Содержание:
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
8 декабря 1995 года N 193-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года
Одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций).
Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации»
С изменениями и дополнениями от:
7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г., 21 марта 2002 г., 10 января, 11 июня 2003 г., 3 ноября, 18 декабря 2006 г., 26 июня 2007 г., 3 декабря 2008 г., 19 июля 2009 г., 1 июля, 3 декабря 2011 г., 2, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 4 ноября 2014 г., 20 апреля, 28 ноября 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 июля 2017 г., 23 апреля, 3 августа 2018 г.
Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года
Одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций).
Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
О плане организационных мероприятий по реализации настоящего Федерального закона см. приказ Минсельхозпрода РФ от 9 февраля 1996 г. N 45
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
8 декабря 1995 г.
Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации РФ. Он гарантирует физическим и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций). Отношения, связанные с их созданием и деятельностью, регулируются Законом, ГК РФ, земельным законодательством РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Под сельскохозяйственной кооперацией понимается система различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей. А сельскохозяйственный кооператив определяется как организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Он может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива на основе принципов добровольности членства, взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, доступности информации о деятельности кооператива и др.
В целях образования кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание его создать, формируют организационный комитет, который, помимо исполнения других обязанностей, подготавливает и проводит общее организационное собрание членов кооператива. Собрание принимает решение о приеме в члены кооператива, утверждает устав и избирает органы управления (правление; наблюдательный совет — во всех потребительских кооперативах, в производственных — с числом членов не менее 50). Кооператив подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента такой регистрации. Рассмотрены особенности образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций.
Определен перечень сведений, обязательных для Устава кооператива, а также порядок внесения изменений в Устав и дополнений к нему.
Членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Членами потребительского кооператива могут быть граждане РФ и иностранные граждане и (или) юридические лица — сельскохозяйственные товаропроизводители, признающие устав потребительского кооператива и участвующие в его хозяйственной деятельности. Рассматриваются вопросы ассоциированного членства (внесение паевого взноса и получение по нему дивидендов без права голоса в кооперативе, за исключением некоторых случаев), приема и исключения членов, прекращения членства.
Самостоятельная глава Закона посвящена органам управления кооператива, их структуре, полномочиям, порядку деятельности. Кооперативы в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору (такой союз вправе создать 2 и более кооператива). В противном случае кооператив подлежит ликвидации по решению суда.
Определены источники формирования имущества кооператива, рассмотрены вопросы паевых взносов его членов, распределения прибыли и имущественной ответственности кооператива.
Кооператив и его члены могут заключать договоры, обязывающие членов кооператива в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, продавать исключительно кооперативу или создаваемым им филиалам всю производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть. Для осуществления своей деятельности кооперативы вправе нанимать работников. Кооператив обязан правильно вести бухгалтерскую отчетность, а также протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний правления и наблюдательного совета кооператива.
Закреплены вопросы реорганизации и ликвидации кооператива.
Юридическое лицо не имеет права использовать слова «сельскохозяйственный кооператив» как часть своего наименования, если оно не отвечает требованиям Закона.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г., N 50, ст. 4870, в «Российской газете» от 16 декабря 1995 г. N 242
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 90-ФЗ
Изменения вступают в силу с 23 июля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего Федерального закона
Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 292-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 99-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июня 2015 г., за исключением изменений, для которых установлены иные сроки вступления
Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 344-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.
Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 73-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
Федеральный закон от 18 февраля 1999 г. N 34-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 марта 1997 г. N 47-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Закон о сельскохозяйственной кооперации
Сельское хозяйство представляет собой одну из наиважнейших экономических отраслей Российской Федерации. В целях структурирования и повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, создаются содружества и кооперации.
Описание закона 193
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ был принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года и одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 года. Настоящий закон вступил в силу 8 декабря того же года. Рассматриваемый нормативный акт регламентирует юридические и экономические принципы основания и деятельности сельскохозяйственных объединений и коопераций. Нормативами 193-ФЗ координируются социально-экономические отношения, возникающие при создании сельскохозяйственных ассоциаций, определяется непосредственное право на их создание.
Кооперации (ассоциации) формируются и действуют, основываясь на следующих принципах:
- Члены сельхозкооператива взаимодействуют, обеспечивая взаимную выгоду и оказывая посильную помощь друг другу в рамках производственной деятельности;
- Вступление в сельхозкооператив происходит на добровольной основе;
- При разделении убытков и прибыли между членами ассоциации, учитывается участие каждого в хозяйственной и трудовой деятельности кооператива;
- Деятельность в кооперации физических лиц, не являющихся его участниками, ограничивается;
- Акционерная прибыль по паевым взносам членов кооператива ограничивается;
- В сельхозкооперативах возможно только демократичное управление;
- Открытый информативный доступ к производственной и хозяйственной деятельности для всех участников.
Закон о сельхозкооперации 193 определяет функции и структуру деятельности сельхозкооперативов. Производственная кооперация представляет собой сельскохозяйственную ассоциацию, являющуюся коммерческим предприятием и основывающуюся на совместном труде её участников (ст. 4, п.1). Основной деятельностью коопераций является изготовление и сбыт продукции сельского хозяйства. В производственный кооператив может входить не более пяти членов.
А что вы знаете о жилищно — строительных кооперативах. Подробности в законе 215.
Виды сельхозкооперативов:
- Сельскохозяйственная артель (колхоз);
- Рыболовецкая артель (рыбхоз);
- Кооперативное хозяйство (коопхоз).
При создании, новая сельскохозяйственная кооперация регистрируется в государственном реестре, как юридическое лицо (ст. 9, п.1). Решившие объединиться в ассоциацию физические и юридические лица создают организационный комитет, в обязанности которого входит:
- Формулирование технического и экономического обоснования проекта по созданию кооперации, включая информацию о паевых фондах;
- Разработка проекта и утверждение кооперативного устава;
- Приём заявок на членство, решение о приёме или отказе в членстве;
- Выбор управленческих органов ассоциаций.
ФЗ о производственных сельскохозяйственных кооперативах уполномочивает участников коопераций совершать сделки и заключать договора по мере необходимости (ст. 38, п. 1). Заключение договора обязывает членов ассоциации продавать производимую сельскохозяйственную продукцию исключительно кооперациям. Длительность действия подобного контракта не превышает десятилетнего срока.
Не признаётся законной сделка, вторым лицом в которой являются родственники участников, председатель или другие члены коопхоза, или паевые владельцы. Таковая сделка предусматривает частные интересы граждан, не связанные с экономическими интересами сельхозкооператива (ст. 38, п. 4).
Деятельность сельскохозяйственных кооперативов структурирует управленческий орган, избираемый участниками на основе демократического голосования (ст. 19, п. 1). Управление может осуществляться как одним уполномоченным лицом (председателем), так и наблюдательным советом. Наблюдательный совет формируется, если в членство сельскохозяйственной кооперации входит не менее 50 участников. Полномочия управляющего кооперативного органа определяются действительным Федеральным законом.
Согласно пункту 8 статьи 41 действительного Федерального закона о сельхозкооперативах, производственная кооперация может быть переоформлена в хозяйственное товарищество при наличии следующих условий:
- Соответствующее решение принято всеми участниками сельскохозяйственной ассоциации, имеющими право голоса;
- Члены сельскохозяйственной кооперации, имеющие право голоса, но не смогшие проголосовать, выражают своё согласие в письменной форме, скрепляя документ личной подписью;
- Обязательное присутствие на данном собрании главы сельскохозяйственного ревизионного союза.
Согласно настоящему закону 193-ФЗ, председатель или наблюдательный совет не уполномочены единолично принимать решение о реорганизации или упразднении ассоциации. Кооператив реорганизуется только при соответствующем решении всех его членов, принятом на всеобщем голосовании (ст. 41, п. 1, 2). В отдельных случаях сельхозкооператив претерпевает процесс реорганизации или ликвидируется решением суда.
Как и остальные законы Российской Федерации, закон об СПК 193-ФЗ периодически претерпевает изменения, связанные с изменениями политической и экономической обстановки в стране. Последние поправки были внесены 3 июля 2016 года.
Скачать закон о сельскохозяйственной кооперации
В рамках более подробного ознакомления с нормативами Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ, актуальный текст нормативного акта можно скачать по ссылке:
Изменения ФЗ о кооперации
Последние поправки в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ были внесены 3 июля 2016 года Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 292 ФЗ. Ст. 1 дополнена абзацем, гласящим о создании СРО в области сельскохозяйственной кооперации, согласно тексту 223-ФЗ, принятого 13 июля 2015 года.
Подпункты 2 и 3 статьи 40.2 претерпели поправки, согласно которым контроль за финансовыми операциями сельскохозяйственной деятельности осуществляется внутренним руководством на основе предписаний действующего закона, банковских актов и нормативов, указанных в статье 40.3 рассматриваемого нормативного акта. Подпункт 8 статьи 40.2 признан недействительным и упразднён.
В новой редакции подпункта 11 рассматриваемой статьи утверждается, что отказ сельскохозяйственной кооперации от обязательного вступления в СРО является нарушением регламента, предусмотренного в 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка». Согласно п. 5 рассматриваемой статьи, сельхозкооперативы не вступившие в СРО и с членством в более 3000 физических и юридических лиц, обязаны направлять уведомление в Банк России за 10 суток до проведения общего собрания. Также Банк РФ должен уведомляться о смене места нахождения руководства подобных коопераций.
Действительный закон дополнен статьёй 40.3, положение которой раскрывает и регламентирует порядок вступления сельскохозяйственной ассоциации в СРО. Саморегулируемая организация регламентирует соблюдение кооперативами нормативных актов, принятых в действительном законе и регулирует финансовые и экономические отношения в области сельского хозяйства.
Законодательная база по сельскохозяйственной кооперации
Обзор нормативно-правовых актов по кооперации в сельском хозяйстве
В России сельхозтоварищества различных видов стали возникать после отмены в 1861г. крепостного права. Но развернутого законодательства о кооперативах не было. Организация и деятельность товариществ регулировались Гражданским Уложением (статьями о товариществах).
В период реформ Столыпина главное внимание уделялось созданию крепких единоличных крестьянских хозяйств путем их выделения из сельской общины. После февральской революции 1917г. Временное правительство приняло несколько важных правовых актов о кооперации. Они достаточно четко урегулировали вопросы организации и деятельности товариществ, кооперативов, их съездов: состав, имущество, управление и другие вопросы, относящиеся к сельхозкооперации.
В первые годы советской власти государство поддерживало кооперативное движение, предусматривая в законодательстве различного рода льготы, кредитование и другие меры. Это нашло отражение, как в текущих, так и в основополагающих правовых актах.
В постановлении СНК РСФСР «О земельных комитетах» от 4 декабря 1917г. предусматривалось создание производственно-трудовых товариществ, предоставление им земли; постановлением ВСНХ «О регулировании сельскохозяйственных обществ, их союзов и объединений» от 3 марта 1919г. был утвержден Устав сельскохозяйственных обществ и их объединений, который довольно обстоятельно регулировал вопросы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. Постановлением Наркомзема РСФСР от 22 февраля 1919г. при коллегии Наркомзема был создан Комитет по делам сельскохозяйственной кооперации, который оказывал организационную помощь в создании кооперативов и их деятельности, было утверждено Положение об этом Комитете.
16 августа 1921г. ВЦИК и СНК РСФСР был принят первый законодательный акт РСФСР – Декрет о сельскохозяйственной кооперации. Его можно назвать настоящим кодифицированным законодательным актом. Он впитал в себя многие нормы, разбросанные в ранее созданных актах, придав им законодательный уровень.
В соответствии с данным Положением сельхозкооперативы создавались в целях повышения производительности крестьянского труда и улучшения жизни крестьян. Крестьянам предоставлялось право свободного образования кооперативного товарищества, артели. Они были в праве объединяться в союзы. Кроме того, предусматривалась возможность изменения формы кооператива по желанию крестьян – переход от сельхозартели, колхоза к сельхозкооперативу. Таким образом, никакого приоритета, преимущества артели, колхоза не допускалось (как это стало позднее, в конце 20-х – начале 30-хгг., в период сплошной коллективизации). Положение содержало раздел об уставе сельхозкооператива, его полное содержание, рекомендации по разработке, принятию. Государство брало на себя функции оказания содействия и помощи сельхозкооперативам всех форм.
В СССР также в те годы развивалось кооперативное, в том числе сельскохозяйственное кооперативное законодательство.
Так, СНК СССР 22 июня 1924г. принял постановление «О возврате имущества сельскохозяйственной, промысловой, кредитной кооперации». Было предусмотрено, что все ранее национализированные строения, промыслы, склады и другое имущество должны быть возвращены кооперативам государственными предприятиями и организациями, которым это национализированное имущество было передано.
22 августа 1924г. ЦИК и СНК СССР приняли важный законодательный союзный акт – Постановление о сельскохозяйственной кооперации. В нем сельхозкооперация рассматривалась как важное средство подъема сельского хозяйства, предусматривались и закреплялись различные ее формы – товарищества, кооперативы, артели, коммуны.
Постановлением Совета Труда и Обороны СССР «О мерах по укреплению сельскохозяйственной кооперации» от 25 февраля 1927г. было еще раз объявлено о государственной поддержке сельхозкооперативов, повышении их роли. В 1929г. была создана кооперативная система – от местных объединений и союзов до Высшего Совета сельскохозяйственной кооперации.
В РСФСР ВЦИК и СНК 3 октября 1927г. приняли Положение о сельскохозяйственной кооперации (по существу, новую, более полную, редакцию Декрета 1921г.).
Но такая политика просуществовала недолго. В том же 1927г. (16 марта) было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О коллективных хозяйствах». Уже здесь была подчеркнута ведущая роль колхозов в сельхозкооперации, говорилось о необходимости переходить от ее низших форм к высшей форме – колхозам, т.е. последние провозглашались высшей формой сельхозкооперации. И практика пошла по этому пути. 1 марта 1930 г. на Первом съезде колхозников был принят Примерный Устав сельскохозяйственной артели.
1929 год был объявлен годом великого перелома, а 1930-й – годом ликвидации кулачества как класса. Насильственная коллективизация продолжала свой путь и к 1933-1934гг. была завершена. Сельхозкооперации перестала существовать.
Колхозная система – колхозсоюзы, начиная с районных и кончая Колхозцентром, была ликвидирована в 1933 г. под предлогом дублирования функций Наркомзема. Руководство колхозами было полностью возложено на Наркомзем. Таким образом, колхозная система была полностью огосударствлена. 17 февраля 1935 г. на Втором съезде колхозников ударников был принят новый Примерный Устав сельскохозяйственной артели. Государство руководило колхозами административно-командными методами. Такое положение сложилось на многие годы вперед. О кооперации забыли, хотя колхоз по существу своему – организация кооперативная.
После февраля 1935 г. съезды колхозников не собирались более 34 лет. В ноябре 1969 г. состоялся Третий съезд колхозников. Он принял новый Примерный Устав колхоза – с виду и по содержанию демократический. Однако практика шла по иному пути – командования колхозами и их постепенного разорения. Многие сотни тысяч деревень были объявлены неперспективными. Молодежь уезжала в города, в деревне оставались пожилые, нетрудоспособные.
Съезд создал Советы колхозов – от районного до союзного, но эти представительные органы никакой существенной роли не сыграли.
И опять съезды колхозников не созывались около 20 лет. Четвертый съезд колхозников состоялся в феврале 1988 г., он не принимал новый Примерный Устав колхоза. В это время готовился проект закона о кооперации в СССР, который был принят Верховным Советом СССР 26 мая 1988 г. Данный закон посвящен всем видам и формам кооперации и не объявлял колхозы единственной и высшей формой сельскохозяйственной кооперации. Колхозы названы лишь как преобладающая форма сельхозкооперации.
Состоявшийся в феврале 1992 г. Съезд колхозников России принял новый Примерный Устав колхоза (производственного сельскохозяйственного кооператива). Таким образом, колхоз прямо получил наименование производственного сельхозкооператива.
После 1988 г. в СССР и России стали создаваться разнообразные кооперативы, в том числе и в сельском хозяйстве. Но этому процессу серьезную помеху оказал принятый Верховным Советом РСФСР 25 декабря 1990 г. Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности», поскольку он не предусмотрел такой организационно-правовой формы предприятий как кооператив. Ранее созданные кооперативы преобразовывались в акционерные общества. Сейчас это препятствие снято, так как названный закон в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации утратил силу, а в самом ГК прямо предусмотрены производственные и иные кооперативы (ст. 107-112).
Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» принят Государственной Думой 18 ноября 1995 г., одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 г. и подписан Президентом Российской Федерации 8 декабря 1995., вступил в действие 16 декабря 1995 года, с момента официального опубликования в «Российской газете».
Принятие Закона о сельхозкооперации было предусмотрено в ст. 14 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов (производственных, перерабатывающих, обслуживающих сельскохозяйственных производителей) определяются Законом о сельскохозяйственной кооперации»[1]. 19 июня 1992 года принят Федеральный закон «О потребительской кооперации»[2], который не распространяется на сельскохозяйственные потребительские кооперативы (ст. 48 ЗоСК), а 8 мая 1996 г. принят Федеральный закон «О производственных кооперативах», устанавливающий, что особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов определяются Законом о сельскохозяйственной кооперации (п. 2 ст. 2). В настоящее время готовится закон о сельскохозяйственных кредитных кооперативах.
Таким образом, развитие кооперативного законодательства в России пошло по отраслевому пути. В результате складывающаяся система российского кооперативного законодательства оказалась весьма сложной. Уже принятые законы по-разному решают вопросы организации и деятельности кооперативов одного и того же типа.
Общего закона о кооперации в России нет. Разработка и принятие его остается актуальной. Такой закон мог бы установить единые принципы кооперативного законодательства, в соответствии с которыми были бы уточнены и унифицированы уже действующие законы, и стала бы ясна концепция дальнейшего развития законодательства о кооперации.
Характерной чертой Закона о сельхозкооперации является то, что он восстановил традиции и искусственно разорванную связь времен в кооперативном движении в России.
Вновь нарождающийся кооперативный сектор в сельском хозяйстве требует всемерного внимания и поддержки, которые оказывают ему сейчас в недостаточной мере. Статья 45 ЗоСК указывает на необходимость создания журнала по проблемам кооперации, введения обучения кооператоров, исследования проблем кооперации. Сказанное относится и к правовым проблемам сельхозкооперации. Необходимо отметить, что в 20-х – начале 30-х гг. ХХ века России и СССР в вузах преподавалось советское кооперативное право, были изданы учебные пособия, опубликованы научные труды. Исследование правовых проблем сельхозкооперации и преподавание кооперативного права прекратились с завершением сплошной коллективизации сельского хозяйства. Труды ученых-кооператоров были изъяты из библиотек и сданы в так называемые спецхраны. В целях изучения и преподавания правового регулирования кооперации, в том числе сельскохозяйственной, указанные труды необходимо вспомнить. Кроме того, необходимо подготовить учебники по сельскохозяйственной кооперации.
Законодательная база по сельскохозяйственным кооперативам
С точки зрения права сельскохозяйственная кооперация – это комплексная многоотраслевая структура, регулируемая нормами, относящимися к различным отраслям экономического законодательства.
Определяющей правовой основой развития сельскохозяйственной кооперации являются статьи Конституции Российской Федерации, предоставляющие гражданам право на объединение и осуществление различных видов совместной деятельности. Создание и развитие сельскохозяйственных кооперативов, их отношения с другими экономическими контрагентами в законодательной практике стран с рыночной экономикой традиционно регулируются нормами гражданского права. К ним применяются также нормы административного, финансового, налогового, земельного, трудового законодательства.
Ни одна из названных отраслей права не может осуществить всестороннее регулирование деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Во-первых, должна быть учтена специфика кооперативной формы организации производства. Во-вторых, эта форма функционирует в весьма сложной системе межотраслевых хозяйственных связей.
Исходя из этого и учитывая специфику сельского хозяйства как отрасли, связанной с биологическими и природно-климатическими процессами, обуславливающими повышенный производственный риск, необходимо принять особый комплексный законодательный акт, в котором нормы различных отраслей права применяются через отношения членства и учет отраслевой специфики кооперативной деятельности в аграрной сфере, что требует более гибкого и дифференцированного подхода к правовому регулированию отдельных видов кооперативов.
Особенно это касается сельскохозяйственных производственных кооперативов, в которых принцип открытого членства вступает в противоречие с принципом оптимальности числа членов, определяемого производственными целями и связанного с земельными отношениями. К тому же сельскохозяйственный производственный кооператив является коммерческой организацией, что противоречит «классическим» принципам кооперативной деятельности.
В отличие от обслуживающих в производственных кооперативах является обязательным личное трудовое участие каждого члена в совместном производстве сельскохозяйственной продукции. Требуют своего решения проблемы, связанные с возвратом паевого взноса и земли при выходе из кооператива, с правами наследников члена кооператива, с оплатой земельных имущественных паев на пропорциональной основе со сложностью социальных отношений.
Гражданский кодекс РФ легализовал кооперативную организационно-правовую форму хозяйственной жизни на высоком законодательном уровне. Однако в этом кодексе классификация кооперативов представлена только двумя их видами: производственными и потребительскими. Деятельность кредитных и страховых сельскохозяйственных кооперативов по-прежнему не входит в правовое пространство, что является тормозом на пути развития в агропромышленном комплексе страны, как самой кооперативной системы, так и нормальных рыночных отношений.
Гражданский кодекс не только ограничивает возможность выбора сельскохозяйственного кооператива двумя названными вариантами, но и относит к производственным и потребительским кооперативам не свойственная им и противоречащие мировой практике виды и принципы их организаций и деятельности. Определения производственного кооператива в ст. 107 ч.1 ГК РФ таково: это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) и имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Кроме того, документ предусматривает возможность участи в производственных кооперативах юридических лиц (только не понятно, как в таком случае будет обеспечена в нем трудовое участие таких членов), а также субсидиарную ответственность членов по обязательствам кооператива.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям и как таковые имеют льготный налоговый режим. Их правовое положение определяется в соответствии с ГК РФ законами о потребительских кооперативах.
Определяя сельскохозяйственные кооперативы как организации, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, закон устанавливает, что сельскохозяйственные кооперативы могут создаваться в форме производственного или потребительского кооператива.
Производственные кооперативы создаются для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Членами должно выполняться не менее 50% всего объема работ в кооперативе. Основными видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственные артели (колхозы) и кооперативные хозяйства (коопхозы).
Сельскохозяйственная артель (колхоз) создается гражданами путем добровольного объединения их имущественных паевых взносов, денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества, которое поступает в паевой фонд кооператива и тем самым становится собственностью кооператива. Решение о форме (денежной или натуральной) и размерах возвращения члену «нового» колхоза (или его наследникам) принадлежащего ему ранее имущества в виде его пая при выходе из колхоза принимает общее собрание.
Несколько иное положение закон закрепляет в отношении другой формы производственной кооперации – коопхоза, который создается главами фермерских хозяйств и гражданами, ведущими свои приусадебные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции и для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции, основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и на базе объединения их имущественных паевых взносов. Земельные участки, объединяемые для совместной производственной деятельности, в паевой фонд коопхоза не передаются, оставаясь в собственности (владении, аренде) фермерских и приусадебных семейных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.
Закон определяет потребительские сельскохозяйственные кооперативы как объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей (граждан и юридических лиц). В зависимости от вида деятельности они подразделяются на перерабатывающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и комплексные.
Потребительский сельскохозяйственный кооператив может быть образован не менее чем двумя юридическими или пятью физическими лицами. Не менее 50% объема деятельности этих кооперативов должно приходиться на их членов. Функционируют они преимущественно на базе наемного труда. Закон устанавливает в сельскохозяйственных кооперативах институт ассоциированных членов, которыми могут быть физические или юридические лица, внесшие в кооператив паевые взносы. Они могут получать дивиденды (если, конечно будет прибыль), но не имеют на собраниях права голоса. В производственных кооперативах это главным образом пенсионеры.
Для проведения общего собрания кооператива, которое может принять любые решения, определяющие его судьбу, достаточно присутствие 25% его членов. Многие решения по важнейшим вопросам, включая состав выборных органов, могут приниматься простым большинством голосов.
До сих пор не «узаконены» кредитные и страховые кооперативы. Поскольку кредитные и страховые кооперативы в ГК не упоминаются, формально их можно отнести к потребительским кооперативам.
Однако принятый в июне 1997 г. Закон « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» регламентирует деятельность потребительских обществ и ограничивает сферу своего влияния торговыми и закупочными организациями, работающими в сельской местности. Таким образом, действующие законы о потребительской кооперации вопросы организации кредитных кооперативов не затрагивают.
Упоминание о кредитном кооперативе встречается в ст. 4 Закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 16 декабря 1996 г. в п. 4.8: «Кредитные кооперативы образуются для кредитования и сбережения денежных средств членов данных кооперативов». В этом же законе сказано, что «…порядок образования и деятельности кредитных кооперативов, права и обязанности их членов определяются настоящим Федеральным законом и законами, регулирующими порядок создания и деятельности кредитных и страховых кооперативов». Таким образом, Закон «О сельскохозяйственной кооперации» только обозначает кредитные кооперативы, ограничивая поле их деятельности сельскохозяйственным производством.
Все созданные кредитные союзы действуют полулегально. Кроме того, в случае принятия закона о кредитных союзах проблема все еще будет решена не полностью: кредитные союзы объединяет только физические лица, и выдают кредит, в основном на чисто потребительские нужды.
Таким образом, попытки определить правовой статус и основ деятельности кредитных кооперативов делаются в ряде правовых документов, однако ни один из них в явном виде не узаконивает кредитные кооперативы как особый вид небанковской кредитной организации с перечислением специфических задач, которые эта организация могла бы решить. Ни в одном из документов не нашли отражение специфика кредитных кооперативов, их отличия от производственных и обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов, с одной стороны, и банковских учреждений, с другой.
Не дождавшись федерального законодательства, отдельные регионы взяли на себя инициативу и приняли акты, разрешающие деятельность кредитных кооперативных учреждений. Так, 18 апреля 1997 года Волгоградская областная Дума приняла Закон «О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в Волгоградской области».
Косвенной помехой на пути становления кооперативного кредита является отсутствие развитой системы ипотеки и залога земель и другого имущества. Даже операции кредитования под залог произведенной сельскохозяйственной продукции на краткосрочный период недостаточно освоены. В настоящее время принят Закон РФ о залоге, предполагающий осуществление сделок с землей и Указ Президента России № 1767 от 27 октября 1993 года. При организации кредита на кооперативной основе залог не имеет такого значения, как для коммерческого кредитования, так как кредит может предоставляться на основе доверия к личным качествам члена, по поручительству, а также на основе особых обязательств члена, записанных в уставе кооператива.
Сельские кредитные кооперативы действуют в Волгоградской, Саратовской, Ростовской и Ленинградской областях. Опыт позволяет выделить два пути развития кредитных кооперативов: «сверху» и «снизу». Эта классификация достаточно условна, так как появление кооператива невозможно без содействия региональных властей и, наоборот, никакое административное начинание не может успешно развиваться без реальной заинтересованности членов низовых кооперативов.
Инициатива создания кредитных кооперативов в Волгоградской области принадлежала местной Ассоциации крестьянских хозяйств и кооперативов России (АККОР). Руководители АККОР стали искать пути создания особой финансовой схемы кредитования фермерских хозяйств.
Существенным препятствием в работе, кроме отсутствия четкой законодательной базы, был отрицательный опыт финансовых пирамид. Во избежание финансовых мошенничеств для разработки финансовых нормативов при Комитете экономики и финансов администрации области была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов и кредитных потребительских кооперативов. Эта инспекция выдает и отзывает лицензии на право деятельности в качестве сельскохозяйственного кредитного кооператива, следит за соблюдением законности в их деятельности, вносит предложения и участвует в разработке законодательной базы сельскохозяйственных кредитных кооперативов.
Кредитные кооперативы, хоть и являются потребительскими, действуют в особой сфере – финансовой, объединяют людей на основе профессиональной и социальной общности, не оказывают услуг сторонним лицам организациям. С другой стороны, кредитный кооператив кардинально отличается от банка своей потребительской спецификой и некоммерческим характером. Члены-пайщики кредитного кооператива – не клиенты, как в банке, а сами являются его собственниками и участниками его работы. Соответственно, многие формы банковского законодательства не могут применяться к кредитным кооперативам. В центр поставлена задача соблюдения финансовых интересов пайщиков и обеспечения финансовой стабильности кооператива, которые достигаются путем установления целого ряда ограничений на деятельность кредитных кооперативов, а именно: списочный состав членов-пайщиков четко определен; устанавливаются ограничения на виды финансовой деятельности кооператива; запрещаются рискованные способы вложения средств кооператива.
Характерной особенностью волгоградского закона о кредитных кооперативах является то, что его членами наряду с физическими лицами, что принято в кооперативной практике многих стран, могут быть юридические лица, а наряду с сельскохозяйственными товаропроизводителями в кооператив принимаются любые обслуживающие сельское хозяйство предприятия АПК вне зависимости от организационно-правовой формы собственности: перерабатывающие, снабженческие, сбытовые, сервисные и др.
К числу позитивных сторон закона следует отнести, строгое разграничение имущества кредитного кооператива и имущество пайщиков. Имущество кооператива образуется из паевых и вступительных взносов пайщика, сбережения вкладчиков передаются в кредитный кооператив на правах доверительного управления, а пайщики остаются их собственниками. Доходы, получаемые от управления этими средствами, поступают непосредственно членам кооператива, что позволяет избежать двойного налогообложения. Пайщики являются собственниками кредитного кооператива и поэтому имеют больше прав, чем клиенты банков, в частности, участвуют в управлении и контроле за деятельностью кооператива. Вместе с тем, поскольку повышенные права предполагают и повышенную ответственность, пайщики несут дополнительную (субсидиарную) ответственность по обязательствам кредитного кооператива при погашении его убытков путем внесения дополнительных взносов членов кооператива. В законе отражена система защиты экономических интересов пайщиков сельскохозяйственного кредитного кооператива: в целях обеспечения своей финансовой стабильности и гарантий стабильности финансового положения пайщиков кооператив формирует резервный фонд, а также инвестирует не менее 30% фонда финансовой взаимопомощи в высоконадежные Волгоградские государственные бумаги.
Законом предусматривается создание структуры, координирующей деятельность кредитных кооперативов в Волгоградской области. Эту функцию выполняет областной сельскохозяйственный кооператив «Содружество», который кроме координации оказывает кооперативам методическую помощь, представляет их интересы, служит базой для создания централизованного резервного фонда, формирующегося за счет отчислений от средств районных кредитных кооперативов. В отличие от резервных фондов Банка России эти средства вкладываются в государственные ценные бумаги и имеют гарантированный доход. Используются только в крайних случаях.
На основании принятого закона разработаны примерный устав сельскохозяйственного кредитного кооператива и правила его деятельности. Они включают в себя положения о взносах, паевом фонде, порядке формирования и использования фондов кооператива, займах и залоговых операциях, о предпринимательской деятельности. Отдельным постановлением администрации области утверждена Программа создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. В ней предусмотрена финансовая поддержка за счет областного бюджета. В выполнении программы задействованы различные структуры государственной власти и общественные организации, которые представлены в Координационном Совете по развитию кредитных кооперативов. Совет, состоящий из представителей Центрального Банка, Госкомимущества, областного финансового управления, юристов, исполнительных директоров всех кредитных кооперативов решает вопросы по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы.
Таким образом, в целях повышения надежности работы новых финансовых структур, защиты от мошенничества и псевдо-кредитных кооперативов администрация области разработала целый пакет нормативно-правовой документации, в которую входят: закон Волгоградской области о сельскохозяйственной кредитной кооперации; постановление администрации области о пилотном проекте развития кредитных кооперативов; положение о лицензировании их деятельности; типовые устав и правила сельскохозяйственного кредитного кооператива; рекомендации по учету, отчетности, налогообложению кредитных кооперативов. В частности, в законе Волгоградской области «О налоговой системе» предусмотрен ряд льгот по отношению к кредитным кооперативам. Все эти меры позволили поднять доверие к деятельности кооперативов, создать надежный и безопасный финансово-кредитный кооператив.
Однако, несмотря на успехи развития волгоградских кооперативов, нельзя не отметить, что принятие областного закона – вынужденная полумера, вызванная отсутствием Федерального Закона «О сельских кредитных кооперативах», основным назначением которого должно быть узаконение статуса сельского кредитного кооператива как особой некоммерческой небанковской кредитной организации. До тех пор, пока это не будет сделано, все региональные ведомства, и, прежде всего налоговое, будет предъявлять к кредитным кооперативам требования, не адекватные их природе и экономическим возможностями.
Для совершенствования законодательной базы требуется определить наиболее важные вопросы функционирования сельскохозяйственных кооперативов, в том числе:
— четкое юридическое определение кооператива, отличающее его от акционерных и других типов предприятий;
— четкое и функциональное правовое разграничение производственных и обслуживающих кооперативов;
— разработка перечня разрешенной деятельности для кооперативов;
— четкое определение паевых отношений как производственных, так и обслуживающих кооперативов;
— отнесение регулирования отдельных сторон функционирования кооперативной деятельности к соответствующему законодательству страны (Гражданскому кодексу, трудовому, земельному и прочему законодательству);
— выявление особенностей распространения на кооперативы антимонопольного и налогового законодательства.
Что же касается детального регулирования отдельных (часто второстепенных) сторон кооперативной деятельности, то это – предмет будущего, когда кооперативная система в сельском хозяйстве получит широкое распространение и будет накоплен соответствующий положительных и негативный опыт ее деятельности.
Закон «О сельскохозяйственной кооперации» не снимает с повестки дня дальнейшей нормотворческой деятельности в продовольственном хозяйстве нашей страны.
Требует разработки и принятия закон о сельскохозяйственных кредитных кооперативах как организациях мелкого кредита, в первую очередь фермерского производства. На основе закона о кооперации должен быть подготовлен целый ряд дополнительных разъясняющих нормативных документов, так как по сложившейся в российском законодательстве традиции законы не имеют, как правило, прямого действия. Необходимо разработать инструкции по регистрации кооперативов (на предмет проверки соответствия уставов законодательству), по взиманию налогов, по бухгалтерскому учету в кооперативах и т.д. Кроме того, необходимы освещенные авторитетом государства примерные уставы кооперативов различного типа.
Другим не менее важным направлением государственной политики по развитию сельскохозяйственной кооперации должна стать финансовая поддержка экономических кооперативных структур, особенно на стартовом этапе их развития. Для осуществления этой деятельности необходимо создание специального фонда поддержки сельскохозяйственной кооперации, который бы предусматривал четкий порядок предоставления кооперативам льготных кредитов для начала их деятельности.
И, наконец, условием для формирования и осуществления государственной кооперативной политики в сельском хозяйстве и АПК в целом является разработка Комплексной государственной программы развития сельскохозяйственной кооперации.
Формирование кооперативной политики в АПК
Сельскохозяйственные кооперативы в АПК возникли как средство противостояния мелкого аграрного производителя, принципиально немонополизируемого, изначально раздробленного, крупным капиталистическим предприятиям, функционирующим в сферах сопряженных с сельским хозяйством. В условиях рыночной экономики фермерская кооперация развивается в рамках соответствующей государственной политики.
Такую политику наряду с созданием прочной законодательной базы развития сельскохозяйственной кооперации необходимо последовательно формировать применительно к современной российской действительности, используя мировой опыт в этой области.
В мировой практике возникновение сельскохозяйственных кооперативов связано с развитием мелкого производства в условиях рыночной экономики, что предопределяет общие принципы кооперативной политики, предполагающей учет всей совокупности объективных социально-экономических предпосылок для такого развития и уровень их осмысления в обществе.
В наших условиях кооперативы создаются в процессе реорганизации крупных коллективных хозяйств, объединение зарождающихся фермерских хозяйств, ЛПХ, что вносит свои коррективы в стратегию и тактику кооперативной политики государства в сельском хозяйстве.
Мировой и отечественный опыт показывает, что кооперация редко возникает сама по себе: нужно некоторое просветительское и организаторское начало извне крестьянской среды, дающее определенный импульс к становлению кооперативной системы. В свое время инициаторами и организаторами первых кооперативов стали выдающиеся представители кооперативного движения, но их идеи воплощались в жизнь при воздействии на этот процесс государственной политики, включающей большой арсенал мер правового, экономического и административного регулирования.
Особая роль принадлежит целенаправленной деятельности государства в формировании кооперативной системы в агропромышленном секторе нашей страны в условиях перехода к рыночной экономике. Это вызывает необходимость разработки федеральной программы развития сельскохозяйственной кооперации как части правительственной аграрной политики, имея в виду создание адекватной потребностям развития кооперативных форм деятельности законодательной базы, меры финансовой поддержки и стимулирования кооперативных структур, формирование кооперативного образования и пропаганды, мероприятия институционального характера.
Сложившееся в настоящее время положение в области правовых основ сельскохозяйственной кооперации в России при отсутствии четкой государственной политики затрудняет становление кооперативного сектора
Следует особо остановиться на специфике применения антимонопольного и налогового законодательства к сельскохозяйственным кооперативам вертикального типа как важных элементов государственной кооперативной политики. Известно, что кооперативы вертикального типа представляют собой способ противостояния мелких, принципиально немонополизированных аграрных производителей крупным, концентрированным, часто высокомонополизированным предприятиям первой и третьей сфер АПК. Именно по этой причине в законодательстве большинства экономически развитых стран мира кооперативные объединения не попадают под ограничение антитрестового законодательства. В странах Европы, особенно Северной, кооперативные союзы охватывают своей деятельностью 70-100% рынка отдельных сельскохозяйственных продуктов, что, тем не менее, не делает их предметом разбирательства антимонопольных органов.
Кроме того, кооператив имеет специфику внутреннего движения продукции. Сельскохозяйственный товаропроизводитель – член кооператива, поставляя собственный продукт на кооперативное предприятие (для сбыта, переработки с последующим сбытом и т.п.), осуществляет не акт продажи, а только передает своему агенту, находящемуся у него в найме, продукцию для реализации. Положение не меняется от того, что производитель получает в момент передачи частичную оплату этого продукта – это как бы реальный платеж. В такой же степени это касается приобретения через кооператив средств производства. Окончательный расчет будет проведен по итогам финансового года, когда на уровне кооператива будет подсчитана прибыль и распределяемая ее часть выплачена членам кооператива – поставщикам как надбавка за полученную от них продукцию или скидка с цены за купленные ими в кооперативе корма, удобрения и т.д.
Такое понимание внутри кооперативного устройства обусловливает особый порядок налогообложения прибыли кооперативов. Для исключения двойного налогообложения одной и той же базы налог в большинстве стран взимается только на одном уровне, чаще всего на уровне члена кооператива. Иначе говоря, прибыль кооператива по итогам года распределенная своим членам, налогом не облагается. В бюджет государства налог с этой прибыли платит сам сельхозтоваропроизводитель.
Отсутствие в действующем российском законодательстве этих двух положений делает кооперативную организацию невыгодной. Подлинные кооперативы сегодня пытаются обойти возникающие противоречия путем частных договоров с местными властями и налоговой инспекцией. Однако дело становления кооперации не может не находиться в зависимости от того, понимают соответствующие инстанции суть кооперативной формы или нет. Данные нормы должны быть установлены на федеральном уровне, и являться важными основополагающими принципами государственной эффективной политики, открывающей действительный простор для дальнейшего развития кооперативного движения в сельском хозяйстве и все системе АПК.