Содержание:
В каком объеме должны сдавать отчетность за 2012 год малые предприятия, применяющие общую систему налогообложения? Должны ли сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год малые предприятия, применяющие УСН? Если да, то в каком объеме?
Бухгалтерская отчетность за 2012 год налогоплательщиков, применяющих УСН
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2013 года, экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ, если иное не установлено названным законом.
Субъекты, которые могут не вести бухгалтерский учет, указаны в ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ.
Из положений ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ следует, что организации, применяющие УСН, с 01.01.2013 должны вести бухгалтерский учет на общих основаниях. На этот факт также обращает внимание и финансовое ведомство (смотрите, например, письма Минфина России от 23.10.2012 N 03-11-09/80, от 26.03.2012 N 03-11-06/2/46).
Частью 2 ст. 1 Закона N 402-ФЗ определено, что бухгалтерский учет подразумевает формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в соответствии с установленными требованиями, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Организация составляет годовую бухгалтерскую отчетность за отчетный год (с 1 января по 31 декабря включительно), если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ч.ч. 2, 3 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ).
При этом не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской отчетности представляется организацией в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч.ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Обязанность представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту нахождения организации закреплена пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Редакция указанного подпункта, вступившая в силу с 1 января 2013 года, также предусматривает предоставление в налоговый орган только годовой бухгалтерской отчетности в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Такая норма введена изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 29.06.2012 N 97-ФЗ.
Из взаимной увязки норм пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ и ст. 32 Закона N 402-ФЗ, следует, что организации, применяющие УСН, должны будут представлять годовой отчет в налоговые органы только с 2014 года, поскольку установленная Законом N 402-ФЗ обязанность ведения бухгалтерского учета у них возникает только с 2013 года, т.е. организации, применяющие УСН, даже если они ведут (вели) бухгалтерский учет в полном объеме, сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 г. в налоговые органы не должны.
Однако вопрос о необходимости представления организациями, применяющими УСН, в налоговый орган бухгалтерской отчетности за 2012 год на данный момент является неурегулированным.
С одной стороны, Закон N 402-ФЗ вступает в силу с 1 января 2013 года. Вместе с тем в рассматриваемом Законе ничего не сказано о том, что он вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2013 год. В связи с этим некоторые специалисты делают вывод, что организации, применяющие УСН, в 2013 году должны сдавать бухгалтерскую отчетность за 2012 год. Такой позиции, например, придерживается эксперт журнала «Российский бухгалтер» В. Семенихин (Годовой отчет 2011: изменения в бухгалтерском учете и отчетности с 2012 года. В. Семенихин, «Российский бухгалтер», N 1, январь 2012 г.).
С другой стороны, Законом N 402-ФЗ не предусмотрены специальные положения для организаций, применяющих УСН, необходимые для перехода к ведению бухгалтерского учета. Иными словами, остается непонятным, на основании каких данных будут заполняться в бухгалтерском балансе входящие остатки по активам и обязательствам на начало 2011-2012 годов (например, в том случае, если в эти периоды организация не вела бухгалтерский учет в полном объеме, на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ)).
Официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось. Возможно, они появятся позже.
При этом Минфином России представлена информация от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Информация N ПЗ-10/2012), в которой, в частности, содержится раздел о годовой отчетности за 2012 год. Специалисты финансового ведомства указывают на то, что Закон N 129-ФЗ утратил силу с 01.01.2013 и при составлении годовой отчетности за 2012 год необходимо руководствоваться Законом N 402-ФЗ. В письме Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724, по поводу необходимости включения в отчетность аудиторского заключения, финансисты так же указывают на то, что при составлении отчетности за 2012 год необходимо руководствоваться новым Законом о бухгалтерском учете.
Тем не менее, учитывая отсутствие официальных разъяснений по вопросу о необходимости представления в налоговый орган годовой отчетности за 2012 год налогоплательщиками, применяющими УСН, рекомендуем для устранения сомнений обратиться в Минфин России за официальным разъяснением (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Напомним, что только получение персонального разъяснения по этому вопросу поможет при возникновении спорных ситуаций избежать ответственности на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Состав бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства
В силу п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (Информация N ПЗ-10/2012).
Обращаем Ваше внимание, что согласно Закону N 402-ФЗ аудиторское заключение и пояснительная записка не входят в состав бухгалтерской отчетности (смотрите Информацию N ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724).
Согласно п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в объеме форм, предусмотренных в п. 30 данного Положения. Отчетность организаций состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
г) пояснительной записки;
д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она, в соответствии с федеральными законами, подлежит обязательному аудиту.
При этом субъектам малого предпринимательства разрешается не представлять Отчет о движении денежных средств. Кроме того, субъекты малого предпринимательства имеют право не представлять приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку.
Формы бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее — Приказ N 66н).
В свою очередь, п. 6 Приказа N 66н установлено, что организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.
— в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
— в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.)
Формы упрощенной отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 17.08.2012 N 113н и приведены в Приложении N 5 к Приказу N 66. В соответствии с указанными формами разработаны форматы их представления в электронной форме (Приказ ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме»). Эти форматы подлежат применению с отчетности за 2012 год.
В то же время организации — субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с п.п. 1-4 Приказа N 66н (то есть в общеустановленном порядке).
Дополнительно в информации Минфина России от 01.11.2012 N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Информация) разъясняется, что субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 17 Информации).
Кроме того, субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 18 Информации).
В п. 19 Информации говорится, что субъект малого предпринимательства может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности, если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности (п. 20 Информации).
Таким образом, в рассматриваемом случае годовая бухгалтерская отчетность организации может состоять из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах (отчета о прибылях и убытках) и пояснений к ним. Отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств составляются по необходимости, то есть в том случае, когда они могут содержать информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
14 февраля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Информация Минфина РФ от 1 ноября 2012 г. № ПЗ-3/2012 “Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства”
Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности обобщил вопросы, поступающие в отношении упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и сообщает следующее.
1. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» в планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации может предусматриваться упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.
Упрощенная система бухгалтерского учета
2. При организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, т.е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, пункт 6).
3. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
3.1. Субъект малого предпринимательства может открыть для обобщения информации о:
а) производственных запасах счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);
б) затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу»;
в) готовой продукции и товарах счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);
г) дебиторской и кредиторской задолженности счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).
(Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н, разделы 2 и 3).
3.2. Субъект малого предпринимательства может предусмотреть в рабочем плане счетов бухгалтерского учета:
а) для учета денежных средств в банках счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);
б) для учета капитала счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);
в) для учета финансовых результатов счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).
(Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, пункт 6).
4. Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
4.1. Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.
4.2. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг).
(Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н, разделы 4.1 и 4.2).
5. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, пункт 19; Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н, пункт 12; Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, пункт 18).
6. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 (включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов), не применяя ПБУ 2/2008.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н, пункт 2.1).
7. Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, пункт 15).
8. Субъект малого предпринимательства может принять решение не проводить переоценку нематериальных активов для целей бухгалтерского учета.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н, пункт 17).
9. Субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н, пункт 22).
10. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом субъект малого предпринимательства может принять решение не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н, пункт 19; Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, пункт 6).
11. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.).
(Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/01), утвержденное приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н, пункт 3).
12. Субъект малого предпринимательства может принять решение признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
(Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, пункт 9).
13. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать все расходы по займам прочими расходами.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н, пункт 7).
14. Субъект малого предпринимательства может отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В бухгалтерской отчетности субъекта малого предпринимательства могут не раскрываться отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, пункт 2).
15. Субъектам малого предпринимательства рекомендованы в качестве предпочтительных следующие организационные формы ведения бухгалтерского учета (в зависимости от объема учетной работы):
а) ввести в штат должность бухгалтера;
б) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;
в) вести бухгалтерский учет лично руководителем.
(Федеральный закон «О бухгалтерском учете», статья 6, часть 2; Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, пункт 7).
16. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
(Федеральный закон «О бухгалтерском учете», статья 4, часть 2).
Упрощенная система бухгалтерской отчетности*
17. Субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
(Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, пункт 6; Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, пункт 6).
18. Субъект малого предпринимательства самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
(Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, пункт 6, 6.1, приложение № 5).
18.1. Субъект малого предпринимательства может включать в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам статей без детализации показателей по статьям.
(Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н, пункт 6).
19. Субъект малого предпринимательства может раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства.
19.1. Субъект малого предпринимательства, за исключением публикующего бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам, либо по собственной инициативе, может не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности.
(Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н, пункт 3);
19.2. Субъект малого предпринимательства может не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности.
(Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 143н, пункт 2);
19.3. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, может принять решение не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности.
(Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02), утвержденное приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н, пункт 3.1).
19.4. При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, пункт 6).
20. Субъект малого предпринимательства приводит в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности.
(Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, пункт 11).
21. Субъект малого предпринимательства, кроме эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
(Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, пункт 15.1).
22. Субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
(Положение по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010), утвержденное приказом Минфина России от 28 июня 2010 г. № 63н, пункт 9).
* При формировании бухгалтерской отчетности субъект малого предпринимательства должен исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении (Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н, пункт 6).
Обзор документа
Для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности, предусмотрена упрощенная система ведения бухотчетности.
Субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухучета по сравнению с планом счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций. В частности, для обобщения информации о производственных запасах используется счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»). Для отражения сведений о готовой продукции и товарах достаточно счета 41 «Товары». Кроме того, в рабочем плане можно использовать для учета денежных средств в банках счет 51 «Расчетные счета». Организации кроме этого счета предусматривают счета 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и 57 «Переводы в пути».
Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров бухучета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма без использования регистров бухучета имущества (простая) или с его использованием.
Субъект малого предпринимательства может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов. Также он может признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008. Это не касается эмитента публично размещаемых ценных бумаг.
В бухотчетности, в частности, можно не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности. Кроме того, допускается не представлять информацию по сегментам в бухотчетности, не раскрывать сведения по прекращаемой деятельности.
В бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках допускается включать показатели только по группам статей без детализации по статьям.
Разъяснено, как можно исправить существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухотчетности за этот год.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Отчетность малых предприятий 2012
Укажите свои данные и мы свяжемся с вами
Или Вы свяжитесь с нами наиболее удобным способом
Телефон в Москве: +7 (495) 776-83-73, skype: parus.cbp, почта: [email protected]
Москва: +7 (495) 181-51-73
Организация относится к малым предприятиям. Какую отчетность сдают за 2012 год малые предприятия? Упрощенка должна сдавать баланс за 2012 год?
Бухгалтерская отчетность малого бизнеса на УСН за 2012 год
Субъекты малого бизнеса применяющие «упрощенку» бухгалтерскую отчетность за 2012 год сдавать не должны. Однако, имейте в виду, законодательством в данный вопрос ясность не внесена и официальные разъяснения уполномоченных ведомств на сегодняшний день отсутствуют.
Закон №402-ФЗ обязал малые предприятия на спецрежимах вести с 2013 года бухгалтерский учет. Однако закон вступил в силу с 1 января текущего года. И его действие не распространяется на предыдущие периоды. А бухгалтерская, как и любая другая отчетность составляется по данным учета. Поскольку бухгалтерский учет, в полном значении этого понятия, не вели субъекты малого бизнеса, то и для составления отчета нет данных.
Некоторые специалисты придерживаются мнения, что малые предприятия должны сдавать формы бухгалтерской отчетности уже за 2012 год. Аргумент следующий: Закон 402-ФЗ вступил в силу в начале года, а значит, следуя буквенному прочтению его норм, все организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность и за 2012 год.
Мы придерживаемся иного мнения. Если малые предприятия и обяжут, путем публикации официальных разъяснений уполномоченных органов, отчитываться по бухгалтерским формам, то совершенно нелогично требовать представления отчетов в полном объеме, пусть и на формах отчетности для субъектов малого предпринимательства. Поскольку бухгалтерский учет вели в отношении основных средств, то и в балансе следует указать только балансовую стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2012 года.
Со своей стороны можем сообщить, что наша компания не составляет отчеты по бухгалтерским формам за 2012 год. Если будут указания ФНС либо Министерства финансов, мы последуем полученным официальным разъяснениям. А пока отчеты сдаем в обычном порядке, не отличающемся от предыдущих налоговых периодов.
Напомним, что в настоящее время в Госдуме рассматривается законопроект 174312-6, содержащий предложение об освобождении малого бизнеса на УСН от ведения бух.учета.
Пока данный законопроект не утвержден, можно обратиться за официальными разъяснениями в Минфин, для устранения всякого рода сомнений.
Состав бухгалтерской отчетности, представляемой субъектами малого предпринимательства
За исключением отдельных случаев, согласно нормам первого пункта четырнадцатой статьи 402-ФЗ, малые предприятия сдают бухгалтерскую отчетность. Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий выглядит следующим образом:
- Бухгалтерский баланс;
- Отчет о финансовых результатах;
- Приложения.
Пояснительную записку, приложения к балансу и иные приложения малые предприятия могут не сдавать в инспекцию. При этом баланс заполняется по упрощенной форме, без детализации статей. Показатели группируются по группам. В отчете о финансовых результатах также указываются доходы и расходы указываются в совокупном объеме, без подробной детализации.
Вместе с тем, организации могут представлять отчетность в общем порядке, с заполнением традиционных форм бухгалтерской отчетности.
Ознакомиться со стоимостью наших услуг по подготовке и сдаче отчетности можно здесь, все цены здесь и нулевая отчетность здесь
Бухотчетность для малых предприятий стала проще
Комментарий к новым упрощенным формам баланса и отчета о прибылях и убытках
17 октября был опубликован Приказ Минфина, утвердивший упрощенные формы баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. Этот Приказ вступает в силу с 28 октября. Следовательно, новые формы можно будет использовать уже при составлении отчетности за 2012 г.
Что было у малых предприятий с бухотчетностью
Для них и до выхода специальных форм было предусмотрено упрощенное составление отчетности.
- средняя численность работников в 2010 и 2011 гг. не превышала 100 человек за каждый год;
- выручка в 2010 и 2011 гг. не превышала 400 млн руб. (без НДС) за каждый год;
- не более четверти уставного капитала (в совокупности) принадлежит организациям, не являющимся малыми предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам.
Они и раньше, и сейчас не обязаны включать в состав бухотчетности:
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- пояснительную записку.
Но эти формы можно не заполнять, только если не нужно раскрыть какую-либо важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельност и подп. «б» п. 6. Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н; Письмо Минфина от 03.04.2012 № 03-02-07/1-80 .
Малые предприятия могли включать в баланс и отчет о прибылях и убытках показатели только по группам стате й п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н . То есть можно просто использовать формы, утвержденные для всех, без дополнительной детализации показателей отчетности с помощью расшифровывающих строк.
Вот и получается, что баланс и отчет о прибылях и убытках малых предприятий могли быть такими же, как и у крупных предприятий. Видимо, поэтому финансовое ведомство решило сделать разницу более существенной.
Упрощенный баланс
Шапка у упрощенного баланса такая же, как у обычного. Но теперь актив и пассив вместе умещаются всего на одну страницу — в них гораздо меньше показателей, чем в обычном балансе. Так, в активе новой формы баланса нужно будет заполнить всего пять строк (не считая итоговых показателей валюты баланса), а в пассиве — шесть строк.
В балансе отражаются только годовые показатели — на 31 декабря отчетного года и на 31 декабря 2 лет, предшествующих отчетному году.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий за 2017 год
Закончились Новогодние праздники и отпуска, для бухгалтера наступила отчетная пора.
Рассмотрим основные моменты, которые важно учесть при подготовке бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год.
Критерии субъектов малого предпринимательства
Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:
- Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
- Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).
Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:
- акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
- деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
- организация — участник проекта «Сколково»;
- учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
- суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.
Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.
Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.
Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.
Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).
Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.
Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:
- СМП, созданные в форме акционерного общества;
- СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.
Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:
При организации бухгалтерского учета на предприятии:
- использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
- руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
- при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
- вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).
При признании доходов и расходов:
- использовать кассовый метод учета доходов и расходов (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99);
- признавать доходы и расходы по договорам строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008 (п. 2.1 ПБУ 2/2008).
При учете материально-производственных запасов:
- принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
- признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
- признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
- не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).
При учете основных средств:
- малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
- при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
- при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
- при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
- начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).
При учете НМА и НИОКР:
- признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
- списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).
По другим активам и обязательствам:
- не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
- любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
- осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
- не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
- проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);
При составлении бухгалтерской отчетности
1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах
Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.
Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н«). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.
Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.
Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.
При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.
2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/[email protected]):
- отчет об изменениях капитала,
- отчет о движении денежных средств,
- отчет о целевом использовании средств.
- а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.
Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.
В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).
Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).
Пример 1:
Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.
Пример 2:
В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.
Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).
Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.
3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий
Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.
- не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
- не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
- не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.
Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).
С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.
Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.
Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.