Налог тагар

Налоги и повинности;

Существовало четыре вида собственности на землю

О праве собственности на землю

Социальная структура

АБУЛХАИРА, НОГАЙСКОЙ ОРДЫ

ГОСУДАРСТВЕННО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО БЕЛОЙ ОРДЫ, МОГУЛИСТАНА, ХАНСТВО

Ханства было значительным этапом в формировании этнического состава казахского народа.

Образование Белой Орды, ханства Абулхаира, Могулистана, Ногайской Орды, Сибирского

Ослабление ханства Абулхаира

ü В 1456-57 годах Абулхаир потерпел поражение от правителя ойратов Уз-Темира близ города

ü Причины поражения:

— Жесткое военное правление.

ü В 1468 году Абулхаир отправился в поход, чтобы покарать султанов Керея и Жаныбека.

ü Во время похода в местности Аккыстау близ Алматы он умер.

ü С образованием и укреплением Казахского ханства власть потомков Абулхаира на территории

восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась.

ü Хан — глава государства.

ü Ханская власть передавалась от отца к сыну.

ü В Ханском совете решались государственные дела.

ü В Ханский совет входили улусбеги, эмиры, беки, бии.

ü Везиры — советники хана.

ü Курултай — верховный орган власти.

ü Курултай созывался раз в год в летнее время.

ü В Белой Орде, ханстве Абулхаира и Могу-в листане преводителей тюркских племени именовали

эмирами, в Ногайской Орде-мурзами.

ü Титул «бек» присваивался военачальниками и высшим государственным чиновникам (улус бек,

ü Би — народные судьи.

ü Нойон — представители богатой знати.

ü «Бахадур» или «батыр» — военачальники.

ü «Карача» (чернь, простолюдины) — народ.

ü Завоеванные земли Чингизхана назывались «инджу» («приданое»).

ü Налоги, собранные у населения на землях инджу, поступали в ханскую казну.

ü Земли для инджу ханов Золотой Орды находились в Поволжье, Чагатайского государства – в

долинах рек Чу и Талас.

ü Государственные — принадлежали непосредственно ханам.

ü Инджу — земли, полученные потомками Чингисхана.

ü Вакуфные — земли религиозных учреждений и служителей.

ü Земли, передававшиеся ханами в наследственную собственнность.

ü Виды собственности на землю как «икта» и «союргаль» раздавали честно и преданно

служавшим хану военным и государственным служащим.

ü Такие земли не передавались по наследству.

ü В случае предательства или смерти» изымались.

ü В 1377-1378 годах, когда один из полководцев Урус хана сбежал вместе с Тохтамышем в Самарканд к Тимуру, землю, переданную ему как союргаль, изъяли.

ü Тагар — вид налога, который взимался для снабжения войск продовольствием.

ü Калан — земельный налог собирался в зависимости от величины площади.

ü Зякет — кочевники платили в пользу хана и султанов.

ü Харадж, баж— налог, который оседло-земледельческое и городское население обязано было платить.

ü Эти виды налогов появились после нашествия монголов.

ü Капшуыр— вид налога, который в Золотой Орде и Чагатайском улусе взимался с кочевых скотоводов в

размере одного процента поголовья скота.

ü От населения Кашгарии на имя хана Могулистана Тоглук-Тимура поступали жалобы о непосильном

увеличении размера налога калан.

ü Земледельцы и городские жителиТур­кестана платили налоги харадж и баж.

ü Скотоводыполукочевых районов, имеющие незначительное поголовье скота, платили дань в виде

Архив ZIP — WinRAR / Разд мат. к лекц / Налоги

Население Ак-Орды, Могулистана, ханства Абулхаира, Ногайской орды несло многочисленные повинности и уплачивало налоги в пользу государства. Большинство из них сохранилось со времени монгольских государств. Население платило зякет, тагар, купчур, калан и другие налоги.

Кочевники были обязаны платить зякет – основанный на шариате налог со скота в пользу хана и султанов. Зякет взимался также с ремесленников и торговцев в городах Южного Казахстана. В степных районах рядовые кочевники выплачивали также натуральные налоги и подати, несли повинности и отработки (согум, сыбага, саун и др.), несли также воинскую повинность: службу в войсках предводителя племени, который должен был являться к хану с военным отрядом. Воинская повинность была одной из самых важных. Население степей, по существу, представляло собой вооруженную массу людей. Эта повинность была связана с большими расходами и отрывала рядовых кочевников от производительного труда.

Тагар – натуральный сбор для снабжения войск продовольствием. Его размер определялся по усмотрению хана или султанов.

Купчур – подушная (или поголовная) подать (в кочевых районах – в размере 1% от поголовья скота). Налог предназначался для содержания войск, почты, чиновничьего аппарата.

Харадж, калан, малваджихат — поземельная подать

Ушур, бадж – налоги торгово-ремесленного населения.

Куналга – повинность принимать на постой проходящие войсковые части.

Джамалга – приниимать на постой знатных лиц, ханских гонцов, чиновников.

+ Трудовые повинности: гужевые, почтовые.

В источниках мало сведений для характеристики всей налоговой системы казахского ханства. Освобождение от налогов в пользу хана, т.е. предоставление тарханных прав, служило обогащению знати. Всю тяжесть налогов в пользу собственника земли или ее временного владельца нес простой люд.

(См.: История Каз-на т2, c.186-188;532-533)

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В КАЗАХСКОМ ХАНСТВЕ

Актуальность темы исследования: После празднования 550-летия образования Казахского ханства появилось множество интересных вопросов, как например: “как развивался налоговый учет в Казахском ханстве?”. Налоговый учет в Казахском ханстве имеет глубокие корни и архиважное значение для всех казахов.

«Мы отмечаем торжественно 550-летие образования Казахского ханства. Этим самым мы говорим, что история имеет глубокие корни», — сказал Н. Назарбаев. 550-летний юбилей повод «задуматься над своим прошлым и будущим, обсудить всё это». Празднование 550-летия Казахского ханства «архиважное для всех казахов в плане понимания своей исторической роли в мире» и эту дату «нужно увековечить, укоренить в сознании народа». Это событие может «объединить весь народ» и будет являться знаковым событием.

Степень изученности проблемы.В современной исторической литературе имеются многочисленные научные труды, посвященные исследованию Казахского ханства. Вместе с тем отсутствие работ, посвященных исследованию налогового учета Казахского ханства, обуславливают наличие неизученных вопросов, нуждающихся в дальнейших теоретических и практических разработках.

Цель исследования: Узнать, как развивался налоговый учет с периода становления Казахского ханства по наши дни.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

— Исследовать как формировался налоговый учет на территории Казахстана в целом;

— Изучить основные виды налогов, которые были на территории Казахстана;

— Обосновать причины изменения системы налогового учета в среднековье на территории Казахстана;

— Оценить возможность применения налогов на территории Казахстана;

Теоретическую, методологическую и информационную базу исследования составляют официальные правительственные и исторические материалы, научные исследования отечественных и зарубежных ученых, связанные с рассматриваемой проблемой, монографии, материалы научно-практических конференций. В ходе исследования применены материалы периодической печати и официальных веб-сайтов, раскрытые в ходе подготовки исследовательской работы.

Научная новизна исследовательской работы.Научная новизна результатов, полученных в ходе исследования, заключается в теоретическом обосновании сущности налогового учета в Казахском хансвте.

Структура и объем исследования. Исследовательская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.

I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1 РАЗВИТИЕ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Одним из самых древних финансовых институтов являются налоги. Их появление и развитие было непрерывно связано с становлением и появлением государственности. В период перехода человечества от кочевой к оседлой жизни и связанного с этим процесса разделения труда, начали появляться первые элементы государственного устройства, что явилось основой для появления института частной собственности. В итоге были значительно расширены функции государства. Появилась необходимость в защите прав собственности от посягательства одних членов общества другими. Для этого были организованы специальные государственные органы. Общество вынуждено было изыскивать денежные средства для их содержания, так как они не принимали участие в материальном производстве. Существовали разные источники формирования указанных средств, которые зависели от уровня развития общества, происходящих в нём процессов и т.д. на различных этапах развития государства. В древнейшие времена финансирование государственных структур осуществлялось в основном в результате военных действий: эксплуатация рабов, украденное имущество, и т.д. Зачастую данные источники принимали организованные формы в виде установленной победителем дани, уплачиваемой побежденным народом правителю на постоянной основе и в определенные сроки. Дань, таким образом, можно в определённой мере назвать прообразом налогообложения. Основы налогообложения организовывались также в виде жертвоприношений храмам, которые выполняли определённые функции в организации общественной жизни. Соответственно, в современном понимании данной экономической категории их нельзя назвать налогами, но поскольку они носили систематический характер, то фактически превращались в определённую «выплату», «взнос». По мере развития государственности наряду с платежами в пользу духовенства формировалась система регулярных платежей в пользу правящей верхушки. История Древнего мира содержит упоминание о существовании, например, в Древней Греции в VII VI вв. до н. э. налогов, устанавливаемых пропорционально доходу их субъектов. Вместе с тем уплата указанных платежей возлагалась на жителей побеждённых территорий и иноземцев, а также других «не граждан». Жители провинций, находясь подданными империи, но не гражданами, в Римской империи, должны были платить налоги. Свободные граждане налогов не платили, поскольку наличие подобной обязанности считалось проявлением зависимости. Добровольное внесение свободными гражданами денежных средств на нужды государства не возбранялось и даже поощрялось.

Отсюда следует, существуют две главные предпосылки появления налогового учета. В начале, это расслоение общества на богатых и бедных в следствии существования различных его видов. Затем, объединение владельцев и создание первых государственных образований для защиты их интересов, а также для повышения власти над бедными слоями населения.

Становление и развитие государственности и, следовательно, системы налогообложения происходило в разных частях планеты по-разному. Различался также и характер главных источников существования органов государственной власти. Основные доходы приносили взимание налогов и в большей мере эксплуатация рабского труда, в европейской части планеты, где огромное распространение получили рабовладение и частная собственность на землю. Становление государственности осуществлялось путём узурпирования власти верховным правителем на Востоке. Основным доходом были поступления, носящие налоговый характер, из-за того что рабовладение в этой части планеты не получило широкого развития. В зависимости от уровня развития товарно-денежных отношений, вида политического устройства государства и уровня правовой урегулированности общественных процессов использовались различные формы выплаты налогов. Взимание налоговых платежей в денежном выражении наиболее часто использовалось в период со II в. до н. э. по III в. н. э. в таких государствах, где огромное распространение получило денежное обращение. В иных странах платежи производились в основном в натуральной форме. Например, в Древнем Египте одна часть собранного урожая отдавалась храмам, другая в государственную казну. В Древней Индии во II в. до н. э. в обязанность крестьян включалось поставлять воду из колодцев и прудов для орошения полей верховного правителя. Часто исполнение налоговых обязательств производилось в виде различного рода трудовых и других повинностей. В VIII в. до н. э. население Ассирийской империи выплачивало не только подоходно-поземельный и храмовый налоги, но и производило строительные, оросительные и другие повинности. Значит, можно сделать вывод, что первые признаки налогообложения появились ещё в Древние века. Вместе с тем налоги не играли особенной роли в источниках покрытия общественных расходов.

Смотрите так же:  Доверенность в фсс 2018 бланк

И вызвано это было определёнными причинами: общественные расходы были не большими; использовались иные, неналоговые источники доходов.

Тем не менее, вопросам эволюции подоходного налогообложения физических лиц, уделено крайне мало внимания. В то же время мы склоняемся к той точке зрения, что изучение исторических корней каких бы то ни было экономических процессов и все, что связано с экономикой страны, должно проводится на поэтапной основе и систематизировать эволюционный характер, ведь не зная прошлого, этапы развития, трудно понять настоящее и сделать качественную оценку экономического развития страны в целом и налоговой системы в частности.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Почти до XVII в. в Европе небольшими темпами начали развиваться налоговые системы и являлись очень сложными, а большая часть налоговых платежей имели несистематичный характер: они вводились, только тогда, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги. Взимавшиеся косвенное налогообложение акцизы, как правило, у городских ворот со всех привозимых и вывозимых товаров в это же время приобретало все большее значение. Не в последнюю очередь это было связанно с экономическим ростом в XV– первой половине XVI в. ряда европейских стран, особенно Германии. В вольных городах Европы в этот период формировались системы подоходного и цехового поимущественного (предпринимательского) налогообложения. При этом в большинстве стран Европы фактически сложилась другая система налогообложения. Сельское население уплачивало феодалу подушной налог капитицию. Города собирали подоходные налоги с жителей и акцизы. Затем город выплачивал фиксированную законодательным актом или договором сумму подати вассалу короля. Король иногда изымал часть собственности у своих вассалов. Сбор налогов со временем станет видом предпринимательского ремесла. Им занимались откупщики богатые буржуа, которые покупали право собирать установленные налоги у государства, вкладывая валовую сумму налога в казну до начала сбора. Затем, используя принуждение через помощников и суб-откупщиков, откупщики производили сбор налогов с населения, с учетом, безусловно личного дохода. Наниматели содействовали войскам, из-за этого отнятие налогов схоже с военной компанией с убитыми и подстреленными. Такая система возникла в период феодальной разрозненности. Позже она развилась и прижилась. В это время священство и cословие от выплаты налогов было освобождено.

В Западной Европе с развитием государства увеличилась потребность в денежных ресурсах. В средние века налоги носили нечеткий и временный характер. Когда королю необходимы были деньги, то он обращался к сословиям, и они сами раскладывали нужную сумму. В итоге налог превращался в поимущественное, поземельное, или подушное обложение. Существовало большое количество различных временных налогов. К примеру, налоги платились при рождении у короля ребенка, при замужестве королевской дочери и т. д. Главное бремя налогов ложилась обычно на людей которые принадлежали к третьему сословию, а именно сельских жителей и горожан не дворянского происхождения. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII веках в Европе. Но и это государство еще не имело теории налогов и достаточного аппарата чиновников для их систематического сбора. Процветание в этот период было также у системы откупов. В качестве основных налогов, которые практиковались почти во всех странах, можно назвать поземельный налог, подушные (поголовные) налоги, налоги со строений, акцизы, местные налоги, таможенные пошлины.

Поземельный налог был в двух формах: в виде налога на доход и в виде десятины. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет по усредненным показателям. Часто одновременно устанавливались обе формы налога. Первая – шла в пользу церкви, вторая – в пользу государства. Подушный налог, несмотря на свои очевидные недостатки, являлся одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе.

Таможенная пошлина не всегда взималась на государственных границах. В этот период существовало множество внутренних пошлин, мостовой сбор при переезде через мост, причальные пошлины, торговые пошлины.

Коммунальные и местные налоги возникли еще в древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенных потребностей общины. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей , на здравоохранение, на устройство платин и так далее. В конце XVII в . – начале XVIIIв. в европейских странах начало формироваться административное государство, которое создало чиновничий аппарат и вводящее пропорциональную налоговую систему, которая состояла из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. В основном он взимался у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров.

Налоги на предметы потребления давали внушительные доходы, но они не в малой степени сдерживали развитие торговли. Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. В это время началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французские ученые говорили, что один акциз способен принести столько же, даже больше, чем все другие вместе взятые налоги. Практика налогообложения развивалась в соответствии с теорией, в этот период преимущества отдаются косвенным налогам, и происходит дифференцирование косвенных налогов. В последнюю четверть века создается научная теория налогообложения. Ее основоположником является шотландский экономист и философ Адам Смит. В 1776 году вышла книга Смита “Исследования о природе и причинах богатства народов”. Из нее можно выделить четыре основных принципа которые не устарели по сей день : 1) принцип справедливости утверждал всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам; 2) принцип определенности – сумма, способ и время платежа должны быть совершенно точно заранее известны плательщику; 3) принцип удобности – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика; 4) принцип экономии заключается в сокращении издержек взимания налога в рационализации системы налогообложения.

1.3СИСТЕМА НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Большое развитие, подоходное налогообложение получило только в XX в. Как правило, подоходный налог, при введении характеризовался высокий необлагаемый минимум, который со временем спадал. Ставки общего налога физических лиц на доходы, как правило, основаны на системе перспективного налогообложения. Прообразом первых подоходных налогов были подушные налоги (налог на душу населения), которые характеризовались как сословные налоги, взимаемые с граждан сословий по твердым ставкам, характеризованным в абсолютных денежных суммах (независимо от величины их доходов) государством Формы первых подушных налогов применялись еще в древние времена, в Средние века приобрел распространение во Франции, Германии, Англии и некоторых других странах. В России в 1724г. подушный налог был введен Петром I. Взимался на основе постоянно проводимых переписей населения со всех душ мужского населения, включая стариков и детей. Начиная с конца XVIII в. подушный налог стал основным видом выручки государства, на него пришлось свыше половины всех доходов. Пошлины подушного налога обеспечивалась круговой порукой, при которой крестьянская община отвечала за плату всех ее членов, а суммы налога, невыплаченные одним крестьянским двором, размещалась на остальных членов общины. В 1798 г. Первый опыт подоходного налогообложения осуществился в Англии. В 1802 г.его отменили, но в 1803 г. вновь ввели, придав ему новейшую модель. Доходы были разделены на 5 шедул, в каждой из них налог взыскался с того лица, которое уплачивало сумму, составляющий доход для получившей стороны. Таким образом, налог на домовладельца или землевладельца взыскивался с квартиранта или арендатора, а последние удерживали сумму из арендной платы. Порядок налогообложения, созданная в 1803г., положила основание того предприятие подоходного налога, которая была в Англии и в 20-е годы ХХ в. Несмотря на отмену налога в 1816 г. он продолжил свое существование с 1842 г. и в 1910 г. давал 25% бюджетных поступлений. В Пруссии подоходный налог развивался из личного наложения. Вначале в 1806-1807 гг. для сельских местностей был характеризован личный налог на все население старше 12 лет с единой ставкой в 0,5 талера. Затем в1821г. был введен классный налог, и все налогоплательщики этого налога были разделены по наружным суммарным признакам на четыре класса с тремя ставками налога в каждом. Современная налоговая система Казахстана основывается на научных достижениях мировой экономической мысли, а принятые в период независимого развития страны законы, являются обобщением законов европейских стран с учетом существующих особенностей экономического развития Казахстана. В годы Советской власти система налогообложения формировалась на уровне единого экономического центра (Госплана и Минфина СССР), союзные республики и их экономические институты являлись исполнителями. В этой связи имел место низкий интерес к научным исследованиям по налоговой проблематике на местах. Большое количество научных работ было посвящено историческому развитию налогообложения в целом. В данной работе авторы сделали попытку сфокусировать исследование эволюции налогообложения в Казахстане именно на подоходном налоге с физических лиц, начиная со времен раннего средневековья, что даст возможность систематизировать этапы развития подоходного налога в Казахстане и выявить особенности, присущие именно нашей стране в историческом аспекте.

Смотрите так же:  Каско осаго новосибирск

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА.

Налоги образовываются и развиваются совместно с самим государством.

Наиболее ранняя форма налогообложения считается жертвоприношение, которое можно отнести к некому неписаному закону. Как и во многих странах мира у Казахстана имеется своя насыщенная событиями история. Нами была проведена систематизация исторического развития налогообложения физических лиц на территории Казахстана в средние века. В таблице 1, можно увидеть поэтапное становление и развитие системы сбора налогов с физических лиц. В каждом периоде отслеживается модификация и усовершенствование законов. Разумеется, формирование настоящей научной теории налогов началось лишь в конце XVII-XVIII вв. в трудах известных ученых, изучающих данную сферу в Западной Европе и России, тем не менее, сами налоги появились задолго до их научного изучения и требуют на данный момент большого внимания.

Таблица 1 – Систематизация истории развития налога с физических лиц на территории Казахстана в средние века

Айбалта — оружие типа секиры.

Аксакал — 1. уважаемое лицо, ста­рейшина рода; 2. предводитель рода, семьи, влиятельное лицо.

Акын — поэт, музыкант-импрови- иатор.

Алаш — племенное объединение древних казахских племен в стадии об­щинного развития. Равнозначно поня­ тию «казах».

Алмас кылыш — сабля, выкован­ная из высококачественной стали, один из пяти основных атрибутов во- оружения казахских воинов.

Арыс — объединение нескольких родов, управляемое избранным бием.

Атабек — воспитатель, наставник детей ханов и султанов.

Аулбасы — глава, осуществлявший власть в ауле.

Баж — вид налога на обрабатывае­мую землю.

Балбал — каменное изваяние, уста­навливавшееся на месте захоронения знатного, уважаемого в тюркском об­ществе человека.

Баскак — представитель монголь­ских ханов, в обязанности которого входили управление и военный надзор за местным завоеванным населением, сбор различных налогов и ведение пе­реписи населения.

Батыр — почетное звание, присва­иваемое особо отличившимся воин- сжим искусством, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальни­кам и воинам.

Бек — глава рода или племени.

Беклер беги — военный правитель, назначаемый указом хана для осуще­ствления руководства отдельной мест­ностью (краем), крупным племенем или группой населения.

Бескил — тюркоязычное племя.

Би (бий) — титул, присваиваемый досконально знающим народные обы­чаи, традиции и обряды людям, наде­ляющий их соответствующими полно­мочиями справедливо и окончательно решать спорные вопросы в казахском обществе.

Булак — тюркоязычное племя.

Вакф (вакуф) — земельные владе­ния, находившиеся в собственности мусульманских религиозных учрежде­ний и самих служителей религии.

Везир — титул высшего чиновника государственной власти в мусульман­ских странах, осуществлявшего граж­данскую власть в государстве; главный советник хана.

Великий Шелковый путь — общее название торгово-караванных путей, связывавших Китай через Среднюю Азию с Передней Азией, существовал со II века до н. э. до XVI века.

Ганч — среднеазиатская разновид­ность гипса (алебастра); строительный материал, получаемый путем гашения известкового камня, он применялся для кирпичной кладки, штукатурки, замазывания щелей и как декоратив­ный материал.

Гурхан — титул верховного прави­теля каракитаев, жалаиров.

Даруг (даруга) — наследственный титул, присваиваемый указом хана правителям подчиненных ему городов.

Дешт-и-Кыпчак — Кыпчакская степь, этот географический термин применялся в XI — XVI веках как назва­ние объединения кыпчакских племен.

Джабгу (ябгу) — титул верховного правителя огузов.

Диуан — административное учреж­дение по делам управления и судебной системы в ряде мусульманских стран.

Дулу — тюркоязычное племя.

Дурут — племя, входившее в состав объединения кыпчакских племен.

Ельборили, бори — племя, входив­шее в состав объединения кыпчакских племен.

Елтебер — титул, присваиваемый каганом представителям знати в тюрк­ских каганатах.

Енисейская письменность — тюрк­ская письменность, применявшаяся тюркскими племенами в VI — VIII ве­ках; к ней относятся и орхоно-енисей- ские письмена на каменных памятни­ках.

Жарапазан — форма бытовых пе­сен, связанная с религиозными тради­циями.

Жикил — тюркоязычное племя.

Жужаны — союз кочевых племен, образованный в IV веке в Монголии и Западной Маньчжурии.

Жузы — крупные этнотерритори- альные объединения (или союзы) пле­мен, сложившиеся на основе опреде­ленного хозяйственно-культурного ук­лада жизни в эпоху формирования и сложения казахской народности и ее этнической территории.

Зооморфный узор — зооморфная форма фантастического узора, связан­ная с религиозными верованиями, в частности, тюрков.

Зороаетрийский фавн — тотем (объект поклонения, почитания), свя­занный с древними религиозными ве­рованиями персов, тюрков о их едином родстве с различными животными (культ Волка, культ Филина и т. д.).

Зороастризм — религия древних народов Средней Азии, Азербайджа­на, Ирана и ряда других стран Ближ­него и Среднего Востока, названа по имени пророка Заратуштры (Зороаст- ра); для зороастризма характерно представление о борьбе двух начал — добра и зла, почитание огня, запреще­ние погребения покойников (их отда­вали на растерзание хищным птицам и зверям); вероучение изложено в Авесте.

Икта — земельное владение (надел), условно выделяемое феодалам.

Иман — неукоснительная вера в бога, один из принципов исламской ре­лигии, основанный на послушании воле Аллаха без всяких сомнений.

Инак — советник могульского хана.

Инал — наследник джабгу — вер­ховного правителя Огузского государ­ства.

Инджу — государственные земли в Монгольской империи, непосредствен­но принадлежащие ханам (слово «ин­джу» — «приданое»).

Ислам — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии.

Кааба (араб, куб) — мечеть в Мек­ке, имеющая форму куба, в стену ко­торой вделан «черный камень», счита­ется святилищем и служит местом па­ломничества мусульман.

Калан — налог, взимаемый с насе­ления в зависимости от величины пло­щади земельного надела на террито­риях, где была установлена власть монгольских завоевателей и их наме­стников.

Калкан — щит, сделанный из твер­дого металла и прочной кожи, один из пяти основных атрибутов вооружения казахских воинов.

Канкаш — совет знати в Огузском государстве.

Капшуыр — налог с кочевых ско­товодов в размере одного процента от поголовья скота, взимавшийся в Золо­той Орде и Чагатайском улусе.

Кара будуны — простые общинни­ки-скотоводы, «чернь», «простонаро­дье» в тюркских каганатах.

Каракитаи — название племен ки- даней, пришедших с территории Мон­голии.

Кесене — надгробная мавзолейная постройка, воздвигаемая на месте за­хоронения знатного, уважаемого в тюркском обществе человека.

Коммендация (от лат. commendo — рекомендовать; поручать, вверять) — форма феодального гнета, выражав­шаяся в личной зависимости крестья­нина от феодала-землевладельца (вы­полнение земледельческих, скотовод­ческих, других повинностей, несение воинской службы и т.д.).

Кок бори (Серый волк) — тотем древних тюркских племен.

Кокилташ — учитель-наставник ханского наследника.

Коран — главная священная книга мусульман, сборник религиозных по­ложений и правовых текстов.

Курултай — высший орган управ­ления у степных народов, учредитель­ное собрание из представителей пра­нищей знати, биев и батыров, на кото­ром решались важнейшие вопросы жизни государства.

Лук (по-казахски — садак) — ору­жие для метания стрел, один из пяти основных атрибутов вооружения ка­захских воинов.

Мавераннахр — арабское название (с VII века) междуречья Амударьи и (:ырдарьи с городами Самарканд, Бу­хара и др.

Мамлюки (араб. — невольники) — ноины-рабы, составлявшие гвардию династии Айюбидов в Египте, были сформированы из военнопленных во­инов тюркских и кавказских народов, а 1250 году командная верхушка мам­люков кыпчакского происхождения свергла династию Айюбидов и основа­ла династию мамлюкских султанов, правивших Египтом и Сирией до 1517 года.

Мечеть (от араб, масджид — место поклонения) — мусульманское культо­вое сооружение; мусульманский храм.

Минарет — высокая башня при ме­чети, с которой муэдзин-служитель мечети — сзывает мусульман на мо­литву.

Миршикар — должность человека, организующего ханскую охоту.

Миссионер (от лат. missio — посыл­ка, порученхге) — лицо, занимающееся распространением религии среди насе­ления с иным вероисповеданием.

Мынбасы (мынбашы) — титул мон­голо-тюркского военачальника, под командованием которого находилась тысяча воинов.

Найза — копье с острым железным наконечником, один из пяти основных атрибутов вооружения казахских вои­нов, к копью привязывали бунчук — кисть из конских волос.

Несторианство — течение в христи­анстве, основанное в Византии Несто- рием, константинопольским патриар­хом в 428-431 годах, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден че­ловеком, лишь впоследствии стал Сыном божьим (мессией). Пользова­лось значительным влиянием вплоть до XIII века в Иране и от Средней Азии до Китая.

Нушеби — тюркоязычное племя.

Орхоно-енисейские письменные памятники — тюркоязычные надписи VII — XI веков на скалах, каменных пли­тах, изваяниях, бытовых предметах в Монголии, Южной Сибири, Средней Азии. Название происходит от пер­вых находок в долинах рек Орхон и Енисей.

Оссуарий — сосуд из глины, камня или алебастра для хранения костей умершего в Средней Азии, Иране в V- VIII веках.

Половцы — русское название тюр­коязычных (в основном кыпчакских) племен, населявших с XI века терри­тории от Поволжья до побережий Чер­ного моря.

Рабад — ремесленно-торговое пред­местье, внутренняя и внешняя (наруж­ная) жилищная часть средневекового города.

Рубаеы — глава рода, осуществляв­ший власть.

Руническая письменность — пись­мо тюркских народов и племен V — XI веков, созданное на основе согдийско­го письма.

Сардоба — полуподземное круглое помещение с куполом, служащее для накопления и хранения воды, исполь­зовалось для отдыха людей на караван­ных путях и водопоя скота.

Сауыт — меч, выкованный из высо­кокачественной стали, один из пяти основных атрибутов вооружения ка­захских воинов.

Сельджуки — ветвь племен тюрков- огузов, название происходит от имени их предводителя Сельдгкука (X — на­чало XI веков), правившего во время отторжения своего племени от огузс- кого племенного союза.

Союргаль — земельное владение, выделявшееся ханом военным и госу­дарственным служащим, одна из форм землевладения.

Султан — титул представителей зна­ти в мусульманских странах, власти­тель, правитель из числа чингизидов.

Суфа — глиняный или кирпичный помост для отдыха.

Суфий — последователь суфизма, мистического учения в исламе, пропо­ведующего непосредственное общение с богом без посредников в лице служи­телей религии.

Суфизм — мистическое течение в исламе, возникло в VIII — IX веках, окончательно сформировалось в Х-ХП веках; учение о постепенном прибли­жении через мистическую (необъясни­мую, божественную) любовь к по­знанию бога через «озарения» и слия­ния с религиозным духом.

Тагар — налог, взимавшийся с на­селения для обеспечения войск продо­вольствием.

Таласская письменность — древне­тюркские надписи, относящиеся к VIII веку, обнаруженные на скалах, камен­ных изваниях, посуде на территории Жетысу.

Тандыр — глиняная печь для обо­грева средневекового дома и выпечки лепешек.

Смотрите так же:  Страховка квартиры для ипотеки газпромбанк

Тасаттык — обряд жертвоприноше­ния богу с молитвенным обращением ниспослать дождь, совершался в пери­од засухи.

Ташнау — санитарно-очиститель­ное устройство средневекового дома.

Тегин — потомок хана.

Теле — общее название многих тюр­коязычных племен.

Терракота (от итал. terra cotta , букв. — обожженная земля) — обож­женная глина, а также неглазурован- ные изделия из нее; разновидность ке­рамики.

Токсоба — тюркоязычное племя, входившее в состав кыпчакского объ­единения.

Тоныококские письмена — тюрк­ские письменные памятники VIII века в виде надписей на каменных плитах, изваяниях.

Тотем (слово из языка индейцев, оз­начающее «его род») — животное, рас­тение, предмет или явление природы, которые у родовых групп служили объектом религиозного почитания, связанного с верой в кровную близость, родоначальство данного тотема, тотем считался покровителем рода.

Тухси — тюркоязычное племя.

Улус — территория, включавшая в себя население и земли нескольких арысов — объединений родов.

Умай ана — тотем, покровительни­ца тюркских племен.

Хан — титул феодального правите­ля у тюркских и монгольских наро­дов.

Ханака — гостиный дом для стран­ников, купцов, паломников, обитель суфиев; зимнее помещение мечети.

Харадж — государственный позе­мельный налог, взимаемый в зависимо­сти от величины полученного урожая.

Цитадель — укрепленное сооруже­ние средневекового города, приспособ­ленное к самостоятельной обороне.

Шад — титул, присваивавшийся ка­ганом представителям знати в тюрк­ских каганатах.

Шахристан — центральная часть средневекового города, окруженная стенами.

Шерби — служащие, занимавшие­ся делами управления улуса.

«Шынгыснаме» — родословная ле­топись о Чингисхане и его потомках.

Эпитафия — надгробная надпись; короткое стихотворение, посвященное умершему.

«Яса» — свод основных законов Монгольской империи, состоявший из слов-назиданий Чингисхана и конкрет­ных, неукоснительно выполнявшихся условий по управлению государством, а также общих законов по военным и гражданским делам, различных пра­вил, установлений для наказания на­рушителей этих законов.

Тема 6. Империя Чингис хана и государственные образования на территории Казахстана. Выход на историческую арену империи Чингис хана

Вопросы лекции

1.Характеристика общественной и политической системы империи Чингисхана.

2.Административно-территориальная система Алтын-Орды. Налоговая и правовая систама.

3.Государства на территрии Казахстана в XIV-XV вв .

Ключевые слова: Курултай, нойон, яса, ярлык, каган, улус, чингизиды

1. В 1206 году в результате длительной борьбы, объединитель монголов и глава государства Темучжин получил титул Чингисхан. Тогда же был проведен ряд военных и административных реформ, превративших улус монголов в централизованную государственную систему. После разгрома и включения в состав империи улусов кереитов и найманов, Чингисхан предпринял завоевательные походы в Китай, Семиречье и Среднюю Азию. Его преемники продолжили эту политику и создали мировую империю, включившую в себя большую часть Евразийского материка. В1218 -1240гг. территория Казахстана также была включена в состав Монгольской империи.

Главой монгольского государства был каган из династии Чингис-хана. Основой легитимности была вера в богоизбранность основателя династии и его преемников. Правитель монголов считался универсальным, его власть была абсолютной, распространявшийся не только на Монгольскую империю, но и на фактически неподвластные им земли. Власть передавалась по завещанию или наследовалась по прямой линии. Формально процесс возведения на престол сопровождался выборами на курултае. Полномочия кагана были очень большими. Ниже кагана находились ханы улусов, потомки сыновей Чингисхана. Признавая кагана верховным правителем, ханы, тем не менее, были почти независимыми правителями в своих владениях. ажнейшим органом исполнительной власти являлся Государственный Совет, в который входили высшие чиновники империи. Местная власть принадлежала чингизидам и темникам, назначенным каганом. В монгольской империи очень важное место занимала система сбора налогов. Основной налогооблагаемой единицей было хозяйство — дом.

Кочевое население империи платило единый налог — копчур/1 % от поголовья скота в год/. Кроме того, существовал военный налог — тагар, чрезвычайный налог — аваиз. Оседлое население платило поземельный налог — харадж.

Правовая система. Основным источником права в монгольской империи был обычай. При Чингисхане и его преемниках был разработан новый свод законов–Яса, соответствующий новым социально-политическим отношениям в обществе. В целом, государство, созданное Чингисханом и его преемниками в первой половине XIII века за короткий срок превратилось в мировую империю, характеризовавшуюся сильной централизованной властью, неравноправными отношениями между центром и окраинами и государственной идеологией, заключавшейся в трех основных постулатах: праве чингизидов на правление; необходимости объединения всех кочевников (людей живущих за войлочными стенами) и необходимости объединения под властью кочевников всех государств мира.

2. В 1251 году на престол Монгольской империи был возведен ставленник Бату Мунке-каган. В период правления преемника Бату Берке-хана (1257-1266 гг.) Улус Джучи де-юре становится независимым государством. В официальных документах это государство стало именоваться Улуг Улусом .В восточных источниках его называют Ак-Ордой, а в русских источниках — Ордой или Золотой Ордой (не ранее XV века).

Система государственного управления в Улуг Улусе несколько отличалась от монгольской. Имперский характер политической системы здесь проявляется в большей степени. Главой государства был хан, происходивший из династии Бату. Все остальные чингизиды, носившие титул оглан, не имели права занимать престол. Исключение было сделано для потомков Орда-Ежена, старшего брата Бату, которые занимали престол в восточной части Улуса. Процедуры выборов хана не было, власть передавалась по наследству старшему в роду. Верховный хан был одновременно ханом правого (западного) крыла Улуса. В левом (восточном) крыле была своя ханская династия, о чем мы говорили выше.

Как и в Монгольской империи, в Улуг Улусе господствовал военно-административный принцип деления населения и территории государства. Улусы-провинции делились на баскачества, а улусы огланов и улусы-тумены на тысячи, сотни и десятки.Границы государства, особенно западные, южные и восточные охранялись заставами и разъездами, на важнейших караванных дорогах существовали таможенные посты.

Налоговая система. Для упорядочивания системы сбора налогов ханы Улуг Улуса организуют в подвластных землях переписи населения. При этом учитывались не только его численность, но и количество скота, площадь обрабатываемых земель, средняя урожайность. На основе этих сведений были составлены специальные налоговые книги – дафтари

Кочевое население платило налог копчур -1 % от поголовья скота в год. Оседлое земледельческое население Улуса платило налог -харадж. Одним из основных видов налогов был военный налог –тагар.Кроме основных налогов, в Улуг Улусе существовал целый ряд дополнительных и чрезвычайных податей и повинностей. Тяжелой для населения былауртонная повинность — обязанность содержать почтовые станции — ямы. На каждой станции находилось по 20 гонцов — улачинов и табун лошадей. Местное население должно было поставлять на станции лошадей, продукты, людей для охраны, слуг. К недостаткам фискальной системы Улуг Улуса можно отнести практику отдачи целых регионов на откуп, что открывало возможность для различных злоупотреблений и многократному повышению налогов с населения, обогащавшему откупщиков и местных правителей. Правовая система. Основным источником права Улуг Улуса в XII — начале XIV веков была Яса Чингисхана, адаптированная к условиям Дешт-и-Кыпчака. В начале XIV века при правлении Озбек-хана ислам объявляется государственной религией. Это привело к проникновению на территорию Улуг Улуса норм мусульманского права. Господствующей правовой школой здесь стал ханифитский мазхаб (толк), допускающий наравне с шариатом применение обычного права.

В первой половине XIV века в Сарай-Берке приглашаются мусульманские ученые — правоведы, формируется муфтиат, ханом назначаются судьи — кади. При этом некоторые территории Улуса обладали административной и юридической экстерриториальностью, в основном это были территории торговых факторий генуэзцев и кварталы, населенные иностранцами в крупных городах Улуса. Здесь действовали законы метрополии, были свои органы власти и свой суд.

3.В середине XIV века в Улуг Улусе происходят события, вызвавшие политический кризис и изменения системы государственного управления. После смерти хана Жанибека (1342-1357 гг.) и убийства Бердибека (1357 -1359 гг.) династия Бату прервалась. Юридические и политические последствия этого были катастрофическими. Правление рода Бату основывалось на завещании Чингисхана и в 1359 году возникает некий политический вакуум, т. к. все другие линии чингизидов были нелигитимны. После смерти Бердибек-хана правитель левого крыла Тениз-Буга-бий пытался отделить свои владения от Улуг Улуса, однако вспыхнул мятеж, бий был убит, съезд чингизидов провозгласил ханом тукай-тимуридаКара-Ногая(1361 -1363 гг.). Таким образом, после почти пятидесятилетнего перерыва на территории Казахстана восстанавливается ханская власть. Вместе с тем система государственного управления значительно изменяется. Появляется, точнее, возрождается институт выборов хана на съезде представителей кочевой знати . Едигеизм. В конце XVI — начале XV веков в политической жизни Дешт-и-Кыпчака появляется еще одно явление, еще одна государственно-правовая норма, основанная на вере в особую харизму бия Едыге, всесильного правителя Улуг Улуса в 1396-1419 годах. Если система представлений об особом, божественном характере власти чингизидов в науке принято называть чингизизмом, то новую идеологическую установку можно назвать едигеизмом. Суть ее заключалась в том, что ни один чингизид не мог претендовать на власть, если она не санкционируется Едыге-бием и его потомками.

В 20-30-х годах XV века на территории левого крыла Улуг Улуса образовалось несколько полунезависимых владений. В Северном Приаралье правил шейба-нид Жумадук-хан, в Центральном Казахстане — Мустафа-хан, в Северном Казахстане и Сибири — Кепек-бий и Адаб-бек, в Притоболье -Мухаммед-Ходжа-хан, в Западном Казахстане — Кази-бий. В 1428 году в Чимги-Туре, ханом был провозглашен 17-летний шейбанидАбулхаир. Именно с его именем связан короткий период усиления центральной власти, и попытки воссоздать систему государственного управления Улуг Улуса.

В течение 30-40-х годов XV века Абулхаиру удалось объединить под своей властью все левое крыло Улуг Улуса, подчинить себе не только чингизидов, но и биев — едигеидов. Его владения с востока на запад простирались от Иртыша до Волги. Эти земли получают в восточных источниках название Узбекский Улус. Появление такого названия было связано с именем хана Озбека, авторитет которого был столь высок, что всех его поданных в XIV веке стали называть собирательным термином узбек. В первой половине XV века этот термин закрепился только за населением бывшего левого крыла Улуса, т. е. современной территорией Казахстана.

Политическая организация Узбекского улуса при Абулхаир-хане отличалась сочетанием институтов централизованной ханской власти и растущей самостоятельностью кочевых аграрных объединений.

Тема: 7. Ханство Абулхаира, Могулистан и Ногайская Орда.

Для любых предложений по сайту: [email protected]