Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде 2 // СУ РСФСР 1917-1918. 26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.
В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).
Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года.
В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.
В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.
После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.
В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
Место в судебной системе
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Четвёртый арбитражный апелляционный суд, осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Читинской области. Месторасположение суда — город Чита.
Штатная численность судей — 22 человека. Опыт работы судей в судебной системе от 5 и более лет. Функции помощников судей выполняют специалисты, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности более 3-х лет.
Основные задачи арбитражного апелляционного суда при рассмотрении подведомственных ему дел:
защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основные направления деятельности арбитражного апелляционного суда:
проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами региона;
пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов, подведомственных ему, судов первой инстанции;
обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом арбитражным судом;
изучение и обобщение судебной практики;
подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
Содержание:
Девятый арбитражный апелляционный суд
Арбитражные суды
Правовые основы
от 9 января 2014 г. N 10
Указ Президента РФ
от 18 мая 2009 года № 559
Указ Президента РФ
от 21 сентября 2009 г. № 1066
от 10 сентября 2009 года
от 13 июня 1996 г.
Указ Президента РФ
от 27.09. 2005г. № 1131
Приветствуем Вас на страницах официального сайта Девятого арбитражного апелляционного суда!
Становление эффективно работающей, независимой судебной власти России, являющейся атрибутом правового государства, гарантом соблюдения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, невозможно без открытости и гласности правосудия, а значит без применения информационных технологий.
Создание и сопровождение официального сайта направлено на обеспечение доступности его пользователей к информационным ресурсам Девятого арбитражного апелляционного суда, объективное и полное ознакомление посетителей сайта с важными событиями и деятельностью суда, а значит — на обеспечение оперативного получения необходимой информации о поступлении и рассмотрении апелляционных жалоб на судебные акты Арбитражного суда города Москвы.
Надеемся, что посещение сайта Девятого арбитражного апелляционного суда будет для Вас не только интересным, но и полезным!
С Днем Конституции Российской Федерации!
Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Днем Конституции Российской Федерации!
Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Днем юриста!
С Днем народного единства!
Уважаемые посетители сайта Девятого арбитражного апелляционного суда! Примите самые теплые поздравления с Днем народного единства!
Уважаемые посетители сайта, участники споров!
Сегодня 15 октября 2018 года в 17:30 на пульт дежурного по телефону 02 поступил анонимный звонок о готовящемся террористическом акте в Девятом арбитражном апелляционном суде.
Уважаемые посетители сайта, участники споров!
Сегодня 8 октября 2018 года в 12:00 на пульт дежурного по телефону 02 поступил анонимный звонок о готовящемся террористическом акте в Девятом арбитражном апелляционном суде.
Четвертый арбитражный апелляционный суд
УФК по Забайкальскому краю (Межрайонная ИФНС России №2 по г. Чите)
И.о. Председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда Э.П. Доржиев принял участие в Пленарном заседании Совета судей Российской Федерации
Пленарное заседание проходило с 4 по 6 декабря 2018 года в г. Москве. Далее.
Уважаемые посетители сайта!
Коллектив Четвертого арбитражного апелляционного суда поздравляет Вас с 25-летием Конституции Российской Федерации! Конституция Российской Федерации – прочный фундамент демократического развития и правовой жизни нашей страны. Являясь залогом успешной реализации экономического, культурного и духовного потенциала российского народа, Конституция выступает гарантом социальной и политической стабильности в обществе. Сегодня наша общая задача – сохранять и неуклонно претворять в жизнь принципы справедливости и главенства закона, защиты прав и свобод граждан. В этот знаменательные день желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия Вам и Вашим близким!
Общество с ограниченной ответственностью «Эрман» обжалует в Четвертом арбитражном апелляционном суде решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
Согласно указанному решению обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), которым ООО «Эрман» назначен штраф в размере 100 000 рублей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд
УФК по Забайкальскому краю (Межрайонная ИФНС России №2 по г. Чите)
И.о. Председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда Э.П. Доржиев принял участие в Пленарном заседании Совета судей Российской Федерации
Пленарное заседание проходило с 4 по 6 декабря 2018 года в г. Москве. Далее.
Уважаемые посетители сайта!
Коллектив Четвертого арбитражного апелляционного суда поздравляет Вас с 25-летием Конституции Российской Федерации! Конституция Российской Федерации – прочный фундамент демократического развития и правовой жизни нашей страны. Являясь залогом успешной реализации экономического, культурного и духовного потенциала российского народа, Конституция выступает гарантом социальной и политической стабильности в обществе. Сегодня наша общая задача – сохранять и неуклонно претворять в жизнь принципы справедливости и главенства закона, защиты прав и свобод граждан. В этот знаменательные день желаем крепкого здоровья, счастья, благополучия Вам и Вашим близким!
Общество с ограниченной ответственностью «Эрман» обжалует в Четвертом арбитражном апелляционном суде решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия)
Согласно указанному решению обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия), которым ООО «Эрман» назначен штраф в размере 100 000 рублей.
Электронный журнал
В этом номере:
- Председатель Четвертого арбитражного суда О.И. Виляк принял участие в пленарном заседании Совета судей.
- Коллектив Четвертого арбитражного апелляционного суда проводил в почетную отставку Олега Александровича Куклина
- Начальник финансового-хозяйственного отдела Ольга Юрьевна Аршинова награждена юбилейной медалью «150 лет судебной реформы в России».
- Управляющую компанию обязали устранить разрушения в жилом доме
В этом номере:
- Межрегиональная научно-практическая конференция: «Реформа законодательства Российской Федерации: новеллы материального и процессуального законодательства»
- Председатель Четвертого арбитражного апелляционного суда принял участие в Пленарном заседание Совета судей Российской Федерации
- В Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа состоялось заседание научно-консультативного совета
- Четверть века на судебной службе. Судью Четвертого арбитражного апелляционного суда Елену Николаевну Скажутину поздравили с 25-летием работы в судебной системе России
- Почту России оштрафовали за несвоевременную доставку писем
В этом номере:
- Очерки сотрудников Четвертого арбитражного апелляционного суда о ветеранах Великой Отечественной войны и тружениках тыла
- Фоторепортаж конкурсов, приуроченных к празднованию 70-летия Победы
- Сотрудники Четвертого арбитражного апелляционного суда посадили аллею сирени
- Судебная практика Четвертого арбитражного апелляционного суда
В этом номере:
- О.И. Виляк: «Практика арбитражных судов – индикатор состояния экономики страны» (интервью Председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда)
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Реформа судебной власти и прокуратуры в условиях конституционных изменений: проблемы и перспективы развития»
- Г.Г. Ячменев «Комментарий к постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47»
- Г.Г. Ячменев «Комментарий к постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №47»
В этом номере:
- Завершено формирование нового Верховного Суда Российской Федерации Досудебное урегулирование споров при помощи медиатора
- Международная научно-практическая конференция «Конституционно-правовые основы миграционной политики в Российской Федерации»•
- Никто не забыт, ничто не забыто — в Четвертом арбитражном апелляционном суде состоялась встреча с ветеранами Великой Отечественной войны (Фоторепортаж)
- Судебная практика Четвертого арбитражного апелляционного суда
В этом номере:
- 12 декабря – 20 лет Конституции Российской Федерации
- Развитие информатизации Четвертого арбитражного апелляционного суда: итоги и перспективы (интервью с заместителем Председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда Г.Г. Ячменевым)
- Досудебное урегулирование споров при помощи медиатора
- Обзор судебной практики Четвертого арбитражного апелляционного суда по делам, связанным с нарушением миграционного законодательства
- 12-13 декабря состоится международная научно-практическая конференция «Конституционно-правовые основы миграционной политики в Российской Федерации»
В этом номере:
- VIIIВсероссийский съезд судей Судьи России утвердили новые правила судейской этики. Интервью Председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда О. И. Виляка.
- Итоги конкурса среди работников аппарата Четвертого арбитражного апелляционного суда на присвоение званий «Лучший помощник судьи», «Лучший секретарь судебного заседания», «Лучший отдел» в 2012 году.Грядет VIIIВсероссийский съезд судей;
- Международная научно-практическая конференция «Эффективность исполнения судебных актов в контексте реформирования правовой системы России».
- Обобщение судебно-арбитражной практики применения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции федерального закона от 18.07.2011 № 218-ФЗ).
В этом номере:
- 20 лет арбитражной системе Российской Федерации. Итоговое совещание Председателей Арбитражных судов России;
- Издано учебное пособие «Помощник судьи арбитражного апелляционного суда»;
- Грядет VIIIВсероссийский съезд судей;
- Фоторепортаж с летней спартакиады среди работников судебной системы Забайкальского края;
- Судебная практика Четвертого арбитражного апелляционного суда: Споры, связанные с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования;
- Научно-аналитическая деятельность в Четвертом арбитражном апелляционном суде.
В этом номере:
- Фоторепортаж с торжественного собрания, приуроченного к пятилетию со дня начала деятельности Четвертого арбитражного апелляционного суда;
- Доклады победителей конкурса среди студентов ВУЗов города Читы на лучшую работу по вопросам арбитражного процессуального права;
- Итоги конкурса среди работников аппарата Четвертого арбитражного апелляционного суда на присвоение званий «Лучший помощник судьи», «Лучший секретарь судебного заседания», «Лучший отдел» в 2011 году;
- Научно-аналитическая деятельность в Четвертом арбитражном апелляционном суде;
- Итоги работы Четвертого арбитражного апелляционного суда в 2011 году.
В этом номере:
- Интервью с председателем Четвёртого арбитражного апелляционного суда Олегом Виляком по итогам прошедшего в апреле 2011 года в Ростове-на-Дону совещания председателей арбитражных судов России;
- Представлены четыре обзора судебной практики: по спорам, связанным с необоснованной налоговой выгодой, применением законодательства о неосновательном обогащении и договоре подряда, а также по разрешению споров в сфере долевого строительства жилья;
- Впервые обобщены наиболее показательные с точки зрения судебной практики дела по потребительским спорам;
- Опубликованы доклады участников научно-практической конференции: «Совершенствование гражданского и арбитражного процессуального законодательства в условиях модернизации правовой системы России», организованной судом в декабре прошлого года.
В этом номере:
- 4 декабря 2009 года в Чите судьи и работники Четвертого арбитражного апелляционного суда выступили с докладами на межрегиональной научно — практической конференции: «Состояние и перспективы развития законодательства в области оборота алкогольной продукции и ответственности за его нарушение»;
- 15 июня 2010 года в Зале Президиума Четвертого арбитражного апелляционного суда состоялась пресс-конференция «Об обеспечении открытости и доступности информации о деятельности судов в Забайкальском крае»;
- 3 декабря 2010 года в рамках проведения профессионального праздника Дня юриста в г. Чите Почетные грамоты и благодарственные письма вручены судьям и работникам аппарата суда;
- 10 декабря 2010 года в рамках межрегиональной научно-практической конференции по теме: Совершенствование гражданского и арбитражного процессуального законодательства в условиях модернизации правовой системы России» прозвучал доклад председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда Виляк О.И: «Помощник судьи как участник арбитражного процесса».
Четвертый арбитражный апелляционный суд
УФК по Забайкальскому краю (Межрайонная ИФНС России №2 по г. Чите)
Государственная пошлина
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)
Глава 25.3. Государственная пошлина
Статья 333.17 Плательщики государственной пошлины
- Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе — плательщики) признаются:
- организации;
- физические лица.
- Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:
- обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;
- выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
Статья 333.18 Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
- Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
- при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ) - плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 настоящего Кодекса, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
- при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
- при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ) - при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;
(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ)
5.2) при обращении за совершением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 21 — 33 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, — до подачи заявлений на совершение юридически значимых действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению;
(пп. 5.2 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ) - при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы;
- при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 — 5.2 настоящего пункта, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
(в ред. Федеральных законов от 20.12.2005 N 168-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
В случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.
Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 настоящего Кодекса.
Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 201-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ)
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(п. 5 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
Статья 333.21 Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
- По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)- при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;
от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2010 N 41-ФЗ)от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;
при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными — 6 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)2.1) при подаче заявления об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии:
для физических лиц — 300 рублей;
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 312-ФЗ)для организаций — 2 000 рублей;
(пп. 2.1 введен Федеральным законом от 28.06.2014 N 198-ФЗ)2.2) при подаче заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 2 000 рублей;
(пп. 2.2 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 19-ФЗ)при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
для физических лиц — 300 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)для организаций — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, — 6 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)4.1) при подаче заявления о выдаче судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;
(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 48-ФЗ) - при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом):
для физических лиц — 300 рублей;
для организаций — 6 000 рублей;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 407-ФЗ) - при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) - при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера — в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
- при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) - при подаче заявления об обеспечении иска — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) - при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) - при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения — 3 000 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ) - при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда об отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа, о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, по делу об оспаривании решений третейского суда, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
(пп. 12 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 57-ФЗ)12.1) при подаче кассационной жалобы на судебный приказ — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
(пп. 12.1 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 57-ФЗ)12.2) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
(пп. 12.2 введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 57-ФЗ) - утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ;
- при подаче заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:
для физических лиц — 300 рублей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)для организаций — 6 000 рублей.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 221-ФЗ)
(пп. 14 введен Федеральным законом от 30.04.2010 N 69-ФЗ)
(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
Статья 333.22 Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
- По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)- при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
- цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска — арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
- при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 настоящего Кодекса. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 настоящего Кодекса. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
- в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
- при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса;
- утратил силу. — Федеральный закон от 03.04.2017 N 57-ФЗ;
- при отказе в принятии искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа либо при отмене судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении искового заявления (заявления) или заявления о выдаче судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины.
(пп. 7 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 57-ФЗ)
- Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ) - Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статей 333.35 и 333.37 настоящего Кодекса.
Статья 333.37 Льготы при обращении Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
- От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются:
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)- прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
1.1) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;
(пп. 1.1 в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ) - прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
- истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;
- авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу (принудительная лицензия).
(пп. 3 введен Федеральным законом от 10.07.2012 N 100-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
- общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
- истцы — инвалиды I и II группы.
Статья 333.40 Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
- Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
- уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;
- возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ) - прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ) - отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;
- отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.
- направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса).
(пп. 6 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ)
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 198-ФЗ)
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 201-ФЗ)
Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации.
При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
(п. 8 введен Федеральным законом от 02.05.2015 N 112-ФЗ)