Содержание:
Статья 4.2. Принципы административной ответственности
1. Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.
2. Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании настоящего Кодекса.
3. Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
4. Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.
5. Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.
6. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.
8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.
9. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.
Административная ответственность понятие, цели, основания, функции, специфические особенности
Главная > Реферат >Государство и право
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
«АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, ОСНОВАНИЯ, ФУНКЦИИ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»
Выполнил(а): студент группы СЮР-11 дмр.
Нагорнова Марина Юрьевна
Проверил(а): Мещерякова Светлана Владимировна
1. Административная ответственность:
1.2. Цели и функции.
1.4. Специфические особенности.
Список используемой литературы.
Нет сомнения, что административная ответственность — один из наиболее востребованных социальной практикой институтов системы российского права. Социальное значение данной правовой категории прежде всего обусловлено ее местом в системе правового регулирования общественных отношений.
Административная ответственность представляет собой важнейший элемент метода административно-правового регулирования. Как известно, всем группам общественных отношений, предопределяющим формирование отраслей права, присущ свой собственный метод правового регулирования. Его назначение состоит в придании юридических свойств наиболее значимым особенностям определенной группы общественных отношений. Данные особенности определяют однородный характер общественных отношений, требуют юридического воздействия и в конечном итоге обосновывают необходимость выделения той или иной отрасли права.
Административное право юридически опосредует большую группу властных отношений с участием органов исполнительной власти. Это отношения связанные с осуществлением организационно не подчиненными субъектами обязательных для исполнения решений органов исполнительной власти. Существенной особенностью данных отношений является потребность в их защите, необходимость характерных санкций, обеспечивающих устойчивое функционирование властно-организационных социальных связей. Данную задачу и призван выполнить институт административной ответственности. Он представляет из себя совокупность норм охранительного характера, действие которых связано с посягательством на стабильность властно-организационных связей общества.
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основание ответственности, меры , которые могут применяться к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнении этих мер.
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, применение к правонарушителю наказания, поскольку оно есть и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, и в гражданско-правовой неустойке.
В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения(досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность – это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Основными нормативными актами, которыми определяются виды, основания ответственности и меры наказания, а также порядок их применения, являются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, уставы и положения о дисциплине и прохождении службы.
Административную ответственность характеризуют признаки, общие для всех видов юридической ответственности:
Во-первых, она представляет собой государственное принуждение , поскольку реализация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления .
Во-вторых, это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законности и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного установления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкретных административных наказаний. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности , в совокупности представляют собой самостоятельный институт административного права.
В-третьих, она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для правонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального(предупреждение), материального(штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера(административный арест).
В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно административное наказание представляет собой «окончательную, последнюю инстанцию» в борьбе с правонарушениями, то есть решения вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвергается в административному наказанию.
Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.
В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная, ответственность в отличие от так называемой положительной(позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности или долга.
Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:
— составы административных проступков;
— систему административных взысканий;
— круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания;
— процедуру привлечения к ответственности.
Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. К ним относятся:
административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, поселковых, сельских Советов депутатов и местных администрациях;
2) исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов;
3) районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;
4) районные (городские) суды (судьи);
5) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы (должностные лица), указанные в третьем разделе КоАП.
Характеризуя понятие административной ответственности обратимся к описанию ее функций, определяя их как основные направления правового воздействия мер административной ответственности на общественные отношения, поведение субъектов, мораль, правосознание, культуру, в которых раскрывается ее сущность и социальное назначение.
К функциям административной ответственности относятся:
Превентивная (или предупредительно-воспитательная);
Репрессивная (именуемую еще карательной или штрафной) ;
Первая призвана осуществлять общее предупреждение правонарушений, то есть побуждать субъектов права к соблюдению и уважительному отношению к закону; ее неотъемлемой частью является нравственная перестройка личности, в основе которой лежит моральное воздействие на субъекта правоотношения, предотвращающее его противоправное поведение.
Вторая же, собственно, и проявляется в тех неблагоприятных последствиях, которые выражены в санкциях правовых норм и которые должен претерпевать правонарушитель в силу совершенного им противоправного деяния.
Третья (сигнализационная) функция находит свое отражение при характеристике правонарушителя. Так, например, продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его, либо повторное в течение года совершение однородного административного правонарушения лицом, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности, являются обстоятельствами, отягчающими административную ответственность (ст. 4.3 КоАП РФ), и сигнализируют о необходимости применения наиболее строгих мер административного наказания к виновному лицу.
Некоторые авторы (например А.Б. Агапов Административная ответственность: Учебник. М.,2000.С. 13.) выделяют и такую функцию административной ответственности, как создание предпосылок ограничения последствий вреда возможного правонарушения — ограничительная функция: она проявляется в самом характере и свойствах таких мер административного наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение. Сюда же следует, пожалуй, отнести и дисквалификацию как вид административного наказания.
Цель административной ответственности — это, по сути, желаемый или планируемый результат, к которому стремится орган административной юрисдикции, применяя к виновному лицу меры административной ответственности.
Цели административной ответственности:
1) защита правопорядка;
2) воспитание граждан в духе уважения к закону;
3) восстановление социальной справедливости;
4) предупреждение совершения новых правонарушений.
В то же время, цели административной ответственности можно определить и через цели административного наказания как меры этой ответственности. А данные цели имеют явную предупредительную и профилактическую направленность, о чем прямо сказано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: «Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».
Профилактическая (предупредительно-воспитательная) функция ад-министративной ответственности в настоящее время выводится законодателем на передний план.
§ 2. Принципы административной ответственности
Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит ряд принципов административной ответственности. Принципы — это те основополагающие положения, руководство которыми является основой для применения норм законодательства об административной ответственности.
Первый принцип, по своей сути, представляет собой продолжение общеправового принципа формально юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст.
Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Последнее положение означает, что действующим законодательством установлены специальные процедуры привлечения к различным видам ответственности отдельных субъектов права, что связано с существованием системы сдержек и противовесов, обеспечивающей равновесие ветвей государственной власти.
Так, ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» *(257) предусмотрено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть:
привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Второй принцип — презумпция невиновности. Этот принцип лежит в основе справедливого судопроизводства и других процедур привлечения к ответственности. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Принцип презумпции невиновности проявляется также в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Третьим принципом, закрепленным законодательно, является законность.
лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом;
применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом;
при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
В науке административного права выявлено значительное число принципов, до сих пор не нашедших законодательного признания в качестве основополагающих идей административной ответственности. К таким принципам относится, в частности, принцип обратной силы закона, который обусловливает недопустимость придания обратной силы закону, устанавливающему или отягчающему административную ответственность, и применение нового закона, устраняющего или смягчающего административную ответственность.
Принцип гарантированности судебной защиты означает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, заинтересованным лицам принадлежит право на судебное обжалование незаконного или необоснованного постановления по делу об административном правонарушении.
Принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона вытекает из статьи 50 Конституции РФ и представляет собой значительную гарантию интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, от произвола должностных лиц.
Принцип неотвратимости административной ответственности предполагает, что установление и применение административной ответственности должно обеспечивать наказание всех лиц, совершивших административные правонарушения.
Принцип индивидуализации административной ответственности требует, чтобы при назначении административного наказания учитывались характер совершенного административного правонарушения, смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также личность виновного для физического лица и его имущественное положение или имущественное и финансовое положение юридического лица.
Административная ответственность принципы цели
17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности
Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
• индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
• ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
• ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
• принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
• принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
• принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
• принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
• принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).
Цели административной ответственности:
1) защита правопорядка;
2) воспитание граждан в духе уважения к закону;
3) восстановление социальной справедливости;
4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:
1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.
Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.
Понятие, принципы и цели административной ответственности. 713
Административная ответственность – это один из видов юридической ответственности, выражающийся в применении соответствующими органами конкретных административно-правовых санкций к лицам, совершившим административное правонарушение.
Административная ответственность характеризуется следующими чертами:
Она представляет собой государственное принуждение в виде применения установленных законом административных взысканий;
Для нее характерна множественность правовых норм, регулирующих различные аспекты и множественность государственных органов, имеющих право ее применять;
Основанием административной ответственности является правонарушение;
За административное правонарушение предусматривается наложение административного взыскания;
Административной ответственности присущ всеобщий характер, т.е. меры ответственности применяются к любым лицам за пределами ведомственных границ;
Применение административной ответственности не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.
В некоторых случаях закон допускает возможность освобождения от административной ответственности. Это происходит, когда совершено незначительное правонарушение лицом, впервые совершившим его, имеющим положительную репутацию.
Орган, рассматривающий дело, может в этом случае передать все материалы на рассмотрение общественности или ограничивается устным замечанием.
Лица, хотя и совершившие административное правонарушение, но действовавшие при этом в состоянии крайней необходимости, необходимой обороны или находившиеся в состоянии невменяемости — не подлежат административной ответственности.
Административную ответственность следует отличать от иных видов юридической ответственности, поскольку она обладает специфическими чертами.
1. Административная ответственность имеет собственную нормативную базу.
2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной – преступление, дисциплинарной – дисциплинарный проступок, материальной – причинение материального вреда – ущерба).
3. Административные проступки менее вредны, чем преступления.
4. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления – уголовные наказания, за дисциплинарные проступки – дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях).
5. Административная ответственность устанавливается либо законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях (уголовная ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная – законодательством о труде, а также различными законами, уставами и другими подзаконными актами, материальная ответственность – законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях – нормами административного права).
7. К административной ответственности привлекают несколько десятков органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных. Субъектами административной юрисдикции могут быть также суды (судьи) (ст.3.1. ПИКоАП).
К уголовной ответственности привлекает только суд; дисциплинарные взыскания налагают органы и должностные лица, наделенные в пределах компетенции дисциплинарной властью; меры материальной ответственности налагаются судами общей юрисдикции, хозяйственными судами, в отдельных случаях – органами управления (должностными лицами).
8. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (ст.4.1 КоАП).
Осуществление административной ответственности протекает в рамках административно-процессуальных отношений, их участники наделены определенными административно-процессуальными субъективными правами и обязанностями, соблюдение и надлежащее исполнение которых гарантируется законом.
Исходя из этого, следует различать понятия административной ответственности как правового явления и как специфического административно-правового института.
Общественные отношения, регулируемые институтом административной ответственности, разнообразны по своему объему и содержанию. Административная ответственность есть не только материально-правовое, но и процессуальное образование. Следовательно, институт административной ответственности составляютматериальные и процессуальные нормы. Будучи неразрывно связанными между собой, они составляют сложный, но в то же время единый институт административного права в целом.
Материальные административно-правовые нормы закрепляют задачи и цели административной ответственности, принципы административной ответственности, общие основания административной ответственности, виды административных взысканий и т.д.
Административно-процессуальные нормы регулируют весь комплекс отношений, складывающихся в процессе по делам об административных правонарушениях: задачи процесса, процессуальное положение сторон, подведомственность рассмотрения дел, доказательства в процессе и т.д.
Главный источник таких норм – Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Основными принципами административной ответственности являются: законность, ответственность за вину, индивидуализация ответственности, гуманизм, неотвратимость, целесообразность, гласность ответственности.
Административная ответственность
Понятие, особенности и виды административной ответственности
Позитивная административная ответственность– это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов права в сфере административного управления.
Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного наказания в установленном процессуальном порядке к лицу, совершившему правонарушение.
Особенности административной ответственности:
- 1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
- 2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
- 3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
- 4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
- 5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
- 6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;
- 7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
- 8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
- 9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
- 10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).
Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.
В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.
Принципы, цели, функции и основания административной ответственности
Принципы административной ответственности следующие:
- • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
- • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
- • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
- • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
- • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
- • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
- • принцип гуманизма (применение мер ответственности нс должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
- • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина нс будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
- • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).
Цели административной ответственности:
- 1) защита правопорядка;
- 2) воспитание граждан в духе уважения к закону;
- 3) восстановление социальной справедливости;
- 4) предупреждение совершения новых правонарушений.
Функции административной ответственности:
- 1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
- 2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
- 3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.
Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом административной юрисдикции постановления о привлечении к административной ответственности (постановления по делу об административном правонарушении).
Административная ответственность принципы цели
Тема 17. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
17.1. Понятие, особенности и виды административной ответственности
Позитивная административная ответственность это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.
Традиционная (ретроспективная) административная ответственность – это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Особенности административной ответственности:
1) является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
2) регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
3) нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
4) фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
5) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
6) реализуется посредством применения мер административных наказаний;
7) к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
8) привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
9) к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
10) меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).
Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.
В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.
17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности
Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
• индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
• ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
• ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
• принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
• принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
• принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
• принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
• принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).
Цели административной ответственности:
1) защита правопорядка;
2) воспитание граждан в духе уважения к закону;
3) восстановление социальной справедливости;
4) предупреждение совершения новых правонарушений. Функции административной ответственности:
1) штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
2) воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
3) компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.
Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.
17.3. Законодательство об административной ответственности
Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.
Система законодательства об административных правонарушениях.
2) законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Задачи законодательства об административных правонарушениях:
• охрана прав и свобод человека и гражданина;
• охрана здоровья граждан;
• охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• защита общественной нравственности;
• охрана окружающей среды;
• охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
• защита общественного порядка и общественной безопасности;
• защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
• защита общества и государства;
• предупреждение административных правонарушений.
Действие законодательства об административной ответственности различается:
2) в пространстве;
Действие законодательства об административной ответственности во времени:
1) лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
2) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
3) закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.
Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:
1) общего действия (распространяется на все субъекты);
2) специального действия. Виды специальных субъектов:
• военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
• иностранные граждане и лица без гражданства;
• юридические лица Российской Федерации;
• иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).
17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).
Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, – 16 лет на момент совершения административного правонарушения.
Крайняя необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Невменяемость – состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Обстоятельства освобождения от административной ответственности – установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.