и розничных рынков.
  • Расстояние от точки торговли алкоголем в Москве: не менее 25 метров от медицинских организаций, вокзалов, аэропортов, станций метрополитена, железнодорожных платформ, объектов военного назначения, объектов спорта.

Ограничения для Московской области:

  • Расстояние от точки торговли алкоголем в МО: 100 метров от детских, образовательных и медицинских организаций.
  • Расстояние от точки торговли алкоголем в МО: 50 метров от культовых учреждений, вокзалов, аэропортов, оптовых и розничных рынков, объектов военного назначения, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
  1. Лицензия на алкоголь для кафе и баров имеет ограниченный срок действия: от 1 до 5 лет;
  2. Ежегодная государственная пошлина составляет 65 000 рублей;
  3. Для получения лицензии на алкоголь необходимо иметь зарегистрированный договор аренды помещения под кафе или бар.

Какой государственный орган выдаёт лицензии:

  • В Москве алкогольная лицензия выдается Департаментом торговли и услуг.
  • В Московской области лицензия на алкоголь выдаётся Министерством потребительского рынка и услуг.

Остались вопросы?

Услуги получения лицензии на алкоголь для баров и кафе

Оформление лицензии на розничную продажу алкоголя для кафе или баров на практике практически во всех случаях сопровождается дополнительными юридическими услугами. Наша юридическая компания придерживается комплексного подхода в решении поставленных задач, благодаря которому заказчики не только чувствуют себя более комфортно в работе с юристами, но и экономят.

В случае, если для получения лицензии на алкоголь для бара, кафе, ресторана или клуба вам потребуется зарегистрировать договор аренды или увеличить уставный капитал, юристы ООО «Правовая сфера» быстро помогут вам в данных и других юридических вопросах.

Лицензия на алкоголь для кафе и баров «под ключ» — залог успешного получения разрешения.

  • Все документы, необходимые для оформления разрешения на торговлю алкоголем с потреблением на месте, мы подготавливаем самостоятельно в строгом соответствии с требованиями, установленными лицензирующим органом;
  • Мы вплотную работаем с лицензирующим органом в процессе рассмотрения заявления на получение лицензии на алкоголь, лоббируем ваши интересы и мгновенно реагируем на все замечания;
  • Вы можете обращаться к нам по любым юридическим и бухгалтерским вопросам.

Направьте свою заявку и в течение 30 минут вы получите ответ:

Обращайтесь, работаем с Москвой и со всеми городами Московской области:

г.Балашиха, Балашихинский район, г.Воскресенск, Воскресенский район, г.Дмитров, Дмитровский район, г.Домодедово, Домодедовский район, г.Егорьевск, Егорьевский район, г.Истра, Истринский район, г.о. “Восход”, г.Клин, Клинский район, г.Красногорск, Красногорский район, г.Мытищи, Мытищинский район, г.Наро-Фоминск, Наро-Фоминский район, г.о. ЗАТО, г.Ногинск, Ногинский район, г.Черноголовка, г. Павловский Посад, Павлово-Посадский район, г. Солнечногорск, Солнечногорский район, г. Ступино, Ступинский район, г. Чехов, Чеховский район, г. Электросталь, г. Сергиев Посад, Сергиево-Посадский район, г. Жуковский, г. Бронницы, г. Раменское, Раменский район, г.Королев,г.Юбилейный, г. Пушкино, Пушкинский район, г. Красноармейск, г. Шатура, Шатурский район, г. Рошаль, г. Подольск, Подольский район, г. Щербинка,г. Климовск, г. Коломна, Коломенский район, г.Озеры, Озерский район, г. Зарайск, Зарайский район, г. Луховицы, Луховицкий район, г. Орехово-Зуево, Орехово-Зуевский район, г. Серпухов, Серпуховской район, г. Протвино, г. Дубна, г. Талдом, Талдомский район, г.Химки, г.Лобня, г.Долгопрудный, г.Видное, Ленинский район, г.Щелково, г.Фрязино, г.Люберцы, г.Дзержинский, г.Лыткарино, г.Кашира, Серебряно-Прудский р-н, г.Волоколамск, Лотошинский р-н, Шаховской р-н, г.Железнодорожный , г.Реутов, г.Можайск, Рузский р-н, г.Одинцово, г. Звенигород, г. Краснознаменск

Лицензия на алкоголь: цена, требования, документы

Поможем получить алкогольную лицензию для магазина, кафе, бара и других заведений общепита в Москве и Московской области.

  1. Выезжаем на объект лицензирования;
  2. Работаем с проблемными объектами;
  3. Оказываем содействие по приведению объекта в соответствие лицензионным требованиям;
  4. Сопровождаем проверки;
  5. Гарантируем 100% результат;
  6. 9 лет успешной работы.

Как получить лицензию на алкогольную продукцию?

Для того чтобы определить соответствует ли помещение требованиям для получения лицензии на алкоголь достаточно выслать на наш адрес электронной почты: БТИ, Договор аренды и выписку из ЕГРН (свидетельство о собственности), после чего мы проведём юридическую экспертизу документов и объекта лицензирования, дадим правовую оценку согласно законодательству, выявим недочёты и проконсультируем по их исправлению. Если у Вас отсутствуют какие-либо из необходимых документов, поможем их получить.

После подачи документов в Государственный орган, в течение месяца, на объект лицензирования выедет плановая проверка из Департамента торговли и услуг города Москвы или Министерства потребительского рынка и услуг Московской области. Все этапы оформления лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции мы сопровождаем и контролируем, тем самым гарантируем Нашим клиентам получение алкогольной лицензии без отказа и потери государственной пошлины.

Виды лицензий на алкоголь:

(выдаются отдельно)

  • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции;
    Список требований
  • Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
    Список требований
  1. Консультации по всем вопросам, связанным с оформлением;
  2. Выезд специалиста на объект лицензирования;
  3. Юридическая экспертиза документов и объекта лицензирования на соответствие их лицензионным требованиям;
  4. Формирование пакета документов и его подача в лицензирующий орган;
  5. Представление интересов Заказчика в Лицензионном органе по г. Москве или Московской области;
  6. Юридическое сопровождение всех этапов получения лицензии;
  7. Получение готовых документов.

Требования для магазина:

  1. Зарегистрированный договор аренды сроком не менее чем на 1 год;
  2. Уставной капитал: Москва – от 1 000 000 p , МО — от 500 000 p , подтвержденный справкой из банка;
  3. Наличие стационарного торгового объекта и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров, помещение должно составлять единый торговый объект;
  4. Отсутствие перепланировок, т.е. указанные в запросе (заявлении) помещения (комнаты) должны быть предъявлены в ходе внеплановой выездной проверки и соответствовать сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах, в т.ч. в документах БТИ и ЕГРН;
  5. Объект должен находится на расстоянии не менее чем 100 метров – от детских и образовательных организаций и не менее, чем 25 м от спортивных и медицинских организаций;
  6. Отсутствие на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации;
  7. Контрольно-кассовая техника.

Требования для кафе, бара, ресторана:

  1. Зарегистрированный договор аренды сроком не менее чем на 1 год;
  2. Уставной капитал от 10 000 p ;
  3. Отсутствие перепланировок, т.е. указанные в запросе (заявлении) помещения (комнаты) должны быть предъявлены в ходе внеплановой выездной проверки и соответствовать сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах, в т.ч. в документах БТИ и ЕГРН;
  4. Объект должен находится на расстоянии не менее, чем 25 метров – от детских, спортивных, медицинских и образовательных организаций;
  5. Отсутствие на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации;
  6. Контрольно-кассовая техника.

Документы для оформления лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией:

  1. Реквизиты компании, включая контактную информацию и электронную почту;
  2. Копия паспорта Генерального директора;
  3. Документы, подтверждающие полномочия руководителя организации (приказ);
  4. Устав;
  5. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН);
  6. Свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе (ИНН);
  7. Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц, подтверждающий внесение изменений в Устав;
  8. Уведомление об открытии обособленного подразделения (если юридический адрес не совпадает с местонахождением объекта лицензирования);
  9. Правоустанавливающие документы на занимаемое помещение (договор аренды нежилого помещения, свидетельство о праве на собственность, выписка из ЕГРН);
  10. Документы БТИ (поэтажный план, экспликация)/ Технический паспорт;
  11. Карточка регистрации контрольно-кассовой техники (ККМ) (копия обычная);
  12. Платежное поручение об оплате государственной пошлины;
  13. Справка из банка о подтверждении оплаты уставного капитала в г. Москве – 1 000 000 p , для Московской области – 500 000 p (данный пункт распространяется только в отношении объектов лицензирования – магазин);
  14. Уведомление о начале предпринимательской деятельности (данный пункт распространяется только в отношении объектов лицензирования – общественное питание);
  15. Доверенность для представления интересов соискателя лицензии в государственных органах;
  16. Печать.
Смотрите так же:  Приказ по накс

Важно! При отказе в выдаче лицензии на розничную торговлю алкогольной продукции, государственная пошлина не возвращается и при повторной подаче оплачивается заново.

Ответственность и штрафные санкции:

При смене юридического адреса, лицензиату необходимо в течении 30 дней подать документы в лицензирующий орган на переоформление лицензии – ФЗ 171 п. 12, 13, 14. Несвоевременное преоформление лицензии влечет штраф от 100 000 p с конфискацией продукции – ст. 14.17 КОАП п.1.

Незаконная торговля алкогольной продукцией без соответствующей лицензии, совершенные в крупном размере, –
Влечет штраф в размере от 2 000 000 p до 3 000 000 p либо лишением свободы на срок 3 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо без такового.

Деяния осуществляющие организованной группой или в особо крупном размере, –
Влечет за собой штраф в размере от 3 000 000 p до 4 000 000 p либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание: Крупным размером признается стоимость алкогольной и спиртосодержащей продукции, которых осуществляются без соответствующей лицензии, от 100 000 p , а особо крупным – 1 000 000 p (УК РФ от 13.06.1996, новая ред. от 29.07.2018 г. ст. 171.3)

Данные лицензии получены для наших клиентов. Актуальный вид бланков на 2018 год для Москвы и Московской области. В рамках одного региона бланки для общепита и для магазина имеют одинаковый внешний вид.

Требования к стационарным объектам при продаже алкогольной продукции в предприятиях общепита

Предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны соответствовать требованиям, установленным к стационарным торговым объектам (под которыми понимаются и заведения питания), в частности к их площади, срокам действия договоров (если они арендуются). На примерах из арбитражной практики рассмотрим, какие претензии лицензирующего органа к объектам лицензирования являются основанием для отказа в выдаче лицензии, что поможет предприятиям избежать их и, соответственно, не платить пошлину дважды.

В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей:

  • в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м;
  • контрольно-кассовую технику.

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 16 данного закона организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских поселениях, должны иметь для таких целей:

  • в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 кв. м;
  • контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом.

В силу абз. 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, если иное не установлено федеральным законом. На организаций и индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху в розницу при оказании ими услуг общественного питания, данное условие не распространяется.

Такие требования к стационарным торговым объектам и складским помещениям устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти – Росалкогольрегулированием.

При этом, как известно, несоответствие заявителя требованиям, установленным в том числе ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, является основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (пп. 6 п. 9 ст. 19 данного закона).

На вопрос, что считать стационарным торговым объектом, Росалкогольрегулирование в п. 6 Письма от 30.04.2013 № 8977/03-04 дает следующие разъяснения. Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» под стационарным торговым объектом понимается торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присо­единенные к сетям инженерно-технического обеспечения.

Исходя из данного определения, а также учитывая позицию, содержащуюся в Определении ВС РФ от 09.06.2010 № 8-Г10-7, Росалкогольрегирование указывает, что стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое прочно связано фундаментом с земельным участком, подсоединено к инженерным коммуникациям и внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.

Требование к площади и сроку действия договора аренды стационарного торгового объекта

Арбитры встали на сторону лицензирующего органа. При этом было установлено, что общество обратилось с заявлением о получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки, указав в качестве места нахождения помещений и вида назначения объекта «кафе».

Суд отметил, что требование п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ о наличии стационарных торговых и складских помещений общей площадью не менее 50 кв. м установлено с целью соблюдения розничными продавцами алкогольной продукции ГОСТа, санитарных, противопожарных и иных правил к приему, хранению, подготовке и непосредственно реализации алкогольной продукции надлежащего качества в единой торговой точке и для наиболее эффективного контроля в сфере оборота алкогольной продукции.

Приведя определение «стационарный торговый объект» из п. 5 ст. 2 Федерального закона № 381-ФЗ, суд напомнил, что согласно п. 25 ГОСТ Р 50647-2010 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденного Приказом Госстандарта РФ от 30.11.2010 № 576-ст, кафе – это предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в том числе табачные изделия.

В силу п. 15 названного ГОСТа зал предприятия общественного питания (зал обслуживания) – это специально оборудованное помещение предприятия общепита, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. При этом в площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для подготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т. п., недоступных для потребителей.

Общество, ссылаясь на договор аренды помещения общей площадью 61,7 кв. м, считало, что имело право на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Однако лицензирующий орган, проводивший проверку объекта лицензирования, установил, что у общества отсутствуют торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м, поскольку площадь торгового зала составляет 36,8 кв. м, а в остальных помещениях располагаются кухня, туалет и другие помещения. Суд решил, что результаты проверки лицензирующего органа доказаны, и сделал вывод о несоответствии лицензиата также требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2013 № 09АП-26569/2013-АК обществу также было отказано в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе на основании несоответствия объекта требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Не согласившись с решением лицензирующего органа и обратившись в суд с иском, в качестве доказательства оснований для получения лицензии общество указало на наличие двух изолированных помещений, находящихся по одному адресу, и на свидетельство о государственной регистрации права, из которых усматривается, что два раздельных помещения имеют общую площадь 82,8 кв. м.

Заметим, что первая инстанция встала на сторону общества, однако апелляционная признала его позицию ошибочной на том основании, что в п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ говорится об одном помещении, а не об отдельных помещениях, находящихся по одному адресу. По мнению арбитров, лицо, претендующее на получение лицензии, не может иметь несколько помещений общей совокупной площадью 50 кв. м. Такое толкование приведет к тому, что в подтверждение размера площади может указываться любое количество помещений, имеющих в совокупности площадь 50 кв. м.

При этом из представленного в материалы дела поэтажного плана БТИ по спорному сооружению следует, что помещения магазина и подвала, указанные обществом в качестве основания для получения лицензии, представляют собой обособленные и не связанные между собой помещения, каждое из которых имеет свой отдельный вход. Таким образом, расположение данных помещений не позволяет обществу использовать их в совокупности по определенному законодателем назначению.

Смотрите так же:  Минина нотариус

Поскольку лицензирующий орган в предусмотренном законом порядке провел проверку объекта лицензирования и установил наличие утвержденных п. 9 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ оснований для отказа обществу в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, незаконных действий данного органа суд не выявил.

Вывод о том, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции суммирование площади каждого объекта, находящегося в пользовании организации, не основано на законе, был сделан и в Постановлении ФАС МО от 28.10.2013 № А40-161158/12-153-1663. В данном случае согласно условиям договоров аренды и субаренды, представленных обществом с целью получения лицензии, ему были переданы в пользование нежилые помещения, площадь которых составляла соответственно 42,4 и 8,7 кв. м.

В пункте 10 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04 также отмечается, что каждое указанное в лицензии место нахождения обособленного подразделения должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение.

Срок действия и регистрация договора аренды стационарного торгового объекта. Если срок действия договора аренды стационарных торговых объектов не определен, соискателю откажут в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (п. 12 Письма Росалкогольрегулирования № 8977/03-04).

Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

В арбитражной практике также встречаются примеры, когда предприятию общественного питания отказывали в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за отсутствие регистрации договора аренды стационарного торгового объекта. Постановление ФАС СКО от 30.05.2013 № А63-14534/2012: общество представило лицензирующему органу договор аренды и расписку из Россреестра о подаче договора на регистрацию. Однако лицензирующий орган отказал в продлении лицензии на том основании, что информирование о проведении процедуры оформления регистрации договора аренды нежилого помещения и предъявление расписки управления Росреестра не являются доказательствами, что на момент проведения выездной проверки лицензиат соответствует лицензионным требованиям, предусмотренным п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. По мнению лицензирующего органа, расписка не свидетельствует о том, что данный договор регистрирующие органы зарегистрируют. Кроме того, ее наличие подтверждает, что договор аренды на дату проведения проверки отсутствует, поскольку договор аренды нежилого помещения действителен с момента его государственной регистрации. Суд с аргументами лицензирующего органа согласился.

Аналогичная ситуация рассмотрена в Постановлении ФАС ЦО от 19.09.2013 № А68-9369/2012: общество обратилось в лицензирующий орган с заявлением о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. После внеплановой проверки общества лицензирующий орган в продлении лицензии отказал на том основании, что у общества отсутствуют в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м (договоры аренды на указанную дату не прошли государственную регистрацию, следовательно, в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ считаются незаключенными). Суд эту позицию поддержал.

Стационарный или нестационарный торговый объект?

  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях (абз. 5);
  • в нестационарных торговых объектах (абз. 7).

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в этих местахне распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, осуществляемую организациями, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и предпринимателями услуг общественного питания.

Соответственно, лицензирующий орган при проверке объекта лицензирования будет устанавливать не только его соответствие требованиям п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, но и то, является такой объект стационарным или нет. И если, например, здание кафе будет соответствовать п. 6, но при этом окажется не стационарным, организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.

Подтверждение тому – Постановление ФАС ЗСО от 06.03.2013 № А70-5319/2012. В данном деле общество осуществляло деятельность по предоставлению услуг общественного питания в кафе. В связи с истечением срока действия лицензии оно обратилось в лицензирующий орган с заявлением о ее продлении. Лицензирующий орган лицензию продлил, но при этом разрешил обществу реализовывать по месту осуществления деятельности спиртные напитки и вино с содержанием этилового спирта не более 16,5% объема готовой продукции. Не согласившись с указанным решением, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд. Однако тот в поддержке обществу отказал. Основание: имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о том, что помещение является временным сооружением, следовательно, возможна только продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5%. При этом суд руководствовался вышеприведенным определением стационарного торгового объекта из Федерального закона № 381-ФЗ и определением нестационарного торгового объекта (п. 6 ст. 2 данного закона), которым является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Согласно решению лицензирующего органа причиной установления обществу ограничения по продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5% послужил вывод о том, что здание кафе, в котором заявитель реализует алкогольную продукцию, не является стационарным объектом, а представляет собой временное сооружение, у заявителя отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него права собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления или в установленном порядке зарегистрированного права аренды на стационарный объект, в котором он осуществляет лицензируемый вид деятельности.

Суд, разбираясь с этим вопросом, исследовал следующие документы:

  • приказ о присвоении временному нежилому зданию адреса;
  • архитектурно-планировочное задание на разработку проекта – временное кафе быстрого питания на 75 мест и т. д.

Как отметили арбитры, во всех представленных документах речь идет о временном сооружении, которое вне зависимости от его реальных технических характеристик является нестационарным объектом.

Не помогли обществу и представленное им в качестве доказательства стационарности объекта техническое заключение проектной фирмы, согласно которому спорное здание является капитальным строением, так как оно жестко связано фундаментами с землей (монолитная железная плита), технический паспорт, строительные решения на объект. Оценивая их, судьи пришли к выводу об отсутствии документального подтверждения доводов общества о стационарности здания кафе, поскольку возведение иного, чем разрешено в установленном порядке, объекта может на основании ст. 222 ГК РФ свидетельствовать о возведении самовольной постройки либо о нарушении нормативных правовых актов, но не означает автоматического изменения статуса здания как временного и являющегося нестационарным.

При этом судьи указали, что наличие договоров с ресурсоснабжающими организациями также не свидетельствует о том, что спорный объект является стационарным. По мнению арбитров, представленные обществом договор аренды торговых площадей, акт приема-передачи нежилых помещений не являются документами, свидетельствующими о наличии у него стационарных торговых объектов, поскольку не относятся к правоустанавливающим документам и не содержат характеристик объекта как стационарного. Исходя из установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, арбитры пришли к выводу о законности решения лицензирующего органа.

Итак, предприятия общественного питания, желающие получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, должны выполнять требования, установленные п. 6 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ для стационарных торговых объектов: в отношении площади, состава необходимых помещений, срока действия договора аренды и его регистрации. Анализ арбитражной практики показывает, что проблема с получением (продлением) лицензии у организации может возникнуть, если:

  • у нее имеются только стационарные торговые объекты и отсутствуют складские помещения;
  • стационарный торговый объект (зал предприятия общественного питания) и складское помещение расположены в разных местах здания с разными входами;
  • площадь стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью менее 50 кв. м – в городских поселениях (менее 25 кв. м – в сельских поселениях);
  • в договоре аренды стационарного торгового объекта не определен его срок;
  • договор аренды не прошел государственную регистрацию.

Также проблемы могут возникнуть в том случае, если у организации не все в порядке с документами на объект лицензирования: есть риск, что он будет признан нестационарным, и тогда организация получит лицензию только на продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.

Для любых предложений по сайту: [email protected]