Содержание:
Характеристика районного суда и его полномочия
1. Районный суд — основное звено подсистемы судов общей юрисдикции. Именно районный суд рассматривает по первой инстанции большинство гражданских и уголовных дел.
ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет порядок создания и упразднения районных судов. Районные суды создаются в районах, городах, не имеющих районного деления, в районах (округах) городов. Возможно создание одного районного суда на район и расположенный на его территории город (города).
2. Полномочия районного суда:
Рассмотрение по первой инстанции следующих категорий дел:
а) уголовные дела, за исключением дел, отнесенных УПК РФ к компетенции вышестоящих судов;
б) гражданские дела, за исключением дел, которые рассматриваются мировыми судьями, военными и другими судами (статьи 113, 114_1 -116 ГПК РСФСР). В субъектах РФ, где не назначены (не избраны) на должность мировые судьи, дела, относящиеся к их компетенции, рассматриваются судьями районных судов единолично. В случае когда при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные — мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде;
в) гражданские дела особого производства: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя. Особенностью таких дел является то, что при их рассмотрении суд не разрешает какого-либо спора, а лишь решает вопрос об установлении каких-либо фактов, имеющих юридическое значение;
г) гражданские дела из административно-правовых отношений. Такие дела рассматриваются на основании жалобы гражданина на неправомерные действия (решения) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц;
• рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;
• пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел, по которым этот же суд ранее уже вынес судебное решение;
• проверка приговоров и иных судебных решений мировых судей;
• деятельность по обеспечению исполнения вынесенных ими приговоров и иных судебных решений (рассмотрение дел об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о снятии судимости и т. п.).
Законодательство строго регламентирует всю процедуру рассмотрения и разрешения всех категорий дел с целью обеспечения вынесения законного и обоснованного судебного решения, недопущения какого-либо постороннего влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Полномочия районного суда: функции и обязанности
Компетенция районного суда в данное время уже существенно расширилась. Им предоставили полномочия осуществлять работу сразу 3-х судебных инстанций, а именно, первой инстанции, 2-ой, рассматривающей апелляции относительно вынесенных судебных решений, и инстанции, которая проверяет правомерность, аргументированность и достоверность вступающих в силу разного рода судебных решений при нахождении новых обстоятельств по делу.
Каковы функции районного суда
В районном суде рассматриваются и уголовные дела
Главным и уже долгое время применяемым правом районного суда считается рассмотрение гражданских, уголовных и дел о нарушениях закона административного типа, которые находятся в компетенции судов среднего звена.
Иными словами, как подмечено выше, утверждение решений по сути тех главных вопросов, какие ставятся по определенным делам (виновен либо невиновен человек, в отношении которого заведено дело, об использовании либо неиспользовании указанного законодательством наказания, об обоснованности либо беспочвенности претензий имущественного типа и т.д.).
Функции 2-ой инстанции исполняются районными судами относительно недолго — как только приняли поправки от 07.08.2000. В соответствии с данными поправками районные суды приобрели право действительно реализовывать надзор за правомерностью, аргументированность и достоверность вердиктов и иных заключений судей общей юрисдикции, которые еще не получили, а в некоторых случаях — получили статус законности.
Рассмотрение апелляционных претензий и (либо) суждений прокуроров производится судьями районного значения самолично при соблюдении процедуры, которая напоминает ту, что определена для рассмотрения дел по 1-ой инстанции, к примеру, с принятием участия всех сторон дела, с вероятностью повторного изучения всех либо доли свидетельств, какие ранее были рассмотрены судьей общей юрисдикции, и т. д.
Если апелляционные претензии либо мнения признаются целиком либо отчасти аргументированными районный суд вынесет апелляционное решение либо вердикт, которые замещают решение либо вердикт суда общей юрисдикции. Апелляционное решение либо вердикт до их вхождения в легитимную силу имеют все шансы быть обжалованы в вышестоящем суде.
Полномочия инстанции, которая проводит проверку правомерности, аргументированности и достоверности получивших статус законности вердиктов суда с соблюдением процедуры, определенной для случаев нахождения заново выявленных либо новых фактов, суды районного значения выполняют по гражданским и уголовным процессам. По гражданским процессам они, придерживаясь подобной процедуры, проводят проверку своих решений, а по уголовным процессам — вердиктов мировых судей.
Для того чтобы охарактеризовать полномочия районного суда, немаловажно обладать представлением, в первую очередь, о содержании исполняемой им работы в роли суда 1-ой инстанции в процессе рассмотрения уголовных, гражданских и дел о преступлениях административного типа.
Из огромного числа уголовных дел к его юрисдикции относится, как установлено выше, превалирующая их часть. Ранее районные суды каждый год разбирали больше 1-го миллиона дел подобного рода. Они обязаны заниматься утверждением решений относительно ходатайств должностных лиц, занимающихся расследованием уголовных дел, не только лишь о продлении времени задержания либо ареста подозреваемых либо обвиняемых в совершении правонарушений, однако и о проведении конкретных следственных мероприятий, какие имеют все шансы урезать определенные конституцией права людей.
Иными словами, им требуется совершать почти все из того, что они до относительно недавнего времени не делали. И этот участок работы составляет существенную часть того, чем призваны заниматься суды районного значения.
Дела гражданского типа представляют гораздо большую часть дел, входящих в компетенцию районных судов как судов 1-ой инстанции. По сути общее их число превосходит в пару раз число уголовных дел.
Какие гражданские дела рассматриваются районным судом
Гражданские дела рассматриваются чаще всего
Для того, чтобы обладать понятием того, какие именно группы дел гражданского типа могут подпадать под юрисдикцию судов районного значения, нужно попробовать объединить их по определенным общим показателям. Условно подобных групп возможно сформировать три:
- дела гражданского типа;
- дела административного характера;
- дела, предметом судебной защиты которых является охраняемый законодательством интерес заявителя.
Наиболее общераспространенными гражданскими процессами считаются дела 1-ого типа. В районном судебном органе они обычно оказываются в случае, если хотя бы одной из сторон начавшегося конфликта считается гражданин (только если по определенным в законодательстве показателям это дело не обязано угодить на рассмотрение другого суда).
Сюда причисляются дела о возмещении материального вреда, доставленного гражданину либо компании чьими-то незаконными (а в определенных ситуациях и законными) действиями, о восстановлении на работе, взыскании гонорара за проделанную работу, дела о спорах, сопряженных с раскрытием данных, очерняющих кого- то, с использованием жилища либо правом собственности на него, с вхождением в наследство, с оплатой алиментов, требующихся для содержания ребенка и т.д.
Часто встречаются дела по спорам, сопряженным со сделками гражданского типа, которые заключают граждане и компании в ходе реализации собственных прав. Ко 2-ой группе гражданских дел принадлежат дела по спорам, появляющимся меж гражданами и административными организациями.
К примеру, человек не согласен с наложенным на него полицией штрафом либо протестует на счет взыскания с него просроченного платежа по госналогу, считая такие требования незаконными. Подобные дела рассматриваются в суде районного значения.
Чаще всего в районных судах происходит рассмотрение и дел 3-ей категории. К ним относят дела о выявлении юридически значимых фактов; о признании того, что у имущества отсутствует владелец; по претензиям на действия нотариусов и организаций, исполняющих нотариальные функции; о возобновлении прав по утерянным документам.
Отличительным свойством вышеуказанных дел, значительно отличающим их от иных дел гражданского типа, считается то, что в процессе их рассмотрения суд решает не спорный момент относительно права, не жалобу 1-их граждан к иным, а всего лишь вопрос об определении этих либо иных фактов (происшествий), с какими законодательство соединяет наступление конкретных правовых последствий.
Полномочия районного суда
Полномочия районного суда четко прописаны в Законе
В связи с внедрением в процесс с 01.07.02 нововведений в законодательство и существенной активизацией судов общей юрисдикции положение значительно поменялось. Как установлено выше, объем дел об административных преступлениях, постановления по каким обязаны приниматься судами районного значения, арбитражным судебным органом либо судьями среднего звена, увеличен практически в трое.
Из данной значительно выросшей массы дел на долю районных судов сейчас приходятся дела, по каким вероятно применение такого рода санкций, как принудительное перемещение за границы Российский Федерации, или по каким производилось административное расследование, а кроме того возникающие там, где еще не получилось нормализовать работа судей среднего звена, дела о других административных преступлениях.
Также, суды районного значения, став, как установлено выше, 2-ой инстанцией по отношению к судам общей юрисдикции, получили еще и право контролировать правомерность и обоснованность распоряжений и определений судей среднего звена по делам об административных преступлениях. За ними оставлено кроме того право контролировать решения абсолютно всех лиц и организаций, к примеру, ОВД, по делам об административных преступлениях.
Характеризуя полномочия районных судов, следует обращать внимание на то, что их работой в основном является подобающее выполнение собственных вердиктов и распоряжений по делам административного и уголовного типа, абсолютно всех решений по делам гражданского типа.
В зависимости от требований закона о подведомственности дел, районный суд принимает дела к рассмотрению. Районным судом не могут рассматриваться дела, которые подведомственны арбитражным судам. Есть еще категория судов общей юрисдикции. Это гарнизонные и окружные военные суды. Первые выполняют функции мировых и районных судов. То есть гарнизонный суд не может быть судом второй инстанции ни по каким категориям дел. А окружной суд является судом как первой, так и второй инстанций.
При обращении в суд, необходимо иметь в виду, что районный суд имеет свои полномочия, изложенные в статье.
А вот с дисциплинарной ответственностью судей вас ознакомит видеосюжет:
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Полномочия районного суда.
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Основным звеном судов общей юрисдикции являются районные (городские) суды. В сферу их полномочий входит: рассмотрение всех гражданских и уголовных дел, за исключением отнесенных законом к ведению других судов; рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством РФ; рассмотрение апелляционных жалоб и представлений на решения или приговоры мировых судей; изучение и обобщение судебной практики.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории юрисдикции данного суда.
Правосудие осуществляется единолично и коллегиально.
Количество судей устанавливается законодательным органом субъекта федерации. При наличии в суде двух и более судей, один из них назначается председателем. Если один судья — он же и председатель.
Организация работы в районном городском суде.
Распределение дел между судьями зависит от количества судей и их деловых качеств, особенностей района, материально-технического обеспечения и количества поступающих дел.
Принцип распределения обязанностей:
3. Территориально-функциональный — судья рассматривает только уголовные или только гражданские дела.
4. текущее распределение дел — судьи рассматривают дела по мере поступления заявления.
В аппарат суда входят:
— помощники председателя суда и судей,
— секретари судебных заседаний.
Прием посетителей ведут все судьи, включая председателя.
Компетенция районного суда
Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.
По первой инстанции в районном суде разрешается значительная часть гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции. Среди них дела:
- – связанные со спорами, возникающими из гражданских, семейных, трудовых и земельных отношений;
- – особого производства;
- – одной из сторон которых является гражданин (например, дела о расторжении брака при наличии между супругами спора о детях, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска более 50 тыс. руб.;
- – об оспаривании отцовства (материнства);
- – о восстановлении на работе;
- – возникающие из отношений по осуществлению государственной службы в правоохранительных органах;
- – связанные с защитой авторского права и смежных прав; по спорам о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, в том числе о компенсации морального вреда при причинении вреда жизни или здоровью гражданина.
Районный суд не вправе рассматривать по первой инстанции гражданские дела, отнесенные к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ст. 24 ГПК РФ).
Районный суд рассматривает и разрешает по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных на территории соответствующего административно-территориального образования, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности вышестоящих и военных судов, а также мирового судьи (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).
Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования. Такое расследование назначается при совершении административного правонарушения в области антимонопольного, валютного законодательства, законодательства о рекламе, защите прав потребителей, законодательства в области налогов и сборов и в некоторых других случаях. Кроме того, судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации или административное приостановление деятельности (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Районный суд на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле (ст. 34 Закона о судах общей юрисдикции).
К компетенции районного суда относится рассмотрение в апелляционном порядке апелляционных жалоб и представлений па решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района (п. 1 ст. 320.1 ГПК РФ).
Районный суд осуществляет различные формы судебного контроля за действиями и решениями государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан.
На основании Закона об обжаловании каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в районный суд на неправомерные решения, действия (бездействие) государственных органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы, либо создающих препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконного возложения на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение его к ответственности. По усмотрению гражданина жалоба подается в районный суд по месту его жительства либо нахождения органа или лица, действия которого обжалуются. Такие жалобы районный суд рассматривает по правилам гражданского судопроизводства (ст. 254– 258 ГПК РФ).
Районный суд осуществляет судебный контроль за соблюдением законов органами, производящими предварительное расследование преступлений. Постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затрудняют доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту производства предварительного расследования (ст. 125 УПК РФ).
В компетенцию районного суда входит рассмотрение ходатайств следователей и дознавателей об избрании в отношении подозреваемого либо обвиняемого в качестве меры пресечения залога, домашнего ареста и заключения под стражу (ст. 106–108 УПК РФ). Кроме того, районный суд, но ходатайству следователя или дознавателя, может продлить срок содержания иод стражей обвиняемого до 12 месяцев (ч. 2 ст. 109 УПК РФ).
Районный суд уполномочен давать разрешение органам предварительного расследования па производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан. В частности, только на основании судебного решения производится осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыск и (или) выемка в жилище, личный обыск, наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров и некоторые другие действия (ч. 2 ст. 29 УПК РФ).
Районный суд разрешает процессуальные вопросы, связанные с исполнением приговоров и решений: обращает приговоры, вступившие в законную силу, к исполнению; рассматривает ходатайства об условно-досрочном освобождении от наказания; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; об освобождении от наказания по болезни; об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам; досрочное снятие судимости и ряд других вопросов (ст. 396–397 УПК РФ).
В компетенцию районного суда входит рассмотрение заключения прокурора о необходимости возобновления производства но уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговора и постановления мирового судьи (ст. 417 УПК РФ), а также пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений, вступивших в законную силу (ст. 393 ГПК РФ).
Районные суды рассматривают дела о применении принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим запрещенные УК РФ деяния в состоянии невменяемости, или к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Эти же суды рассматривают вопросы о прекращении, изменении или продлении применения принудительных мер медицинского характера (гл. 51 5’ПК РФ).
§ 3. Полномочия районного суда
Главным полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой инстанции, т.е., как отмечено выше, принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т.п.).
Но сравнительно недавно на него возложены и некоторые другие полномочия. В частности, он стал проверять при определенных условиях законность и обоснованность (по вновь открывшимся обстоятельствам) своих собственных решений по гражданским делам, а по Закону о судебной системе должен начать осуществлять проверку приговоров и иных решений мировых судей, которые станут реально функционировать после принятия Закона о мировых судьях.
Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягчающих вину лиц, привлекаемых к ответственности, о приведших к тяжким последствиям похищениях людей и захвате заложников, участии в незаконных вооруженных формированиях, о посягательствах на государственную власть, о преступлениях, наказуемых смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов. Кроме того, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы, относятся к компетенции мировых судей (там, где они реально существуют).
К компетенции районного суда отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы «попутно». В последние годы на суды этого уровня, как уже отмечалось выше, во все возрастающих масштабах возлагается разбирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрению в совершении преступлений, аресты, продление их сроков, прекращение органами расследования и прокурорами уголовных дел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел. В соответствии с предписаниями Конституции РФ все суды, в том числе районные, стали играть активную роль и при принятии решений правоохранительными органами о производстве следственных и иных действий (именуемых оперативно-розыскными — о них речь пойдет ниже, в § 2 гл. XVI учебника), которые могут повлечь за собой нарушение некоторых важных конституционных прав граждан (к примеру, таких действий, как прослушивание телефонных разговоров, выемка и просмотр почтовой корреспонденции, проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц и пр.). Другими словами, им приходится делать многое из того, чем они до сравнительно недавнего времени не занимались.
Значительную часть всех дел и материалов, рассматриваемых районными судами, составляют гражданские дела. Чтобы иметь представление о том, какие конкретно дела относятся к ним, нужно попытаться сгруппировать их по каким-то объединяющим признакам. Условно таких групп можно образовать три:
— дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;
— дела, возникающие из административно-правовых отношений;
— дела особого производства.
Наиболее распространенными гражданскими делами являются дела первой группы. На рассмотрение районного суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе признакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного орган a ). Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или правом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с авторством на какое-то художественное или иное произведение и т.д.
Весьма распространены дела по спорам, связанным с гражданско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и организации в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие другие. Вместе с тем сделками признаются и некоторые действия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, права и обязанности сторон. Закон гарантирует защиту прав участников сделки в судебном порядке.
Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела так называемого особого производства. Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.
Характерным признаком указанных дел, существенно отличающим их от других гражданских дел, является то, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.
В жизни встречаются случаи, когда спор возникает между гражданином и административным органом. Например, человек не согласен с наложенным на него милицией штрафом или возражает против взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным. Такие дела принято называть делами, возникающими из административно-правовых отношений, и решаются они в районном суде.
Районный суд вправе рассматривать дела, возникающие на основании упоминавшегося выше Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Жалоба подается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.
Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам народный суд разбирает, как указывалось выше (см. § 1 гл. IV учебника) многочисленные материалы об административных правонарушениях (в целом их число ежегодно составляет более двух миллионов). Такие материалы судьи рассматривают единолично.
Значительную часть работы районных судов составляет и то, что они делают в связи с обеспечением надлежащего исполнения своих приговоров, всех решений по гражданским делам и по материалам об административных правонарушениях. Они рассматривают, к примеру, вопросы, возникающие при обращении к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным делам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобождении от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т.д.).
При оценке сказанного о компетенции районных судов, связанной с разбирательством гражданских дел, нужно учитывать, что со временем из этих судов в ведение мировых судей перейдет сравнительно широкий круг дел и вопросов —о выдаче судебных приказов; расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; разделе между супругами совместно нажитого имущества; иных спорах, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удочерении) ребенка; имущественных спорах при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; спорах, возникающих из трудовых отношений, за исключением споров, связанных с восстановлением на работе; об установлении порядка пользования земельными метками, строениями и другим недвижимым имуществом.
Как уже говорилось выше (см. § 6 гл. IV), современное законодательство изменило состав суда, рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции. В районном суде эти дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе судьи-профессионала (председательствующего в данном судебном процессе) и двух народных заседателей. Народные заседатели в этом случае (см. § 15 гл. IV учебника) пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании при решении вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела, и при постановлении приговора или вынесении решения. Законом (УПК) предусмотрен достаточно широкий круг дел, которые может рассматривать судья единолично: это все подсудные районным судам дела о преступлениях лиц, достигших совершеннолетия, за которые может быть назначено наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы.
Что касается единоличного рассмотрения гражданских дел, то для него установлены несколько иные правила. Закон (ГПК) дает довольно обширный перечень случаев, когда судья должен разбирать дело единолично. К ним отнесены случаи, когда разбирательству подлежат:
• споры между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, существующего на момент подачи искового заявления в суд;
• дела, возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводах, связанных со спорами о детях;
• дела, возникающие из трудовых правоотношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
• иски об освобождении имущества от ареста —независимо от суммы иска.
Установленный уголовно-процессуальным и гражданским процессуальным законодательством порядок единоличного рассмотрения дел в районных судах ничем не отличается от порядка рассмотрения, осуществляемого судьей с двумя народными заседателями.
Действующее законодательство достаточно детально регламентирует разбирательство практически всех дел, рассматриваемых районными судами. Подробные сведения об этом будут даны при изучении других предметов, включаемых в учебные планы юридических вузов — гражданского процесса, уголовного процесса и административного права (в рамках данного предмета усваивается порядок разбирательства материалов об административных правонарушениях, установленный КоАП и другими законодательными актами). Для общей ориентировки здесь достаточно отметить лишь некоторые положения процессуального законодательства, с помощью которых обеспечивается законное, обоснованное и справедливое разбирательство дел и материалов.
Для примера среди таких положений можно было бы отметить хотя бы то, что все вопросы, рассматриваемые судом, как правило, решаются в присутствии и при активном участии подсудимых, истцов и ответчиков с предоставлением им необходимых прав. Они участвуют в исследовании всех материалов, имеющихся в деле, дают объяснения, представляют доказательства, заявляют ходатайства.
Как приговор по уголовному, так и решение по гражданскому делу выносятся лишь на основе тех фактов и обстоятельств, которые были предметом судебного разбирательства и с бесспорностью установлены в заседании суда.
Чтобы оградить судей от посторонних влияний, закон предусматривает особый порядок совещания судей и вынесения приговора или решения по делу. Для этого судьи удаляются в совещательную комнату, где не может находиться никто, кроме судей, входящих в состав суда по данному делу. Нарушение этого правила (тайны совещания судей) влечет безусловную отмену приговора или решения.
В наши дни активно идет процесс формирования порядка разбирательства упомянутых выше вопросов, которые суды стали рассматривать попутно или параллельно с основными вопросами, возникающими по уголовным делам. И это делается не произвольно, а с соблюдением определенных правил. Например, жалобы граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, их защитников или законных представителей на незаконные или необоснованные аресты или продления их сроков должны рассматриваться, как правило, в районных судах по месту содержания под стражей. Подаются они непосредственно судье либо через должностное лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или администрацию учреждения, где содержится арестованный. Проверка должна быть завершена не более чем в трехдневный срок со дня получения жалобы и материалов, послуживших основанием для заключения под стражу в качестве меры пресечения.
Судебная проверка производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника и законного представителя лица, находящегося под стражей. Судья вызывает в заседание находящегося под стражей. В результате судебной проверки судья либо освобождает подавшего жалобу из-под стражи, либо оставляет жалобу без удовлетворения.
Полномочия районного суда по рассмотрению уголовных дел
Любые студенческие работы — ДОРОГО!
100 р бонус за первый заказ
Компетенция районного суда определяется, прежде всего, тем, что он действует в качестве суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции на решения мировых судей .
Районный суд правомочен рассматривать большую часть уголовных дел. Ему подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, отнесенных к подсудности мировому судье, судам среднего звена и ВС РФ (ч. 2, 4 ст. 31 УПК).
В связи с реализаций положений ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ суды общей юрисдикции, в том числе и районные, наделены законом полномочием по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений (ст. 165 УПК), в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.
Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу:
1. По поступившему уголовному делу судья принимает одно из следующих решений:
1) о направлении уголовного дела по подсудности;
2) о назначении предварительного слушания;
3) о назначении судебного заседания.
2. Решение судьи оформляется постановлением, в котором указываются:
1) дата и место вынесения постановления;
2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление;
3) основания принятого решения.
3. Решение принимается в срок не позднее 30 суток со дня поступления уголовного дела в суд. В случае, если в суд поступает уголовное дело в отношении обвиняемого, содержащегося под стражей, судья принимает решение в срок не позднее 14 суток со дня поступления уголовного дела в суд. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела.
4. Копия постановления судьи направляется обвиняемому, потерпевшему и прокурору (ст. 227 УПК)
Полномочия судьи районных судов осуществляют в отношении оперативно-розыскной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается не иначе как на основании судебного решения.
Отмеченные законодательные новеллы способствуют приближению правосудия России к международным стандартам в области соблюдения прав человека, хотя, очевидно, значительно увеличивают нагрузку на основное звено судов общей юрисдикции. Теперь, по истечении 48 часов , без санкции суда на арест любого задержанного начальник места содержания подозреваемого немедленно его освобождает. Только благодаря этой норме (п.3 ст. 94 УПК) число заключенных в следственных изоляторах страны за полгода ее действия сократилось почти на треть, в небезызвестных «Крестах» уменьшилось с 9 тыс. до 5 тыс. человек. Администрация места содержания под стражей немедленно направляет прокурору или в суд адресованные им жалобы подозреваемого, обвиняемого, содержащегося под стражей. Жалоба должна быть рассмотрена в судебном заседании не позднее пяти суток со дня ее поступления (ст. 125, 126 УПК).
В районном суде гражданские и уголовные дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе трех профессиональных судей, один из которых председательствует в судебном заседании. До 1 января 2004г. уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции единолично, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания, — коллегией в составе судьи и двух народных заседателей. После указанной даты предполагается, рассмотрение уголовных дел о преступлениях указанных категорий в районном суде коллегией из трех судей, образуемой тоже только по ходатайству подсудимого (п.3 ч.2 ст. 30 УПК в ред. Федерального закона от 29 мая 2002г.).
Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд. Закон запрещает возложение указанных полномочий на одного и того же судью на постоянной основе. Они должны распределяться между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел.
Согласно УПК суд на любом этапе судебного разбирательства при наличии к тому оснований может осуществлять следующие действия (принимать решения).
1) откладывает судебное разбирательство (ч.1 ст. 253, ч.2 ст. 258 УПК);
2) приостанавливает производство в отношении подсудимого или все производство по делу (ч.3 ст.253 УПК);
3) принимает решение о розыске скрывшегося подсудимого (ч.3 ст. 253 УПК);
4) прекращает в судебном заседании уголовное дело (ст. 254 УПК);
5) предоставляет вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору и защитнику время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве (ч. 4 ст. 246, ч. 3 ст. 248 УПК);
6) избирает, изменяет или отменяет меру пресечения в отношении подсудимого (ст. 255 УПК);
7) продлить срок содержания подсудимого под стражей до вынесения судебного решения по существу дела, но не более чем на три месяца (ч. 3 ст. 255 УПК).
«Определения или постановления о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела, об избрании, изменении или отмене меры пресечения в отношении подсудимого, о продлении срока содержания его под стражей, об отводах, о назначении судебной экспертизы должны быть вынесены в совещательной комнате. Должны излагаться в виде отдельного процессуального документа, подписываемого судьей или судьями, если уголовное дело рассматривается судом коллегиально».